Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Что такое патриотизм советский и современный? Хэмминг. «Вы и ваши исследования

Что такое патриотизм советский и современный? Хэмминг. «Вы и ваши исследования

К отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П.- «... одно из наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., ПСС , т. 37, с. 190) .

В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. государств П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов отечества, народа и чего угодно ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328-29) . Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.

В бурж. обществе выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо нам, великорусским сознательным пролетариям, национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107) . Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.

В ходе социалистич. революции меняется социальная отечества, гл. содержанием этого понятия становится - нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к др. народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это - лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124) . В условиях консолидации и развития в СССР новой историч. общности - советского народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенац. гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС , 1974 , с. 120) . Идеи и социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич. сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях, М., 19742; Рогачев П. М., Свердлин?. ?., П. и обществ. , М., 1974 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПАТРИОТИЗМ

(от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; "... одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 167). Зачатки П. возникли в первобытном обществе, где они основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени. С разложением первобытнородового общества чувство естеств. привязанности к родной земле, родному языку и т.п. соединяется с осознанием гражд. обязанностей по отношению к усложнившемуся обществ. целому. П. выражается в стремлении людей к экономич., социальному и культурному развитию родной страны, к защите ее от чужеземных захватчиков. В эксплуататорских обществах чувство П. сочетается у трудящихся с возмущением несправедливостью существующих обществ. порядков.

В добурж. эпоху П. не был оформлен идеологически, оставаясь гл. обр. элементом социальной психологии. П. складывается в идеологию в связи с образованием наций и нац. гос-в. Бурж. революционеры, боровшиеся с феод.-сословными порядками, выступали от имени отечества, скрывая от самих себя за общенац. лозунгами классово ограниченное своей борьбы. По мере развития капитализма и выявления антагонистич. характера буржуазных обществ. отношений в пролет. среде вырабатывается все более враждебное отношение к экономич. и политич. устоям бурж. отечества. Первый программный документ марксизма "Манифест Коммунистической партии" выразил это в словах: "Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). В эпоху империализма с обострением классовой борьбы внутри бурж. отечеств прежняя, национальная буржуазии сменяется национализмом и космополитизмом. П. трудящихся, особенно крестьянства, становится для буржуазии объектом шовинистич. спекуляции. Пролетариат, борясь за революц. переустройство общества и построение социализма, наиболее последовательно выражает коренные интересы своей страны, всего народа. В статье "О национальной гордости великороссов", написанной в годы первой мировой войны, в обстановке шовинизма, Ленин писал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т.е. 9 /10 е е населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (Соч., т. 21, с. 85).

Отд. представители и группы буржуазии, особенно в условиях нац.-освободит. движения, участвуют в совр. эпоху в патриотич. борьбе народов за нац. и мир. Но буржуазии весьма противоречива и двойственна в этой борьбе, в конце концов свои эгоистич. классовые интересы ставит выше интересов отечества, родины. Напротив, пролетариат в справедливых, нац.-освободит. войнах защищает и бурж. отечество: ему не безразлично, в каких обществ.-политич. условиях он борется за свое освобождение – в условиях бурж. республики или империалистич., колониального угнетения и деспотизма. Но, защищая бурж. отечество, пролетариат защищает прежде всего права и свободы народа, его родину и культуру, а не и господство буржуазии. В этом смысле понятия "отечество" и "родина" у рабочего класса и трудящихся в антагонистич. обществе не совпадают: родины фиксирует лишь страну и ее культуру, созданную народом, тогда как в понятие отечества включается и обществ.-политич. строй, т.е. господство одного класса над другим. Однако в условиях социализма эти понятия сливаются и полностью совпадают: П. как чувство естеств. любви к своему народу сливается с преданностью обществ. и политич. строю страны.

Высшая П. – социалистич. П. Поскольку в ходе социалистич. преобразований складывается единый , состоящий из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, спаянных общностью целей борьбы за , социалистич. П. становится всенародным. Он основан на высокой сознательности масс и носит активный, действенный ; характерной чертой его является распространение на область повседневного труда нар. масс, что нашло свое яркое в социалистич. соревновании. Социалистич. П. органически сочетается с пролет. интернационализмом. Об этом свидетельствует между народами Советского Союза и та большая помощь, к-рую оказал и оказывает сов. народ народам др. стран в их освободит. борьбе против империализма и в строительстве новой жизни. С возникновением мировой системы социализма расширилось само социалистич. отечество трудящихся, обогатилось и содержание понятия социалистич. П. "... С образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1961, с. 120). Воспитание всех сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и пролетарского интернационализма КПСС считает первоочередной задачей своей идеологич. работы.

Н. Губанов. Москва, П. Рогачев, М. Свердлин. Волгоград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАТРИОТИЗМ" в других словарях:

    патриотизм - а, м. patriotisme m. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. БАС 1. Безпрестанные экскламации, надутость, хвастливость, которая наиболее заметна, что нет нигде… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (греч.). Любовь к отечеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТИЗМ греч., от patria, отечество. Любовь к отечеству. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ура патриотизм, отчизнолюбие, любовь к родине, любовь к отечеству Словарь русских синонимов. патриотизм любовь к родине, любовь к отечеству; отчизнолюбие (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    - (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В… … Политология. Словарь.

    Патриотизм - Патриотизм ♦ Patriotisme Любовь к родине, свободная от ослепления и ксенофобии. Отличается от национализма (Национализм) и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм – национализм… … Философский словарь Спонвиля

Ежели русский скажет вам, что он не любит Родину, не верьте ему, он не русский.

Юрий Селезнев. Достоевский

Истинный патриотизм, как и истинная любовь, никогда о себе не кричит.

Борис Акунин. Любовница Смерти

Патриотизм как качество личности – способность на протяжении всей жизни быть преданным только своему отечеству, своему народу, быть готовым к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Aut cum scuto, aut in scuto. Со щитом или на щите. В Древней Греции патриотизмом, суровым мужеством и воинской доблестью славилась маленькая Спарта, страна закаленных патриотов. Существует легенда о некоей спартанке Горго. Провожая сына на войну, она вручала ему щит, по-спартански кратко сказав: «С ним или на нем!» Это лаконическое (то есть «чисто спартанское» — спартанцев звали также лаконцами) напутствие означало: или ты вернешься победителем, со щитом, или пусть тебя принесут на щите, как спартанцы носили своих мертвых.

Патриотизм – замечательное качество личности, не имеющее срока давности. Человек в силу сложившихся обстоятельств может десятки лет благополучно жить в другой стране, но сердце его навсегда отдано Родине. За нее он болеет и переживает. Ей он душой безоговорочно предан.

Человек не накручивает свой патриотизм. Это естественным образом идет изнутри. К примеру, идет чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры, и он безотчетно, с удивлением для себя обнаруживает, что болеет не за ту страну, где прожил тридцать лет, а за свою Родину. Миллионы россиян оказались после распада СССР за пределами отечества. Встречаешься с ними на очередном этапе кубка мира по биатлону. Как вы думаете, за кого они болеют? За Россию. Я говорю: — Ты ж уже двадцать три года живешь вне России. Почему же продолжаешь за нее болеть? Отвечают: — Не знаю. Сердцу не прикажешь.

Патриотизм — это когда поиск более предпочтительной Родины навсегда завершен. Сердце сделало выбор, зацементировало его в душе и демонтажу он уже не подлежит. Человек целиком утверждается в своем выборе и теперь его не грызут сомнения, он находится в состоянии определенности. Делегировав свое доверие отечеству и своему народу, человек проявляет к ним преданность и, зачастую, ставит их интересы выше своих собственных.

Патриотизм — он как верность — единожды определился относительно отечества и на основе своего выбора без всяких сомнений проявляешь к нему стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей и долга.

Вместе с тем, человек должен осознавать, что он духовная сущность. Родина души – духовный мир. Душа вечна. Человек, живя в материальном мире, отождествляет себя с телом и порой забывает, что здесь он находится в кратковременной командировке. В этой жизни он русский, а в следующей, к примеру, может стать американцем или афганцем. Все люди – родственные души. В древних ведических писаниях к патриотизму относятся довольно прохладно. Глупо проявлять преданность к временному материальному месту, где живешь какие-то 60-70 лет. При этом полностью лишаешься осознания, что ты вечная душа, прошедшая миллионы превращений. В прошлых жизнях ты мог быть англичанином, евреем или русским, но об этом уже не помнишь. Может ты еще совсем недавно прожил 100 лет в Японии, но патриотом Японии почему-то себя не считаешь. Человек удивляется: — Как в Японии? Я здесь, в России уже пятьдесят лет живу. Иными словами идет отождествление своей души с телом русского, немца, грека, мужчины, женщины, художника, сантехника.

Может вредно такое отождествление, такой патриотизм? Лев Толстой писал: ««Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести». Джордж Бернард Шоу утверждал: «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

Патриотизм, генерированный добродетелями, делает человека возвышенным. Патриотизм, спровоцированный пороками, делает из человека горлопана – националиста. Он напрямую идет от гордыни. Отождествление себя с определенной национальностью, конечно же, необходимо. Человеку для личностного роста, для совершенствования и развития необходимо иметь в материальном мире то, что ему очень дорого, к чему он сильно привязан. Человек хочет отношений, любви, заботы, ответственности и покровительства. Патриотизм способен пробудить в человеке бескорыстие, искреннее желание служить другим, преданность и верность отечеству. Он способствует развитию духовности, совестливости и нравственности. Патриотизм подчиняет свои интересы интересам Родины и готов за них постоять лучше пушек и ракет. Еще Наполеон подметил: «Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека».

Порядочный человек, будучи патриотом, проявляет лучшие свои возвышенные качества личности, когда речь заходит о судьбах отечества. Это и альтруизм, и героизм, и самопожертвование. Патриотизм порочного человека может стать, по словам Сэмюэля Джонсона, «последним прибежищем негодяев». Порочный патриотизм — это олицетворение расширенного эгоизма. От патриотизма один шаг до национализма.

Герберт Спенсер писал: «Патриотизм в национальном смысле есть то же, что эгоизм в смысле индивидуальном; оба, в сущности, вытекают из одного источника и приносят однородные бедствия. Уважение к своему обществу есть отблеск уважения к самому себе». Карл Шурц ему вторит: «Права она или нет, это моя страна: если она права, я должен помочь ей остаться правой, если не права – помочь ей стать правой». Наш боец Федор Емельяненко говорит: «Родина – она как мама. Её надо любить уже за то, что она есть. Мамы наши иногда болеют, и в стране разные вещи могут твориться».

Словом, патриотизм – качество, присущее многим людям, находящимся под влиянием энергии страсти. Таких людей в материальном мире подавляющее большинство. Поэтому к патриотизму нужно относиться благожелательно и серьезно. Его социальный окрас зависит от того, порочен или добродетелен его носитель.

Основное в патриотизме – иррациональное чувство любви, то есть безусловность, беспричинность и бескорыстность. Я люблю свою Родину, не задумываясь о причинах. Просто потому, что это для меня столь же естественно, как любить мать и отца, как дышать. Стоит здесь, пожалуй, полностью привести знаменитое стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина» и стихотворение Фролова-Крымского «Мы русские»:

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина.
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

*********************

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,

«ютясь» в салоне своего «порше»,

Сказал: «Мне стыдно называться русским.

Мы – нация бездарных алкашей».

Солидный вид, манера поведения –

Всё дьяволом продумано хитро.

Но беспощадный вирус вырожденья

Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,

Как жёлтый лист с обломанных ветвей.

А вот потомок эфиопов Пушкин

Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

1.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Какова цель гражданского воспитания школьников?

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся семья общество и школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у растущего человека ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Какими качествами должен обладать гражданин?

Смысл гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе

– внутреннюю свободу;

– чувство собственного достоинства

– дисциплинированность,

– уважение к государственной власти,

– любовь к Родине и стремление к миру

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Ответьте на вопросы

Что такое внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и в как эти качества проявляются в сознании и поведении человека. Какими еще личностными качествами должен, на ваш взгляд, обладать гражданин

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций

Из каких компонентов складывается гражданское воспитание?

– патриотическому воспитанию,

– формированию культуры межнационального общения,

– правовой культуры,

– политической культуры.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения

В чем состоит сущность понятия «патриот»?

В толковом словаре В. И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Патриотизм преплолоагает не только любовь к родине, но и уважительно отношение к другим странам, народам культурам. Истинный патриот не может любить свою родину пи презирать или ненавидеть другие станы и народы. Поэтому составной частью патриотического воспитания является воспитание культуры межнационального общения

Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму (найдите значение и происхождение этого слова в словаре иностранных слов или википедии). В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме уважение и солидарность с другими народами и странами (Солидарность – активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие).

Ответьте на вопросы.

Какое место в структуре воспитания патриотизма и культуры межнационального общения занимает воспитание толерантность. В чем проявляется это личностное качество. Есть ли в русском языке смысловые аналоги этому слову

09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. П. сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет прогрессивные классы и социальные слои в борьбе с внутр. угнетателями, являющимися худшими врагами родины, за процветание отечества, свободу народа, прогресс культуры. Ист. почвой, на к-рой возник и развивается П., служит наличие различных отечеств. делящих человечество по принадлежности к определенной стране, гос-ву. По характеристике В. И. Ленина, П. - это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тясячелетиями обособленных отечеств" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190 (т. 28, с. 167)). Элементы патриотич. чувств начали формироваться в глубокой древности, особенно с возникновением гос-в. В период феодализма в ходе освободит. борьбы народов с иноземными вторжениями начали закладываться общенац. патриотич. традиции. Формирование П. слав. народов и венгров шло под знаком борьбы с тур. нашествием и нем. "дранг нах остен". В освободит. борьбе против монг.-тат. ига, наступления нем. рыцарей, а позднее (в условиях крепнущих нац. связей Рус. гос-ва) - в борьбе с польской интервенцией, шведскими захватчиками (17 в.), с армией Наполеона в 1812 складывался П. рус. народа. Патриотич. движения в период феодализма и даже на заре капитализма еще принимали нередко религ. обличье (см. Гуситское революционное движение, Реформация). В период абсолютизма в среде правящих классов России процветал лицемерный "казенный П.", ставивший интересы престола, царской династии превыше интересов родины и народа. Старые формы П., связанные с верноподданнич. чувством, с приверженностью к определенному вероучению и выражавшиеся в пресловутой формуле "За веру, царя и отечество", преодолевались в ходе антифеод. бурж.-демократич. движений. Главным в П. эпохи нац.-освободит. движений в Европе стала нац. идея "защиты отечества", т. е. защиты освобождающейся бурж. нации против внешних сил феод. контрреволюции. Ист. признание эта идея, отразившая рост гражд. самосознания масс, получила в войнах франц. бурж. революции конца 18 в., в итал. нац.-освободит. войнах 19 в., в польском освободит. восстании 1863-64 против гнета российского царизма и т. п. Патриотич. движения зап.-европ. народов в период поднимавшегося капитализма увенчались созданием независимых нац. гос-в. История народов СССР показывает, как в конкретно-ист. условиях совместной борьбы с общими внеш. врагами патриотич. устремлениям ряда народов (украинцев, армян, грузин и др.) соответствовало их объединение с рус. народом в рамках единого гос-ва. Но до Вел. Окт. социалистич. революции 1917 бесправное положение угнетенной нации, клас. и нац. антагонизмы препятствовали формированию у народов, населявших Росс. империю и связанных общностью ист. судеб, общего для всех нар. масс патриотич. сознания. С решением задач бурж.-демократич. движений и вступлением капитализма в его империалистич. стадию интересы народа, родины, нац. культуры и языка становились все более чуждыми империалистич. буржуазии. В зависимости от конкретных условий клас. борьбы в стране и на междунар. арене буржуазия в своекорыстных клас. целях либо эксплуатирует патриотич. чувства масс, проповедуя "классовый мир" внутри страны и разжигая вражду и рознь между народами (см. Национализм, Шовинизм), либо отрекается от П., выдвигая принцип "где хорошо, там отечество" (космополитизм), либо идет (особенно перед лицом восставшего пролетариата) на прямое предательство родины, вступая в сделки с какими угодно чужеземцами. Бурж. обществ. сознанию свойственна националистич. форма П., к-рая придает абсолютное значение нац. моментам, ставя их превыше интересов классов и клас. борьбы. Бурж. П. препятствует сплочению прогрессивных слоев общества в борьбе со "своими" угнетателями и исключает клас. солидарность с др. народами. Бурж.-националистич. отношение к родной стране породило среди мелкобурж. слоев, среди реакционно настроенной интеллигенции и такую разновидность П., как т. н. "квасной П.", выражающийся в преклонении перед устаревшими, архаичными формами нац. культуры, отжившими традициями, мешающими обществ. прогрессу. Продолжателем лучших патриотич. традиций народов, выработанных веками борьбы с чужеземными и отечеств. угнетателями, является пролетариат - класс, преисполненный "благородным национальным чувством" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 191), чувством нац. гордости (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 107 (т. 21, с. 85)). Особенность патриотич. сознания пролетариата определяется тем, что в условиях капитализма "рабочие не имеют отечества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). Как разъяснял Ленин, существо этого положения Маркса и Энгельса означает, что в условиях капитализма экономич. положение рабочего класса не национально, а интернационально, его клас. враг интернационален; условия его освобождения тоже; интернац. единство рабочих важнее национального (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 324 (т. 35, с. 196)). Вместе с тем марксисты указывают, что интернац. обязанности пролетариата не противоречат его нац. патриотич. задачам. Ленин указывал, что "Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны" (там же, т. 17, с. 190 (т. 15, с. 172)). Выступая наиболее последовательным защитником народа от всех форм клас. и нац. угнетения и борясь против них всеми революц. средствами вплоть до справедливых нац.-освободит. и гражд. войн, пролетариат вырабатывает новый тип П., к-рый проникнут идеями интернац. солидарности и свободен от нац. узости. В эпоху империализма, в связи с 1-й мировой войной, вопрос о П. стал объектом острой клас. борьбы между пролетариатом и буржуазией. Бурж. лозунгу "защиты отечества", т. е. поддержки реакц. пр-в в несправедливой, империалистич. войне, большевики и др. революц. марксисты противопоставили лозунг поражения "своих" пр-в и превращения империалистич. войны в гражданскую. Этот лозунг выражал ту истину истории, что патриотич. устремления народов могут быть осуществлены не на путях взаимного истребления ради выгод капиталистов, а в совместной революц. борьбе против клас. господства империалистич. буржуазии. В период империализма вполне закономерны вместе с тем национально-освободительные и отечественные войны, патриотические движения рабочего класса, трудящихся, направленные против агрессивных устремлений империалистических держав. В результате победы Окт. революции 1917 в России рабочий класс впервые в истории обрел свое подлинное, социалистич. отечество, к-рое служит основой развития сов. социалистич. П. Формулируя отношение рабочего класса к социалистич. отечеству, Ленин указывал: "Мы - оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы - за защиту отечества с этого дня" (там же, т. 35, с. 395 (т. 27, с. 42)). Сов. П., в к-ром любовь к Родине органически слилась с преданностью Сов. власти, делу социализма, явился могуществ. фактором в борьбе нар. масс за защиту завоеваний Окт. революции в ходе гражд. войны 1918-20 против белогвардейцев и интервенции империалистич. держав, в борьбе за построение социалистич. общества. "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Формирование советского П. происходило в трудном процессе преодоления националистических и шовинистических пережитков, былой национальной розни, в борьбе с узкопатриотическими настроениями, свойственными мелкой буржуазии. Сов. социалистич. П., качественно отличный от всякого другого, - высший тип П. Факторами, обеспечившими утверждение сов. П. в качестве неотъемлемого элемента обществ. сознания в СССР, послужили коренные революц. преобразования в экономике, клас. структуре, нац. отношениях в ходе построения социализма, приведшие к образованию новой историч. общности людей, сов. народа. Жизненность и силу сов. П. особенно ярко раскрыла Вел. Отечеств. война 1941-45 против нем.-фаш. захватчиков. Сов. П. - общенар. чувство, присущее рабочему классу, колх. крестьянству, нар. интеллигенции. Его разделяют в равной мере все нации и народности, населяющие Сов. гос-во. Сов. П. преломляется у каждой социалистич. нации через ее нац. особенности. Сочетая в себе интересы отдельных национальностей с их общими коренными интересами, сов. П. обеспечивает прочную духовную связь между народами СССР, их морально-политич. единство и дружбу. Преданность социалистич. строю, идеям коммунизма - определяющая черта как сов. П., так и пролетарского интернационализма. Вследствие этого в социалистич. идеологии патриотическое не противостоит интернациональному, а органически совпадает с ним. Патриотич. воспитание масс предполагает борьбу против проявлений и пережитков всякого бурж. национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности и исключительности, против космополитизма, против обычаев и нравов, мешающих коммунистич. строительству. В совр. эпоху неизмеримо возросло значение П. в жизни народов. Социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии выросли непосредственно из патриотич. борьбы их народов против нем.-фаш. захватчиков и япон. милитаристов в годы 2-й мировой войны. П. нар. масс принадлежит ист. роль в крушении колониальной системы и завоевании народами политич. независимости в дальнейшей борьбе против империализма, за экономич. самостоятельность. Особенность развития социалистич. П. в социалистич. странах заключается в том, что оно происходит в условиях, когда "общие интересы народов социалистических стран, интересы дела социализма и мира требуют правильного сочетания в политике принципов социалистического интернационализма и социалистического патриотизма" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 52). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444, т. 11, с. 191; их же, Избранные письма, М., 1953, с. 177-79; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451-52 (т. 13, с. 437); т. 17, с. 190, 194-95 (т. 15, с. 171-72, 176); т. 23, с. 61-62, 175-76 (т. 19, с. 33-34, 83-84); т. 35, с. 395-97 (т. 27, с. 42-44); т. 37, с. 74-76, 190 (т. 28, с. 67-68, 167); т. 39, с. 228-29 (т. 30, с. 48-49); т. 42, с. 124; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965. Е. Г. Панфилов. Москва.