Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Леонтович биография кратко. Композитора николая леонтовича застрелил чекист. украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог

Леонтович биография кратко. Композитора николая леонтовича застрелил чекист. украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог

, Украина)

Николай Дмитриевич Леонто́вич (1 (13 ) декабря , село Монастырёк , Подольская губерния , Российская империя (ныне Винницкая область , Украина) - 23 января , село Марковка , Подольская губерния , УССР) - украинский композитор , хоровой дирижёр , общественный деятель, педагог.

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик », «Дударик », «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принёсшую ему большой успех у киевской публики.

    Творчество

    Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик », «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

    Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие , шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

    В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Із-за гори сніжок летить», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

    Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

    Память

    • 1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко , чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Н. Д. Леонтовича . В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина , многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич , позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х [ 37 хоровых произведений Леонтовича были записаны хором студентов),

    Литература

    • Дяченко В. М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни. - К. , 1941, 1950, 1963, 1969, 1985.
    • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В. Довженко. - К. , 1947.
    • Гордийчук М. М. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве. - К. , 1956.
    • Гордийчук М. М. Леонтович. - К. , 1960, 1972,1974, 1977.
    • Творчество М. Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В. Золочевский. - К. , 1977.
    • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества. - Винница, 1996.
    • Завальнюк А. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича. - Винница, 1996.
    • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. - Винница, 1997.
    • Завальнюк А. Николай Леонтович: исследования, документы, письма. - Винница, 2002.

    Нотные издания произведений Леонтовича

    • Леонтович М. Народе песни / 5 десятков, редактор П. Козицкий. - К. : Вид-во Днепросоюз, 1921.
    • Леонтович М. Музыкальные произведения / 8 сборников, проверил и примечания подал Я. Юрмас. - К. - Х. : Книгоспилка, 1930-31.
    • Леонтович М. Украинские народные песни для хора / Упорядочил М. Вериковский. - К. : Искусство, 1952 (2 изд. - 1961).
    • Леонтович М. Хоровые произведения / Общая редакция М. Гордейчука, упорядочения и примечания В. Брусья. - К. : Музыкальная Украина, 1970.
    • Леонтович М. Избранные хоровые произведения / Спец.-редакция И. Мартона. - К. : Музыкальная Украина, 1977.
    • Леонтович М. Хоровые произведения на народно темы. Из неопубликованного. / Составление и редакция Б. Луканюк. - К. : Музыкальная Украина, 1987.
    • Леонтович М. На русалчин Пасху. Опера в 1 действии. Либретто М. Леонтовича по сказке Б. Гринченко. / Лит. редакция А. Бобыря. Муз. Редакция для солистов, хора и симфонического оркестра М. Скорика. - К. : Музыкальная Украина, 1980.
    • Леонтович М. Духовные хоровые произведения. / Упорядочение В. Иванова. - К. : Музыкальная Украина, 1993.
    • Духовно-музыкальные произведения украинских композиторов ХХ века. / Составление и редакция М. Юрченко. - К. , 2004.
    • Духовные произведения М. Леонтовича. / Составитель М. Гобдич. - М. , 2005.
    • Леонтович М. Хоровые произведения. / Редактор-составитель В. Кузик. - К. : Музыкальная Украина, 2005.

    Николай Леонтович биография краткая изложена в этой статье.

    Николай Леонтович краткая биография

    Леонтович Николай Дмитриевич украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор известных народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут».

    Родился 13 декабря 1877 года в селе Монастырёк Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца.

    В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище.

    В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко.

    В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 годувышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

    С 1904 по 1908 — работает на Донбассе преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе станции Гришино (в настоящее время г. Красноармейск).

    Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

    В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

    С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижёри композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Верёвкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

    Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На праздник русалок » по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».

    В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах.

    Украинская педагогика в лицах - XIX века / Под редакцией А.В. Сухомлинского / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах / / «Лыбидь», - К., 2005, кн. 1. С. 545 - 551.

    Леонтович

    Николай Дмитриевич

    Композитор,

    Хоровой дирижер,

    Общественный деятель

    Николай Дмитриевич Леонтович родился 1 декабря 1877 г. в селе Селевинци (по последним архивным данным, оно было приселком села Монастырек, которое раньше считали местом рождения композитора) Брацлавского уезда Немировской волости Подольской губернии (теперь Винницкой области). Он был первенцем в последствии многодетной семье сельского священника и учителя. Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович происходил из семьи родовых служителей церкви, но, как и его дед-прадед, сочетал исполнение духовных служб с учительством. В семье Леонтович воспитывались образованные и не безразличные к жизни и культуры Украины люди.

    Детство Николая Леонтовича прошло в селе Шершень Тывровский волости, куда на новое место службы перевели отца летом 1879 г. Именно в семейном кругу он примкнул к музыкальному фольклору и украинского песенного творчества. Отец будущего композитора играл на нескольких струнных инструментах (цитре, балалайке, скрипке, гитаре), а мать знала множество песен и хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера. Малый Коля не только привык полюбил слушать, а впоследствии и исполнять песни, но и подбирал народные мелодии на музыкальных инструментах. С ранних лет открылось его творческое предназначение: он организовал своих младших братьев и сестер в хор и они устраивали семейные концерты перед многочисленными родственниками и крестьянами. Таким образом, еще до учебы в школе Коля имел определенную музыкальную подготовку.

    Отец, Дмитрий Феофанович Леонтович, мечтал о основательную светское образование для старшего сына - в 1887 г. отдал его в подготовительный класс Немировской гимназии. Но, обремененный семьей, небогатый сельский священник был не в состоянии платить за его обучение, и с января следующего года мальчик перешел к первому классу Шаргородского духовного училища, где поповские дети учились бесплатно. В 1892 г., получив высокие оценки по нотного пения, чистописание, географии, греческого, юный Леонтович закончил начальное образование и в том же году продолжил учебу в Каменец-Подольской духовной семинарии. С воспоминаний и архивных источников известно, что его мало интересовали богословские науки, зато он увлекался литературой и психологией, а более всего любил и добросовестно изучал пение и музыку. К счастью студента, музыкальные предметы в семинарии преподавал высокообразованный педагог Ю.О.Богданов, получивший музыкальное образование в Петербургской придворной капелле, был активным собирателем народных песен, издал сборник хоровых обработок более 100 мелодий, записанных им в селах Подолии и Волыни. Как музыкант-просветитель, педагог старался не только дать своим ученикам специальные профессиональные знания и привить любовь к музыке, но и воспитать из них хороших учителей пения, которые несли искусство в народ. Именно под его руководством Николай Леонтович сделал первые попытки переложения и собственной обработки народных песен («Гандзя», «За Сибирью солнце всходит»), постепенно накапливая песенный материал для будущей педагогической работы. Уже в 1898 г. ему поручили возглавить хоровую капеллу семинаристов, и он получил возможность овладеть искусством управления хором и оркестром. Стремясь расширить рамки Семинария, Николай Дмитриевич Леонтович подбирал материал не духовного направления, а светского, за что впоследствии его наказали: отстранили от диригентства и оставили на второй год. Вынужденно продолжая обучение, семинарист еще активнее принялся за сбор музыкального фольклора в селах и местечках, готовясь к профессиональной работе.

    Начало учительской деятельности Николая Дмитриевича Леонтовича пришелся на период активизации национально-демократического просветительского движения на украинских землях, когда национально сознательная интеллигенция вела упорную борьбу за признание самоценности украинского языка и культуры, за родной учительство. Свой вклад в это движение сделал и молодой Николай Леонтович, который 1 сентября 1899 занял должность «учителя пения ***, арифметики и географии» Чукивськои двухклассной церковноприходской школы, что на Подолье.

    Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели , скрипке , гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. Мама, которая умела петь научила народных песен. В году Леонтович поступил в Немировской гимназии. В 1888 году, из-за нехватки средств, отец переводит его в Шаргородского начального духовного училища, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пение по нотам и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях .


    1.2. Первые творческие шаги

    1898 Леонтович закончил духовную семинарию и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать свое музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье . 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

    В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый "Щедрик", а также "поют петухи", "Малая иметь одну дочь", "Дударик", "Ой взошла заря" и др.. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . 1916 вместе с хором Киевского университета выполняет свою обработку "Щедрика", которая принесла ему большой успех у киевской публики.


    1.3. Киевский период

    Подробные сведения о той трагедии стали известны благодаря двум редким документам, нашла заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко. После многих лет сбора материалов в музей и поповнювання его фондов туда попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко . Там упоминалось об одном из ближайших друзей Леонтовича, Гната Яструбецкий, поскольку он записал подробный рассказ отца Леонтовича об убийстве композитора. Именно Игнат Васильевич собрал больше материалов о жизни и творчестве Леонтовича, написав его биографию, а в своем дневнике поведал о ту ужасную ночь в Марковцы :

    " "Это была очень тяжелая и ​​опасное путешествие," - написал он в своем дневнике. Прежде исследователь отправился в село Марковку, ныне Теплицкого района, отцу композитора. Хотел из первых уст узнать, что же случилось в тот январский день с его сыном. Вот как описывает об этом исследователь. В субботу 9 января года Николай Леонтович был в Тульчине . По просьбе сестры Виктории он положил на ноты "Завещание" Шевченко. Под вечер, в тот же день, он приехал лошадьми в Марковку к отцу. Еще не успели обменяться новостями, как во двор въехала телега. "Была шесть часов вечера по солнцу... Домой зашел молодой, 22-23-х лет, среднего роста человек. Темный блондин, без усов и бороды. Руки имел Холен, с длинными пальцами. Хорошо одетый. Пальто с овечьим воротником. На голове кепка. Разговор русский, солдатская. попросился переночевать. " Если бы Леонтович знали, что дают ночлег убийцы... Прибывший говорил, что в Марковке имеет много дела. Что он чекист (источник). Проводит борьбу с местным бандитизмом. Предлагал рассмотреть документы с печатями Гайсинского ЧК. Особенно предлагал это сделать Николаю Дмитриевичу. А документов была "гора". Леонтович рассмотрел их и, возвращая владельцу, сказал: "С такими документами опасно везде ночевать". Незваный гость называл себя по фамилии Грищенко. Как было указано он в документах, никто не знает, потому что Николай Дмитриевич единственный, кто смотрел документы, никому ничего не говорил по этому поводу... Звук выстрела разбудил отца. Была 7.30 утра. На кровати под окном сидел полусогнутых Леонтович и испуганным голосом спросил: "Что это, взрыв?" Произнеся эти слова, упал на подушку. Над его кроватью стоял Грищенко. Он был бос, в одном белье. В руках держал оружие, выбрасывая стреляную гильзу. Дома были еще сестра композитора Виктория и дочь Галина. Им, как и отцу композитора, незваный гость позвьязував руки. Он надел на себя напивкожушок, который носил отец Леонтовича. Ругался грязными словами. Требовал денег. На глазах у всех вытряхивал все из кошелька Николая Дмитриевича. Забрал 5000 рублей разной валютой. Все опрокинул в доме. Искал вещи. И с вещами вышел. В настоящее время Леонтович лежал с открытыми глазами. На кровати и на полу была лужа крови. На крик пана отца прибежал учитель, другие люди. Они развязали руки Леонтовича, наложили повязку на рану пострадавшего. Рана была с правой стороны. Рваная рана. Леонтович еще успел сказать: "Папа, я умираю". Была восемь часов утра, воскресенье 10 января года. Когда приехал врач, Леонтович был уже мертв. 12 января , когда хоронили композитора, в Марковке мела очень сильная метель. " "

    Хронология технологий искажения-искажение фактов коммунистическим режимом о смерти Николая Леонтовича:

    • Але, з припиненням існування СРСР, громадськості відкрилося чимало прихованих сторінок історії і, як наслідок, вдалося віднайти й оприлюднити факти зумисного вбивства органами ВЧК талановитого українського композитора - Миколи Леонтовича.

    2. Творчі здобутки

    2.1. Композитор Леонтович

    Микола Леонтович на марці України

    Основу музичної спадщини Леонтовича складають хорові мініатюри - обробки українських народних пісень, які й донині є неперевершеними й виконуються всіма українськими хорами в Україні і діаспорі . Це позначені великим талантом композитора перлини народного мелосу "Щедрик" , "Козака несуть", "Дударик", "Із-за гори сніжок летить", "Женчичок-бренчичок", "Гаю, гаю, зелен розмаю" та багато інших. На основі українських народних мелодій Леонтович створював цілком оригінальні самобутні хорові композиції, всебічно художньо переосмисливши їх, надавши їм неповторного звучання. Леонтович був одним з перших серед майстрів української музики, які по-новому інтерпретували фольклор , використовуючи музичні надбання європейської музично-хорової культури. Водночас почерк Леонтовича вирізняється з-поміж інших граничною гнучкістю і природністю руху голосів, ювелірною шліфовкою деталей. Леонтович вдало використав традиції імпровізаційності в творчості українських кобзарів , які кожну нову строфу тексту пісні інтерпретували по-новому. Леонтович застосовував темброву варіантність виконання народних рапсодів у своїх обробках, надаючи хору можливість розкрити велике розмаїття гармонії, контрапункту. Послідовно втілюючи в своїх обробках ідею гармонізації й поліфонічності, Леонтович, маючи глибоку й різнобічну музичну освіту, широко використовував найкращі досягнення світової хорової техніки.

    Тематика хорових мініатюр композитора надзвичайно різноманітна. Це обрядові, церковні , історичні, чумацькі , жартівливі, танцювальні, ігрові пісні. Одне з центральних місць у творчості Леонтовича посідають хори на побутові теми. Це, зокрема, "Ой у лісі при дорозі", "Ой темная та невидная ніченька", "Мала мати одну дочку", "Ой з-за гори кам"яної". Вони характерні динамічним розгортанням сюжету, активною драматизацією подій та образів. Взірцем такого високого драматичного піднесення може служити народна пісня "Пряля", в якій Леонтович досяг рівня трагічної балади.

    В піснях-реквіємах "Козака несуть", "Із-за гори сніжок летить", "Смерть" Леонтович талановито переосмислив мелодику народного плачу, використовуючи специфічне звучання окремих голосів та цілих хорових груп, застосовуючи різні хорові звукові ефекти, наприклад, спів із закритим ротом.

    Найвищим досягненням композитора вважаються пісні "Щедрик" та "Дударик", в яких Леонтович досягнув максимальної ритмічної організації. Особливо популярним був і залишається "Щедрик", в якій органічно поєднані прийоми народного багатоголосся з досягненнями класичної поліфонії, і кожен голос відіграє цілком самостійну виражальну роль, відтворюючи найтонші зміни настрою в пісні, подаючи кожен художній образ у граничному завершенні.


    2.2. Леонтович Диригент-хормейстер

    2.3. Леонтович - Учитель

    Початок 20-го століття озаменував нові шляхи в українському вчителюванні, яке перейшло від бурсацько -релігійного до народницько-українського спрямування. А Миколі Леонтовичу вдалося й на цій, педагогічній ниві, проявити свій талант.

    Леонтовичу, як і багатьом тогочасним українським композиторам Миколі Лисенку , Кирилу Стеценку , Якову Степовому , притаманне було поєднання творчої, педагогічної і виконавської (диригентсько-хорової ) діяльності. Понад двадцять років Микола Леонтович віддав роботі вчителя співів у школах різних міст: Тиврова , Вінниці , Гришиного (нині Красноармійська) , Тульчина та Киев . Як, композитор він був ще й добре обізнаний зі станом викладання співів у школах, з художнім рівнем учнівських хорів. Чимало своїх сил він віддавав педагогічній праці в учительській семінарії, Музично-драматичному інституті імені Миколи Лисенка, та на диригентських і театральних курсах, а ще на курсах працівників дошкільного виховання чи навіть робітничих гуртках і школах.

    Именно, в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко и на дирижерских курсах Леонтович преподавал хоровое пение, основы техники дирижирование , теория музыки и контрапункт . Проводя свои занятия он часто знакомил хористов со своими песнями ("Позволь мне, мать", "Ой там, за горой", "Дударик"), выявляя в них замечательное умение, за довольно короткий ча, охватить хоровое произведение в целом и создать полноценное впечатление об этой композиции. Как преподаватель музыкально-теоретических предметов, в частности контрапункта, композитор был последователем методологических принципов своего учителя Болеслава Яворского - автора теории ада ритма, которая была в те времена довольно распространенной. А на курсах дошкольного воспитания он проявил себя как опытным практикам-методист. Следуя стройной последовательности, он применял свои методы изучения песен детьми, предлагая им сначала простые, а подальше - сложные песенные образцы. И особенно обращал внимание на составные части самой песни - мотив , фраза, предложения , период (куплет). В процессе пения ребенка он учитывал и развивал чувство ритма у нее, используя, при этом, отражение ритмического пульса руками, ногой, пальцами, Леонтович комбинировал различные позиции пения - предлагая пение сидя и стоя, пение отдельными группами, а затем всех вместе, и что самое главное, всегда считал необходимым, прибегать к музыкально-слуховой наглядности, в частности пения самого учителя. Большое значение Николай Леонтович оказывал дикции исполнителя, певца дыханию, предостерегая от слишком сильного, форсированного звука , отстаивая тех или громкий пение и соответствующее его применения при исполнении песен. А по подбору / выбора песен, Леонтович ориентирует учителей пения на песни канонического склада, считая, что их усвоение создает почву для двоголосного пения.

    До этого общества входили такие известные украинские художники, как). Именем Леонтовича названы улицы Диск камерного хора Киев с духовными произведениями Леонтовича

    опера

    хоры на слова украинских поэтов:

    композиции на литургические тексты

    • Литургия св. Иоанна Златоуста,
    • Молебен,
    • части Всенощной;

    хоровые обработки украинских народных песен (свыше 150)
    в частности:



    Литература

    • Жадько В.А. Николай Аркас. Сочинения в 2-х томах.-Т.1.-К., 2008.-с.207-478.
    • Дяченко М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни, К., 1941, 1950, 1963, 1969, 1985;
    • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В.Довженко, К., 1947;
    • Гордейчук Н. Н. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве, К., 1956;
    • он же. М.Леонтович, К. 1960, 1972,1974, 1977;
    • Творчество Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В.Золочевський, К., 1977;
    • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества, Винница, 1996;
    • он же. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича, Винница, 1996;
    • он же. М. Д. Леонтович, Винница, 1997;
    • он же. Николай Леонтович: исследования, документы, письма, Винница, 2002.

    Биография

    Родился 1 декабря 1877 года в селе Монастырок Брацлавского уезда Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов.

    В 1887 году Леонтович вступил в Немировскую гимназию. В 1888 году, за неимением средств, отец переводит его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.

    В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольске, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко.

    В 1898 году Леонтович закончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать своё музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением М. Лысенко.

    Осенью 1904 года оставляет Подолье и переезжает на Донбасс, где устраивается преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

    В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Пиють петухи», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой взошла заря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшая ему большой успех у киевской публики.

    С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает из Тульчина в Киев, где начинает активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Веревкой работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.

    Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами, преследовавших украинскую интеллигенцию, вынужден бежать в Тульчин. Основывает первый в Тульчине музыкальную школу. в 1919-1920 годах работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой «На русалчин пасху» по одноименной сказке Б. Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На русалчин пасху».

    В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко, который напросился в дом переночевать, назвавшись чекистом, который проводит борьбу с бандитизмом. Утром убийца ограбил дом, застрелив Николая Леонтовича и связав руки семье композитора. Текст рапорта, раскрывающий имя убийцы композитора был обнародован лишь в 1990-х годах.

    Творчество

    Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и выполняются всеми украинскими хорами в Украине и диаспоре. Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик», «Казака несут», «Дударик», «Из-за горы снежок летит», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, предоставив им неповторимого звучания. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор, используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизацийности в творчестве украинских кобзарей, которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность исполнение народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хора возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

    Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие, шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой в лесу у дороги», «Ой темная и невидная ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой з-за горы каменной». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

    В песнях-реквиеме «Казака несут», «Из-за горы снежок летит», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

    Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительные роли, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

    Память

    • 1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко, чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Николая Леонтовича. В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина, многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич, позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х.
    • Сегодня имя Леонтовича носят украинские музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности, Винницкое училище искусств и культуры и Донецкая музыкальная школа №1).
    • Именем Леонтовича названы улицы в Киеве и других украинских городах.
    • Мемориальный музей Леонтовича работает в городе Тульчин Винницкой области, в 1977 году был открыт также музей Леонтовича в с. Марковка неподалеку от места его захоронения.
    • В 1977 году 37 хоровых произведений Леонтовича были записаны хором студентов Киевской консерватории под руководством П. Муравского.
    • В 2005 году диск с 32 духовными произведениями Леонтовича выпустил камерный хор «Киев» под руководством М. Гобдича.

    Список произведений

    • «На Русалкин Пасха» (по сказке Б. Гринченко, 1919, неоконченное; 1975 М. Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра);
    • «Щедрик»
      «Льодолом»
      «Дударик»
      «Верую» (из литургии св. И. Златоуста)
    • Помощь по воспроизведению

    Хоры на слова украинских поэтов:

    • «Льодолом», «Летние тона» (оба на сл Г. Чупринки),
    • «Моя песня» (сл. И. Билиловського),
    • «Легенда» (сл. М. Вороного);

    Композиции на литургические тексты:

    • Литургия св. Иоанна Златоуста,
    • Молебен,
    • Части Всенощной;