Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Этнические японцы. Японцы - девятый по численности народ мира (130 миллионов человек). Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н) - презентация

Этнические японцы. Японцы - девятый по численности народ мира (130 миллионов человек). Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н) - презентация

Вопросы этногенеза японцев и в настоящее время все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные - лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние.

К VI-VII вв. островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII в. завершилась ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

В настоящее время Япония - одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

Социальная история японцев

Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э.- V в. н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий. Это «Кодзики» («Записки древности» - 712 г.) и «Нихон секи», или «Нихонги» («Анналы Японии» - 720 г.).

Согласно японской системе верований - синтоизму японская нация ведет свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров. В Японии принято подразделять историю страны на эры правления того или иного императора. В настоящее время (с 1926 г.) японцы живут в эру императора Хирохито. Личность императора, сама идея императорской власти всегда выступали как важнейший цементирующий фактор национального самосознания японцев.

Буддизм проник в Японию из Индии через Корею и Китай в VI в. Буддийские проповедники сразу оценили все выгоды союза с синтоизмом, где только можно было, ста-рались они использовать синтоистские верования для пропаганды идей буддизма. Так, один из известнейших буддийских деятелей, Кобо Дайси (774-835), доказывал, что синтоизм и буддизм тесно связаны между собой, что лучезарная богиня Аматэраеу - это и есть воплощение Будды. В результате, успешно утвердившись в Японии, буддизм подвергся здесь значительной трансформации и стал отличаться и от индийского, и от китайского прототипов. Японский бонза далеко не всегда был священнослужителем, он был (и остается) кем угодно: учителем, дельцом, политиком, солдатом. Поэтому и влияние буддизма в Японии столь всепроникающе: буквально все сферы общественной жизни испытали на себе его воздействие. Пожалуй, существенный отпечаток на психологию японцев наложило и конфуцианство, пришедшее в Японию сначала через Корею - в IV-V вв. и затем непосредственно из Китая - в VI в. Тогда-то китайский язык стал языком образованных японцев, на нем велась официальная переписка, создавалась литература. Если проникновение конфуцианства повлекло за собой распространение китайского языка, то китайский язык, привившийся в высших сферах страны, в значительной степени служил целям пропаганды конфуцианского влияния. Неудивительно, что конфуцианская доктрина обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения низших высшим, подробнейшая регламентация поведения любого члена общества прочно врезалась во все сферы психологии людей. Конфуцианские представления хорошо выражены в следующем изречении: «Отношения между высшим и низшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склониться, если подует ветер». Социальные нормы поведения современных японцев во многом сформированы подобными конфуцианскими догматами.

Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной идеологической и моральной надстройки. Конфуцианство, например, постепенно превратилось в господствующую идеологию правящего военно-феодального сословия, которое со временем сложилось в Японии.

В период Камакурского сёгуната (Сёгунат - форма правления, при которой вся власть в стране сосредоточивалась в руках феодального военачальника (сегуна). Император при правления сегунов властью фактически не располагал, хотя ему поклонялись и его «божественность» не оспаривали. ) (1192-1333) выделилось военно-служилое дворянство, появилось сословие самураев, признававших «военную доблесть» основой общества. Поначалу самураи владели земельными наделами, но позже указом сегуна Иэцуна (1641-1680) земли у них отобрали, и воины-самураи были переведены на жалованье. Именно в среде этих лишенных земли воинов-ронинов (Ронин - самурай, не имеющий покровителя-сюзерена. ), которые принуждены были бродить по стране в поисках применения своей воинской доблести, и оформился своеобразный моральный кодекс «бусидо» (букв, «путь воина»), который постепенно стал неписаным нравственным идеалом для их общества.

Формальная ликвидация сословия самураев с падением сёгуната Токугава (1867) отнюдь не привела к искоренению этических норм бусидо из психологии японца. Беспредельная преданность сюзерену, вассальная готовность пойти за своим господином даже в могилу, кодифицированная процедура самоубийства - харакири - все это не исчезло бесследно. «Самурайские доблести» воспринимались и культивировались японцами всех социальных слоев с большой готовностью во многом потому, что от них веяло подлинно своим, японским духом. Эти качества помогали японцам противостоять иностранному влиянию, они в какой-то мере поддерживали в сознании японцев идею самоизоляции, которая возникла в начале XVII в.

В 1611-1614 гг. сегун Иэясу издал ряд указов о запрещении христианской религии, которую миссионеры настойчиво внедряли на Японских островах; из Японии были изгнаны иезуиты и монахи других католических орденов. В доследующие годы усилились преследования и даже казни христиан. В 1624 г. был запрещен въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1639 г. были изгнаны португальцы. В 1633-1636 гг. появились указы, налагавшие запрет на выезд японцев из страны; одновременно тем, кто жил за ее пределами, под страхом смертной казни запре-тили возвращаться в Японию. В 1636 г. всех иностранцев переселили на остров Дэсима (в районе Нагасаки). В 1639 г. было окончательно запрещено исповедание христианства. Португальским кораблям, поскольку они доставляли христианских миссионеров, запрещалось даже приближаться к японским берегам. Так завершилась самоизоляция Японии.

Отъединенность от остального мира создала благоприятные условия для культивирования принципов феодального домостроя и строгой регламентации социальных норм поведения. Получил, в частности, распространение так называемый принцип лояльности, положенный в основу дзюнси - обычая, по которому вассал в случае смерти сюзерена следовал за ним в могилу. Этим же принципом диктовался обычай кровной мести (катакиути), когда самурай должен был отомстить за насильственную смерть своего господина или старшего члена семьи. В японской литературе, например, широко известны многочислеиные произведения, прославлявшие «подвиг 47 ронинов» (1702), которые, отомстив за смерть сюзерена, сделали себе харакири.

Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX в. Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию иноземной (западной) культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.

Даже когда незавершенная буржуазная революция 1867-1869 гг., известная под названием «Мэйдзи исин» - «реставрация Мэйдзи» (по посмертному имени японского императора Муцухито, правившего с 1868 по 1911 г.), привела к коренным изменениям в области экономики, политики, культуры, за которыми последовали существенные изменения в системе социальных отношений, национальная психология японцев изменилась очень мало. По-прежнему в характере японцев доминировали черты, сложившиеся в эпоху изоляции Японии, в условиях закрытого, строго ритуализованного сословного общества: трудолюбие, организованность, готовность к безоговорочному подчине--нию, настойчивость, выдержка, нетребовательность в отношении жизненных условий и т. п.

Хотя не все из этих черт обладают одинаковой степенью существенной устойчивости, они четко прослеживаются как в феодальный, так и в капиталистический периоды Японии. Безусловно, преемственность психологии обусловлена преемственностью социальных институтов.

В частности, причину постоянной ютовности японцев к беспрекословному подчинению американский исследователь Дуглас Харинг видит в более чем трехсотлетнем господстве и стране тоталитарной системы угнетения, основанной на всепроникающем шпионаже а полицейском произволе. То, что было создано при Токугава, считает Харинг, было лишь модифицировано и продолжено в послемэйдзий-ской императорской Японии .

В свою очередь, национальная психология способствовала развитию централизованного государства. Япония бы стрыми темпами реорганизовала промышленность, ввела уврвершенствования в сельское хозяйство, реформировала общественное устройство. Самурайский воинский дух побуждал народные массы на борьбу за «доблесть нации». За какие-нибудь три-четыре десятилетия Япония шагнула вперед. Не будь у этой нации соответствующих психологических качеств, буржуазные отношения не получили бы столь интенсивного прогресса, как это случилось весле выхода Японии на капиталистический путь развития.

В августе 1945 г., когда Япония потерпела поражение в войне и японский император объявил о безоговорочной капитуляции, многие японцы восприняли это событие как величайшую катастрофу. Но хотя японское общественное сознание и вынуждено было резко переориентироваться на новые идейные ценности, оно сохранило в своих глубинах ориентацию на унаследованные этические в нравственные нормы. Об этом наглядно свидетельствуют материалы японского Института математической статистики, который с 1953 г. регулярно, через каждые пять лет , проводит исследования японского национального характера.

Судя по опубликованным данным, японцы не склонны отказываться даже от того, что уже сами считают устаревшим. Это касается, в частности, принципов домостроя, традиций, этикета и т. д. Так, на вопрос: «Как вы думаете, замужняя женщина должна заниматься только домашними делами или еще работать на производстве?» - Мужчин и женщин ответили, что ей лучше сидеть дома. На вопрос: «Есть ли врожденная разница в умственныт способностях мужчины и женщины?» - 62% мужчин в 63% женщин дали утвердительный ответ (в обоих случаях опрашивалось по 700 человек). На вопрос: «Стоит ли японцам обходиться без привычных оборотов вежливой речи, в частности без многообразных форм „я", „ты", "вы"?» - 60% опрошенных ответили, что этого делать не стоит, в лишь 28% назвали существующую практику общения устаревшей. Не менее показательны ответы японцев на вопросы о самоубийстве, о кодексе поведения и т. д.

Японский язык

На японском языке сегодня говорят 119 млн. жителей Японии. Отдельные группы населения, понимающие по-японски, живут в Корее, Гонконге, на Тайване, Гаваях, Гуаме и в некоторых районах Бразилии.

Хотя японский язык построен на той же иероглифической основе, что и китайский, общность двух языков ограничивается письменностью. Сам же японский язык, его грамматика и лексика относятся к языкам не аналитического, как китайский, а агглютинативного строя. Да и генетически они различны. Японцы не имели исконно японской письменности и свои древние хроники записывали китайским письмом. Китайские иероглифы не были приспособлены к фонетическому строю японского языка, что внесло большие трудности не только в систему письма и чтения, но и в понимание японского текста. Китайские иероглифы в японском тексте читались на японский лад и нередко обозначали совсем иные реалии, чем в китайском тексте. Это побудило японцев обратиться к слоговой азбуке, две фонетические разновидности которой - хирагана и катакана - объединяются под общим названием кана. С помощью кана японцы начали записывать слова, для которых не находилось китайских смысловых иероглифов. Кроме того, кана оказалась удобной для обозначения служебных глаголов, окончаний знаменательных глаголов и грамматических частиц. Создалось уникальное сочетание двух систем письма - иероглифической и фонетической.

Если взять наугад какую-нибудь страницу современного японского журнала, то на ней будет в полтора-два раза больше кана, чем иероглифов. Это соотношение изменяется в зависимости от характера текста. Обычно иероглифами в японской литературе записывают слова, обозначающие предметы, действия, состояния, признаки и т. п. Так, если передать на японский язык предложение «человек приехал из города», надо корневые морфемы «человек», «город» и «ех» в слове «ехал» обозначить иероглифами, а послелог «кара», соответствующий русскому предлогу «из», - значками кана.

Перед второй мировой войной в известных токийских газетах употреблялось от 7500 до 8000 иероглифов. Первая попытка сократить их количество относится к 1872 г., когда было предложено довести число употребляющихся знаков до 3167. В 1946 г. министерство просвещения рекомендовало сократить этот список иероглифов до 1850. Принята также упрощенная и сокращенная форма написания около 740 иероглифов. Несмотря на эти реформы, в настоящее время число употребляемых иероглифов в японской прессе доходит до 4-5 тысяч, а в специальной литературе - до 8-10 тысяч. Иероглифы связывают национальную культуру Японии с культурой дальневосточного региона, которая вся сложилась на основе единства иероглифики, а кана привносит в японскую письменность самобытность, позволяет ощутить именно ее национальную принадлежность. Японская специфическая речь еще ярче оттеняет это ощущение (см. главу IV).

Япония - самая молодая из восточных цивилизаций. Она расположена на архипелаге из 4 крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кроме того, к Японии относится более 3 тысяч островов. Современное население Японии составляет примерно 12 млн. человек, из них 99% этнические японцы. Японский этнос оформился в результате продолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этнических групп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось к началу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хонсю образовалось первое государство Ямато.

Островное положение Японии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурной изоляции страны. Близость к восточному побережью Азии предопределило влияние Китая и Кореи на формирование культуры Японии.

Древнейшие племена, населявшие Японские острова, занимались охотой, рыболовством, лесным прибрежным собирательством. Они почитали Солнце, о культуре которого свидетельствуют алтари в виде выложенных из камней колец с возвышающимся в центре вертикальным камнем. Самое большое сооружение такого рода было раскопано в местечке Ою. Диаметр наружного кольца составляет 46,5 метров, а внутреннего 14,57 метров. Найдены небольшие глиняные фигурки, изображающие женское божество. Сохранилась керамика, сделанная без гончарного круга и покрытая "веревочным узлом" (стиль Дземон). Размеры некоторых изделий достигают метра. Пышные, фантастические формы сосудов демонстрируют неукротимую силу магии.

Культура бронзы зарождается в Японии в начале нашей эры под влиянием иммигрантов из Кореи. Японцы научились отливать бронзовые колокола, изготовлять мечи и другое оружие. В конце 3 века началась массовая эмиграция китайцев, которые завезли в Японию технологию железа.

"Живая жизнь" переместилась из столицы с императором (правители Ямато приняли со временем титул тэнно - император) и его регентами в провинции. Владельцы сеэн же, боясь друг друга, и для защиты своих владений, создавали отряды воинов-дружинников из своих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилось сословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора.

Самурайство отличалось от других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службе не у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в. постепенно перешло на натуральный паек). Самурай. Вершина самосовершенствования и развития человеческого духа. Органичное соединения извечного противоборства созидания и разрушения. Идеальная машина "смерти" или грубый, агрессивный, невежественный убийца? Нет одинаковых людей и нет идеальных людей. Каждого из нас создаёт время и место. Столетия природных и социальных катаклизмов в отрезанной от всего мира маленькой островной Японии создали особый устойчивый к экстремальным ситуациям психологический тип.

Наиболее характерным представителем этого типа являлась военная, а впоследствии и государственная элита страны Восходящего солнца - самурайское сословие, которое жило по определённым правилам именуемым «Кодекс самурая»: «Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириады зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а, глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь. Тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности».

Особое внимание в культуре Японии отводят Гейшам. Существует две версии появления гейш на земле Японии. Приверженцы первой версии считают, что прародительницами гейш были две предприимчивые особы, которые решились в одиннадцатом веке заработать деньги и славу необычным представлением для священных воинов. Нарядившись в парадные одежды своих зрителей - белые длинные платья, высокие шапки, и, прикрепив мечи к поясу, они пустились в пляс…

Гости были так ошеломлены, что, спустя несколько дней, барышни стали самыми яркими персонажами на всех званых приёмах. С годами белые одежды немного разнообразили - юбки покраснели, а мечи вышли из моды.

Вторая версия гласит, что первоначально в гейши допускались только представители сильного пола, и развлекали они отнюдь не высшее общество. Гейша-мен входили в состав так называемого «водного мира», что, по сути, являлось аналогом парижского «двора чудес». Постепенно мужчины остались не удел, поскольку публике больше импонировали плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении женщин. Как только произошла эта революция полов, гейши сразу приобрели более чем достойную репутацию - красавиц начали приглашать на чайные церемонии. Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). Руководили гейшами «матушки» - Ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности, которая продавалась наиболее значительным клиентам ханамати за огромные деньги. Чем больше платил мужчина за то, чтобы «сорвать цветок невинности», тем выше были шансы майко стать востребованной и высокооплачиваемой гейшей. Популярность и красота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома.

Несмотря на то, что гейши являли собой элиту чувственных наслаждений, они ни в коем случае не были проститутками. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Золотой век гейш продолжался с 60-х годов XIX и до начала XX века. Именно в этот период была разработана сложная и утонченная система воспитания гейши, которая включала в себя литературу, рисование, музыку и искусство быть неотразимой - Коконо-токоро (девять рецептов красоты), которое позволяло женщинам - цветам выглядеть безупречно.

Иностранные ученые выделяют основные этапы развития культуры:

культура древних веков до 6 в. нашей эры;

Буддийская культура с 6 в. до конца 8 в.;

формирование национальной культуры с 8-12 вв.;

развитие культуры в средневековье в 13-15 вв.;

культура предновейшей эпохи 15-17 вв.

этап модернизации культурной жизни 19-20 вв.

Таким образом, цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточной цивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из них сохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствие хронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного с формированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.

На эпоху 16 - начало 17 века приходится рассвет японской архитектуры и искусства японского сада.

Это специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.

Ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей происходит незадолго до полуночи, завершается церемония не позже четырёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.

На восходе солнца. Церемония начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра.

Утренняя . Проводится обычно в жаркую погоду (когда утро - наиболее прохладное время), начинается около шести утра.

Послеобеденная. Начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные.

Вечерняя. Начинается около шести часов пополудни.

Специальная (риндзитяною) церемония проводится по особым случаям: праздник, специально организованная встреча друзей, празднование какого-либо события. Чайную церемонию могли проводить, готовясь и к важнейшим событиям, например, к битве или к ритуальному самоубийству. Тут особую роль играл «мастер чая». Он должен был обладать великими внутренними качествами. Ему предстояло укрепить своего гостя или гостей перед ответственным шагом.

В культуре этого периода отражаются политические и экономические процессы. Старые формы были разрушены, люди развивали новые отношения и создавали другое восприятие мира, что порождало свежие культурные творения. Военная диктатура начала 16 века постепенно переросла в политику просвещенного правления. Архитектура 16-19 веков демонстрирует явную стилистическую двойственность. С одной стороны, ярко проявилась тяга к показной пышности и декоративной насыщенности. С другой стороны, продолжала развиваться тенденция к выразительности чистой конструкции, прежде всего это проявилось в уникальной архитектуре чайных домиков.

Созревание феодального общества и развитие городской торговли дали основания для роста богатой творческой культуры. Устанавливая свое владение, феодалы сооружали в его центре долговременные замки, располагая их на равнинной местности, что делало более удобным транспортное сообщение и строительство городов вокруг замков. Замок представлял собой настоящее военное сооружение, так как с началом применения огнестрельного оружия феодалы превращали замки в сложные, в военном отношении и значительные по масштабам сооружения. Замок - дворец можно считать выражением эстетических идеалов, верхушки новой феодальной знати. Главным сооружением всегда была башня - "тэнсю", которая воплощала силу и могущество владельца замка. Если неприятель проникал в башню, ее владельцу оставалось лишь одно - совершить ритуальное самоубийство - "сэппука", чтобы избежать позора поражения.

Первым в истории Японии замком, окруженным каменными стенами был - "Адзути", находящийся на берегу озера Бива. Но в том же 16 в. он был сожжен и уничтожен. Сохранились лишь мощные фундаменты. Влияние этого замка на архитектурную традицию Японии было столь огромно, что Адзути стал своего рода образцом для всех замков, строящихся в конце 16 и начале 17 вв. В настоящее время сохранилось всего 12 подлинных замковых башен этого периода.

Традиционные театральные жанры занимали большое место в системе средневековой культуры Японии. Они не только воплощали основные эстетические идеи времени, но оказывали значительное влияние на изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, воспринимая и осваивая их открытия. Вне соприкосновения с театром останутся непонятными многие явления общественной жизни и особенности японской художественной культуры в целом. Особое место в театральной культуре Японии занимают драматические школы Но, Кабуки и Дзерури.

Театр Но - символический. Каждый жест и движение это условный знак, передающий то или иное душевное состояние героя. Сценическое движение лишено какой-либо импровизации, оно складывается из 250 канонических поз - ката. Они могут быть чисто танцевальными или же символизировать эмоции. Важнейшую роль во всех действиях актера играет веер. С веером исполняются все танцы ситэ и всевозможные характеристики героя. Также не менее важную роль играют маски (в спектаклях применяются 4 основных вида маски: старцы и божества, воины, женщины, демоны) и костюмы, имеющие свои символические значения.

Развитие драматического искусства Японии определяли Кабуки (театр актера) и Дзерури (театр марионеток). Театр Кабуки возник в начале 17 в. в Киото и стал любимым развлечением горожан. Прототипом Кабуки служил тип танца, котором женщины появлялись в необычных костюмах. Возникнув в Киото в начале периода Эдо, этот танец получил название Кабуки Одори и был достоин того, чтобы его заметили из-за своего свободного стиля, новизны и свободы нрава. Эти ранние танцы и пародии развивались в пьесы с определенной драматической структурой. В конечном итоге женщины были отстранены от сцены из-за угрозы гражданского беспорядка, чинимой мужчинами, которые вели соперничество в свою пользу, и мужчины более старшего возраста развились в серьезных актеров того, что оказалось известным как Кабуки. Доминирующее положение заняли пьесы, относящиеся к истории, легендам и современной жизни, и темы гуманности, верности и любви. К середине периода Эдо появился ряд хороших драматургов, чьими усилиями Кабуки превратилась в традиционную драму Японии. Приоритет в Кабуки актерского мастерства над всем остальным привел к тому, что огромная важность придавалась преемственности фамильного имени и актерской традиции. Все театральные жанры - яркое самобытное явление художественной культуры Японии. На протяжении всего средневекового периода театр был важной частью духовной жизни японского народа, выражая этические и эстетические идеалы времени.

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии ХVII-XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Кто из нас не видел загадочных коротких стихов, которые похожи на картину-иероглиф? Несколько взмахов кистью - и перед вами законченная мысль, образ, философия.

Хокку, танка, хайку. Что это такое, как и когда появились такие стихи и чем они отличаются?

Появились они в средние века. Никто не знает, когда все началось, то точно известно, что все эти формы японского стихосложения родились из народных песен и… слоговой азбуки.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой.

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века. Хокку обладает устойчивым метром.

Наша жизнь - росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же...

Сакура - известный символ Японии и японской культуры - с давних пор почитаемое японцами растение. Ханами - японская национальная традиция любования цветам, самая известная из которых - цветение сакуры.

Существует множество культур сакуры, в частности - Сомэй Ёсино Сакура (ソメイヨシノ), впервые культивированная в Эпоху Эдо и широко распространившаяся по всей Японии со времён Мэйдзи.

В старину главенствующее положение в культурном плане занимали Ямадзакура (山桜 - «горная вишня»), Яэдзакура (八重桜 - «вишня с удвоенными лепестками») и известнейшая сакура Ёсино - производная от Ямадзакуры. Со времён Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах учащихся и военных, как показатель ранга. В настоящее время используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии. Кроме того, сакура - традиционный символ женской молодости и красоты. В Японии находится в обиходе монета достоинством 100 иен с изображением сакуры.

марта, начиная с 4-го года Хэйсэй (1992) общественной организацией «Общество Японской Сакуры» введён Праздник Цветения Сакуры. Этот праздник проходит во всех районах Японии, время проведения зависит от времени цветения сакуры.

Японская культура очень многогранна….

Японская еда - это чуть ли не главная причина посетить Японию и самый капризный едок будет обрадован, узнав, что меню в этой стране не исчерпывается блюдами sushi, tempura и sukiyaki, которые являются наиболее известными в других странах. За исключением shokudo (столовые) и izakaya (эквивалент паба), большинство японских ресторанов специализируется в одном направлении кухни. В большинстве ресторанов, обедающие сами выбирают себе состав блюда, в основном это смесь мяса, даров моря и овощей, которые запекают в капусте. Также есть рестораны, специализирующиеся в грилях на древесном угле.

Культура распития спиртных напитков - это клей, который скрепляет японское общество. Спиртное здесь пьют все, почти каждый взрослый, будь-то мужчина или женщина и большинство подростков. Пиво - фаворит в этих краях, японцы пьют его везде, покупая в торговых автоматах даже на территории храмов. Саке (рисовое вино) употребляется теплым или холодным, но с теплой закуской. Похмелье после саке незабываемо, так что пейте в меру. Также Япония славится своим зеленым чаем, который содержит много витамина C и кофеина. Он очень освежает и заряжает бодростью, а как недавно стало известно - еще и предотвращает рак.

Япония - потрясающая страна. Здесь уникально все - города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

культурный япония самурайство чайный хокку

Слезинка звёзд на лепестке пиона,

Несмелый взгляд - смущенное молчанье...

Журчит ручей, сбегая вниз со склона...

Легка так акварель... очарованье...

И тонкая тропинка, нитью шёлка,

Ведёт все выше, с небом на свиданье...

На лотоса цветок присела пчелка,

Пусть камыша шумит густая челка...

Восход зари подарит вдохновенье,

Окрасив небо лаской снов ириса,

Рождая первый луч - судьбы мгновенье...

Да шум ветвей зелёных, кипариса,

С оглядкою на гибкий стан бамбука,

Вбирает солнечную радугу нарцисса...

Там древней мудрости рождается наука...

Полутонов тончайших смысл глубокий...

И сердца стук - загадка чувств и звука...

Такой безбрежный мир… такой далёкий...

В садах вселенной лепестками вишни...

Ты был там... подскажи... он одинокий?..

Япония - "Страна восходящего солнца", родина самураев, гейш, боевых искусств и цветущей сакуры; островное государство, которое, не имея никаких природных ископаемых и регулярно страдая от землетрясений, занимает ведущие позиции в рейтингах экономически развитых государств. Продукцию, произведенную в Японии, можно увидеть в любой точке мира, а технологии и разработки, придуманные или усовершенствованные японскими учеными, с радостью перенимают и научные работники, и производственники во всех странах мира. В чем же секрет японцев? Благодаря каким особенностям японского менталитета граждане Страны восходящего солнца достигли технологического первенства в мире и заслужили славу самой умной нации?

Национальные особенности характера японцев

Разумеется, двух абсолютно одинаковых наций нет, и менталитеты разных народов отличаются друг от друга. Однако психология японцев отличается от психологии других наций куда больше, чем , русских, китайцев и любого другого народа. Среди самых значимых показателей, которые выделяют японскую нацию на фоне других народов, можно назвать высокую продолжительность жизни японцев, очень низкое количество насильственных преступлений, совершающихся в этой стране, а также тот факт, что более 98% граждан Японии являются этническими японцами. На данный момент Япония - это единственное государство в мире, что формально имеет титул Империи, и одна из немногих стран, нации которых сумели сохранить многие вековые традиции, при этом достигнув небывалых высот в технологическом и экономическом развитии.

Все причины и высокого уровня жизни, и научных достижений граждан Страны восходящего солнца становятся ясными, если поближе познакомиться с национальными особенностями характера японцев. Самыми яркими общенациональными чертами японцев являются:


Ценности и психология японцев

Главное отличие японского менталитета от европейского заключается в отношении к европейской культуре присущ индивидуализм, а японской - коллективизм . Японцы сильно привязаны к разным социальным группам - семье, рабочему коллективу, партии и др., причем каждый член группы знает свое место в иерархии и готов подчиняться вышестоящим. Покорность и смирение перед старшими в значительной мере присущи каждому японцу, поэтому для представителей этой нации авторитет отца, начальника и любого другого "власть имущего" (полицейского, учителя, политика и др.) незыблем по умолчанию.

Именно коллективизм японцев и проистекающая из него необходимость сделать жизнь в коллективе максимально комфортной для всех его членов послужили причинами формирования строгого японского этикета и японской вежливости . В японском языке есть 3 "стиля вежливости": разговорный, нейтрально-вежливый и очень вежливый (кэйго): разговорный стиль используется при беседе с младшими членами семьи, нейтрально-вежливый - с равными по положению в обществе и с незнакомыми людьми, кэйго - с старшими по положению в обществе и пожилыми. Вежливость и следование этикету для японцев значит намного больше, чем для европейцев - к примеру, для жителей страны восходящего солнца недопустимо панибратски общаться с начальником даже вне работы, эмоционально выяснять отношения с кем-либо на виду у других людей, а также говорить "нет", прямо отказывая в просьбе кому-либо.

На становление национальных особенностей японцев большое влияние оказали . Ценности и предписания этих религиозных учений настолько тесно вплелись в культуру и быт, что стали неотъемлемой частью мировоззрения японцев. Поэтому каждый японец стремится развивать в себе такие черты характера, как сдержанность, терпеливость и самообладание - добродетели буддизма. Также влияние буддистской философии прослеживается и в жизненных правилах, которых придерживаются все японцы:

  • Необходимо всегда стремиться соблюдать законы страны и правила, предписанные в том или ином обществе
  • Необходимо всегда примиряться с ситуацией и смиряться с неприятными обстоятельствами, а не бунтовать
  • Необходимо ограничивать себя в развлечениях и стремиться больше трудиться на благо нации
  • Во всех своих личных неприятностях следует винить только самого себя.

Правилам этикета и традициям японцы следуют не только в обществе, но и дома, в кругу самых близких. В домах японцев всегда царит чистота и порядок, причем обстановка в жилье большинства жителей этой страны выполнена в стиле минимализм - японцы любят красоту и эстетику, но не любят излишеств и показной вычурности. В общении даже с самыми близкими родственниками граждане Страны восходящего солнца соблюдают вежливость, и только маленьким детям прощается отступление от правил этикета.

В большинстве японских семей главным добытчиком финансов является муж, но при этом распоряжаются семейным бюджетом женщины. Супружеские пары в Японии редко проводят вечера вместе, так как мужчины предпочитают отдыхать после работы в кругу друзей в развлекательных заведениях, а женщины в это время занимаются домом и . Только в последние десятилетия стали нормой семейные прогулки по выходным, а ранее даже в выходные мужчины стремились проводить время отдельно от жены, так как в японском патриархальном обществе считалось, что для мужчины общение с супругой обременительно и неинтересно.

В некоторых скоростных поездах кондуктор при входе в вагон снимает головной убор и кланяется, и только потом проверяет билеты.

В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любой, а потом, когда дождь заканчивается, ставите в ближайшую вазу.

У японцев очень низкие пенсии. Максимальная социальная выплата бедствующим старикам составляет где-то 300 долларов. Предполагается, что каждый японец сам должен позаботиться о своей старости.

В Японии учебный год начинается первого апреля. Кстати, в японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами.

В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.

Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.

В японском языке даже есть слово «кароши», что буквально переводится, как «смерть от переутруждения». В среднем каждый год с этим диагнозом умирает десять тысяч человек.

Каждый второй японец отлично рисует и неплохо поет. Отчасти это результат системы воспитания детей - их сперва учат рисовать и петь, а потом говорить и писать.

Японцы народ очень чистоплотный, но, сколько бы ни было членов в семье, ванну все принимают, не меняя воду. Правда, перед этим каждый принимает душ.

Японцы – сумасшедшие трудоголики. Могут запросто работать 15-18 часов в день без перерыва на обед.

Японцы очень стеснительные, не привыкшие выражать свои чувства. Для многих настоящий подвиг сказать: «Я тебя люблю».

Японцы и алкоголь - понятия слабо совместимые. Большинство из них даже после одной стопки крепкого алкоголя начинают жутко краснеть. Но есть и исключения – любого перепьют.

Треть свадеб в стране - результат организованных родителями сватовства и смотрин.

Возраст согласия в Японии - 13 лет. Это означает, что с обозначенного возраста добровольный секс не считается изнасилованием.

Японцы практически никогда не зовут гостей домой. Приглашение «заходите как-нибудь» в большинстве случаев стоит воспринимать исключительно как вежливый оборот речи.

В Токио, в районе Шинджуку-Ни-Чеме, самая большая концентрация гей-баров в мире.

Если вас поймали за что-то серьезное, то имеют право держать в СИЗО 30 суток, не пуская адвоката.

Токио - самый безопасный мегаполис в мире. В Токио настолько безопасно, что шестилетние дети самостоятельно пользуются общественным транспортом.

На японских улицах вы не увидите мусорных баков. Весь мусор японцы несут домой, а потом сортируют на четыре вида: стекло, сжигаемый, перерабатываемый и несжигаемый мусор.

В каждом продуктовом магазине на стойке с прессой обязательно есть полочка с хентаем. В больших книжных магазинах под порнографию отводят целые этажи.

Японские полицейские – самые честные в мире, взяток не берут. Разве что иногда за незначительные нарушения можно уболтать отпустить, прикинувшись «бакой».

В Японии очень честные люди. Если вы потеряли кошелек в метро, 90% вероятности, что его сдадут в бюро находок.

Во время землетрясений в Японии не бывает мародерства.

В Японии специфическое отношение к порнографии. Раньше практически в каждой японской гостинице работал канал с «клубничкой».

В Японии самый медленный в мире МакДоналдс.

По-японски «дурак» звучит как «бака» (дословно глупый человек). А иностранец - как «гайдзин» (дословно - чужак). «Бака-гайдзин» в японском разговорном - это американец.

В Японии едят дельфинов. Из них делают суп, готовят кусияки (японский шашлык), даже едят сырым. У дельфина довольно вкусное мясо, с ярко выраженным вкусом, и совершенно непохожее на рыбу.

Японцы очень уважают тех, кто может сказать на их языке хоть две фразы. Они считают, что выучить его нереально.

В японских семьях абсолютно нормальная ситуация, когда брат с сестрой вообще не разговаривают, даже не знают номеров мобильных телефонов друг друга.

Японцы постоянно говорят о еде, а когда они едят, то обсуждают, как им нравится угощение. Поужинать, не произнеся несколько раз oishii (вкусно) - очень невежливо.

Наверное, правильным питанием можно объяснить тот факт, что здесь очень редко увидишь японку с лишним весом.

Самые сильные ругательства в японском языке типа «дурак» и «идиот».

(яп.日本人- Нихондзин, ниппондзин) - представители основной группы населения Японии.

Слово «японцы » может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов) или политическую - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - , в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Язык

Является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки (хирагана и катакана), а также около 4 тысяч заимствованных китайских . Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире - классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры - это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Этнические группы

Японцы (Яматойцы, Рюкюйцы, ) - около 99%. Остальные (китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) - около 1%.

В период существования Японской империи (1867 - 1945) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Никкей

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей - человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.