Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Растительные мотивы в изобразительном искусстве. Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы. Генеральный информационный партнер

Растительные мотивы в изобразительном искусстве. Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы. Генеральный информационный партнер

Изображение растительных мотивов. Бесчастнов Н.П.

М.: 2008 - 175 с.

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения растительных мотивов применительно к задачам специального обучения художников текстильной и легкой промышленности. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения растений и растительных мотивов.Пособие адресовано студентам вузов, готовящих художников для текстильной и легкой промышленности, а также всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Формат: pdf

Размер: 23 ,7 Мб

Скачать: yandex.disk

Содержание
Предисловие 3
Введение 4
Глава 1. Изображение растений в истории художественно-промышленного образования 8
1. Изображения растений в орнаментах с древних времен до конца XVIII в 8
2. Рисование растений в европейском художественно-промышленном образовании в XIX - начале XX в 18
Глава 2. Теория изображения растений для текстильного рисунка 31
1. Функция изображений растений в текстильных изделиях 31
2. Растительный орнамент и форма текстильного изделия 32
3. Типология растительных орнаментов 36
Глава 3. Научные положения изображения растений и растительных орнаментальных мотивов 47
1. Систематика растений 47
2. Строение высших растений 58
3. Симметрия и асимметрия в строении высших растений и в их изображениях 66
4. Цельность в изображениях растительных мотивов 74
5. Ритмическая основа изображений растительных мотивов 77
6. Пластические свойства изображений растительных мотивов 80
7. Геометрия пространственных построений изображения растений на плоскости 82
8. Светотень в изображении растений 87
Глава 4. Методика изображения растительных мотивов 89
1. Аналитические изображения 89
2. Образно-эмоциональные изображения 94
3. Орнаментально-пластические изображения 104
4. Практические советы по изображению растений 118
Глава 5. Растительные мотивы в европейском текстильном орнаменте 126
1. Цветы и плоды в барокко и рококо 127
2. Гирлянды и венки классицизма и ампира 137
3. В стране березового ситца 148
4. Мотив извивающегося листа 155
5. Растительные узоры на тканях XX в 163
Заключение 171
Литература 172

В учебном процессе студенты, специализирующиеся по художественному проектированию текстильных изделий с растительными мотивами, работают в следующих курсах: «Рисунок», «Спецрисунок», «Живопись», «Декоративная живопись», «Основы композиции» с летней практикой на пленэре, «Специальная композиция». Задания каждого курса акцентируют внимание на своих вопросах обучения, охватывая тем самым все возможные виды творческой работы над изображением растений. Эти задания можно разделить на две группы. В одной разбираются основные теоретические и практические аспекты изучения и изображения растительных мотивов художниками прикладного искусства, в другой преобладает постановка специальных вопросов, тесно увязанных с законами построения текстильных композиций. Данное учебное пособие, предназначенное в основном для использования в курсах «Рисунок» и «Спецрисунок» и на летней пленэрной практике, принадлежит к первой группе заданий.

Место проведения

Кабинет председателя (Главное здание), Красная пл., д. 1

Режим работы выставки

  • 14 декабря 2016 – 3 апреля 2017
  • В соответствии с графиком работы музея
  • Билеты:

    По билету в музей

    Участники:

    Государственный исторический музей
    Государственный архив Российской Федерации
    Российская государственная библиотека
    Частная коллекция Ю.Д. Журавицкого (США)
    Частная коллекция Е.А. Малинко (РФ)
    Ювелирный дом Anna Nova

    Генеральный информационный партнер:

    Инновационный информационный партнер:

    Информационная поддержка проекта:

    Партнеры проекта:


    Театр "Клякса"

    Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.

    Несмотря на относительную хронологическую близость и обилие документальных и иных свидетельств, культура первой половины XIX века остается малоизученной. Одним из наиболее интересных и сложных моментов этой культуры является символика цветов, базировавшаяся на отблесках барочной эмблематики, ампирных образах, а также на проникшей в конце XVIII века моде на восточный селам (язык цветов). Отголоски цветочного символизма существуют и поныне. Так, красная роза считается знаком любви, лилия - чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым. Экспозиция призвана продемонстрировать его многообразие современному зрителю.
    В первом зале выставки можно увидеть индивидуальный опыт обращения к флоральным мотивам, который будет представлен личными вещами императрицы Александры Федоровны. Это рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году. В этой части экспозиции также представлены журналы и пособия, которые показывают популярность такого явления, как язык цветов.

    В зале демонстрируется видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Жака Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина в которых, безусловно, нашел отражение язык цветов и цветочная символика.

    Второй зал организован по принципу усложнения композиций предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и состоит из нескольких разделов.

    Первый раздел раскрывает значение отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве. Здесь расположены предметы с сольными мотивами и сопровождающими их пояснениями: розы, символа любви; колоса, связанного с модой на образ античной богини Цереры; незабудок, фиалок, смыслы которых были глубоко вплетены в культуру дворянского альбома; дуба, обладавшего маскулинным подтекстом и пр.
    Второй раздел демонстрирует предметы с цветочными композициями в оформлении и раскрывает образ и смысл гирлянды, букета, венка как символов благопожелания. Здесь же представлены акрограммы – зашифрованные цветочные послания в венках и букетах.
    Третий раздел включает предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовано сочетание цветов и различных атрибутов – лир, стрел, рогов изобилия, которые дополняют цветочные смыслы, вносят в них различные вариации.
    Последний раздел демонстрирует сочетание цветов, растений и мифологических персонажей, зооморфных, антропоморфных сюжетов.
    На выставке также представлены работы современного ювелирного дома Anna Nova, опирающегося на традиции искусства XIX века, а также предметы из частных коллекций Ю.Д. Журавицкого (вещи демонстрируются впервые) и Е.А. Малинко.

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    начального профессионального образования

    профессиональный лицей № 24 г. Сибай

    Методическая разработка урока по дисциплине

    «Основы композиции и цветоведения»

    на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

    Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

    Г.К. Зайнулина

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

    При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

    Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

    Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

    Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

    о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

    тальных мотивов стран и народов.

    2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

    ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

    планировать свою деятельность, память учащихся.

    3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

    разительность, ответственность и решительность.

    Тип урока. Урок сообщения нового материала.

    Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    а) проверка явки учащихся по журналу;

    б) проверка внешнего вида;

    в) проверка наличия учебных принадлежностей.

    2. Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос:

    а) Что такое колористика (цветоведение)?

    б) Расскажите об истории развития цветоведения.

    в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

    г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

    д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

    3. Сообщение нового материала.

    Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

    Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

    Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

    Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

    Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

    Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

    Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

    Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

    Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

    Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

    Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

    Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

    После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

    Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

    В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

    Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

    Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

    История Возникновения

    Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

    Виды и типы орнамента

    Существуют четыре вида орнаментов:

    Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

    Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

    Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

    Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

    Типы:

    Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

    Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

    К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
    В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
    Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

    Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

    Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
    Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

    Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

    Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

    Закономерности композиционных построений

    ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

    Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
    Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
    Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
    К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
    Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

    РИТМ И ПЛАСТИКА

    Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
    Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

    1) метрический (равномерный);

    2) неравномерный.

    В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
    Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
    Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
    Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

    Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

    Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

    В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

    Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

    В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

    Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

    В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

    Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
    В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

    Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

    элементы орнамента.

    Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

    организующуюся роль в композиции.

    Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
    Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

    Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

    СИММЕТРИЯ

    Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
    В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
    Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
    Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

    - фигуры с одной плоскостью симметрии,

    Фигура с двумя плоскостями симметрии,

    - с четырьмя плоскостями симметрии.

    4. Правила построения орнамента.

    Показ и объяснение построения орнаментов:

    а) ленточного;

    б) сетчатого.

    5. Закрепление изученного материала.

    1. Фронтальный опрос:

    Каково назначение орнамента?

    Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

    Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

    Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

    Какие виды орнаментов вы знаете?

    Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

    Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

    Что называется симметрией в искусстве?

    Что такое плоскость симметрии?

    2. Выполнение упражнений:

    а) построение ленточного орнамента;

    б) построение сетчатого орнамента.

    6. Подведение итогов.

    7. Домашнее задание.

    Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

    Орнаментальное начало, подчинявшее своим ритмам все элементы композиции, превалировало в изобразительном ряду витража стиля модерн. Как мы можем заметить, круг мотивов - материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы, используемый стилем, наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте.

    В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.

    При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность.

    Искусство, явив свету художников - романтиков, которые обращались к мифологическим образам, мотивам средневековья, поначалу лишь прославляя красоту и естественность природы, постепенно все больше приобретало мистическую направленность, пытаясь установить связь видимых явлений с идеальными представлениями, незримой реальностью. Новый виток развития получил язык знаков, символов.

    В орнамент символ пришел из всей художественной культуры рубежа столетий. Декоративная сущность орнаментального узора как бы отошла на второй план, благодаря символизму появилась новая семантика. Новую семантику мог дать только символический образ, условный знак действительности, а не фрагмент, взятый прямо из реальности. Фигура, предмет, фрагмент предмета превратились в пластический символ, в пластическую метафору. Так, к примеру, один из ведущих мастеров стиля, Ф. Шехтель тонко чувствовал новое место, которое занял орнамент, часто имевший формообразующее значение и игравший важную роль в чувственном восприятии художественных произведений, выражая напряжение или слабость, подъём или спад.

    Линия в орнаменте этой эпохи старалась вести главную тему, являлась той важной частицей, которая служит основой для будущего облика предмета. Фактически стиль модерн дал возможность заново оценить важность орнамента и определить его место во всех видах искусства.

    Те или иные элементы, согласно новому художественному направлению, могли быть с легкостью перенесены с одних предметов на другие. В то же время, однотипным орнаментальным мотивам в стиле модерн не было места. В каждом новом случае узор приобретал иное звучание и пластическую выразительность. Не смотря на то, что огромное значение художниками придавалось восточным мотивам, традиционные и известные всей европе элементы были неузнаваемо изменены. Цветки персика, гвоздики, вишни, стебли бамбука -- все это было переработано и приобрело новое звучание. Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент и использовались с тем условием, чтобы создавалось впечатление любования их неповторимой красотой - цветом, формой, структурой.

    Растительный мир становится предметом специального внимания художников, графиков, мастеров прикладного искусства. В данном случае мы имеем дело не с традиционным анималистическим жанром, которого не найдешь в модерне, не с традиционным пейзажем или натюрмортом. Художника интересует не природа в целом, а отдельные ее части или предметы: цветок, лист, стебель. Все эти "персонажи" выступают не в обычном окружении, не в естественной среде, а самостоятельно. Как изолированный предмет или как предмет, условия существования которого не занимают художника. 7*

    Разнообразные цветы и растительные мотивы были излюбленными сюжетами для изображения на стёклах, в основном такими являлись экзотические растения с мягко изогнутыми стеблями, выразительным силуэтом, прихотливо извивающимися и ассиметричными контурами: причудливые цветы, морские редкости, волны в полной мере присутствуют в витражах. Бессчетное количество раз мы можем встретить мотивы ирисов, маков, кувшинок, лилий, ягод, шишек и многие другие растительные формы. Все это встречается в работах ведущих мастеров: Эмиля Люксфера и Арсена Хербиниера «Весенние цветы», окно «Маки» художника Пиццагалли, витраж «Кувшинки» Арнольда Лионгрюна и похожих «Кувшинках» Вильгельма Мевеса, «цветочных» окнах Вильгельма Хааса, бесподобных витражах с кувшинками и маками А. Хренова в доходном доме на Знаменской (С.-Петербург) ил. №, а также незабываемых композициях Л.К. Тиффани «Цветущие магнолии и ирисы», «Клематисы на шпалере», «Четыре времени года. Весна. Лето», «Пейзаж с озером и ирисами». ил. с по

    Ирис

    В большинстве случаев фигурировал в орнаментальных обрамлениях центральных больших стекол, и в живописных сюжетах оконных витражей ирис, который чаще всего встречается в орнаментах из переплетения геометрических и растительных мотивов. Этот цветок стал эмблемой модерна. Сочетание строгих прямых линий его листьев и стеблей с плавностью абриса цветка, а также сдержанная цветовая гамма цветов полностью совпадала с концепцией нового стиля. Он изображен на фасаде дома Ф. Шехтеля, его любил М. Врубель, о нем слагал стихи А. Блок, ему посвящали романсы. Ирис в высшей степени достоин своей славы. В Европе ирис символизирует доверие, мудрость и надежду. Ирисы стали появляться не только в витражном искусстве но и: в росписях на вазах, веерах, ширмах, на открытках и картинках.

    В большинстве витражных композиций, ирис изображен могущественно, словно король сидящий на троне, в окружении своих слуг незабудок, таков например витраж в Столичном шоколадном доме на Шелковичной ил. №

    или витражное окно в Белом зале здания Санкт - Петербурга ил. №

    В работе Тиффани (США)"Цветущие магнолии и ирисы" 1905г. ил №

    этот цветок, заполняя всю нижнюю "земную" часть витражной композиции олицетворяет, на мой взгляд, сплоченность, дружную семью, не падающую духом, ждущую, что там за горами есть много прекрасного.

    Рассмотрев иллюстрации, с изображением этого прекрасного цветка, можно сказать, что он может выступать в роли единственного героя основной композиции витража, так и ее дополнением.

    Роза

    Иную символическую нагрузку нес цветок розы. Воспринимаемая как цветок Венеры, роза служила символом самого прекрасного в жизни человека -- любви, красоты и счастья. Этот прекрасный цветок мы можем встретить в работах: Джованни Бельтрами (Италия)витраж "Павлины"1900г. ил. №

    Жак Грюбе, (Франция) витраж "Розы и чайки" 1905г. ил. №

    Особняк Каса Навас, Реус витраж на лестнице (Испания) ил. №

    Жак Грюбе (Нидерланды) витраж ле - роз 1906г.) ил. №

    Витраж Шапель. Модерн ил. №

    Во многих витражных композициях, розы - спускались гирляндами по окну из-под самого потолка наподобие прозрачных занавесей

    Нередко для большой композиции художник использовал образ Дерева, символизирующего вечную райскую жизнь. Подсолнух как цветок наиболее адекватный образу солнца отождествлялся с красотой и праздничностью жизни.

    Модерн превратил незатейливые геометрические узоры в настоящее буйство форм, цветов, линий, и привнес в стекольное искусство даже большие сюжетные сцены.

    Северная природа заставляла грезить о тропиках - и вот появлялись окна с изображением пышных пальмовых листьев и бамбука, неожиданно и экзотично "выраставших" в серых сумрачных парадных. Но чаще всего в стекле запечатлевались привычные и любимые цветы, своими яркими витражными красками услаждавшие глаз прохожего.

    Кувшинки и кубышки, выполненные из неравномерно окрашенного "опалового" стекла, играли на свету, словно в бликах на воде своих родных озёр.

    Благородные лилии поднимались перед глазами по стеклу окна в окружении торжественных лент и гирлянд.

    Алые маки витражей манили в страну грёз - эти цветы в Серебряном веке русской культуры символизировали волшебный сон.

    Конечно, чаще всего делались витражи с собирательными образами растений - милых полевых цветов, вьюнков, цветов плодовых деревьев. Или просто в виде стилизованных цветков в духе детских рисунков: маленькое стеклянное полушарие (кабошон) в центре, а вокруг симметричные округлые лепестки.

    Мастер стихийной, спонтанной линии, московский зодчий Ф. Шехтель одним из первых отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен.

    Геометрический мир кристаллов, камней, минералов подчас оказывается прообразом для мастеров позднего модерна. Но здесь геометризм выступает в более осложненной форме и приобретает «природный характер». Более поздние работы, такие как витраж Л. Кекушева в особняке И.А. Миндовского, витраж в банкетном зале гостиницы «Метрополь» В.Валькота, витражи холла второго этажа и столовой Охотничьего замка Мокрхейде или витраж жилого дома на Виноградском проспекте в Праге являются яркими образцами этой тенденции.

    Круг мотивов, используемый стилем, вряд ли дает полный приоритет изобразительного искусства перед орнаментом; здесь мы имеем дело с такими предметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте. Повторюсь еще раз, это материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы.

    Даже простая линия, комбинация линий, не имеющая за собой какого - либо реального предметного прообраза, но часто составляющая основу орнаментального узора, обрела образный смысл.

    Линейная комбинация могла создавать впечатление напряжения или расслабленности, подъема или увядания.

    Даже в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойствен-ные ему черты беспокойного на-пряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую сбивая привычную симмет-рию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квад-ратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность. ил.№ симмет-рию

    Декоративный витраж с растительными и геометрическими композициями был неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна, в том числе и в России, не отстававшей на рубеже XIX-XX веков от других стран. Особняки и большие доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы и другие общественные сооружения были немыслимы без витражей.

    Большинство историков искусства, изучавших стиль модерн, придерживаются мнения о значительной роли орнамента в сложении и развитии стиля. Мадсен называет орнамент "символической структурой", придавая этому виду образного мышления сугубо содержательное значение. 8*

    Урок № 8. Рисунок с натуры

    Цели и задачи : Рисунок с натурыцветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка. Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа.

    Подача графическая.

    Домашнее задание: выполнение зарисовок растительных форм.







    Урок № 9. Силуэт

    Цели и задачи : Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного.

    Подача графическая (использование пятна).

    Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа.

    Домашнее задание: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм.

    Урок № 10. Трансформация формы предмета

    Цели и задачи: Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта:

    · относительно вертикальной оси (расширение, сжимание);

    · изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание);

    · изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта.

    Подача графическая (использование пятна и линии).

    Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм. Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

    Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

    Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

    Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.



    В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

    Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

    Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

    Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

    Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

    Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

    Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

    Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

    Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму - все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

    Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

    Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

    На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

    Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

    Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

    Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

    Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

    Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

    Учебная работа

    Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

    В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

    В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

    Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, - это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

    Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап - это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

    Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.




    Урок № 11. Геометризация формы

    Цели и задачи : Приведениеизмененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам:

    · кругу (овалу);

    · квадрату (прямоугольнику);

    · треугольнику.

    Подача графическая.

    Формат А4, фломастер, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм.

    Раздел 3. Цветоведение

    Характеристики цвета

    Урок № 12. Цветовой круг (8 цветов)

    Цели и задачи: Знакомство учащихся с цветовым кругом и с цветом как художественным материалом. Выполнение цветового круга на восемь цветов. Формат А4, гуашь, бумага, кисти.

    Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе на следующем уроке.

    5. Цвет в декоративной композиции

    Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет - это один из главных компонентов декоративного образа.

    В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.

    Цветовые гармонические ряды можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка; либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом круге (голубой и синий); либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, салатный). Таким образом, нюансными называются гармонические цветовые связи, имеющие незначительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

    Гармонические сочетания могут давать и ахроматические цвета, которые обладают только светлотными различиями и сочетаются, как правило, в двух и трех цветах. Двухцветовые сочетания ахроматических цветов выражаются либо как нюанс близкорасположенных в ряду тонов, либо как контраст далеко отстоящих по светлоте тонов.

    Наиболее выразительным контрастом является контраст черного и белого тонов. Между ними находятся различные оттенки серого тона, которые в свою очередь могут образовывать (ближе к черному или белому) контрастные сочетания. Однако эти контрасты будут меньшей силы выразительности, чем контраст черного и белого.

    Для составления гармоничных сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг.

    В цветовом круге, разделенном на четыре четверти (рис. 5.19) на концах взаимно перпендикулярных диаметров, располагаются соответственно цвета: желтый и синий, красный и зеленый. По гармоничному сочетанию в нем выделяют родственные, контрастные и родственно-контрастные цвета.

    Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и содержат в своем составе хотя бы один общий (главный) цвет, например: желтый, желто-красный, желтовато-крас-ный. Существует четыре группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

    Родственно-контрастные цвета

    располагаются в двух соседних четвертях цветового круга, имеют один общий (главный) цвет и содержат в себе контрастные цвета. Существует четыре группы родственно-контрастных цветов:

    желто-красные и красно-синие;

    красно-синие и сине-желтые;

    сине-зеленые и зелено-желтые;

    зелено-желтые и желто-красные.

    Рис. 5.19. Схема расположения родственных, контрастных и родственно-контрастных цветов

    Цветовая композиция будет иметь понятную форму тогда, когда она строится на ограниченном числе цветовых сочетаний. Цветовые сочетания должны составлять гармоничное единство, производящее впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

    Выделяют четыре группы цветовых гармоний: .

    однотоновые гармонии (см. рис. 26 на цв. вкл.);

    гармонии родственных цветов (см. рис. 27 на цв. вкл.);

    гармонии родственно-контрастных цветов (см. рис. 28 на цв. вкл.);

    гармонии контрастных и контрастно-дополнительных цветов (см. рис. 29 на цв. вкл.).

    Однотоновые гармонии цветов в своей основе имеют какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Цвета различаются между собой лишь по насыщенности и светлоте. В таких сочетаниях используют и ахроматические цвета. Однотоновые гармонии создают колорит, имеющий спокойный уравновешенный характер. Его можно определить как нюансный, хотя не исключен и контраст в противопоставлении темного и светлого цветов.

    Гармоничные сочетания родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму. Для того чтобы колорит не был однообразным, используют введение ахроматических примесей, т. е. затемнение или высветление некоторых цветов, что привносит в композицию светлостный контраст и тем самым способствует ее выразительности.

    Тщательно подобранные родственные цвета дают большие возможности для создания интересной композиции.

    Наиболее богатый в отношении колористических возможностей вид цветовой гармонии - это гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов. Однако не все сочетания родствен-но-контрастных цветов способны составлять удачную цветовую композицию.

    Родственно-контрастные цвета будут гармонировать друг с другом, если Количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. На этом принципе строятся гармоничные сочетания двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов.

    На рис. 5.20 представлены схемы построения двухцветных и многоцветных гармоничных сочетаний родственно-контрастных цветов. Из схем видно, что удачно будут сочетаться два родственно-контрастных цвета, если их положение в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд (рис. 5.20, а).

    При сочетании трех цветовых тонов возможны следующие варианты:

    Рис. 5.20. Схемы построения гармоничных сочетаний цветов

    если в круг вписать прямоугольный треугольник, гипотенуза которого при этом совпадет с диаметром круга, а катеты примут в круге горизонтальное и вертикальное положения, то вершины этого треугольника укажут на три гармонично сочетающихся цвета (рис. 5.20, б);

    если в круг вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его сторон являлась горизонтальной или вертикальной хордой, то вершина угла, противоположного хорде, укажет на главный цвет, объединяющий два других, расположенных на концах хорды (рис. 5.20, в). Таким образом, вершины вписанных в круг равносторонних треугольников укажут на цвета, образующие гармоничные триады;

    гармоничным будет также сочетание цветов, находящихся в вершинах тупоугольных треугольников: вершина тупого угла указывает на главный цвет, а противоположная сторона будет являться горизонтальной или вертикальной хордой круга, концы которой указывают на цвета, составляющие с главным гармоничную триаду (рис. 5.20, г).

    Углы вписанных в круг прямоугольников отметят гармоничные сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Вершины квадрата укажут на самый устойчивый вариант цветовых сочетаний, хотя и отличающийся повышенной цветовой активностью и контрастом (рис. 5.20, д).

    Цвета, расположенные на концах диаметров цветового круга, обладают полярными свойствами. Их сочетания придают цветовой комбинации напряженность и динамичность. Гармоничные сочетания контрастных цветов представлены на рис. 5.20, е.

    Все физические и психологические качества цвета, принципы построения цветовой гармонии обязательно учитываются в решении декоративной композиции.

    Контрольные вопросы и задания

    1. На какие две группы можно разделить цветовые гармонические ряды?

    2. Расскажите о вариантах гармонических сочетаний ахроматических цветов.

    3. Что такое родственные и родственно-контрастные цвета?

    4. Назовите группы цветовых гармоний.

    5. Пользуясь цветовым кругом, назовите варианты многоцветовых гармоний.

    6. Составьте выкраски однотоновых, родственных, родственно-контрастных и контрастных цветовых сочетаний (по три варианта).

    Урок № 13. Основные группы цветов

    Цели и задачи: Выделить основные группы цветов по зрительному впечатлению:

    · красный,

    · желтый,

    · зеленый.

    Составить оттенки основных групп цветов.

    Учитывая возраст учащихся, цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, в форме листа дерева, разделенного полосками.

    Задания выполняются на формате А4 гуашевыми красками.

    Домашнее задание:

    Урок № 14. Насыщенные, ненасыщенные цвета

    Цели и задачи: Изменение насыщенности цвета на три ступени за счет добавления белой и черной красок (для основной группы цветов).

    Формат А4, гуашь, кисти, белая бумага.

    Домашнее задание: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).

    Урок № 15. Темные и светлые

    Цели и задачи: Разделение цветов на темные и светлые: вырезать все имеющиеся оттенки цветов и разложить на средне - сером фоне, при этом:

    · все цвета, которые на глаз будут казаться светлее фона, являются светлыми;

    · все цвета, которые на глаз будут казаться темнее фона, можно назвать темными.

    Задания выполняются на формате А4, аппликативно.

    Домашнее задание:

    Урок № 16. Теплые и холодные

    Цели и задачи : Определение теплых и холодных оттенков цвета:

    · все имеющиеся цвета разложить на средне - сером фоне;

    · разделить на две группы - теплую и холодную;

    среди цветов можно выделить тепловые полюса (голубой - холодный, а оранжевый – теплый).

    Задания выполняются на формате А4 аппликативно.

    Получение тепло-холодных оттенков цвета: любой цвет (кроме «полюсных») растянуть в теплую и холодную стороны.

    Формат А4. Подача цветовая. Гуашь, бумага, кисти.

    Домашнее задание: выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).