Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Русские святыни. География, описание, интересные факты. Сочинение-описание внешности человека

Русские святыни. География, описание, интересные факты. Сочинение-описание внешности человека

Любой человек сталкивался с накопившейся усталостью от будней, проблем и другого негатива. Избавиться от этого и наполнить свою жизнь новыми силами и положительными эмоциями помогут святые места. Найти душевную гармонию можно, если поехать по святым местам России. Среди них выделяются памятники наследия и духовно-культурные центры: Соловки, Кижи, Оптина пустынь, Дивеево, Псково-Печерская обитель, Троице-Сергиева лавра, Нилова пустынь.

№1. Соловки

Архангельская область, архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу.

Соловки. Фото: aminpro

Соловки завлекают своей мистической землей, так как были основаны еще в XV веке. Соловки вобрали в себя группу из 6 островов, которые расположились у входа Онежской губы в Белом море (Архангельская область). Среди этой группы островов выделяется самый крупный – Соловецкий (более 240 кв. км).

Издавна здесь были построены лабиринты. Когда-то в этом монастыре были войска, которые защищали от атаки врагов. Помещение также служило местом ссылок. И только в 90-х годах была возрождена религиозная деятельность.

Главной знаменитостью и религиозно-культурным средоточием считается Соловецкий ставропигиальный мужской скит, или же просто — Соловецкий монастырь. Возник в 1420-1430-х годах. С XVI и до начала XX века монастырь считался одной из самых «знаменитых» политических и церковных тюрем в России. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (СЛОН).

Чтобы поистине прочувствовать духовность и святость этого места, нужно провести здесь как минимум неделю. И обязательно посетите Ботанический сад. Здесь сохранились растения, высаженные монахами в 1870-1920 годах, а также посадки заключённых Соловецкого лагеря.

Природа Соловецкого архипелага завораживает и помогает слиться с чистотой этих мест, став ее частью.

Это интересно:

— Соловецкий монастырь, как одна из святынь России изображен на обратной стороне 500 рублевой купюры.

— Из 50 существующих каменных лабиринтов в России 35 находятся на территории Соловецких островов. Их возраст – более 2000 лет.

№2. Кижи

Республика Карелия


Кижи. Фото: oursociety.ru

Знаменитый Кижский погост состоит из Преображенской и Покровской церквей, между которыми построена колокольня. Церкви были возведены в XVIII-XIX столетиях.

Преображенская церковь известна тем, что была построена полностью из дерева без единого гвоздя и одним лишь топором. Ее основателем был столяр Нестор, который после завершения выбросил свой топор в реку, чтобы никто не мог скопировать его творение.

Но все же в данной церкви высотой 37 метров есть гвозди в куполах.

В 1993 г. Кижи были названы одним из особенно значимых памятников развитого наследия России. Более подробно о Кижском погосте мы писали .

Это интересно:

ЮНЕСКО признало Кижи всемирным наследием сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.

№3. Оптина пустынь

Козельск, Калужская обл.


Оптина пустынь. Фото: optina.ru

Следующим святым местом считается Оптина пустынь, которая была названа в честь раскаявшегося атамана бандитов – Опты (в монашестве Макарий).

Монастырь состоит из Введенского собора, крестообразно от которого стоят церкви Марии Египетской, Казанской и Владимирской. Этот монастырь был создан в XIV веке и знаменит историей служения старцев, основоположником которого был архиепископ Леонид. По сей день множество верующих людей приезжает, чтобы прикоснуться к мощам старца Амвросия.

В Оптину пустынь любили приезжать Гоголь, Достоевский и Толстой. После нахождения Достоевского в этом святом месте был написан роман «Братья Карамазовы».

Это интересно:

В 1931 г. на территории монастыря Оптина пустынь был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, ок. 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944-1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

№4. Дивеево

Дивеево, Нижегородская область


Дивеево. Фото: diveevo-today.ru

Стоит посетить и женский монастырь в Дивеево, который был основан во 2-й половине XVIII века. Этот монастырь находится под покровительством Пресвятой Богородицы. По преданию, она явилась святому и указала на место, где должна быть построена церковь. Первой стала Казанская, затем церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы.

В середине монастыря возвели Троицкий собор, являющийся главной молельней. Именно в этом храме и по сей день хранятся мощи батюшки Серафима и его оставшиеся вещи. Многие люди, приезжая сюда, поклоняются ему и верят, что его мощи помогают очистить душу и даже исцелиться.


Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви. Дивеево

Недалеко от Троицкого собора стоит Преображенский собор, который был построен на пожертвованные деньги прихожан. Среди святынь Дивеевского лавра можно выделить Святую Канавку, икону Божьей Матери и раку с останками старцев Глинской пустыни. Канавка считается сердцем Богородицы. Проведя ночь в монастыре, можно получить благословение Божьей Матери.

Это интересно:

№5. Псково-Печерский монастырь

Печоры, Псковская область


Псково-Печерский монастырь. Фото: Albert Motsar

Одной из старейших обителей является Псково-Печерская. История этого мужского монастыря началась с XV века, с выкопанной и освященной церквушки в пещере. Основателем считается преподобный Иоанн, который освятил обитель Успенской церковью.

Сегодня на территории монастыря размещены сохранившиеся пещеры, 8 церквей и Михайловский собор. Также здесь есть 2 источника со святой водой в честь Св. Корнилия и в доброе имя Богородицы. Основными святынями считаются иконы «Умиление» и «Успение» Божьей Матери, а также икона Св. Николая.


Псково-Печорский монастырь. Фото: ПравославнаяКарелия.рф

Это интересно:

— Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски - печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).

— Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему не был затронут антицерковными и антирелигиозными мероприятиями Советской власти.

— В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие.

— В настоящее время мирян в пещерах не хоронят; монахов же погребают на пятой и шестой улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая землёй. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.

№6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сергиев Посад, Московская область


Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Фото: elitsy.ru

Свято-Троицкая Сергиева Лавра считается самой крупной среди российских монастырей. Еще в 1337 году ее основал Сергий Радонежский. Этот великий мужской монастырь когда-то состоял только из деревянного храма Святой Троицы и нескольких келий. Сейчас же на территории монастыря находятся 2 собора, колокольня, часовня и 7 церквей. Святынями являются останки святых старцев, в том числе мощи С. Радонежского, к которым преклоняются верующие люди.

Это интересно:

— Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского (мирское имя Варфоломей) на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году.

— Над иконостасом Свято-Троицкого собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.

— Со времён сооружения храма сохранилось около 40 икон.

— В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№7. Нилова пустынь

Побережье озера Селигер, Тверская область


Нило-Столобенская пустынь. Источник фото: kuzma-prutkoff.livejournal.com

Последней, но не по своей значимости, является Нилова пустынь. История этого места берет свое начало с начала XVIвека, основателем является преподобный Нил. По преданию, когда на его келью напали грабители, Нил вышел с иконой Пресвятой Богородицы. Начав читать мольбу, разбойникам показалось, что его окружает большое количество вооруженных людей, и тогда в испуге они опустились на колени перед Нилом и стали вымаливать прощения.

После его смерти на острове Столобный, где он жил свои последние 27 лет, был воздвигнут Нило-Столобенский мужской монастырь. В нынешнее время монастырь состоит из Богоявленского собора (покоятся останки святого Нила), Крестовоздвиженский и Всех Святых храмы, церковь Святого Иоанна и Покрова Богородицы.

Это интересно:

В годы советской власти Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

1927-1939 - трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
1939-1940 - лагерь для польских военнопленных;
1941-1945 - госпиталь;
1945-1960 - снова колонию;
1960-1971 - дом престарелых;
1971-1990 - турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

В советское время в Нилову пустынь были перенесены останки Леонтия Магницкого — автора первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры, ученого и соратника Петра I.

Отправляться в монастыри следует с чистым сердцем и душой, и провести в каждом из таких мест хотя бы сутки.

  • Фото на превью: pokrov.pro

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Знакомство – обязательный этап общения с окружающими людьми. Конечно, контактировать со старыми приятелями легче: эти люди в курсе вашего характера, привычек и других индивидуальных особенностей. А новым приходится все рассказывать заново. Хорошо еще, если речь идет о непринужденной беседе в компании друзей! Но ведь часто приходится рассказывать о себе в письменном виде, порой даже в официальных документах. Всевозможные анкеты, резюме, аккаунты и клубы по интересам ждут не дождутся, когда же вы сообщите им информацию о себе. Для одних это – сущая формальность, ограниченная парой-тройкой стандартных предложений. Но бывает, что от вашего описания многое зависит. В таком случае написать о себе нужно не просто честно и грамотно, но и как можно более интересно, чтобы ваш рассказ не затерялся среди других аналогичных автобиографий.

Рассказ о себе, устный или письменный, не всем дается легко. Есть люди, для которых самопрезентация – дело привычное и даже приятное, они охотно делятся фактами своей биографии и подают их увлекательно, как литературное произведение. Но для большинства необходимость написать о себе, да еще и в особенном, нестандартном стиле, - это серьезное испытание их природной стеснительности, творческой фантазии, да и просто писательского таланта. Для таких людей мы подготовили своеобразную «шпаргалку» с подсказками и небольшими советами о том, как начать, построить и оформить свое произведение, чтобы читателям было интересно читать о вас даже в том случае, если в вашей жизни не происходило выдающихся событий, описание которых может стать основой приключенческого романа. На самом деле все намного проще: даже биографию среднестатистического человека, ведущего самую спокойную и умиротворенную жизнь, можно читать взахлеб, если она написана интересно.

Рассказ о себе: правила, нюансы и советы
Интересной особенностью автобиографии как жанра является то, что у одного и того же человека может быть сколько угодно описаний его жизни. Причем жизнь тоже остается одной, и все события, которые в ней происходили, правдивы. Но, в зависимости от стиля, назначения, условий написания эти произведения получаются совершенно разными. Как и в любом тексте, при сохранении одной фабулы возможно почти бесконечное количество вариантов развития сюжета, где повествование будет хронологически последовательным или художественно искаженным, логически правильным или творчески адаптированным. Как говорится, всему свое место и время, и автобиография при приеме на работу имеет мало общего с самопрезентацией при поступлении в театральное училище. Единственный объединяющий их фактор – это вы, а точнее, фактические события вашей жизни. Поэтому давайте для начала определимся, почему и с какой целью вам понадобилось написать о себе. Самые распространенные варианты таковы:

  1. При приеме на работу, поступлении на учебу или службу. Это самый краткий, по сути формальный и потому наиболее простой вариант. Справиться с ним несложно и без специальных подсказок, тем более, что в таких случаях автобиография, как правило, пишется по , вплоть до заполнения граф анкеты. Но даже если перед вами чистый лист бумаги, от вас требуется лишь в хронологическом порядке изложить основную информацию о времени и месте своего появления на свет, полученном образовании, профессиональном опыте и вкратце – семейном положении. Большего формальные автобиографии не требуют. Исключение могут составлять биографии представителей творческих профессий: журналистов, копирайтеров, редакторов. К ним предъявляется больше требований в плане используемого словарного запаса и, возможно, примеров работ. Но портфолио – это отдельное задание и формируется оно тоже по своим, независимым от автобиографии, стандартам.
  2. При вступлении в тематическую организацию/кружок/секцию может потребоваться более развернутая информация о кандидате. В зависимости от направления заведения, включите в перечень данных соответствующие ему. Например, расскажите о завоеванных спортивных наградах, дипломах, медалях и грамотах за участие и победы в олимпиадах, интеллектуальных играх и состязаниях. Если речь идет о творческой мастерской, то не лишним будет рассказать о своих предпочтениях и вкусах, любимых жанрах и техниках, кумирах и образах для подражания. Задача вашего жизнеописания в данном случае – раскрыть собственный характер перед людьми, которые еще ничего о вас не знают, и влиться в их сформировавшийся коллектив. Поэтому, чем более дружелюбным и открытым будет ваш письменный рассказ, тем скорее он найдет отклик, и вы с большей вероятностью получите приглашение на личное устное собеседование.
  3. При регистрации в социальной сети/на сайте знакомств нет и не может быть никаких жестких правил. Но есть определенные приемы, с помощью которых можно сделать ваш рассказ о себе интересным и привлекательным для других пользователей. Например, многие представительницы прекрасного пола используют для этого стихи, тексты любимых песен или цитаты из литературных произведений, которые, на их взгляд, соответствуют их характеру и мировоззрению. Эту тактику следует признать достаточно остроумной, ведь, при отсутствии уверенности в собственном литературном таланте, можно воспользоваться беспроигрышным творением признанного гения. Так или иначе, ваша задача – создать в глазах незнакомых, и даже невидимых вам, людей нужный вам имидж. А для этого совсем не обязательно придерживаться документальной точности. Позвольте себе небольшую выдумку, дорисуйте в воображении собственный образ так, чтобы вам он нравился – тогда он понравится и остальным, чьи вкусы совпадают с вашими. Но не увлекайтесь фантазированием – вы же пишете все же о себе, а не создаете вымышленный образ идеального, но, увы, несуществующего человека.
  4. При создании собственного блога и/или литературного произведения интересно написать о себе легко и сложно одновременно. С одной стороны, для профессионального писателя рассказ о себе – это даже не работа, а приятный отдых, граничащий с тонким интеллектуальным удовольствием. И, раз уж вы дерзнули стать самостоятельным «родителем» целой книги или средства массовой информации (а блог вполне можно приравнять к информационному изданию), то написание оригинальной и увлекательной автобиографии не должно стать для вас проблемой. С другой стороны, именно повествование о себе и застает многих профессионалов врасплох. Потому что одно дело – анализировать и излагать информацию в рамках хорошо изученной и интересующей темы. И совсем другое – раскрыться перед читателями как личность, продемонстрировать им не только свои фундаментальные знания, эрудицию и талант, но и черты, свойственные простым смертным, порой далекие от качеств идеального творца. Плюс к этому, не все творческие личности одинаковы в своем стремлении выступить публично. И у литераторов, в отличие от актеров и музыкантов, это вызывает немало внутренних преград: стеснения, боязни излишней откровенности и т.п. В таком случае можно посоветовать призвать на помощь чувство юмора. Удачная шутка способна завуалировать собой неприглядные факты и даже превратить их в преимущества, а может просто заполнить паузу или наполнить содержание неожиданным смыслом.
Эти рекомендации придуманы не вчера и даже не на прошлой неделе, по подобным канонам создавались жизнеописания во все времена, начиная с древнейших событий в истории человечества. В зависимости от происшествий и культурных ценностей того времени, документировались не только и не столько факты личной жизни, сколько общественно значимые достижения. Так, восточные цари записывали повествования о своих военных победах, эстафету у них переняли античные военачальники, а Юлий Цезарь впоследствии создал «Записки о Галльской войне», которые одновременно являются пособием по ратному делу и захватывающим рассказом о событиях тех времен.

Средневековые философы, путешественники и даже искусные ремесленники описывали свои жизни для учеников и потомков. Жанр автобиографии тогда приобрел такую популярность, что даже стал самостоятельным литературным направлением, классическим и остроумным пародийным образцом которого и сейчас остаются, например, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе. Трудно припомнить хотя бы одного писателя, который в своих книгах не опубликовал описание собственной жизни. Даже о самых таинственных личностях удалось узнать немало подробностей с помощью их личных дневников и переписки. Кстати, эпистолярный жанр – неиссякаемый источник вдохновения при написании рассказа о себе. Ведь в письмах люди стараются быть искренними, доверяют адресатам немало сокровенного. Для вас это может послужить хорошей школой и кладезем идей. Поэтому не ленитесь читать биографии известных людей, смело заимствуйте в них интересные приемы и речевые обороты.

Пример интересного рассказа о себе
Итак, с теоретическим аспектом написания рассказа о себе мы разобрались, пора переходить к практике. Потому что никто, кроме вас, о вас не напишет биографию так, чтобы раскрыть перед читателями все грани вашего характера и яркую индивидуальность. Не забывайте, что самое сложное – это начать, преодолеть сопротивление пустого листа бумаги. А дальше слово за слово, рассказа польется сам собой, если вы позволите себе отдаться творчеству. Обрести такое раскрепощение можно и постепенно, для этого начните с простого: напишите сначала формальную автобиографию, потом расширьте ее за счет вводных фраз и художественной лексики, а затем и вовсе расцветите красивыми образами и литературными приемами. Причем каждый следующий вариант сохраняйте отдельно, он пригодится вам при соответствующей ситуации. Таким образом, вы получите заготовки сразу нескольких рассказов о себе и сможете использовать и дорабатывать их по мере необходимости.

Пример формальной автобиографии:

«Я, Иванов Иван Иванович, родился 13 июня 1980 года в г. Киев. В 1987 году был принят в первый класс СШ №13, которую окончил в 1997 году с красным дипломом. В том же году поступил в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко на философский факультет по специальности «Политология». За время обучения в вузе прошел полную подготовку по программе подготовки офицеров запаса, получил звание «младший лейтенант». Окончил университет в 2002 году, получил диплом специалиста по политологии. Сразу же после окончания обучения начал работу в информационном агентстве в качестве аналитика и консультанта главного редактора. В 2008 году занял должность редактора отдела политики, которую занимаю по сей день.

Женат, воспитываю сына 7 лет и дочь 2 лет. Жена, Иванова Анна Валентиновна, 1986 года рождения, по образованию журналист, работает в ежемесячном издании. Увлекаюсь фотоискусством и живописью, люблю путешествовать. Веду здоровый образ жизни, регулярно посещаю спортзал и совершаю поездки на велосипеде. Вредных привычек не имею, свободное от работы время предпочитаю проводить с семьей и на активном отдыхе».

А теперь давайте представим, что этот, уже немного знакомый нам, человек решил вступить в ряды клуба фотокорреспондентов-путешественников. Клуб виртуальный, основное общение между его участниками происходит на собственном форуме в интернете. И теперь нашему знакомому предстоит зарегистрироваться и поприветствовать старожилов клуба, заодно объяснив им, кто он, зачем и почему пришел на форум. Текст рассказа о себе в том случае будет значительно отличаться от приведенного выше. Он может быть, к примеру, таким:

Пример интересной автобиографии:

«Дорогие друзья, разрешите представиться! Имя мое может показаться вам на первый взгляд забавным, но поверьте: оно настоящее. Именно так, благодаря их чувству юмора, назвали меня родители, и так написано в моем паспорте – а это, между прочим, официальный документ! В общем, зовут меня Ваня, фамилия моя – Иванов. Можете начинать подшучивать. Зато так даже легче будет меня запомнить J

Фотографией я увлекаюсь достаточно давно, уже лет семь. Но о вашем содружестве узнал, к сожалению, недавно. Очень надеюсь, что дедовщины у вас нет, и новичкам вход в клуб не заказан. Потому что ваши работы и накопленный опыт меня крайне заинтересовали. Я имел смелость просмотреть фотогалерею, представленную на сайте, и готов снять шляпу перед авторами этих снимков. Очень впечатляет и точность репортажей, и качество снимков, и художественное чутье фотографов. Со своей стороны обещаю, что приложу все усилия для того, чтобы соответствовать этому высокому уровню и достойно представить свое творчество.

Что касается меня лично, то человек я самый обычный и практически ничем не выдающийся. На жизнь зарабатываю тем, что больше всего люблю и лучше всего умею: строить гипотезы и делать прогнозы о политической ситуации в нашей стране и за ее пределами. Дело хлопотное и неблагодарное, но кто-то же должен им заниматься J Зато дома меня ждет почти взрослый сын-первоклассник, лапочка-дочка и, конечно, любимая и единственная жена Аня. Они все трое, кстати, тоже знают толк в путешествиях и красивых снимках.

В общем, если я еще не слишком утомил вас своим жизнеописанием и могу быть хоть чем-то полезен уважаемому сообществу, то буду очень рад быть принятым в его ряды. Обещаю быть дисциплинированным, вежливым и послушно выполнять все правила клуба. Всем киевлянам – отдельный привет и приглашение на воскресные велопокатушки. Всем остальным – просто мое безмерное расположение и наилучшие пожелания

Чувствуете разницу между первым и вторым текстом? Она полностью обоснована и вызвана спецификой общения и назначением рассказа о себе. Анализ особенностей приведенных текстов поможет разобраться в нюансах подачи информации и в будущем может быть использован вами при написании собственной биографии:

  1. В обоих случаях автор не погрешил против истины и сообщил правдивую информацию о себе. Но во втором рассказе он сознательно опустил те факты, которые не имеют отношения к делу. Зато вынес в первые абзацы то, что может быть интересно непосредственно этому коллективу читателей. Очень правильная тактика с точки зрения самопрезентации – она учитывает интересы и особенности восприятия аудитории.
  2. То же самое касается стиля изложения и лексики. В первом случае она сухая и официальная, как того требуют документы. Во втором – изобилует просторечными выражениями, образными оборотами и прочими средствами языка, недопустимыми в деловой переписке. Зато для компании приятелей по интересам именно такой язык будет наиболее понятным и приятным.
  3. В отличие от первого, строго текста, во втором рассказе автор вовсю использует юмор и личное обаяние, выраженное средствами языка. Он вербально рисует перед читателями образ эдакого балагура и легкого человека, располагающего к себе. Это отличный способ сделать рассказ о себе интересным, потому что он скрадывает шероховатости письменной речи за счет непринужденности дружеской болтовни.
  4. Во втором рассказе автор постоянно поддерживает связь с читателями. Рассказывая о себе, он сумел не зациклиться на себе любимом, а все время обращаться к аудитории. Используйте этот прием, чтобы заинтересовать читателя, ведь каждому человеку приятно, когда ему уделяют особенное внимание.
  5. Автор учел даже то, что его рассказ о себе будет восприниматься не на слух, а визуально, причем на площадке, предназначенной для интерактивного общения. Именно поэтому он позволил себе использовать графические символы, недопустимые в печатной переписке или записке от руки. Вы можете сделать то же: если написать о себе нужно в интернете, то смело применяйте смайлики и символы юникода. Но используйте их дозировано, не перегружайте текст, потому что чрезмерное количество картинок раздражает читателя.
Как видите, при правильном настрое и предварительной теоретической подготовке написать о себе интересно и не сухо вовсе не сложно. Напоследок позвольте дать вам еще один, завершающий совет. Перед началом своего рассказа составьте для себя список, в котором перечислите несколько своих самых ярких и характерных черт. Это могут быть особенности характера, выдающиеся достижения или просто забавные факты прошлого. Описывая каждый из них, вы увлечетесь воспоминаниями и непроизвольно сделаете текст увлекательным и выразительным. Да и читателям будет куда интереснее узнать о нестандартных ситуациях, нежели о среднестатистических «родился/учился/работал». В общем, пишите так, чтобы вам самому интересно было прочесть о себе, как если бы перед вами была биография какого-то другого, незнакомого, но остроумного, веселого и приветливого человека.

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза - зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови - красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...

Лоб - высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...

Взгляд - растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос - прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...

Волосы - короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура - хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...

Походка - быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...

Поза - величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Раньше планировалось продолжать писать по пунктам и расписывать каждый: как писать, что писать, но, думаю, в этом уже нет необходимости, хотя бы потому, что вы поняли смысл:

В то, что вы пишете, нужно вкладывать не только душу, но и смысл.

Поэтому вернемся к началу и вспомним три вида работающих описаний:

Описания атмосферы
Описания персонажа
Описания внутреннего мира персонажа

Об описаниях самое главное.

Описания атмосферы требуют описания локаций в соответствии с сюжетом и персонажем. Не надо лишних слов. Только действия, раскрытие персонажа, эмоции.

Описания персонажа требуют кропотливого подхода к личности. Не берите все из воздуха. Все в персонаже должно быть органично. Спокойный человек не будет носить все яркое, цветастое, а если будет, это должно быть объяснено автором. Исходите от психологии, а не только вашего желания создать необычный образ. Обращайте внимание не на саму одежду, а на манеру одеваться, не на цвет волос, а на то, как они уложены, как ухожены, не на глаза, а на взгляд. А главное не забывайте про отличительные черты, которые будут полностью характеризовать вашего персонажа или сильно выделять из толпы. Татуировка на шее, веснушки, ямочки на щеках, торчащие уши, черные бездонные глаза, глаза-щелочки, жабий рот, высокий или низкий рост, телосложение, длинные руки и т.д.

Описание внутреннего мира. Самое главное войти в ситуацию персонажа и оценивать все адекватно, исходя от канона, который вы сами себе наметили. Проявите свое актерское мастерство и живите своим персонажем, тогда вы поймете его действия и поступки. А значит, вам откроются его мысли. Не углубляйтесь в философию. Хотите раскрыть ее – делайте это через поступки персонажа. В конце концов, не думаю, что среди нас одни Достоевские.

От разных лиц.

1. «Я вошел в душную квартиру. Уже у порога начиналась неприятная картина. Старые полосатые обои были в грязных липких разводах, углы потолка округлили многочисленные паутины. Что-то хрупкое разбилось в другой комнате и черное существо с хриплым визгом пробежало меж моих ног. Крыса».

2. «Я видел ее лишь дважды. В первый раз это было на карнавале, имени которого я не помню. Какой-то клоун с ярко разрисованным лицом и огромным красным бантом на шее раздавал детям коробочки с разноцветными ароматными свечками, она взяла малиновые. Яркие веснушки на ее лице, широкая улыбка и волосы, такие пышные, волнистые. Раньше я бы не обратил на нее внимания, но в тот день я оказался в плену ее улыбки. Ее ямочек на щеках. Я даже не помню во что она была одета, но мне точно понравилось».

3. «Лили сегодня была восхитительна. Ее робкий шаг и нежная рука, которая перышком легла на мое плечо, заставляли мое сердце трепетать, а глаза закатываться от удовольствия. Мои веки закрывались, и губы растянулись в улыбке, кажется, я выгляжу пред ней нелепо. Но как прекрасно это чувство, запах камелий вплетенных в ее волосы, я не в силах себя контролировать. Я положу свою руку, на ее лопатку-крылышко, поймаю такт, и мы поплывем в вальсе. Рояль, Шопен. Наверное, я больше никогда не буду так счастлив»

И теперь от третьего лица:

1. «Душная квартира, в которую вошел Кайл, была погружена в серый сумрак. В тусклых лучах света, которые проникали через мутные окна, играли пылинки. Кайлу захотелось чихнуть, но закрыв рот, издал лишь непонятное всхлипывание, которое заглушил дребезг из кухни. Кайл побежал на звук, по дороге задев почерневший от пыли комод и заработав длинное пятно на рубашке. Это всего лишь крыса сбила со стола вазу, что разлетелась на мелкие частички, столкнувшись с керама-гранитом».

2. «Грэб лишь однажды встретил ее и полюбил в тот же момент. Шумный карнавал, который проходил на площади, недалеко от его дома, оставлял после себя лишь два образа: неприятный цветастый клоун, с лягушачьим красным ртом и девушка с нелепыми солнечными веснушками на курносом носике. Но как была светла ее улыбка. Эти играющие ямочки на ее худеньких щечках, эти волнистые волосы, что небрежно лежали на ее загорелых плечах. И навсегда он запомнит запах малиновых свечек, которые она купила у того неприятного клоуна».

3. «Дыхание не слушалось Эйна, оно жило отдельно от него или устроило забастовку, однако, времени с ним договариваться у него не было, даже если это грозит ему жизнью. Не подойди он к ней сейчас, тогда жизнь все равно пройдет впустую. И вот он уже приглашает ее на танец, галантно поклонившись и очаровательно улыбнувшись, как это делал с любыми другими девушками. Сердцеед. Но она для него особенная, другая. Муза. Она согласилась, положив ладошку на его ладонь, но он даже не выпрямился, позволяя ей взять инициативу.
- Так нельзя! – вскрикивает она и смеется. И ее смех, словно смычок, который пытается разорвать сердце, что стонет внутри Эйна. И она все равно берет на себя инициативу и опускает свою маленькую ладошку на плечо Эйна. Он мучается от короткого удовольствия быть с ней».

Здесь я вам представила свои зарисовки из произведений, которые зиждутся у меня в голове, но все еще не были представлены на бумаге, даже виртуальной. Наверное, я сама еще не знаю, что там за сюжет сидел у меня в голове, да, и когда начинала писать каждое новое описание, смутно представляла себе картину... Поймали меня на слове?

Вдохновение.

Поговорим о вдохновении, которое, как многие считают нам неподвластно. К сожалению, мне не довелось иметь столько свободного времени, чтобы ждать вдохновение и в любую минуту быть готовой продолжить свое произведение. Потому мне приходится его подчинять.

У многих есть идея, сюжет, но писать не получается именно мелкие заполняющие моменты, так вот пробуем, учимся.

На самом деле, вдохновение штука весьма контролируемая, так же как и эмоции. Чтобы написать интересное описание, которое будет еще и живым, вы должны начать писать, даже если ничего не идет в голову.

Сейчас вы знаете, что должно происходить с вашим персонажем по сюжету, но просто писать не получается. Не хватает жизни и окружения.
Возьмем для примера ситуацию: какого-нибудь детектива Джона утром вызывают на работу. Как это описать?

1. Пишите первое, что приходит в голову, даже если это просто слово «шляпа». Дальше все потечет. «Шляпе хорошо лежалось на тумбочке, под солнышком. Жаль только, ее быстро сорвали с места, и надели на засаленную голову хозяина. Джон не успел даже умыться снова. Очередной вызов». Этим все сказано. И вызов, и утро, все на месте и вроде динамично, и не обязательно писать про будильники или лучи солнца. Даже само «утро» не нужно упоминать.
«Ну, пришло мне в голову первое слово, что с ним делать дальше?» - подумали вы, значит, не течет. Ничего, если этот способ не сработал, идем дальше.

2. Представляйте себя в ситуации, как наблюдатель. Вы знаете, как автор, что сейчас должен проснуться ваш персонаж и выбежать из дома, но опять не знаете, как это описать интересно и динамично.
Представьте. Сейчас вы в доме своего персонажа. Посмотрите где что лежит, разбросано или убрано, какого цвета стены, какие просторы. Чем персонаж пользуется постоянно, например, кремом для рук. Почему? Ну, работа тяжелая, руки трескаются, обветриваются, сохнут. Ага, новая информация о персонаже для автора. И тут персонаж просыпается, что он делает в первую очередь? Потягивается, делает зарядку, а скорее всего - нет, бреется, опс, опять порезался - торопится куда-то. Порезался, значит, теперь злится, пальто надевает, спускается по узкой (!), старой лестнице. Старинный лифт уже давно не работает.
Понятно? Просто часто мы в подсознании знаем персонажа и его действия лучше, чем когда пытаемся придумать их из ничего. Когда вы представите себе событие, вам будет легче его описать. Просто будьте свидетелем и записывайте то, что видите.

О динамике.

О ней много здесь говорилось, потому не сомневаюсь, что вы подозреваете о ее важности. Чтобы писать интересные описания помните:
1. Пока действует ваш герой, мир не стоит на месте. Мир движется. Где-то что-то падает, кто-то играет в футбол, мимо проезжает машина.
2. На вашего героя всегда влияют какие-то силы. Элементарно - ветер.
3. Вашему герою всегда что-то мешает: челка, яркий свет, ботинки натирают, колено болит, раздражает чей-то смех, голос.
4. Люди всегда имеют какие-то привычки. Идти медленно, убирать за ухо волосы, грызть ногти, накручивать локон на палец, напевать мелодии, придуманные на ходу.

Еще немного красочнее.

Красочное и интересное описание, конечно, не только динамика и окружение, но и образ действия. Поэтому зададимся вопросом не только: «что сделал?», «что было вокруг?», но и «как это было?». Первое, что должно было появиться в голове: наречие. Именно оно, увы, отвечает на вопрос «как?». Но любой писатель знает, что наречия – коварные враги. Дело в том, что они на самом деле пусты. Чем писать: «быстро бежал», можно написать просто «бежал» или для пущей краски «несся», «бежал сломя голову». «Внимательно слушал» - «слушал», «внимал», «держал ухо востро», «вслушивался». Я в таких случаях использую словари синонимов. И речь обогащаете, и делаете красочнее свое творчество.
Конечно, очень важны в таких случаях сравнения, и желательно свои. Чем они необычнее и ярче, тем лучше.
«Он один несся по коридору как стадо оленей»
«Сердце екнуло и сделало тройное сальто» - не совсем сравнение, но яркое описание образа действия. «Словно сделало тройное сальто».
«Его глаза заблестели так, что можно было бы сделать из них ювелирные изделия»

Не к месту.

Очень важно писать так, чтобы каждое слово было уместным.
1. Если в историческом романе будет проскальзывать технический термин, текст потеряет гармоничность.
2. Если писать слишком много сравнений, будет вычурно.
3. Если писать слишком сложными словами, будет заумно.
4. Если делать внезапные вставки о философии античных времен (и не только) посреди произведения, когда описываются простые отношения между мужчиной и женщиной (и не только), читателю будет казаться, что автор считает его идиотом, который не читал учебников, и сейчас хочет помочь ему наверстать упущенное.
Делайте подобное только в тех случаях, если это как-то влияет на сюжет, и при этом говорится со слов персонажа, а не от автора. И тогда уж постарайтесь, чтобы информация была или не очень заумной (желательно примитивной), или уникальной.
Как говорил один писатель: «важно чтобы читатель в любой момент ясно понимал, о чем идет речь».
5. Избегайте слишком длинных предложений. Есть известные писатели, которые могут одно предложение растянуть на всю страницу, но это уникумы, которые знают, что делают и как делают. При этом они изъясняются очень просто, понятным языком для почти любого читателя. А у нас обычно люди со сложными словами те же, что и люди с длинными предложениями. Толк? Лев Толстой писал богато, красиво, но было понятно, о чем идет речь. Видимо, эти авторы копируют Ломоносова.
6. Затянутые описания перед действием, даже очень интересные, утомляют. Не переусердствуйте.

И еще один секрет.

И еще одна вещь, которая вряд ли упоминалась когда-либо в других статьях. По крайней мере, я еще не встречала.
Вообще все, что я писала, далеко придумано не мной, и то, о чем я напишу дальше, тоже.
Каждый человек имеет пять систем восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, запах.
Замечали когда-нибудь, что некоторые описания, даже добротные, читаются сложно? А те которые читаются с удовольствием?
Все люди имеют одну излюбленную систему. Например, тот автор, у которого превалирует зрение, будет писать так:
«Солнце было в зените. Яркий зеленый забор контрастировал с объявлением, напечатанном на красной бумаге. «ЦИРК» - написано было жирными буквами».
И все бы хорошо, одним понравилось, а другим эти три предложения показались чужеродными, неприятными. Почему? Потому что здесь все написано только для читателя с превалирующей системой восприятия – зрение, как и у автора.
«В воздухе витало предвкушение еще неприготовленного завтрака. Мальчики, с ментоловым привкусом на языке от зубной пасты, уже спускались на кухню. Один из них, встав на табуретку, открыл окно. В дом закралась свежесть».
Примерно так будет писать тот, кто живет в системе, где превалирует запах и вкус.
Но ведь читатель у нас разный! И с разными системами восприятия. Одни такие, одни сякие. Поэтому, чтобы захватить читателя с первых строк, старайтесь захватить все системы. Пусть читатели и видят, и слышат, и осязают и вкушают.

А на этом я закончу свою работу. Да написано, словно разными людьми, да неструктурированно в целом, но главное, чтобы это пошло вам на пользу. Спасибо за внимание. С любовью ваш недолитератор POV. Инкогнито.