Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Сваны. Историческая справка. Забытый геноцид сванов на северном кавказе Сваны народ грузии что про них известно

Сваны. Историческая справка. Забытый геноцид сванов на северном кавказе Сваны народ грузии что про них известно

07.07.2015

Один из самых высокогорных и труднодоступных районов Грузии - Сванетия. Первый самолет там увидели в середине прошлого века, а первая современная дорога была построена четыре года назад. За что уважают сванов и почему их боятся - разбирался Кирилл Михайлов.


Сваны - маленький горный народ, который живет на южных склонах Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. По сложившейся в советское время традиции сванов относят к грузинам, хотя они говорят на своем языке, который составляет самостоятельную ветвь в картвельской языковой семье.


Предположительно, картвельская языковая семья распалась на грузинско-занскую и сванскую ветви на рубеже IV и III тысячелетий до Р. Х., так что у сванов есть основания утверждать, что они - отдельный народ, хотя все сваны говорят по-грузински, а родной язык остается языком бытового общения. По разным оценкам на территории Грузии сейчас проживают 30-35 тыс. сванов.


История этого народа прослеживается по источникам со времен царицы Тамары (конец XII - начало XIII века), хотя есть упоминания о сванах даже у античных авторов. Благодаря нескольким важным факторам - общая христианская вера, общая письменность, - культура сванов в значительной степени сформирована грузинской культурой и составляет ее часть. При этом маленький горный народ, живущий в относительной изоляции, сохранил в отличие от грузин родовой строй, что до сих пор определяет национальный характер.

Вот как в №4 «Исторического вестника» за 1885 год описывает сванов Корнилий Бороздин, служивший чиновником в Тифлисской губернии в середине XIX века: «Рослые, мускулистые, с типом, напоминающим наших хохлов, они были одеты в светлые чохи (верхняя мужская одежда из сукна, напоминающая черкеску. - прим.


ред.), на густых волосах, остриженных в скобку, вместо шапок наложены были какие-томаленькие кружки из сукна, подвязанные шнурками под выбритые подбородки; такой головной убор служил в то же время и пращею, из которой сванеты с необыкновенной ловкостью бросают камни. Обувь, напоминающая древние сандалии, состояла из кожаных (калабанов) башмаков шерстью кверху, перевязанных ремешками».

Кровная месть

Кровная месть для сванов давно стала традицией - фильм «Сван» (2007), основанный на реальных событиях, происходящих в наше время, наглядно это демонстрирует. На протяжении полутора часов люди разных возрастов с неистовой страстью убивают друг друга. Грузины любят рассказывать, что когда решался вопрос, не отправить ли этот фильм на один из европейских кинофестивалей, главный аргумент против был такой, что если сейчас для Грузии главное - это вступить в Евросоюз, то после этого фильма о членстве в объединенной Европе придется забыть.


Полковник Иван Алексеевич Бартоломей в «Записках» Кавказского отдела географического общества в 1855 году описывает свою поездку в Сванетию: «Знакомясь все более и более с Вольными сванетами(Вольная Сванетия - одна из частей Сванетии - прим. ред.), я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность…»


На самом деле слухи о жестокости и дикости сванов ходят до сих пор. Грузины любят рассказывать, что на склонах Эльбруса до сих пор сохранились вмерзшие в лед тела солдат Первой горнострелковой дивизии Вермахта, более известной по своей эмблеме как «Эдельвейс». Эта дивизия еще известна тем, что ее бойцы 21 августа 1942 года водрузили фашистские флаги на обеих вершинах Эльбруса. Так вот, в Грузии рассказывают, что якобы именно сваны прогнали горных стрелков с вершин Кавказа, убив многих, но советская пропаганда молчала об этом, потому что сваны с такой же яростью убивали и других чужаков, которые приходили в их горы - коммунистов.


Впрочем, в немецких источниках о боевом пути дивизии «Эдельвейс» о серьезных потерях, нанесенных сванами, не сообщается. В интернете есть рассказ одного альпиниста, которому в сванском селении давали пострелять из прекрасно сохранившейся немецкой винтовки Mauser 98k, но скорее всего это не боевой трофей: в начале 1943 года дивизия была спешно снята с фронта из-за угрозы окружения и отправлена в Грецию. А часть вооружения и экипировки пришлось просто бросить в горах.

Сванские башни

Один из самых известных символов Сванетии - сванские башни. Большинство их них построены несколько столетий назад по одному архитектурному плану: высота до 25 метров, основание 5 на 5 метров, четыре или пять этажей с деревянными перекрытиями, на каждом этаже одно узкое окно, обращенное, как правило, на юг, на верхнем этаже несколько окон, но все они не приспособлены для стрельбы из лука или из огнестрельного оружия. До сих пор ведутся споры о назначении сванских башен: то ли это боевые или дозорные сооружения, то ли хозяйственные, но уж точно не жилые. Чтобы представить себе, как жили сваны еще полтора столетия назад, обратимся опять к воспоминаниям Корнилия Бороздина: «Представьте себе людей, числом не более трех тысяч, поселившихся в местности, имеющей вид ящика, открытого только три месяца в году, а в остальные девять месяцев запертого герметически. Почва тут не родит ничего, кроме ржи, иногда и не доспевающей, из которой гонят вонючую водку (араки), да в течение трех месяцев горы покрываются травой, которой в это время может питаться баранта (стадо баранов и овец. - К. М.) и скотина и затем, кроме незначительного количества меду, дичи, лисиц, маленьких зверков, нет ничего, - буквально ничего.

Три месяца прошли, ящик захлопнулся, т. е. снег все завалил, и если люди не сделали запасов на предстоящие девять месяцев, они поневоле должны очутиться в худшем положении, чем блокированные в крепости и доведенные до изнурения голодом; там можно, все-таки, выбежать к неприятелю, а тут никуда не выбежишь. Следовательно, без запасов нельзя существовать, а откуда же их брать, как не у соседей, и притом ничего за них не давая по очень простой причине, так как своего нечего и дать. Как же после того брать у соседей, если не тайком и не силой? Назовите вольных сванетов какими хотите сантиментальными кличками, а, все-таки, это не мешает сущности их хищнической профессии на счет соседей: Карачая, Мингрелии, Княжеской Сванетии».


Судя по условиям, в которых жили сваны, башни были в первую очередь дозорными и сигнальными: в случае опасности на башне зажигался огонь, потом на следующей, и так все ущелье могло быстро узнать о приближении врага. Башни до сих остаются признаком состоятельности и благополучия клана, поскольку построены они по большей части рядом с жилыми домами, а не в дикой местности, и принадлежат семьям, которые стараются сохранять эти сооружения.

Внизу - Сванетия Кузнецов Александр

КТО ТАКИЕ СВАНЫ?

КТО ТАКИЕ СВАНЫ?

О сванах, в силу своеобразия их истории и культуры, высказывались порою совершенно фантастические предположения. Одни считали их персами по происхождению; другие утверждали, что это выходцы из Месопотамии и Сирии; находились и такие, которые доказывали непосредственное происхождение сванов от древних римлян. Основанием для таких гипотез служили отдельные сходства сванского и персидского языков, сирийские орнаменты на старинных сванских украшениях, а также некоторые италийские элементы в древней архитектуре Сванетии.

Теперь мы знаем, что сваны по своему происхождению картвелы, они принадлежат к семье собственно кавказских, или яфетических народов. Яфетидами назывались древнейшие жители Кавказа, его аборигены. Сванетия - органическая часть Грузии. Она связана с ней не только территориально, но и всей своей историей и многовековой культурой.

Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты.

Язык сванов принадлежат к кавказской группе языков, к южной ее группе, но обособлен отдельной сванской подгруппой. В первой подгруппе южных кавказских языков стоят мингрельский и чанский, во второй, картвельской подгруппе - грузинский с его различными говорами (хевсурсккм, карталинским, имеретинским, гурийским и т.д.), а в третьей, особняком - сванский. Не раз приходилось убеждаться в том, что грузины с говорами картвельской подгруппы ни слова не понимают по-свански.

Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками - сванским, грузинским и русским.

Что же касается Месопотамии и Персии, то теперь известно: далекие предки картвел заселяли когда-то Малую Азию. Сванетия, как и другие части Грузии, с древнейших времен находилась в самом тесном культурном общении с Сирией, Палестиной и Северной Месопотамией. С распространением в Грузии христианства эти связи окрепли еще больше. В отношении связей с Италией дело обстоит несколько сложнее. Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии...

Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.

Документы, книги, иконы, архитектурные памятники, с которыми удалось познакомиться и которые дают более или менее ясное представление об истории и древней культуре Сванетии, не уходят в глубь веков далее, чем к X-XII столетию нашей эры. Легенды, предания и исторические песни тоже начинаются со времен царицы Тамары (конец XII и начало XIII века).

Ясно одно: вся история и развитие культуры сванов, их быт, обычаи и нравы связаны с двумя противоречивыми на первый взгляд явлениями. Это изоляция от внешнего мира и в то же время влияние грузинской культуры, главным образом через христианскую религию. Именно изоляция привела к сохранению и укреплению родового строя, просуществовавшего до XX века, в то время как в других частях Грузии родовой строй сменился феодальным еще за три века до нашей эры. Самоуправление, видимо, и послужило развитию обостренного чувства независимости сванов, сложило сванский характер - гордый и отважный. Что же еще, кроме желания быть независимыми, всеми силами и даже ценой жизни сохранить свою свободу, могло создать эти башни, эти дома-крепости, это стремление к сохранению своего, и только своего образа жизни? Ведь Верхняя, или Вольная Сванетия вела веками беспрестанную и упорную борьбу за свою свободу.

Своими же историческими памятниками - церквами, книгами, написанными на пергаменте по-древнегрузински, серебряными чеканными иконами, фресками и другими произведениями искусства давно ушедших времен - Сванетия, безусловно, обязана общей культуре Грузии, в которую христианство пришло из Византии в IV веке.

Сваны - небольшой народ. В настоящее время в Верхней Сванетии насчитывается всего около 18 тысяч жителей. Весьма интересны данные по соотношению полов для 1931 года. До 15-летнего возраста включительно в Верхней Сванетии преобладали в это время мужчины, а после 15 лет - женщины. Это объясняется несчастными случаями в горах (на охоте, в лавинах - при переходе перевалов в горных реках), гибелью во время гражданской войны, а также результатом расцветшей в 1917-1924 годах кровной мести. К счастью, эта вспышка «лицври» была последней. Повзрослевшие ребятишки уже уравновесили это страшное несоответствие.

Все сваны до фанатичности гостеприимны. Сейчас по Сванетии ходит много всякого народа, и все пока находят себе кров, приют и пищу в сванских домах. Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов - слово «дурак». (Остальные заимствованы из других языков.) Но и это слово самолюбие свана не могло вынести, часто из-за него возникала вражда и даже кровная месть. Вежливость сидит в крови у свана, заложена многими поколениями. Уважение к старшим, почитание стариков возведено в Верхней Сванетии в незыблемый закон.

С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.

Понятно, многое зависит от того, какими глазами смотреть на вещи, от того, что человек хочет увидеть. Например, доктор Орбели выпустил в 1903 году брошюрку о зобе и кретинизме в Сванетии. Так, он увидел здесь только болезни. А другой доктор, Ольдерочче, написал в 1897 году «Очерк вырождения в Княжеской и Вольной Сванетии». Этот доктор предсказывал полное вырождение сванов через полвека. Полвека прошло - и ничего... Подвела доктора его дальновидность.

Первым русским человеком, написавшим о Сванетии, был царский полковник Бартоломей. Уж на что спесивый аристократ, а все-таки сумел рассмотреть и понять сванов:

«Знакомясь все более и более с Вольными сванетами, я убеждался, как несправедливы и преувеличены слухи об их закостенелой жестокости; я видел перед собой народ в детстве, людей почти первобытных, следовательно, сильно впечатлительных, неумолимых в кровомщении, но помнящих и понимающих добро; я в них заметил добродушие, веселость, признательность...»

Каждый видит, понимает и любит в первую очередь то, что знает. Поэтому я расскажу о сванском характере на примере альпинизма. Да говоря о современных сванах, просто и нельзя не остановиться на этом.

Никто и никогда не скажет вам совершенно определенно, для чего люди стремятся к вершинам. С уверенностью можно сказать только одно: никаких материальных выгод это занятие не дает. Тут приобретаются лишь духовные ценности. Поэтому альпинизм так по душе сванам. Это как раз в их характере.

Мне могут возразить: «Еще бы сванам не быть альпинистами, когда они живут чуть ли не на вершинах!» О, это будет непродуманное возражение! Среди местного населения Памира или Тянь-Шаня редко встретишь выдающегося альпиниста. А это ли не горы? Существует, видимо, общая для всего мира закономерность - среди горцев почти не бывает альпинистов. Исключение составляют шерпы в Гималаях, сваны на Кавказе и жители Альп.

На эту черту сванов обратил внимание уже в прошлом веке учитель Кутаисского городского училища В.Я. Тепцов, не всегда лестно отзывавшийся о сванах. В своей книге «Сванетия», изданной в Тифлисе в 1888 году, он писал:

«Иному горцу посулите рай Магомета за ледниками, он не пойдет, а сванет лезет прямо в пасть смерти... Говорят, что бродить за горы у сванет обратилось в такую же привычку, как кочевать у цыган».

Вот список известных альпинистов - жителей Верхней Сванетии.

Старшее поколение, зачинатели советского альпинизма, о которых речь еще впереди:

1. Гио Нигуриани.

2. Габриэль Хергиани.

3. Виссарион Хергиани, мастер спорта.

4. Бекну Хергиани, заслуженный мастер спорта.

5. Максим Гварлиани, заслуженный мастер спорта.

6. Чичико Чартолани, заслуженный мастер спорта.

7. Годжи Зуребиани, заслуженный мастер спорта.

8. Алмацгил Квициани.

Молодое поколение сванских альпинистов:

1. Иосиф Кахиани, заслуженный мастер спорта.

2. Михаил Хергиани, заслуженный мастер спорта.

3. Гриша Гулбани, мастер спорта.

4. Илико Габлиани, мастер спорта.

5. Джокия Гугава, мастер спорта.

6. Созар Гугава, мастер спорта.

7. Шалико Маргиани, мастер спорта.

8. Михаил Хергиани (младший) мастер спорта.

9. Джумбер Кахиани, мастер спорта.

10. Гиви Цередиани, мастер спорта.

11. Борис Гварлиани, мастер спорта.

12. Валико Гвармиани, мастер спорта.

13. Отар (Константин) Дадешкелиани, мастер спорта.

Кое-кого из этих списков сегодня уже нет в живых. Если учесть, что среди мужчин определенную и немалую часть составляют дети и старики, то, по самым грубым подсчетам, получится, что на 200-300 взрослых мужчин Верхней Сванетии приходится один мастер или заслуженный мастер спорта по альпинизму. Такого вы не встретите ни в одной другой горной стране мира, в том числе и в Непале.

В Верхней Сванетии уважаемыми людьми считаются шоферы и, особенно, летчики - люди, которые связывают страну с внешним миром, дают ей жизнь. Летчиков-сванов тоже много. Но ни к кому вы не встретите здесь такого теплого, такого любовного отношения, как к альпинистам. Хороший альпинист, в представлении сванов,- это настоящий мужчина.

Слава альпинистов Верхней Сванетии связана с Ушбой - вершиной, поднимающейся над Местией. Тот же В.Я. Тепцов писал в своей книге: «Пик Ушба у сванов известен как обиталище нечистых. На его склоны ни один сванет не рискнет взобраться из-за суеверного страха попасть к чертям».

Так оно и было когда-то. Сваны редко подходили к Ушбе, с ее неприступными стенами было связано много суеверий и легенд. Вот одна из них, легенда о богине Дали, сванской Диане - богине охоты.

Жил на свете отважный охотник по имени Беткиль. Беткиль был молод, строен, красив и ничего на свете не боялся. Удача всегда сопутствовала ему, он никогда не возвращался с охоты с пустыми руками. Не испугался он и грозной Ушбы и, как его ни отговаривали, отправился охотиться на ее склоны. Но как только охотник поднялся к леднику, его встретила сама Дали. Она заворожила молодого красавца, и он, забыв про свой дом и род, остался с ней жить на Ушбе.

Долго они наслаждались своим счастьем, но однажды Беткиль глянул вниз, увидел башни своего родного селения и заскучал. Ночью он тайком покинул Дали и спустился вниз. А там его ждала, проливая слезы, красивейшая женщина Сванетии. Беткиль отдался новой любви и забыл о Дали.

На большом празднике весь народ веселился и пировал, не прекращались песни, танцы и хороводы. И вдруг видят люди - через поляну бежит огромный, как лошадь, тур. Такого большого тура никто никогда не видел. Не выдержало сердце отважного охотника, схватил он свой лук и погнался за туром. Тур скачет по широкой тропе, бежит за ним Беткиль, а сзади, как только он ступит, исчезает тропа и сразу обрывается в отвесные пропасти.

Но не испугался отважный Беткиль (он не боялся ничего на свете), продолжал преследовать тура. И вот на склонах Ушбы тур исчез, а Беткиль остался на отвесных скалах, откуда возврата нет. Тогда он понял, кем был послан этот громадный тур - самой богиней Дали.

Внизу под скалой, на которой остался Беткиль, собрался народ, люди кричали, плакали, протягивали к нему руки, но ничем помочь не могли. Тогда крикнул громко смелый юноша: «Пусть танцует моя невеста!» Расступились сваны, и возлюбленная Беткиля исполнила для него танец шуш-пари. Снова крикнул Беткиль: «Хочу видеть, как моя сестра будет оплакивать меня!» Вышла его сестра, и он смотрел танец плача и печали. «А теперь хочу видеть пляску народа!» Сваны повели хоровод с припевом о погибающем Беткиле. И тогда смелый красавец крикнул: «Прощайте!» - и эхо разнесло его голос по горам. Беткиль бросился со скалы и разбился. Белый снег среди скал Ушбы - это его кости, кровь его окрасила скалы Ушбы в красный цвет.

С тех пор богиня Дали никогда больше не показывалась людям, а охотники не подходили близко к скалам Ушбы, где обитает богиня охоты.

В конце прошлого и начале нынешнего века прославленную на весь мир вершину пытаются покорить иностранные альпинисты. В Англии был создан даже «Клуб ушбистов». Членами его были английские альпинисты, побывавшие на Ушбе. Теперь в этом клубе всего один член - очень старый человек, школьный учитель по фамилии Ходчкин. Когда наши альпинисты в последний раз были в Англии, Женя Гиппенрейтер вручил мистеру Ходчкину наградной значок «За восхождение на Ушбу». Восьмидесятилетний старик не мог сдержать слез.

В то время почти все попытки подняться на Ушбу кончались неудачно. С 1888 по 1936 год на северной вершине Ушбы побывало лишь пять, а на южной только десять иностранных спортсменов, а штурмовали эту вершину более 60 человек. На ее склонах за эти полсотни лет разыгралось и немало трагедий.

В 1906 году в Сванетию приезжают два англичанина и заявляют о своем желании подняться на вершину Ушбы. Они ищут проводника, но ни один сван не соглашается переступить границу владений Дали. Однако находится новый Беткиль, отважный охотник Муратби Киболани. Он смело ведет англичан по отвесным скалам и достигает обеих вершин страшной Ушбы. Хоть на этот раз и обошлось без встречи с богиней Дали, один из англичан при спуске погиб.

Сваны не могли поверить, что люди побывали на вершине Ушбы. Тогда Киболани, захватив с собой дров, поднялся на вершину один и разжег там костер. Богиня Дали была посрамлена. Началось суровое состязание сванов с неприступной вершиной.

Среди первых советских людей, побывавших на Ушбе, также был сван, его звали Гио Нигуриани. Четыре года группа грузинских альпинистов во главе с Алешей Джапаридзе предпринимала попытки восхождения, и только в 1934 году четверо советских людей - Алеша и Александра Джапаридзе (первая грузинская альпинистка), Ягор Казаликашвили и Гио Нигуриани - зажигают огонь на вершине двурога.

В 30-е годы восхождения на вершины гор принимают уже спортивный характер. Начинает развиваться в Сванетии и горнолыжный спорт.

Однажды зимой,- рассказывает Виссарион Хергиани,- мы услышали, что к нам через перевал Твибер идут семь русских. Что на ногах у них надеты сани и русские могут очень быстро ехать на этих санях по снегу. Мы не верили, пока не увидели сами.

Мир тесен. 1 мая в кафе «Ай» мне рассказывал об этом походе его участник Алексей Александрович Малеинов, заслуженный мастер спорта, главный инженер строительства Эльбрусского спортивного комплекса. Возглавлял же этот первый переход через Кавказский хребет на лыжах тот самый доктор А.А. Жемчужников, который только что лечил Мишу после столкновения с неуправляемым туристом.

Собралась вся Местиа,- рассказывал Виссарион.- Русские показывали нам, как надо спускаться с гор на лыжах. Все очень смеялись, а потом сказали: «Пусть попробует Виссарион». Мне дали лыжи, я надел их, поехал далеко-далеко и не упал. Когда русские ушли, мы с Габриэлем и Максимом сделали себе из досок лыжи и стали ходить по глубокому снегу друг к другу на коши. А потом взяли и перешли на своих лыжах перевал Башиль.

После этого сванов отправили на курсы в Нальчик, а потом в школу альпинизма, которая располагалась в нынешнем альплагере «Джантуган» в Кабардино-Балкарии.

Нам было очень трудно,- говорит Виссарион,- мы не знали русского языка и не могли понять, чего от нас хотят. По льду мы всегда ходили без ступеней и не знали, что такое страховка. Но потом привыкли к ледорубу и веревке, научились ходить на кошках и забивать крючья. Это стало для нас удобным и привычным.

И вот в 1937 году, в тот самый год, когда в Верхней Сванетии увидели первое колесо, спортивная группа, состоявшая целиком из сванов, поднимается на Южную Ушбу. Участники этого восхождения почти все принадлежали к роду Хергиани, это были Виссарион Хергиани и Максим Гварлиани, их родственники Габриэль и Бекну Хергиани и Чичико Чартолани. Не обошлось без приключений, Габриэль и Виссарион улетели в трещину: порвалась непрочная веревка; сваны поднимались напрямую, далеко не по самому легкому пути и попали на очень сложный участок скал. Но все кончилось благополучно. Это было первое советское стенное восхождение, первое восхождение, принесшее сванам славу настоящих альпинистов. Альпинизм стал в Сванетии национальным спортом.

Из книги Иванькиада автора Войнович Владимир Николаевич

Такие люди Какие люди хлопочут по «тому» телефону, можно было судить по изменившемуся отношению Ильина. Когда я пришел к нему второй раз, он был явно смущен или играл в то, что смущен. Нет, я думаю, он смущен был на самом деле.– Вы рассчитываете, что я Промыслову буду звонить

Из книги Публицисты 1860-х годов автора Кузнецов Феликс

КТО ТАКИЕ «СВИСТУНЫ»! Первая статья двадцатилетнего студента Московского университета Варфоломея Зайцева, которая была принята руководителем «Русского слова» Г. Е. Благосветловым к печати, называлась «Представители немецкого свиста Гейне и Берне». Она планировалась в

Из книги Репортаж без микрофона автора Махарадзе Котэ

Не такие, как все Сколько было написано и сказано по поводу загадочного ухода Давида Кипиани из футбола! Большинство упрямо изображаю недоумение, разводили руками, как бы показывая растерянность и непонимание. Действительно ли полученная травма стала причиной ухода

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

Глава XII ПОЧЕМУ АМЕРИКАНЦЫ ОДНОВРЕМЕННО ВОЗВОДЯТ ТАКИЕ МАЛЕНЬКИЕ И ТАКИЕ ОГРОМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Сказав, что в века демократии памятники искусства, возрастая в количественном отношении, становятся меньших размеров, я сам спешу отметить, что у этого правила имеется

Из книги Мне скучно без Довлатова автора Рейн Евгений Борисович

КТО ТАКИЕ ЕВРЕИ? Шестнадцать лет я ждал издания первого сборника своих стихотворений. Сначала книга томилась в Ленинградском отделении «Советского писателя». Затем - в Московском. Потом она пробилась в печать, но тут я опубликовался в альманахе «Метрополь», и книга по

Из книги Трава, пробившая асфальт автора Черемнова Тамара Александровна

Не такие, как другие Еще в юности я пыталась найти ответ, почему ко мне так относятся окружающие? Я же ничего дурного не делаю и лишний раз стараюсь не беспокоить. Тогда ответ так и не сыскался. Но сегодня он известен и донельзя прост - я не такая, как другие, моя необычная

Из книги Крестовый поход во имя слова автора Кудрявцев Леонид Викторович

Вот такие дела В 1972 году режиссер Рой Хилл снял фильм «Бойня номер пять» по одноименному роману Воннегута. Премьера фильма состоялась не только в США, но еще и во Франции, Даннии, Швеции, Финлндии, Германии и даже в Аргентине. В том же году фильм получил приз жюри на Каннском

Из книги Всё тот же сон автора Кабанов Вячеслав Трофимович

Такие забавы Порох легко добывался из патронов. Их валялось повсюду великое множество - пистолетных, винтовочных, пулемётных, наших, не наших… Можно вытащить пулю и высыпать из гильзы чёрный порошок или маленькие кристаллики, сложить небольшую дорожку и - поджечь.

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

ТАКИЕ РОЖДАЮТСЯ РАЗ В СТОЛЕТИЕ В последние годы жизни Яхнин Яков Вениаминович (1894-1954), математик, юрист, работал в том же институте, где я был аспирантом. И на каком-то торжестве он познакомил меня со своей женой Яхниной Евгенией Иосифовной (1892-1979).Эта тогда уже немолодая

Из книги Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие автора Вааль Эдмунд де

«Такие легкие, такие нежные на ощупь» Любовница Шарля - Луиза Каэн д’Анвер. Она на пару лет старше Шарля и очень хороша собой, у нее золотисто-рыжие волосы. «Эта Каэн д’Анвер» замужем за банкиром-евреем, у них четверо детей - мальчик и три девочки. Своего пятого ребенка

Из книги Шел из бани. Да и все… [с фотографиями] автора Евдокимов Михаил Сергеевич

ВОТ ТАКИЕ ОНИ, АЛТАЙСКИЕ… Свое первое интервью губернатор Михаил Евдокимов дал «Алтайской правде» в родном селе.– Во втором туре против вас был сильный прессинг?– Жуткий. Я хочу поблагодарить всех, кто выстоял, кто не струсил. Всех, кто принимал участие в борьбе, и тех,

Из книги Записки питерского бухарца автора Саидов Голиб

Вот такие пирожки… Помнится, ещё в студенческие годы, ознакомившись с произведением С. Моэма «Луна и грош», я с удивлением открыл для себя, что, оставаясь совершенно посредственным художником, человек – при этом – может быть замечательным критиком и гениальным

Из книги Некогда жить автора Евдокимов Михаил Сергеевич

Вот такие они, алтайские… Свое первое интервью губернатор Михаил Евдокимов дал «Алтайской правде» в родном селе.– Во втором туре против вас был сильный прессинг?– Жуткий. Я хочу поблагодарить всех, кто выстоял, кто не струсил. Всех, кто принимал участие в борьбе, и тех,

Из книги Записки советского интеллектуала автора Рабинович Михаил Григорьевич

Кто мы такие Однажды я немало удивил украинских коллег, запросто «спивая» с ними «украинськи писни». Выяснилось, что я даже лучше знаю слова, чем некоторые украинцы.- Кто у вас в семье украинец?Нет, украинцев в нашей семье не было.Только евреи.Но евреи разные, прошедшие

Из книги Территория моей любви автора Михалков Никита Сергеевич

Кто такие Кончаловские Кончаловские – это прежде всего родовая усадьба, которая своей геометрией, видами из окон, всеми запахами и ощущениями вошла навсегда в мою жизнь. Где бы ни упоминалась усадебная жизнь – у Чехова, Бунина, Толстого, Лескова, Гончарова,

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Сваны - небольшой горный народ выделяется из огромного количества кавказских народов. И одной из основных целей в Грузии (как говорилось уже) были именно Сванетия и сваны. Ниже я отдельно вынес то что наблюдал в сванских этнографических музеях, в сванских домах (как старых так и современных), ну и то что узнал из общения со сванами…

Начнем с исходных сведений взятых из книг и интернета, и продолжим личным опытом и фотографиями.

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Сваны всегда славились своей статностью и храбростью. Они считались самыми лучшими воинами на Кавказе. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Каждый сван это прежде всего отдельная личность, гордая и самобытная.

Очень много о обычаях сванов и их жизни написано в книге Александра Кузнецова «Внизу сванетия» (можно скачать по этой ссылке в формате fb2 ). Перед началом фот и собственных наблюдений, цитата их этой же книги:

«Сввнетия, «Страна тишины и спокойствия», как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселявший сюда своих непокорных подданных. Сванетия – символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин и бешеных потоков.»

В Местиа много музеев, я был в двух, знаю еще о двух, подозреваю что это не все. Удаось побывать в музее семьи Маргиани и в музее Михаила Хиргиани, первый представляет собой дом со сванской обстановкой, второй имеет зал посвященный сваскому быту. Кроме этого естественно залез в башню и побывал в этнографическом музее в Ущгули (этот тоже подозреваю не единственный здесь, организован одной из семей судя по всему)

Первое что удалось это попасть в башню. Одна из визитных карточек грузи, изнутри примерно как показано на схеме (сам рисовал, могут быть неточности). Интересно что вход во многих на высоте, и что б добратся до него нужна приставная лестница (которая естественно в случае чего втягивалась во внутрь, и поди залезь). Дальше несколько ярусов перекрытий с лестницами, и в верхушке бойницы и лаз на самую крышу. Интересно что эти башни как я понял использовались не только при защите при нападениях неприятелей из-за пределов Сванетии но и при «кровной мести» или при сварах между общинами и родами. Причем складывается впечатление что последнее назначение чуть ли не основное.

Интересно что все дома как бы сложены из камней. Вот например дом в Ушгули:

В старых селениях узкие улочки, изначально предполагавшие либо пешего либо конного жителя. Здесь очень долго не было даже телег и повозок, т.к. в горах это не самое хорошее средство. Несколько раз мы замечали сани:

В принципе это естественно. Ушгули – самый высокогорный населенный пункт в Европпе, и зима здесь с октября по май.

В старину в доме было одно помещение, в котором по периметру был места для сна людей, под которыми зимой держали домашних животных.

В центре помещения очаг. Здесь собирались все:

Ни каких шкафов я тут не видел, были сундуки разных размеров, некоторые высотой больше метра. Еще я сделал целую коллекцию фотографий стульев и кресел.

Во всех трех музеях около очага стояло огромное кресло. Не просто так естественно. Но были и множество «стульчиков» попроще, причем разных. Ниже фотки от самого «важного» к самому «простому»:

Одним из важнейших занятий сванов были охота и пчеловоство. Естественно охота в такой местности требовала навыков с родни альпинизму еще в дреаности.

Вариант снегоступов давних времен:

Арбалет, из которого я даже не знаю кого можно застрелить, он реально огромный:

А это ваш покорный слуга с копьем (чудная поза это результат объяснения фотографу на какую кнопку нажать и держать пока не сработает):

Можно только представить насколько суровой была жизнь сванов в далеком прошлом, холода и добывание еды в гороах… Люди и живность в одном доме…

Вот такой музыкальный инструмент я видел в музее этнографии в Ушгули:

А вот такой в доме в котором мы останавливались в общине Ипари:

Современные дома сванов двухэтажны. На втором этаже спальни. Вот два интересных кадра, на одном дом в котором мы остановились, а на втором комната в которой мы ужинали, в ней же этот ужин готовился…

Интересно получается, там где раньше был очаг а вокруг него спали люди, сегодня стоит стальная печь, и в этом же помещении спят люди, несмотря на большее количество комнат, электричество и т.д. Чем не те же древние традиции но на новый, современный, лад.

Так наверное не везде и возможно мы просто так попали (очень маленькое селенье в десяти километрах от Ушгули), но сам факт увиденного.

Хазяин дома очень спокойный человек, сван, во многом узнается то что о этом народе пишут и говорят. Утренний диалог с ним на крыльце дома (вечерний не привожу, не получится - там нужно было присутствовать):

Нравится в Сванетии?
- Да очень! Здесь хорошо! Очень красив!
- Да, очень хорошо… Но и очень тяжело… С работой плохо. Магазин он ближайший в Ушгули – 10-ть километров.
- Так тут вон все вроде, хлеб свой… А зачем в магазин… Хотя…
- Да масса всего, вон сигареты, или пиво или…. Много всего…
- А я там, на верху, видел чучела косуль. Мне твой брат сказал что ты охотник, правда? Это ты их…
- Да, давно было. Охотился… Можно было…
- А сейчас?
-А что сейчас, сейчас парк, бумаг-разрешений много… А без них штраф 2000 лари (примерно 1200 долларов).
-Ясно…

Фото чучел не выложу – не получилось (скажем так), но в принципе и хорошо что с охотой здесь посложнее стало (я видел здесь следы медведей на перевале, и много слышал о том что и другой дикой живности здесь много).

Могу еще сказать что иногда музеи созданные местными семьями придется поискать, вот вывеска этнографического (частного) музея в Ушгули:

Попал я сюда случайно, меня встретил парень (он был верхом кстати), и предложил зайти в музей. Экскурсию в таком музее наверное может прочесть любой член семьи но если он моложе 20-23 лет то экскурсия скорее всего будет на английском (как в моем случае).

Сваны.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Исторические сведения

Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они иберы по происхождению и говорят на грузинском языке. Страбон размещал их по соседству

с Диоскурией, а Плинии писал: «Река Коби с Кавказских гор течет через земли сванов». Еще и сегодня сваны живут в верхнем течение реки Хоби, название которой более точно написано Аррианом, чем Плинием. Птолемей называет этот народ свано-колхами. Вот сведения, оставленные об этом народе Плинием и Страбоном.

Текст Плиния: «Некогда в Колхиде царствовал Субоп, который, первым покорив сванов, добыл там много золота и серебра, так же как в царстве, знаменитом золотым руном. Говорят, что балки, колонны и рельефы в его дворце были сделаны из золота и серебра. Его победил Сесострис - царь Египта...»

Кажется, что экспедиция Сесостриса имела ту же цель, что и путешествие Фрикса, и поход Ясона, и что владельцами золотого руна были вовсе не колхи-египтяне, а свано-колхи, или сваны (соаны). Посмотрим, что же говорит об этом народе Страбон.

Текст Страбона: «Сваны - соседи фетейрофагов и не менее их нечистоплотны, однако превосходят их могуществом, а также мужеством.

Они живут на вершине Кавказа, расположенной над Диоскурией, и в областях, образующих круг с этой вершиной в центре. У них есть царь и совет, состоящий из 300 человек. Поскольку все их мужчины носят оружие, они, как уверяют, могут выставить 200 тысяч пехотинцев.

Уверяют, что у них в реках течет золото и они его собирают в корытца с дырочками (что-то типа сита) и складывают в овечьи шкуры. Именно из-за этого и родилась легенда о золотом руне или, может быть, речь идет о западных иберах, носящих то же название, что и эти, чьи земли тоже очень богаты металлами. У сванов стрелы смочены ядом, который проникает в раны и вызывает непереносимое зловоние».

Из текста видно, что сваны, живущие в высокогорье Кавказа, - настоящие грузины, так как Страбон им тоже дает название «иберы». И действительно, они говорят на одном из диалектов грузинского языка, а их внешний вид такой же, как и у грузин.

В трактате о посольствах Менандра (Протектора) сказано, что византийцы и персы в 562 году воевали за овладение Сванетией, и Хосров заявил послам, что страна сванов совершенно недостойна внимания византийцев и они не смогут получить от нее никакой прибыли.

В Сванетии есть горный перевал, которым пользовались и раньше, и пользуются сейчас для пересечения Кавказа. В 569 году Земарх возвращался из своей посольской поездки к хану турок Эктагу (Алтай), Сародийаланский (осетинский) князь посоветовал ему не ходить через страну миндиан, поскольку персы устроили ему западню по соседству со Сванетией, и скорее уж лучше выбрать дорогу Дариньян (Дарьял), чтобы наверняка вернуться домой.

Говорят, что когда-то сваны подчинялись Грузии, но по крайней мере точно известно, что они входили в состав царства лазов. Те, которые живут на Цхенис-цгали, подвластны мингрельскому князю Дадиани. Напротив, у тех, кто живет на Ингури, свои более или менее независимые князья.

Сваны исповедуют христианство с очень давних времен, в их горах еще встречаются церкви в хорошем состоянии; сваны с Цхенис-цгали признают юрисдикцию епископа Лечкуми.

Название

Сваны сами себя называют «шнау», а грузины, имеретины и мингрелы называют их «сваны», или «соны», а их страну - Сванетия. Сваны ныне занимают южные альпийские луга Кавказа; сначала их можно найти к востоку от горы Джумантау, расположенной примерно в 40 верстах к югу от поселения карачаевцев.

Расположение

Узкая долина, орошаемая Тебердой, тянется до снежных гор, дорога через эти горы пересекает Кавказ и приводит к истокам Цхенис-цгали (река Лошади) - реке, которую древние называли Восточный Гиппиус, и далее, по ту сторону гор, в Имеретию и Мингрелию. Сваны живут в верховьях этой реки, протекающей через их земли под названием Лашхури, а также в верховьях рек Хопи и Ингури, впадающей в Черное море у Анаклии. На западе сваны граничат с абхазами.

На Лашхури у них есть поселения Лашети, Чолури, Ралаши и Иента. Лашети находится в одном коротком переходе от селения Сард мели, расположенного в районе Рача на ручье Рицеаули, который на некотором расстоянии отсюда впадает в Риони с левой стороны.

Селения, расположенные на Ингури, или Энгури, следующие: Учкур, Кайя, Адиш, Мигат, Ипар, Богреш, Цирми, Йели, Милох, Ленгор, Латели, Бечи, Дол-Зебут, Цхумар, Йезер и Лахмура.

Внешний облик жителей

Сваны - высокий, красивый, хорошо сложенный народ, но один из самых нечистоплотных на всем Кавказе. Внешне сваны похожи на грузин, тем не менее их наречие сильно отличается от иберийского и мингрельского и содержит большое количество чужих слов. Это, вероятно, из-за того, что сваны в течение столь долгого времени отделены от этих народов, а ведь числительные, местоимения и другие слова у них похожи на мингрельские и грузинские.

Жилища

Дома сванов построены из камней без закрепляющего раствора или из плетенок, обмазанных глиной; в них нет окон. Через отверстие в центре крыши проникает свет и выходит дым. Крыша построена из толстых балок, горизонтально положенных на четыре стены; крыша засыпана землей.

Вся семья спит вместе со скотом на соломе.

Одежда

У сванов нет обычая носить рубашки, они надевают два или три узких бешмета один на другой, оставляя открытой грудь, предплечья и колени. Передник заменяет им штаны, а полосы сукна, обмотанные вокруг ног от щиколотки до бедер, - чулки. Они оборачивают ступни необработанной кожей, складывающейся впереди в острый нос. Некоторые из них носят имеретинскую шапку, хотя часто голова у них не покрыта, а волосы большинство из них никогда не причесывает.

Девушки у сванов никогда ничего не носят на голове, а женщины, выйдя замуж, покрывают голову красным платком, причем закрывают не только темень и затылок, но и лицо, открытыми остаются лишь уши.

Женщины у сванов носят длинные узкие платья, обычно из красного полотна, с завязкой спереди; зимой они накидывают поверх платьев плащ из грубого сукна, а летом носят накидки из красного холста.

Сванетки считаются прехорошенькими, да и нравы их не очень суровы: некогда считалось для женщины позорным, если она не имела нескольких возлюбленных.

Готовят они очень грязно, в золе. Хлеб пекут из пшеницы, ячменя, а летом заменяют его очень густым, сваренным в воде, просом. У сванов большие стада коз и много птицы. Несмотря на свою нечистоплотность и бедность одежды, они все - и мужчины, и женщины - любят украшать себя, насколько позволяют средства, золотыми и серебряными цепочками. В каждом доме и в каждой семье есть, как правило, только один сосуд для питья, которым пользуются все вместе по очереди, обычно сосуд бывает серебряный. Ружья их украшены пластинками серебра, какие-то больше, какие-то меньше.

Земля сванов богата месторождениями свинца и меди, которые они умеют плавить, того же нельзя сказать о железе. Они сами делают порох, имея все вещества, входящие в его состав, и продают его карачаевцам, от которых получают в обмен соль, которую те выменивают в России. Они производят грубое сукно, которое продают в Имеретин. У них есть все необходимое для жизни, за исключением соли, но, поскольку им нужна и одежда, и всевозможная галантерея, они вынуждены толпами ходить в Мингрелию и Имеретию в начале лета, чтобы предложить свои руки для работы на равнине. Они возвращаются после сбора урожая и приносят в качестве платы за труд не деньги, которые были бы для них бесполезны, а пластинки меди, железа, котлы, холсты, ткани, ковры и соль.

Народонаселение

Население Сванетии составляет в целом около 25 тысяч человек, они могут выставить 3 тысячи вооруженных пехотинцев. Территория Сванетии разделена на 4 округа, а именно:

1. Циохо - 7 тысяч жителей.

2. Татархан - 5 тысяч жителей.

Эти два округа управляются двумя князьями с теми же именами - Циохо и Татархан - из семьи Дадешкильянов; первый из них подчиняется России, а второй собирается последовать примеру первого, прислушиваясь к уговорам правящего князя Мингрелии Дадиани.

3. Свободные сваны - 8 тысяч жителей, часть из которых вновь приняла христианство в 1830 году. Князь Дадиани склонил их подчиниться, и они отправили в Тифлис депутацию для переговоров об этом.

4. Сваны, относящиеся к Мингрелии и называемые «сваны-дадиани», поскольку подчиняются правящему князю Мингрелии Дадиани,- до 5 тысяч душ.

Новые сведения о сванах (получены в апреле 1834 года): границы и расположение

Кавказский массив в направлении с северо-запада на юго-восток образует близ горы Эльбрус, называемой сванами Ингистав, угол, вершина которого обращена к Кубани, а восточная сторона проходит по вершинам Нака и Париста, где он и кончается.

Ответвления хребта, соединяясь с горами Супис-та, Китлаш, Кугуб и др., образуют снежную цепь Кавказа и, упираясь в высокую гору под названием Пазис-мта, являются с севера и юга границами земель, занятых сванами, и отделяют их от аланетов, карачаевцев кабардинцев высокогорья (балкарцев и чегемцев) и осетин.

От горы Пазис-мта (так звучит название на языке сванов, а по-осетински Бассиан-гог), где находятся истоки двух значительных рек - Риони и Ингури (древний Сингамис) - отходит большой отрог, который тянется к юго-западу в направлении почти параллельно снежной цепи. Наиболее высокие вершины этого отрога - Сацхену, Ацхи, Табера, Лашхет, Лешниул, Омиаш и Намджогу; они являются южной границей сванов и отделяют их от Мингрелии и Имеретин; между ними и снежным хребтом образуется широкое и очень глубокое ущелье, по дну которого течет Ингури в направлении с востока на запад, затем река впадает в Черное море близ крепости Анаклия. С западной стороны земли сванов отделены от Абхазии большим отрогом, отходящим от Кавказского кряжа в юго-западном направлении и называющимся хребтом Джодесюки.

Крутые склоны гор, со всех сторон окружающие страну сванов, прорезаны глубокими ложбинами и дают начало бесчисленному множеству потоков и ручьев, которые впадают в Ингури; основные из них впадают с правой стороны реки, следуя по течению,- Шихра, Дахмара, Кедлера, Кхене, Туби, Цхемара, Мейлера, Гештерг, Маулаш, Никара, Чубер, Уди.

С левой стороны в Ингури впадают Лакудра, Бакари, Марчхоб, Кумпурра, Махашир, Ведера.

Протяженность

Сванетия протянулась в длину от горы Пазис-мта до хребта Джодесюки (с востока на запад) примерно на 110 верст, в ширину (с севера на юг) от горы Ингистав до горы Лешниул - на 50 верст; общая площадь территории, заселенной сванами, приблизительно составляет около 3700 квадратных верст. Если принять во внимание большую высоту гор Сванетии, их склоны должны занимать площадь, значительно большую, чем основания, и, следовательно, соотношение количества жителей и площади не должно рассматриваться только с учетом территории, занимаемой сванами, судя по карте.

Деление

Сваны разделяются на три племени, а именно:

1. Земля независимых сванов, которые сами себя называют «упуста» (без господ), простирается к западу от горы Пазис-мта на 45 верст по обоим берегам Ингури и граничит с территорией Татархана Дадешкилъянова. Вот перечень селений этого округа: Латани, Лашли, Сола, Ленскер, Местия, Циорми, Мулах, Мужалуа, Бограши, Лагуст, Ленджа, Ипари, Мебзагер, Кусроли, Зарглеш, Клал, Ушкул, Муми-кур, Лессу, Лам, Энаш, Лахусата, Чуанаш.

Число домов в этих селениях доходит до двух тысяч.

2. Территория князя Татархана Дадешкильянова находится между землями свободных сванов и землями князя Циохо Дадешкильянова, от которых она отделяется притоком Ингури - Кхене. В длину этот район не превышает 17 верст, здесь известны 30 селений, вот их перечень: Искари - является резиденцией князя, располагается недалеко от левого берега Верхней Кедлеры; Лабекал, Магаудер, Лезгара, Тубери, Сют, Уэбаддо, Каляш, Ладрер, Лашхер, Лантели, Целянар, Пхатрер, Угвал, Берж, Чалир, Моил, Кураш, Генут, Лянкури, Картвани, Долг, Чхидонар, Ушханар, Нашткол, Тхебишь, Багданат, Мазер, Гул, Келедкар.

В этих поселениях насчитывается до 750 дворов.

3. Территория князя Циохо Дадешкильянова занимает самую западную часть Сванетии и ограничена на востоке рекой Кхене, а на юге - Мингрелией. Сваны князя Циохо занимают площадь в 2250 квадратных верст по обоим берегам Ингури, у них 21 селение. Вот список этих селений: Пари - резиденция князя на правом берегу Туби; Большая Лахмула, Малая Лахмула, Большая Лыха, Малая Лыха, Ламхера, Кацха, Супи, Лакури, Гештера, Хофуа, Паледа, Кич-Хилдаш, Чубери, Цалери, Лашхераш, Таврар, Джухрани, Герухаш, Кудано, Гаиш.

В этих селениях насчитывается около 500 дворов.

Население

Предположив, что в каждой семье 7 человек, можно насчитать в Сванетии 23 200 душ населения, но в новых данных приводится число жителей в 26 800 человек, а именно:

Сваны Циохо Дадешкильянова - 7000

Сваны Татархана Дадешкильянова - 5000

Свободные сваны -14800

Итого: 26800

Примечание. Существует еще и четвертое племя сванов численностью около 5000 душ, но поскольку они живут в высокогорных долинах Мингрелии, к югу от своих сородичей, и находятся в зависимости от князя Мингрелии Дадиани, то мы о них будем говорить, но не при описании этой области.

Климат, хозяйственные занятия и промыслы

Климат Сванетии очень суровый, так как эта область - одна из самых высокорасположенных на Кавказе и окружена горами, часть из которых покрыта вечными снегами, а другая открыта холодным безжалостным ветрам. Туманы здесь очень часты и настолько густые, что пешеход, внезапно захваченный туманом, не осмеливается продолжать путь из страха упасть в пропасть, а вынужден остановиться и стоять до тех пор, пока ветры не рассеют облака.

Из всего вышесказанного можно заключить, что природа здесь не очень щедра на свои дары. Зима начинается в октябре и продолжается до мая, когда сваны сеют ячмень, в июне они обрабатывают поля проса и льна, в августе закладывают на гумно пшеницу, а в начале сентября - остальные зерновые. Не имея ни малейшего представления о сельском хозяйстве и с детства привыкнув к нужде, сваны выращивают лишь то количество пшеницы, которое необходимо для скудного питания семьи; они настолько привыкли к голоду, что им достаточно одного либра хлеба в день и, когда они отправляются в поход, одного маленького хлебца (чурека) им хватает, чтобы питаться три дня.

Полевые работы в Сванетии очень тягостны как летом, так и зимой; все перевозки зерна, леса и прочего осуществляются с помощью саней, похожих на сани наших крестьян. Они пашут землю плугом, в который впряжены быки, но счастлив тот, кто владеет таким наделом земли, где быки могут пройти, поскольку остальные должны обрабатывать маленькие клочки земли собственными руками.

Суровый холод, царящий в Сванетии большую часть года, мешает жителям активно заниматься разведением скота, тем не менее они продают его в Мингрелию и Имеретию, получая в обмен соль и железо. Они также меняют на серебро сукно, которое делают сами.

Князья сванов почти так же бедны, как и их подданные, но у них есть право иногда продавать кого-нибудь из подвластных им людей. Они берут за мужчину 200 овец, а за красивую женщину - 300 овец. Часть овец идет им в пищу, а другая - продается в Мингрелии, где взамен покупается шелковая ткань и другие предметы роскоши.

Свободные сваны богаче, чем подданные князей Дадешкильяновых, поскольку они часто устраивают разбойничьи набеги на своих соседей. Те из свободных сванов, кто приходит по торговым делам в селение Лентели на территории мингрельского князя Дадиани, вместо налога дают двухлибровую мерку пороха и несколько овец.

Гора Лакура на территории князя Татархана Дадешкильянова богата свинцом; несколько раз там находили слитки самородного серебра, которое Жители используют для украшения своего оружия. Гора Латли на территории свободных сванов отличается теми же свойствами.

Ингистав дает серу, и сваны делают порох хорошего качества.

Облик и характер сванов

Лицом сваны похожи на русских, у большинства из них светлые волосы, они оставляют их и не сбривают с головы, как это делают черкесы, на которых они похожи манерой одеваться. На их чекменях с каждой стороны груди находится по двенадцать трубочек для вставления патронов. Оружие у них такое же, как и у остальных, и превосходного качества.

Сваны храбрые, нравы их грубые и отличаются безудержной распущенностью, что делает их отважными и предприимчивыми. Они посвящают «се достижению поставленной цели. Сваны готовы отомстить за малейшую нанесенную им обиду, и часто какая-нибудь безделица вызывает смерть целой семьи и ее соседей; кроме того, сваны по своему характеру скрытные и лживые:

Обработав свое поле, сван принимает участие в каком-нибудь разбойничьем набеге или же разрабатывает его план и проводит свои дни, мечтая о счастливых временах, когда он не боялся встретить русские штыки и ему было позволено похищать людей и продавать затем туда, куда захочет.

Сваны считают постыдным сидеть возле своих жен, они даже не любят разговоров о прекрасном поле и, как следствие, не знают образа жизни женщин в кругу семьи.

Жилища сваны строят, как хижины, из горизонтально расположенных балок и необработанных камней. Их дома прижаты к какому-нибудь выступающему утесу или же помещаются под скалой, которая низко нависает и служит крышей. В домах можно встретить лишь самую необходимую мебель, но зато в самой бедной хижине есть превосходное ружье, украшенное серебром, хорошая шашка, пистолет и кинжал - неотъемлемое их оружие, всегда прикрепленное к поясу, обвивающему стройную талию свана.

Крутые и скалистые горы Сванетии не позволяют использовать лошадей, и сваны способны без особой усталости пройти 60-70 верст в день, и это по тропинке, все время идущей вдоль глубоких ущелий, где быстрые потоки постоянно преграждают путь, угрожая унести путника своим стремительным течением в Ингури.

Как и другие народы гор, сваны не запасают сено на зиму; в это время года они оставляют свои отары овец пастись у южного подножия Эльбруса, где животные сами находят себе корм вместе со стадами карачаевских овец и коз.

Язык

Язык сванов не имеет ни малейшего сходства ни с одним из наречий горцев Северного Кавказа; произношение в нем очень сложное, но, во всяком случае, язык сванов имеет что-то общее с грузинским языком. Сваны, торгующие в Мингрелии и Имеретии, говорят по-грузински, чтобы быть понятыми, но очень немногие из них хорошо на нем говорят, поскольку в основном сваны поддерживают мало отношений с подчиненными России областями.

Религия

Хотя сваны считают себя христианами и у них есть церкви (времен грузинской царицы Тамары), они не имеют ни малейшего представления о догматах религии. Во время раздела Грузинского царства в середине XV века сваны окончательно отделились от Грузии, и, будучи окружены с трех сторон языческими народами, впоследствии принявшими ислам, они избежали влияния фанатизма и собственно сейчас практически не имеют никакой религии.

Сван может жениться столько раз, сколько раз захочет, но не имеет права одновременно иметь несколько жен. Он должен отослать предыдущую жену, если берет новую. Сваны не знают ни крещения, ни причастия, они не соблюдают никаких таинств религии. Тем не менее среди них есть священники, выбираемые с общего согласия, они читают кое-какие молитвы в дни праздников, но паства ведет себя своеобразно, даже не крестится.

Форма правления

Сваны не могут признавать высшую власть без отвращения, и, хотя князья Татархан и Циохо присвоили себе право на жизнь и смерть своих подданных, они не могут ничего предпринять без общего согласия своих подданных. Споры, не касающиеся кровной мести, улаживаются князьями или старейшинами, которые пользуются всеобщим уважением.

Свободные сваны в важных случаях обращаются к князю Дадиани из Мингрелии; с делами меньшей важности они приходят к князьям Дадешкильяновым. В целом их форма правления представляет собой смесь деспотии и республики.

Воины

Поскольку у сванов мало лошадей, они никогда не могли совершать дальних походов, но расположение Сванетии очень выгодно для оборонительной войны и отлично подходит для устройства всевозможных препятствий врагу, и еще никто не осмелился напасть на них в их почти недоступных ущельях. В случае опасности четверть населения готова взять в руки оружие и защищать исходные рубежи своих горных поселений.

Пути сообщения

Из всего, что здесь сказано о Сванетии, можно сделать вывод о том, что сообщение здесь чрезвычайно затруднено и средства его представлены лишь узкими тропинками, годными лишь для пешеходов.

Примечание. Сведения о Сванетии были собраны на месте капитаном Генерального штаба князем Шаховским и переданы автору начальником Генштаба Кавказского корпуса г-ном генералом Волховским.