Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Как сделать хорошее вступление к тексту: несколько секретных приемов. Как начинать сочинения, или Что такое вступление

Как сделать хорошее вступление к тексту: несколько секретных приемов. Как начинать сочинения, или Что такое вступление

Теперь уже стало очевидным, что на ЕГЭ в 2015 году возвращается сочинение, которое некогда являлось обязательной частью выпускного экзамена по русскому языку в 11 классе. Для определенной части школьников эта новость стала неприятной. Это связано с тем, что они не знают, как подготовиться к подобного рода работе.

Не секрет, что сочинение на ЕГЭ будет написано на литературном материале. Чтобы успешно справиться с работой, необходимо читать литературные произведения, которые задают учителя на дом. В крайнем случае – хотя бы ознакомиться с их кратким содержанием в интернете, если не претендуете на высший уровень. Литературная достоверность – первый критерий предстоящего сочинения. Кстати, испытание сочинением российских выпускников 2015 года ждет уже в середине декабря, то есть времени на подготовку почти не остается.


Стилевая выдержанность является еще одним требованием к письменной работе. Чтобы ее соблюсти, следует ежедневно тренироваться в написании работ, хотя бы небольшого объема. Прочитали рассказ, повесть, закончили роман, сразу же необходимо откликнуться на какой-либо проблемный вопрос, затронутый автором. При этом следить, чтобы в тексте «не пробегали» слова разговорной, лексики или, наоборот, чересчур книжной («зело», «ибо» и пр). Таким образом вы станете тренировать литературную достоверность и стилистическое единство.


Львиную долю ошибок в школьных сочинениях составляют логические погрешности, то есть сбивчивость и неясность изложения. При написании работы следите за последовательностью изложения, не перескакивайте с одной мысли на другую. В этом отлично поможет грамотно продуманный план, который обеспечивает чуть ли не половину успеха будущей работы.


Перед составлением плана стоит представить свою работу в перспективе. Затем по пунктам необходимо записать макротемы будущего сочинения. Желательно, чтобы каждая макротема делилась на микротемы. Они составят подпункты плана.


При написании работы не забывайте использовать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. А также помните, что сочинение – творческий вид работы, потому не бойтесь экспериментировать.

Видео по теме

Как начать сочинение

Вступление и заключение к сочинению.

Вы должны учитывать следующие правила создания вступления и заключения в сочинении:

1. Вступление (без плана и эпиграфа) и заключение вместе не должны превышать по объему четверти всего сочинения.

2. Вступление и заключение должны быть связаны друг с другом по смыслу. Обычно во вступлении задается вопрос или ставится проблема, а в заключении даются ответы или показывается, что проблема решения не имеет.

3. Вступление и заключение должны быть связаны по смыслу с основной частью сочинения.

Виды вступлений к сочинению.

1.Репортажное описание. Самый удачный вид вступления. Если удастся ярко описать какую-то картину, ситуацию, проверяющий просто увлечется чтением сочинения и забудет об ошибках. Глаголы должны быть в форме настоящего времени. Используйте побольше назывных предложений. Описывать ситуацию надо так, будто вы видите ее на самом деле и ведете прямой репортаж о происходящем. Луче всего не говорить сразу, что происходит, потомить читателя ожиданием развязки или пояснения.

Пример.

“На обложке книги - две фигуры: солдат в телогрейке, галифе, кирзовых сапогах и шапке-ушанке и мальчонка лет пяти- шести, одетый тоже почти по-военному. Конечно, вы догадались. Это “Судьба человека” Михаила Александровича Шолохова.” (Тема:Судьба военного поколения в рассказах Шолохова.)

“...За окном сгущались сумерки. Неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал, что жизнь не прекращалась.

Вдруг Пушкин явственно услыхал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был в одной рубахе, босиком - распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” (Тема:Дружба в жизни и поэзии Пушкина).

2. А - великий русский писатель. Он оставил многотомные труды, которые до сих пор с наслаждением перечитывает все человечество. Его имя бессмертно. И т.д., и т.п.

Слабое вступление, но и его при случае можно использовать за неимением лучшего.

3. Обыгрывание даты смерти автора. Это удачное начало. Во-первых, смерть - повод подвести итог жизни и творчества, во-вторых, под это дело можно написать слезное начало, а если у проверяющего возникли какие-то эмоции - это хорошо. Но любую дату надо связывать с главной мыслью.

Пример.

“Он возвращался на родину. Позади осталась Европа, впереди русская земля. Гоголь ехал умирать. Колокольчик мерно отсчитывал дорожные ухабы пыльного шляха. Стояло душное лето 1847 года...”


4. Обыгрывание даты рождения автора. Школьники часто начинают свои сочинения с даты рождения автора. Это начало не очень удачно и правомерно только в том случае, если дата не просто названа, а связана с основной частью сочинения (через связь с другими событиями в мире: происшедшим в стране, в семье писателя, с затмениями лун и солнца, полетами комет, рождениями людей и эпох.)

Пример.

“Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычны для многих его соплеменников. Пушкин значительно обогатил свое время...”

5. Обыгрывание даты написания произведения. Во вступлении такого вида необходимо показать, какие события жизни страны повлияли на автора, как они отразились в произведении.

6. Обыгрывание даты событий произведения. Авторы не всегда пишут о том времени, в котором живут. Пушкин, например, описывал восстание Пугачева, Толстой войну начала века. Во вступлении такого вида важно дать объяснение, почему автор начал описывать именно те исторические события.

7. Отталкивание от цитаты . Сочинение начинается с эпиграфа или цитаты в первом абзаце. Далее идет фраза типа: “я не случайно начал свое сочинение с этих слов” и начинается обсуждение смысла процитированной фраз, потом - плавный переход к основной части сочинения. Такое вступление может получиться очень удачным.

8. Раскрытие основного понятия темы сочинения.

Пример.

“Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человек, освещая ему путь к истине...” (Тема:Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

9. Произведение “...” - неустаревающее, великое, многогранное, всеми читаемое и т.д. Слабое вступление, но пригодное в случае предательства воображения на экзамене.

10. Основная проблема, которая волновала писателя - это... Некоторые писатели всегда пишут об одном и том же (их тема не меняется) или думают над одними и теми же вопросами (их проблема не меняется). Например, Некрасов всегда писал о народе и думал над тем, как народ спасти от гнета. Во вступлении к сочинению можно показать основную тему или проблему автора для того, чтоб рассмотреть конкретное произведение в ряду других произведений этого автора. Если четко выделить проблему и довести ее до философского осмысления, может получиться замечательное вступление.

Пример.

“Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы русского купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир темного царства. Не побоялся показать консервативную силу этого мира.”

“Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви...”

11. Личное восприятие. Проблема, которая взволновала автора сочинения после прочтения и анализа произведения. Высказывание и анализ своих мыслей всегда импонирует проверяющему.

Пример.

“Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Я часто задавал себе эти вопросы, но ответить на них мне было трудно. Я обращаюсь к классике. Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства. Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал роман “Война и мир”. Это великое произведение заставило меня по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”

Давно было подмечено, что белый лист вызывает определенные трудности, хотя мыслей в голове много после прочтения романа, повести или рассказа. Возникают вопрос: "Как начинать сочинения, ведь от первых строчек зависит первое впечатление и дальнейшее желание его прочитать?" Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно понять, что же такое вступление и почему оно так важно.

Для чего нужно вступление?

Классическая композиция сочинения состоит из трех блоков: вступление, основная часть и заключение. Вступление - это вводная часть, и именно в ней задается тема, которая в основной части будет раскрыта. Как начинать сочинения?

Начать можно с нескольких коротких, но емких вопросов, либо необходимо сформулировать простые предложения, которые содержат основную смысловую нагрузку, которая будет исследована в следующей части.

Необязательно придумывать самому, как начать сочинение по литературе, можно взять за основу шаблон и по нему создать первую часть, используя следующие приемы:

Историческое вступление

Исторические события часто поднимаются в романах. Хорошим примером могут служить «Война и мир» или «Тихий дон». Именно здесь уместно данное вступление, где поднимаются социальные темы или политические вопросы. Однако выбранное вступление необязательно должно быть связано с политикой, это может быть либо противостояние сословий, либо изменения в культурной или религиозной жизни страны. Например, описание совершения ряда преступлений после отмены крепостного права в романе «Преступление и наказание».

Если взять за основу данное направление для вступления, то вопрос о том, как начинать сочинения, отпадает. Но стоит быть осторожным, чтобы историческая справка не заняла все место в первой части, которая будет состоять из избитых фраз, о которых все знают.

Истории можно уделить первые три предложения, далее перейти к писателю и его творчеству и закончить вступление, перейдя к теме сочинения и перефразированной проблеме или вопросу.

Начало сочинения по литературе, или Прием лирического вступления

Использовать данный прием, с одной стороны, просто, с другой - сложно. Суть его сводится к тому, что автор сочинения упоминает личный или чужой опыт и связывает его с темой работы.

Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.

Еще несколько приемов для вступления

Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть тему и задать определенное направление.

Практически всегда уместно биографическое вступление, нужно посвятить два-три предложения творчеству писателя. Например, тему Родины в произведениях Лермонтова можно начать с того, что поэт родился в богатой семье, но за свою жизнь он побывал в ссылке, его травили и не считали гениальным поэтом, и, казалось бы, что о Родине он не мог сказать ничего хорошего. Однако в своих произведениях поэт много касался данной темы, потому что был настоящим патриотом.

А вот как начать сочинение на тему «Отцы и дети», связанное с одноименным романом Тургенева? Тут можно использовать такой прием, как цитата или афоризм, это очень эффективный и распространенный метод. Важно подобрать правильное высказывание, которое точно отразит содержание сочинения.

Отметить стоит и прием «сравнение», начав с описания исторического события, когда создавалось произведение. Далее, оттолкнувшись от него, упомянуть, насколько актуально было создание данного произведения и насколько актуально оно сейчас, даже если было написано в 19 или 20 веке.

Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения должен хорошо знать культурные традиции, общественные устои тех времен и положение вещей в настоящем времени, чтобы применить такой прием, как сравнение.

Сочинение приходится писать всем школьникам независимо от их пристрастий к наукам. Этот вид изложения своих мыслей - один из необходимых навыков грамотного современного человека. Поэтому каждый ученик умеет писать сочинение.

Сочинение, как правило, состоит из:

  • вступления,
  • основной части (раскрытии темы),
  • заключения.

Чтобы всему сочинению задать нужный тон, надо знать, как начать сочинение.

В зависимости от заданного объема всей работы, вступление должно занимать 10-15% сочинения. В нем нужно подвести читающего к основной мысли и к необходимости о ней поговорить, порассуждать. Именно сочинение-рассуждение выпускникам предлагают написать на ЕГЭ. Рассмотрим, как начать сочинение ЕГЭ.

Делать это надо быстро, потому что время написания в этом случае ограничено. Преодолеваем страх перед работой, сосредотачиваемся и выбираем один из способов начала сочинения.

Способы начать сочинение

  • Краткие сведения об авторе произведения являются универсальным началом любого сочинения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Можно начать вступление с перечисления слов-синонимов основного понятия, характеризующего тему работы. Например: «Внутренний мир человека, честность и искренность – вот основные понятия, вложенные Экзюпери во все его рассказы, но в «Маленьком принце» они нашли самое яркое свое воплощение». Таким образом, Вы уже подошли к теме сочинения.
  • Один из сильных способов, как можно начать сочинение, - задать в нем один или несколько риторических вопросов. Так можно начать рассуждения о чем угодно, на любую тему. «Что мешает человеку быть честным с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства?» Такое вступление подойдет к очень многим произведениям.
  • Еще один вариант, как начать сочинение-рассуждение, - изложить именно свои мысли по заданной теме. Запомните фразу: «Я часто думал о том, что …» Вот так и начинайте писать. Вернемся к «Маленькому принцу». Начало будет таким: «Я часто думал о том, когда же ребенок уходит из детства и начинает жить понятиями взрослых? В каком возрасте? Почему он совсем забывает о том, как рассуждал о взрослых понятиях? Экзюпери на эту тему написал повесть, где ответил на все эти вопросы, и мои мысли совпали с его мыслями». И далее уже очень легко переходим к произведению. Это очень красивый способ начала сочинения. Он соответствует сразу нескольким требованиям сочинения-размышления ЕГЭ. Это выражение собственного мнения ученика, аргументация ученика, комментарии ученика.

Шаблоны вступительных фраз

Если Вам совсем сложно подойти творчески к вопросу вступления в тему сочинения, то можно выучить несколько шаблонных фраз. Например: «В повести Лермонтов предлагает задуматься о том, что в обществе очень много лишних людей». Фамилию автора и тему меняете на любые другие, но начало уже положено! «В этом маленьком рассказе автор поднял очень большую проблему…» - так же подставляете фамилию автора и тему. «Существует мнение, что любовь быстро проходит, но в произведениях Бунина мы видим, что это чувство вечно» - далее можно рассуждать и о рассказах, и об авторе.

С этими советами Вы уже не будете сильно волноваться и думать, как начать писать сочинение.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (декабрьское) в помощь учителю-словеснику

Вступление к сочинению

1.В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

2. Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

3. В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Называет В.Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

мемуарный приём,

монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,

монтаж фактуальной информации,

обращение к информационному запасу коммуниканта,

обзор аспекта деятельности героя,

обзорная характеристика предмета обсуждения,

призыв к совоспоминаниям

приглашение к диалогу,

призыв к сопредставлению,

призыв к сопереживанию,

противопоставление,

зачин-парадокс,

подведение к теме,

самохарактеристика,

сопряжение фактов по контрасту,

характеристика через впечатления современников,

исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:

заключение-вывод

заключение-следствие.

Вывод - это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие - это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так - иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный - последний - миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.