Цимбалы история происхождения. Что такое Цимбалы? Значение слова cimbali, исторический словарь. Необходимость в совершенствовании инструмента
Трембита
Трембита представляет собой деревянную трубу длиной до 4 метров. Не имеет вентилей и клапанов.
Чтобы сделать трембиту, требуется 3-4 года. Раньше изготовлялась исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придает трембите уникальное звучание. Карпатские трембиты делают из ели (смереки) и половинки инструмента скрепляются без клея плотными кольцами из еловых ветвей. В узкий конец трембиты вставляется роговое металлическое дульце - пищик. Мелодию исполняют чаще всего в среднем и верхнем регистре.
Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий. Ее звучание раздается на 15-20 км.
Если верит книге рекордов Гиннеса, то трембита - самый длинный духовой инструмент в мире.
Иногда трембиту включают в оркестры.
Цимбала
Цимбала - это струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками.
Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обычно их бывает 34), имеет форм усеченного конуса.
Строй струн хроматический. Объем в больших цимбалах три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве.
Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука молоточками делают тремоло.
Партии для цимбалы пишется, как для фортепиано, на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные цимбалы имеют педаль.
Флажолет - это прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы. Для его извлечения нужно легко прикоснуться пальцем к струне в месте ее деления на определенные части, а другой рукой произвести «удар» палочкой или щипок, одновременно с «ударом» (щипком) палец быстро снять со струны. «Флажолеты» на цимбалах можно извлекать октавные (звучит октавой выше), двухоктавные (звучит двумя октавами выше), квинтовые (звучит квинта через октаву), квинтовые (звучит квинта через октаву) и терцовые (звучит терция через октаву).
Исполнение с сурдиной - «con surdino» - извлечение сухого приглушенного звука. Для исполнения «сурдины» исполнитель прижимает пальцем нужную струну в месте ее касания с подставкой, а другой рукой производит удар или щипок струны в обычном месте. С помощью незначительного смещения пальца в ту или другую сторону цимбалисты могут добиться различного качества звучания - глухого, тусклого и более яркого.
Одним из часто применяемых в народном исполнительстве приемов звукоизвлечения является арпеджио - исполнение звуков аккорда, гармонии один за другим, последовательно, как в порядке возрастающей, так и убывающей высоты. Частая смена аккордов предполагает ловкость рук исполнителя для их глушения, чтобы одни звучания не накладывались на другие.
Ярким выразительным средством при игре на цимбалах является glissando (скользя) - это скользящий переход от звука к звуку, который осуществляется скольжением пальца, ногтя или палочек по струнам хроматическом порядке.
Реже в цимбальном исполнительстве используется прием vibrato. Для исполнения этого приема нужно струну немного опустить, а потом с другой стороны подставки рукой нажимать на струну, чтобы она вибрировала. От частоты нажатия vibrato может быть редкое и частое.
Словарь Ушакова
Цимбалы
цимба лы , цимбал, ед. нет (от греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.
Этнографический Словарь
Цимбалы
(от греч. kymbalon - кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. трапециевидный плоский корпус, при игре устанавливают на коленях или на столе или подвешивают через плечо на ремне, ударяют двумя палочками, извлекая долго не затихающий звук
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Цимбалы
, ал , мн. Старинный музыкальный инструмент, состоящий из ящика с металлическими струнами, по которому ударяют двумя молоточками.
* В оркестре заиграли громко в цимбалы и трубы . // Лев Толстой. Война и мир // *
Словарь музыкальных терминов
Цимбалы
(от гр. kymbalon) - струнный ударный инструмент древнего происхождения. Современные цимбалы - это деревянный ящик в форме трапеции, на который натянуты струны. Звукоряд цимбал - хроматический. На цимбалах играют ударяя по струнам деревянными палочками-молоточками. Цимбалы используются как сольный и оркестровый инструмент в Польше, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии, на Украине и др. странах.
Энциклопедический словарь
Цимбалы
(польск. cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
Словарь Ожегова
ЦИМБА ЛЫ, ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по к-рым ударяют деревянными молоточками.
| прил. цимбальный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Цимбалы
мн.
Струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящичка с металлическими
струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Цимбалы
Струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обыкновенно числом 34), имеет форму усеченного конуса. Смотря по величине инструмента, число струн бывает различно. Строй струн хроматический. Объем в больших Ц. три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве. Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука делают молоточками тремоло. Партии для Ц. Пишется, как для фортепиано, на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные Ц. имеют педаль. Ц. - любимый инструмент в Венгрии и Румынии и составляют там неотъемлемую принадлежность каждой музыкальной капеллы. Этот инструмент не следует смешивать с цимбалином, состоящим из стеклянных стаканов, помещенных на деревянном поставце с соломою. По стаканам бьют молоточками.
- (от греч. kymbalon - кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Трапециевидный плоский корпус, при игре устанавл... Этнографический словарьЦимбалы
- (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструментдревнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии... Энциклопедический словарь
Цимбалы
- Ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. | Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимб... Словарь Даля
Цимбалы
- Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками. Словарь Ожегова
Цимбалы
- Символизируют два полушария земли, движение элементов. Использовались в оргиях наряду с барабаном и тамбурином, особенно в ритуала... Словарь символов
цимбалы
- Струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по ко... Энциклопедия Кольера
Цимбалы
- Цимбалы - струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьютмолоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором на... Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЦИМБАЛЫ
- Цимбал, мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым ударяют двумя молоточками... Словарь иностранных слов
цимбалы
- ЦИМБ"АЛЫ, цимбал, ед. нет (от ·греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими... Толковый словарь Ушакова
Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам надо стучать деревянными палочками, чтобы извлекать звук. Это лишь краткое описание цимбал. История развития и применения их очень интересна. Дальнейшая характеристика этого музыкального инструмента поможет более подробно разобраться в значении слова «цимбалы».
Разновидности
Цимбалы делят на две разновидности: народные и концертно-академические. В процессе своего существования этот музыкальный инструмент изменялся и совершенствовался.
В статье Р. В. Подойницыной «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля» сравниваются форма, размеры и детали конструкции цимбал фольклорных и усовершенствованных («Прима»).
Оба этих инструмента представляют собой форму правильной равнобокой трапеции. По размеру корпуса народные цимбалы могут варьироваться.
У фольклорных цимбал предусмотрены три, а иногда две подставки: с правой стороны — басовая; с левой стороны — голосовая. Они делят струны на квинты и кварты. В результате этого появляется звукоряд, который состоит из трех регистров. Сверху, рядом с основными подставками, располагается маленькая дополнительная, которая предназначена для одного ряда струн. Профессиональные цимбалы имеют шесть подставок: две основных и четыре дополнительных (нижнюю и три верхних), которые делят струны на интервалы (секунды, терции и квинты).
Инструменты различаются между собой количеством рядов струн, числом струн в одном ряду, их длиной и сечением. Народные цимбалы имеют чаще всего звукоряд в объеме 2-2.5 октав. В основе лежит диатоника с хроматизмом некоторых ступеней. Академический инструмент имеет более расширенный и хроматизированный звукоряд.
Особенности звукоизвлечения
Что такое цимбалы в народном и профессиональном исполнительстве?
Профессиональные цимбалы исполнители ставят перед собой на пол, а народные - держат на коленях. Звукоизвлечение осуществляется с помощью палочек — специальных молоточков, которые в народной практике называются «крючками».
И профессиональные, и народные исполнители держат молоточки между пальцами (указательным и средним), остальные пальцы собраны в кулак. Молоточки народных исполнителей ничем не обшиваются, музыканты играют деревом по металлу. Профессиональная музыка более требовательна к исполнению. Необходимо динамическое и тембральное разнообразие звуков. Поэтому у академических цимбалистов молоточки обшиты замшей, при этом используется немного ваты. Обшивка молоточков — определяющий момент в звукоизвлечении. Если она слишком жесткая - звук получается резкий и неприятный. Напротив, если она слишком мягкая - звук неясный, глухой.
Что такое цимбалы в народной традиции
Народные цимбалы отличаются следующими характерными особенностями:
- открытые струны не глушатся;
- правая и левая рука имеют строгую функциональность: правой исполняют мелодию, левой - аккомпанемент;
- молоточки не обшиваются;
- при игре цимбалы кладут на колени, либо держат на специальном подвесе.
Необходимость в совершенствовании инструмента
Конструкция и художественная функция народных цимбал, которые использовались в сельской местности, не изменялась. Совершенствование профессиональных цимбал зависело от социальной среды. В городской среде приобщение исполнителей к профессиональному академическому искусству, а также требования, предъявляемые к профессиональному исполнительству, привели к необходимости реконструкции этого музыкального инструмента. Впоследствии это отразилось на исполнительском уровне.
Реконструкция инструмента
Цимбалы - музыкальный инструмент, который неоднократно видоизменялся с целью совершенствования.
Реконструкцией цимбал народной традиции в 1920-е годы занимались Д. Захар и К. Сушкевич. Они приводили звучание этого инструмента в соответствие с требованиями академического исполнительства.
В процессе реконструкции цимбалы претерпевали следующие изменения:
- диапазон расширился до трех октав;
- изменилось внутреннее устройство инструмента, улучшились акустические характеристики, тембр стал более насыщенным;
- изменились форма и устройство молоточков, в том числе появилась возможность использовать прием глушения звучащих струн, что сделало исполнение более выразительным;
- весь диапазон инструмента был полностью хроматизирован в поступательном движении, что облегчило техническую сторону исполнительства;
- было создано целое семейство цимбал: прима, альт-тенор, бас и контрабас.
Определение цимбал как инструментов современности
Цимбалы после реконструкции стали широко использоваться как на концертной сцене, так и в учебно-педагогической практике. В результате этого сформировалось и стало активно развиваться исполнительское и педагогическое мастерство музыкантов, играющих на этом инструменте. Композиторы создали интересный репертуар для цимбалистов различного уровня подготовки.
Что такое цимбалы, используемые в современной практике? В середине 1960-х годов возникла необходимость реконструкции инструмента, с целью раскрепощения корпуса исполнителя. Манера игры, при которой музыкант держал цимбалы на коленях, ограничивала его технические возможности. В результате инструмент стали устанавливать на три ножки, которые вкручиваются в его корпус. Появилась возможность полноценно использовать все регистры музыкального инструмента, что способствовало развитию исполнительской техники цимбалистов.
Цимбалы ЦимбалыРаспространены в восточноевропейских странах, таких как Белоруссия , Молдавия , Украина , Румыния , Венгрия , Польша , Чехия , Словакия . Похожий инструмент встречается в Китае , Индии и других странах Азии.
Первым в оперный оркестр цимбалы ввёл Ференц Эркель - в опере «Бан Банк». Также этот инструмент использовал Ференц Легар - в оперетте «Цыганская любовь » (Интродукция и ария Зорики, акт первый) цимбалы аккомпанируют скрипичному соло.
Разновидности цимбал
Различаются народные и концертно-академические разновидности цимбал. Размеры корпуса у первых могут варьироваться: 750-1150 мм для нижнего основания, 510-940 мм для верхнего, 255-400 мм для боковых сторон, высота - 33-95 мм, ширина - 235-380 мм. У профессиональных цимбал (модель «Прима») в основном следующие параметры: нижнее основание - 1000 мм, верхнее - 600 мм, боковая сторона - 535 мм, высота - 65 мм, ширина - 490 мм.
Цимбалы в странах мира
В странах восточной и южной Европы цимбалы называют примерно одинаково:
- Белоруссия: цымбалы, цымбалкі, цынбалы, самбалошкі
- Чехия: cimbál
- Украина: цимбали
- Венгрия: cimbalom
- Польша: cymbały , cymbałki
- Молдавия: țambal, цaмбал
- Румыния: ţambal (большие цимбалы называют ţambal mare )
- Сербия : цимбал
- Словения : čembale
- Словакия: cimbal
- Идиш : צימבל цимбл
- Латвия : cimbāle
- Таиланд : ฉิ่ง (ching)
См. также
Напишите отзыв о статье "Цимбалы"
Примечания
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
|
|
Отрывок, характеризующий Цимбалы
– Это то мы и посмотрим, – проговорил он вслух. – Это то мы и посмотрим.И он, как всегда, бодрыми шагами вошел в гостиную, быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Bourienne, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Bourienne и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре. «Убралась, как дура! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет: а он ее и знать не хочет!»
Он подошел к князю Василью.
– Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть.
– Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать.
Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку.
Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?