Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Что значит слово цимбалы. Цимбалы. Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Что значит слово цимбалы. Цимбалы. Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Цимбалы — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Цимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.
У ассирийцев был свой инструмент триганоном, похожий на примитивные цимбалы. Он имел треугольную форму, был девятиструнным, звук извлекался при помощи ударов палочек.
Цимбалоподобные инструменты существовали в Древней Греции — монохорд, Китае — чжу.
В Индии роль цимбал выполнял — сантур, струны которого делали из травы мунджа, а играли бамбуковыми палочками. Кстати, по мнению историка Н. Финдейзена цимбалы в Европу принесли цыгане. Именно этот кочевой народ в V веке н.э. начал свой исход из Индии пополнив ряды малороссов, белорусов и других славянских племен.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.

В XIV веке особый интерес к данным музыкальным инструментам проявило средневековое дворянство. Каждая дама высшего сословия, старалась овладеть игрой на них.
Период XVII-XVIII в. в истории цимбал неразрывно связан с именем Панталеона Гебенштрайта. С легкой руки короля Франции Людовика XIV за инструментом закрепляется новое название «панталеон» в честь великого немецкого цимбалиста.

В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в оперный оркестр. Примером может служить опера «Бан Банк» Ференца Эркеля и оперетта «Цыганская любовь» Ференца Легара.

Большую роль в усовершенствовании цимбал сыграл венгерский мастер В. Шунда, он увеличил количество струн, усилил раму, добавил демпферный механизм.
При дворах русских князей цимбалы появились в конце XV века. В 1586 году королева Англии Елизавета, сделала подарок русской цапице Ирине Фёдоровне в виде музыкальных инструментов. Среди них были и цимбалы инкрустированные золотом и драгоценными камнями. Красота и звучание инструмента, просто очаровали царицу. Большим поклонником цимбал был и царь Михаил Фёдорович. При его дворе играли цимбалисты Милентий Степанов, Томило Бесов и Андрей Андреев.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны знаменитый цимбалист Йоган Баптист Гумпенхубер, развлекал придворную знать своей виртуозной игрой, удивляя всех чистотой исполнения.
Большое признание, цимбалы получили на землях Украины, войдя в музыку народного творчества. Струны в цимбалах сначала натягивали по одной, две для каждого тона , а то и по три — хоры струн. Цимбалы имели диапазон от двух с половиной до четырех октав.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.

Для того чтобы составить себе представление о том, что такое цимбалы, нужно, прежде всего, иметь в виду, что речь идёт о струнном Звучат струны, натянутые на плоский трапециевидный корпус, но звук из них извлекается ударами деревянных палочек. Популярен этот инструмент главным образом в но своих, сходных по конструкции родственников, имеет в Индии, Китае и прочих азиатских странах.

народные и академические, в чем отличие

Делятся цимбалы на две группы — народные (или фольклорные) и концертно-академические. Что такое цимбалы, относящиеся к группе «народных», легко понять по их внешнему виду. Отличаются они, прежде всего, размерами корпуса, хотя эти показатели часто варьируются в зависимости от целей, которые ставит перед собой изготовитель. Кроме того, в народных цимбалах имеются две подставки — басовая и голосовая, тогда как в концертных их шесть.

Подставки народных цимбал устроены таким образом, что справа расположены басовые, а слева — голосовые. Они делят струны на кварты и квинты. Для голосовой подставки характерно расположение справа «средних голосов», а слева — «высоких». Таким образом создаётся звукоряд, имеющий в себе три регистра. В конструкции профессиональных цимбал предусмотрены две основные и четыре вспомогательные подставки. С их помощью струны делятся на квинты, терции и секунды. Также отличаются между собой оба вида цимбал и количеством струн.

Положение цимбал различного вида во время игры на них

Различие существует и в том, что во время игры исполнители на держат их на коленях, а профессиональные цимбалы ставятся на пол. Деревянные палочки для извлечения звука в обеих традициях держат между средним и но по своим размерам они отличаются. Кроме того, профессионалы обшивают палочки замшей, что позволяет добиваться более широкого спектра звуковых оттенков. У исполнителей на фольклорных цимбалах это не принято.

Изменение конструкции инструмента

Цимбалы — музыкальный инструмент, который прошёл сложный путь конструктивного развития. Его во многом определила Если народный вариант инструмента, распространённый в деревнях на протяжении длительного времени, не изменялся, то его городской собрат претерпел значительные изменения в целях приобщения исполнителей к профессиональному, академическому искусству. Его конструкция постоянно совершенствовалась. С тех пор, как Ференц Эркель и Ференц Легар ввели в оперный оркестр этот инструмент, он стал постоянным участником многих профессиональных коллективов. И если ещё сравнительно недавно на вопрос, что такое цимбалы, могли ответить лишь немногие любители этнической музыки, то сейчас с ним знакомы все посетители концертных залов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова цимбалы

цимбалы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

цимбалы

ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей.

Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба!

Род грохот, для очистки зернового хлеба. Не к рукам цимбалы достались. Цимбальные струны. Цимбалист, цимбальщик, кто играет на них. Польские жиды да еще волошские цыгане лучшие цимбалисты. Цимбалить, играть на цимбалах;

вят. шутить, зубоскалить.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

цимбалы

цимбал, ед. нет (от греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по к-рым, играя, ударяют молоточками.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

цимбалы

Ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по к-рым ударяют деревянными молоточками.

прил. пимбальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

цимбалы

мн. Струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящичка с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

цимбалы

ЦИМБАЛЫ (польск. cymbaly) многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

Цимбалы

(польск. cymbały, от греч. kýmbalon ≈ кимвал), струнный ударный музыкальный инструмент. Состоит из плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с натянутыми над верхней декой струнами. Звук извлекается ударами 2 деревянных палочек или колотушек по 2≈5-хорным металлическим струнам. Диапазон ми большой ≈ ми третьей октавы. Ц. ≈ древний инструмент (изображения имеются на древнеассирийских памятниках); в Западной Европе известен с 18 в., наибольшее распространение получил в Венгрии, Словакии. Родственны Ц. молдавскому цамбал, армянскому сантур , грузинскому сантури, узбекскому чанг . Усовершенствованные в конце 19 в. (венгерский мастер В. Шунда) хроматические Ц. образовали семейство (прима, альт, бас, контрабас); входят в состав оркестров народных инструментов. В России 17 в. Ц. назывался клавесин.

Лит.: Модр А., Музыкальные инструменты, М., 1959, с. 80≈82.

Википедия

Цимбалы

Цимба́лы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Распространены в восточноевропейских странах, таких как Белоруссия, Молдавия, Украина, Румыния, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии.

Первым в оперный оркестр цимбалы ввёл Ференц Эркель - в опере «Бан Банк». Также этот инструмент использовал Ференц Легар - в оперетте « Цыганская любовь » цимбалы аккомпанируют скрипичному соло.

Примеры употребления слова цимбалы в литературе.

Почти тотчас запели рожки, грянули цимбалы , и уже, прорвавшись сквозь ряды передового полка и в обход, устремили на них первые ордынские всадники.

Сперва ты пронзил меня своей паршивой стрелой, потом разбил цимбалы , а теперь еще чего-то просишь?

Вначале барабан, а затем и цимбалы стали отбивать ритм, и все танцоры начали в такт приседать.

Чуть ли не в любой час, на стоянке или при движении, вокруг фургонов плели мелодию скрипки и флейты, цимбалы , цитры и барабаны -- то подыгрывая друг другу, то играя сами по себе.

Зазвучала барабанная дробь, пропели фанфары, зазвенели цимбалы , пронзительно взвизгнули флейты.

- (нем.). Музыкальный инструмент, состояний из прямолинейного ящика с металлическими струнами над резонансовой доской; звуки извлекаются ударами палочки по струнам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Цимбалы - Цимбалы. ЦИМБАЛЫ (польское cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент. Звук извлекается 2 деревянными палочками (молоточками), иногда щипком. Известны в Европе с 16 в. под различными названиями. Входят в состав народных оркестров… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Жен., мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. | ·стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба! | Род грохот, для очистки зернового хлеба. Не к… … Толковый словарь Даля

Чанг, кимвал, сантур, хордофон Словарь русских синонимов. цимбалы сущ., кол во синонимов: 5 инструмент (541) … Словарь синонимов

- (польск. cymbaly) многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др … Большой Энциклопедический словарь

ЦИМБАЛЫ, цимбал, ед. нет (от греч. kymbalon кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЦИМБАЛЫ, ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по к рым ударяют деревянными молоточками. | прил. цимбальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьютмолоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором натянутыметаллические поперечные струны (обыкновенно числом 34), имеет формуусеченного конуса. Смотря по величине инструмента,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

цимбалы - цимбалы, род. цимбал (неправильно цимбалов) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЦИМБАЛЫ - (от греч. kymbalon кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Трапециевидный плоский корпус, при игре устанавливают на коленях или на столе или подвешивают через плечо на ремне, ударяют двумя палочками, извлекая долго не… … Этнографический словарь

Книги

  • Тайна Эдвина Друда , Чарльз Диккенс , «Башня древнего английского собора! Как может быть здесь башня древнего английского собора? Знакомая, массивная, серая, четырехугольная башня старого собора! Откуда она здесь взялась? И… Категория:

Музыкальный инструмент: Цимбалы

Беларусь…. Волшебная страна, красоту которой невозможно описать словами. Её не зря величают синеокой: тысячи рек и озер небесной голубизны являются визитной карточкой страны. Вековая Беловежская пуща, Полесье, золотые поля, ветряные мельницы, а также старинные замки и крепости – это маленькая крупица того, что может впечатлить путешественника, посетившего этот удивительный край. Ещё одной яркой достопримечательностью страны является её самобытная культура (белорусы свято хранят народные обычаи и традиции). Очень красиво звучат мелодичные народные песни, особенно под аккомпанемент цимбал – струнного ударного музыкального инструмента, ставшего символом белорусской культуры, звучание которого украшает все значимые события в жизни народа этой страны. У россиян – баян и балалайка , у американцев – банджо , у французов – аккордеон , у шотландцев – волынка , у армян – дудук , а у белорусов – цимбалы. Этот инструмент является национальным достоянием, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, и искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение.

Историю цимбал и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Цимбалы – это уникальный инструмент, обладающий богатой музыкальной изобразительностью, он может звучать как фортепиано и как колокола. Светлый и нежный тембральный окрас инструмента, его яркий, но в то же время нежный и долго не затухающий звук чрезвычайно приятен на слух. Цимбалы напоминают русский народный инструментгусли . Но существенным различием между двумя этими инструментами является способ извлечения звука: на цимбалах он появляется при ударе по струнам специальными палочками или молоточками. Однако приемы исполнительской техники игры на инструменте сегодня значительно расширены и включают в себя пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, от которых музыка цимбал становится очень разнообразной.

Цимбалы, имеющие большое количество разновидностей, могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон тоже варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются, как и для фортепиано, в двух ключах: скрипичном и басовом.

Фото :





Интересные факты

  • Цимбалист – так называется музыкант - исполнитель на цимбалах.
  • В эпоху Средневековья одним из наиболее популярных светских инструментов была разновидность цимбал, под названием псалтерий, который в своей конструкции имел небольшую клавиатуру. Считается, что именно этот инструмент является прародителем современного фортепиано.
  • Библейская книга Псалтырь получила свое название от инструмента псалтерий, в сопровождении которого декламировались ветхозаветные хвалебные гимны.
  • Цимбалы были очень популярны во Франции уже в 14 веке. Об этом говорит тот факт, что знаменитый в то время французский композитор и поэт Гильом де Машо подробно описывал их в своих трактатах.
  • В конце XVII века развитие цимбал, точнее их разновидности - псалтерия, тесно было связано с именем замечательного немецкого исполнителя и композитора Панталиона Гебенштрайта. Он так ярко и виртуозно исполнял свои импровизации на усовершенствованном им инструменте, что король Франции Людовик XIV, очарованный игрой музыканта, в шутку назвал инструмент панталеоном, это наименование впоследствии и закрепилось.

  • Выдающийся русский композитор И. Стравинский однажды в ресторане Женевы услышал цимбалы. Звук инструмента так понравился композитору, что он купил себе инструмент и с увлечением научился на нем играть.
  • Знаменитые кинокомпозиторы довольно часто используют звук цимбал в своих композициях к фильмам. Например, К. Коппола («Черный скакун»), Д. Хорнер («Звездный путь 3: В поисках Спока»), Д.Т. Уильямс («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»), А. Деспла́ («Золотой компас», и «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Л. Шифрин («Миссия невыполнима»).
  • В Венгрии 3 ноября 1991 года была основана Всемирная ассоциация цимбалистов, главной целью деятельности которой является популяризация инструмента. В организацию входят представители 32 стран Европы, Азии, Америки, Австралии. Это исполнители, мастера по изготовлению инструментов, композиторы, музыкальные издатели и музыковеды. Ассоциация раз в два года в разных странах мира проводит Всемирные конгрессы для обмена опытом и информацией.
  • Национальные и международные конкурсы и фестивали исполнителей на цимбалах проводятся в разных странах мира: Венгрии, Беларуси, Австралии, Японии, Чехии, Словакии, Молдове, Великобритании, Нидерландах, Мексике и других.
  • Слово цимбалы имеет ещё одно значение. Так иногда называют сагаты – музыкальный инструмент в виде маленьких металлических тарелочек диаметром 2 см, обычно используемых во время исполнения танца живота.

Конструкция

Корпус академических цимбал модели «Прима» имеет форму трапеции, нижнее основание которой равно 100 см, верхнее – 60 см, а боковая сторона – 53,5 см. Корпус накрывается декой, с расположенными на ней несколькими резонансными отверстиями. На деке также устанавливаются шесть подставок - штегов, делящих струны на разные интервалы: кварты, квинты, терции и секунды. На деку натягиваются большое количество струн: 29 рядов по 2-3 струны, высота звучания которых регулируется при помощи настроечных колков - вербилей.

Корпус цимбал обычно изготавливается из клена, а дека - из высокогорной резонансной ели.

На инструменте играют специальными деревянными молоточками - колотушками, имеющими особую изогнутую форму, которые при необходимости для смягчения звука обтягивают кожей или тканью.


Разновидности


Цимбалы, пользующиеся большой популярностью во многих странах мира, имеют очень много разновидностей и наиболее востребованными из них являются:

  • Венгерские концертные цимбалы - самый большой по конструкции инструмент, корпус, которого представляет собой тяжелую раму, стоящую на четырех съемных ножках. Эти цимбалы имеют расширенный диапазон, хроматический строй и демпферную педаль для глушения струн.
  • Сантур - инструмент получивший распространение в восточных странах: Турции, Ираке, Иране, Индии, Грузии, Армении, Азербайджане. Он имеет 96 струн и изготавливается их древесины ореха в форме трапеции. Палочки, которыми играют на инструменте, называются мизрабами.
  • Фольклорные цимбалы – это портативный инструмент, имеющий небольшие размеры, диатонический строй и диапазон в пределах двух, двух с половиной октав.
  • Аппалачские цимбалы – инструмент, получивший распространение среди народов Северной Америки. Он имеет узкую удлиненную форму в виде восьмерки или овала. Данный вид цимбал отличается наличием грифа, который располагается посередине корпуса и приподнят над декой на один сантиметр. На грифе располагаются от 12 до 16 ладов, дека инструмента имеет два или четыре резонаторных отверстия. Количество струн на таких цимбалах может варьироваться от трех до пяти. Звук извлекается пальцами или медиатором.

Следует также отметить, что для применения в народных ансамблях и оркестрах были сконструированы разные виды цимбал, отличающиеся по высоте звучания: пикколо, прима, альт, бас и контрабас.

Применение и репертуар

Цимбалы своим своеобразным звучанием привлекали внимание композиторов во все времена. Среди известных музыкальных авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, включая его голос в свои произведения стоит отметить Ференца Эркеля, Золтана Кодая, Ференца Листа, Клода Дебюсси, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Франца Легара.

Цимбалы, и в настоящее время являющиеся достаточно востребованным инструментом, который имеет весьма обширную сферу применения. Они с большим успехом используются как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент. Цимбалы очень универсальны, на них прекрасно звучат не только произведения композиторов прошлых эпох, а также музыка современных направлений, например, джазовые композиции.

Нотная библиотека для цимбал очень богата и разнообразна - это переложения замечательных произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Прекрасно звучат на цимбалах музыкальные шедевры выдающихся классиков: И.С. Баха , А. Вивальди, Г. Генделя. В.А. Моцарта , Й. Гайдна, Ф. Куперена, Л.В. Бетховена , Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова , П. Чайковского, Д. Шостаковича , Р. Глиэра, Г. Свиридова, А. Хачатуряна . Среди современных музыкальных авторов, которые уделяют инструменту особое внимание, стоит отметить П. Булеза (Франция), П. Дэвиса (Англия), Д. Куртага (Венгрия), М. Кочара (Венгрия), Л. Андрийсена (Нидерланды), И. Жиновича (Беларусь).

Известные исполнители

Цимбалы, пользующиеся большой народной любовью, всегда привлекали к себе как простых любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Богатейшая история исполнительства на инструменте выявила целую плеяду талантливых исполнителей, внесших своим творчеством неоценимый вклад в развитие инструмента. Одним из самых известных цимбалистов первой половины 20-го века был признан венгерский музыкант Аладар Рац, который своим великолепным исполнением побудил выдающегося русского композитора И. Стравинского не только полюбить цимбалы, но и научиться играть на них.

Основа белорусской исполнительской школы игры на цимбалах была заложена и впоследствии прославлена именами таких выдающихся исполнителей, как Д. Захар, С. Новицкий, Х. Шмелькин, а также И. Жинович, которого за его разностороннюю творческую деятельность называли «белорусским Андреевым». Весомый вклад в развитие исполнительского мастерства своей неутомимой творческой деятельностью внесли А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович.

В настоящее время среди известных исполнителей-виртуозов, которые восхищают слушателей своим исполнением и многое делают для поддержания популярности цимбал во всем мире, необходимо отметить М. Преда, М. Лукача, А. Денисеню, М. Леончика, Ш. Юрмёша.

История

История цимбал берёт своё начало на Ближнем Востоке в далекие от нас древние времена. Их предшественниками были инструменты, находящиеся в обиходе у наших предков еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, и об этом мы узнаем из изображений, найденных в результате археологических раскопок на территории Древнего Шумера. К примеру, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, были нарисованы музыканты с инструментами, напоминающими лежачие арфы. Такие же похожие изображения встречаются на барельефе, принадлежащем эпохе правления самой первой династии вавилонских царей, и относятся они к IX веку до н. э. Кроме этого, инструменты, которые можно назвать прародителями цимбал упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, в книге пророка Даниила. Например, сантур, который если верить легенде, был создан замечательной личностью библейской истории - царем Давидом. Инструмент со временем широко распространился по всему миру, занял важное место в культурной жизни народов Азии, Африки, Китая, Индии, а затем и Европы. В разных странах он обретал новые имена: во Франции его называли тимпаном, в Англии – дальсимой, в Германии – хакбрэттом, в Италии – салтерио, в Иране – сантуром, в Армении – кануном, а в Чехии, Румынии, Словакии, Венгрии, Польше, Молдавии, Белоруси и Украине - цимбалами.

Инструмент, завоевывающий всё большую народную любовь, постоянно модифицировался, каждый мастер добавлял в его устройство что-нибудь свое: цимбалам меняли форму и объем резонаторного корпуса, в некоторых случаях даже приспосабливали клавиатуру, а вместо жильных струн ставили металлические. Особая популярность к цимбалам пришла в XIV-XVI веках. В это время они прочно обосновались среди населения как сел, так и городов, а в высшем обществе слыл модным инструментом в домашнем музицировании.


Цимбалы считались наилучшими для исполнения различной музыки и применялись не только для соло и аккомпанемента, но и для игры в ансамбле с другими инструментами. Они звучали на различных праздниках, ярмарочных гуляниях, свадьбах и даже придворных церемониях. В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в партитуры оперных спектаклей, симфоний и ораторий. Примером может служить опера К. Глюка «Одураченный Кади».

Любимый многими народами, инструмент постоянно совершенствовался, но настоящие революционные преобразования в конструкции цимбал совершил в семидесятых годах XIX века фортепианный мастер из венгерского г. Пешта В. Шунда. Он усилил раму цимбал, увеличил количество струн, добавил демпферный механизм для глушения струн, а также установил их на четыре ножки. Этот инструмент стал предшественником концертных цимбал, которые сегодня пользуются особой популярностью в Украине, Чехии, Венгрии и Молдавии. А в начале XX-го века, точнее в 1923 году по инициативе талантливого музыканта-исполнителя, педагога Д. Захара, вместе с мастером музыкальных инструментов К. Сушкевичем были модернизированы цимбалы, которые не только пользовались особой популярностью на белорусской земле, но и приобрели статус национального символа Беларуси. Несколько позднее - в 1925 году - было создано целое семейство цимбал – пикколо, прима, альт, бас и контрабас, которые впоследствии вошли в ансамбль, а затем и в оркестр белорусских народных инструментов.

Цимбалы – это инструмент, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, поэтому искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение. Однако цимбалы из-за своей музыкальной привлекательности популярны не только у белорусского народа, они завоевали любовь и известность во многих странах мира. Венгрия, Украина, Польша, Словакия, Словения, Молдавия, Румыния, Сербия, Чехия, Латвия, Армения, Греция, Китай, Индия – это небольшой перечень государств, где на цимбалах с большим удовольствием музицируют не только музыканты-профессионалы, но и простые любители – меломаны.

Видео: слушать цимбалы