Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Есть ли в чувашии объекты всемирного наследия. Культурно-исторические памятники. Пожары в кризис участились

Есть ли в чувашии объекты всемирного наследия. Культурно-исторические памятники. Пожары в кризис участились

Включат ли церкви Свияжска в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Татарстан в очередной раз подал «свияжскую» заявку в ЮНЕСКО. После неудачной попытки в 2013 году республика не стала рисковать и выдвинула для включения в список Всемирного наследия не весь остров-град, а два его объекта XVI века: деревянную Троицкую церковь и каменный Успенский собор. Заявка будет рассмотрена не ранее 2017 года. При этом эксперты «Вечерней Казани» считают, что и на этот раз у Свияжска шансы невелики.

Напомним, в 2013 году Свияжск, основанный в 1551 году Иваном Грозным для осады Казани, уже был номинирован на включение в список ЮНЕСКО наравне с древним городом Болгаром. Однако из-за критических оценок иностранных экспертов по охране памятников, обнаруживших на территории древних поселений большое количество новоделов, Татарстан решил не рисковать и в последний момент отозвал заявку. А затем бросил все силы на то, чтобы протолкнуть в список Всемирного наследия Болгар – в июне 2014-го попытка удалась.

И вот на днях республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры, который возглавляет Минтимер Шаймиев, подал заявку о включении в список ЮНЕСКО двух храмов Свияжска. Это Троицкая церковь (1551 год), являющаяся единственным в Поволжье памятником русского деревянного зодчества XVI века, и Успенский собор (1560 год), построенный псковскими зодчими. В соборе сохранились уникальные фрески, особый интерес представляют изображения Ивана Грозного и святого Христофора с песьей головой.

– Многие думают: попадем в список ЮНЕСКО, и потекут деньги. Это не так. Знак «ЮНЕСКО» для Свияжска – это дело престижа. Он повысит интерес к памятникам культуры. Кроме того, включится механизм международного контроля за достопримечательностями, мы станем бережнее относиться к тому, что имеем, – объяснил «Вечерней Казани» смысл затеи директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. По его словам, в прошлом году остров посетили 260 тысяч туристов, а если Свияжск окажется под крылом ЮНЕСКО, турпоток начнет расти в геометрической прогрессии.

Между тем ряд экспертов считает, у Свияжска, равно как и у его отдельных объектов, по-прежнему мало шансов попасть в список мирового наследия.


– Нет никаких шансов у Троицкой церкви, – убежден член Союза архитекторов России, профессор Международной славянской академии, зам. руководителя группы разработчиков Концепции возрождения Свияжска как исторического малого города России, автор эскизного проекта генплана и проекта застройки Свияжска Евгений Игнатьев. – Реконструкция церкви еще не завершена. Но то, что уже сделано в 2011 – 13 годах, можно назвать лишь воссозданием прежнего образа, новоделом. Например, к новоделу можно отнести крытые гульбища или веранды, гипотетически воссоздающие прежний образ церкви. По большому счету претендовать на попадание в список ЮНЕСКО могут лишь отдельные архитектурные элементы Троицкой церкви. А именно – храмовая часть, датированная XVI веком, и трапезная с восьмериком (восьмигранным срубом. – «ВК») XVIII века.

А вот что касается Успенского собора, то, по мнению Игнатьева, его шансы на попадание в список ЮНЕСКО составляют 90 процентов. Успенский собор наименее всего был искажен реставрационными работами.

На вопрос «Вечерней Казани», какие еще исторические объекты на острове могут в будущем претендовать на включение в перечень ЮНЕСКО, профессор ответил категорично: «Достойных нет». Хотя не исключил, что в лист ожидания когда-нибудь поставят объекты бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря: Сергиевскую церковь начала XVII и собор Богоматери Всех Скорбящих Радости конца XIX – начала XX веков. Их реставрация не завершена.

– Вообще реставрация объектов Свияжска проводится с серьезными недочетами, которые существенно изменили облик града, – утверждает Евгений Игнатьев. – Лично у меня есть вопросы к реставраторам архимандричьего и братского корпусов на территории Богородице-Успенского мужского монастыря. Многие элементы в ходе восстановительных работ были грубо уничтожены. Например, погублен белокаменный фундамент рундучного крыльца у северной стены братского корпуса. До наших дней сохранилось только два крыльца, ведущих на второй этаж. То, что когда-то было третье, мы определили по малозаметным глазу признакам при исследовании здания. В итоге подрядчики просто вывернули остатки фундамента. Или взять южную сторону корпуса, где в ходе реставрации исчезли элементы туалетов психбольницы, пристроенные к зданию в XX веке. Эти фрагменты, конечно, культурной ценности не представляли, но являлись частью исторического облика братского корпуса. А реставрация предполагает бережное сохранение всех культурных слоев объекта, всех следов времени. Кроме того, в результате восстановительных работ все интерьеры внутри корпуса были сильно искажены. О какой аутентичности можно говорить?

По мнению реставратора, уничтожению исторического облика Свияжска поспособствовала и новая псевдоисторическая застройка.

– Свияжск превращают в полигон деревянных и каменных «сараев», – критичен Евгений Игнатьев. – Между тем концепцией 1996 года подразумевалось возрождение Свияжска как малого исторического города с полнокровной жизнью. Однако со временем республиканские власти вывели на первый план создание музея-заповедника. Музей – это своего рода консервация, запрет на развитие территории. Получается, жители Свияжска в заповеднике в принципе не нужны. И что мы сегодня имеем? Молодые семьи уезжают из Свияжска из-за отсутствия работы, школ и садиков. Остров-град превращается в заповедник с монастырями и монахами в качестве экспонатов, в элитную дачную Рублевку, где дачников в два раза больше, чем постоянных жителей.

Более того, реставратор убежден, что и статус памятника ЮНЕСКО Свияжску только во вред. На развитии города можно будет смело поставить крест. Ведь тогда каждую новую постройку на острове придется согласовывать в Париже!

Чувашия богата памятниками истории и культуры, которых насчитывается 655 (из них 45 – федерального значения), в том числе: 346 памятников архитектуры и градостроительства, 177 – археологии, 120 – истории, 12 – искусства. Чувашия – великолепный уголок Поволжья с интересным сочетанием древности и современности. Туристам есть, что посмотреть в Чувашии. Большой интерес представляют памятники культовой архитектуры.

Главный храм Чувашии – Введенский собор, построенный в 1655-57 годах, – поражает своей тяжеловесностью: в ширину он больше, чем в высоту, а главки непропорционально малы. Еще сильнее собор впечатляет внутри: огромный и очень темный зал, богатейшее позолоченное убранство, а главное – почти полное отсутствие внешнего света: окна и световые барабаны настолько малы, что освещается он преимущественно свечами. И весь этот вид грандиозного черно-золотого зала оставляет очень сильное впечатление. В этом кафедральном храме хранится уникальная святыня – икона Владимирской Божьей матери, которой город был благословлен первокрестителем отцом Гурием при закладке крепости.

Среди достопримечательностей центра города также интересна церковь Михаила Архангела, где хранится икона "О прибавлении ума", Свято-Троицкий мужской монастырь, территория бывшей крепости 1555 года, старейшие улицы города, дома купцов Кадомцева и Ефремова.

Не оставляет равнодушными своих посетителей и музей-заповедник легендарного комдива, частого персонажа различных анекдотов и историй В.И. Чапаева, родившегося в селе Будайки на окраине нынешних Чебоксар и бывшим этническим чувашом. Между прочим, фамилия Чапаев у чувашей вообще весьма распространенная. Музейный комплекс, созданный в 1974 году, включает здание самого музея, спроектированное в форме развернутого знамени и украшенное барельефами и фресками; воссозданный дом Чапаева, представляющий немалый интерес еще и как традиционное чувашское жилище конца XIX века; и узнаваемый с первого взгляда памятник герою – своеобразный символ советских Чебоксар. Экспозиция музея рассказывает о личности В.И. Чапаева, его соратниках, представителях военной династии, дивизии им. Чапаева, наследниках боевых традиций, а также о создании образа Чапаева в искусстве.

В Чувашии есть еще много интересных для посещения мест: залы и хранилища Республиканского государственного художественного музея, Чувашского национального музея, выставочных залов и художественных салонов, галерей, многочисленных тематических музеев столицы и малых городов республики – Музея космонавтики в с. Шоршелы, на родине третьего космонавта Советского Союза Андрияна Григорьевича Николаева, Геологического музея, Музея пива, Литературного музея, Музея Воинской Славы и десятков краеведческих и этнографических музеев, – берегут уникальные сокровища народного таланта и народной мудрости.

Чувашия – удивительная республика с уникальной историей и культурой, заслуживающая посещения, как своими жителями, так и его соседями.

Приложение

к республиканской целевой
программе «Культура Чувашии:
2010–2020 годы»

Подпрограмма
«Культурное наследие в Чувашской Республике»

I . Характеристика проблемы,
на решение которой направлена подпрограмма

В Чувашской Республике насчитывается 776 объектов культурного наследия. В Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Чувашской Республики, включен 681 объект (54 объекта федерального значения, 627 – регионального), 95 объектов учтены в списке вновь выявленных памятников истории и культуры. В республике находятся 5 исторических поселений (городов) – Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

На современном этапе проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление, изучение и сохранение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии , архитектуры, градостроительства и монументального искусства.

Ремонтно-реставрационные работы в 2005–2008 годах были проведены на 22 объектах культурного наследия, из них на 9 памятниках федерального значения: Введенский собор (г. Чебоксары), Дом крестьянина (г. Чебоксары), Дом Соловцова (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Тихвинский женский монастырь (г. Цивильск), Учительская семинария (с. Порецкое), Вознесенская церковь (с. Семеновское, Порецкий район), Дом Лобачевского (г. Козловка), и на 13 памятниках регионального значения: здание Чувашского государственного театра кукол (г. Чебоксары), здание первого вуза Чувашии (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Успенский собор (г. Чебоксары), Киево-Ни­ко­ла­евский женский монастырь (г. Алатырь), здание бывшей школы (г. Алатырь), дом № 66, памятник деревянного зодчества
(г. Алатырь), Дом купца Сапожникова (г. Мариинский Посад), Дом купца Соснина (г. Мариинский Посад), Покровская церковь (с. Покровское, Мариинско-Посадский район), Дом барона Жомени (г. Козловка), дом жилой (с. Порецкое), Троицкая церковь (с. Большие Шемердяны, Ядринский район). Объем средств, освоенных на ремонтно-реставрационных работах за указанные годы, составил 100,8 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики – 22,3 млн. рублей.

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Значительная часть объектов культурного наследия, имеющих важное значение для истории и культуры Чувашской Республики, нуждается в реставрации, консервации , восстановлении и приспособлении для современного использования. 14 памятников архитектуры и градостроительства находятся в аварийном состоянии, среди них церковь Иоанна Крестителя (с. Большой Сундырь, Ядринский район), Никольская церковь (с. Чиганары, Ядринский район), комплекс зданий Алатырской духовной пустыни (собор Святого Духа, часовня, церковь Иоанна Воина), Никольская церковь (с. Никольское, Ядринский район), церковь Рождества Богородицы (г. Алатырь), дом при Никольской церкви (г. Алатырь), дом, в котором жили чувашские писатели и (д. Карачево, Козловский район), Дом композитора А. Тогаева (г. Мариинский Посад), дом жилой с подвалами (с. Ялушево, Алатырский район), Покровская церковь
(с. Ахматово, Алатырский район), Алексеевская церковь (г. Ядрин).

Одним из важнейших направлений подпрограммы является формирование системы государственного учета объектов культурного наследия. Необходимо провести мониторинговые исследования с целью выявления полной информации о количестве, состоянии, характере использования, собственниках, арендаторах и пользователях объектов культурного наследия. Данные мониторинга и систематизированное оформление его результатов на цифровых носителях создадут электронную базу для осуществления государственной охраны объектов культурного наследия. Планируется завершить процесс заключения охранных обязательств, изготовления паспортов памятников истории и культуры в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Мероприятия подпрограммы предусматривают также подготовку и издание Свода объектов культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.

Особо остро стоит проблема сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территориях исторических поселений (городов). Теряется исторический облик и своеобразие гг. Чебоксары, Алатыря, Цивильска, Ядрина, Мариинского Посада в результате сноса, реконструкции исторической застройки без учета ее специфики, возведения новых строений без учета сложившегося облика исторической зоны. Ценнейшие здания-памятники, расположенные на территории Порецкого района, требуют проведения первоочередных противоаварийных работ.

Общий объем средств на весь период реализации подпрограммы составляет 0 тыс. рублей.

Финансирование мероприятий подпрограммы отражено в табл. 2.

Таблица 2

Объемы финансирования подпрограммы

Сроки исполнения (годы)

Всего объем

финансирования, тыс. рублей

В том числе за счет средств

федерального бюджета

республиканского бюджета Чувашской Республики

внебюджетных

источников

Итого

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря 15 марта этого года уже стал поводом для мрачных конспирологических теорий. Скупая официальная информация, согласно которой «серьёзных повреждений здание не получило» и «колокола не пострадали», не стыкуется с мнением специалистов. Официальное заключение о причинах пожара в Новодевичьем монастыре будет сделано на основании экспертизы, которую проводят в МЧС. Однако уже сейчас ясно: обычная версия о чьей-то халатности никого не устроит.

Новодевичья колокольня, как и вся обитель, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с церковью Вознесения в Коломенском и Московским Кремлём. В последний раз Новодевичий монастырь горел перед смертью Ивана Грозного в марте 1584 года. А монастырскую колокольню последний раз ремонтировали в 1998 году, перед дефолтом: тогда во время урагана с неё упал крест. Сейчас многие тоже усматривают в произошедшем пожаре тайный смысл: видят в этом символ грядущего кризиса. Информация, которую удалось собрать «Нашей Версии», наводит и на более приземлённые мысли.

О чём молчат колокола

Предварительная причина возгорания на колокольне Новодевичьего монастыря была названа почти сразу: неосторожное обращение с огнём. Но в компании «Стройкомплект», которая проводила реставрацию, заявили: все работы на загоревшейся колокольне были завершены за 12 часов до начала пожара.

Вторая нестыковка в этой истории касается того, что именно и в какой степени пострадало в результате пожара. Подрядчики сразу же бодро отрапортовали: «Серьёзных повреждений здание не получило – возгорание коснулось в основном конструкции временных лесов. Деформировались и повреждены конструкции креста, подкрестного яблока и конуса». Сообщение, опубликованное на сайте Министерства культуры РФ, не менее оптимистично: «Сгорели строительные леса, проникновения огня внутрь колокольни не было, поэтому, вероятнее всего, корпус колокольни не пострадал за исключением копоти от возгорания». Заместитель министра культуры России Григорий Пирумов заверил: «Серьёзного ущерба монастырю не нанесено». Позвонив в экскурсионное бюро Новодевичьего монастыря, я узнала, что «колокола во время пожара не расплавились, внешний вид монастыря не пострадал, он не закрывался после пожара, экскурсии не прекращались».

Однако есть и иные оценки масштабов пожара. Так, архитектор Константин Михайлов настроен скептически: «Меня решительно не устраивают победные реляции, что всё в порядке. В течение нескольких часов колокольня подвергалась воздействию огня, потом – воды. В каком состоянии после этого каменная кладка? Не потрескалась ли она? В каком состоянии конструктив верхних ярусов? В каком состоянии балка с деревянными элементами, на которой висит древний колокол? Что стало с самим колоколом? Как это всё сказалось на белокаменных колоннах, наличниках, резных гребешках?»

Ответа на эти вопросы на сегодняшний день никто так и не дал…

Видно, как сильно расплавился купол

Сразу после того, как был потушен пожар, эксперты утверждали, что колокольня практически не пострадала. Но уже днём невооружённым глазом было видно, как сильно расплавился купол. Его главная ценность – уникальный подбор колоколов. Один из них (400-тонный) был создан на личные деньги царевны Софьи. Материал, из которого отлиты купола, может плавиться даже при невысокой температуре. Сейчас нет никаких доказательств того, что они уцелели при пожаре.

По теме

В ЮНЕСКО оценили предложение внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества. Россия этого сделать не сможет из-за того, что не ратифицировала соответствующую конвенцию.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков также склонен сомневаться в том, что колокола не повреждены. Вот что он рассказал «Нашей Версии»: «Звонари сейчас высказываются осторожно: дескать, ущерб не столь велик. Температура, при которой плавится бронза, – 1200 градусов по Цельсию. Но даже при меньшей температуре меняется химический состав этого металла. Как изменится после этого звук колокола, предсказать трудно. Конечно, оценить это должен профессиональный звонарь. Но захочет ли он об этом рассказать?»

Старший звонарь соборов Московского Кремля Игорь Коновалов считает: «Если под воздействием сильного огня колокол «потёк», то в некоторых случаях восстановить его невозможно». Если эти опасения подтвердятся, значит, погибнет целый пласт в истории России…

Так или иначе, Новодевичий монастырь, большинство служб в котором проводит предстоятель РПЦ патриарх Кирилл , может надолго остаться без колокольного звона. Искусствоведы опасаются, что пожар навсегда погубил колокола XVI века. Дело в том, что они уникальны, как, например, скрипка Страдивари. Восстановить их невозможно.

Как сэкономить на реставрации?

Версия о неосторожном обращении с огнём отпала сразу: по информации представителя компании «Стройкомплект», проводящей реставрацию, тепловые пушки на момент возгорания были полностью обесточены. Вслед за этим в недрах правоохранительных органов заговорили о том, что пожар в Новодевичьем монастыре могли устроить охотники за сусальным золотом, забравшиеся на строительные леса. «По куполу колокольни производились позолотные работы. У нас же есть, к сожалению, люди, у которых при слове «золото»» мозг отключается. И уже не важно – ювелирное, сусальное или самоварное», – сообщил источник в правоохранительных органах города.

В движении «Архнадзор» выдвинули свою версию произошедшего. «В цивилизованных странах деревянные леса при реставрации культурного объекта такого значения давно уже никто не использует, – пояснил «Нашей Версии» координатор этого движения Сергей Клычков. – Недавно был в Италии – не видел деревянных лесов вообще. Сейчас в ходу металлические леса. Если их нет – берут металлический каркас со специальной пропиткой, чтобы они не были горючими. На мой взгляд, использование допотопных деревянных лесов при реставрации памятника культуры мирового значения – это больше, чем халатность. Леса были смонтированы с полным нарушением технологии, в результате они начали гореть массово. Почему, когда ремонтировали ВДНХ, использовали металлические леса по современной технологии? Почему реставрацию уникального исторического памятника, объекта ЮНЕСКО, доверили подрядчику без проверки его технологий, не оценив риски? Где были МЧС, Департамент культурного наследия? Почему они возникли только после пожара? Есть и ещё один нюанс. Сейчас высококлассных реставраторов с опытом мало, стоят они дорого, вместо них часто используют некачественный труд малоквалифицированных рабочих, потому что всё поражено коррупцией. Я вот с ужасом смотрю на реставрацию Спасской башни и мучаюсь вопросом: а застрахована ли она от пожара?»

Пожары в кризис участились

Из комментария представителя «Архнадзора» вытекает ещё одна версия, которая пока что официально не фигурирует нигде. Скорее всего её не озвучит в своём экспертном заключении МЧС, не упомянет Департамент культурного наследия Минкультуры, не вспомнят и в Московской патриархии.

Напомним, реставрационные работы колокольни Новодевичьего монастыря начались в 2014 году. Соответствующее распоряжение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву дал президент России Владимир Путин. Предполагалось разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика монастыря. В прошлом году на проектирование и строительные работы Министерством культуры был выделен 1 млрд рублей, в 2015-м планировалось выделить 2 млрд, в 2016-м – 1,5 млрд, а в первом полугодии 2017-го –

0,8 млрд рублей. В общей сложности около 5,3 млрд рублей. Но ввиду кризиса суммы начали уменьшаться.

Вот как описывает ситуацию протодиакон Андрей Кураев: «На дальнейшую реставрацию Новодевичьего монастыря Министерство культуры РФ выделило сейчас почти 800 млн рублей. На эти средства планируется отремонтировать стены и башни женского монастыря, Певческие палаты, Лопухинские палаты, Погребовые палаты и Ирининские палаты». До пожара документация выглядела иначе. «Закупка производится на основании организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на 2015 год (пункт 58. Сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности)», – говорится в конкурсной документации. Но осенью 2014-го выходит редактура этого же постановления. Статья 58 сокращается на 140 миллионов. Протодиакон Андрей Кураев комментирует это так: «Удивляет лёгкость финансового манёвра – в середине финансового года сотни миллионов можно вот так легко перебросить с одних объектов на другие, причём вовсе не аварийно-пострадавшие от пожара. Неоднократно сообщалось, что сгорели в Новодевичьем только строительные леса и повреждён лишь купол колокольни, ни башни, ни стены никак не пострадали. Похоже, что пожар – не более чем повод для этой финансовой операции».

Безусловно, пока это только предположение. Но снимать его со счетов не стоит. Причину пожара, конечно же, установят, обвинив кого-то в очередной раз в халатности. Но проблема останется: теперь даже объект Всемирного культурного наследия, находящийся в ведении Московской патриархии, – больше не святыня, а просто предмет бизнеса.

Новодевичий монастырь основал в XVI веке Василий III в память о взятии Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы. Это завершило формирование единого и независимого Московского государства. На протяжении всего существования монастырь играл огромную роль в истории страны. Например, в смутные времена монастырь был убежищем для царственных персон, а в XVII веке там была заточена царевна Софья. В 1812 году отступавшие из Москвы французы хотели взорвать монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, которые подвели в погреб.