Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

«Уроки французского» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского ». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

Год написания — 1987

Жанр — рассказ

Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.

Идея «Уроки французского» : самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день. Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек». Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Нравственное значение рассказа Распутина - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты - харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно - время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома. Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов-шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает-ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит-ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху-дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга-ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже-ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере-носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла-гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс-лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони-мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро-ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке. Материал с сайта

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево-люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре-одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак-терная особенность произведений Распутина.

План

  1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.
  2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на-чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.
  3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни-тельно заниматься французским.
  4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно-ва появляются средства на еду.
  5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план сочинения душевная щедрость в рассказе распутина уроки французского
  • как описана война в рассказе уроки французского
  • сочинение на тему уроки французского распутин по плану
  • уроки французского анализ рассказа
  • уроки французского план о жизни мальчика

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 59. Нравственная проблематика в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» Не зная ничего о детстве писателя, невозможно понять его произведения. Главный герой автобиографического рассказа «Уроки французского» одиннадцатилетний мальчик, который приезжает из деревни в райцентр учиться. Время для деревни было особенно тяжелое: послевоенное, голодное. Главный герой начинает играть на деньги с единственной целью купить «баночку молока». Лидия Михайловна, учительница французского языка в школе, поняла, почему ее ученик пошел на такой шаг. Видя, что главный герой отказывается принимать помощь от нее, она сама стала играть с ним на деньги, стараясь обеспечить ему выигрыш, и, таким образом, спасала его от болезней и голода. Рассказ ставит перед читателем ряд вопросов. Права ли Лидия Михайловна, играя со своим учеником на деньги? Какие уроки вынес главный герой из общения с учительницей? Всегда ли можно однозначно оценить поступки человека? Валентин Распутин считал, что читать не означает просто пробегать глазами страницы, а значит проникать в сущность вещей. По его убеждению, «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение...» Он так говорил о чтении: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это, прежде всего, воспитание чувств. И прежде всего, доброты, чистоты, благодарности».

2 А чему научил тебя рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»? Подумай об этом, отвечая на вопросы в ходе урока. Выбери свой маршрут. Первый маршрут Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Второй маршрут Уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).

3 МАРШРУТ 1 Перейди к заключительной части рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (Ресурс 1). Выполни задания 1 и 2, запиши ответы в блокнот. Задание 1 Прочитай часть 7. Как изменилось отношение главного героя к французскому языку после его занятий с Лидией Михайловной? 1) Произношение по-прежнему не давалось герою, и он не любил этот предмет 2) Он стал более свободно произносить французские слова и почувствовал интерес к языку 3) Из честолюбия он решил добиться успехов в языке, который ему давался с трудом Запиши два верных номера. Прочитай рассуждения героя: «О посылке мы не вспоминали, но я на всякий случай держался настороже. Мало ли что Лидия Михайловна возьмется еще придумать? Я по себе знал: когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Оправдались ли его опасения? 1) Нет, учительница не стала больше ничего придумывать, чтобы помочь мальчику пережить голодные времена. Она сосредоточилась на его обучении, смирившись с тем, что он очень гордый и нет способа помочь ему с продуктами. 2) Да, Лидия Михайловна действительно заняла выжидательную позицию. Дождавшись, когда мальчик полностью освоится у нее дома, она придумала новый способ помочь ему.

4 Как отреагировал главный герой на очередную попытку Лидии Михайловны посадить его за стол? 1) нехотя согласился 2) был непреклонен Лидия Михайловна предложила главному герою играть на деньги, так как: 1) не знала другого способа заставить мальчика взять деньги на еду 2) решила вспомнить свое детство (именно тогда она играла на деньги в «пристенок» или «замеряшки») 3) ей хотелось внести разнообразие в свою жизнь, поскольку она была азартным, быстро увлекающимся человеком Просмотри фрагменты, маркированные цветом. Какие из них представляют собой внутренний монолог героя (где он размышляет о сложившейся ситуации, как бы говорит сам с собой)? Это фрагменты, выделенные: 1) желтым цветом 2) голубым цветом Главный герой считал, что может брать выигранные у учительницы деньги, потому что он: а) тратил эти деньги только на еду б) считал, что эти деньги выиграны честно 1) верно и а, и б 2) верно только а 3) верно только б

5 Прочитай часть 8. Лидия Михайловна была вынуждена уехать, так как: 1) поступила непедагогично, и была уволена из школы 2) очень хотела вернуться на Кубань Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, так как это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь С каким мнением ты согласишься? 1) Финал рассказа пессимистический: Лидия Михайловна уехала, и главный герой больше никогда с ней не виделся. 2) Финал рассказа оптимистический: Лидия Михайловна уехала, но однажды мальчик получил посылку, в которой были макароны и «три красных яблока». Таким образом автор подчеркивает, что внутренняя связь между героями не прерывалась, несмотря на огромные расстояния, разделявшие их.

6 Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери другого сибирского писателя А. Вампилова, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них. Создавая это посвящение, писатель хотел: 1) рассказать о конкретном человеке учительнице, работающей в сибирской школе 2) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка Как ты понимаешь название рассказа? «Уроки французского» для главного героя рассказа это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила, чтобы найти способ помочь своему ученику, не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

7 Задание 2 Перейди к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 1 (Ресурс 2). Пригласив ученика к себе в дом, Лидия Михайловна: а) делает всё, чтобы мальчик освоился, почувствовал себя свободно, поэтому беседует с ним, пытается разговорить его б) знает, что этому ученику нужно отрабатывать произношение, но сразу он не сможет говорить, так как очень стесняется, поэтому предлагает ему послушать пластинку с записью французской речи в) пытается как бы между прочим, за компанию, накормить мальчика, так как знает, что он голодает 1) верно только б 2) верно только в 3) верно только б и в 4) верно и а, и б, и в В гостях у учительницы герой рассказа: а) чувствует себя очень скованно (сидит на самом краешке стула), но старается выполнить задание учительницы: слушая запись, повторяет французские слова б) несмотря на скованность и косноязычие, охватившие его, очень решительно отказывается поужинать вместе с учительницей 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

8 Как тебе кажется, в этом фрагменте фильма: 1) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика поужинать 2) учительница была очень убедительна, старалась так пригласить героя к ужину, чтобы ни в коем случае не задеть его гордость 3) герой рассказа не остался на ужин, потому что очень стеснялся; он мог бы остаться, если бы его еще уговаривали 4) мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не останется на ужин ни при каких обстоятельствах Запиши два верных номера. Перейди к бланку маршрутного тестирования. Перенеси ответы на задания 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовься к обсуждению.

9 МАРШРУТ 2 Перейди к заключительной части рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (Ресурс 1). Выполни задания 1 и 2, запиши ответы в блокнот. Задание 1 Прочитай часть 7. Некоторое время после случая с посылкой, главный герой чувствовал, что Лидия Михайловна сосредоточила все свои силы на том, чтобы: 1) всё же найти способ подкормить его 2) серьезно учить его французскому языку Как изменилось отношение главного героя к французскому языку после его занятий с Лидией Михайловной? 1) Произношение по-прежнему не давалось герою, и он не любил этот предмет 2) Он стал более свободно произносить французские слова и почувствовал интерес к языку 3) Из честолюбия он решил добиться успехов в языке, который ему давался с трудом Запиши два верных номера.

10 Прочитай рассуждения героя: «О посылке мы не вспоминали, но я на всякий случай держался настороже. Мало ли что Лидия Михайловна возьмется еще придумать? Я по себе знал: когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Оправдались ли его опасения? 1) Нет, учительница не стала больше ничего придумывать, чтобы помочь мальчику пережить голодные времена. Она сосредоточилась на его обучении, смирившись с тем, что он очень гордый и нет способа помочь ему с продуктами. 2) Да, Лидия Михайловна действительно заняла выжидательную позицию. Дождавшись, когда мальчик полностью освоится у нее дома, она придумала новый способ помочь ему. Лидия Михайловна предложила главному герою играть на деньги, так как: 1) не знала другого способа заставить мальчика взять деньги на еду 2) решила вспомнить свое детство (именно тогда она играла на деньги в «пристенок» или «замеряшки») 3) ей хотелось внести разнообразие в свою жизнь, поскольку она была азартным, быстро увлекающимся человеком Просмотри фрагменты, маркированные цветом. Какие из них представляют собой внутренний монолог героя (где он размышляет о сложившейся ситуации, как бы говорит сам с собой)? Это фрагменты, выделенные: 1) желтым цветом 2) голубым цветом

11 Сразу ли Лидии Михайловне удалось убедить мальчика в том, что она не специально ему проигрывает? 1) Да, он даже не подозревал, что учительница старается обеспечить ему выигрыш 2) Нет, не сразу; ей даже пришлось сделать вид, что она жульничает, потому что очень хочет выиграть Главный герой считал, что может брать выигранные у учительницы деньги, потому что он: а) тратил эти деньги только на еду б) считал, что эти деньги выиграны честно 1) верно и а, и б 2) верно только а 3) верно только б Прочитай часть 8. Лидия Михайловна была вынуждена уехать, так как: 1) поступила непедагогично, и была уволена из школы 2) очень хотела вернуться на Кубань Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, так как это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь

12 С каким мнением ты согласишься? 1) Финал рассказа пессимистический: Лидия Михайловна уехала, и главный герой больше никогда с ней не виделся. 2) Финал рассказа оптимистический: Лидия Михайловна уехала, но однажды мальчик получил посылку, в которой были макароны и «три красных яблока». Таким образом автор подчеркивает, что внутренняя связь между героями не прерывалась, несмотря на огромные расстояния, разделявшие их. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери другого сибирского писателя А. Вампилова, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них. Создавая это посвящение, писатель хотел: 1) рассказать о конкретном человеке учительнице, работающей в сибирской школе 2) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка Как ты понимаешь название рассказа? «Уроки французского» для главного героя рассказа это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила, чтобы найти способ помочь своему ученику, не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

13 Задание 2 Перейди к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 2 (Ресурс 2). Возвращая посылку Лидии Михайловне, мальчик: 1) чувствует себя скованно, стесняется говорить с учительницей 2) ведет себя очень решительно, не скрывает своего возмущения В этом эпизоде учительница и ученик: 1) разговаривают как взрослый и ребенок: Лидия Михайловна старается объяснить ученику, почему она передала ему посылку, почему он должен ее взять и почему она никак не могла догадаться, что в деревне не бывает макарон 2) общаются на равных, как взрослые люди, но люди с разным жизненным опытом: мальчик с опытом жизни в сибирской деревне, где из-за сурового климата не растут даже яблоки, а из-за бедности и удаленности от города не бывает макарон, а Лидия Михайловна с опытом жизни в городе на юге

14 Как тебе кажется, в этом фрагменте фильма: 1) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика взять продукты 2) учительница была очень убедительна, старалась уговорить героя, не задевая его гордости 3) герой рассказа не взял посылку, потому что очень стеснялся; он мог бы взять ее, если бы его еще уговаривали 4) мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не согласится взять продукты ни при каких обстоятельствах Запиши два верных номера. Перейди к бланку маршрутного тестирования. Перенеси ответы на задания 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовься к обсуждению.

15 Материал для обсуждения Пусть представители Маршрута 1 объяснят, почему рассказ «Уроки французского» писатель посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой. Пусть представители Маршрута 2 расскажут, почему Лидия Михайловна предложила своему ученику играть в «пристенок» или «замеряшки» на деньги. Как можно оценить поступок учительницы? Какие нравственные проблемы подняты писателем в рассказе? Какой нравственный выбор постоянно должен был делать герой рассказа? Конфликт каких нравственных ценностей переживала Лидия Михайловна, и какой выбор она сделала? Перейдите к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 3 (Ресурс 3). Совпало ли ваше представление о Лидии Михайловне и главном герое с тем, какими они показаны в фильме? Как заканчивается фильм? В чем смысл его последних кадров?

16 Выводы параграфа МОДУЛЬ 1 Посвящая свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них, Валентин Распутин хотел показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка. Название рассказа «Уроки французского» нужно понимать не только буквально. Это были не просто занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить этот сложный язык. Это еще рассказ об уроках доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница. Она не побоялась нарушить школьные правила для того, чтобы помочь своему ученику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, не ущемляя при этом его чувства собственного достоинства. Совершив непедагогичный поступок, Лидия Михайловна вынуждена была уехать, но, несмотря на это, внутренняя связь между героями не прервалась. Перейди к «Бланку ответов 1» итогового теста. Прочитай вопросы части А итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

17 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 59. НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РАССКАЗЕ В. Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» Часть А При выполнении заданий А1 А5 поставь точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного тобой ответа. А1 Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен: 1) Лидии Михайловне, учительнице французского языка 2) матери главного героя 3) учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя-сибиряка А. Вампилова 4) всем учителям Сибири А2 Написав такое посвящение, Валентин Распутин хотел: 1) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка 2) рассказать о конкретной учительнице 3) показать трудности работы учителя 4) рассказать о сибирских школах А3 Как поступил главный герой, поняв, что посылка с продуктами от его учительницы Лидии Михайловны? 1) Съел всё содержимое посылки, так как мучился от голода 2) Вернул посылку, потому что был слишком горд, чтобы взять её 3) Сообщил директору о случившемся, так как был возмущен поступком учительницы 4) Разделил еду поровну между собой и другими ребятами, потому что хотел подружиться с ними

18 А4 А5 Прочитай три утверждения: а) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика принять от нее помощь. б) Учительница была очень убедительна, старалась помочь герою, не задевая его гордости. в) Мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не согласиться принять продукты от Лидии Михайловны ни при каких обстоятельствах 1) верно только а 2) верно только б 3) верно только в 4) верно только б и в Как можно понять название рассказа? «Уроки французского» для главного героя это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила с целью помочь своему ученику, при этом не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) оба варианта верны 4) оба варианта не верны Перейди к «Бланку ответов 2» итогового теста. Прочитай вопросы части В итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

19 Часть B При выполнении заданий В1 В2 запиши свой ответ рядом с номером задания. Ответ должен представлять собой последовательность цифр и (или) букв без пробелов и знаков препинания. В1 Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, потому что это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь В2 Кому принадлежит мысль: «Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благодарности»? Напиши фамилию писателя в именительном падеже. Перейди к «Бланку ответов 3» итогового теста. Прочитай вопросы части С итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

20 Часть С При выполнении заданий С1 С2 запиши краткий ответ. С1 С2 Почему мальчик герой рассказа так упорно отказывается от любой помощи, которую предлагает ему учительница? Напиши коротко. Как ты думаешь, пожалела ли Лидия Михайловна о своем поступке, из-за которого ей пришлось уйти из школы? Коротко объясни свою точку зрения.


Тема 49. М. Горький. Рассказ «Челкаш». Челкаш и Гаврила. Сравнительная характеристика героев Сегодня мы познакомимся с рассказом писателя ХХ века Максима Горького «Челкаш». В название рассказа вынесено

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г.мичуринска» Урок литературы в 6-ом классе по теме: «Нравственные уроки В.Распутина (по повести «Уроки французского»)».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

Тема 35. Н. В. Гоголь «Ревизор». О чем же пьеса? Сегодня мы подведем итоги изучения гоголевской комедии. На предыдущих уроках мы обсуждали такие особенности пьесы «Ревизор», как: отсутствие положительного

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературы в 6 классе Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил

Образ главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Определение темы урока 6 класс (работа в 3 группах) Ход урока Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки

Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя Фейгельсон Юлия Давидовна Класс: 6 Предмет Литература Тема урока: Урок на всю жизнь (Валентин Распутин «Уроки французского». Заключительный урок) Место и роль

Тема 59. Е. Шварц «Голый король». Старая сказка на новый лад Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным сказочником ХХ века Евгением Львовичем Шварцем и с его пьесой-сказкой «Голый король». Эта

Тема 58. Комментированное чтение рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» (продолжение) Рассказ В. Распутина «Уроки французского» автобиографический. Вспомни, какие факты биографии писателя нашли

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Разработка открытого урока литературы в 6 классе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

МОДУЛЬ 1 Тема 33. Н. В. Гоголь «Ревизор». Городничий и Хлестаков: «миражная интрига» комедии На прошлом уроке мы с вами познакомились с устройством уездного города, с волнениями чиновников, получивших

Тема 56. А. Твардовский «Василий Теркин». Подготовка к сочинению типа «анализ эпизода» Завершать разговор об уникальной поэме Александра Трифоновича Твардовского мы будем по традиции сочинением. Для такой

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «ПЕВЕЦ ДЕРЕВНИ» ПОДГОТОВИЛА: БУЙВИДОВИЧ А.В. 14 марта 2015 года не стало Валентина Распутина. Одного из немногих творцов, для которого Россия была не просто географическим

МОДУЛЬ 1 29. Внешняя политика России в 1880-х начале 1890-х годов После Русско-турецкой войны 1877 1878 годов усилия дипломатии России были направлены на поддержание мира и стабильности как в Европе, так

Календарь знаменательных дат Книжная выставка для учащихся 5 6 классов. «Октябрь кашляк, скорей домой, Не простудись, читатель мой!» Раздел 1. Учитель на страницах книг. С Днем учителя! С праздником вас,

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос Валентин в деревне Аталанка. Пошел в школу в

1ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ПОЙТИ СВОИМ ПУТЕМ «Ïðåæäå åì âû ïîéäåòå ñâîèì ïóòåì, âû äîëæíû ê ýòîìó ïîäãîòîâèòüñÿ». Подготовка к тому, чтобы пойти своим путем 16 ДЖЕФФРИ ГИТОМЕР Маленькая зеленая

0132 FamilyLife Today Radio Transcript References to conferences, resources, or other special promotions may be obsolete. Relating to Your Adult Children Day 4 of 5 Guest: Dennis and Barbara Rainey From

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

Урок 30. Классификация насекомых и особенности их развития В чем отличие прямого развития от развития с превращением (метаморфозом)? Для каких изученных ранее животных характерно развитие с превращением?

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 39 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений

Что мешает нам понимать друг друга Меня зовут КОНСТАНТИН ШЕРЕМЕТЬЕВ. Я более двадцати лет занимаюсь исследованиями в области человеческого интеллекта. В этой книге Вы узнаете ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цели: показать, какие нравственные

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

1 Выучить язык проще простого Правдивость этого утверждения легко продемонстрировать. По работе мне приходилось много путешествовать по всему миру; не знаю, обращали ли вы внимание на следующий факт, но

Тема 55. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Как создается образ героя Василий Теркин стал не просто героем поэмы Твардовского, но и истинно народным героем Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

Тема 44. Жанр рассказа. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» Сегодняшний урок будет посвящен необычному рассказу и типу рассказов, которые называются СВЯТОЧНЫМИ (или рождественскими). Традиция

Тема урока: Е. Пермяк «Пичугин мост». Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством писателя; добиться понимания рассказа, отработать навыки выразительного чтения; сформировать навык

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

УРОК 4А ТЕМА: РАЗГОВОР НАЕДИНЕ ЦЕЛЬ УРОКА: ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО МОЛИТВА ЭТО РАЗГОВОР С БОГОМ. РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ БЫВАЮТ МОЛИТВЫ, ВАЖНОСТЬ МОЛИТВЫ. НАУЧИТЬ ИХ ОБРАЩАТЬСЯ С МОЛИТВОЙ К БОГУ. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ

Тестовый бланк 1 для проведения диагностических исследований по выявлению готовности школьников к обучению в интерактивном режиме (методика Е.В. Коротаевой) Инструкция для учащегося: Дорогой друг! Запиши

Классный час "Школьная дружба" Тема: Школьная дружба. Цели: воспитывать нравственные качества, такие как любовь к родному краю через любовь к ближнему, умение общаться и понимать друга, взаимопомощь, доброта,

Урок 34. Население Южной Америки. Современная политическая карта Есть о чём подумать Назовите основные зональные ландшафты Южной Америки и расскажите, какие природные факторы влияют на условия жизни населения

Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки» (подготовка к родительскому собранию в феврале) Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них. Задачи

Правила обращения с книгами. 1) Бери книгу только чистыми руками. 2) Оберни книгу, вложи в неё закладку. 3) Переворачивай страницы за верхний правый угол. 4) Не перегибай книгу при чтении. 5) Не делай

ВСТУПЛЕНИЕ 1 с.4 Поработайте в парах. Посмотрите на картинки и поговорите с друзьями о новом учебном годе. А: Наша школа выглядит чудесно.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32» Тема «Регулятивные универсальные учебные действия на уроках русского языка и литературы» Выступление И. В. Воробьевой,

4. Знакомьтесь: Россия Вы уже знаете, что признаками любого государства являются: территория; население, проживающее на этой территории, и его разделение по территориальным единицам; публичная власть;

110 Учитель начальной школы Степанова С.С. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. При планировании уроков каждый учитель обязательно ставит учебные,

КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,

1 Ольга Сумина МЕТОДИКА самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку Как выбрать «своё» сочинение (часть 3) 2014-2015 2 Уважаемый девятиклассник! Книга поможет тебе понять, какое сочинение-рассуждение

Здравствуйте! Вашему вниманию будет представлен урок по литературному чтению по программе «Школа - 2100». -Сегодня у нас необычная тема урока. О чем она- догадайтесь по фразе: Слайд 1 «Люди забираются

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 35 пгт. Новомихайловский МО Туапсинский район Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской

Тема. Цель: Оборудование: Урок 1 Требования к устной и письменной речи, значение языка как средства общения, познания. повторить и расширить знания учащихся о формах речи, их особенностях, о требованиях

«Чтение души движение» Рассказ В. Осеевой «Бабка» 11.03.2015 Библиотека МАОУ лицея 23 г. Калининграда Галина Козловская «Чтение души движение» О чѐм бы ни рассказывал писатель в книге, он говорит о человеке,

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Диагностический материал по исследованию нравственной воспитанности

Сорвина Светлана Петровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 городского округа г. Уфа республики Башкортостан РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений Какие признаки характерны для всех живых организмов? Отличительные признаки растений. Растения живые организмы. Они дышат, питаются, размножаются,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

Классный час. Все мы разные, но общего в нас больше. Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания Этот классный час строится в форме диалога. В начале классного часа ребята садятся

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 20 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñî ñòðàííîñòÿìè â ïîâåäåíèè Как научить такого человека

Консультация для родителей. Как воспитать ребенка успешным? Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у

1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года- 2016». Открытый урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 42 Потатуева Н.С. Тема урока: Текст и его основные признаки. Цель:

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам (ЕГЭ) Консультация для учащихся 11 классов ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Особенности ЕГЭ Наиболее значимые психологические качества Стратегия подготовки к экзаменам

Кириллова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СШ 45 г. Ульяновска Технологическая карта урока по учебному предмету «Обществознание» в 5 классе на тему: Тип урока «Есть такая профессия-ученик?»