Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Объединение художников передвижников возникло вследствие. Русские художники передвижники. Иван Николаевич Крамской

Объединение художников передвижников возникло вследствие. Русские художники передвижники. Иван Николаевич Крамской

Наследие, которое оставили после себя художники-передвижники, поистине велико и многогранно. Именно они начали изображать в своих картинах простых людей, их быт, нравы, переживания и эмоциональное состояние. На полотнах художников-передвижников также можно увидеть сюжеты из русской истории, олицетворяющие несгибаемую силу духа простого народа. Среди шедевров этой эпохи также встречаются портреты именитых людей и знати.


История создания товарищества

Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. Они противопоставляли свое творчество строгим академичным канонам, далеким от современной действительности и запросов нынешней жизни. Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Интересна история создания данного сообщества. В 1863 году четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины. Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с создали Товарищество передвижных выставок. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков. Выставки, которые устраивали художники-передвижники, имели огромный успех, причем у самых различных слоев населения.

За все время существования объединения было проведено сорок восемь выставок в Москве, Петербурге, Риге, Ярославле, Туле, Саратове, Кишиневе, Казани, Курске, Воронеже, Полтаве, Харькове, Одессе, Киеве и других городах. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах. Просвещение простого народа - это одна из идей, которую преследовали художники-передвижники. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого-двадцатого веков. Среди них немалоизвестные В. Петров, И. Крамской, К. Савицкий, Г. Саврасов, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, И. Левитан, С. Иванов, А. Архипов и другие именитые деятели.

Творческая деятельность

29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки. На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. Саврасова), «Порожняки» (И. Прянишникова) вошли в историю русского художества. В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого-двадцатого веков.

Алексей Саврасов

Художник-пейзажист. Является одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1844 году молодой художник вопреки воле отца поступает в училище живописи, которое с успехом заканчивает в 1850 году. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича - «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» - проникнуты идеями романтизма. Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. В 1862 году он совершает поездку за границу, где посещает Лондонскую художественную выставку, Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Копенгаген и др. Особенно привлекли внимание художника немецкие и английские живописцы своим стремлением к самостоятельности и правде. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин - «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Именно эти картины были представлены на первой выставке, которую организовали русские художники-передвижники. В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.

Иван Шишкин

Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Яркий пример тому - И. Шишкин. Именно с его именем связана история отечественного пейзажа, его творения стали национальной классикой и приобрели огромную популярность. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. В двадцать лет молодой Шишкин поступает в училище живописи, где с головой погружается в учебу и творчество. Художник постоянно рисует. Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, Первая, дошедшая до наших времен работа Шишкина, - это «Сосна на скале». Масляная картина была написана в 1855 году. В 1856 году Иван Иванович поступает в Его ранние произведения проникнуты романтикой. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. После окончания Академии (1860 г.) Шишкин отправляется за границу. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским - основателем «Артели художников». В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). Свои работы он постоянно выставляет на экспозициях, которые устраивают русские художники-передвижники. И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью.

Иван Николаевич Крамской

Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. Многие шедевры были написаны по заказу известного мецената и коллекционера П. Третьякова. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. Сильные стороны таланта этого яркого художника и психолога проявились в портрете Льва Толстого. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты). Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств. В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники. На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д.

Илья Ефимович Репин

Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. В этом показал свое мастерское владение всеми средствами искусства в совершенстве. Еще одно значительное творение Репина - «Крестный ход в Курской губернии». Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Религиозная процессия, изображенная на картине, олицетворяет собирательный образ деревни со всеми ее группами и классами. С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». В 1880-е годы Илья Ефимович обращается к портретному жанру, изображая видных деятелей современности, таких как Д. Менделеев, А. Дельвиг, М. Глинка и др.

Василий Максимович Максимов

Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Василий Максимович закончил в Петербургскую Художественную Академию по классу Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира. Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Так же как и многие другие художники-передвижники 19 века, Василий Максимович в своем творчестве стремился максимально отразить творческие идеалы и ценности своего времени.

Василий Григорьевич Перов

Родился в Тобольске в 1834 году. В молодой художник поступает в Училище живописи. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие». Шедевры, написанные в молодые годы, имели огромный успех на передвижных выставках. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. Яркий пример тому - «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества.

Абрам Ефимович Архипов

Этому художнику отводится важное место в жанровой живописи того времени. В своих шедеврах Архипов максимально правдиво изображал жизнь простого сельского народа. Его картины «Обратный», «На Оке», получили широкое признание во всем мире. В некоторых своих работах он раскрывает социальные проблемы («Прачки», «Поденщицы» и т. д.), изображая тяжелый крестьянский труд.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам.

В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни русского общества достигло своей кульминации. После кровавых событий 1917 года и распада ТПХВ общий уровень русской живописи пошел стремительно вниз, уже никогда более не достигнув того уровня, что являли нам Суриков и Левитан.

Годы деятельности ТПХВ стали самыми благодатными и волнующими для всей нашей многострадальной русской живописи.

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России - как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.

В итоге предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве инициативная группа направила 23 ноября 1869 года письмо, обращенное в петербургскую Артель. В нем содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок (слово "передвижные" пришло позже) и просьба к Артели — "по возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее усмотрение". Оканчивалось обращение следующими строками: "Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа". К письму приложен был Проект Устава, составленный, по-видимому, не одним Мясоедовым. Проект Устава содержит и некоторые комментарии, дающие возможность проникнуть сквозь сухие официальные строки в существо нового начинания. Комментарии эти касаются, прежде всего, вопроса о творческой и материальной независимости художника, о его свободе от начальственной опеки. "Мы считаем совершенно необходимым, — говорится в проекте, — совершенную независимость товарищества от всех других поощряющих искусство обществ, для чего находим необходимым особый утвержденный устав, идея которого сохранится. Хотя бы общество по обстоятельствам и прекратило свои действия (чего боже упаси), оно может быть возобновлено на готовых уже основаниях". Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к независимости, к творческой свободе, так же как и у их предшественников, меньше всего носило индивидуалистический характер. Так, Крамской, касаясь этого вопроса, в другой связи восклицает: "... свободы от чего? Только, конечно, от административной опеки... но художнику, — продолжает он, — зато необходимо научиться высшему повиновению и зависимости от... инстинктов и нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с общим движением...". Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают подлинный смысл борьбы организаторов Товарищества за создание своего самостоятельного творческого центра. Четким по своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом пункте проекта Устава: "Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства и русской живописи". Таким образом, с самого начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же в другой связи, имея возможность высказаться более открыто, говорил, что искусство передвижников должно привлечь симпатию "в той огромной массе общества, которая еще находится в состоянии усыпления". Письмо и проект были действительно зачитаны на одном из "четвергов" Артели. Аудитория встретила их с большим подъемом. Тут же многие из присутствующих своими подписями подкрепили предложение москвичей. Замечательный документ этот хранится ныне в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. Все подписи под текстом — их двадцать три — отчетливо различимы. Почти все это имена художников обеих столиц. Приведем их полностью: Г.Мясоедов,В.Перов,Л.Каменев,А.Саврасов,В.Шервуд, И.Прянишников,Ф.Васильев,А.Волков,М.П.Клодт,Н.Дмитриев-Оренбургский,Н.Ге, И.Крамской, К.Лемох, К.Трутовский, Н.Сверчков, А.Григорьев, Ф.Журавлев, Н.Петров, В.Якоби, А.Корзухин, И.Репин, И.Шишкин, А.Попов.

В целом идея Товарищества Передвижных Художественных Выставок по сравнению с идеей Артели обладала огромным преимуществом: ознакомление с искусством широких общественных кругов прямо декларировалось как центральная, основная форма выступлений. С точки зрения организационной Товарищество также представляло более совершенную, точнее, более отвечающую своему времени форму. Знаменитая Артель "14-ти бунтарей" и скромная вторая Артель внесли в свою деятельность утопические уравнительные начала, связали ее с бытовой коммуной. Принципы эти были благородны и великодушны, но нежизненны в условиях России, вступившей на путь капиталистического развития. Основатели Товарищества Передвижных Художественных Выставок не повторили ошибок своих предшественников. Учли они и тяжелый опыт сотрудничества с благотворителями и покровителями различных толков. Цель была поставлена совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками — членами коллектива, объединенными общностью идейных и творческих устремлений.

Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.

Описание презентации Товарищество передвижных художественных выставок Товарищество передвижных художественных по слайдам

Товарищество передвижных художественных выставок Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870 -1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50- 60 -е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.

Художественные принципы Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Крамской Иван Николаевич Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. Без Крамского невозможно представить все те начинания художественной культуры с ее новейшими преобразованиями, открывшие народным массам всю правду жизни в искусстве

Эту работу Крамского часто называют Картина Незнакомка, но не смотря на то, что это название считается не совсем верным, потому как, Крамской озвучил свое произведение, как, Портрет Неизвестной.

Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей, и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами.

Художник Виктор Васнецов Художник живописец. Творческое направление художника большей частью связано с историческими и сказочными темами, русскими былинами.

Илья Ефимович Репин Один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории. Художник прожил долгую и плодотворную жизнь, создавая в течении своей жизни один шедевр за другим и только сегодня в наше время мы понимаем и осознаем насколько, этот гениальный художник обогатил нашу культуру, раскрывая в своих произведениях путь к добру и справедливости.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897 гг.) Русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Судьба А. К. Саврасова в русском искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины — «Грачи прилетели» . А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине» . Еще во время учебы Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе» . Художник называл это душой пейзажа. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы — многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями («Проселок» ; «Радуга» ; «Сельский вид» ; «Весенний день»).

«Сельский вид» . 1867 г. «Радуга» . 1873 г. «Грачи прилетели» . 1871 г. «Весенний день» . 1873 г. «Монастырские ворота» . 1875 г.

Ге Николай Николаевич (1831 – 1894 гг.) Н. Н. Ге — выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Работал в Риме и Флоренции, в Санкт-Петербурге, а с 1876 г. - на хуторе Ивановский в Черниговской области. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Первой, по его собственным словам, «самостоятельной картиной» , к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала «Тайная вечеря» . Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве XIX в. , - прежде всего, в силу возрастающей экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера. Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах «Христос и Никодим» и «Голгофа» . Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты - в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Замечателен талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль).

«Тайная вечеря». 1863 г. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871 г. Портрет Льва Толстого. 1884 г. «Мост в Вико» «Что есть истина? » (Христос и Пилат) 1890 г. «Голгофа» . 1893 г.

Шишкин Иванович (1832 – 1898 гг.) Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер. Член-учредитель «Товарищества передвижных художественных выставок» . Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Он создает обобщенный, эпический образ русской природы. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник «конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль»» . Мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями» . Изумительное знание леса сказалось и в графике Шишкина. Его многочисленные рисунки, офорты, изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа.

«Рожь» . 1878 г. «Сосны» . 1885– 1892 гг. «Утро в сосновом лесу» . 1886 г. «Горная дорожка. Крым» . 1879 г. «Ручей в берёзовом лесу» . 1883 г.

Перов Василий Григорьевич (1833 – 1882 гг.) Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе»), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника» , «Тройка»), психологических портретов («А. Н. Островский» ; «Ф. М. Достоевский»). Ранние картины живописца проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Чаепитие в Мытищах»); художник тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных» , по смыслу своему общечеловеческой. Персонажи Перова полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма.

«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» . 1866 г. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» . 1862 г. «Сельский крестный ход на Пасхе» . 1861 г. «Последний кабак у заставы» . 1868 г. «Портрет писателя Ф. М. Достоевского» 1872 г.

Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887 гг.) И. Н. Крамской — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Под влиянием идей русских демократов Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Он стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных выставок искусств (Передвижники). Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Л. В. Толстой; И. И. Шишкин; П. М. Третьяков; М. Е. Салтыков-Щедрин; Боткин), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики. Демократические взгляды Крамского нашли отражение в его портретах крестьян. Техника живописи у Крамского была – тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишнею или чрезмерною. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство. Крамской, как критик, был очень требователен к художникам, его замечания и мнения об искусстве не имели характера лишь личного убеждения, но обыкновенно были доказательны, на сколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860 -1870 -х годов.

«Неизвестная» . 1883 г. «Христос в пустыне» . 1872 г. Портрет Софьи Крамской. 1873 г. «Неутешное горе» . 1884 г. «Лунная ночь» . 1880 г. «Полесовщик» . 1874 г.

Маковский Константин Егорович (1839 – 1915 гг.) Русский художник, старший из братьев художников Маковских. Старший из братьев художников Маковских. В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» . Маковский является также представителем академизма. Многие из его исторических картин демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Крупный мастер портрета, особое внимание Маковский уделял жанровой живописи, написав огромное количество человеческих типажей, сценок народного быта. В конце 1870 -х годов в творчестве Маковского наметился поворот к уходу от тем современности. Его любимым жанром стал исторический, воплощенный в картинах из русской жизни XVI-XVII веков, принесших автору награды и международное признание. Маковский был одним из самых востребованных и модных художников России. В творчестве Маковского родился особый жанровый подвид: головки боярышень. Чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц. Маковский погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» . 1883 г. Портрет детей художника. 1882 г. «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» . 1869 г. «Дети, бегущие от грозы» . 1872 г. «Алексеич» . 1881 г. «Девушка в жемчужном ожерелье» . Конец 1880 -х – 1890 -е

Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904 гг.) Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира» , ездил по России, Западной Европе, странам Востока и США. Принимал участие в колониальных походах русских войск в Туркестане. В 1877– 1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Знаменитым символом «туркестанской серии» стала картина «Апофеоз войны», изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» . «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская» . Впечатляет полотно «Побежденные. Панихида», где под пасмурным небом расстилается поле солдатских трупов, присыпанных тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887– 1900 гг.). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника.

«Апофеоз войны» . 1870 -1871 гг. «Тадж-Махал» . 1874 -1876 гг. «Афганец» . 1867 -1868 гг. «Наполеон на Бородинских высотах» . 1897 г. «Побежденные. Панихида» . 1878 г.

Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1926 гг.) Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. С 1879 г. состоял членом Товарищества передвижников. В своем творчестве органично соединил верность традициям реализма XIX века. с чертами символизма и модерна. Ранние картины Поленова («Право господина» , 1874) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих картинах («Московский дворик» ; «Бабушкин сад» , 1878; «Заросший пруд» , 1879) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» Саврасова и Левитана. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная» , 1886, там же); его многочисленные - русские и зарубежные - этюды с натуры полны искренней теплоты чувства. Поленов первый среди художников ввел в русский пейзаж чистые яркие цвета, свободный легкий мазок, цветную светотеневую контрастность, непосредственность пленэрного взгляда. Все это он сумел передать своим ученикам, среди которых были И. И. Левитан и К. А. Коровин. Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам («Христос и грешница» , «Мечты» 1888), много работал в области театрально-декорационного искусства.

«Старая мельница» . 1880 г. «Московский дворик» . 1878 г. «Бабушкин сад» . 1878 г. «Мечты» . 1894 г. «Больная» . 1886 г.

"Товарищество передвижных художественных выставок - это значительное явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своего времени".

Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено рядом причин, о которых следует рассказать более подробно. Подъем общественного сознания в конце 1850-х - начале 1860-х годов привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".

В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных условий современности".

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны. В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны.

Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики, потерявшими связь с передовой русской художественной культурой, развивавшихся в русле просветительских идей".

К этому моменту в России начинает формироваться новая школа реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах более выразительно и широко жизнь простого человека. Именно в это время складывается национальная школа реалистической живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями общественного развития и напряженными духовными исканиями русской интеллигенции.

Характерной национальной особенностью русского критического реализма является ее ярко выраженная социальная окрашенность. Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве, навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который вывел живопись на новую спираль развития. Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения, созданного в 1757 году по подобию английской и французской Академий художеств. Как упоминалось выше "…законодателем в искусстве продолжала оставаться Академия художеств, требующая, как и прежде подражания классицистическим образцам, не допускающая свободы творчества.

Стремление художников сбросить с себя путы отчужденных от современной жизни представлений о художественном творчестве привело к бунту "четырнадцати протестантов", когда часть выпускников порвала с Академией художеств. Это был первый открытый протест против догматизма в искусстве. Что же представляла собою эта смелая акция, предпринятая молодыми художниками? На этот вопрос можно ответить, вспомнив предысторию данного инцидента. Разумеется, отказ писать картину на далекий от насущных проблем современности мифологический сюжет, наглядно выражал стремление вступавшего "…тогда в художественную жизнь страны нового поколения мастеров приблизить национальное искусство к современности".

Вот что об этом пишет И.Н. Крамской - в письме своему другу фотографу и художнику любителю М.Б. Тулинову: "Дорогой мой Михаил Борисович! Внимай! 9-го ноября случилось следующее обстоятельство: 14 из учеников подали просьбу о выдаче им дипломов на звание классных художников. С первого взгляда тут нет ничего удивительного. Люди свободные, вольноприходящие ученики могут когда хотят оставить занятия. Но в том-то и дело, что эти 14 не простые ученики, а люди умеющие писать на 1-ю золотую медаль. Дело вот как было: за месяц до сего времени мы подали просьбы о дозволении нам свободного выбора сюжетов, но в нашей просьбе нам отказали. Перед тем как решились подать вторую просьбу мы ходили к каждому профессору отдельно, урезонивали, просили и слышали, что просьба наша имеет основание… Одним словом каждый отдельно взятый оказывался хорошим человеком, а сойдясь вместе, опять отказывали и решили дать один сюжет историкам, и один сюжет жанристам, которые искони выбирали свои сюжеты".

Второй немаловажной частью предыстории создания Товарищества передвижных художественных выставок является существование петербургской Артели свободных художников. В 1863 году была первая Артель, ее возглавил И.Н. Крамской. И.Н. Крамской выдающийся портретист, он являлся и выдающимся теоретиком реализма, приближавшимся в ряде своих положений к материалистическому пониманию исторического процесса. В своей эстетической концепции Крамской был последователем Белинского и Чернышевского и неутомимым борцом за сплочение всех лучших сил русского искусства под знамёнами реализма. В дни "бунта" он был ещё юношей - высоким, худым, с узким разрезом пристально глядящих глаз. Но уже тогда его же сверстники видели в нем своего подлинного вожака. Сам Крамской впоследствии называл 9 ноября "единственным честно прожитым днём". Кроме первой Артели, в 1864 году создалась и вторая художественная Артель, в которую входили В.М. Максимов, в то время ещё студент Академии, П. Крестоносцев, А.А. Киселёв, Н. Кошелев, В.А. Бобров и другие. Но она распалась через два года, так как не имела в своём составе ни одного лица, обладавшего крепкой организационной хваткой.

Санкт-Петербургская Артель художников была достаточно самостоятельной организацией, члены которой стремились построить свой жизненный уклад по принципу коммуны. Но по мере спада революционной ситуации, со временем должна была сказаться утопическая природа данной организации. Артель имела свой устав, цели и задачи существования. Согласно ему цель Артели заключалась в том: "…во 1-х, чтобы соединить трудами, упрочить и обеспечить свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике /…/ и во 2-х, что бы открыть прием художественных заказов по всем отраслям искусства".

Через некоторое время Артель сдает свои позиции и превращается в мастерскую, которая принимала казенные и частные заказы на выполнение портретов, исполнение церковных росписей и всякого рода иных декоративных поделок. По прошествии некоторого времени деятельность Артели стала заметно угасать. Отчасти данному обстоятельству "способствовал" уход из нее И.Н. Крамского. Характеризуя деятельность данной организации можно сделать следующие выводы: Во-первых, беда Артели заключалась в том, что она сбилась только на выполнение выгодных заказов "… не ставя перед собой выполнение принципиальных задач".

Во-вторых, эти объединения, сыграв, безусловно, "…позитивную роль, полностью себя не оправдали".

Но все-таки, это были попытки образования самостоятельных творческих союзов. Между тем на место Артели художников выступает новое сообщество художников. Инициатором его выступает Г.Г. Мясоедов, пенсионер Академии художеств, окончившие ее за год до "бунта четырнадцати протестантов".

"Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911) Учился в Петербургской академии художеств у Т.А. Неффа, А.Т. Маркова. Живописец. Пенсионер Академии во Франции, Италии, Испании. Академик. Один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Оказывал творческую и методическую помощь художественным школам на Украине и в Татарии".

Г.Г. Мясоедов до 1869 года проживал в Италии. Там он сблизился с Н. Ге. Беседы о дальнейшем развитии русской живописи и русского искусства и подсказали идею создания нового типа художественно-выставочного объединения. Зная о существовании Артели, побывав на одном из ее "четверговых собраний", Мясоедов понял, что она уже сыграла свою роль, очень полезную и важную как первая независимая художественная организация, существовавшая без помощи Академии."

Тогда уже он понял, что модель организационного строения Артели была очень узкой, потому что включала в свой состав небольшую группу петербургских художников. По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и Каменевым. В беседе с ними рождается идея создания Товарищества передвижных художественных выставок России. Начинается упорная и кропотливая работа по осуществлению этого замысла. Дальнейшая судьба русской демократической живописи будет связана с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии Г.Г. Мясоедов "… бросил в Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников".

Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль. Это был не только выход из сложившегося положения, но и огромный шаг вперед. В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников: Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили объединиться. Иван Николаевич Крамской позже напишет: "я призвал товарищей расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и просторный. Все росли, всем становилось уже тесно…"

Но данный замысел нужно было осуществить. Необходим был устав, регламентирующий деятельность этой организации, и который бы придал ей официальный статус. После длительной и кропотливой работы Мясоедов выносит на обсуждение в среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из Италии, начинают активно пропагандировать идею Мясоедова в среде артельщиков. Устав необходимо было утвердить законным путем. "Это испугало некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись осложнить отношения с Академией и официальными кругами".

Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"

Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для каждого…"

В этот период в среде художников идет обсуждение не только проекта будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавливаются на передвижной форме выставочной деятельности. Хотя уже сразу стало ясно, что это будет гораздо обременительнее и труднее. Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель, заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве. Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно: "создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники, сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений ".

23 ноября 1869 года инициативное ядро московской группы художников направляет предложение в Артель с просьбой объединиться с целью устройства "подвижных выставок (слово передвижных появилось позже). К данному письму приложен Устав, который выносился в артели "… на общее рассмотрение, при участии лиц, которых вы найдете полезным пригласить, вы могли бы довести его до надлежащей полноты и в этом виде доставить нам копию с него".

Так же в письме упоминается о "…собрании подписей тех, которые пожелали бы участвовать в делах Товарищества, хлопотать об утверждении устава

Послание подписали 23 московских художника: Г. Мясоедов, В. Перов, Л. Каменев, Л. саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, К. Лемох, Васильев, А. Волков, М. Клодт, Н. Дмитриев-Оренбургский, К. Трутовский, Н. Сверчков, А. Григорьев, Ф. Журавлев, Н. Петров, В. Якоби, А. Корзухин, И. Репин, И. Шишкин, А. Попов. В оригинале этого документа шло примечание: "Не могущие явиться могут давать письменные доверенности или выражать свои мысли перепиской."

После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была достигнута договоренность об основании новой организации. Анализируя данный период истории передвижничества, нужно сказать, что само зарождение идеи создания подобной организации и огромное усердие приложенное по достижению своей цели, приложенное художниками, ознаменует начало новой эпохи в художественной жизни России второй половины XIX века. Годом основания Товарищества передвижных художественных выставок стал 1869 год. Организация подобного характера не имела аналогов не только в России, но даже в более просвещенных странах Европы. С необычайной энергией и страстностью взялся за новое дело И.Н. Крамской. "Если Г.Г. Мясоедов был главным инициатором Товарищества, то признанным идейным руководителем его стал И.Н. Крамской, как его критик, теоретик, публицист". Немало сил и искреннего увлечения в дело Товарищества привнес Н.Н. Ге.

Переходя, непосредственно, к деятельности Товарищества возникает вопрос, - существует ли связь между этими тремя историческими событиями: "бунтом четырнадцати", существованием Артели и созданием новой выставочной организации? Надо сказать, что формально петербургская Артель, как организация в создании Товарищества не участвовала. В последствие неоднократно возникали вопросы о связи между "четырнадцатью бунтарями" и передвижниками. Теперь в свете исторической перспективы, ясно, что по своей сути, идейной направленности, по художественной программе передвижники в период возникновения Товарищества выступали как продолжатели Артели. И то обстоятельство, что Крамской в обоих случаях играл руководящую роль говорит о прямой преемственности".

В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования некоторые изменения он имел следующие разделы.

Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта художественных произведений".

Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и материальный фактор заинтересованности художника.

Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет право устраивать выставки художественных произведений во всех городах Российской империи". В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились не только в Росси, но и за ее пределами.

Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации: "Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".

Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин на выставку записываются членами Товарищества".

Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить действительно талантливых художников и исключить возможные случайности. Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта, здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и творческим моментам деятельности. Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и какие полномочия оно несло "… рассматривает действия управления... делает проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления, принимает в члены правления товарищества…, назначает срок будущей выставки и производит раздел сумм, подлежащих разделу".

Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.

Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок.

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма . Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II .
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Иван Крамской (фотография 1860-х годов)
Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «...Просим позволения сказать перед Советом несколько слов... Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.
Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков , знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.
Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.
Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.
Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II , он приобрёл её для Эрмитажа.

Особенности творчества передвижников и их значение

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм .
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.
Большую помощь передвижникам оказал коллекционер и меценат П. М. Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого»

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
И сейчас творчество передвижников востребовано и не забыто, это наше национальное богатство.