Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Озвончение согласных: примеры. Фонетика русского языка. Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

Озвончение согласных: примеры. Фонетика русского языка. Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи - явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по "языковому", филологическому профилю, но и логопеды и их посетители. Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки - достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя "соседей" и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то - типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи - явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи - ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове "сшить", где звук "с" в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку "ш". К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести "д" в слове "подкоп". Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая - влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно - наборот.

Озвончение согласных

Озвончение согласных - достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах "просьба", "сбор" и "сделка" находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях "к дому" и "с дачи".
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить "дуб", "зуб", "огород". Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение - процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение - логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.

Краткое подведение итогов

Оглушение согласного звука - процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других - это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Тема . Оглушение звонких согласных в середине слова.

Цель . Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

а) чашка - ложка

б) ветка – лодка

В каждой паре слов выделить третий звук:

а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство," звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):

2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.

Тема . Оглушение звонких согласных в середине слова.

Цель . Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

а) чашка - ложка

б) ветка – лодка

В каждой паре слов выделить третий звук:

а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство," звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):

2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.

4. Проверить сомнительные согласные в словах:

Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Конспект занятия

Тема : «Оглушение звонких согласных».

Цель : научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

чашка ложка

Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш, а пишется в первом случаеш, во втором - ж.

Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

Ученики. Звук к . Он глухой.

Логопед. Значит, глухой звук к , встав рядом со звонким ж , повлиял на него.

Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш . Для сравнения берутся ещё два слова:

ветка лодка

Приводится аналогичное сравнение.

Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Например:

глаза - глазки согласный з звучит как с

борода - бородка согласный д звучит как т

ноготь - ногти согласный г звучит как к

юбочка-юбка согласный б звучит как п

книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

рукава - рукавчик согласный в звучит как ф

Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к - глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук - это тоже выясняется с помощью гласного: кошка - кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

ветка - лодка - рыбка - лапка -

лавка - шубка - селёдка - сказка -

тетрадка - полоска - матрёшка - обложка -



Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

Шка чашка, вышка

Шка клюшка, …

Шка катушка, …

Шка покрышка, …

Жка ножка, …

Жка стёжка, …

Жка стрижка, …

Жка сыроежка, …

… … дка лодка, …

... ... … дка грядка, …

... ... … … дка селёдка, …

... ... ... … … дка тетрадка, …

… … тка ветка, …

... … … тка плитка, …

… ... ... … тка пилотка, …

... ... ... … … тка таблетка, …

... ... ... ... … … тка табуретка, …

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

Красна яго-ка, да на вкус горька.

Бро-ь да гла- ря-ком живут.

На мы-ку и ко-ка зверь.

Что из, ящика, морко-ка,

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать, плуто-ка,

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

на ша-ки, перча-ки

Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

Я стою на но-ке толстой,

Я стою на но-ке гла-кой,

Под коричневою ша-кой

С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

Заглянуло к нам в око-ко

Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)



Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гла-ко,

А откусишь - сла-ко. (Яблоко.)

Огурцы на нашей гря-ке

Целый день играют в пря-ки.

Мы с ведёрками пришли

И огурчики нашли.

Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

з-б с- -г м-д с- -д

л-в д- -г р-з в- -г

с-д Г- -б г-д г- -з

Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

Кто любит тру-, того люди чтут.

На языке ме-, а под языком ле-.

В мае дож-ь, будет ро-ь.

Пей, ешь, а правду ре-ь.

Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

Како- корень, тако- и пло-.

Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

Летом сне-!

Просто смех.

Сне- по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух тополей.)

Без досок, без топоров

Через речку мост гото-. (Лед.)

Сидит де-, в шубу оде-.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Луг - лук, пруд - прут, плод - плот, груздь - грусть, мо­лод - молот, лёд - лёт.

Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну-слова с буквойш, в другую-с ж .

Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

Образец: плоский резкий

клюшка обложка

Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.