Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Значение социальная катастрофа в новейшем философском словаре. Социальная катастрофа в россии

Значение социальная катастрофа в новейшем философском словаре. Социальная катастрофа в россии

Значение СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА в Новейшем философском словаре

СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и "в тоске смертельной мечется толпа" (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей сози-дательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур - традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы - результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что "пусковой крючок" разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в "социальной инженерии" (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях "аномальных" социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование "перестроек", наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод "шоковой терапии", в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности. Г.Я. Миненков СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ - см. МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ- понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщенности к власти. Такого рода переходы традиционно обозначаются как вертикальная С.М. (вертикальная С.М. может фиксироваться применительно как к отдельным лицам, так и к социальным группам). Наряду с последней выделяется горизонтальная С.М., не затрагивающая указанные параметры общественного положения индивидов и групп. Механизмы и репертуары С.М. обусловливаются природой социальной стратификации данного общества. Термин "С.М." введен в социологию Сорокиным ("Социальная мобильность", 1927). Выступая основополагающим индикатором "открытости" либо "закрытости" обществ и отдельных социальных групп, С.М. эмпирически фиксируема на основании т.наз. индекса мобильности/стабильности, исчисляемого исходя из соотношения ожидаемых и наблюдаемых пропорций между количеством индивидов, занимающих мобильное либо стабильное положение в анализируемой общности людей. (Так, например, ситуация, когда в стратифицированном обществе вертикальная С.М. незначительна или равна нулю, характерна для социумов "закрытого" типа). По Сорокину, ведущими каналами (одновременно социальными "фильтрами") вертикальной циркуляции индивидов выступают политические, экономические, профессиональные перемещения; карьера в таких организациях, как армия, церковь и т.п.; институт выгодных браков и т.д. А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • КАТАСТРОФА в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - крах интеграции общества, его распад, сопровождаемый ожесточенными столкновениями частей и целого, частей между собой, неспособность государства, медиатора, всего общества …
  • КАТАСТРОФА в Литературной энциклопедии:
    [греч. katastroph?] — «поворот», «переворот», момент разрешения той напряженной ситуации, к-рая создана предшествовавшей К. борьбой, развивавшейся в течение драматического действия …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • КАТАСТРОФА
    [из греческого] внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые …
  • КАТАСТРОФА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Событие с несчастными, трагическими последствиями. Авиационная к. Социальная к. 2. Неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, …
  • КАТАСТРОФА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Событие с трагическими последствиями. Железнодорожная к. Семейная к. 2. Неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • КАТАСТРОФА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    катастро"фа, катастро"фы, катастро"фы, катастро"ф, катастро"фе, катастро"фам, катастро"фу, катастро"фы, катастро"фой, катастро"фою, катастро"фами, катастро"фе, …
  • КАТАСТРОФА в Словаре эпитетов:
    Событие с несчастными, трагическими последствиями. Бедственная, внезапная, всемирная, всеобщая, гибельная, глобальная, горестная, грандиозная, губительная, жестокая, кошмарная, крупная, локальная, невероятная, невиданная, …
  • КАТАСТРОФА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Крупное неожиданное событие с трагическими последствиями. Железнодорожная катастрофа. Предотвратить катастрофу. Попасть в катастрофу. Уцелеть в катастрофе. Синонимы: …
  • КАТАСТРОФА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • КАТАСТРОФА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. katastrophe переворот, поворот; конец, гибель) внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия; теория катастроф - иначе катастрофизм …
  • КАТАСТРОФА в Словаре иностранных выражений:
    [ внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия; теория катастроф - иначе катастрофизм - теория, выдвинутая знаменитым фр. палеонтологом …
  • КАТАСТРОФА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: авария, крушение, бедствие, беда, бедствие, …
  • КАТАСТРОФА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. беда, …
  • КАТАСТРОФА в словаре Синонимов русского языка:
    авария, авиакатастрофа, автокатастрофа, бедствие, катаклизм, кораблекрушение, крушение, несчастие, разгром, холокост, …
  • КАТАСТРОФА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Неожиданное событие с трагическими последствиями. б) разг. Бедственное, безвыходное, безнадежное положение, сопровождающееся тяжелыми последствиями. 2) перен. Грандиозное …
  • КАТАСТРОФА в Словаре русского языка Лопатина:
    катастр`офа, …
  • КАТАСТРОФА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    катастрофа, …
  • КАТАСТРОФА в Орфографическом словаре:
    катастр`офа, …
  • КАТАСТРОФА в Словаре русского языка Ожегова:
    событие с трагическими последствиями Железнодорожная к. Семейная к. катастрофа неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, влияю на ее дальнейшее …
  • КАТАСТРОФА в Словаре Даля:
    жен. , греч. переворот, перелом; важное событие, решающее судьбу или дело, более случай гибельный, …
  • КАТАСТРОФА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    катастрофы, ж. (греч. katastrophe). 1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влекущее за собой трагические последствия. Железнодорожная катастрофа. В этом доме произошла …
  • КАТАСТРОФА в Толковом словаре Ефремовой:
    катастрофа ж. 1) а) Неожиданное событие с трагическими последствиями. б) разг. Бедственное, безвыходное, безнадежное положение, сопровождающееся тяжелыми последствиями. 2) перен. …
  • КАТАСТРОФА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Неожиданное событие с трагическими последствиями. отт. разг. Бедственное, безвыходное, безнадежное положение, сопровождающееся тяжелыми последствиями. 2. перен. Грандиозное событие, …
  • КАТАСТРОФА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Событие с трагическими последствиями, разрушениями и с гибелью людей. Ant: анастрофа 2. разг. Бедственное, безвыходное, безнадежное положение, сопровождающееся …
  • ПЕРМСКАЯ КАТАСТРОФА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    глобальная общепланетарная катастрофа, которая согласно фактам, собранные учеными самых разных направлений, произошла около 250 миллионов лет назад (в конце пермского …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками …
  • КАТАСТРОФА СОЦИАЛЬНАЯ в Новейшем философском словаре:
    см. СОЦИАЛЬНАЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
    гигиена в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние …
  • ГРОЗЯЩАЯ КАТАСТРОФА И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    катастрофа и как с ней бороться", работа В. И. Ленина, посвященная обоснованию экономической платформы большевистской партии накануне Октябрьской социалистической революции. …

Социально-экономические и политические трансформации, начавшиеся на огромных пространствах Евразии в результате катастрофического разрушения Советского Союза, а также резко возросшие масштабы и последствия природных, экономических, технологических катастроф, сопровождаемых личностными трагедиями множества людей, необычайно обострили внимание социологов, политологов, психологов, представителей других отраслей научного знания к экстремальным ситуациям и катастрофам. Поэтому на протяжении последних 5-10 лет стала бурно развиваться во многих странах мира социология катастроф, возникновение которой в качестве специальной социологической теории восходит к середине 60-х годов XX века. Наибольший вклад в ее возникновение и развитие внесли Э, Карантелли, А. Бартон, Д. Ми-лети, Т. Драбек, Дж. Хаас, Р. Дайнес (США), Л. Клаусен и В. Домбровски (Германия), У. Розентал (Голландия), Б.Н. Порфирьев и Д.И. Пригожий (Россия), Е.М. Бабо-сов (Беларусь), Б. Рафаэль (Австралия).

Выделяя специфические особенности этой социологической теории, американские социологи А. Вудкок и М. Дэвис подчеркивают, что она представляет собой но-


вый способ мышления о внезапных и быстрых изменениях, связанных с бедствиями, будет ли это обвал или крушение империи. Главным объектом данной теории является переход различных систем - природных, экологических, технологических, социальных - из устойчивого, стабильного состояния в неустойчивое, нестабильное, сопровождаемое разрушительными для рассматриваемой системы последствиями. По мнению известного немецкого социолога В. Домбровского, под катастрофой следует понимать прежде всего насыщенное потерями разрушение экономического и социального развития, по отношению к которому в центре внимания исследователя.оказываются негативные последствия катастрофического события для специфических социальных общностей (семья, группа, община) или форм социальных отношений (коммуникация, взаимопомощь, поиски защиты и т.п.). Поэтому, с его точки зрения, вполне возможен переход от катастрофы к революции, путчу, террору или гражданской войне.

При описании, интерпретации, оценке и типологи-зации изучаемых процессов социология катастроф опирается на четыре базисных термина: экстремальная ситуация, кризис, конфликт, катастрофа. Всякая катастрофа связана с экстремальной ситуацией, катастрофы в социальной сфере сопряжены с кризисами и конфликтами, однако не каждая экстремальная ситуация, равно как и кризис и конфликт, перерастает в катастрофу. Исходя из этих соотношений, представляется возможным дать определения рассматриваемым явлениям.

Экстремальная ситуация представляет собой резкий, скачкообразный переход системы (природной, экологической, технологической, социальной, личностной и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней или внешней напряженности из устойчивого состояния в неустойчивое, угрожающее распадом этой системы. К числу экстремальных ситуаций относятся такие различные явления, как землетрясения, торнадо, бураны, захваты самолетов, ограбления квартир, кораблекрушения, изнасилования, рэкет и т.п.


Чрезвычайная (экстремальная) ситуация может развиваться по катастрофическому сценарию. В таком случае


в процессе нарастания напряженности вначале создается критическая ситуация, когда возникает угроза развала или гибели главных структур данной системы, но сама система сохраняется, воспринимая кризис и распределяя его между своими подсистемами. Такая система (например, Советский Союз с конца 70-х годов вплоть до 1991 года) насыщена кризисными элементами и готова к переходу в новое качество, но динамическим путем. Пусковым моментом может стать повышение напряжения по любому параметру, описывающему систему в целом. Переход системы в новое состояние с. коренным деструктивным изменением главных ее структур и распадом на подсистемы (как это случилось с СССР в конце 1991 года) выступает как катастрофический вариант экстремальной ситуации.

Исходя из сказанного, катастрофу можно определить как верхний предел внутреннего и внешнего напряжения в рассматриваемой системе, превышение которого угрожает разрушением системы, ее важнейших компонентов или переходом ее в другое качественное состояние.

Такое определение является чрезмерно общим, но именно вследствие такого обобщенного содержания под него попадают любые катастрофические события в любой. сфере действительности - природной, технологической, социальной, а также чрезвычайные явления индивидуального бытия человека, его личные трагедии - смерть, утрата близких, крушение карьеры и т.п.

Следует, однако, иметь в виду, что в современной действительности чисто природные, не связанные с человеком и его деятельностью катастрофы (за исключением вызванных космическими силами) бывают очень.редко. Поэтому в любую катастрофическую ситуацию так или иначе оказывается вовлеченным человек: то ли как ее инициатор, то ли как жертва, то ли как очевидец. В силу этого в мировой катастрофологии, особенно в работах социологического, психологического, философского, религиоведческого характера, чаще всего термином "катастрофа" обозначается такая понятийная модель, посредством которой люди стремятся описать то или иное бедствие, движение событий в направлении конца, смерти,


уничтожения, гибели. Поэтому социология принимает в орбиту своих исследований и интерпретаций те катастрофические события, которые несут угрозу индивидуальному человеческому существованию, данной социальной общности (семья, трудовой коллектив, территориальная, этническая общность и т.д.), а также обществу в целом.

В отличие от катастроф, которые во всех случаях сопряжены с чрезвычайными ситуациями, конфликты характеризуются гораздо большей амплитудой разброса вероятностей, вследствие чего далеко не все они подпадают под определение экстремальной ситуации. Виднейшие западные социологи - специалисты по конфликтам Л. Козер и Р. Дарендорф вообще считают, что конфликты суть проявления нормального, а не экстремального развития социальных систем. Разумеется, конфликты оказываются часто связанными с кризисами и катастрофами, однако не жесткой детерминантной связью. Конфликты являются непременным проявлением социально-экономического кризиса, а поэтому насыщенность ими социального развития становится гораздо интенсивнее в предкатаст-рофные, катастрофные и посткатастрофные периоды функционирования и (или) распада социальных систем. Называвшийся уже опыт распада Советского Союза убедительно подтверждает эту закономерность. В условиях современного, посткатастрофного развития стран СНГ, возникших на развалинах СССР, конфликтогенность социальных процессов резко увеличивается, а на обширных территориях постсоветского геополитического пространства (Таджикистан, Чечня, ранее - Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова и др.) прокатились вооруженные конфликты.

Для правильного понимания и истолкования катастроф, их сущности, особенностей и последствий важное значение имеет их шпологизация, т.е. вычленение основных типов на основе определения сходства и различий надежных способов идентификации этих чрезвычайных по своей сути феноменов по общности их существенных признаков и отличий. Учитывая огромное разнообразие экстремальных ситуаций, конструировать типологию катастроф можно по различным основаниям.


По объектам катастрофического развития и степени социальности, т.е. масштабности причинной вовлеченности общественных отношений в их возникновение, целесообразно выделить четыре типа катастроф:

1) природные;

2) экологические;

3) технологические;

4) социальные.

Природные катастрофы вызываются действием, стихийных сил природы, причем одни из них развертываются по краткосрочному, стремительному сценарию (торнадо, цунами, землетрясения и т.п.), а другие - по длительному, растянутому во времени (засухи, покровное оледенение Земли в ледниковый период, катастрофическое погружение в морскую пучину праконтинентов, описанное в сказаниях об исчезновении Атлантиды, разрушение озонового слоя атмосферы и т.п.). Человек пока еще чаще всего не в состоянии предотвратить стихийные бедствия, но он накопил достаточный опыт, позволяющий снизить размеры катастрофических последствии подобного рода природных явлений (например, разрушительных последствий урагана или землетрясения).

Экологические катастрофы тоже обусловлены преимущественно естественными силами природы, но в их детерминирующую сеть чаще всего вплетен и антропогенный фактор, т.е. они имеют, по существу, социопри-родную детерминированность, идет ли речь об экологическом бедствии в районе Аральского моря или в зоне Персидского залива, так и о многих других экологических катастрофах, почти все они связаны с дисбалансом между давлением на среду жизни (не только человека, но и других живых существ) и природно-ресурсным потенциалом.

Технологические катастрофы, к каковым относятся взрывы ядерных реакторов, газо- и нефтепроводов, аварии самолетов, космических кораблей, морских судов, железнодорожного и автомобильного транспорта и т.п. детерминированы, как правило, рассогласованием во взаимодействии основных компонентов в человеко-машинных системах. Поэтому они обусловлены неполадками


в функционировании технологических систем и технологии, но в еще большей степени - несовершенством, просчетами, ошибками, халатностью и т.п. в деятельности персонала, обслуживающего сложные технические устройства. Относительная кратковременность такого рода катастроф, во-первых, не снимает масштабов разрушения и тяжести их последствий, а во-вторых, может сопровождаться длительными посткатастрофными процессами (как это произошло в результате крупномасштабной ядерной катастрофы в Чернобыле), вызывающими огромные людские, финансовые, материальные потери, экологические бедствия и т.п.

Социальные катастрофы, ведущие к разрушению тех или иных социальных систем или общностей (социально-политический строй, государство, территориальная общность, семья и т.п.), к значительным потерям населения, деструктивным сдвигам в демографической и социальной структурах общества, в его духовной жизни, воплощаются в войнах, революциях, контрреволюционных переворотах и др. социальных явлениях. Они целиком детерминированы социальными (экономическими, политическими, психологическими и иными) факторами.

В свою очередь, каждый из выделенных типов катастроф может иметь свою внутреннюю дифференциацию. Например, технологические катастрофы подразделяются на производственные, энергетические, транспортные и т.д.

По субъектам, масштабам и последствиям"действия катастрофы можно подразделять на следующие пять типов:

1. Личностные, субъектом и объектом которых выступают отдельные личности, оказавшиеся инициаторами, участниками либо жертвами экстремальной ситуации, будь то. убийство, изнасилование, смерть близкого человека и т.п.

2. Локальные, охватывающие только определенное, достаточно ограниченное место, не выходящие за пределы ограниченной территории и втягивающие в свою орбиту сравнительно небольшое количество людей, такие, например, как захват самолета угонщиками, кораблекрушение или взрывы на нефтехранилищах или отдельных производствах.


3. Региональные, охватывающие более или менее обширные территории, соответствующие нескольким областям страны, объединенным общими экономико-географическими и другими особенностями, и значительные массы вовлеченных в них людей. Примером именно такой катастрофы является продолжающееся обмеление Аральского моря, имеющее катастрофические последствия для многих тысяч людей, окружающей природной и социальной среды, многих видов растений и животных.

4. Страновые, охватывающие территорию страны или нескольких ее крупных регионов и имеющие катастрофические последствия для нескольких миллионов человек, наносящие огромный материальный, природный, экологический ущерб. Примером такого катастрофического явления могут быть разрушительные наводнения в 1993 году в Бангладеш и в 1996 году в Китае, унесшие несколько тысяч жизней и оставившие без крова, средств к существованию в обоих случаях свыше 10 млн. человек.

5. Глобальные, распространяющие свое разрушительное действие на многие или большинство стран мира и приносящие катастрофические последствия для многих миллионов людей. Примерами катастроф такого типа являются Вторая мировая война, унесшая свыше 60 млн. жизней и вызвавшая колоссальные разрушения материальных и духовных ценностей, а также развал Советского Союза, сопровождавшийся катастрофическими разрушительными последствиями на обширном постсоветском геополитическом пространстве, на котором ныне в глубоком социально-экономическом кризисе пребывают страны СНГ и населяющие их народы.

По характеру развития катастрофы делятся на: 1. Функциональные. Их возможность и достаточно большая вероятность связана с тем, что существует принципиальное расхождение между масштабами и темпами природных флуктуации с одной стороны, и флуктуациями антропогенных (включая сюда и техногенные) объектов, сотворенных активными миропреобразовательными действиями человека. Например, существенное расхождение между принципами и способами градостроительства, с одной стороны, и недостаточным знанием геологических


процессов, их динамики и периодов флуктуационной поляризации природных стихий, с другой, способно привести к колоссальным негативным последствиям природных катастроф таких, скажем, как землетрясение в Армении или на Сахалине.

2. Эволюционные. Они детерминированы самой спецификой динамики того или иного природного объекта. Например, гибель динозавров была предопределена внутренними особенностями этого вида, не выработавшего в себе в процессе эволюции действенных механизмов охраны, защиты своей популяции от возможных, в том числе и катастрофических, изменений в окружающей среде. То же самое, разумеется, с необходимостью выявления качественной специфики социальных объектов, можно сказать о крахе бывших социалистических режимов в странах восточной Европы.

Названными типами катастроф отнюдь не исчерпывается все их многообразие. Если обратиться к такой важной проблеме, как детерминация катастроф, то причины катастрофических событий, действующих каждая в своей специфической среде, различаются между собой по частоте проявления, предсказуемости, контролируемости, стремительности развития, кратковременности или длительности действия, распространенности в пространстве, масштабности и т.п. Только при учете всех этих факторов представляется возможным прогнозировать ожидаемый деструктивный потенциал той или иной катастрофы и соотнесенное с ним поведение различных индивидов и социальных групп. При построении типологии катастроф необходимо учитывать такие психологические факторы предкатастрофного или катастрофного процесса, как наличие или отсутствие предостережения, осознание возможной угрозы, влияние паники, стрессов и т.п.

Кроме того, должны быть приняты во внимание возможности учета последствий катастрофы и постката-строфного восстановления, равно как и специфики самих катастроф, часть из которых доступны предсказанию (например, землетрясение, эпидемия), а другие (авиакатастрофа или обвал здания) непредсказуемы, вследствие чего их невозможно проконтролировать. Поскольку ката-


строфы попадают в исследовательское поле социологии катастроф главным образом вследствие того, что они несут в себе более или менее мощный потенциал социальной деструктивное™, их необходимо изучать социологическими методами под углом зрения того, насколько каждая из них несет угрозу смерти, разрушения, ущерба; с какой степенью-остроты ставит проблему выживания перед отдельным индивидом или социальной общностью; как соотносится с масштабами негативного воздействия на человека, его психологическое состояние и поведенческую деятельность.

Все названные особенности исследования катастроф дают основания для вывода, согласно которому основными компонентами социологического анализа предка-тастрофных, катастрофных и посткатастрофных событий выступают социальные субъекты и объекты этих событий, являются ли они инициаторами, свидетелями, жертвами последних. В качестве таковых выступают:

Индивиды;

Малые группы;

Организации;

Общности;

Социальные институты;

Общество в целом.

При важности каждого из названных компонентов (единиц) социологического анализа посткатастрофических событий все-таки приоритетная значимость придается основным социальным группам, в которых осуществляются межиндивидуальные, внутригрупповые и другие виды взаимодействия людей, переживающих глубокие стрессовые потрясения в экстремальных ситуациях.

Итак, социология катастроф в объект своего анализа включает прежде всего те экстремальные ситуации и их разрушительные последствия, в которых общественное бытие социальных систем - от общества в целом до его различных общностей (территориальных, этнических, семейных, профессиональных, политических и т.п.) - подвергается разрушению в результате внешнего или внутреннего воздействия и сопровождается социально-негативными, деструктивными процессами - смертью людей,


распадом социальных групп, государств или их глубокой деградацией, вследствие этого землетрясение или наводнение не интерпретируются с точки зрения социологии в качестве катастрофы, если они не проявляют указанных характеристик, т.е. не несут угрозы разрушения тех или иных сфер социального бытия. Социология катастроф рассматривает социальные аспекты поведения индивидов и их общностей в экстремальных ситуациях и в постката-строфных взаимодействиях в широком социологическом контексте, применяя концептуальные схемы различных социологических теорий: социального действия (Т. Пар-сонс), ролевой теории (Р. Мертон, Л. Лимптон), теории конфликтов (Р. Козер, Р. Дарендорф) и др. в их преломлении к теоретическому каркасу и эмпирическим методам исследования, свойственным собственно социологии катастроф. Без такого широкого теоретико-методологического интегративного подхода, базирующегося на парадигматическом исходном пункте, вряд ли возможно переходить к решению практических задач. А в качестве таковых выступает определение ресурсов и факторов, способных обеспечить организационную мобильность и эффективную деятельность различных сообществ и общества в целом в условиях катастрофной ситуации и по-сткатастрофного развития.

На передний план в социологии катастроф выдвигается макросоциологический анализ социодинамики предкатастрофных, собственно катастрофных и постката-строфных процессов. Катастрофа представляет собой деструктивный вариант социальных изменений, коренящихся в предшествующих причинно-следственных связях, поэтому эти связи рассматривают в условиях предкатаст-рофного развития. Среди них в качестве важнейших детерминантов выступают природные, технологические, экономические, политические, военные. Только при учете всей сложности, противоречивости, чаще всего рассогласованности этих связей, приводящих в своей совокупности к предкатастрофному состоянию изучаемой социальной системы (банка, государства, семьи и т.п.), станет понятным и объяснимым переход развивающихся событий в качественно иной этап - собственно катастрофное


развитие, внезапно прерывающее привычную ситуацию и потому долженствующее быть интерпретированным в таких терминах, как "экстремальное", "ужасное", "катастрофическое". Под тем же углом зрения должно быть рассмотрено в макросоциологическом анализе и постка-тастрофное развитие, т.е. преодоление катастрофы и минимизация ее последствий, возвращение (полное или частичное) к нормальным условиям социального бытия".

В рамках макросоциологического анализа основное внимание уделяется исследованию социальных катастроф огромного радиуса действия, захватывающих все общество или группу стран. Такая направленность объясняется тем, что именно в процессе развертывания крупномасштабных катастроф происходят такие разрушительные бедствия, как гибель множества людей, ликвидация существующих систем ценностей (отождествляемых во многих случаях с концом данного общественного строя), резкая политическая дифференциация индивидов и групп, возникновение новых социальных структур, отделение государств, сопровождаемое путчами, установлением диктатуры и т.п. Что же касается катастроф меньшего радиуса действия, вплоть до локальных событий, то они не столь деструктивны, вызывают гораздо меньшую социальную дифференциацию и поэтому стадии их развития, включая посткатастрофную, протекают быстрее, не несут в себе огромных социально-экономических, духовных и иных разрушений.

В качестве крупномасштабных социальных катастроф рассматриваются такие события, как войны, революции, государственные перевороты, совершаемые с применением вооруженных сил. Характерно при этом, что характеристика глубоких общественно-политических и экономических трансформаций в решающей степени определяется направленностью социально-политических интересов и целей тех субъектов массового социального действия (отдельных личностей, социальных групп, общественных движений, партий и т.п.), которые включены в развертывание процессов коренных преобразований, интерпретируемых одними в качестве революций, другими - социальных катастроф. Так, например, В.И. Ленин,


его сторонники и последователи характеризовали Октябрьский переворот 1917 году как Великую революцию, поборники сохранения капиталистической России А.Ф. Керенский, А.И. Деникин, а также крупнейшие российские философы, социологи, экономисты НА. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Е.П. Струве и др. - как величайшую катастрофу. При таком резком разделении мнений и оценок необходимо иметь в виду, что коренные изменения в социально-политическом строе общества могут оказаться для одних социальных групп катастрофическими, а для других - некатастрофическими, оцениваться сугубо положительно.

Эти особенности восприятия, оценки и интерпретации общественно-политических процессов в качестве катастрофических обусловлены тем, что тенденции и закономерности исторического развития не действуют сами по себе, минуя социальную деятельность людей, а преломляются через эту деятельность, ослабляются или усиливаются ею. Но поскольку в этой деятельности те или иные социальные группы руководствуются различными интересами и целями, которые довольно часто не только не совпадают или расходятся друг с другом, но и прямо противоположны друг другу; оценки одних и тех же событий различными социальными классами, движениями, партиями, их лидерами могут оказываться диаметрально противоположными. Такой разброс оценок характерен не только в отношении Октябрьской революции, которая, несомненно, воспринималась как социальное благо, "праздник угнетенных" (В.И. Ленин) одними; как величайшая социальная катастрофа - другими: всеми теми, кто вследствие ее отрешался от власти, собственности, а нередко - от Родины и жизни. Этот разброс столь же отчетливо проявился и в период развала Советского Союза. У многих людей, особенно старшего поколения, потрясенных процессами всеохватывающего кризиса, дезинтеграции и развала (крах идеи социализма, распад великой страны, резкое снижение уровня жизни народа и фактическое обнищание его большинства, упадок нравственности и культуры, стремительный рост преступности и т.п.), глубокие социально-экономические преобра-


зования и смена общественного строя вызывают ощущение небывалой социальной катастрофы. Напротив, новые социальные слои - предприниматели, менеджеры, значительная часть интеллигенции, молодежи, - вдохновленные крахом партократии и социализма, развалом тоталитарной системы, а также надеждами на благотворные перемены (резкое расширение демократии, свобода слова и печати, возрождение национальной культуры, обретение государственной независимости и т.п.), склонны характеризовать происходящие процессы социально-экономических и политических перемен как революцию, благо, триумф свободы.

Но как бы ни оценивались различными социально-политическими силами переломные события произошедшие в1917ив1991 году в судьбах белорусского, русского, украинского и других народов, входящих прежде в состав Российской империи, позже - в состав Советского Союза, а ныне развивающихся в системе СНГ, несомненна катастрофическая сущность процессов, связанных с этими событиями. И в том, и в другом случаях терпела крах, разваливалась единая социальная целостность, возникали качественно новые социально-экономические и политические отношения, иные социальные структуры; на смену одним органам власти приходили другие, резко отличающиеся от первых своей социальной сущностью, политической направленностью и формами деятельности. В одном и другом случае вслед за катастрофическим разрушением системы начинали развертываться посткатастрофные процессы. В обоих случаях в посткатастрофном социальном развитии проявлялось множество элементов нестабильно-, сти, неустойчивости, непредсказуемости, многовариантности, драматических противоборств. Названные особенности отчетливо проявляются в современном социально-политическом развитии Беларуси, России, других стран СНГ. В них каждый шаг вперед по пути реформирования общества, происходящего в условиях глубокого кризиса, наталкивается на огромные трудности, противоречия, сопротивление антиреформационных сил, подвергаясь опасности низвергнуться в пучину хаоса, катастрофических явлений. Характерно, что в такой посткатастрофной ситуации как силы реформации, так-и силы реставрации,


как силы, стоящие у власти, так и оппозиционные им движения и партии добиваются своих целей с оглядкой, опасаются решительных действий, последствия которых могут оказаться не только непредсказуемыми, но и непоправимыми. И те, и другие опасаются самого худшего и трагического варианта усиливающегося противоборства -массового применения насилия, гражданской войны, которой наше общество, ослабленное во всех отношениях -экономическом, социальном, политическом, моральном и т.д. - не сможет перенести, и которая может стать еще одной разрушительной катастрофой.

В этом состоит первая и самая характерная особенность посткатастрофного развития общества. Вторая его особенность заключается в затянувшемся и глубоком кризисе, охватившем все стороны общественной жизни - экономику, политику, культуру, социальную сферу. Этот кризис проявляется и в падений темпов и объемов производства, и в нарастающем расслоении общества на богатых и бедных, и в продолжающемся снижении жизненного уровня большинства населения, и в упадке нации, образования и культуры, и в дезинтеграции общества, и в социальной атомизации составляющих общество индивидов, в их отчуждении от ценностей культуры, политики, и в нарастании элементов аномии, беззакония, преступности.

Все названные особенности катастрофного и посткатастрофного развития, характерные для постсоциа"-листических стран, в Беларуси резко осложняются последствиями Чернобыльской катастрофы, которая явилась национальной трагедией белорусского народа, нанесла нашей республике ущерб, устранение которого потребует 32 республиканских годовых бюджетов. Под черной тенью этой катастрофы, испытывая на себе ее разрушительные последствия, оказалось более 2 млн. жителей Беларуси. Она разрушила привычный для них образ жизни, заставила многих покинуть родные места, нанесла непоправимый урон здоровью десятков тысяч людей, разорвала устоявшиеся десятилетиями социальные, культурные связи, вызвала многочисленные стрессы и нервно-психические расстройства, от которых придется избавляться многие годы.


Все эти деструктивные явления, представляющие собой последствия катастрофного и посткатастрофного развития, нашему обществу предстоит преодолевать на путях упрочения государственной независимости, пре-одолениясоциально-экономического кризиса, упрочения демократии, повышения жизненного уровня народа, возрождения и развития национальной культуры, что предполагает исследование специфики, причин, последствий социальных и иных катастроф, путей выхода из катастрофического состояния.

СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА - скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие «одряхления» системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и «в тоске смертельной мечется толпа» (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей сози-дательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур - традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы - результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что «пусковой крючок» разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в «социальной инженерии» (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях «аномальных» социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование «перестроек», наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод «шоковой терапии», в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА" в других словарях:

    См. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА … Новейший философский словарь

    катастрофа - ы, ж. 1) Крупное неожиданное событие с трагическими последствиями. Железнодорожная катастрофа. Предотвратить катастрофу. Попасть в катастрофу. Уцелеть в катастрофе. Синонимы: круше/ние 2) Потрясение, влекущее за собой резкий перелом в личной или… … Популярный словарь русского языка

    - (греч., от katastrepho окончить). 1) неожиданное, обыкновенно последнее событие в романах, повестях, драмах, служащее развязкой. 2) ужасное происшествие или гибельный конец в жизни народа или отдельных лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы; ж. [от греч. katastrophē переворот, уничтожение] 1. Неожиданное бедствие, происшествие с несчастными, трагическими последствиями. Авиационная, железнодорожная, автомобильная к. Погибнуть в катастрофе. // Внезапное событие, резко и необратимо… … Энциклопедический словарь

    катастрофа - ы; ж. (от греч. katastroph ē переворот, уничтожение) 1) а) Неожиданное бедствие, происшествие с несчастными, трагическими последствиями. Авиационная, железнодорожная, автомобильная катастро/фа. Погибнуть в катастрофе. б) отт. Внезапное событие,… … Словарь многих выражений

    Экологическая катастрофа необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Содержание 1 Классификация 2 Примеры крупных экологических катастроф … Википедия

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (19 июня 2012) … Википедия

    Первая в истории победоносная социальная революция, совершенная в 1917 рабочим классом России в союзе с беднейшим крестьянством под руководством Коммунистич. партии во главе с В. И. Лениным. В результате В. О. с. р. была свергнута в России власть … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Октябрьская революция (значения). Октябрьское восстание … Википедия

    Ы, ж. Внезапное бедствие, событие с трагическими последствиями. Автомобильная катастрофа. Уличная катастрофа. □ Жизнь [дедушки] была рано прервана неожиданной катастрофой. Он был взорван на воздух вместе с большей частью своего дома. Морозов,… … Малый академический словарь

Книги

  • Модернизация-2012. Книга первая: законы модернизации , Тамак Владимир Анатольевич. Формируя планы развития страны, Правительство России ориентируется на 2020 год. Но доживет ли Россия до 2020 года? Автор настоящей книги уверен, что не доживет... если объявленная Президентом…

– скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие «одряхления» системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и «в тоске смертельной мечется толпа» (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей сози-дательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур – традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы – результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что «пусковой крючок» разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в «социальной инженерии» (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях «аномальных» социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование «перестроек», наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод «шоковой терапии», в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности.

источник: Философский словарь, Грицанов

141 руб


Объективизм. Философия Айн Рэнд

Предлагаемая книга - первое всестороннее изложение философии Айн Рэнд, предпринятое ее последователем и наследником Леонардом Пейкоффом. Л.Пейкофф - автор книг The Ominous Parallels и "Объективизм: философия Айн Рэнд".
Объективизм, известный теперь во всем мире, пользуется особенной популярностью на своей родине, в Америке. Во многом потому, что Айн Рэнд впервые сделала философию доступной и понятной для простого обывателя, связав сложнейшие идеи с реальной жизнью. Айн Рэнд абсолютно чужды идеи коллективизма и жертвенности, она проповедует, что разум - единственное орудие познания и единственное руководство к действию, а главная цель человека в жизни - добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других. Личное благополучие она ставит превыше интересов государства. Разумный эгоизм для нее - источник прогресса человечества. А капитализм - высшее достижение людского разума.
Идеи Айн Рэнд всегда вызывали много споров - от полного отрицания к необычайному восхвалению. В любом случае эта книга позволяет задуматься о ценности человеческой личности, преобразующей мир.

195 руб


Camera lucida. Комментарий к фотографии

"Сатега lucida. Комментарий к фотографии" (1980) Ролана Барта - одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии 1870 года вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия Studium и Punсtum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, Punсtum - сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением.

335 руб


Археология знания

Книга выдающегося французского философа Мишеля Фуко "Археология знания" занимает в его наследии особое место. Изданная в 1969 году, она выражает изменившееся мироощущение французского интеллектуала после "майской революции", а если говорить о личной истории Фуко, - завершает "археологическую эпоху" его творчества и открывает новое направление исследований. В этой работе Фуко пытается ответить на следующие вопросы: какой тип феноменов может стать объектом дискурса истины? кто может занять позицию говорящего субъекта? каким образом возникают новые совокупности элементов, которые мы называем "научными теориями"? Фуко не создает здесь очередной вариант "истории идей", а стремится исследовать те соответствия, которые существуют между различными речевыми практиками и "внеязыковыми структурами повседневности", то есть экономическими, социальными и политическими условиями производства самого знания.
Во втором издании устранены некоторые неточности перевода, добавлен словарь личных имен.

Книга адресована всем, кто интересуется современной философией.

615 руб

К категории социальных катастроф в первую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также террористические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты.

Социальные катастрофы – результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой гибели людей.

Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло около 26 млн. граждан России, почти 20 млн. немцев, около 3 млн. итальянцев.

Война – организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. Война – продолжение политики насильственными средствами. С точки зрения экстремальных условий, вызывающих возникновение психогений, война по существу объединяет психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам. В работах психиатров Осипова Б.П., Гуревича М.О., Краснушкина Е.К., Гиляровского В.А. показано, что война не дает новых, неизвестных мирному времени видов психических расстройств, что её влияние лишь в некоторой степени видоизменяет известные психические расстройства. В формировании психогений военного времени у населения, помимо непосредственного переживания, связанного с угрозой жизни, существенную роль играют предрасполагающие факторы: информационная неопределенность, угроза существованию близких людей, ломка функционирования психофизиологической организации и основных жизненных стереотипов, утомление. При этом во многих случаях жизнь человека становится зависимой не от привычных условий, ведущих к благополучию в мирное время, а от новых факторов – умения выжить без помощи других людей, укрыться от непогоды, найти жилье и пищу. Имеет место различие между психогенными расстройствами в военное время у участников боевых действий и населения. Различие обусловлено тем, что солдат в условиях боевой обстановки каждый день подвергается угрозе смерти, от которой он не имеет права уклониться. Для гражданского населения вполне естественно искать убежища.

Терроризм – это устрашение людей осуществляемым насилием. Насилие это осуществляется в самых разных формах: это физическое, политическое, социальное, экономическое, информационное и т. д. насилие. С учетом степени массовости и по мере организованности выделяют четыре вида насилия: массовое организованное и массовое стихийное, индивидуальное стихийное и индивидуальное организованное. Терроризм представляет собой особую деструктивную разновидность человеческой деятельности. Среди основных мотивов занятия террористической деятельностью выделяются: 1) меркантильные мотивы; 2) идеологические мотивы; 3) мотивы преобразования, активного изменения мира; 4) мотив власти над людьми; 5) мотивы интереса и привлекательности терроризма как особой деятельности; 6) «товарищеская» мотивация; 7) мотив самореализации.

Личность террориста характеризуется сочетанием истерических и эксплозивных черт, высоким уровнем нейротизма и фрустрированностью, приводящей к прорыву барьера социальной адаптации, выраженной асоциальностью; однако далеко не всегда террористы обнаруживают физическую агрессию. У большинства террористов обнаруживают расстройства личности с высоким уровнем косвенной агрессии. При этом механизм реализации террористического акта, как правило, включает в себя аффектогенную мотивацию, психопатическую самоактуализацию. Дифференцированный анализ (Ольшанский, 2002) показал, что среди участников террористических организаций и террористических действий 46% холериков, 32% сангвиников, 12% меланхоликов и 10% флегматиков.

Анализ поведения жертв террористических актов показал, что оно по многим параметрам сближается с поведением жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. Массовая психология жертв террора складывается из пяти основных слагаемых. Они могут быть выстроены хронологически. Это страх, сменяемый ужасом, вызывающим либо апатию, либо панику, которая может смениться агрессией. Мужчины и женщины – жертвы террора ведут себя по-разному. Определенные поведенческие различия связаны с уровнем образования, развитостью интеллекта и уровнем благосостояния (если человеку почти нечего терять, он проявляет склонность к хаотичному, непродуктивному протесту). Спустя какое-то время после террористического акта у его жертв и свидетелей сохраняется психопатологическая симптоматика – прежде всего, в виде отложенного страха, а также разного рода фобий и регулярных кошмаров.