Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Что такое дом призрения. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.А. Ефрона Что такое Дом призрения, что означает и как правильно пишется. Отрывок, характеризующий Дом призрения

Что такое дом призрения. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.А. Ефрона Что такое Дом призрения, что означает и как правильно пишется. Отрывок, характеризующий Дом призрения

Дом призрения

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Дом призрения" в других словарях:

    Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия

    Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия

    В СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… …

    См. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    дом - а (у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    А (у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Маленький миллионер , М. Ливингстон-Мооди. Санкт-Петербург, начало ХХ века. Типография Товарищества "Общественная польза" . С 54 рисунками. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Как жизнь свела избалованного мальчика…
  • Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект , Махнач Александр Валентинович, Прихожан Анна Михайловна, Толстых Наталия Николаевна. Коллективная монография посвящена проблемам психического развития и воспитания детей-сирот от младенчества до юношеского возраста. Представлены результаты современных отечественных и…
3

1 Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН, г. Санкт-Петербург, Россия

2 Музей истории Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия

3 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Исследована проблема возникновения и развития домов престарелых и различных учреждений в России такого типа, рассмотрены периоды становления системы призрения и сословных благотворительных обществ и учреждений. Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России была формирована довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также общества полуправительственного, полуобщественного характера. Показано, что после 1917 г. прежняя государственная система социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена и были образована система государственного социального обеспечения. На современном этапе социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

социальное обеспечение и помощь

благотворительные учреждения

система призрения

дома престарелых

1. Благотворительность в России. - СПб., 1907. - С. 102-113.

2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М., 2001. - С. 58.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: IX - середина XVIII в. - М., 1992. - С. 83.

4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 2001. - С. 92-101.

5. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. - М., 1990. - С. 49.

6. Сочинения Екатерины II / сост. О.Н. Михайлов. - М., 1990. - С. 203.

7. Сун Э.Ф. Древнее село Подол-Пехра тож. Вехи тысячелетней истории. - М., 2001. - С. 27-46.

8. Фирсов М.В. История социальной работы. - М., 2004. - С. 109.

9. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. - М., 2003. - С. 79.

В решении многих современных социальных проблем все большее значение приобретает благотворительная деятельность. Этот социальный феномен проявляется в целенаправленном внимании к людям, не способным самостоятельно обеспечить себе необходимые условия существования.

Социальные истоки института призрения обнаруживаются еще в дохристианский период. Но благотворительность, как организованная общественная система призрения на Руси, стала складываться с принятием христианства, когда появились монастыри. Именно монастыри начали создавать первые богадельни и больницы для бедных, странствующих и немощных. Накопленный на Руси опыт нашел свое дальнейшее продолжение и развитие в деятельности российских государей .

Это отражено в решении Стоглавого церковного собора (1551 г.) и Соборном Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.). Новый период в истории социального призрения связан с указом 1682 г. царя Федора Алексеевича, где предлагались конкретные меры борьбы, прежде всего с нищенством .

Петр I в области призрения сформулировал политику «вразумляющего принуждения». Это относилось, прежде всего, к ограничению роли церкви в социальной политике. Проведя частичную секуляризацию, государство получило дополнительный источник доходов, а церковь лишилась значительных средств для ведения благотворительной деятельности .

Началось устройство призрения на новых началах, с передачи заботы о бедных и немощных государственным светским структурам (городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, старостам и сотским). Но это вовсе не означает, что в петровские времена или при его преемниках стала складываться государственная система помощи нищим и престарелым.

Губернская реформа Екатерины II (1775 г.) содержала, кроме прочего, и создание губернских «Приказов общественного призрения». Кроме них, в каждой губернии учреждалась дворянская опека и сиротские суды. Как и все прочие губернские учреждения, приказы общественного призрения были органом всесословным. Приказы общественного призрения должны были сосредоточить в своих руках устройство и надзор над общественными заведениями: народными школами; госпиталями; сиротскими домами; богадельнями; домами для неизлечимо больных; домами для сумасшедших; работными домами; рабочими и смирительными домами .

Сиротские дома, богадельни и госпитали преследовали не только чисто благотворительные цели, они должны были закрыть источник появления маргинальных слоев в обществе. Таким образом, с одной стороны, они были призваны оказывать помощь нищим, увечным, калекам, инвалидам, незаконнорожденным детям и престарелым, а с другой - приказы общественного призрения были инструментом сохранения общественного спокойствия.

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы возложили основную тяжесть социальной защиты и помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление, стал реальностью новый этап в развитии системы призрения. Появились новые принципы социальной работы. Основные из них: децентрализация социального призрения; рациональный подход к формам и методам социальной работы; стремление к предупреждению обнищания людей.

Усиление социальной поляризации и увеличение числа лишенных традиционных основ жизни и источников существования людей, требовавших особого внимания общества, и выход на общественную арену разночинных слоев общества, появление национальных буржуазных деятелей создали условия для перевода системы призрения сирот, нищих, калек и престарелых на новый общественно-государственный уровень.

Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России стала формироваться довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также несколько обществ полуправительственного, полуобщественного характера. Для того чтобы оценить состав системы государственного и общественного призрения в начале XX в., рассмотрим статистическую сводку (табл. 1) .

Таблица 1 - Благотворительные учреждения России по ведомствам

В каком ведомстве

Число благотв. учреждений

обществ

заведений

в городах

вне городов

в городах

вне городов

Ведомство учреждений императрицы Марии

Российское общество Красного Креста

Попечительство о трудовой помощи

Императорское человеколюбивое общество

Ведомство православного вероисповедания

Министерство внутренних дел

Министерство народного просвещения

Министерство юстиции

Министерство путей сообщения

Морское министерство

Главное управление земледелия и землеустройства

Министерство Императорского Двора

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Министерство финансов

Государственный контроль

Без указания ведомства

Всего

Данная таблица позволяет сделать следующие выводы.

  1. Из 11040 заведений в городах были 7998, вне городов 3042, в том числе в Европейской России 9465 заведений: 6962 в городах, 2683 вне городов.
  2. Министерствам и ведомствам принадлежали 7290 учреждений призрения.
  3. Православная церковь содержала 1697 богаделен, сиротских домов и др. учреждений.
  4. На благотворительность царской семьи приходилось 1014 учреждений.
  5. На общественную благотворительность - 1039.

Из этого статистического анализа следует, что около 80% учреждений для немощных и неимущих содержало государство и лишь 20% - общественная благотворительность.

Прекрасным примером личной благотворительности и попечения о престарелых являются истории Прохоровской богадельни в Подольске, описанной Э.Ф. Сун, и богаделен в Ивановской области.

Первое упоминание о богоугодном заведении (вероятно, богадельная изба) в г. Подольске относится к 1825 г. (1089 жителей). В 1861 г. Московский купец Сергей Трифонович Прохоров подал в Московскую духовную консисторию митрополиту Филарету (Дроздову), освящавшему в 1854 г. достроенную церковь Воскресения Христова (по архивным документам искусствоведа Л.Р. Вайнтрауба, на средства того купца), прошение о строительстве за свой счет каменной богадельни при этой церкви. Разрешение было получено с предписанием: отделить шесть десятин земли от Троицкой г. Подольска церкви в пользу Воскресенской Кладбищенской .

В 1871 г., благодаря настойчивости С.Т. Прохорова, который заслужил уже к тому времени звание потомственного почетного гражданина, и по его вторичному прошению о постройке богадельни при Кладбищенской церкви, специальное размежевание церковных земель было проведено. Письменное производство по этому вопросу подписали: от Троицкой церкви - священник Н.В. Косменков, от Воскресенской - священник Н. Чернобровцев.

За минувшие после первого прошения десять лет богадельни в России были переданы из Приказа общественного призрения в ведение земства (1864 г.) и городов (1870 г.), а построенная Московско-Курская железная дорога разделила с частичным отчуждением церковную пашенную землю пополам.

В том же 1871 г. (примерно 9 тыс. жит. в городе) была построена из кирпича центральная часть Прохоровской богадельни. Через год к ней сделали правую пристройку, а в 1874 г. - левую. В здании богадельни размером в плане 12 на 25 метров размещалось сначала до 20 человек призреваемых, имелись мужское и женское отделения, кухня, помещения для попечителя и совета. Главные фасады богадельни и домов причта выходили на ул. Воскресенскую. Во дворах этих зданий находились хозяйственные постройки и участки под сады и огороды. Весь земельный надел богадельни составлял примерно 40 соток.

О самом устроителе и попечителе богадельни нам, к сожалению, больше ничего не известно. Среди учредителей и членов образованного в октябре 1893 г. в Подольске (примерно 13 тыс. жит.) попечительного Общества по призрению и приюту лиц, не имеющих крова и пропитания, фамилия С.Т. Прохорова уже не встречается. В числе основных учредителей Общества были: исполняющий должность уездного Предводителя дворянства камер-юнкер А.М. Катков, избранный председателем правления, и городской голова П.Г. Щекин. На учредительном собрании Общества протоиерей Н.В. Косменков произнёс прочувствованное слово о значении помощи ближнему в деле нашего спасения. Для размещения Дома трудолюбия - приюта до 40 человек, было нанято и приспособлено два дома, расположенных на противоположной от Прохоровской богадельни стороне улицы и несколько дальше от церкви. Эти бревенчатые дома, один из которых был с мезонином (в настоящее время на этом месте каменное здание детсада «Росток», ул. Красная, д. 31/1), принадлежали купцу и церковному старосте Я.Н. Конаныкину, избранному казначеем правления Общества. К концу 1893 г. число членов Общества составило 100 человек, из них 1/3 - купцы. Приют содержался за счет членских взносов, пожертвований от разных лиц, благотворительных спектаклей и части заработка призреваемых .

В 1899 г. среди благотворительных учреждений в г. Подольске числились: Прохоровская богадельня на 30 чел., которой заведовал тогда купец С.Ф. Аллилуев; богадельный дом на 38 чел. попечительного Общества; бесплатный ночлежный приют того же Общества. В Подольском уезде имелись: богадельня на 9 призреваемых в с. Дубровицы, которая содержалась на средства кн. С.М. Голицина, а также церковно-приходская богадельня на 12 чел. в с. Покров.

Старейшая богадельня в Ивановском крае была устроена близ села Шилекша Кинешемского уезда в 1800-1801 гг. для престарелых крестьян купцом Ф. Сыренковым и носила его имя. В богадельню принимали безродных и престарелых, но только таких, которые еще могут за собой ухаживать, всего 7-10 человек. Шуйские благотворители также создавали богадельные дома, например богадельный дом купцов Носовых при Троицкой церкви (открыт до 1816 г.). Во второй половине XIX в. эти заведения в первоначальном виде уже не существовали.

В 1847 г. при Благовещенской единоверческой церкви была открыта богадельня на 20 человек. В это же время начала действовать богадельня в г. Шуе при Всесвятской церкви на 6 женщин. В селе Лежневе Ковровского уезда в 1860 г. была образована богадельня на 20-30 человек. Более подробных сведений о вышеперечисленных заведениях нет. Сохранились данные о Николаевском богадельном доме в Иваново-Вознесенске. В уставе говорилось, что богадельня «учреждается обществом местных граждан при посадской больнице мастеровых и рабочих для призрения в ней неимущих 20 лиц обоего пола». Открытый в 1866 г. богадельный дом получал содержание из сумм, отпускаемых из прибылей местного общественного банка и пожертвований. В 1884 г. Иван Никонович Гарелин заявил о своем желании построить новое здание богадельни. В том же году он умер. Дело его завершили сыновья Александр и Никон. В 1885 г. призреваемые были переведены в новое здание при больнице мастеровых и рабочих .

В 1865-1866 гг. в Кинешме при Богородской церкви открыта городская богадельня Поленова. В 1866 г. в Шуе открыта богадельня в память спасения императора Александра II от покушения. В богадельне проживали 10 женщин, и, кроме того, 13 престарелых получали пособия от богадельни до 3 рублей в месяц. В это же время в Иваново-Вознесенске действовала богадельня для престарелых рабочих им. А.Н. Новикова, рассчитанная на 24 человека. Она содержалась на личные средства Н.Н. Новиковой. В 1897 г. была открыта богадельня Н.Т. Щапова. На его средства здесь жило 5 человек. Функционировала богадельня М.А. Гарелиной на 11 женщин. «Владимирские епархиальные ведомости» сообщают, что 11 марта 1904 г. в Иваново-Вознесенске состоялось открытие вновь построенной близ Преображенского храма (Белая церковь) богадельни для престарелых рабочих фабрик Торгового дома Никона Гарелина. Она занимала двухэтажный дом: на нижнем этаже располагались мужчины, а на верхнем - женщины. В 1911 г. была открыта богадельня им. И.В. Небурчилова, одного из совладельцев Куваевской мануфактуры. Он завещал 1 млн руб. на постройку больницы (ныне 1-я городская больница) и сумму поменьше - на устройство богадельни на 70 человек, построенной на Всесвятской улице (ныне ул. Ермака).

В 1915 г. был утвержден устав женской богадельни, построенной по завещанию М.А. Любимовой (дочери А.С. Коновалова) при Скорбященской церкви (ныне ул. Кузнецова). Здесь проживали 10-12 человек. Богадельня состояла в ведении Епархиального совета и находилась под его управлением. На средства семейства Коноваловых был построен «приют для хроников и престарелых рабочих обоего пола, неспособных к труду». Он именовался «убежищем им. А.П. Коновалова» и находится, вероятно, в Бонячках .

В сельской местности Ивановского края были организованы земские богадельни. Например, с 1891 г. действовали богадельня в селе Покровском Кинешемского уезда, богадельня Середского общества в селе Середа. Не сохранилось более подробных данных о некоторых других заведениях: Гаврилово-Посадской Зиминской богадельне Барановой (действовала с 1867 г.), богадельне Юрьевецкого городского дома призрения престарелых и увечных лиц обоего пола (действовала с 1878 г.), Иваново-Вознесенской богадельне при Вознесенской церкви (работала с 1879 г.), богадельне Ю. Каретниковой в с. Тейкове (открылась в 1881 г.), церковно-приходской богадельне при Казанской церкви села Макаровского Юрьевецкого уезда. Все они были созданы для оказания помощи престарелым людям.

Октябрьскими событиями 1917 г. прежняя госсистема социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена. Милосердие и благотворительность были заменены на систему государственного социального обеспечения. Эта система имела как свои неоспоримые плюсы, так и вполне очевидные минусы. Государственное содержание домов престарелых гарантировало стабильное финансирование, но это финансирование шло по остаточному принципу. Средств для содержания домов престарелых катастрофически не хватало. Часто местные чиновники и руководство учреждений направляли государственные средства на другие, «более важные» нужды или просто присваивали их себе. Одним из самых ярких примеров подобного поведения государственных чиновников является персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» директор старгородского дома престарелых - Альхен - «голубой воришка». Таких «воришек» в советское время было довольно много. Следствием такой социальной политики советского периода является современное состояние домов престарелых. Не только уровень оснащенности не соответствует современным требованиям, но и отсутствует обеспечение элементарной безопасности, что часто приводит к трагедиям .

Сегодня милосердие - это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрожденной Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

Самая глубокая, самая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она - родник живительной энергии, которая помогает заполнять миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.

Рецензенты:

Библиографическая ссылка

Коновалов Я.С., Лебедев И.В., Чернова О.А. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОМОВ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5077 (дата обращения: 07.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дом призрения - Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Д.
Я.

Статья про слово "Дом призрения " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2336 раз

Дома призрения исключительно малолетних бедных - к детским приютам , а дома призрения душевнобольных - к домам умалишенных . Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.

Значительнейшие из домов призрения

В Петербурге

  • В 1823 году в Санкт-Петербурге было открыто крупнейшее богаделенное заведение Человеколюбивого общества - дом убогих, получивший в 1875 году название «Исидоровский». Заведение предназначалось для призрения взрослых бедняков обоего пола без сословного различия. В доме имелось три отделения: квартирное (на 100 человек), больничное (на 40 кроватей) и отделение для содержания 25-и неизлечимо больных. Позже количество призреваемых увеличилось. Было открыто четвёртое отделение - для больных эпилепсией. Ко второй половине ХIХ века дом стал призревать только женщин дворянского происхождения. Люди «простого звания» были переведены в дом призрения Кушелева-Безбородко .
  • Основанный в 1828 году Дом Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных состоял в ведомстве императрицы Марии . При Доме состояли почётные благотворители, вносившие ежегодно не менее 300 руб. или единовременно не менее 5000 руб.
  • Основанный в 1831 году Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При доме существовали школы для мальчиков и девочек.
  • Открытый в 1833 году и состоявший в ведомстве императрицы Марии демидовский Дом призрения трудящихся с капиталом в 500 000 руб., пожертвованным А. Н. Демидовым , действовавший на основании устава 8 июля 1882 года и мало похожий на богадельню. Совмещая в себе черты дома трудолюбия и дешевых квартир, он состоял из 4 отделений:
    • а) отделение трудящихся женщин для проживания 50 женщин и девиц, выполнявших работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые были введены в заведении; из заработка призреваемых удерживалось по 25 копеек в сутки на их содержание;
    • б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имевшая целью дать бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходили научный курс в объеме программы женских прогимназий и затем в специальном классе обучались разным мастерствам;
    • в) отделение снабжения бедных готовой пищей - дешёвая столовая, в которой даром пища отпускалась только больным;
    • г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц предназначалось для призрения лиц женского пола, бывших на службе в Демидовском доме и по старости и слабости лишённых возможности прокормиться собственным трудом.
Управление Демидовским домом призрения трудящихся вместе со званием его потомственнего попечителя принадлежало наследникам учредителя.
  • В 1842 году открылось Орлово-Новосильцевское благотворительное заведение для мужчин. Было открыто Е.В. Новосильцевой , но впоследствии поддерживалось Человеколюбивым обществом и с 1884 года вложениями графа В.Н. Панина.
  • Основанный в 1853 году Дом призрения бедных девиц благородного звания являлся как бы отделением вдовьего дома ; принимались преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части.
  • В переданных императором Человеколюбивому обществу зданиях (здания ликвидированных малоохтинских раскольничьих заведений) в 1853 году была создана новая богадельня (в дальнейшем Кушелева-Безбородко), в которую были переведены непривилегированные лица женского пола из дома убогих. С 1 января 1859 года граф Кушелев-Безбородко содержит богадельню за свой счёт.
  • Основанный в 1861 году Дом призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко , в ведении Императорского Человеколюбивого общества , содержался на пожертвования наследников графа Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества.
  • Основанный в 1863 году Дом призрения престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского мещанского общества предназначался для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан обоего пола.
  • Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Основан в 1870 г., как правопреемник Приюта для бедных детей, открытого в 1860 г. сестрой Крестовоздвиженской общины В.И. Щедриной. В состав Дома входили: Ремесленное училище цесаревича Николая (1875) с ремесленными классами императора Александра III (1895) и механико-оптическим и часовым отделением (1900), а также Женская рукодельная школа императрицы Марии Александровны.
  • Основанный в 1877 году Дом призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова содержался на средства, завещанные жертвователем; состоял в ведении санкт-петербургского купеческого общества и имел два отделения: а) сам дом для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к санкт-петербургскому купеческому или мещанскому обществам и б) школу при доме призрения, курс которой приравнивался к курсу 3-классных городских училищ.
  • Александровский дом для призрения бедных духовного звания под покровительством санкт-петербургского митрополита. В дом принимались лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию были лишены возможности жить самостоятельно. При доме существовало трехклассное училище с 6-летним курсом для девочек-сирот духовного звания.
  • Дом призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище .
  • В 1890 году открыто «Убежище и бесплатные квартиры Михаила и Елизаветы Петровых». Богадельня предназначалась для совершенно неимущих женщин, квартиры - для лиц обоего пола.

В Москве

В ведении городского общественного управления состояли:

  • Дом призрения Горихвостова при 1-й городской больнице ;
  • Дом призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных , учреждённый при городской больнице имени Бахрушиных на пожертвованный ими капитал. В ведении московского дворянства состоял Дом призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имевший целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жён и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров.

В ведении московского Купеческого общества состояли:

  • Николаевский Дом призрения вдов и сирот , принадлежавших к московскому купечеству, - для бедных женщин;
  • Дом призрения имени Мазуриных ;
  • Дом призрения бедных Г. И. Хлудова .

Московское попечительство о бедных духовного звания заведовало Горихвостовским Домом призрения .

Самостоятельным являлся Георгиевский дом призрения бедного духовенства .

Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имело Дом призрения неизлечимо больных (женщин) . Обществом воспитательниц и учительниц был учреждён Дом призрения для престарелых учительниц и воспитательниц .

Дом призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой был военной богадельней .

В других городах

Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин . Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Доме женской гимназии.

Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в.

Литература

  • 140 лет Ремесленному училищу цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / С. И. Алексеева, И. К. Ботт, О. В. Егоренкова и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: ООО "Аграф+", 2015. 504 с., илл. + CD.
  • Алексеева С. И. Военные заказы Ремесленного училища цесаревича Николая // Первая мировая война и проблемы российского общества: Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–21 ноября 2014 г. СПб.: Изд-во Государственной полярной академии, 2014. С. 219–223.
  • Ульянова Г. Н. Благотворительность в российской империи: XIX – начало ХХ вв. СПб., 2005.

Дом призрения. - Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.