Организационное развитие. Развитие организации — ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Существенную характеристику развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития. Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной «от века» программе. Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.
Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведёт к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую её разработку даёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель , диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.
Идеализм гегелевского учения о развития был преодолён в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития выражает содержание её основных законов — единства и борьбы противоположностей , перехода количественных изменений в качественные , отрицания отрицания . Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сформулировал В. И. Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» .
Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества на коммунистических началах. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития — эволюции и революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практический аспект этой проблемы, что нашло непосредственное выражение в теории социалистической революции и перерастания социализма в коммунизм. Благодаря диалектическому учению о развитии существенно расширился арсенал средств научного познания, в котором важнейшее место занял исторический метод в его различных конкретных модификациях. На этой основе возникает ряд научных дисциплин, предмет которых составляют конкретные процессы развития в природе и обществе.
Во 2-й половине 19 в. идея развития получает широкое распространение. При этом буржуазное сознание принимает её в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берётся лишь тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматическая ограниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта критика, с одной стороны, отрицала саму идею развития и принцип историзма, а с другой — сопровождалась появлением концепций т. н. творческой эволюции, проникнутых духом индетерминизма и субъективно-идеалистическими тенденциями.
История общества и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механизмов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 в. показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат сложного диалектического взаимодействия множества процессов, в которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.
Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила общие представления о развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса . Более того, в космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, по-видимому, равноправны по своему значению.
Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходимым и для выработки объективных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня организации в процессе развития. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в середине 20 в. наметилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Методологически подобное обособление оправдано в той мере, в какой процессы функционирования действительно составляют самостоятельный предмет изучения, если при этом учитывается, что получаемое в итоге теоретическое изображение объекта является частичным, неполным. Практика современных исследований показывает, что как аспект развития, так и аспект организации могут иметь вполне самостоятельное значение при изучении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на определённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов предполагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта — ритмика его функционирования и развития.
«Психология развития »
1. Предметом психологии развития являются:
- Закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущее за собой.
2. Закономерности и изменения психических процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта изучает психология:
- Психология развития.
3. Некоторые задачи психологии развития:
- Определение факторов психологии развития, раскрытие их конкретного содержания;
- Выявление закономерностей и механизмов развития;
- Разработка норм психологии развития на основных этапах онтогенетического развития;
- Связь психологии развития с другими науками.
4. Выделяют следующие нормы развития:
- Среднестатистические;
- Социокультурные;
- Индивидуально-личностные;
- Комбинированные.
5. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях называется:
- Развитие психики.
6. Психология развития - это наука:
- Об изменениях психических. процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта.
7. Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определение ограничения:
- Созревание.
8. Онтогенез психики - это:
- Непрерывное развитие от рождения до конца жизни.
9. Детство - это явление:
- Период, продолжающий от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости;
- Период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
10. Детство появилось, когда:
- У некоторых животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения (Эльконин).
11. Ведущий исследователь этнографии детства:
- Д.И. Фельдштейн.
12. Развитие человека происходит в областях:
- Физической;
- Когнитивной;
- Психосоциальной.
13. Психология развития изучает:
- Возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психических качеств личности, качественно изменяющегося во времени человека.
14. Связь психологии развития с другими науками:
- Медициной, философией, этнографией, искусствоведением, социологией, социальной психологией, общей психологией, диференциальной психологией, патопсихологией, педагогической психологией.
15. Выделяют следующие типы возраста:
- Абсолютный возраст (календарный или хронологический);
- Условный возраст (возраст развития, психологический возраст);
- Хронологический возраст;
- Биологический;
- Психологический;
- Социальный.
16. Биологические процессы развития включают:
- Созревание;
- Рост;
- Старение.
17. Основатель детской психологии:
- Вильгельм Тьерри Прейер.
18. Основатель тестологического и нормативного направления в детской психологии:
- Альфред Бине.
19. Некоторые проблемы психологии развития:
- Проблемы объекта и предмета возрастной психологии;
- Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития;
- Проблема интерпретации эмпирических фактов развития;
- Проблема соотношения обучения и развития ребенка.
20. Закономерности психического развития:
- Неравномерность и гетерохронность;
- Неустойчивость развития;
- Сензитивность развития;
- Кумулитивность психического развития;
- Дивергентность-конвергентность хода развития.
21. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей называется:
22. Факторы психического развития:
- Биологический;
- Среда;
- Активность.
23. Выделяют следующие группы методов научного исследования:
- 1 методы организации исследования;
- 2 эмпирические методы сбора научных данных;
- 3 способы обработки данных;
- 4 методы интерпритации.
24. Эмпирические методы сбора научных данных включают:
- Наблюдение и самонаблюдение;
- Эксперимент;
- Психодиагностические методы;
- Анализ процесса и продуктов деятельности;
- Биографические методы.
25. Методы исследования в психологии развития:
- Метод наблюдения;
- Эксперимент;
- Вспомогательные методы исследования;
- Сравнительные методы исследования;
- Социометрические методы исследования.
26. Методы организации исследования(3):
- Сравнительный;
- Лонгитюдный;
- Комплексный.
27. Принцип объективности исследования проявляется в:
Выводы получены в исследовании:
- Не зависят от личных особенностей исследования;
- Объективно значимы для психики развития индивида;
- Получены в результате применения научного метода исследования;
- Основаны на использовании методик адекватных предмету исследования;
- Являются результатом интерпритации эмпирических фактов;
- Направлены на решение конкретных задач.
28. Этапы использования научного метода:
- 1этап - постановка проблемы исследования;
- 2 этап - формулировка гипотез относительно изучаемого явления;
- 3 этап - проверка гипотезы, включающая в себя: сбор данных, статистическую обработку данных, содержательную интерпритацию данных;
- 4 этап - формулировка выводов.
29. Этика научного исследования:
- Исследование не должно причинить вред психическому и физическому здоровью;
- Принцип добровольного согласия;
- Принцип конфиденциальности;
- Возможность испытуемого быть осведомленным о результатах исследования;
- Участники исследования обладают привилегиями, о которых они должны быть проинформированы заранее.
30. Положение о том, что исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого, отражает принцип:
- «Не навреди».
31. Положение о том, что психолог не имеет права разглашать результаты исследования психического развития испытуемого без его на то согласие, отражает принцип:
- Конфиденциальности деятельности психолога.
32. Особенности проведения исследования с детьми:
33. Некоторые особенности проективных методов исследования:
- Возраст от 2 до бесконечности;
- Неограниченные варианты ответов.
34. Недостатки проективных (рисуночных) методик:
- Тяжелая обработка;
- Субъективизм;
- Характерен качественный, а не количественный подход;
- Шаблоны.
35. Формирующий эксперимент в психологии развития включает в себя:
- Динамику развития определений психической функции, а также уровень потенциального развития ребенка.
36. Некоторые особенности личности детей "индиго":
37. Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода - это метод:
- Лонгитюдный метод наблюдения.
38. Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп - это метод:
- Поперечные срезы.
39. Основные положения теории научения:
- Научение происходит посредством классического и оперантного обусловлевания.
40. Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже
- Ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления.
41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение - "Дети формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно, эгоцентрично":
- Дооперационная стадия (2-7 лет).
42. Концепция социального научения выдвинута:
- Альберт Бандура.
43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию человека:
- Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур.
44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:
- На период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности.
45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):
46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные качества как "компетентность - неполноценность":
- Школьный возраст (латентная стадия) 6-11 лет.
47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную привязанность ко взрослым:
- 3-5 лет.
48. Основные положения гуманистической психологии:
- Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.
49. Основные положения этологической теории:
- Сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев;
- Синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.
- Джон Локк.
52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:
- Орально-сенсорная;
- Мышечно-анальная;
- Локомоторно-генитальная;
- Латентная;
- Подростковый возраст или юность;
- Молодость или ранняя зрелость;
- Зрелость или средний возраст;
- Старость или поздняя зрелость.
- Маргарет Мид.
54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:
- Оральная;
- Анальная;
- Фаллическая;
- Латентная;
- Генитальная.
55. Формирование Я (эго) по З.Фрейду происходит:
- В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности.
56. Формирование Сверх-Я (Супер-эго) по З.Фрейду происходит:
- Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.
- Эриксон.
59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного возраста легли в основу теории:
- Колберг.
60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:
- Эгоцентризм;
- Реализм;
- Анимизм;
- Зигмунд Фрейд.
63. Вклад в детский психоанализ внесли:
- А.Фрейд;
- Бандура.
65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы психики:
- Вытеснение;
- Регрессия;
- Рационализация;
- Проекция;
- Л.С. Выготский.
70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его личностному росту, принадлежит:
- Карл Роджерс.
71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:
- Микросистема;
- Мезоуровень;
- Экзоуровень;
- Макросистема.
72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:
- Гуманистического подхода.
73. Стадии развития личности по З.Фрейду:
- Младенчество;
- Раннее детство;
- Детство;
- Школьный возраст;
- Отрочество и юность;
- Ранняя зрелость;
- Средний возраст;
- Эриксон.
75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:
- Фаллическая стадия.
76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:
- Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет);
- Дооперациональная стадия (2-7 лет);
- Стадия конкретных операций (7-11/12 лет);
- Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет).
77. "Феномен Ж.Пиаже" характерен для возраста:
- 12-15 лет.
78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны оперировать абстрактными понятиями:
- Стадия формальных отношений.
79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается понимание "сохранения" вещества:
- Стадия конкретных операций.
- Выготский.
81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 0-1 года.
82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 1-3 лет.
83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 3-5 лет.
84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 12-18 лет.
85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах чувствительности к:
- Порядку;
- Владению руками;
- К ходьбе;
- К языкам.
86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:
- До 2,5- 3 лет.
87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории:
- Интеллектуального развития М Монтессори.?
88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и способен овладеть определёнными навыками, названы М.Монтессори периодом:
- Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии.?
89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор):
- М. Монтессори.
90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:
- Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой.
91. Положения теории Дж.Боулби:
- Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.
92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:
- Начальная стадия (8-12 недель);
- Фаза становления (первое полугодие);
- Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.);
- Стадия целевого партнерства(на 3 года).
93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:
- Надежно привязанные младенцы;
- Неуверенные избегающие младенцы;
- Неуверенные, амбивалентные младенцы.
94. "Надежная привязанность у младенцев" способствует формированию таких качеств, как:
95. Матери "надёжно привязанных младенцев"отличаются:
96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:
- На основе развития абстрактного мышления;
- На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу.
97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:
- Для познания мира существует 2 способа: чувственный и двигательный;
- Развитие мышления связанно с развитием речи;
- Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни.
98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:
- Цикличность;
- Неравномерность развития;
- «Метаморфозы» в детском развитии;
- Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
99. Характеристика ведущего вида деятельности:
- Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой.
100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:
- Зона ближайшего развития;
- Зона актуального развития;
- Социальная ситуация развития.
101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:
- Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению - в их осознанности и произвольности.
102. Психологический возраст характеризуется:
- Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).
103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:
- Зона ближайшего развития.
104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:
- Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка.
105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям называется:
- Сензитивный период.
106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:
- Основы культурно-исторической теории развития психики.
107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:
- Закон формирования высших психических функций;
- Закон неравномерности детского развития.
108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:
- Построение периодизации на основе внешнего критерия;
- Используется внутренний критерий;
- Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей.
109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:
- Л. С Выготский.
111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:
- Общение;
- Игра;
- Учение;
- Труд.
112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как предметно-манипулятивная деятельность:
- Ранее детство (1-3 года).
113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в новизне (автор):
- Маслоу.
114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как интимно-личностное общение:
- Подростковый возраст (11-15).
115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина относится ролевая игра:
- Дошкольный возраст (3-7).
116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:
- Кризис новорожденного;
- Младенчество(2 мес. - 1 год);
- Кризис 1 года;
- Ранний возраст(1-3 года);
- Кризис 3 лет;
- Дошкольный возраст(3-7 лет);
- Кризис 7 лет;
- Младший школьный возраст(8-12);
- Кризис 11-15 лет;
- Подростковый возраст(11-15);
- Д.Б.Эльконин.
118. Понятие "зона ближайшего развития" ввёл:
- Д.Б. Эльконин.
121. Деятельность, в которой формируются основные психические новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов, называется:
- Ведущая.
122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися отношениями со взрослыми называется:
- Кризис.
123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:
- Питание;
- Стресс;
- Возраст матери.
124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:
- Пренотальный стресс матери.
125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:
- Воздействие тератогена зависит от генотипа организма;
- Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития;
- Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
- Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем.
126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:
- Интимно-эмоциональное общение.
127. Слух у ребёнка появляется:
- На 2-3 недели.
128. Новорожденный ребёнок способен:
- Слышать;
- Видеть;
- Различать вкус и запах;
Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.
Если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же «Форд-Т», «любого цвета при условии, если этот цвет черный», то сегодня для успеха автопроизводителям необходимо менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.
Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента, сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.
Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: «Организация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целом» 2 .
В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:
1) неудовлетворительное функционирование;
2) изменения среды деятельности;
3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;
5) изменения технологии производственных процессов;
6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;
7) отсутствие благоприятных перспектив.
Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.
В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.
Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.
Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:
б) технология;
в) рабочие задания (трудовой процесс);
г) персонал.
Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.
Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.
(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,
Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)
При структурном подходе изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.
Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.
Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.
Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.
Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.
К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:
1. Изданием декрета, т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.
2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.
3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.
Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:
1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.
2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.
Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается разработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:
1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.
2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в основе индивидуального и группового поведения.
Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Единство материи и дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жения.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя (от лат. material - «вещество») - фил " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">софская категория для обозначения некой пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ст-ранственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В обла " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ти мировоззрения она оформилась как матери " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лизм, а в сфере науки - как естесствозн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя - это объективная реальность, к-рая многообразна в качественном отношении. Важнейшим атриб " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">том материи является движение. Существ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вание любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его эл " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ментов. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кроме внутреннего взаимодействия м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жду элементами и частями происходит и взаим " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">действие объектов с внешним окружен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ем. Они могут включаться в более сложные системы, ста-новиться их элементами. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, стру " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">турность материи, существование в ней опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ленного типа материальных систем пре " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">полагает взаимодействие как вну " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его сво-йств, отношений, состояний. Все эти измен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния, рассмотренные в самом общем плане, предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляют собой неотъемлемую характеристику б " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тия материального мира. Изменение в филос " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фии обозначается понятием движения. Под дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жением материи нужно понимать не только м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ханическое перемещение тел в пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">странстве, но и любые взаимодействия, а также изменения с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стояний объектов, которые выз " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ваются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расшир " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние Метагалакт " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между люд " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми в процессе их с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной жизни. Движение многообразно. В разные периоды философы ра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">з ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку не-льзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения счит " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли мех " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ническое движение, т.е. в философии и в ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствозна-нии господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">са, а движение - это активная сила, приходящая извне.Диалектический взгляд свид " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельствует об обратном: движение есть сп " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">соб существования материи. Это подтверждает ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствознание. Современная физика раскрывает н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">разрывность материи и движения в строгой к " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">личественной форме. Одним из следствий спец " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альной теории относительности являе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ся закон
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рые, признавая объективность П, приписывали чисто субъективный статус категории В, и н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оборот. Но П и В являются столь же объекти " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ными характеристиками бытия, как его матер " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альность и движение. В истории философии с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществовали две точки зрения об отношении П и В к материи. Первую из них можно условно н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">звать субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной концепцией. В ней П и В трактовали как самостоятельные сущности, с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществующие наряду с материей и независимо от нее. Соотве " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ственно отношение между П, В и материей предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лялось как отношение между двумя видами самостоятельных субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ций. Это вело к выводу о независимости свойств П и В от хар-ра протекающих в них материальных пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">цессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (relatio - отношение). Ее сторонн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки понимали П и В не как самостоятельные су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щ ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ности, а как си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">темы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объект " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми. Вне этой системы взаимодействий П и В считались несуществу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щими. В этой концепции П и В выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соо " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ветственно допу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">калась и зависимость свойств П и В от хар-ра взаимодействия материальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем. Субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циональная концепция ведет начало от Демокр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">та, наиболее яркое воплощение она нашла в кла-ссической физике Ньютона. Идея абсолютного Пи В Ньютона соответствовала о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ределенной физич " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ской картине мира, а именно его взглядам на материю как на совоку " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ность отграниченных друг от друга атомов, облада " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щих неизменным объемом, инертностью (ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сой) и действующих друг на дра мгнове " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. П, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойс " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ва не зависят ни от чего, в том числе и от В, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния. Можно убрать из П все тела, но П останется и свойства сохранятся. Получается, что П это как бы гра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">диозное вместилище, напоминающее переверн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тый вверх дном огромный ящик, в к-рый помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на В. Он считал, что В течет одинак " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">во во Вселе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому В абсолютно, ибо оно опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляет порядок следования и длительность сущес " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вования мат " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">риальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эвклидовой ге " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">метрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Име " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но их теоретические положения исключ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли из науки понятия абсолютного П и абсолютного В, обнаружив тем самым несостоятельность су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">станциональной трактовки П и В, как самосто " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">я ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельных, незав " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">симых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специал " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ная теория относительности обосновали завис " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мость П и В, их свойство от хар-ра движения м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">териальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем.
;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.