Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Знаменитый архитектор испании. Уход в красоту. Крипта колонии Гуэлья

Знаменитый архитектор испании. Уход в красоту. Крипта колонии Гуэлья

Давным-давно Барселона завоевала репутацию места, открытого для любых идей и течений. Здесь хватало места всем: торговцам, ремесленникам, художникам, архитекторам, людям разных национальностей и вероисповеданий, просто мечтателям, одержимым утопической идеей превратить его в райский город-сад... Кто знает, быть может, Бог услышал последних и, умиляясь чистотой и наивностью этих помыслов, в утешение все же бросил с небес горсть волшебных семян, из которых, ломая толщу бетона, проросли и распустились дивные, причудливые цветы — творения великого Антонио Гауди. Именно они придадут Барселоне неповторимый облик и сделают ее мировой столицей модерна.

Гауди оставил после себя загадки, ответы на которые человечество ищет до сих пор, его имя окутано завесой мифов и легенд. Кто-то считал его гением, кто-то безумцем, кто-то святым... «Этот человек с бездонными голубыми глазами разговаривает с Богом», — уверяли многие его современники. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городе Реус. Повитуха сказала, что мальчик не выживет. Ребенка срочно крестили, торопясь спасти душу младенца. Чудом смерть отступила, но малышу поставили страшный диагноз — тяжелейшая форма артрита. Врачи определили максимальный срок жизни маленького пациента — не более трех лет. Стараниями врачей или молитвами матери Антонио преодолел этот рубеж, но прогнозы все равно не внушали оптимизма. Из разговоров взрослых мальчик твердо знал, что день, когда он присоединится к своим трем умершим в младенчестве братьям, очень близок...

Когда Антонио исполнилось 5 лет, мама сказала: «Я отвезу тебя в Таррагону к Деве Марии». Малыш не смог встать перед Девой на колени из-за страшных болей в ногах. Склонив голову, он прошептал: «Спасибо, что я живу так долго!»

Со временем состояние здоровья мальчика заметно улучшится, хотя приступы артрита будут мучить его всю жизнь.

Жизнь продолжается!

Несмотря на постоянные физические страдания, не позволявшие Антонио играть со сверстниками в их шумные, веселые игры, он радовался каждому дню, подаренному ему Господом, и стремился вобрать в себя все волшебство, творящееся каждое мгновение в этом мире. Движение волн, полет облаков, шелест ветра, невероятно совершенное устройство улитки, ползущей по морскому песку... Ему безумно хотелось остаться в этом прекрасном мире, но еще больше хотелось понять, как он устроен. «Человек не творец, он — первооткрыватель. Кто доискивается законов природы в поддержку своим новым произведениям, тот помогает Творцу ». Этому своему принципу Гауди посвятит всю свою жизнь, не оставив в ней места ни для дома, ни для любимой женщины. Он будет растить свои творения, как любящий отец растит детей, шаг за шагом, обогащая их мир новыми возможностями для самостоятельной жизни, ставя на ноги, одевая в удивительные разноцветные наряды и... отпуская. А дальше они развиваются и эволюционируют вместе с природой, сливаясь с ней в единое целое, уже без участия человека. Он будет помогать Творцу приблизить наступление этой новой эры — абсолютного царства красоты и гармонии.

Дети снова затеяли какую-ту игру на морском берегу. Но маленькая фигурка шестилетнего Антонио остается неподвижной. Взгляд его прикован к воде. Форма волн никогда не повторяется: в одной большой сотня других, поменьше. «Если бы люди жили в море, они бы не чувствовали себя одиноко. Улицы и дома слились бы в одну стихию, но при этом никогда не стали бы безликими, похожими друг на друга ».

На берегу моря Антонио построит свои первый дом из песка. Гораздо позже он скажет: «Берешь в ладонь горсть сырого песка, выдавливаешь по капле вниз и из случайных капель, чуждых рациональному расчету, вдруг начинают вырастать башни — первая, вторая, третья... Все похожи, но ни одна не повторяет другую, каждая индивидуальна ». В творении всей жизни Гауди — храме святого семейства Саграда Фамилья — миллионы людей будут узнавать те песочные замки, которые сами строили в детстве.

Юный романтик

В 1863 году Гауди поступает в монастырскую школу, давшую ему среднее образование и двух замечательных друзей: юные романтики Эдуардо Тода и Хосе Ривера любили проводить время на природе и исследовать исторические места. Трое подростков подготовили публикацию 12 номеров еженедельника с рассказами о своих изысканиях. Тода и Ривера работали над текстом, Гауди — над иллюстрациями. Кроме того, друзья часто ставили любительские спектакли, проходившие где придется — даже на чердаках и в сараях. Гауди предпочитал заниматься созданием декораций. Позже друзья представили составленный ими собственный бизнес-план по восстановлению монастыря Поблет. План так и остался на бумаге, но сама идея проекта укрепила намерение Гауди стать архитектором. Впоследствии пути товарищей разошлись. Тода служил в дипломатическом ведомстве в Мадриде, а Ривера изучал медицину в Гранаде и стал профессором. Уйдя в отставку, он вернулся в родной город и... возглавил восстановление монастыря в Поблете. Благодаря его труду монастырь стал сегодня одной из ярких достопримечательностей Каталонии.

В 1869 году, закончив школу, Антонио поступает на подготовительные курсы при естественно-научном факультете Барселонского университета. Учится он из рук вон плохо. На выпускных экзаменах из шести предметов он проваливает два, в том числе черчение. Это, однако, не мешает Гауди поступить в 1874 году в Высшую школу архитектуры, где он сразу зарекомендовал себя как очень необычный студент.

В 1876 году тяжело заболел и умер брат Антонио, а через 2 месяца после этой трагедии скончалась и его мать. Антонио взял на себя заботу об отце и сестре с племянницей: параллельно с учебой он подрабатывал чертежником в архитектурном бюро. Неудивительно, чтоо Гауди часто пропускал занятия и его успеваемость оставляла желать лучшего. Несмотря на это, Гауди все же довел учебу до конца. Получение диплома архитектора не означало, что на молодого специалиста сразу посыпались заказы. Он продолжал работать чертежником, время от времени представляя собственные проекты. В 1878 году известный в Барселоне производитель кожаных перчаток поручил Гауди спроектировать витрину для участия во Всемирной выставке в Париже. Витрина вызвала восторг у посетителей, у крупных газет и у богатейшего промышленника и мецената Эузебио Гуэля. Последний был покорен талантом молодого архитектора и сразу предложил Гауди несколько заказов. Впрочем, не он один.

Дома и деревья

Гауди никогда не думал о своих проектах как об отдельно стоящих зданиях. Он будет создавать особый мир вокруг них, и делать это он будет без эскизов и чертежей, приводя в ужас именитых архитекторов. Поговаривали еще об одном чудачестве архитектора: он не признавал людей в очках и сам никогда их не носил, хотя один его глаз был близоруким, а другой дальнозорким. Фабриканта дона Мануэля Винсенса эти странности не испугали. Он заказывает архитектору проект летнего дома. Каса Винсенс («дом Винсенса») станет первой крупной работой мастера, благодаря которой его узнают в высших кругах Барселоны. Осматривая место будущей стройки, Гауди замечает огромную пальму, окруженную ковром желтых цветов. За 2 года Гауди «выростит» во дворе дона Винсенса дворец. Здесь нет ничего случайного — даже ограду дома он создает в виде листьев пальмы, потому что такие же пальмы растут в саду. Материал, которым Гауди отделал весь дом фабриканта, становится невероятно популярен: холодная плита выглядит теплой и живой. Люди поражались, какой невероятный дом заполучил себе дон Винсенс. И пускай он чуть не разорился, оплачивая безумства Гауди, зато выкупил себе местечко в вечности: в Барселоне дома, построенные Гауди, до сих пор называются именами заказчиков.

Еще одно фантастическое творение Гауди — парк Гуэль. Заказчиком этого проекта стал Эузебио Гуэль, предоставивший Гауди полную свободу действий (в том числе финансовую). Гауди, как обычно, строил без чертежей. Зачем воплощенной мечте чертежи?

Когда стоишь в парке Гуэль, кажется, что паришь над Барселоной. Многие сравнивают это место со Страной чудес, о которой рассказал : кроличья нора сначала шла прямо, как тоннель, потом неожиданно нырнула вниз. Вдруг на пути возникло дерево, и вот это уже колонна, а через секунду уже и не то и не другое. Наломанный ствол неожиданно оказывается тропинкой, которая на самом деле и не тропинка вовсе, бегущая по земле, а арка, уходящая в небо. Гауди вписал парк в пространство так умело, что понять, где заканчивается архитектура и начинается природа, практически невозможно. Глядя на опорные колонны, поддерживающие парковые дорожки, невольно вспоминаешь, что на вопрос о том, какой трактат по архитектуре Гауди предпочитает, он ответил: «Любое дерево. Природа создала это дерево из своего материала, скрутила непостижимою мозаику, в которой ни разу не повторился узор. Глубокие морщины прорезают шероховатый ствол. Узлы сучьев выпирают из него, как суставы человека. Под буграми и трещинами коры пульсирует жизнь ».

В знаменитом «зале ста колонн» (на самом деле их 86) колонны внутри — это те же деревья: по полым внутри стволам стекает дождевая вода. Рядом на солнце греется знаменитая ящерица без хвоста. Гауди пустил по ее венам воду из подземных ключей. Люди верят, что даже брызги, в которых купается это существо, целебны. А Гауди тем временем оживляет самую длинную в мире скамью: подбирая ее форму. Гауди приказал рабочим снять одежду и усесться как можно удобнее на свежий слой раствора, потом по полученному оттиску сделал сиденья и спинки, и они стали продолжением человеческого тела. Кстати, если бы скамья была прямая, она бы вмещала вдвое меньше людей.

Сальвадор Дали мог находиться здесь часами. В картинах художника запечатлены образы, выхваченные из мира Гауди.

Параллельно Гауди начал работу над храмом Саграда Фамилия — одним из самых прекрасных сооружений в мире и едва ли не самым известным долгостроем. Первым архитектором собора стал профессор Франсиско дель Вильяр, а Гауди этот признанный мастер привлек к работе в качестве ассистента. В 1883 году из-за разногласий с заказчиками старый профессор был вынужден покинуть проект. Его место занял Гауди. Он окунается в работу с головой, однако это не мешает ему выполнять и частные заказы. Строительство храма продвигалось так медленно, что Гауди обвиняют в безответственности. «Мой заказчик никуда не торопится », отвечает на это загадочный Гауди.

На фасаде собора появляются первые ослы и улитки. Чтобы сделать слепки с животных. Гауди погружает их в сон с помощью хлороформа, обмазывает жиром и делает отливку, прежде чем они успевают проснуться. Водостоки тоже исполнены в виде раковин и улиток. Гауди не подражает природе, он становится самой природой, и, подобно ей, он создает, выращивает свои дома. Он расплескивает волнами стены зданий, превращая их в стихию, крыши выгибает чешуей дракона. В Саграда Фамилия появляется знаменитая лестница — «улитка Гауди». Он закручивает ступени спиралью таким образом, что получается гигантская морская раковина. «Бесконечное вращение от центра вовне — единственная возможность постоянно расширяться, оставаясь собой. Я знаю, как сжать пространство в точку, не уменьшая его. Создать бесконечность вокруг точки ».

В центре рабочего поселка в Санта Колома де Сервельо (его еще называли колонией Гуэля, так как он строился на деньги этого мецената) архитектор создал знаменитую Крипту Гауди. Это помещение должно было стать храмом, но мастер не успел завершить работу. Однако и успевший воплотиться фрагмент задуманного — настоящий шедевр. Здесь многое кажется странным. Церковь грозит разлететься как карточный домик. В ней нет ни одной привычной для любой архитектурной постройки опоры. Гауди сделал так, чтобы крипта держала сама себя. Он открыл новые способы безопорного перекрытия. В квадратную железную сетку наливался цемент, под его тяжестью решетка прогибалась, цемент застывал и получалась арка. Обычные стрельчатые арки Гауди называл «костылями». Он с детства знал, для чего нужны костыли, — чтобы сгладить физические недостатки. Гауди удалось избавить архитектуру от них. Архитектор брал специально заготовленную форму, затем аккуратно по ее контуру выкладывал каменные блоки, после чего форма вынималась — и ни один камень не падал. И вот загадка: чем более хрупкими выглядят его арки, тем прочнее они оказываются. Миты для крипты Гауди тоже проектировал сам. Это удивительно удобные предметы с изогнутыми линиями и ножками в виде костей.

Фантаст Станислав Лем сочинил, что в XXIV веке наука смешает ген живого и неживого и в лесу вырастут стулья, на грядках — съедобные табуретки, а комоды сами побегут по бескрайним полям. Гауди было дано опередить самое фантастическое будущее. Он уже в XIX веке научился оживлять предметы и приспосабливать их под людей.

Уход в красоту

Между тем Гауди постепенно меняется. Некогда одетый по последней моде, общительный Антонио все больше и больше погружается в свои мысли. Он уже не заказывает одежду у самых модных портных Барселоны. Постепенно мастер начинает терять интерес ко всему, что не связано с его работой, женщинам, друзьям. Зато становится все более религиозен.

Неожиданно на самом пике архитектурной карьеры Гауди перестают интересовать дорогостоящие частные проекты, он запросто отказывается от самых выгодных предложений. По Барселоне поползли слухи — у Гауди действительно есть особый заказчик, это для него он строит Саграда Фамилия, которому суждено стать каменной Библией. Так и будет, если завершится строительство. Самая высокая башня (170 м) станет олицетворять Христа, башня поменьше — Деву- Марию, другие 12 башен — 12 апостолов. Три фасада — это три таинства: Рождение, Страсти Христовы и Воскрешение. Венчать собор будет огромный, светящийся крест. Чертежей у Гауди по-прежнему нет. Случайно на строительной площадке он роняет фразу, которая многое может объяснить: «Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг. Устремиться в небо можно, только оперевшись на землю. Как прочна отвесная скала, нависшая над глубокой пропастью. Земля держит камень, камень держит землю. Нерушимый союз великанов. Линии гор скрывают секрет прочности ».

Гауди часто бывал в монастыре на горе Монсеррат. Он растворялся в звуках мессы, хор пел, а с архитектором что-то происходило. Доподлинно не известно, но говорят, что как-то раз сорокадвухлетний Гауди вышел после мессы и долгое время молча стоял на горе, будто сам окаменел, погрузившись в транс настолько глубоко, что даже впал в летаргический сон. Есть версия, что в одном из своих паломничеств на Монсеррат Гауди получил некий духовный опыт, о котором не посмел рассказать. Наверное, Гауди принял тогда какое-то решение. Он заявил всем, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если ему предложат работу над проектом светским, он должен будет испросить на это разрешения у Мадонны из Монсеррат. Никаких других подробностей от архитектора добиться не удалось.

Сладкое яблоко раздора

И все же еще двум частным проектам было суждено увидеть свет. Недоброжелатели язвили: «Мастеру, видимо, так понадобились деньги, что Мадонна дала добро». Поспешим разочаровать их. Все доходы от этих проектов Гауди потратил на строительство Саграда Фамилия, так же как и все имевшиеся у него сбережения. Учитывая то, что Гауди был самым модным архитектором Барселоны, средства были немалыми. Барселона — квартал раздора: странное название, которое можно перевести и как «квартал», и как «яблоко», появилось из-за того, что на улочках этой части города находятся дома четырех лучших архитекторов-модернистов. Каса Бальо, который выстроил здесь Гауди, называли «Домом костей».

Результат работы архитектора привел многих жителей Барселоны в шок. Люди до сих пор не знают, как на него реагировать. Это не дом, а живое существо, поверженный дракон. Спину ящера поражает шпиль с крестом — это меч святого Георгия, покровителя Барселоны. На утреннем солнце мозаика-чешуя переливается так, как будто под ней агонизирует плоть. Сохранился комментарий самого Гауди: «У здания не будет углов. Солнце будет освещать дом со всех четырех сторон, и все это окажется близким нашему представлению о рае ».

Другое знаменитое строение — Каса Мила, дом, прозванный «Каменоломней». Гауди крутил, изгибал и изламывал каменные стены как заблагорассудится. Такой принцип планировки был использован в архитектуре впервые. Сейчас мы называем его свободной планировкой. Гауди объяснял, что внешние формы Каса Мила сливаются с контурами окружающих Барселону гор. Внутренние дворики, похожие на воронки, — это расщелины скал, комнаты это дикорастущий на каменной породе мох. Крыша дома — небесный лес. Она задумывалась как прогулочная терраса. Жильцы прохаживались по небесному лесу, где вместо деревьев были выстроены причудливые дымоходы. Каменную розу на фасаде Гаудн сделал сам, но сначала довел до слез каменщика, когда требовал от него не просто розу, а «идею розы». Бедняга так и не понял, что хотел от него мастер.

Каса Мила строился как обычный жилой дом, но Гауди задумывал его как двойник горы Монсеррат и хотел придать ему особое значение. Ему удалось добиться на фасаде такой игры света и тени, что создается иллюзия движения, и, если приглядеться, кажется, что дом колышется. Завершив эти проекты, Гауди работал только над храмом, переселившись в мастерскую. Ему было жалко тратить время на дорогу до дома. Саграда Фамилия заменила ему дом, сон, хлеб и воду. Гауди говорил о храме как о живом существе, называл его своей семьей. Архтектор забывал пить и есть, его единственный костюм был изношен настолько, что больше походил на нищенские лохмотья. Когда строительство останавливалось, архитектор метался по городу в поисках денег и не стеснялся даже просить милостыню. Горожане шептались: «Таинственный заказчик Гауди все же начал его торопить...»

Неожиданно для всех мастер сделал первые наброски храмового комплекса. Изменив своей обычной манере, Гауди создал в большом количестве эскизы, макеты и слепки. Все это предназначалось будущим зодчим Саграда Фамилия. Гауди будто знал, что достроить храм он не успеет. Ему было необходимо передать знания тем, кто придет потом. Это будет место, подобное лесу, мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды. Стоит только запрокинуть голову — и колонны храма станут гигантскими деревьями, на кронах которых застынет небесный свет, — свет, обращенный в тень. Облака — это единственная возможность смотреть на солнце, их изменчивость обрамляет солнечное постоянство. Любая архитектурная форма рождается на грани света и тени. Башни Рождества Гауди установил вопреки всем известным тогда законам сопромата, пояснив, что это поможет ветру, проходящему через отверстия, звучать как настоящий хор. Один поэт спросил: «Вы что, создаете орган для Господа?» Архитектор согласно кивнул. Его задачей было заставить ветер резонировать так, чтобы в храме звучала музыка творения.

В другой раз епископ спросил, почему Гауди беспокоится об отделке шпилей и крыш, ведь никто не увидит их. «Монсеньор , — ответы Гауди, — их же будут разглядывать ангелы

Гауди успел закончит, лишь один фасад из трех — фасад Рождества. Все его модели и чертежи были впоследствии уничтожены. Во времена гражданской войны мастерская архитектора сгорела, но каким-то чудом возведение храма продолжается, хотя собор еще далек от завершения — слишком много загадок оставил Гауди инженерам и архитекторам. Прошли десятилетия, прежде чем инженеры нашли способ сделать расчеты для дальнейших работ, и единственной программой, способной их выполнить, оказалась программа NASA. Но любимое дитя Гауди продолжает расти и после его смерти. Как огромный магнит, собор притягивает к себе миллионы людей со всех концов света. И теперь уже не ее великий отец, а само строение продолжает диктовать свою волю. Как и средневековые соборы, Саграда Фамилия возводится только на добровольные пожертвования. Его строят представители разных стран, разных народов и даже разных вероисповеданий. Говорят, что тот, кто создаст для Саграда Фамилия хоть одну маленькую деталь, уже никогда не сможет остановиться.

7 июня 1926 года из церкви вышел невысокий, плохо одетый человек. Он улыбнулся детворе и побрел в сторону улицы. Больше он не оглядывался по сторонам. Увлеченный своими мыслями пешеход попал под трамвай. Первый трамвай, пущенный в Барселоне.

В нищем бродяге никто не узнал знаменитого архитектора. Несколько часов Гауди пролежал на мостовой, прежде чем, истекающего кровью, его все-таки доставили в больницу для бедных «Санта Круз»: никто не хотел везти в своей машине окровавленного старика. Через три дня Гауди умер.

Газеты пестрели заголовками: «В Барселоне не стало гения!», «В Барселоне умер святой!» Погребальная процессия растянулась на несколько километров. Гауди покоится в крипте собора Саграда Фамилия. Очевидцы клялись, что в день его похорон в Барселоне плакали даже камни, а в момент отпевания башни собора скорбно склонили свои головы.

В 2003 году в Ватикане начался процесс канонизации великого каталонского архитектора Антонио Гауди.

Гениальный каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет, родившийся 25 июня 1852 г., связал воедино старинные традиции и стилистику модерна, опираясь на национальную готику и характерные особенности народной каталонской культуры. Ле Корбюзье называл Гауди «конструктором ХХ в. », а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора.

Его архитектура далека от общепринятой. Гауди причисляют к каталонскому модерну, но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение, т.к. он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику . Что, действительно, отличает его от всех - это связь архитектуры с природой. Гауди сумел перенести законы природы на архитектуру, добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе.

Рис. 1. Одно из немногих изображений Антонио Гауди.

Первый жилой дом ему заказал Мануэль Висенс, кирпичный и керамический фабрикант. Буйная фантазия Гауди только и ждала этого заказа. На клочке земли размером всего 0,1 га он сумел создать внушительного вида дом с садом. Он соорудил кирпичный особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями по углам.

Рис. 2. Каза Висенс. Вид со стороны ул. Каролинас.

Интерьеры дома - настоящий вертеп эклектики:

  • с потолка столовой свисает спелая вишня из расписной лепнины;
  • дверные проемы разрисованы листьями и цаплями.

Апофеоз мистификации - барочный псевдокупол, выполненный перспективой на плоском потолке.

Каза Висенс - настоящий маленький дворец из «Тысячи одной ночи », декорированный с восточной роскошью.

Каза эль Каприччо

Рис. 3. Каза эль Каприччо.

Коттедж-каприз построен на участке 0,3 га на поляне у подножия холма и имеет 3 не совпадающих по планам этажа. Композиционный конфликт предельно обострен: приземистый основной объем едва сочленен с высокой башней, с висящим над ней причудливым балдахином. Горизонтали подчеркиваются рядами кирпичной кладки попеременно с рельефной майоликой, а также широким карнизом.

Дворец в Асторге

Рис. 4. Главный фасад епископского дворца в Асторге.

Это наиболее «неоготическая » из построек Гауди, наиболее строгая и сухая: план в виде греческого креста, сугубо крепостной характер архитектуры.

Саграда Фамилия

Рис. 5. Собор Святого Семейства.

Этот всеми признанный шедевр Гауди, посвященный Святому Семейству поражает величием замысла и блистательностью исполнения. Собор имеет в плане форму латинского креста; в соборе пять продольных нефов и три поперечных, три входа, его окружает крытая галерея. Длина собора 110 м, высота - 45 м. Над собором возвышаются 4 100-метровых башни, 12 башен по числу апостолов, 4 колокольни - по числу евангелистов и 2 шпиля - Богоматери и Иисуса Христа (170 м). При Гауди был построен только фасад Рождества. В те годы он жил прямо в соборе, в тесной, заваленной чертежами каморке. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство.

Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. 7 июня 1926 г. у выхода со строительной площадки собора Саграда Фамилия, на 74-ом году жизни, Гауди был сбит трамваем. Не узнанного, в бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста, где он и умер через несколько дней. Только после смерти выяснилось, что этот старик, напоминающий бомжа и не имевший даже своего дома, заработал за свою 48-летнюю архитектурную деятельность миллионы.

Строительство собора продолжается и в настоящее время на жертвования верующих, но движется очень медленно.

По легенде, Барселона была основана знаменитым героем древнегреческих мифов – Гераклом и восстановлена из руин в 3 столетии до нашей эры карфагенянином Гамилькаром Баркой, назвавшим город в честь своей семьи – Барсино. Сегодня Барселона – второй по количеству населяющих его жителей город Испании и десятый Евросоюза.

Столица Каталонии располагается на побережье Средиземного моря. Холмы, на которых был выстроен город, дали названия пяти его районам: Кармель, Монтерольс, Пучет, Ровира и Пейра. Как и большинство европейских городов, Барселона состоит из Старого города, включающего в себя Готический квартал, Нового города, времён застройки XIX века, и современных районов.

Архитектура Барселоны отражает основные историко-культурные периоды формирования каталонской столицы. Старый город включает в себя как средневековые строения, выполненные в готическом стиле, так и более древние постройки, периода римской античности. Эшампле или Новый город представляет собой классический образец модернизма конца XIX – начала XX столетия. На бульваре Грасиа можно полюбоваться шедеврами знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди и фонарями со скамьями, созданными по проекту Пера Фалькеса.

Основные достопримечательности Барселоны располагаются в историческом центре города. На холме Монжуик, расположенном рядом с морским портом, можно посетить старинную крепость (1640), архитектурный музей под открытым небом, известный как «Испанская деревня», Национальный музей искусства Каталонии и олимпийские объекты, выстроенные к Летним играм 1992 года. Сайт lonelyplanet.com знакомит нас с красивейшими достопримечательностями Барселоны.

Архитектурные достопримечательности Барселоны — ФОТО.

1. Храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства, расположенный в Эшампле Барселоны, принадлежит архитектурному гению эпохи модернизма – Антонио Гауди. Строительство собора было начато в 1882-м году. Все работы оплачивались благодаря частным пожертвованиям. Возможно, именно поэтому Храм Святого Семейства строился на протяжении не одного века. С 1882-го по 1926-ой он возводился под руководством Гауди. С 1926-го шефство над Храмом попеременно брали на себя другие известные архитекторы. Освящение храма произошло только в XXI веке. Храм Святого Семейства построен в форме латинского креста. Строение имеет пять нефов. Колокольни храма имитируют вид песчаных башен.

2. Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Церковь Святой Марии на Море (а именно так переводится на русский название жемчужины испанской архитектуры) находится в старинном квартале Ла-Рибела, расположенном в Старом городе. Готическое строение возводилось на протяжении середины-конца XIV века – времени торгового и морского расцвета Каталонии. Санта-Мария-дель-Мар отличается чистотой архитектурного стиля, чётко придерживающегося традиционных средневековых норм. К примеру, изысканный, на первый взгляд, витраж западного фасада церкви – и тот относится к стилю пламенеющей готики.

3. Торре Акбар

34-этажный небоскрёб, расположенный на площади Глориас-Каталанес, получил своё название от владельцев – компании «Группа Акбар». Приставка «Торре» в переводе с каталонского означает – «башня». Величественное здание, напоминающее своим внешним видом космический корабль, было закончено в июне 2005 года. Уникальность фасада Торре Акбар связана с его особым устройством. Внешняя часть небоскрёба покрыта металлическими, с встроенными в них светодиодами, и движущимися под воздействием температурных датчиков стеклянными панелями. Светодиодные технологии формируют на поверхности Торре Акбар сложные цветовые комбинации в пределах 16 миллионов вариантов.

4. Дворец каталонской музыки

Палау де ла Музика Каталана – наиболее яркий представитель каталонского модерна. Знаменитый концертный зал Барселоны был построен архитектором Луисом Доменек-и-Монтанер в начале XX века. Дворец каталонской музыки единственный в Европе, где работает естественное освещение. Палау де ла Музика Каталана располагается на маленькой улочке исторического квартала Ла-Рибела. Архитектурные особенности модерна проявились в оформлении Дворца в кривых линиях, динамических формах, ярких художественных орнаментах. Отделка фасада дополнительно включает в себя элементы классической испанской и арабской культуры.

5. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Знаменитый больничный комплекс Барселоны располагается в Новом городе. Построенный в первой трети XX века по проекту известного каталонского архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая больница Святого Павла появилась на этом месте ещё в 1401-м году, когда шесть средневековых лечебниц были объединены в одну. В своём современном виде госпиталь функционировал до 2009 года, после чего был переоборудован в культурный центр и музей. В настоящее время на его территории устраиваются разнообразные выставки.

6. Рынок Санта-Катерина

Рынок Санта-Катерина получил своё название по имени святой, которой был посвящён ранее стоявший на этом месте женский монастырь. Религиозное учреждение было разрушено в 1835-м году революционными событиями, после чего городской совет решил отдать его земли под торговые площади, в которых город на тот момент нуждался больше. Первое здание рынка было построено по проекту Джозефа Мас Вилла и открыто в 1846 году. Современный вид Санта-Катарина приобрела благодаря работе Энрике Мирайеса. Именно он предложил оформить крышу рынка в ярких, броских тонах.

7. Дом «Ла Педрера»

На самом деле, необычный барселонский дом, построенный в начале XX века по проекту архитектора Антонио Гауди, называется дом Мила. «Педрерой», то есть «Каменоломней», его прозвали местные жители, поначалу не принимавшие модернизм как вид искусства. Странное строение, полностью лишённое прямых линий, воспринималось барселонцами как нечто ужасное. Между тем, дом Мила уникален не только снаружи, но и изнутри. В нём работает естественная вентиляция, а межкомнатные перегородки перемещаются по желанию владельцев квартир.

8. Дом Амалье

Построенный в конце XIX – начале XX века дом Амалье сочетает в себе архитектурные черты неоготики и модернизма. Здание было построено в 1875 году. В 1898-м его купил барселонский кондитер Антонио Амалье. По его поручению архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалька переработал декоративное оформление здания. Фронтон последнего приобрёл ступенчатый вид, а на фасаде появилось аллегорическое изображение владельца. Расположенный в районе Эшампле, дом Амалье входит в состав «Квартала разногласия», названного так из-за стилистической разнородности составляющих его зданий. С 1976 года дом Амалье является памятником национального значения.

9. Дом Бальо

Дом Бальо носит фамилию текстильного магната, заказавшего проект здания архитектору-модернисту Антонио Гауди. Жилое строение было возведено в 1877-м году в районе Эшампле, рядом с домом Амалье. Второе название дома Бальо – Дом костей – связано с его необычной архитектурной формой. Как и в «Ла Педрера», в оформлении этого здания отсутствуют прямые линии. Волнистые изгибы фасада придают строению аллегорический образ дракона – излюбленного персонажа Гауди. Фактически Дом Бальо своими формами и декоративными элементами воссоздаёт знаменитую историю убийства дракона Святым Георгием, покровителем Каталонии.

10. Павильон Людвига Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ относится к числу ведущих представителей интернационального стиля, сформировавшегося внутри модернизма в 30-60-е годы XX века. Барселонский павильон был построен в 80-е годы в точном соответствии с его немецким предшественником. В оригинальном полупрозрачном здании, состоящем из стекла и разных видов мрамора, разместился музей Людвига Мис ван дер Роэ. В частности, в нём выставлены самые известные работы архитектора: скульптура Георга Колбэ и Барселонский стул.

Барселону считают одним из самых красивейших городов мира. Во многом этому факту Барселона обязана архитектору Антонио Гауди. Его необычные, шокирующие и противоречивые творения привлекают в Барселону туристов всего мира. Люди отрываются от приятного ничего не деланья, all inclusiva и ближайшего пляжа, чтобы пройти по Рамбле, забраться на Монжуик, походить с широко раскрытыми глазами по парку Гуэль, скрыться от жары в Готическом квартале старой части Барселоны...и, конечно, своими глазами увидеть Саграду Фамилию, причудливые дома Мила и Батло.

В данной заметке я хочу рассказать о непростой судьбе архитектора Антонио Гауди, о его стиле и творениях. В Барселоне сейчас находятся 14 архитектурных строений Гауди. Дома, которые он строил на заказ - это не туристические аттракционы, а место для жизни людей, попросту – жилые дома. И по сей день в них живут люди, зачастую организовывая в некоторых комнатах музеи. О творениях Гауди в Барселоне писали здесь .

Кто же такой Антонио Гауди?

Имя Гауди окутано завесой таинственности. Вероятно, первое, что затрудняет понимание его творчества, - это загадка, присущая всем гениям. Он не оставил никаких записей и дневников, у него не было близких друзей (кроме Эузебе Гуэля). Все, что мы знаем о Гауди, связано с его работами и творчеством, а личная жизнь покрыта мраком.

Родился Антонио Гауди в каталонском городе Реус, расположенном около 40 километров от Барселоны. В семье кузнеца и простой домохозяйки почти каждый год рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио тоже сильно болел, мать готовилась к самому худшему. Но все обошлось.

Кстати, в Реусе построен великолепный современный центр, посвященный творчеству Антонио Гауди, о нем можно прочитать здесь.

Однако, маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома. Проблема Гауди с ногами прошла только во времена студенчества, поэтому он всячески наслаждался прогулками по городу.

Невозможность бегать и играть во дворе маленький Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Его малограмотная мать научила сына писать и читать, а отец - рисунку, в котором юный гений преуспел. Однако ум мальчика не был удовлетворен теми знаниями, которые дали родители, поэтому Гауди начал посещать школу. Учителя не очень любили мальчика за строптивый характер. Он не боялся спорить и высказывать свою точку зрения. Например, на фразу учителя о том, что у птиц есть крылья, чтобы они могли летать, Гауди заявлял, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.

Еще одним недугом, который мучил архитектора, была загадочная болезнь слишком быстрого старения. Например, знаменитый и один из немногих портретов Гауди сделан в возрасте 26 лет. Правда, сложно поверить, что этому человеку всего 26?

В школе Антонио Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале «Эль Арлекин». После ему уже доверили оформить сцену школьного театра. Но настоящей страстью талантливого мальчика была архитектура.

После окончания школы, в 17-летнем возрасте, Гауди уехал из родного Реуса в Барселону. Он устроился на должность чертежника в городское архитектурное бюро и записался на курсы при Барселонском университете, на которых изучали архитектуру. Целых 5 лет архитектор постигал таинства науки, усердно корпел над книгами и чертежами. Параллельно Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры, где был лучшим учеником.

В семье Гауди никогда не было достаточно денег, тем более уже подрастала младшая сестра Гауди. Работа чертежника не приносила архитектору большого количества денег, он жил на грани с бедностью, поэтому всячески избегал компаний и тусовок.

Первая победа Гауди в качестве профессионала произошла в 1870 году. Ему удалось выиграть тендер старого монастыря в Поблет на переработку личного герба настоятеля монастыря. Герб стал первым проектом Гауди. Кроме того, за это хорошо заплатили.

В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что схватывал двойки.

Иногда протест «шаблонным» канонам Гауди выражал в чертежах. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.

Забегая вперед, стоит напомнить, что Гауди редко делал свои дальнейшие проекты с чертежами. Он лично руководил стройкой, но при этом, каждый объект поражал необычным дизайном и глубокой инженерной мыслью и функциональностью. Он мог легко разрушить уже почти построенное здание и начать его переделывать на ходу, без чертежей и согласований с заказчиками. Ему вообще было наплевать на их мнение, потому что только он знает, как будет лучше.

Гауди был ярким представителем течения модернистов, используя в своих интерьерах и фасадах природные мотивы. Он всегда уделял внимание мелочам, делал все так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в созданных им зданиях.

За время студенчества Гауди выполнил несколько проектов для Барселоны, которые так и остались на чертежах. Это были ворота для городского кладбища, больница и причал для морских судов.

Наконец Гауди получил первый общественный заказ и разработал фонарь для Барселоны.

В 1878 году Антонио Гауди стал обладателем диплома архитектора. С этого момента начался новый этап его жизни.

Антонио Гауди - архитектор Барселоны

Гауди очень любил Барселону. Мечтал возродить старые готические формы любимой Барсы. Одним из кумиров Гауди был архитектор Виолее-ле-Дюк, написавший книгу про готические соборы Франции. Гауди отправился к нему в Каркассон, чтобы услышать мнение о собственных идеях.

Надо сказать, что Гауди не перестал спорить с обществом, утверждал, что знает истину. Он отказывался строить по навязываемым ему канонам архитектуры, кричал: «Пусть строит тогда кто-нибудь другой, а не я!».

К этому времени он стал немного зарабатывать и стремился выглядеть успешнее, чем есть на самом деле.

И ему поверили, хотя зачастую дать объяснение своим идеям он не мог. Его проекты каждый раз поражали заказчиков своей несуразностью, но спустя время, люди ценили тот комфорт, который смог создать Гауди и ту красоту, которую надо сначала разглядеть.


Турист, приехавший в Барселону, может сказать, что не понимает гения Гауди, ему вообще не нравятся эти пряничные домики. Так каждый дурак может.

Чтобы не быть вот таким туристом, стоит понять главное - все, что строил Гауди, было для чего-нибудь нужно. Его волновали инженерные коммуникации, проблемы света и воздуха в помещениях. Это сейчас архитектору-дизайнеру не надо ломать голову, как же сделать проветривание в комнатах, а Гауди пришлось все это придумать. Он искал новые формы. Как сделать арки более изящные, а колонны более тонкими? И чтобы все это стояло на века.


Наши отзывы и много практической информации о достопримечательностях, шопинге и отдыхе в Барселоне можно прочитать вот здесь .

Антонион Гауди и религия

На протяжении многих лет Гауди был отъявленным скептиком. Он не посещал храмы, хотя делал для них проекты. Он просто не верил в Бога. Однако, что-то заставило его превратиться в глубоко набожного человека. По одной из версий, к Богу его подтолкнула смерть матери в достаточно молодом возрасте.

Знакомство Гауди с Гуэлем

Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.

По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.

Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.

Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег - недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.

Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.

Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.

Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.


Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.

Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:

  • Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
  • Винные погреба в Гаррафе;
  • Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
  • Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
  • Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
  • Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
  • Дом Кальвет;
  • Монастырь св. Тересы;
  • Дом-музей архитектора;
  • И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера - собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.

Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)


Церковь Саграда Фамилия явилась делом все жизни великого архитектора Гауди, которому он посвятил весь остаток своих дней. История данного строения началась еще в 1883 году, когда по задумке властей Барселоны собор начал возводить и проектировать Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал данную церковь в стиле неоготики. Правда ему удалось построить одну лишь крипту под аспидой и далее проект был передан Гауди в 91 году того же 19 века.

Гауди посвятил собору 43 года своей жизни и сотворил строение в своем собственном стиле, не похожем ни на одно из придуманных великими мастерами направлений. Антонио Гауди во всей истории архитектуры находится в стороне от всех, так как ему не было, и нет равных и даже сегодня, когда храм так и не был достроен до конца. Не нашелся еще тот, кто смог понять идею художника и его цель и закончить дело его жизни.

Кафедральный собор святому семейству был задуман архитектором, как воплощение нового Завета в жизнь и вся лепнина фасада должна была передать жизнь и дела Христа на Земле. Гауди и тут не отошел от своих принципов и ни чего не придумывал заранее, а воплощал свои идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках, и полностью контролировал весь процесс.

Чтобы находиться ближе к своему детище, Антонио переселился в одну из комнат будущего Собора, и порой, его задумки шли на перекос с его же прошлыми идеями. После чего строителям приходилось ломать одно и возводить что-то новое, что Гауди только что придумал. Именно так и начал над всеми домами Барселоны медленно расти и возвышаться удивительный Собор, который поражал своими формами и архитектурными изваяниями всех жителей в те времена и продолжает поражать взгляды посетителей со всего мира и сегодня.

По задумке Гауди церковь должна была иметь вид в форме трех фасадов с одинаковым оформлением, которые должны украсить четыре криволинейные башни. В результате должно быть 12 башен, каждая из которых символизирует одного из апостолов, а фасады должны были олицетворить жизнь Христа – «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение».

Но, как это ни печально, даже после стольких лет строительства, Гауди успел воплотить в жизнь только часть своих идей, и ему удалось представить взору граждан один лишь «рождественский» фасад – восточная часть Собора. А так же четыре его башни, которые, правда, были достроены уже после смерти мастера в 1950 году. Остальные фасады, лепнина и башни так и остались в незавершенном своем состоянии.

Смерть великого мастера

С 14 года 20 столетия Гауди стал отдавать всего себя на строительство храма и начал все чаще и больше уходить в свой внутренний мир и постепенно превратился в отшельника. Он сутками находился в своей мастерской на строительной площадке и лишь изредка выходил за ворота для того, чтобы собрать средства и пожертвования для дальнейших работ. Возведение соборных стен и всего здания стало для Гауди навязчивой идеей и целью в его жизни.

В один из обычных дней в 1926 году, когда Антонио Гауди направился в ближайшую церквушку к вечерне, его по дороге сбил трамвай. Это и стало последним днем в жизни гениального архитектора Каталонии. В лежащем на дороге старике в изношенных одежонках никто из прохожих не узнал мастера Гауди. Его приняли за бездомного старца и отправили в госпиталь Святого Креста и Павла для бедных. Два дня архитектор пробыл в бессознательном состоянии и в возрасте 74 лет скончался на больничной койке.

Лишь после его кончины в теле покойного узнали Антонио Гауди и похоронили со всеми почестями в крипте недостроенного им собора.

Много раз пытались закончить дело рук Гауди современные мастера, но ни кто так и не смог повторить идею художника и воплотить ее в жизнь. Сейчас собор так и красуется своим грозным и устрашающим видов в Барселоне и с годами стал ее главным строением и лицом города.

Отели Барселоны: отзывы и бронирование

Билет на 4D фильм о Гауди

Автобусный тур по Барселоне онлайн

Билеты в музеи Барселоны онлайн

Достопримечательности Барселоны онлайн билеты
Виза онлайн с доставкой на дом

Необычная архитектура Антонио Гауди является украшением Барселоны. В столице Каталонии сохранилось 14 построек мастера модернизма: Саграда Фамилия, парк Гуэль, дома, малые архитектурные формы. Все шедевры Гауди в Барселоне с картой и описанием. Адреса, часы работы, стоимость билетов, что посмотреть бесплатно и как не стоять в очередях.

Перед тем, как отправиться на осмотр творений Гауди, спланируйте свое время и рассчитайте бюджет. Достопримечательности Барселоны одни из самых популярных и дорогих в Европе. На очередь в Саграда Фамилия можно потратить 2 часа, а билет в дом Бальо стоит €23.50.
Что делать? Выбирайте только самые интересные места с платным входом и бронируйте билеты онлайн . Во многих случаях можно ограничиться внешним осмотром или посетить бесплатную часть.

Транспортные и дисконтные карты Барселоны помогают сэкономить деньги:

  • Barcelona City Pass включает вход в Собор Святого Семейства, Парк Гуэль, скидку 20% в Casa Mila, Casa Batllo, трансфер из аэропорта, туристический автобус hop-on hop-off и другие предложения
  • Hola BCN! — неограниченное количество поездок по Барселоне и провинции на общественном транспорте, включая поезда в аэропорт

Саграда Фамилия (Sagrada Familia)


Храм Святого Семейства — синтез теории и практики архитектуры Гауди, символ Барселоны. Строительство ведется с 1883 года, сохранившиеся макеты и рисунки позволяют продолжить работу Гауди с помощью компьютера. Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2005). В 2010 году Храм Святого Семейства освящен папой римским и провозглашен базиликой.

адрес: Carrer de Mallorca 401
часы работы:
с октября по март ПН-ВС 9:00-18:00
с апреля по сентябрь ПН-ВС 9:00-20:00
билеты: €15/€13/€11
Онлайн билет с аудиогидом дает право прохода в Саграда Фамилия без очереди.
Саграда Фамилия + Аудио гид + Башни
Бесплатно и без очереди с Barcelona City Pass .

Приходская школа при храме Святого Семейства

Простое здание школы из кирпича и черепицы украшает волнообразная крыша. В одной из комнат жил Антонио Гауди за год до своей смерти. Сейчас здесь находится музей, посвященный строительству церкви. Вход по билету в Саграда Фамилия.

Дворец Гуэль (Palau Guell)

Дворец был построен для мецената Гауди — Эусеби Гуэля, сочетает средневековое богатство с уникальным стилем архитектора. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984).

адрес: Carrer Nou de la Rambla 3-5
часы работы:
с апреля по октябрь ПН-ВС 10:00-20:00
с ноября по март ПН-ВС 10:00-17:30
билеты: €12/€9


Фонари выполнены на каменной опоре с хромированными чугунными колоннами, увенчанными шлемом Меркурия с крыльями и жезлом.

адрес: Plaça Reial
Бесплатно

Дом Бальо (Casa Batlló)


Особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие прямых линий. Фасад здания изображает сверкающую чешую чудища с костями и черепами его жертв.

адрес: Passeig de Gracia 43
часы работы: ПН-ВС 9:00-21:00
билеты: €23.50/€20.50
Дом Бальо с русским аудиогидом
20% скидка с Barcelona City Pass

Дом Мила (Casa Milà, La Pedrera)

Последняя светская работа Гауди, образец каталонского модернизма. Панорамная терраса на крыше украшена скульптурами мифологических существ, выполняющих практическую функцию вентиляции.

адрес: Carrer de Provenca 261
часы работы:
с 3 марта по 1 ноября ПН-ВС 9:00-20:30
со 2 ноября ПН-ВС 9:00-18:30
билеты: €22/€16.50/€11
Дом Мила с русским аудиогидом
Дом Мила ночью — ночная экскурсия, проекции в комнатах, аудиовизуальное шоу на крыше террасы, бокал шампанского.
20% скидка с Barcelona City Pass

Онлайн билеты без очередей

Дом Висенс (Casa Vicens)


Построен в стиле мудехар с керамической отделкой и параболической аркой. Первый крупный заказ Гауди от фабриканта Мануэля Висенса. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (2005). Долгое время был частным владением, открыт для посещения в ноябре 2017 года.

адрес: Carrer de les Carolines 24
часы работы:
ПН-ВС 10:00-18:00
билеты: €16/€14
Онлайн билет Casa Vicens

Дом Кальвет (Casa Calvet)

Одно из ранних творений Гауди было построено для для текстильного производителя Pere Màrtir Calvet. В 1900 году городской совет Барселоны наградил его премией за лучшее здание года. Жилой дом, на первом этаже находится ресторан.

адрес: Carrer de Casp 48

Дом Фигерас (Casa Figueras) и Башня Бельесгуард (Torre Bellesguard)

Неоготический дом с башней стоит у подножия холма Тибидабо. Построен на месте средневекового замка короля Мартина Гумана, напоминая о его прошлом.

адрес: Carrer de Bellesguard 16
часы работы: ВТ-ВС 10:00-15:00
билеты: €9/€7.20
Онлайн билет Torre Bellesguard + аудиогид

Парк Гуэль (Park Güell)


Эта уникальная модель жилого района воплощает совершенную гармонию природы и архитектуры. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1984). Вход на территорию парка бесплатный, монументальная зона парка платная.

адрес: Carrer d’Olot 5
часы работы:
январь-февраль ПН-ВС 8:30-18:30
1-25 марта ПН-ВС 8:30-19:00
1 мая-27 августа ПН-ВС 8:00-21:30
28 августа-28 октября ПН-ВС 8:00-20:30
29 октября-31 декабря ПН-ВС 8:30-18:30
билеты: €8/€5.60
Онлайн билет в парк Гуэль дешевле, чем покупка в кассе и без очереди!
Бесплатно с Barcelona City Pass
Парк Гуэль и автобус hop-on hop-off — совместите посещение знаменитого парка Гуэль и автобусный тур с аудиогидом, экономя при этом время и деньги.


Находится на территории парка Гуэль в бывшем особняке Гауди. Музей рассказывает о жизни и творчестве великого архитектора в период 1906-1925 гг. В экспозиции представлены мебель и предметы интерьера.

адрес: Carretera del Carmel 23A
часы работы:
с октября по март: ПН-ВС 10:00- 18:00
с апреля по сентябрь: ПН-ВС 9:00- 20:00
билеты: €5.50/€4.50
Онлайн билет в дом-музей Гауди

Павильоны конюшен усадьбы Гуэля (Pavellons de la Finca Güell)


Кованые ворота в форме дракона закрывают вход в утопический парк Гесперид.

адрес: Avinguda de Pedralbes 7
часы работы: ПН-ВС 10:00-16:00
билеты: €5.00/€2.50

Школа Терезианок (Col·legi de les Teresianes)

Религиозная символика здания дополняется башнями, увенчанными четырехконечным крестом. Закрытое образовательное учреждение, в котором учатся дети влиятельных родителей.

адрес: Carrer de Ganduxer 85-105

Ворота Миралес (Porta Miralles)

Стена, покрытая черепицей из панциря черепахи.

адрес: Pg. de Manuel Girona 55-61
Бесплатно

Комбинированный билет Gaudí Pass включает 3 объекта с правом посещения без очереди: Колония Гуэль с криптой Гауди в пригороде Барселоны Santa Coloma de Cervellóó + Башня Бельесгуард + 4D шоу Gaudí Experience, погружающее зрителей в мир Антонио Гауди и его шедевров.