Николай Константинович Рерих (биография). Николай рерих
Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)
Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.
С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.
Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
|
||
Н.К.Рерих с сыновьями. 1914 – 1915 |
|
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.
В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путишествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».
В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.
Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского.
Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.
Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.
Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.
Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.
Молодые годы
В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.
С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.
Творческий путь
Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.
Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".
В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.
В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.
Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.
Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!
Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи
В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.
Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.
О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.
Заключение
Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.
Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света.
О Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно пытаться сказать нечто новое. Но, с другой стороны, о выдающихся людях надо писать, чтобы их пример постоянно был перед глазами. В этом году нашему великому соотечественнику должно было исполниться 130 лет, и несправедливо было бы пропустить эту дату.
Кто он такой?
Пусть этот вопрос не покажется странным, ведь большинство из нас знает о Рерихе очень немного. Обычно имя Николая Константиновича ассоциируется с его художественным наследием, и мало кто знает, что Рерих был не только художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха как писателя, философа, путешественника, общественного деятеля. Еще меньше мы знаем его как Ученика, удостоенного в XX веке чести напрямую контактировать с Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить частицу Мудрости, полученной от них. Пакт Рериха, справедливо называемый «Красным Крестом Культуры», знаменитая трансгималайская экспедиция, прошедшая по пути сокровенных странствий Будды, институт Урусвати с задачей синтезировать науку и религию - все это тоже непосредственно связано с именем Рериха. Попробуем вместить в краткие рамки статьи основные вехи жизненного пути человека, о котором на востоке говорят, что он почтил Землю своим присутствием.
Детство и юность
Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина Федоровича Рериха. Сама фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и означает «богатый славой».
Уже в детстве проявилась многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре, загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись читать, он перечитал все, что касалось истории России и, особенно, ее героического эпоса. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом Гоголя», - писал впоследствии Николай Константинович, чья способность синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ стала его собственным творческим кредо.
Его музыкальный и художественный вкус с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к семье Рерихов, но, очевидно, причины подобного устремления гораздо глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено величественностью горы, изображенной на находившейся в Изваре картине. Впоследствии Рерих узнал, что это была Канченджанга - одна из самых красивых и таинственных вершин Гималаев.
Константин Федорович, отец Николая, не противился разнообразию увлечений сына, ставя единственным условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в Академию Художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.
Начало творческой деятельности
В становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, выдающегося русского художника-передвижника. «В живописи должна присутствовать духовность, - учил Куинджи. - Ей должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни», - подвел итог этому периоду сам Рерих. В дипломной работе - картине «Гонец. Восстал род на род» - он обобщил свое понимание русской истории, первые философские размышления о миссии России и открыл ей целую серию полотен, посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам Л. Н. Толстой.
Будучи уверенным в том, что своими корнями русское искусство уходит в историю задолго до христианизации Руси, Рерих смело использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую критику, так и высокое признание со стороны современников. В 1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.
В том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого, Рериха поддержала Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в 1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию усадьбы Талашкино, в которой, по замыслу Тенишевой, должна была возникнуть община для художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, к теме которой впоследствии он неоднократно возвращался.
Лада
В 1900 году, будучи проездом в Бологом в имении князя Путятина, Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей 28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда удивительное будущее этого союза? «Ладой» называл Николай Рерих свою «другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько своих работ. Одна из них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся семья - всё строится по тем же благодатным началам», - писал Николай Константинович о супруге.
Многие картины, творческие и общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с работами Блаватской. Впоследствии именно Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной через посредничество Елены Ивановны.
Отъезд из России
В 1916 году, в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее воспаления легких и по настоянию врачей семья Рерихов переехала в Финляндию, где встретила революцию и оказалась отрезанной от России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к событиям 1917 года в России, но была очень четко сформулированная позиция в отношении сохранения культурных ценностей от разрушения. Пока в 1918 году не была окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 1920 - по приглашению Чикагского Института Искусств - в Америку.
В октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной идеей Рериха было через искусство проложить в сердца людей путь для высшего познания: "Искусство объединит человечество. Искусство - неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство - явление грядущего синтеза. Искусство - для всех. Врата "священного источника" должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям - оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны".
Параллельно в Америке с невиданным успехом проходили выставки художника, а 1924 году даже был открыт первый в мире музей, посвященный творчеству одного художника - Н. К. Рериха. С момента своего создания Музей Рериха приобретал практически все картины художника и до сих пор является самым крупным их собранием.
Трансгималайская экспедиция
В 1925-28 годах состоялась грандиозная трансгималайская экспедиция, прошедшая по маршруту Кашмир - Ладак - Китайский Туркестан - Алтай - Монголия - пустыня Гоби - Тибет - Гималаи - Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал. Были собраны коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха преодолела невиданные физические и политические препятствия. Достаточно сказать, что экспедиционному каравану приходилось проходить в Гималаях перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время находиться на высоте более 3000 метров - и при этом продолжать работу. В течение пяти месяцев зимой в летних палатках при арктических температурах экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как власти Тибета подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.
Но трансгималайская экспедиция Рериха имела не только научные, но и иные цели, значительно выходящие за рамки «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды, и что в течение экспедиции Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами - Великими Учителями человечества - и работали под их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже они получили по почте необычную посылку, содержавшую шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и что этот Камень сопровождал их в экспедиции. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть широко поняты и, скорее всего, будут извращены. Но с невиданным упорством и, порою, реальным риском для жизни они не отступили от цели и завершили экспедицию.
"Мир через Культуру"
В 1928 году, после возвращения из экспедиции, Рерих вплотную приступил к осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте Пакта, в частности говорится, что "образовательные, художественные и научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал, собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо дискриминации со стороны государства относительно любого специального учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг..., который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами, правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон".
В качестве «отличительного флага» Рерихом было предложено изображение, названное «Знаменем Мира»: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку и искусство в круге культуры. Другое прочтение - прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии Президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому присоединилось более 20-ти стран.
"Урусвати"
После возвращения из центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал гималайский институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты, изучались полузабытые диалекты. Институт вел широкую деятельность по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати» сотрудничали многие путешественники и ученые, вреди которых, например, были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.
Сам Николай Константинович за время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих полотен. В них он попытался передать образы подвижников, Учителей в разные времена и в разных странах пытавшихся передать людям искры вневременной мудрости и зажечь в них огонь Духа. Заложив в основание «Урусвати» принцип непрестанного труда, преобразующего человека и мир вокруг него, сам Николай Константинович неотступно следовал этому принципу. Несмотря на обнаруженную у него серьезную болезнь сердца, он продолжал ежедневную работу. Его сердце остановилось 13 декабря 1947 года, когда он работал над новым вариантом картины «Приказ Учителя».
Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.
С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.
Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.
В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».
В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.
Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.
Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.
В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.
В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.
Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.
Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.
Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.
По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.
В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.
Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.
В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.
В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.
С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.
В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.
Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.
Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.
О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.
Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…
На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
"Ни наука, ни техника, ни философия не отразят вполне душу народа. Ее прочтем лишь отраженную в памятниках искусства".
Есть художники, размах личности которых не может уложиться в пределах лично художественного творения. Но при этом для них искусство - это способ выражения самых глубоких чувств, самых важных идей. Творчество Николая Рериха в высшей степени совершенно, своеобразно и характерно. Его нельзя отнести безоговорочно ни к одному из существующих жанров и направлений в живописи: картины Николая Рериха по исполнению и по своему содержанию не мыслятся ни с пейзажем, ни с историческим сюжетом, ни с иным жанром, другим словом, - Рерих обозначил начало нового направления в живописи. Гуга Чохан
Николай Константинович Рерих принадлежал к числу уникальных русских художников XX века - он сотворил в собственной жизни так много, как будто в нем были заложены физические и духовные силы сразу нескольких людей.
Мальчик, который рос на Васильевском острове в богатой петербургской семье, Николай Рерих был подготовлен к тому, что бы идти по упорядоченному жизненному пути своего отца, известного нотариуса. Но уже в юности Рерих проявился как человек несоизмеримый в более масштабных и глубоких возможностях и целях - его увлечение были театральное направление и нумизматика, минералогия и литература, художество и ботаника, увлечение охотой и музыкой... Из всех разнообразных интересов постепенно выделились искусство и история. А по окончании гимназии крепко сформировалось желание быть художником.
В 1893 г. Николай совмещает свои жизненные цели с наставлениями отца, поступив одновременно юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств. В его характере очень юного человека уже сложились главные качества - основательность, целеустремленность, в любом деле, редкая выносливость и трудолюбивость. Они стали основой сделанного Рерихом в жизни.
Избрав исторический жанр, несмотря даже на то, что учителем его был великий пейзажист А.И. Куинджи, Рерих в своих первых студенческих работах изображает облик древнерусских людей - Святополка Окаянного, Ярославны. Его знакомство с В.В. Стасовым - художественным критиком, который утверждал значимость в своих трудах в Древней Руси, приводит Рериха к великому замыслу, впоследствии определивший его творчество на продолжительные годы. Над знаменитой серией картин "Начало Руси. Славяне" он трудился с 1897 г., и первая картина - - была куплена П.М. Третьяковым непосредственно с академической выставки.
Он планировал поместить всю серию у себя в галереи на стенах. Древняя история возникала под кистью художника без излишней экзотики. Ее драматизм нашел отражение в таких работах, как "", изображающей языческое святилище
или "", где вороны, вещие птицы, очевидцы прошлого, становятся символическими вестниками грозного будущего.
На творчестве этого периода сказалось и влияние скандинавской мифологии, ставшей для Рериха важным источником художественных образов еще и потому, что сам он принадлежал к древнему скандинавскому роду, начавшему служить России с эпохи Петра I. "Думы и вкус его варяжские", - писал о Рерихе А. Бенуа . Варяги, северные соседи русичей, стали героями многих произведений - их изобразил художник идущими по морю на своих сказочных кораблях в картине .
Пейзаж в картинах Рериха стал одним из главных средств выражения, его дальние горизонты словно зовут в неведомые миры. Особенно поэтично воплощен им "Каменный Север" - художник тонко чувствовал неброскую красоту этого края, его духовную суть. В картине , написанной в Финляндии, образ христианского святого словно камертон сдержанного и одновременно изысканного северного пейзажа. Декоративная, острая по ритму, цельная по формам, насыщенная по цвету и звучная особенность живописи Рериха, - говорит о присущности Рериха к мастерам эпохи модерна. Художества, высоко оцененные В.А. Серовым , В.И. Суриковым , обрели новую высоту своим историческим жанром и обогащенным концентрированным поэтическим вымыслом.
К славянской серии Рериха примыкала еще одна живописная "сюита" - этюды древнерусской архитектуры, запечатлевшие "каменную летопись" Руси. Изучая архитектурные памятники и художественные древности, Рерих в 1903 - 1904 гг. проехал более сорока русских городов. В самих формах храмов, башен, крепостных стен воплотился для него суровый и могучий дух предков - одним из лучших этюдов серии стало изображение Ростовского кремля.
Рерих стал одним из первых исследователей древнерусской иконы, побудившей его к религиозной живописи. Древнерусская культура напоминала своими образами и театральные работы художника. В 1907 году Рерих оформил постановку старинной мистерии "Три волхва" , создав для нее изысканный по цвету эскиз декорации "Пещное дерево ". Позднее он работал над постановкой спектаклей "Русских сезонов" в Париже - оформлял "Псковитянку" Н. Римского - Корсакова, балет "Весна священная" , созданный совместно с И. Стравинским, "Половецкие пляски" из оперы А. Бородина "Князь Игорь" . Эскизы декораций , и другие были воплощены в полной постановке "Князя Игоря" в Лондоне в 1914 г. Декорации Рериха своим историзмом и красочностью покорили искушенную европейскую публику.
Бумага на картоне, темпера, гуашь, тушь, карандаш. |
1908. Бумага на картоне, пастель, темпера, уголь, карандаш. |
1908. Бумага на картоне, пастель, уголь, гуашь. 52х70,5 |
Жизнь художника, максимально насыщенная трудом, связанная со всеми новыми и острыми процессами, происходящими в русской духовной жизни и культуре рубежа веков, включала историю встречи и счастливого союза с Еленой Ивановной Шапошниковой - "другиней" и "вдохновительницей", верным помощником и спутником до конца жизни.
В трудное время войны и революции семья художника провела в Карелии в маленьком городке и в 1918 г. осталась наглухо отрезанной от России закрытой русско - финской границей. С этого времени жизнь художника и его семьи начинается вне родины.
Прожив в Индии более 20 лет, художник создал огромную серию пейзажей Гималаев, запечатленных в разное время года и дня. Манера Рериха испытала влияние тибетской живописи, но и сохранила свою самобытность. Главным в его живописи становится символика образов. Люди в его произведениях живут в окружении гор и словно наполняются их твердостью и чистотой, по словам Рериха, "учась у камней упорству". Образы высочайших гималайских вершин - Джомолунгмы (Эвереста) и Канченджанги - напоминали художнику о легендарной стране всеобщего счастья, скрытой за горами, которую тибетцы называли Шамбала. Немало картин Рерих посвятил Шамбале - вековой мечте человечества.