Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  На пути к классицизму XVIII века: черты классицизма, появление в русской литературе. Реферат: Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв

На пути к классицизму XVIII века: черты классицизма, появление в русской литературе. Реферат: Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30–50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей – представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708– 1744), В. К. Тредиаковского (1703–1769), А. П. Сумарокова (1717–1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков – к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов – сыном крестьянина). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить но­ситель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Ломоносов в своих хвалебных стихотворениях – одах (от греческого слова, означающего «песнь»), адресованных царям и царицам, давал им, рисуя идеальный облик просвещенного монарха, своего рода урок, призывал их идти путями Петра. Кантемир в обличительных стихотворениях – сатирах – резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал невежественное и корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих никаких заслуг перед отечеством, надменных вельмож, алчных купцов, взяточников-чиновников. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носи­телей царской власти. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Тилемахида» Тредиаковский. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Именно с этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе сочувственное внимание все более широких читательских кругов.

Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., – русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т. е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев по существу прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность.

Возвеличивание ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Это зачастую сообщало литературе классицизма рассудочный характер. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам. Это стесняло свободу творчества. А обязательное подражание созданиям древнего искусства, как бы совершенны они ни были, неизбежно отрывало литературу от жизни, писателя – от его современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй эпохи классицизма, основанный на угнетении на­рода, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особенной силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. – время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II.

Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века – наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30–50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, стараясь такими путями расположить к себе общественное мнение, сама управлять дальнейшим развитием литературы. Однако она потерпела неудачу. На ее сторону стали немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения, – Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин , молодой И. А. Крылов , А. Н. Радищев, автор комедии «Ябеда» В. В. Капнист и многие другие – вступили в смелую и энергичную борьбу с реакционным литературным лагерем Екатерины и ее прислужников. Борьба эта велась в очень тяжелых условиях. Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.

Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров (видов): усиленно пишутся сатиры не только в стихах, но и в прозе, сатирические басни, так называемые ироикомические, пародийные поэмы, сатирические комедии, комические оперы и т. д. В творчестве крупнейшего поэта XVIII в. Державина сатирическое начало проникает даже в хвалебную, торжественную оду.

Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Они носят уже не условно-отвлеченный характер, как в так называемых высоких жанрах классицизма (одах, трагедиях), а непосредственно взяты из современной им русской действительности. Произведения критических писателей – Новикова, Фонвизина, Радищева – были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. – Пушкина, Гоголя.

Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Резко обличая злонравных помещиков, зверски обращающихся со своими крестьянами, сатирики не выступали против дикости и нелепости права одних людей владеть другими людьми, как своим рабочим скотом. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам замечательного русского критика Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель Радищев.

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном - драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма - гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений - это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога.

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок - устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой , обязательно содержать пять актов : экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений . Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию

Классицизм (от лат. classicus - «образцовый») - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII - XVIII вв. было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в. Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов (см. Античная литература).

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII столетии: в драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в поэзии (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пуссен), в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма и в других странах.

Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) - мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам. Показывая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» - времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой иерархии жанров, трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные героические стороны. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии - Мольер.

В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского классицизма являются Вольтер во Франции, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90‑е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры - от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII - начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков.

Литература XVIII века

1) Литература Петровского времени

2) Формирование новой литературы. Русский классицизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и др.).

3) Литература эпохи Просвещения (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.).

Первый период – Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до начала 30-х годов.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями.

«Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии…» – писал А.С. Пушкин, при этом писатель, конечно же, знал, что истоки русской литературы уходят в глубокую древность. В этой фразе ключевое слово «вдруг». Этим словом Пушкин подчеркивал, что литература, формируемая в динамике развития России, стремительно прошла путь от младенчества к зрелости («вдруг» – даже не за столетие, а за 70 лет). «Россия молодая» «мужала с гением Петра» (Пушкин).

Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения).

Новая концепция человека : быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение, а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский, сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода.

Краткая характеристика периода: идейный пафос литературы тех лет - поддержка петровских реформ, отсюда публицистичность произведений; для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность, отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления.

Среди новых начинаний петровского времени особо следует отметить:

1) Создание первой газеты – «Ведомостей», – которая начала выходить с декабря 1702 г. Сам Петр принимал участие в выпуске газеты: отбирал материал для публикаций, редактировал их, нередко сам выступал на ее страницах.

2) Открытие общедоступного (не придворного!) театра в 1702 г. в Москве. Просуществовал до 1707 г. Одной из основных причин недолгого существования стало отсутствие национального репертуара, который бы отвечал насущным потребностям времени (к слову: возглавил театр приглашенный из Германии режиссер и актер Иоганн Кунст. Главные роли исполняли немецкие актеры). Более успешно работали в то время школьные театры (в Москве, Киеве, Новгороде, Твери, Астрахани, Ростове и др. городах).


3) Преобразование Славяно-Греко-Латинской академии в Москве в Государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

4) Развитие русской публицистики.

Одним из известных литераторов петровского времени был Феофан Прокопович (1681 – 1736) – теоретик литературы, драматург, оратор.

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево-Могилянскую академию, был пострижен в монахи, отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, т.к. был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом, понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А. Орлов, автор учебника «История русской литературы», Феофан Прокопович «стал известен как драматург: для школьного театра в Киево-Могилянской академии он написал пьесу «Владимир» в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, что в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового – то есть христианства и низвержением языческих кумиров. Так, в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения.

Второй период – становление русского классицизма . Он охватывает 1730-е – 60-е годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют «птенцы гнезда Петрова» – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.


Русский классицизм

Классицизм (лат. classicus – образцовый) – художественный метод и эстетическое направление в искусстве и литературе XVII–XIX веков.

Истоки мирового классицизма – Франция XVII века; воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н.Буало.

Характерные черты русского классицизма:

1. Ориентирован на формы античности, прежде всего героической классики.

2. Провозглашает главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга.

3. Утверждение в эстетике строгости художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты.

Процесс формирования нации, подъем государственности и небывалый для России расцвет светской культуры были историко-идеологической почвой, питавшей патриотический пафос русского классицизма.

1. Идея естественного равенства людей стала идеологической основой русского классицизма, в литературе обусловила обращение к разработке этической сущности человека.

2. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствиеавтора (отношение к изображаемому). В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (А.П. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

3. В тематике трагедий преобладали национально-исторические сюжеты.

4. Характерными чертами русского классицизма являются тесная связь с современностью и обличительная направленность. Русские классицисты позволяли себе поучать и воспитывать самодержцев, определяя их обязанности по отношению к подданным (ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1947 года» Ломоносова, «Фелица» Державина и др.)

5. Литература классицизма способствовала формированию русского литературного языка и преобразованию стихосложения . Новое содержание произведений классицистов – воспевание гражданских и общественных идеалов – требовало новой формы литературных произведений. Классицисты первыми в русской литературе использовали такие жанры, как ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», Г.Р. Державин «Властителям и судиям»), трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий самозванец»), сатира (А.Д. Кантемир «К уму своему», «О благородстве»), комедия ((Д.И. Фонвизин «Бригадир», «Недоросль»), басня (И.А. Крылов).


Особенности комедии классицизма:

1) Герои делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

2) Для классических пьес характерна «система амплуа» .

Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистской комедии – это идеальная героиня , герой-любовник , второй любовник (неудачник); резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Þ

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» : героиня – герой-любовник – второй любовник.

В конце классицистской комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

3) Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:

- единство времени : действие развивается не более суток;

- единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, т.е. нет побочных действий, персонажей.

4) Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта – в 3-ем кульминация, в 4-ом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

5) Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Все о представителях классицизма Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители классицизма

Что такое классицизм?

Классицизм — это стиль в искусстве, который основан на подражании эталонам Античности. Расцвет направления относится к XVII-XIX векам. Он отражает стремление к целостности, простоте, логичности.

Представители русского классицизма

Классицизм в России появился в начале XVIII века с момента преобразований Петра I и выхода в свет теории «Трех штилей» Ломоносова и реформы Тредиаковского. Самыми яркими представителями этого направления являются:

  • Антиох Дмитриевич Кантемир,
  • Александр Петрович Сумароков
  • Иван Иванович Хемницер.

В российской архитектуре смешались русское барокко и византийская культура. Основные представители классицизма в архитектуре — Еропкин, Казаков, Земцов, Росси, Коробов, Монферран и Стасов.

В живописи подчеркивается сглаженность форм, а светотень и линия являются основными элементами формы. Представители классицизма в живописи : И. Акимов, П. Соколов, К. Лоррен и Н. Пуссен. Лоррен создавал пейзажи, на которых изображал связь природы и человека, их гармония и взаимодействие. А Пуссен рисовал шедевры с изображением героических подвигов в историческом стиле.

Представители классицизма в русской литературе

Самые яркие представители классицизма в литературе: Сумароков, Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов. Немного подробнее о каждом из них. Тредиаковский вошел в историю как человек, раскрывший суть классицизма. А вот Ломоносов отлично поработал над художественной формой. Сумароков является основателем драматургической системы классицизма. Его известное произведение «Дмитрий Самозванец» раскрыло противодействие к царскому режиму.

Стоит отметить, что все последующие известные представители классицизма учились у Ломоносова. Ему принадлежит оформление правил стихосложения и переработка грамматики русского языка. Этот писатель внес в отечественную литературу принципы классицизма. Он разделил все слова на три основные группы («три штиля»):

  • Первая группа отличается торжественностью и величественностью. В ней преобладает русская старинная лексика. Под нее подходили оды, трагедии, героические эпосы.
  • Вторая группа включала в себя элегии, драмы, сатиры.
  • Третья группа включала в себя комедии и басни.

Яркие представители классицизма поделили своих героев на положительных (которые всегда побеждают) и отрицательных персонажей. Сюжет, как правило, основывался на любовном треугольнике, борьбе мужчин за обладание женщиной. Действие произведений ограниченно во времени (не больше 3 дней) и происходит в одном месте.

Представители классицизма в мировой литературе

Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Малерб, драматурги Корнель, Расин,