Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо в Третьяковской галерее. В третьяковке покажут римские шедевры караваджо и рафаэля

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо в Третьяковской галерее. В третьяковке покажут римские шедевры караваджо и рафаэля

November 23rd, 2016 , 04:20 pm

25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается одна из самых значимых и уникальных выставок последних лет. 42 произведения искусства из Пинакотеки Ватикана будут представлены в Москве в течение трёх месяцев.

Популярность различных выставок с шедеврами разных временных эпох в Москве в последнее время невероятно высока. Билеты покупаются заранее. Люди одеваются теплее и стоят в длинных очередях ради взгляда на уникальные полотна. Что можно увидеть в этот раз? Ответ в репортаже.

1. Выставка расположилась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это ближайшее здание к станции метро Третьяковская. Три зала на третьем этаже. Большой, средний и малый.

2. Первым посетителей встречает средний зал. Небольшая вводная о музеях Ватикана и план собора Святого Петра с площадью перед ним.

3. Начинается всё с экспоната, никогда ранее не покидавшего Ватикан. "Христос Благословляющий". 12 век, римская школа.

4. Средний зал неполнен небольшими по размеру картинами. Кроме работ Беллини, Рафаэля и Караваджо, упомянутых в названии выставки, вы сможете увидеть Mаргаритоне д’Ареццо, Пьетро Лоренцетти, Джентиле да Фабриано, Фра Беато Анджелико.

5. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. По приказу Наполеона Бонапарта они были увезены в Париж, но позже возвращены на место. Много лет коллекция пополнялась и украшала только покои папы и некоторые помещения. Лишь в 1908 году коллекция пополнила ряды музейных экспонатов, доступных для публики. Первое время она находилась в помещениях Бельведерского дворца, а позже получила собственное здание.

6. Большинство произведений в Пинакотене Ватикана принадлежат кисти итальянцев. Меньшая часть - приобретённая коллекция византийского искусства, ещё меньше произведений из других стран.

7. В Москву приехали 42 работы. Это почти 10% всей коллекции. Ранее такое большое количество произведений из Ватикана не вывозилось. Решение о проведении временных выставок российских произведений в Ватикане и ватиканской коллекции в России было принято на самом высоком уровне. Финансовая поддержка этого проекта оказана благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», уже не раз поддержавшим проведение выставок в Третьяковской галерее.

8. Важность события подчёркивается и визитом кардинала Джузеппе Бертелло. Он является губернатором государства-града Ватикана, что примерно соответствует должности премьер-министра в России.

9. Второй по очереди зал - большой. Здесь собраны самые большие произведения коллекции.

10. Все картины подписаны на русском и английском языке. Надписи находятся под ногами. подчёркивая большой порог.

11. И не забудьте заглянуть в небольшой зал в дальнем конце от входа. На этих 8 работах серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети.

12.

На мой непрофессиональный взгляд это очень интересная выставка. Небольшая, но даже в таком виде выглядящая полноценной. Религиозная тематика всех произведений не удивляет, но и не бросается в глаза. Мы все понимаем, что Ватикан - центр католичества в мире. Его коллекции религиозной тематики очень разнообразны.

А вы пойдёте на эту выставку?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!


Третьяковская галерея представляет уникальный проект.
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции - шедевры XII-XVIII веков.

Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» - часть большого проекта. В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно.


Джентиле да Фабриано «Св. Николай спасает судно от крушения»

Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVI веке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости.

Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи.

Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит.

Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna - «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко.


Гвидо Рени «Апостол Матфей с Ангелом»

Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.


Римская школа, XII век «Благословляющий Христос» и Mаргаритоне д’Ареццо «Св. Франциск Ассизский»

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства.

За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви.

Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.


Джованни Беллини «Оплакивание»

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.

Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа.

Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Караваджо «Положение во гроб» и Никола Пуссен «Мученичество Св. Эразма»

Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.


Паоло Веронезе «Св. Елена»

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Мариотто ди Нардо. «Рождество Пределла». Около 1385г. и Mелоццо да Форли. «Aнгел, играющий на лютне». 1480г.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».

Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского.

Будет время и желание, посмотрите документальный фильм «Музеи Ватикана. Между небом и землей». Потратив всего час своего времени, вы узнаете - чьи произведения хранятся в Музеях Ватикана, о создавшем их папстве. В то же время фильм - о нас самих. Будут показаны лучшие работы Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне, Микеланджело Меризи да Караваджо, Винсента Ван Гога, Марка Шагала, Лучо Фонтана, Сальвадора Дали.




Можно с уверенностью сказать, что настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

На открытии выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» лично выступил президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло. Он отметил, что некоторые из работ, которые смогут увидеть посетители Третьяковки, до сих пор ни разу не покидали Музеи Ватикана.


Дополнительная программа к выставке: лекции, концерты, кинопоказы будут публиковаться на сайте галереи.

Интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым и другие материалы в сети.

В Москву привезли 34 произведения и серию из 8 картин Донато Крети из постоянной экспозиции Пинакотеки. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены. Большая часть картин была отобрана для выставки директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой и куратором, искусствоведом и хранителем отдела гравюр Эрмитажа Аркадием Ипполитовым.

Ответная выставка из собрания Третьяковской галереи отправится в Ватикан осенью будущего года.

Музеи Ватикана – это музей истории Рима и римского искусства. Здесь можно изучать все семь веков истории Папского государства. Каждый зал Пинакотеки посвящен одному веку. Восьмой зал – творчеству Рафаэля.

Заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта рассказывает об истории музеев Ватикана и подробнее о Пинакотеке. Нынешняя выставка – «Это очень символичная и уникальная подборка из коллекции Ватиканских музеев… Само расположение работ позволяет понять историческую связь. Экспозиция показывает, как каждая работа расположена в том или ином зале Пинакотеки…».


«Эта выставка – вклад в отношения между нашими странами и самое главное, – это то, что оставит след в душах русских людей…».

Звучание итальянского языка – прекрасная дополнительная возможность для понимания того самого духа римской школы живописи, который хотели донести организаторы.

ЗАЛ I

1 (слева). Римская школа. Христос Благословляющий. XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера.
«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня».

Но какими же разными путями пошло в дальнейшем искусство наших стран! В стенах Третьяковки это ощущается особенно остро.
Искренняя вера исходит от этих двух картин, старейших на выставке.

2. Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д"Ареццо ок. 1216–1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250–1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2х53,9 см.
«Маргаритоне д"Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

7 (слева). Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера.
«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж».

8 (справа). Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Андже¬лико (ок. 1395–1455).
Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447–1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото.
«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века. Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева – обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится».

10 (слева). Карло Кривелли (1435–1494).
Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, – одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».

11 (в центре). Джованни Беллини (ок. 1432–1516).
Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471–1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107x84 cм.
«Беллини – крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина – один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания – Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

9 (справа). Эрколе де Роберти (ок. 1450–1496).
Чудеса святого Винченцо Феррера. 1473. Пределла. Дерево, темпера.
«В XV веке Феррара расцвела при герцогах д"Эсте, превратившись во влиятельный культурный центр ренессансной Италии. Эрколе де Роберти – один из самых оригинальных художников феррарской школы. Его пределла считается наиболее изощренной пределлой Ренессанса. Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы – пейзаж – воскрешение богатого иудея – исцеление хромого – спасение ребенка из горящего дома – убитый безумной матерью ребенок – воскрешение ребенка. Иконография пределлы до конца не расшифрована, и художник показывает свою эрудицию, совмещая готическую экстравагантность с отсылками к античному искусству».

14,15. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438–1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117х93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI–XVII веках. Три музицирующих ангела – фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны – они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Среди множества распятий, оплакиваний, положений во гроб и других трагических сюжетов раздел выставки с тремя ангелами-музыкантами – как светлый уголок рая, отдохновение души. Характерны в них легкость, отсутствие экзальтации, нарочитой театральности. Привлекает взгляд шероховатость и матовость фрески.

Рассказ о Пинакотеке Барбары Ятты и продолжение экскурсии слушайте и смотрите в

Перед нами предстанут работы, ранее не покидавшие Италию

Рафаэля много не бывает. Третьяковка решила повторить подвиг ГМИИ им. Пушкина и привезти работы Мастера, которые до сих пор не покидали Италию. Но она бы не была главной российской галереей, если б не придумала, чем отличиться – Рафаэля сопроводят Караваджо, Беллини, Веронезе, Пуссен... 42 полотна будут доступны посетителям 25 ноября.

Привезут шедевры XII–XVIII веков из Пинакотеки, раздела музеев Ватикана. Развесят их в комнатах Инженерного корпуса, дизайн которых разрабатывает известный архитектор Сергей Чобан (среди его проектов «Ледовый дворец», новое здание Московской городской думы и музей архитектурного рисунка в Берлине).

– Сергей нашел решение, как подчеркнуть уникальность каждого полотна и вместе с тем подчинить их общей идее, – объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. – Зал с живописью Средневековья и раннего Возрождения он делает в форме восьмиугольника, как и главное пространство в самой Пинакотеке. Зал с высоким ренессансом и барочной живописью решен в форме римской площади у собора Святого Петра. Его же стильный план мы решили разместить у входа, хотя обычно на таких проектах развешиваются фотографии. Нам важно, чтобы отправная точка задавала идею выставки «ROMA AETERNA», которая - о вечности Рима и его достояний.

Нам из них предстанут «Вера» и «Милосердие» раннего Рафаэля, писавшего еще во Флоренции. Работы, где юную красавицу по сторонам оберегают ангелы, взята из алтаря на вилле Боргезе. «Снятие с креста» Караваджо и «Святого Эразма» Пуссена часто противопоставляют, но здесь их повесят рядом, чтобы посетители прочувствовали внутреннюю связь мастеров, изображающих мучеников. Широко представят Беллини и второго главного художника венецианского ренессанса Карло Кривелли.


«Снятие с креста» Караваджо.

Будет много икон римской школы ХII века, близкой к византийской и русской иконописям. Главное достояние – Христос Вседержитель. Не обойдется и без образа святого Франциска Ассизского кисти Маргарито ди Маньяно (прозванный д"Ареццо), «Апостола Матфея с ангелом» Гвидо Рени, «Рождества» Mариотто ди Нардо. О чудесах святого Винсента Феррера поведают трехметровые, с трудом доставленные в Москву полотна Эрколе де Роберти...

– Мы получили все, о чем мечтали, – признается директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Я дама почтенная, но мне захотелось прыгать на одной ножке и кричать от радости, что мы покажем самые выдающиеся вещи Пинакотеки. В чем-то, конечно, нам было отказано, но этим работам нашли достойную замену. Мы понимаем, что экспозиция вызовет огромный интерес у зрителей в России, поэтому постараемся опереться на опыт посещения двух наших последних выставок – Серова и Айвазовского.

Что касается технических моментов, то вводят систему сеансов, которые будут запускаться каждые полчаса. Аудиогид уже готов – озвучивает его актер Вениамин Смехов. Стоимость билетов вслед за ГМИИ повышают до 500 рублей.


«Вера» Рафаэля.

– С билетами после выставки Серова у нас проблема, – продолжает г-жа Трегулова. – Ими приторговывали несколько сотрудников галереи, тут же были уволены. Как-то раз я ловила перекупщиков у входа в галерею и сдавала в полицию, но без толку: нет ни одной статьи в законодательстве, по которой они бы могли пройти. Так что через два часа после задержания ребята снова возвращались на рабочее место. Но мы за гигантской посещаемостью не гонимся, и вы это поймете по этой выставке, куда мы будем дозированно принимать посетителей. Необходимо не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами.

Название выставки: Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Количество экспонатов: 42 живописные работы из постоянной экспозиции Пинакотеки Ватикана

Мелоццо да Форли. Музицирующий ангел

Выставка шедевров из постоянной экспозиции музея Ватикана, которые крайне редко покидают родные стены, будет открыта в Третьяковской галерее 25 ноября 2016 года. Руководитель галереи Земфира Трегулова ранее сообщала, что реализация этого проекта осуществляется по инициативе Папы Римского Франциска и президента РФ Владимира Путина.

Название выставки содержит знаменитую латинскую фразу о вечном городе – Roma Aeterna, что в переводе с латыни означает «Вечный Рим». Бесспорно влияние изобразительных искусств Италии на культуры иных стран. Данная выставка будет продолжена последующим ответным показом произведений российских художников из музеев России.


Карло Кривелли. Пьета (Оплакивание Христа)

В залах Третьяковской галереи будут представлены шедевры XII–XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

Куратор выставки, специалист Эрмитажа Аркадий Ипполитов отмечает: «Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила”.

Гвидо Рени. Апостол Матвей с ангелом

На выставке будут представлены три ангела, играющих на музыкальных инструментах, Мелоццо да Форли – это фрески, снятые со стены церкви Святых апостолов в Риме еще в XVIII в. Эти фрески были сохранены, не смотря на то, что приказ папы Климента XI в XVIII веке был удалить всю живопись для того, чтобы переписать стены в современном стиле. От грандиозного ансамбля Мелоццо остались куски фресок, изображающие его ангелов, которые теперь бережно хранятся. Но даже то, что осталось поистине прекрасно.”Снятые фрески транспортировать непросто, они предоставляются Пинакотекой для экспонирования другим музеям крайне редко, но у нас будет целых три ангела”,- отметил Аркадий Ипполитов.


Паоло Веронезе. Святая Елена

Если вы не успели зайти в музеи Ватикана, то эта выставка - шанс увидеть шедевры в подлинниках. Билеты уже поступили в продажу на сайте Третьяковки. Посещение выставки будет организовано по сеансам каждый по 30 минут. Цена посещения составляет 500 руб.

Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена