Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Какой урок дает рассказ уроки французского. Анализ «Уроки французского» Распутин. История создания рассказа «Уроки французского»

Какой урок дает рассказ уроки французского. Анализ «Уроки французского» Распутин. История создания рассказа «Уроки французского»

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Уроки жизни в рассказе

В. Г. Распутина « Уроки французского»

Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.

Учитель: Каплина Л.В.

Гатчина

2018

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко (слайд ).

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» ( слайд) , (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны выяснить, какие уроки несет рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» и раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя.

Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль , которую хотел выразить автор в своем произведении.

А основополагающий вопрос, на который мы должны ответить:

«Где границы добра?»

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба , помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).

Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем :

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов,

Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

( Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

Доброта - человеческое качество, отражающее достоинство души.

Дети находят в словаре лексическое значение этого слова:

1.Все положительное, хорошее, полезное.

2. Отзывчивость, сочувствие, стремление делать добро.

Следовательно, по количеству лексических значений оно многозначное, по происхождению исконно - русское. Добро – буква в древнерусском алфавите.

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6 б », Ю. Яковлева «Рыцарь Вася», К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В.Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

Работу начинают ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с творческой историей рассказа «Уроки французского».

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).

Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты , но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.

Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

Обратимся к содержанию рассказа.

Дома вы готовил вопросы по содержанию рассказа по группам.

Слово первой группе литературоведов.

1) О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему?

(О школе, уроках, сверстниках).

4) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6) Назовите приметы тяжелого времени.

(В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 117 – 118 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 118 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 118 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой . Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение на стр.118 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

- Какой же первый урок даёт нам Распутин? (Серебров)

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

Почему наш герой не уехал домой?

Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем , выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

- А вот и второй урок. Сформулируйте его. (Халтунен)

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

- Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

Подробно мы с эпизодом «Игра в чику» знакомились на предыдущем уроке. Вспомним,

почему нашему герою пришлось «смириться»? Какой урок даёт нам Распутин? (Орловская)

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

(«Просмотр кинофрагмента: «Не в склад! – объявил Вадик»

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(За то, что он постоянно выигрывал, пытался вести честную игру. Но игра на деньги не может быть честной) (Макеев)

- Что испытал герой после драки? Зачитаем стр 129.

Позже герой вспоминает: «Откуда мне было знать…» стр.127

- Чем отличается этот урок от предыдущего? ( Темир )

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

- _Назовите основные черты характера героя (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

(к этим добрым, отзывчивым людям относится в первую очередь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, ЧТО сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет «…добро должно быть бескорыстным и уверенным в соей тихой чудодейственной СИЛЕ»

Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться? (Коробова Д.)

Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Сценка Игра в пристенок. (Никоноренкова, Макеев, Яковлев)

- Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? ( слайд) . (Лиза)

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

И как вы думаете, каким будет пятый урок? (Яковлев)

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

- Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта, где границы добра? (чтение учащимся мини-сочинений).

Чтение стихотворения «Доброта». (Алиса)

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

8. Обобщение материала:

- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)

Учитель: Чему научили вас эти уроки? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности)

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

Суровые уроки преподнесла герою Распутина городская жизнь. Но она и многому научила его: он узнал, что рядом со злом идет добро, с уродливым - доброе и светлое. И главное, по-моему, в том, что жизнь подарила ему встречу с такой доброй, мудрой, все понимающей учительницей, как «француженка» Лидия Михайловна. Я думаю, что эта встреча повлияла на всю последующую взрослую жизнь героя.

Уроки французского" - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Казалось бы, как далеки от нас трудные, голодные послевоенные годы и события, описываемые в рассказе. Но почему же и сегодня мы примериваем на себя поступки его героев? Каждый день мы встречаем людей, нуждающихся в нашей помощи, но часто оказываемся не готовыми делать добро. Может быть, не хватает сил переступить общественные каноны, может, оттого, что живем по инерции, не желая взглянуть на жизнь другими глазами…
Героиня рассказа "Уроки французского" - молоденькая учительница французского языка - Лидия Михайловна одна лишь увидит, как нелегко живется вдали от дома и семьи ее талантливому, но полуголодному ученику. Испробовав все открытые способы помочь ему, она решится, по словам директора школы, на "преступление" - отважится играть с мальчишкой в "пристенок" на деньги. Иначе принимать помощь ребенку кажется унизительным. Что означал этот ее поступок в те времена? Чем это обернулось для самой учительницы? Как оценивал мотивы ее действий тот мальчишка? Об этом вспоминает через много лет герой, немало переживший и постепенно для себя самого осознавший смысл этих "уроков" - уроков человечности, доброты и сострадания.
Мало кто знает, что, несмотря на вымышленность событий, прототип образа главной героини существовал. Лидия Михайловна Молокова в те послевоенные времена вела уроки французского в школе, где учился будущий писатель Валентин Распутин.

Учитель: Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.

Завтра,15 марта, отмечает свой 76-й день рождения русский советский писатель Валентин Григорьевич Распутин. Сегодня и в ближайшее время во многих российских школах и прежде всего в Сибири, в Прибайкалье, учащиеся будут говорить о творчестве писателя. Слайд)

Видеоролик

Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.
1.Создание синквейна.
Учитель:
-Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота
Наивная, детская.
Терпеть, верить, ждать
Мир изменится к лучшему.
Жизнь.

Доброта.
Искренняя, душевная.
Учит, наставляет, направляет.
Гуманных людей должно быть много.
Доброта-смысл жизни.

Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Цели урока: образовательные:

1) познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) учить сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,

записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, музыка, история),

с применением компьютерных технологий.

Форма урока: урок – размышление

Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

1) Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (слайд) , (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).

3) Знакомство с видами работ на уроке.

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами». Для этого вы должны разделиться на три группы. Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» - эмблему с изображением книги, «актеры» - эмблему с маской в руке, символизирующую театр.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов).

Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

(Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6 б », Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В. Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина (краткие сообщения о жизни и творчестве В. Распутина) (слайд ).

1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя. Оно совпало с годами В. О. в. и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году (слайд ).

2). В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

3). Слово учителя.

«За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года (слайд).

5. Творческая история рассказа Уроки французского».

Слово учителя(слайд).

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Обсуждение статей В. Распутина «Уроки доброты» и «Из истории создания рассказа «Уроки французского» (слайд).

Ребята дома вы прочитали статью В. Распутина «Уроки доброты», которая повествует об истории создания этого рассказа и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

Беседа по тексту статьи.

1) Что заставило Распутина написать рассказ?

2) Как это характеризует самого писателя?

3) Что такое духовная память и духовный опыт человека?

4) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна? (слайд ).

(Посвящается матери талантливого драматурга Александра Вампилова А.П. Копыловой. В юности Распутин и Вампилов дружили).

(чтение учеником из творческой группы «литературоведов» воспоминаний писателя «Из истории создания рассказа «Уроки французского».)

6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).

1) О чем говорит название рассказа?

(О школе, уроках, сверстниках).

2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).

Чтение учителем первого абзаца рассказа.

3) От чьего лица ведется повествование? Почему?

4) Кто является главным героем рассказа?

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6) Назовите приметы тяжелого времени.

(В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 123 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

(чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

14) Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем :

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

7. Закрепление изученного.

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

16) Почему наш герой не уехал домой?

17) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

19) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то милости или подачки он не стал).

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

20) Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

(работа в творческой группе «актеров» (слайд): чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я)

21) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

(«актеры»: чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

23). Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

24). Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

25). Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? (слайд) .

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).

Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта (чтение учащимся мини-сочинений).

Работа в группах по карточкам.

А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

8. Обобщение материала:

Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

Какой главный урок преподала учительница?

Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Чтение стихотворения «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать, как дальше сложатся судьбы героев рассказа: мальчика и его учительницы. Прочитайте рассказ до конца. Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

Скачать:


Подписи к слайдам:

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В.Г.Распутин
Этика – совокупность норм поведения.Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе. Гуманизм – человеколюбие. Урок – 1. Учебный час, посвящённый какому-либо предмету. 2. перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Урок первый:
Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Урок второй:
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Урок третий:
Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
Будь принципиальным. Не льсти.
ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА – ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ РАССКАЗА
Урок пятый:
Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» Пословица


Валентин Распутин принадлежит к плеяде талантливейших современных писателей. Его творчество настолько многогранное, что каждый читатель, независимо от возраста, найдет в нем что-то особенно важное для себя.

Его героям присущи такие качества как справедливость, милосердие, доброта, самопожертвование, искренность и честность. Автор продолжает в своем творчестве наследовать гуманистические традиции литературы двадцатого века.

Одним из произведений, в которых провозглашаются вечные человеческие ценности и добродетели, является рассказ « Уроки французского».

История создания рассказа «Уроки французского»

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.

Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.

Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу.

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.

Конспект урока по литературе, 6 класс

«Уроки французского» – уроки жизни

(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода;

в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента.

I .Организационный момент (приветствие учащихся)

Ребята, сегодня у нас обычный урок? (Сегодня у нас гости, учителя из школ нашего района, но мы с вами будем работать как обычно, отвечать, анализировать, высказывать свои мысли. Договорились?)

Поговорим? – Поговорим.

А знаете о чем?- О чем?

О разном. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? – Поговорим, Нам будет интересно!

II . Работа по теме урока «Уроки французского» – уроки жизни.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «уроки», «урок»? Продолжите, пожалуйста урок – это … (1) выводы, жизненные наблюдения, нечто поучительное 2) учебные часы в расписании 3) учебная работа, задание ученику)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о школе, об уроках, об учителе, о героях рассказа Распутина, о том, какой урок извлек главный герой рассказа)

Учитель: Верно. Сегодня мы еще раз обратимся к рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Будем беседовать о героях данного произведения, задумаемся над смыслом рассказа, над такими понятиями как доброта, честность, благородство, человечность. Попытаемся понять, какие жизненные уроки извлек герой из тех ситуаций, в которые попадает; какие уроки извлекли мы; задумаемся над тем, каким должен быть учитель. На примере героев рассказа будем учиться, как правильно поступать в жизни, различать истинное и ложное.

Распутин писал так: (1 слайд)

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своем будущем.

Учитель: Вначале давайте проверим, все ли вы хорошо знаете содержание рассказа.

(вопросы по содержанию рассказа, ответы учащихся ДА/НЕТ):

Действие рассказа происходит в 1948 году (да)

Самостоятельная жизнь героев началась в 11 лет (да)

По всем предметам главный герой учился на «пять» (нет)

Главный герой тосковал по дому, родным, деревне (да)

Посылку с макаронами отправила герою мама (нет)

Про игру в чику узнал директор школы (нет)

Лидия Михайловна играла со своим учеником в замеряшки (да)

2 слайд Самостоятельная жизнь героя

Учитель: Послушайте, пожалуйста, цитаты из рассказа. Определите, к кому они относятся. О чем эти цитаты?

«Чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться в райцентр» (главный герой отправляется учиться в райцентр, так как в его деревне была только начальная школа, он учился хорошо, и в деревне все говорили, чтобы он учился дальше)

«Жили мы без отца, жили совсем плохо» (в семье было трое детей, воспитывала одна мама, не хватало еды, не было денег, голодали, это были трудные послевоенные годы)

«Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска по дому», «так мне было плохо, так горько и постыло» (главный герой скучал по дому, родным, деревне. Он не привык жить у чужих людей, после занятий в школе приходил и на него наваливалась дикая тоска по дому)

«Я постоянно недоедал», «добрая половина моего хлеба куда-то исчезала» (Мальчик голодал, продуктов: хлеба, картошки, оправляемых матерью дядей Ваней, не хватало, у него эти продукты кто-то приворовывал»

Учитель: Конечно, вы все по этим цитатам узнали главного героя рассказа одиннадцатилетнего мальчика. Давайте послушаем рассказ о самостоятельной жизни героя от его имени.

(Рассказ от имени героя рассказа)

Учитель: А сейчас посмотрим эпизод из кинофильма (режиссер Е.Ташков «Уроки французского», эпизод приезд матери)

Почему главный герой «опомнился»? Почему несмотря на голод, дикую тоску по дому не убежал в деревню? Что понял герой, живя в райцентре? (1 урок жизни: стойкость, сила воли, умеет преодолевать первые жизненные трудности, ответственность за свои поступки, стремление учиться, учиться жить самостоятельно)

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на слайд. Какой эпизод рассказа показан? (игра в чику)

Почему главный герой рассказа стал играть в чику? (заставил голод, голод заставил героя задуматься, как можно добыть деньги. Мать помогала ему, но в колхозе не было денег. Игра в чику – единственный способ заработать деньги. Мальчик покупал на эти деньги молоко, 1 рубль за литр, ему надо было пить молоко, потому что болел малокровием, у него кружилась голова)

Урок из этой ситуации: будь самостоятельным, заботься о себе сам.

Чем закончилась игра в чику для главного героя? (Он стал выигрывать, он играл лучше Вадика и Птахи. Этого ему не прощают. Мальчика жестоко избивают втроем. Нападают на него сзади. На следующее утро на лице у него был синяк, на щеке ссадина, нос распух)

Учитель: Главный герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. В этих законах нет места честности, добру, справедливости, в них правит сила, власть.

Какие уроки герой получает в этой компании? (с одной стороны, это уроки подлости, злобы, зависти, жестокости. Главный герой вступает в борьбу, хотя понимает, уступи тем, кому ничего не докажешь; с другой стороны, мальчик показывает свою гордость, честность, он упрямо твердит: перевернул. Он готов отстаивать свою правоту. Во время драки для него главное – не упасть, это позор)

Главный герой до конца остается честным, непоколебимым, гордым. Он показывает умение оставаться на высоте в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Это качество называется чувство собственного достоинства.

(Словарная работа: чувство собственного достоинства)

Слайд 4 Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика

Учитель: Вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег, за игру его могут выгнать из школы. Кто же приходит на помощь мальчику? Кто сыграет немаловажную роль в судьбе главного героя?

Посмотрите на слайд (в роли Лидии Михайловны – Ташкова Т.)

(Работа с учебником: выразительное чтение описание внешности Лидии Михайловны)

Какой видит герой Лидию Михайловну?

Послушайте цитаты о Лидии Михайловне. Какие черты характера проявляются в этих цитатах?

«Лидия Михайловна интересовалась нами больше других учителей, скрыть от нее что-либо было трудно»

«Она входила, здоровалась, внимательно осматривала почти каждого из нас, делая будто бы шутливые, но обязательные для исполнения замечания »

Запись в тетради, заполнить таблицу: 1 столбик – черты характера Лидии Михайловны, 2 столбик – какого учителя вы ждете? (После записи – обсуждение)

Лидия Михайловна

Учитель, которого я выбираю

Почему Лидия Михайловна для занятий французским языком выбрала именно мальчика? Случайно ли это? (Л.М. понимала, что главный герой – талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Она поняла, что мальчик голодает, что ему очень трудно живется в чужой семье. Общение с Вадиком, Птахой может направить мальчика на ложный путь. Она пытается его накормить, поэтому на занятия приглашает к себе домой)

Чтение по учебнику: «Тебе обязательно надо учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов…, школу тебе бросать нельзя»

Лидия Михайловна поняла, что мальчику трудно, он голодает, видела его избитым, узнала, что он играет на деньги. Увидев своего ученика избитым во второй раз, она решила помочь ему во что бы то ни стало.

Понять человека, принять на себя часть его боли – одно из лучших качеств человека.

Слайд 5 «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе» В.А.Сухомлинский

Как еще Лидия Михайловна пытается помочь мальчику? (отправляет посылку с макаронами)

Как Лидии Михайловне удалось помочь главному герою?

(Чтение эпизода «Игра в замеряшки» по ролям)

Обсуждение данного эпизода:

Разве учительница может играть на деньги со своим учеником? С т.зр. педагогической науки поступок этот безнравственный.И директор школы, узнав об этом, называет поступок Лидии Михайловны «преступлением, растлением, совращением», ее увольняет из школы. А вы осуждаете Лидию Михайловну?

Что стоит за поступком учительницы?

Как можно назвать поступок Лидии Михайловны?

Учитель: Поступок Лидии Михайловны, ее уроки французского – это уроки доброты, мужества, истинной человечности, душевной щедрости, чуткости: «будь добрым, отзывчивым, люби людей» - вот о чем говорит ее поступок.

В.Г.Распутин об этом через годы писал так: «Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились самыми важными уроками. Уроками доброты».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение о Лидии Михайловне, написав синквейн.

Составление синквейна.

(Пример: Лидия Михайловна

Добрая, чуткая

Учит, помогает, переживает

Лидия Михайловна любит детей

Чуткость (доброта, настоящий человек, лучик добра)

Учитель: Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин дружил.

«Мне кажется, - писал В.Г.Распутин, - профессию человека можно узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил Анастасии Прокопьевне. Глядя в лицо этой удивительной женщины, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой »

Ту, другую учительницу, звали Л.М.Молокова Слайд 6

(Словарная работа: прототип)

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика, узнала себя в главной героине. Она сама нашла В.Распутина, и они долгое время переписывались. Правда, Лидия Михайловна отказывалась признать себя единственным прототипом героини, утверждала, что это собирательный образ. Да еще и не помнила, как выслала посылку с макаронами. Распутин удивлялся, как это можно забыть? Но понял, что

Слайд 7 «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает»

Учитель: Итак, рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского» прочитан.

Какие чувства он в нас воспитывает? (доброту, бескорыстие, чуткость, терпение, любовь)

Доброта, любовь, сочувствие – духовные ценности человека. Люди, которые обладают такими качествами, это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Так, герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Мальчик понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, любовь, отзывчивость.

Хорошо, когда тебя помнят люди за то доброе, что ты для них сделал, не правда ли?

III .Рефлексия ( Заполняем Дерево Души) На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, на листьях пишем те качества, которые необходимы человеку в жизни, прикрепляем на доску).

(Чтение стихотворения гостям урока, учителям, пока дети заполняют листочки)

Слайд 8 « Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «УЧИТЕЛЬ» (В.Астафьев)

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский «Родной человек»

4. Слайд 9

Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание: Сочинение « Я хочу рассказать о … (на выбор: о главном герое – мальчике; Лидии Михайловне)»

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения "Уроки французского".

Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей.

Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед в детской игре. Он получил пару ударов от старшего мальчика в компании. На следующий день, придя с синяками на лице, он боялся что учительница французского все узнает и отругает его. Она и правда все узнала, что мальчику не хватает денег на еду, и что он вынужден играть на деньги. Но, мальчик получил только понимание и поддержу от учителя в свою сторону.Это и было первым уроком доброты.

Лидия Михайловна старалась помогать ученику всеми способами. Она отправляла посылки с едой, приглашала к себе в дом и угощала ужином, но мальчик не принял её помощи. Будучи довольно скромным, мальчишка не считал правильным принимать "подачки". Следующим уроком доброты является то, что нужно уметь принимать помощь, если ты сильно в этом нуждаешься. Но какими бы способами учитель не пыталась накормить ученика, тот не соглашался и возвращал все обратно.

Пойдя на риск, Лидия Михайловна предложила пятикласснику игру на деньги. Она поддавалась ему, чтобы он смогу выиграть деньги и купить молока. Однажды директор застукал их в кабинете за очередной игрой и учительница спокойно призналась во всем. Вскоре она вернулась в родной город, но о мальчике не забыла, как и он о ней. Женщина отправила мальчику огромную посылку, в ней лежали макаронны и яблоки, которые ребенок видел только на картинах.

Мальчик же, запомнил свою учительницу французского и классную руководительницу на всю жизнь. Проявления доброты Лидии Михайловны в его сторону стали бесценными для мальчика. Учитель стал воплощением гуманного человека. Произведение " Уроки французского" доказывает доброту некоторых людей, дает надежду, что гуманные люди ещё существуют. Главная мысль рассказа:нужно помогать другим, когда они в этом нуждаются и верить в то, что тебе помогут и не оставят одного в трудную минуту.

Несколько интересных сочинений

  • Теремок - анализ сказки

    По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных. Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок

  • Герои произведения Детство Горького

    Главными персонажами в данном произведении являются представители семейства Кашириных, чьи образы показаны настолько разными, что,порой, трудно предположить, что все они живут в одном и том же доме.

  • Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся

  • Анализ романа Чернышевского Что делать?

    Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три

  • Образ и характеристика Графини в Пиковой даме Пушкина сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является графиня Анна Федотовна Томская, представляющаяся автором в образе восьмидесятилетней старухи