Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Организационное развитие. Развитие организации — ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов

Организационное развитие. Развитие организации — ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Толь­ко одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обрати­мость изменений характеризует процессы функциони­рования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутст­вии направленности изменения не могут накапли­ваться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В ре­зультате развития возникает новое качественное состояние объек­та, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и со­знания.

Существенную характеристику развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития. Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, посколь­ку время тогда мыслилось как протекающее цикличе­ски и все процессы воспринимались как совершающие­ся по заданной «от века» программе. Для античного миро­воззрения не существовало проблемы необратимых из­менений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совершенного кос­моса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

Представления о времени и его направлении меня­ются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распро­странялась им, однако, лишь на сферу духа. С воз­никновением опытной науки нового времени идея ли­нейного направления времени в исследовании природы ведёт к формированию представлений о естественной ис­тории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в био­логии и геологии. Идея развития прочно утверждается в есте­ствознании и почти одновременно становится предме­том философского исследования. Глубокую её разработку да­ёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель , диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универ­сальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и пре­одоление противоположностей.

Идеализм гегелевского учения о развития был преодолён в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития вы­ражает содержание её основных законов — единства и борь­бы противоположностей , перехода количественных из­менений в качественные , отрицания отрицания . Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сфор­мулировал В. И. Ленин: «Развитие, как бы повторяю­щее пройденные уже ступени, но повторяющее их ина­че, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, ре­волюционное; — «перерывы постепенности»; превраще­ние количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри дан­ного общества; — взаимозависимость и теснейшая, не­разрывная связь всех сторон каждого явления (при­чём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о разви­тии» .

Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества на коммунистических началах. Перерабатывая и углубляя гегелев­скую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития — эволюции и революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практический аспект этой проблемы, что нашло непосредственное выражение в теории социалистической революции и перера­стания социализма в коммунизм. Благодаря диалек­тическому учению о развитии существенно расширился арсенал средств научного познания, в котором важнейшее место за­нял исторический метод в его различных конкретных моди­фикациях. На этой основе возникает ряд научных дисцип­лин, предмет которых составляют конкретные процессы развития в природе и обществе.

Во 2-й половине 19 в. идея развития получает широкое распро­странение. При этом буржуазное сознание принимает её в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берётся лишь тезис о моно­тонном эволюционном процессе, имеющем линейную направ­ленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматическая огра­ниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта крити­ка, с одной стороны, отрицала саму идею развития и прин­цип историзма, а с другой — сопровождалась появле­нием концепций т. н. творческой эволюции, проникнутых духом индетер­минизма и субъективно-идеалистическими тенденциями.

История общества и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механиз­мов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 в. показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат сложного диалектического взаимо­действия множества процессов, в которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.

Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила общие пред­ставления о развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса . Более того, в космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, по-видимому, равноправны по своему значению.

Во-вторых, анализ ме­ханизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частно­сти их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходимым и для выработки объектив­ных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня орга­низации в процессе развития. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в середине 20 в. наме­тилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функциониро­вания развивающихся объектов. Методологически по­добное обособление оправдано в той мере, в какой про­цессы функционирования действительно составляют самостоятельный предмет изучения, если при этом учитыва­ется, что получаемое в итоге теоретическое изображение объекта является частичным, неполным. Практика современных исследова­ний показывает, что как аспект развития, так и аспект органи­зации могут иметь вполне самостоятельное значение при изу­чении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на опре­делённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов пред­полагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта — рит­мика его функционирования и развития.

«Психология развития »

1. Предметом психологии развития являются:

- Закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущее за собой.

2. Закономерности и изменения психических процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта изучает психология:

- Психология развития.

3. Некоторые задачи психологии развития:

- Определение факторов психологии развития, раскрытие их конкретного содержания;

- Выявление закономерностей и механизмов развития;

- Разработка норм психологии развития на основных этапах онтогенетического развития;

- Связь психологии развития с другими науками.

4. Выделяют следующие нормы развития:

- Среднестатистические;

- Социокультурные;

- Индивидуально-личностные;

- Комбинированные.

5. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях называется:

- Развитие психики.

6. Психология развития - это наука:

- Об изменениях психических. процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта.

7. Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определение ограничения:

- Созревание.

8. Онтогенез психики - это:

- Непрерывное развитие от рождения до конца жизни.

9. Детство - это явление:

- Период, продолжающий от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости;

- Период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

10. Детство появилось, когда:

- У некоторых животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения (Эльконин).

11. Ведущий исследователь этнографии детства:

- Д.И. Фельдштейн.

12. Развитие человека происходит в областях:

- Физической;

- Когнитивной;

- Психосоциальной.

13. Психология развития изучает:

- Возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психических качеств личности, качественно изменяющегося во времени человека.

14. Связь психологии развития с другими науками:

- Медициной, философией, этнографией, искусствоведением, социологией, социальной психологией, общей психологией, диференциальной психологией, патопсихологией, педагогической психологией.

15. Выделяют следующие типы возраста:

- Абсолютный возраст (календарный или хронологический);

- Условный возраст (возраст развития, психологический возраст);

- Хронологический возраст;

- Биологический;

- Психологический;

- Социальный.

16. Биологические процессы развития включают:

- Созревание;

- Рост;

- Старение.

17. Основатель детской психологии:

- Вильгельм Тьерри Прейер.

18. Основатель тестологического и нормативного направления в детской психологии:

- Альфред Бине.

19. Некоторые проблемы психологии развития:

- Проблемы объекта и предмета возрастной психологии;

- Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития;

- Проблема интерпретации эмпирических фактов развития;

- Проблема соотношения обучения и развития ребенка.

20. Закономерности психического развития:

- Неравномерность и гетерохронность;

- Неустойчивость развития;

- Сензитивность развития;

- Кумулитивность психического развития;

- Дивергентность-конвергентность хода развития.

21. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей называется:

22. Факторы психического развития:

- Биологический;

- Среда;

- Активность.

23. Выделяют следующие группы методов научного исследования:

- 1 методы организации исследования;

- 2 эмпирические методы сбора научных данных;

- 3 способы обработки данных;

- 4 методы интерпритации.

24. Эмпирические методы сбора научных данных включают:

- Наблюдение и самонаблюдение;

- Эксперимент;

- Психодиагностические методы;

- Анализ процесса и продуктов деятельности;

- Биографические методы.

25. Методы исследования в психологии развития:

- Метод наблюдения;

- Эксперимент;

- Вспомогательные методы исследования;

- Сравнительные методы исследования;

- Социометрические методы исследования.

26. Методы организации исследования(3):

- Сравнительный;

- Лонгитюдный;

- Комплексный.

27. Принцип объективности исследования проявляется в:

Выводы получены в исследовании:

- Не зависят от личных особенностей исследования;

- Объективно значимы для психики развития индивида;

- Получены в результате применения научного метода исследования;

- Основаны на использовании методик адекватных предмету исследования;

- Являются результатом интерпритации эмпирических фактов;

- Направлены на решение конкретных задач.

28. Этапы использования научного метода:

- 1этап - постановка проблемы исследования;

- 2 этап - формулировка гипотез относительно изучаемого явления;

- 3 этап - проверка гипотезы, включающая в себя: сбор данных, статистическую обработку данных, содержательную интерпритацию данных;

- 4 этап - формулировка выводов.

29. Этика научного исследования:

- Исследование не должно причинить вред психическому и физическому здоровью;

- Принцип добровольного согласия;

- Принцип конфиденциальности;

- Возможность испытуемого быть осведомленным о результатах исследования;

- Участники исследования обладают привилегиями, о которых они должны быть проинформированы заранее.

30. Положение о том, что исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого, отражает принцип:

- «Не навреди».

31. Положение о том, что психолог не имеет права разглашать результаты исследования психического развития испытуемого без его на то согласие, отражает принцип:

- Конфиденциальности деятельности психолога.

32. Особенности проведения исследования с детьми:

33. Некоторые особенности проективных методов исследования:

- Возраст от 2 до бесконечности;

- Неограниченные варианты ответов.

34. Недостатки проективных (рисуночных) методик:

- Тяжелая обработка;

- Субъективизм;

- Характерен качественный, а не количественный подход;

- Шаблоны.

35. Формирующий эксперимент в психологии развития включает в себя:

- Динамику развития определений психической функции, а также уровень потенциального развития ребенка.

36. Некоторые особенности личности детей "индиго":

37. Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода - это метод:

- Лонгитюдный метод наблюдения.

38. Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп - это метод:

- Поперечные срезы.

39. Основные положения теории научения:

- Научение происходит посредством классического и оперантного обусловлевания.

40. Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже

- Ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления.

41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение - "Дети формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно, эгоцентрично":

- Дооперационная стадия (2-7 лет).

42. Концепция социального научения выдвинута:

- Альберт Бандура.

43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию человека:

- Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:

- На период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности.

45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):

46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные качества как "компетентность - неполноценность":

- Школьный возраст (латентная стадия) 6-11 лет.

47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную привязанность ко взрослым:

- 3-5 лет.

48. Основные положения гуманистической психологии:

- Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.

49. Основные положения этологической теории:

- Сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев;

- Синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

- Джон Локк.

52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:

- Орально-сенсорная;

- Мышечно-анальная;

- Локомоторно-генитальная;

- Латентная;

- Подростковый возраст или юность;

- Молодость или ранняя зрелость;

- Зрелость или средний возраст;

- Старость или поздняя зрелость.

- Маргарет Мид.

54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:

- Оральная;

- Анальная;

- Фаллическая;

- Латентная;

- Генитальная.

55. Формирование Я (эго) по З.Фрейду происходит:

- В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности.

56. Формирование Сверх-Я (Супер-эго) по З.Фрейду происходит:

- Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.

- Эриксон.

59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного возраста легли в основу теории:

- Колберг.

60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:

- Эгоцентризм;

- Реализм;

- Анимизм;

- Зигмунд Фрейд.

63. Вклад в детский психоанализ внесли:

- А.Фрейд;

- Бандура.

65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы психики:

- Вытеснение;

- Регрессия;

- Рационализация;

- Проекция;

- Л.С. Выготский.

70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его личностному росту, принадлежит:

- Карл Роджерс.

71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:

- Микросистема;

- Мезоуровень;

- Экзоуровень;

- Макросистема.

72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:

- Гуманистического подхода.

73. Стадии развития личности по З.Фрейду:

- Младенчество;

- Раннее детство;

- Детство;

- Школьный возраст;

- Отрочество и юность;

- Ранняя зрелость;

- Средний возраст;

- Эриксон.

75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:

- Фаллическая стадия.

76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:

- Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет);

- Дооперациональная стадия (2-7 лет);

- Стадия конкретных операций (7-11/12 лет);

- Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет).

77. "Феномен Ж.Пиаже" характерен для возраста:

- 12-15 лет.

78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны оперировать абстрактными понятиями:

- Стадия формальных отношений.

79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается понимание "сохранения" вещества:

- Стадия конкретных операций.

- Выготский.

81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 0-1 года.

82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 1-3 лет.

83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 3-5 лет.

84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 12-18 лет.

85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах чувствительности к:

- Порядку;

- Владению руками;

- К ходьбе;

- К языкам.

86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:

- До 2,5- 3 лет.

87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории:

- Интеллектуального развития М Монтессори.?

88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и способен овладеть определёнными навыками, названы М.Монтессори периодом:

- Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии.?

89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор):

- М. Монтессори.

90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:

- Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой.

91. Положения теории Дж.Боулби:

- Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:

- Начальная стадия (8-12 недель);

- Фаза становления (первое полугодие);

- Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.);

- Стадия целевого партнерства(на 3 года).

93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:

- Надежно привязанные младенцы;

- Неуверенные избегающие младенцы;

- Неуверенные, амбивалентные младенцы.

94. "Надежная привязанность у младенцев" способствует формированию таких качеств, как:

95. Матери "надёжно привязанных младенцев"отличаются:

96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:

- На основе развития абстрактного мышления;

- На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу.

97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:

- Для познания мира существует 2 способа: чувственный и двигательный;

- Развитие мышления связанно с развитием речи;

- Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни.

98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:

- Цикличность;

- Неравномерность развития;

- «Метаморфозы» в детском развитии;

- Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

99. Характеристика ведущего вида деятельности:

- Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой.

100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:

- Зона ближайшего развития;

- Зона актуального развития;

- Социальная ситуация развития.

101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:

- Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению - в их осознанности и произвольности.

102. Психологический возраст характеризуется:

- Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).

103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:

- Зона ближайшего развития.

104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:

- Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка.

105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям называется:

- Сензитивный период.

106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:

- Основы культурно-исторической теории развития психики.

107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:

- Закон формирования высших психических функций;

- Закон неравномерности детского развития.

108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:

- Построение периодизации на основе внешнего критерия;

- Используется внутренний критерий;

- Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей.

109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:

- Л. С Выготский.

111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:

- Общение;

- Игра;

- Учение;

- Труд.

112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как предметно-манипулятивная деятельность:

- Ранее детство (1-3 года).

113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в новизне (автор):

- Маслоу.

114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как интимно-личностное общение:

- Подростковый возраст (11-15).

115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина относится ролевая игра:

- Дошкольный возраст (3-7).

116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:

- Кризис новорожденного;

- Младенчество(2 мес. - 1 год);

- Кризис 1 года;

- Ранний возраст(1-3 года);

- Кризис 3 лет;

- Дошкольный возраст(3-7 лет);

- Кризис 7 лет;

- Младший школьный возраст(8-12);

- Кризис 11-15 лет;

- Подростковый возраст(11-15);

- Д.Б.Эльконин.

118. Понятие "зона ближайшего развития" ввёл:

- Д.Б. Эльконин.

121. Деятельность, в которой формируются основные психические новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов, называется:

- Ведущая.

122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися отношениями со взрослыми называется:

- Кризис.

123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:

- Питание;

- Стресс;

- Возраст матери.

124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:

- Пренотальный стресс матери.

125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:

- Воздействие тератогена зависит от генотипа организма;

- Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития;

- Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;

- Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем.

126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:

- Интимно-эмоциональное общение.

127. Слух у ребёнка появляется:

- На 2-3 недели.

128. Новорожденный ребёнок способен:

- Слышать;

- Видеть;

- Различать вкус и запах;

Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.

Если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же «Форд-Т», «любого цвета при условии, если этот цвет черный», то сегодня для успеха автопроизводителям необходимо менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.

Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента, сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.

Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: «Организация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целом» 2 .

В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:

1) неудовлетворительное функционирование;

2) изменения среды деятельности;

3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;

5) изменения технологии производственных процессов;


6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;

7) отсутствие благоприятных перспектив.

Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.

В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.

Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.

Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:

а) организационная структура;

б) технология;

в) рабочие задания (трудовой процесс);

г) персонал.

Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.

Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.

(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,

Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)

При структурном подходе изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.

Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.

Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.

Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.

Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.

К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:

1. Изданием декрета, т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.

2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.

3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.

Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:

1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.

2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.

Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается разработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:

1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.

2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в основе индивидуального и группового поведения.

Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Единство материи и дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жения.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя (от лат. material - «вещество») - фил " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">софская категория для обозначения некой пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ст-ранственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В обла " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ти мировоззрения она оформилась как матери " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лизм, а в сфере науки - как естесствозн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя - это объективная реальность, к-рая многообразна в качественном отношении. Важнейшим атриб " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">том материи является движение. Существ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вание любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его эл " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ментов. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кроме внутреннего взаимодействия м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жду элементами и частями происходит и взаим " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">действие объектов с внешним окружен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ем. Они могут включаться в более сложные системы, ста-новиться их элементами. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, стру " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">турность материи, существование в ней опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ленного типа материальных систем пре " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">полагает взаимодействие как вну " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его сво-йств, отношений, состояний. Все эти измен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния, рассмотренные в самом общем плане, предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляют собой неотъемлемую характеристику б " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тия материального мира. Изменение в филос " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фии обозначается понятием движения. Под дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жением материи нужно понимать не только м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ханическое перемещение тел в пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">странстве, но и любые взаимодействия, а также изменения с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стояний объектов, которые выз " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ваются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расшир " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние Метагалакт " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между люд " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми в процессе их с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной жизни. Движение многообразно. В разные периоды философы ра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">з ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку не-льзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения счит " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли мех " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ническое движение, т.е. в философии и в ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствозна-нии господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">са, а движение - это активная сила, приходящая извне.Диалектический взгляд свид " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельствует об обратном: движение есть сп " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">соб существования материи. Это подтверждает ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствознание. Современная физика раскрывает н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">разрывность материи и движения в строгой к " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">личественной форме. Одним из следствий спец " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альной теории относительности являе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ся закон

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рые, признавая объективность П, приписывали чисто субъективный статус категории В, и н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оборот. Но П и В являются столь же объекти " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ными характеристиками бытия, как его матер " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альность и движение. В истории философии с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществовали две точки зрения об отношении П и В к материи. Первую из них можно условно н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">звать субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной концепцией. В ней П и В трактовали как самостоятельные сущности, с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществующие наряду с материей и независимо от нее. Соотве " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ственно отношение между П, В и материей предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лялось как отношение между двумя видами самостоятельных субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ций. Это вело к выводу о независимости свойств П и В от хар-ра протекающих в них материальных пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">цессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (relatio - отношение). Ее сторонн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки понимали П и В не как самостоятельные су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щ ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ности, а как си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">темы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объект " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми. Вне этой системы взаимодействий П и В считались несуществу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щими. В этой концепции П и В выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соо " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ветственно допу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">калась и зависимость свойств П и В от хар-ра взаимодействия материальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем. Субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циональная концепция ведет начало от Демокр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">та, наиболее яркое воплощение она нашла в кла-ссической физике Ньютона. Идея абсолютного Пи В Ньютона соответствовала о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ределенной физич " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ской картине мира, а именно его взглядам на материю как на совоку " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ность отграниченных друг от друга атомов, облада " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щих неизменным объемом, инертностью (ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сой) и действующих друг на дра мгнове " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. П, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойс " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ва не зависят ни от чего, в том числе и от В, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния. Можно убрать из П все тела, но П останется и свойства сохранятся. Получается, что П – это как бы гра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">диозное вместилище, напоминающее переверн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тый вверх дном огромный ящик, в к-рый помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на В. Он считал, что В течет одинак " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">во во Вселе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому В абсолютно, ибо оно опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляет порядок следования и длительность сущес " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вования мат " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">риальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эвклидовой ге " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">метрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Име " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но их теоретические положения исключ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли из науки понятия абсолютного П и абсолютного В, обнаружив тем самым несостоятельность су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">станциональной трактовки П и В, как самосто " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">я ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельных, незав " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">симых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специал " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ная теория относительности обосновали завис " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мость П и В, их свойство от хар-ра движения м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">териальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.