Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Художник ярошенко николай александрович картины. Как художник николай ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем. Картины художника Николая Александровича Ярошенко

Художник ярошенко николай александрович картины. Как художник николай ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем. Картины художника Николая Александровича Ярошенко

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…

  • сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
    На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

    Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
    сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
    Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
    Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
    Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
    Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
    А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
    Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

    ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин
    1 (13) декабря 1846(1846-12-13) Место рождения:

    Полтава, Российская империя

    Дата смерти: Место смерти:

    Кисловодск, Пятигорский отдел, Терская область, Российская империя

    Подданство:

    Российская империя Российская империя

    Жанр:

    живопись

    Работы на Викискладе

    Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

    • 1 Биография
    • 2 Творческая деятельность
    • 3 Общественное признание
    • 4 Галерея
    • 5 Интересные факты
    • 6 Семья
    • 7 Адреса
    • 8 Примечания
    • 9 Литература
    • 10 Ссылки

    Биография

    Военный по образованию и по службе. 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Вступив в 1878 году в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби».

    Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

    В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти.

    В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, 1892).

    В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.

    Умер 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.

    Творческая деятельность

    «В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, - представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

    «Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», - таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

    «Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, - и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.

    Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

    Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко - «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений - портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Среди таких его работ - ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

    Известно, что Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Выставки становились крупными общественными событиями. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске, в залах Дворянского собрания. её организации под влиянием И. Е. Репина принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе и уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится ныне в фондах Калужского областного художественного музея.

    Общественное признание

    Почетный гражданин города Кисловодска.

    Галерея

    • «Кочегар» (1878)
    • «Заключённый» (1878)
    • «Заход солнца» (1880-е годы)
    • «Курсистка» (1880)
    • «Студент» (1881)
    • «Террористка» (1881)
    • «Шат-гора (Эльбрус)» (1884)
    • «Портрет П. А. Стрепетовой» (1884)
    • «Портрет скульптора Л. В. Позена» (1885)
    • «Цыганка» (1886)
    • «На качелях в селе Павлищево на Духов день» (1888)
    • «Всюду жизнь» (1888)
    • «Портрет учёного
      А. Я. Герда» (1888)
    • «Портрет художника Николая Николаевича Ге» (1890)
    • «В теплом краю» (1890)
    • «Похороны первенца» (1893)
    • «Эльбрус в облаках» (1894)
    • «Владимир Соловьев» (1895)
    • «Портрет Николая Николаевича Обручева» (1898)
    • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
    • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

    Семья

    Ярошенко Николай "Портрет М.П.Ярошенко, жены художника" 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск

    Отец - Александр Михайлович Ярошенко, генерал-майор

    Мать - Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822-1890)

    Брат - Василий Александрович, инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер)

    Сестра - Софья Александровна, мать Бориса Савинкова.

    Супруга (с 1874 года) - Мария Павловна Невротина (- 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неизвестную, в то время она была невестой Н. А. Некрасова).

    Адреса

    Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко (жена Василия Ярошенко). Художник Ярошенко Николай Александрович

    в Санкт-Петербурге

    • лето 1874 - дача Крамского на Сиверской
    • 1874-1879 - доходный дом А. И. и И. И. Кабатов - Бассейная улица, 27;
    • 1879 - весна 1898 года - доходный дом Шрейберов - Сергиевская улица, 63.

    Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

    По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

    В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
    11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

    В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846-1898). Среди его творческих работ - эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. числе поступлений последних лет - воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

    Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
    Среди фотодокументов - фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

    в Калужской губернии

    усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи - няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения - на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

    Примечания

    1. 1 2 3 Ярошенко Н. А. глазами современников. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    2. Биография Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    3. Леонид Степченков. Каменный свидетель эпох // Смоленская газета, октябрь, 2012.
    4. Калужская живопись первой половины ХX столетия
    5. Календарь государственных праздников Российской федерации, памятных дат и знаменательных событий Ставропольского края на 2011 год. Проверено 17 января 2015. Архивировано из первоисточника 17 января 2015.
    6. 1 2 В. Кеворков. Непреклонный Ярошенко. Эссе
    7. Биография Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    8. Малознакомый Кисловодск. Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    9. 1 2 «БЕЛАЯ ВИЛЛА». Музей-усадьба художника Ярошенко // Биография
    10. Ставропольский Край. КИСЛОВОДСКИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА ХУДОЖНИКА Н. А. ЯРОШЕНКО. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    11. История Калужского областного художественного музея. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    12. Валентин Смирнов. Краеведческий туризм
    13. Н. А. Ярошенко. На качелях. 1888

    Литература

    • Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. - № 11. - 1974. - С. 30.
    • Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
    • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869-1899. 2-х т. - М.: Искусство, 1987.
    • Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884-1969). Воспоминания. - кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103-105. - ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
    • Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)

    Ссылки

    • Жизнь и творчество Николая Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Ярошенко, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • В.И. Порудоминский. «Ярошенко». Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Ярошенко Николай Александрович: биография, 99 картин художника. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Кисловодский музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
    • Юлия Пионтковская, Наталья Пестова. Отблеск прибрежной Италии // «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») № 2 (60), 14.02.2008
    • Алиев, Кази-Магомет. Художник Н. А. Ярошенко в Карачае
    • Творчество Николая Ярошенко на портале vsdn.ru

    ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин, ярошенко николай александрович морозов, ярошенко николай александрович романов

    НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯРОШЕНКО

    Николая Александровича все любили, он был чудный, благородный человек...

    Н. В. Нестеров

    Николай Александрович Ярошенко принадлежал к замечательному явлению в культуре России второй половины XIX века – движению художников-демократов, известному под названием «Товарищество передвижных выставок». По определению М. В. Нестерова он был «совестью передвижников», одним из самых принципиальных и деятельных руководителей товарищества.

    Н. А. Ярошенко родился 1(13) декабря 1846 года в Полтаве в небогатой семье офицера, мечтавшего о военной карьере для сына. Мальчик был определен в Полтавский кадетский корпус, а позже (в 1870 г.) закончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. Прослужив на Петербургском военном заводе более 20 лет, он вышел в отставку в чине генерал-майора.

    Но подлинно всероссийскую любовь и признание Н. А. Ярошенко заслужил как выдающийся художник-демократ, автор великолепных, глубоких по содержанию и настроению портретов, пейзажей, жанровых сцен.

    Художественные способности у Н. А. Ярошенко проявились еще в детстве. Учась и работая в Петербурге, он систематически брал уроки у художника-жанриста А. М. Волкова, а с 1864 года – в рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского. Для завершения профессионального художественного образования в 1867 году Николай Александрович поступил вольнослушателем в Академию художеств.

    Выйдя в отставку в 1892 году, Н. А. Ярошенко полностью посвятил себя живописи, имея к этому времени значительный авторитет в художественных кругах. На VI передвижной выставке 1878 года необычайным успехом пользовались картины Н. А. Ярошенко «Кочегар» и «Заключенный», проникнутые душевной болью за униженного человека и выполненные с большим мастерством. Серия «арестантских картин» художника была завершена знаменитым полотном «Всюду жизнь» (1888).

    Н. А. Ярошенко известен как выдающийся портретист, его кисти принадлежат известные портреты Г. И. Успенского, П. А. Стрепетовой, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Менделеева и многих других представителей русской интеллигенции.

    После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи».

    В 1874 году Николай Александрович женится на выпускнице Высших бестужевских курсов М. П. Навротиной и их свадебным путешествием было посещение Кавказа, поразившего художника своим величием и красотой.

    Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. 16 ноября 1885 года Н. А. Ярошенко приобрел на имя жены земельный участок в Кисловодске и приступил к строительству дачи по собственным эскизам. Усадьба разместилась на необычайно красивом месте, рядом с курортным парком и речкой Ольховкой. Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске.

    По воспоминаниям друга Н. А. Ярошенко, художника М. В. Нестерова: «Большая старая усадьба Ярошенок расположена частью наверху, у соборной площади, частью внизу, у парка, где калитка выходит прямо к Ольховке, журчащей по скатам больших, каменистых плит. Еще недавно усадьба была куплена Ярошенками за бесценок, в рассрочку у героя Ташкента, знаменитого сербского добровольца генерала Черняева. Теперь здесь вместо черняевского старого дома, помнившего Лермонтова, стоят три домика, таких беленьких, уютных, с множеством балконов. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Большой балкон его расписан в помпейском стиле самим Николаем Александровичем, с участием Поликсены Сергеевны Соловьевой. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой...

    В тот же 1890 год летом были нравы еще патриархальные. Жизнь была простая, дешевая. Многоэтажных отелей не было, всюду были еще голубые и белые хатки, встречались соломенные кровли. Такие усадьбы, как у Ярошенок, были на счету. Жилось приятно. Устраивались большие пикники, поездки в замок Коварства и любви, на Седло-гору и на дальний Бермамут. Тогда в парке, около так называемой Казенной гостиницы могли еще указать вам старушку-княгиню, с которой, по преданию, Лермонтов написал свою княжну Мери».

    В летние месяцы усадьба была полна гостей, которые внимательно слушали «умные, то спокойные, то твердые и проникновенные, то язвительно остроумные речи Ярошенко» (Н. К. Михайловский). В разные годы «Белую виллу» посетили Г. И. Успенский и Н. К. Михайловский, Д. И. Менделеев и М. Г. Савина, братья Васнецовы и А. И. Куинджи, М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин и многие другие замечательные представители русской культуры.

    Н. А. Ярошенко стремился каждого из них приобщить к красоте и своеобразию Кавказа, показать окрестности Кисловодска, Приэльбрусья, Теберды. Вместе с художником Н. Н. Дубовским он предпринял длительную поездку через кавказские перевалы к Черному морю, результатом которой явились многочисленные эскизы и наброски пейзажей, жанровых сцен. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Особенно тесные и дружеские отношения связывали его с М. В. Нестеровым, описавшим длительные прогулки вдвоем с Ярошенко на Бермамыт, по лесистым балкам под Кисловодском, по кавказским предгорьям.

    М. В. Нестеров написал один из лучших портретов Н. А. Ярошенко в саду его дома, на скамье.

    Живя в Кисловодске, Н. А. Ярошенко особенно увлекся пейзажем, здесь им созданы такие работы как «Шат-гора», «Эльбрус в облаках», «Тебердинское озеро», «Красные камни», «Бермамыт» и несколько десятков других. Художник отдал дань и жанровым сценкам, необычайно живы и трогательны его «Хор», «На качелях», «В теплых краях», «Песни о былом», портретные наброски горцев.

    Николай Александрович много и плодотворно работал и казалось, что болезнь отступила. Но 25 июня 1898 года Н. А. Ярошенко скоропостижно скончался от разрыва сердца во время работы над очередной картиной. «Похоронили Николая Александровича, – писал М. В. Нестеров, – в церковной ограде под раскидистым деревом, вся могила в цветах, много венков, направо виден дом с мастерской, любимым балконом, налево горы, также любимые покойным».

    М. П. Ярошенко продолжила традицию «суббот» на «Белой вилле», и долго еще на ее веранде собирались художники и артисты, звучали над парком голоса Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, музыка А. С. Аренского и С. В. Рахманинова, здесь бывали В. Г. Короленко, К. С. Станиславский.

    В декабре 1918 года в «Белой вилле» был открыт музей Н. А. Ярошенко, но события гражданской войны захлестнули курортный город и музей вскоре прекратил свое существование.

    Понадобилось много лет кропотливой работы для того, чтобы реставрировать дом, собрать экспозицию и 11 марта 1962 года открыть в Кисловодске Художественный музей Н. А. Ярошенко. В его залах представлены живописные и графические работы художника, картины его друзей и современников – И. Е. Репина, И. Н. Крамского, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи и других.

    И сегодня, как сто лет назад, приходят в дом Н. А. Ярошенко почитатели его художественного таланта и опять в старых стенах звучат стихи и музыка на традиционных «ярошенковских субботах».

    // Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 159–164.

    Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава, Российская империя - 26 июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя) - русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников.

    Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

    В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829-1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской .

    Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805-1887).

    Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

    В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

    В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко - его «совестью».

    В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

    В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

    Не забывали коллегу и художники: Репин , Нестеров , Ге , Дубовской, Касаткин, Куинджи . У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

    В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

    В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

    Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник - бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета - друг художника Л. В. Позен.

    Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →