Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Что значит быть патриотом своей страны? . Что значит быть патриотом и кто имеет право носить это гордое звание

Что значит быть патриотом своей страны? . Что значит быть патриотом и кто имеет право носить это гордое звание

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Патриот — это гражданин государства, который очень любит и боготворит свою страну. Этот человек готов на самопожертвование. Он даже способен «подарить» свою жизнь Родине. Такие граждане — настоящая элита общества. Благодаря им государство может существовать и развиваться. Чаще всего патриоты работают учителями, врачами, агрономами, военными или представителями социальных организаций.

Сегодня патриотизм — дело добровольное. Раньше, например, в Советском союзе, любовь к Родине прививали с малых лет. В некоторых странах это было даже принудительно.

Проявления патриотизма

Точно определит функции патриота невозможно. Каждый человек имеет свое представление о патриотизме. Кто-то считает себя таковым потому, что хорошо знает государственный язык, историю и традиции своей страны. Кто-то делает свой вклад в развитие государства (например, в научном плане). А кто-то просто любит Родину, не раскидываясь об этом на каждом углу.

Можно точно сказать, что настоящий патриот должен уважать и чтить историю своей страны, любить родной язык, не презирать свое государство, если оно не достаточно сильное в экономическом или военном плане.

Настоящий патриот не обязательно должен жить на просторах Родины. Будучи эмигрантом, можно больше любить свою страну, чем рядовой гражданин этого государства. Любовь на расстояние- тоже любовь. Иногда Родине можно принести гораздо больше пользы, находясь совсем далеко. Километры, моря, океаны, пустыни или леса — совсем не помеха для истинного чувства.

Патриот всегда гордится своим государством и работает на благо родины. Обычный день учителя будет проявлением патриотизме, если он учить детей уважать свою страну. Патриотизм — это не обязательно сделать вклад на кругленькую сумму в развития научного потенциала государства. Ведь не в рублях, долларах, гривнах или евро измеряется любовь. Не все люди могут спонсировать проекты или стройки, но все могут сделать свой маленький, но такой важный вклад в развитие страны.

Нужно воспитывать в себе патриотизм и душить чувство стыда и ненависти. Ведь в неудачах Родина совсем не виновата, виноваты — мы. Ведь наша жизнь в наших же руках. И мы — творцы теперешней истории.

Когда играет гимн твоего государства, ты чувствуешь комок в горле, а по твоему телу пробегают мурашки? Тогда ты патриот. Любит вес национальное и верить в светлое будущее — это и есть настоящий патриотизм.

Похожие материалы:

Как известно, все люди устроены по одному принципу — голова, руки, ноги. Иногда случается такое, что люди начинают недолюбливать друг друга по непонятным для них самим...

Опрос — это определение мнения общества по какому-нибудь вопросу. Почти каждый из нас сталкивался с этим механизмом. Особенно те, кто очень любит социальные сети. Там в...

В 1953 году после смерти Сталина, страну Советов стало разворачивать в сторону от того курса, которым она шла последние несколько лет. Сталинизм уходил в прошлое и мало кто об...

В скором времени ожидается специальный законопроект, который будет направлен на вопросы и решения по поводу второго гражданства. Инициаторами выступают депутаты из фракции...

Профсоюзы — это общественные объединения работников на добровольных началах, цель которых — экономически защитить тех, кто работает. Профсоюзы, или так называемые...

Полтинин Д., Шалатов М.:

Что значит сегодня быть патриотом?

Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Быть патриотом, на мой взгляд, это значит «не мусорить в лесу». Не называть Российскую Федерацию «этой страной». Болеть за свою сборную на чемпионате мира. Поддерживать в конфликтных ситуациях действия наших, а не зарубежных политиков. И, конечно, воздерживаться от изощрённой ругани и кислого сарказма в адрес нашего государства. С мой точки зрения, патриотизм начинается тогда, когда ты осознаешь, что зачем-то тебе эта страна нужна, причем не в виде развалин и нищеты, а в виде места проживания (по возможности комфортного) твоих родных, родичей, знакомых, людей одной с тобой национальности, с общими историческими корнями. Когда ты осознаешь, что в этой земле лежат твои предки, которые ее обрабатывали и за которую они сражались, которая их кормила и которая их приняла. И когда ты осознаешь, что ты же хочешь лежать в этой же земле, хочешь, что бы эта земля кормила и растила твоих потомков. Не важно, как ты к этому пришел – путем логического осознания, что иначе быть не может, или исключительно эмоционально (придя в очередной раз в любимый лес за грибами и увидев на месте леса вырубку). И вот когда это чувство становится неосознанным, когда ты готов взять автомат и пойти защищать свой дом, прекрасно зная бесполезность этого шага и понимая, что шансов выжить у тебя нет – вот на этом этапе можно говорить о патриотизме.

В чем же сегодня проявляется патриотизм?

Если исходить из общепринятого, что патриотизм - это любовь к Родине, то необходимо определить, что вкладывается в понятие «Родина». Я считаю, что Родина - место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина - это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина - это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Вместе с тем, патриотизм - это не просто любовь к Родине. Это - готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины для себя, близких, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Своим друзьям я задал вопрос: «Что такое патриотизм и ваши герои сегодня». Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, многие сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои? Мой список героев велик, назову только некоторых, чьи подвиги особенно мне запомнились. Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля - 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 - подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Всех участников военных действий в Чечне, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, спасателей наводнений и многих-многих других людей, спасающих других не жалея своей собственной жизни.

Патриотизм это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим.

Леканская Д.:

Единой мерки для патриотизма нет. Для каждого – он свой. Одни говорят, что патриотизм – это значит, что нами должны править только такие же, как мы, нашей национальности (но всегда ли это наилучший вариант?). Другие считают, что должен править человек, всегда жестко отстаивающий национальные интересы (а вы уверены, что национальные, а не личные?). Лично мне более близок другой подход. Патриотизм – это когда ты не только «душой болеешь» за страну, а когда осознаешь, что со страной происходит, и действуешь пусть и в ущерб себе и нынешней ситуации/поколению, но в интересах будущих поколений. Причем «интерес будущих поколений» - это и поддержка нынешней молодежи, и забота о стариках как о носителях народных традиций, как о связи поколений, как о моральном лице общества, и забота о природных ресурсах, экономическом, научном и военном потенциале своей страны. Патриотизм не может исчисляться количеством выступлений за чтобы то ни было или громкостью крика, как и количеством возвратов «оттуда». Патриотизм может измеряться исключительно конкретными делами – сколько заводов ты построил, скольким людям дал работу, в каком объеме ты предотвратил вывоз сырьевых ресурсов (богатства поколений) из страны и какую часть из этих ресурсов (как меру предотвращения вывоза) ты превратил в высокотехнологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет технологий и труда граждан, сколько ты заплатил налогов, скольким талантливым согражданам ты помог, сколько детских домов ты поддержал и скольким сиротам ты помог найти семью, скольким подросткам ты предоставил возможность идти учиться/работать вместо «шляться по улицам» и присаживаться на наркоту, сколько сел ты спас от вымирания и вернул туда молодежь, сколько диких зверей живет в ближайшем от тебя лесу или заповеднике, как ты профинансировал национальную науку, искусство, массовый спорт, сколько улиц в твоем городе ты помог сделать чистыми, освещенными, … А любовь.… Любят улицу, а не грязь на ней, и если любят – то приложат усилия, что бы она была чистая и радовала глаз.

Мишин А.:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством, закрепленным веками и тысячелетиями - патриотизмом. В чём же проявляется патриотизм? Он проявляется: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа. В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни; в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Современная жизнь с её быстротечностью заставляет нас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека. Я живу в России. История моего отечества богата примерами великих побед и славы, невзгод и страданий. Умные и мужественные люди трудились для блага и пользы моей страны. Их труд приносит славу России. Это моя Родина. Просторы её красивы и необъятны. Я горжусь своей страной, её прошлым и настоящим.

Классный час: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Классное руководство

Василинина Ольга Васильевна, учитель биологии

Цели занятия:

  • 1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  • 2. Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

· повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • · развивать умения работы с различной литературой;
  • · умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • · продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

· воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • · компьютер,
  • · проектор,
  • · экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных

Класс делится на группы и получает задание.

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянем в толковый словарь Даля: «Патриот -- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» -- кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие -- худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет». патриотизм воспитание ученик

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других -- в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  • 1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  • 2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  • 3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  • 4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику - гордость, восхищение, симпатию
  • 5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго. Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

(звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А. Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 - победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года - одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И. Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он - первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Мое село над небом чистым

Ты помнишь грозные бои?

Под синевой, под обелиском

Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

  • - Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!
  • - Мой сын погиб - отозвался старческий голос откуда-то из дальнего угла,
  • - Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

  • -Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:
  • -Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.
  • - Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.
  • - Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!

И если в душе пустота -

То будем мы также забыты,

Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.). Фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

  • - «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?
  • - А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

  • - Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»
  • - Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»
  • - Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  • 1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  • 2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  • 3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  • 4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  • 5. Готов стать на защиту Отечества
  • 6. Отстаивает престиж свой страны
  • 7. Знает государственную символику
  • 8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  • 9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  • 10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  • 11. Знает свой родной язык
  • 12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).