Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Историческая справка о наполеоне война и мир. Образ и характеристика наполеона в романе толстого война и мир сочинение. Роль личности в историческом движении на образе Бонапарта

Историческая справка о наполеоне война и мир. Образ и характеристика наполеона в романе толстого война и мир сочинение. Роль личности в историческом движении на образе Бонапарта

Введение

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

Герои романа о Наполеоне

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

Андрей Болконский

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Пьер Безухов

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Николай Ростов

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Борис Друбецкой

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Граф Растопчин

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Характеристика Наполеона

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Портрет Наполеона

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Тест по произведению

Образ Наполеона в романе Толстого Л.Н. “Война и мир” раскрывается глубоко и разносторонне, но с акцентом на личность Наполеона-человека, а не Наполеона-полководца. Автор дает ему характеристику, исходя, в первую очередь, из собственного видения этого исторического лица, но с опорой на факты. Наполеон был кумиром многих современников, впервые мы слышим о нем в салоне Анны Павловны Шерер, и образ персонажа мы воспринимаем разнопланово: как выдающегося полководца и сильного духом человек, заслуживающего уважения, и как деспотичного тирана, который опасен и для других народов и для своей страны. Наполеон является на русскую землю захватчиком и из кумира сразу же превращается в отрицательного героя.

Толстой изображает Наполеона сатирически. Это прослеживается во внешней характеристике: говорит он так, будто его слова записываются за ним в исторические учебники, у него дрожит икра левой ноги, а толстая ляжка и грудь придают ему основательности.

Толстой то изображает героя как играющего ребенка, который едет в карете, держится за тесемочки и при этом считает, что творит историю, то сравнивает с азартным игроком, просчитавшим, как ему казалось, все комбинации, но по непонятной причине оказавшимся в проигрыше. В образе Наполеона Толстой стремится изобразить, в первую очередь, не полководца, а человека с его моральными и нравственными качествами.

Действие романа развивается в тот период, когда французский император из буржуазного революционера превратился в деспота и завоевателя. Для Наполеона слава и величие – прежде всего. Он стремится своим внешним обликом и словами производить впечатление на людей. Поза и фраза являются не столько качествами личности Наполеона, а больше непременными атрибутами “великого ” человека. Он отказывается от истинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Он выбирает для себя роль актера, которому чужды человеческие качества. Толстой характеризует Наполеона не как великого человека, а как неполноценного и ущербного.

При осмотре после сражения усеянного трупами поля боя под Бородино “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Однако чувство это было слишком мимолетным. Наполеон имитирует человеческие чувства. Даже глядя на портрет своего маленького сына, он «сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история». Каждый его жест, каждое его движение подчинены какому-то только ему известному чувству – пониманию того, что он – великий человек, на которого каждое мгновение смотрят миллионы людей, и все его слова и жесты обязательно станут исторически значимыми.

Воодушевленный победами, Наполеон не способен увидеть, насколько велико число жертв войны. Во время Бородинской битвы даже природа выступает против захватнических замыслов французского императора: прямо в глаза ослепительно светит солнце, позиции противника скрываются в тумане. Все доклады адъютантов тут же устаревают, военные командиры не сообщают о ходе сражения, а сами делают распоряжения. События развиваются без участия Наполеона, без применения его военного мастерства. Войдя в покинутую жителями Москву, Бонапарт желает навести в ней порядок, однако его войска занимаются грабежами и дисциплину в них восстановить не удается. Почувствовав себя поначалу победителем, Наполеон вынужден оставить город и бежать с позором. Бонапарт уезжает, а армия его остается без руководства. Тиран-завоеватель мгновенно становится низким, жалким и беспомощным существом. Так развенчивается образ полководца, считавшего, что он способен творить историю.

В четырехтомном романе Л.Н. Толстого изображено множество людей, как выдуманных героев, так и реальных исторических персонажей. Наполеон - один из них и один из немногих, кто присутствует в романе буквально с первой и чуть ли не до последней страницы.

Причем для Толстого Наполеон не просто исторический деятель, полководец, двинувший войска на Россию и разгромленный здесь. Писателя он интересует и как личность, наделенная своими человеческими качествами, достоинствами и недостатками, и как воплощение индивидуализма, человек, уверенный, что он выше всех и ему все позволено, и как фигура, с которой романист связывает сложнейшие нравственные вопросы.

Раскрытие этого образа важно как для восприятия всего романа в целом и ряда главных героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Кутузова, Александра I, так и для понимания философских взглядов самого автора. Образ Наполеона - не великого человека и полководеца, а завоевателя и поработителя позволил Толстому дать в романе свою картину видения реальных сил истории и роли выдающихся личностей.

В романе есть целый ряд эпизодов, говорящих о несомненном полководческом опыте и таланте Наполеона. В продолжение всей Аус-терлицкой кампании он показан полководцем, который прекрасно разбирается в боевой обстановке и которого не обошли воинские успехи. Он быстро понял и тактический план Кутузова, предложившего перемирие под Голлабруном, и досадную ошибку Мюрата, согласившегося начать переговоры о мире. Перед Аустерлицем Наполеон перехитрил русского парламентера Долгорукова, внушив ему ложную мысль о своей боязни генерального сражения, чтобы усыпить бдительность противника и подвести свои войска как можно ближе к нему, что потом обеспечило победу в сражении.

При описании переправы французов через Неман Толстой упомянет, что овации надоедали Наполеону, когда он отдавался военным заботам. В картине Бородинского сражения, которая иллюстрирует философский тезис Толстого о невозможности для главнокомандующего поспевать со своими приказами за быстро меняющейся обстановкой в ходе сражения, Наполеон обнаруживает знание тонкостей боевой обстановки. Он принимает во внимание уязвимость обороны левого крыла позиции русских. После просьбы Мюрата о подкреплении Наполеон подумал: «Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских».

При описании Бородинской битвы Толстой дважды говорит о многолетнем опыте Наполеона-полководца. Именно опыт помог Наполеону понять трудность и результаты Бородинской битвы: «Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что" значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение». В другом месте автор снова говорит о военной эрудиции полководца, который «с большим тактом и опытом войны спокойно и радостно исполнял свою роль...».

И нет ничего удивительного, что в 1805 году, в разгар возвышения и побед Наполеона, двадцатилетний Пьер бросается на защиту французского императора, когда в салоне Шерер его называют узурпатором, антихристом, выскочкой, убийцей и злодеем, а Андрей Болконский говорит о несшненном величии Наполеона.

Но Толстой хочет показать в романе не жизнь одного человека или группы людей, он стремится воплотить в нем мысль народную. Поэтому Наполеон у него бывает смешон в своем убеждении, что он руководит битвами и ходом истории; а сила Кутузова в том, что он опирается на стихийно выраженную народную волю, учитывает настроение народа.

И вообще, в первых двух томах писатель предпочитает, чтобы читатель видел Наполеона не его, толстовскими, глазами, а глазами героев романа. Треугольная шляпа и серый походный сюртук, смелая и прямая походка - таким его представляют князь Андрей и Пьер, таким знала его поверженная Европа. У Толстого он на первый взгляд тоже такой: «Войска знали о присутствии императора, искали его газами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: “Виват! На лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

Таков Наполеон Толстого и в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман, тем самым начав войну с Россией. Но вскоре он станет другим, потому что для писателя этот образ прежде всего -воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие».

В третьем томе Толстой уже не скрывает своей ненависти к Наполеону, он даст волю сарказму, будет зло издеваться над человеком, которого обожали тысячи людей. За что Толстой так ненавидит Наполеона?

«Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения... Человек сорок улан потонуло в реке... Большинство прибилось назад к этому берегу... Но как только они вылезли... они закричали: “Виват!”, восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

Все это не нравится Толстому, более того, возмущает его. Наполеон равнодушен, когда видит, что люди бессмысленно погибают в реке из одной преданности ему. Наполеон допускает мысль, что он - почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными... Толстой знает: такое понимание власти приводит к преступлению, несет зло. Поэтому как писатель он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности.

Впервые мы видим Наполеона на берегу Немана. Второй раз -в доме, где еще четыре дня назад жил Александр I. Наполеон принимает посланца русского царя. Толстой описывает Наполеона без малейших искажений, но подчеркивая детали: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который всегда имеют живущие в холе сорокалетние люди».

Все - правда. И круглый живот, и короткие ноги, и толстые плечи. Толстой несколько раз говорит о «дрожанье икры в левой ноге Наполеона», еще и еще раз напоминает о его грузности, о короткой фигуре. Ничего необыкновенного не хочет видеть Толстой. Человек, как все, в свой срок располневший; просто человек, позволивший себе поверить, что он не такой, как другие люди. А из этого вытекает еще одно свойство, ненавистное Толстому, - неестественность.

В портрете Наполеона, вышедшего навстречу посланцу русского царя, настойчиво подчеркнута его склонность «делать себя»: он только что причесался, но «одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба» - это была известная всему миру прическа Наполеона, ей подражали, ее нужно было сохранять. Даже то, что от него пахло одеколоном, вызывает гнев Толстого, потому что означает, что Наполеон очень занят собой и тем впечатлением, которое он производит на окружающих: «Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это».

Таков Наполеон Толстого. Не величественный, а нелепый в своем убеждении, что история движется его волей, что все люди должны на него молиться. Толстой показал и как боготворили Наполеона, и как он сам все время желал казаться великим человеком. Все его жесты рассчитаны на то, чтобы вызвать к себе особое внимание. Он постоянно актерствует. Сигнал для начала Аустерлицкой битвы он подает перчаткой, снятой с руки. В Тильзите перед почетным караулом он разрывает, снимая с руки, перчатку и бросает ее на землю, зная, что это будет замечено. А накануне Бородинской битвы, принимая приехавшего из Парижа придворного, разыгрывает небольшой спектакль перед портретом своего сына. Словом, Толстой все время показывает в Наполеоне откровенное желание славы и то, как он постоянно разыгрывает роль великого человека.

Образ Наполеона позволяет Толстому поставить вопрос: можно ли вообще величие и славу принимать за жизненный идеал? И писатель, как мы видим, дает на него отрицательный ответ. Как пишет Толстой, «разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющему смысла, никакого разумного идеала». Отрицание этого эгоистического, искусственного, призрачного идеала является одним из главных способов развенчания самого Наполеона в романе «Война и мир».

Поэтому Андрей Болконский в канун Бородинской битвы говорит об отсутствии у Наполеона «самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения». По словам Болконского, он был «счастливым от несчастья других».

Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих Бородинский бой. Он тут одевается, переодевается, отдает распоряжения, объезжает позицию, выслушивает ординарцев... Бой для него - та же игра, но именно эту главную игру он и проигрывает. И с этого момента Наполеон начинает испытывать реальное «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

По теории Толстого, Наполеон-захватчик был бессилен в русской войне. В какой-то мере это так. Но лучше вспомнить другие слова того же Толстого о том, что Наполеон просто оказался слабее своего противника - «сильнейшего духом». И такой взгляд на Наполеона нисколько не противоречит ни истории, ни законам художественного восприятия личности, каким следовал великий писатель.

Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным. У полководца постоянно выпирал живот. Руки героя были толстыми и маленькими. Лицо сильно располнело. Глаза были выразительными, а лоб широким. При невысоком росте полководец имел полные плечи, ноги и руки. Толстой называл Наполеона жирным. Его внешний вид был лишен шика. Полководец одевался довольно типично как все люди той эпохи. Наполеон имел резкий голос и всегда четко выговаривал каждое слово. Он ездил верхом на своем арабском коне.

Главной чертой императора была чрезмерная самовлюбленность. Он всегда ставил себя выше других. Автор не отрицал превосходства и таланта героя, но при этом считал, что тот стал императором по чистой случайности. Простых жителей, не добившихся каких-либо высот, Наполеон считал недостойными его величия. Также в полководце присутствуют эгоцентризм и эгоизм. Писатель подчеркнул избалованность Бонапарта. Во время своего становления Наполеон довольствовался малым, но став императором отдалился от солдат, выбрав комфорт и роскошь. По мнению автора, император не принимал советов и не учитывал мнения, кроме собственного. Император считал, что добился больших успехов среди всех.

В эпопее Толстого Наполеон не имеет эмпатии и никаких эмоций. Данные черты он проявлял по отношению к своим солдатам. Он интересовался делами своей армии только от скуки, а не оттого, что он хотел помочь солдатам. При разговоре с армией полководец проявлял высокомерие. По словам автора, его показную заботу замечал каждый солдат.

В целом, Толстой выражает негативное отношение к образу императора. Интеллект и черты характера полководца говорили о том, что он не приложил особого труда, чтобы добиться успехов. В глазах писателя Наполеон является выскочкой и обманщиком. Автор считал, что Бонапарт просто хотел самоутвердиться. Полководец готов пойти на самые подлые поступки ради того, чтобы добиться своего. Гениальность исторической личности была простой выдумкой и полнейшим обманом. Наполеон мог совершать нелогические поступки и побеждал на войне по чистой случайности.

В романе образ Наполеона является противоположностью Кутузову. Бонапарт не отличался положительным характером. Единственным его достоинством был военный опыт. Благодаря своим знаниям он побеждал на многих битвах. При сопоставлении героя с настоящим Бонапартом читатели могут заметить некую разницу. Наполеон был очень образованным человеком и обладал навыками в области политики и в военной отрасли.

2 вариант

Роман «Война и мир» заслуженно считается самым лучшим творением титана русской литературы Льва Николаевича Толстого. Многие читатели с большой серьезностью относятся к событиям, описанным в книге, как к документально зарегистрированным бумагам. Но они забывают о том, что, как и в любом литературном произведении, в романе «Война и мир» присутствуют элементы художественного вымысла для создания более четкой, яркой и красивой картины.

Толстой использовал в своем романе-эпопеи большое количество персонажей. Их насчитывается около пяти сотен, из которых около двухсот– реально существовавшие люди. Большое количество исторических личностей в романе позволило сделать ему действительно важным для мировой литературы и тяжелым для чтения, восприятия неподготовленному читателю.

Одним из героев романа, существовавших в самом деле, является Наполеон Бонапарт. Он относится к числу абсолютно отрицательных героев «Войны и мира». Автор уделил достойное количество слов на описание и характеристику этого героя.

Наполеон Бонапарт, по описаниям Толстого, не владеет красивой внешностью. У него грузное тело, оплывшее лицо. Лев Николаевич пишет, что в 1805 году Наполеон не был таким некрасивым и объемным, а лицо его было даже худым. Но в 1812 году (нападение на Россию) Наполеон стал выглядеть противно: он располнел, приобрел большой жирный живот, который выпирался вперед. Поэтому с большим сарказмом Лев Николаевич Толстой называет Бонапарта «сорокалетним брюшком».

Несмотря на то, что лицо Наполеона выглядело довольно молодо, оно было располневшим. Лоб был широкий, а глаза, как ни странно, выразительные. А руки его были коротенькие, пухленькие и бледные. Про ноги Толстой пишет то же самое. Выражая свое искреннее отвращение к данному персонажу, писатель называет его «жирным».

Одежда Наполеона вроде бы типична для того времени, однако она отличается какой-то изюминкой.

Наполеон как бы является противопоставлением Кутузову.

По характеру Наполеона можно отнести к гадким людям, ведь он плохо обращается со своими солдатами. Этот герой – самовлюбленная до мозга костей личность. Наполеон считает, что он лучше всех.

Таким образом, Лев Николаевич мастерски представил Наполеона Бонапарта с худшей стороны в своем лучшем произведении.

Характеристика Наполеона

Наполеон Бонапарт – историческая личность, автор произведения уделяет ей большое внимание. Герои романа относятся к нему неоднозначно. Великий полководец Франции у одних вызывает восхищение, а других отвращение. Бонапарт прошел через многое: поднял революцию, пришел к власти, завоевал многие земли. Герой был очень большого мнения о себе. В его планах было завоевание русских земель и Европы. Наполеон был слишком самоуверен, это его и сгубило.

Судьба Бонапарта невероятно интересная. Наполеон, как и все, начинал с обыкновенных низов, при первой же возможности герой смог завладеть властью. Его сногсшибательные победы будоражили не только французов, но и другие народы. Фигура Наполеона приводила в восторг многих военнослужащих. Например, Андрей Болконский мечтал о таком же взлете, какой был у Бонапарта.

Многие возводили Бонапарта в ранг кумира. Однако, мало кто задумывался о том, какие жертвы и разрушения стояли за этим героем. Он скорее был страшен, чем прекрасен. Лев Николаевич знакомит читателей с другой стороной характера полководца.

По сравнению с Кутузовым можно отметить ряд отрицательных качеств. Михаил Илларионович был истинным патриотом, которого интересовали заботы родного государства. Кутузов делал всё, чтобы уберечь как можно больше подчиненных. Бонапарта же интересовала только собственная слава. Наполеон предпринимал всё, чтобы прославиться ещё больше. Ему было безразлично сколько жертв и разрушений принесет вторжение на чужие территории.

Бонапарт был помрачен мыслями о власти и величии. Он грезил мыслями о порабощении Российской империи и Европы. Наполеона не волновало сколько судеб будет сломано от его нашествия. Матери потеряли сыновей на этих жестоких и кровопролитных войнах. Нарушился мирный ход жизни. Многие дома и селения были уничтожены.

Андрей Болконский по началу восхищался Бонапартом, мечтал стать таким же, как его кумир. Однако, встреча с Наполеоном нисколько не впечатлила Болконского. После ранения он лежал и смотрел в небо Аустерлица. Бонапарт проходил мимо и похвалил подвиг Андрея. Герой даже не шевельнулся. Он понял, что гонка за славой – полнейшая глупость.

Внешность Бонапарта отталкивает. Выражение его лица отражало тщеславие и гордость. Наполеон был невысокого роста, плотного телосложения с уродливым лицом. Герой всегда считал, что всеми его действиями должны восхищаться. Юные русские бойцы мечтали собственноручно убить французского полководца.

  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

    Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.

  • Всего три слова и в каждом из них я вижу толику смысла. Большой как я считаю должен соответствовать цитате Ньютона где гиганты в его понимании, это другие учёные

  • Характеристика и образ Светланы в поэме Жуковского сочинение

    Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

  • Роман-эпопея «Война и мир» изобилует персонажами – как вымышленными, так и реальными историческими личностями. Важное место среди них занимает фигура Наполеона – не случайно его образ присутствует с первых страниц произведения и до эпилога.

    Почему Толстой уделил такое внимание Бонапарту? С этой фигурой он связывает важнейшие философско-нравственные вопросы, прежде всего, понимание роли выдающихся личностей в истории.

    Писатель выстраивает образ французского императора в двух проекциях: Наполеона - полководца и Наполеона - человека.

    Описывая Аустерлицкое сражение и Бородинскую битву, Толстой отмечает безусловный опыт, талант и военную эрудицию Наполеона-полководца. Но при этом гораздо более пристальное внимание он акцентирует на социально-психологическом портрете императора.

    В первых двух томах Наполеон показан глазами героев – Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Романтический ореол героя будоражил умы современников. Об этом свидетельствует и восторг французских войск, увидевших своего кумира, и пылкая речь Пьера в салоне Анны Шерер в защиту Наполеона, «великого человека, сумевшего подняться над революцией» .

    Даже при описании внешности «великого человека» писатель многократно повторяет определения «маленький» , «жирные ляжки» , приземляя образ императора и подчеркивая его обычность.

    Толстой специально показывает цинизм образа Наполеона и негативные черты. При этом это не столько личные качества этого человека, сколько манера поведения - «положение обязывает» .

    Бонапарт сам практически поверил в то, что он – «сверхчеловек», вершащий судьбы других людей. Все, что он делает, «есть история» , даже дрожь левой икры. Отсюда напыщенность манер и речи, самоуверенное холодное выражение лица, постоянное позерство. Наполеон вечно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих, соответствует ли образу героя. Даже его жесты призваны привлекать внимание – он дает сигнал к началу Аустерлицкого сражения взмахом снятой перчатки. Все эти черты характера эгоцентричной личности – тщеславие, самовлюбленность, надменность, актерство - никак не сочетаются с величием.

    По сути, Толстой показывает Наполеона глубоко ущербным человеком, ведь он – нравственно беден, ему не знакомы радости жизни, у него нет «любви, поэзии, нежности». Даже человеческие чувства французский император имитирует. Получив от жены портрет сына, он «сделал вид задумчивой нежности». Толстой дает уничижительную характеристику Бонапарту, написав: «…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…» .

    Наполеон глубоко равнодушен к судьбам других людей: они лишь пешки в большой игре под названием «власть и могущество», а война похожа на движение шахматных фигур на доске. В жизни он «смотрит мимо людей» - и объезжая после битвы усеянное трупами Аустерлицкое поле, и равнодушно отворачиваясь от польских уланов при переправе через реку Вилия. Болконский говорит о Наполеоне, что он был «счастливым от несчастья других» . Даже видя страшную картину Бородинского поля после сражения, император Франции «находил причины радоваться» . Погубленные жизни – основа счастья Наполеона.

    Попирая все нравственные законы, исповедуя принцип «Победителей не судят», Наполеон в буквальном смысле идет по трупам к власти, славе и могуществу.

    По воле Наполеона происходит «страшное дело» - война. Именно поэтому Толстой отказывает Наполеону в величии, вслед за Пушкиным полагая, что «гений и злодейство – несовместимы».

    • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
    • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
    • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение