Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Задание для команды на сплочение. Игры на выявление лидера. Поиск бумажек на этапе

Задание для команды на сплочение. Игры на выявление лидера. Поиск бумажек на этапе

Психологические игры и упражнения для детей, направленные на формирование и развитие детского коллектива. Эти игры и упражнения можно использовать в классном коллективе и в детском лагере.

На льдине

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.

Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.

Комната 1: Пространство для создания и воссоздания - будут доступны различные обрывки, краски, клеи, сломанные игрушки, которые будут изучены и, возможно, преобразованы. Комната 2: Мастерская с глиной - исследуйте движения замешивания, керлинга, горошек, большого шара. Почувствуйте влагу и наблюдайте, что она сохнет. Комната 3: Пространства с угонами и трещинами для символических игр - маленький дом, кухня, куклы, куклы, самолеты, тележки, инструменты. Игрушки, которые стимулируют зрение, слух и прикосновение.

Комната 4: Настольные игры - леди, шахматы, людо и сложные игры - профиль, квест, лицом к лицу. В открытой зоне мы будем устанавливать батут, волейбольную сетку или волан, мы предоставим веревку, обруч, шарик и хмель, которые будут нарисованы на земле.

Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.

Рекреационные виды деятельности: классика, ловушка для самолетов, воздушная земля и море, секрет путешествий, игра с памятью, сохранение мечты в воздухе, всегда подходящая еще одна, поражает цель, рисует тело, мою маленькую киску, волшебный обруч, гимнастика, словообразование, рассказывание историй и т.д. используемые пространства: спортивный корт, классные комнаты, библиотека, литературная палатка, видеозал, сад и школьные коридоры. У нас будет музыка, специальные гости и батут. Рассказ при активном участии присутствующих.

Кульминация: будет подана расслабляющая эмульсия, а затем легкая и здоровая закуска. Публикация: занятия с 1-го по 5-й год. Инструктор объясняет, что креативность включает в себя предоставление идей, слушание и реагирование на импровизацию. Слоны, тостеры и пальмовые деревья.

В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

Волшебный клубочек

Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.

Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...»

Организуйте людей в кругу и оставайтесь в центре, чтобы организовать свою деятельность. Человек в центре указывает кому-то и говорит «Слон!», «Пальма!» Или «Тостер!». Когда она указывает кому-то и говорит «Слон!», Этот человек должен кланяться и опускать руку, чтобы подражать сундуку. Люди с двух сторон должны поднять руки к ней, чтобы сделать уши слона. Когда человек в центре колеса указывает кому-то и говорит «Пальма!», Человек, которому они указали, должен поднять руки, подняв руки вверх. Затем люди с двух сторон должны сделать ветви, которые выходят сбоку с дерева.

После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас

объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы j вместе и мы — сила!»

Части моего «Я»

Цель : осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.

Материалы . Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Когда человек в центре указывает кому-то и говорит «Тостер!», Этот человек должен двигаться вверх и вниз, а люди с обеих сторон должны обнимать человека, который был указан. Кто бы ни ошибался или не колебался в своей реакции, должен идти в центр круга. Ускорьте темп, чтобы игра была забавной!

Эта динамика бросает вызов каждому сотрудничать в молчании - люди могут, однако, использовать жесты. Задача группы - организовать себя в соответствии с месяцем и днем ​​рождения. Остановитесь, когда группа сообщит, что они верят, что они уже в порядке. В конце концов, позвольте людям поговорить и посмотреть, насколько хорошо работает организация очереди.

Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

После выполнения задания все участники и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).

Количество мест в круге достаточно для всех, кроме вас. Вы сильный ветер, и люди, которых вы дуете, должны двигаться. Например, «у всех носят черные носки» или «у всех, кто нервничает». Каждый, кто попадает в описание, должен встать и двигаться. В этом общем волнении вы также попытаетесь получить место. Тот, кто стоит, в следующий раз становится сильным ветром. Если «Сильный ветер» говорит «Ураган», тогда все должны менять места.

Половина людей в группе напишите «почему». Попросите другую половину написать ответ, используя «почему». Не давайте никаких указаний о цели или типах вопросов с «почему» и ответах «почему» люди должны писать. Стратегическое растяжение. Простая деятельность по растяжению, но объединенная с активистскими принципами. Начните с того, чтобы заставить людей уйти друг от друга. Каждый шаг включает новое направление для людей, чтобы физически смягчить их тела: Протяните вверх в направлении вашего зрения; складывая тело на высоте талии, выравнивая туловище параллельно земле, протягивайте руки к своим союзникам и коллегам; складывая тело вниз на талии, растягивая спину вниз, тянущуюся к основанию, что поддерживает ее; и протягивая спину, откидывайтесь назад к своим предкам, тем людям, которые за тобой поддерживают тебя.

Волшебный магазин

Цель : осознание своих положительных и отрицательных черт характера.

Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

Что-то правда о вас. Попросите каждого участника написать что-то истинное о себе, без его имени, на листе бумаги. Затем попросите их сделать яйца с этими бумагами. Затем бросьте эти снежки друг на друга! После нескольких минут игры попросите группу прочитать снежки.

Эта глупая маленькая игра играется парами. Вы можете ожидать большого смеха. В этой игре каждый будет тайской валютой. Как это работает: если вам больше 46, вы получите 1 бат. Если у вас меньше 36, вам будет 50 саданг. Затем инструктор запрашивает сумму бахт - например, «два с половиной бата», «3, 75 бата» и т.д. после каждого запроса участники пытаются встретиться в физических группах, чья сумма равна запрашиваемой сумме.

«Да», «нет», «не знаю»

Цель: развитие умения общаться, выражать свои мысли по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в пользу того или иного ответа.

Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.

Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбрав тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача — отстоять свою точку зрения в выборе ответа, доказать ее правильность.

Корзина для фруктов. Заставьте всех сидеть в кругу. Выберите категорию, такую ​​как фрукты, книги или животные. Попросите кого-нибудь пройти внутри круга и начать «покупать» некоторые предметы в этой категории. Каждый человек должен думать и выбирать, не говоря, предмет этой категории. Если плод, который кто-то думал, имеет свое имя, тот должен встать, встать позади человека, который занимается шоппингом и следовать ему. Так что это «платное» время, и каждый должен искать место, где можно сидеть снова.

В этом упражнении участники встречаются с другими в соответствии с их сходствами. Например, если вы говорите: «Присоединяйтесь к группам людей, у которых есть одинаковые любимые фрукты», каждый должен сказать свой любимый фрукт и искать других, которые разделяют это сходство, формируя вместе с ними группы. Иллюстрируйте, а затем они должны выполнять свою деятельность. Пусть каждая группа скажет название своих фруктов, группа по группам. Продолжайте изменять группы, начиная с разных тем, от самых глупых до самых серьезных: например, любимое животное, письмо, которое вам меньше всего нравится в латинском алфавите, религиозных традициях и т.д.

Контакт-слово

Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с другими 3-4 словами. Задача напарников — почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

Остров-1

Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы — кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.

Организуйте группу в большом кругу. Объясните, что первый человек должен сказать: «Знаете ли вы?» Второй человек скажет: «Что?» Первый человек: «Дани отправился на Венеру». Первое лицо: «Она пошла на Венуу таким образом!» - и затем начинает совершать какое-то повторяющееся движение. Все люди в круге повторяют это движение. Затем человек слева от первого человека перезапускает серию: «Знаете ли вы?»; «Что?»; «Дани отправился на Венеру»; «Правда?» «Как?»; «Она так пошла на Вену» и делает свой собственный ход.

В больших группах это можно сделать в нескольких небольших кругах одновременно. Мероприятия по созданию команды, также известные как создание команды, необходимы для эффективности вашей организации. Объединение вашей команды и ее качество общения являются основой эффективной команды и позволят вам превзойти ваши цели. Мы предлагаем командные работы в Квебеке и Монреале.

Остров-2

Группе нужно уместиться на острове — куске ткани. Причем вода поднимается — т. е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.

Слепой скульптор

Группа разбивается по три человека. Одному завязывают глаза. Второй из третьего «лепит» скульптуру. Затем «слепой» должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.

Организация сессии по созданию команды

Давайте посмотрим, каков график для типичного дня создания команды. День начинается с хорошего завтрака в общежитии. Причина проста: хорошая команда - это команда, которая имеет удовольствие, это первый шаг, и что лучше, чем завтрак в изолированном общежитии перед лицом дня!

Первые действия - это ледокол для игр, зная, что, как и раньше, мы хотим создать удовольствие в команде и одновременно разорвать блокировку офиса. Затем мы идем в игры доверия, одним из самых известных является падение со стены в объятиях коллег. Здесь мы переходим на второй этап для команды: участники могут не только веселиться, но и доверять своим коллегам. Совместные игры добавляют более высокий уровень:, решайте. Именно на этом этапе мы начинаем видеть лидеров, и именно в момент обратной связи им становится известно, что они осознают свою пассивную или отрицательную роль в команде.

Тренинг со стульями

По количеству участников тренинга кругом выставляются стулья так, что бы их можно было обойти. Группе необходимо синхронно выполнить задание в такой последовательности: всем, сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. До начала тренинга дается 1 минута на подготовку, во время которой брать в руки стул нельзя. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, группа начинает выполнять упражнение снова. У группы есть всего две попытки. После выполнения тренинга проходит анализ.

Мероприятия на свежем воздухе мы проводим в школе альпинизма в Пассе Монтань. Все предыдущие действия были направлены на то, чтобы развивать команду, чтобы дать возможность сделать недосягаемую задачу для всех, но достижимой командой. Именно эта задача будет иметь значение и цементировать группу. Представьте себе лица участников, поскольку они рассматривают вертикальную скальную стену высотой 100 футов, которую им нужно будет подниматься, или спуск на пустые 300 футов! Конечно, каждый свободен делать то, что хочет; именно с командой каждый участник решает, что он будет делать.

Слово

Подсобный материал — спички. Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельное принятие решения.

Никто не думает, что они могут, и все же они будут, независимо от физического уровня участников. Поскольку сила команды невероятна, вам нужно попытаться это выяснить. Разумеется, он имеет право на свое мнение. Поэтому нет никаких сомнений в том, что он сможет организовать настоящие сборные команды, основанные на высоких проблемах. Постепенно получается удовлетворение. Не просить кого-то встать на стул, который мотивирован, но попросить его подняться на гору.

Мероприятия по консолидации команд

Представьте себе гордость команды после совершения подвига. Короче говоря, вместе они чувствуют себя непобедимыми, и они знают, что им нужен ум, чтобы вместе достичь своих корпоративных целей. Узел: все идут по кругу, плечом к плечу, положив обе руки в середину круга. Каждый человек схватывает руку двух других людей. Цель этой игры, очевидно, состоит в том, чтобы отменить узел и сделать круг.

Бревно

Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Необходимо поменяться местами: 1-й должен занять место последнего, 2-й — предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

Командный день

Человеческая весна: в команде из 3 человек, 3 участника онлайн, 2 участника, стоящие на концах, сталкиваются друг с другом. Средний участник падает назад, его подбирает человек позади него, который мягко подталкивает его к участнику в начале линии, который догоняет, а затем отталкивает его назад. Тогда у нас есть хороший маятниковый эффект, отсюда и название человеческой весны. Его поймают участники, которые вращают его по кругу. У каждого участника будет возможность посередине. Падение: участники помещаются на 2 линии друг против друга. Они протягивают руки друг к другу, чтобы создать удобную и безопасную подушку, готовую получить своего товарища по команде, который стоит на 2 или 3 фута от земли. Он падает в объятия всех своих товарищей по команде. Падение яйца: участники каждой команды имеют несколько соломинок и ленту с липкой бумагой, чтобы создать систему защиты яиц; у них около 20 минут, чтобы разработать систему и провести маркетинговое продвижение своей машины. Затем они должны представить экипировку другим командам, рекламировать ее, а затем проверить ее, сбросив яйцо с высоты около 2, 5 метров; некоторые яйца прибывают нетронутыми, другие лопнут к восторгу от других команд! У группы есть компас и курс, чтобы следовать, чтобы найти его еду, если он хочет есть. Стена: веревка, протянутая между 2 или 3 деревьями на высоте 5 футов, символизирует стену. Эта веревка «электрифицирована». Вся группа должна идти на другую сторону, не касаясь этой веревки. Паутина: тот же самый вид упражнений, но на этот раз группа должна пройти через паутину с веревками и растянуться между двумя деревьями. Только гандикап: каждый раз, когда кто-то использует или проделывает его, он «ребуш» и становится непригодным. Большая лестница: лестница высотой от 8 до 10 метров, чьи бары, расположенные на расстоянии двух метров друг от друга, сдерживаются канатами. Необыкновенная память для всей команды и способ поблагодарить ее за ее результаты. Выездной брифинг, объясняющий качества хорошего участника и принципы успешных команд. Игры доверия, чтобы показать, что доверие является основным качеством для хорошей командной работы. Командный вызов, который позволит ему укрепить с помощью подвига невозможную индивидуальную, но достижимую команду. Отражение, позволяющее команде составить план действий, применимый в работе каждого дня. У нас также есть множество игр для создания команды, которые можно оживить в помещении, если клиент пожелает.

  • Сумасшедшая трава: вся команда стоит в кругу.
  • Участник позиционирует себя в середине круга и позволяет себе падать мягко.
  • Питание: индивидуальные блюда, помещенные в рюкзаки, иногда скрываются в лесу.
  • В качестве последней меры монитор поможет им.
  • Ледокольные игры создают теплую и позитивную атмосферу для команды.
  • Совместные игры, требующие планирования и стратегии для команды.
  • Обучение по опыту.
  • Подготовка перед каждым упражнением и размышление в конце.
  • Видео наблюдение.
Каждая команда уйдет с видео, фотографиями, а также индивидуальным и групповым планом действий.

Монстр

Группе в 14 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего 8 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, количество точек опоры прибавляется или отнимается (на 3 человека — 1 точка опоры).

Неваляшка

Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в центр круга. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в центре. Каждый должен побывать в центре круга, после чего все делятся впечатлениями.

Составь рассказ

Ведущий выбирает водящего, которому нужно будет вместе со всем отрядом сочинить романтическую историю. Водящий отходит от костра, отворачивается и затыкает уши. Ведущий объясняет игрокам принцип игры. Если последнее слово предлагаемой водящим фразы оканчивается на гласную, мы говорим «Да», если на согласную — «Нет». Пример: водящий: «Жила была прекрасная девушка Юля». Игроки: «Да». Водящий: «И вот исполнилось ей 17 лет». Игроки: «Нет». Водящий: «Ну, хорошо в день ее совершеннолетия». Игроки: «Да». И так пока водящий не догадается.

Когда я был маленьким

Ведущий предлагает вспомнить и рассказать случай из раннего детства, который произошел с вами и мог бы претендовать на роль самого занятного. По кругу передается детская соска, и игроки по очереди рассказывают забавные истории детства.

Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива. Важно добиться того, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появились общие цели, сложилось коллективное мышление. Это довольно сложная и кропотливая работа, которая должна носить системный характер быть планомерной и ежедневной. Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит педагог с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива в начальной школе.

Особенности формирования детского коллектива в начальной школе

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе

1 класс

В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им , установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

2 класс

2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, преодоление психологических проблем.

3 класс

В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

4 класс

Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.

В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

Игры на сплочение коллектива в начальной школе по классам

Игры для 1 класса на сплочение коллектива

Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом — «Мячик» . Суть ее в том, что дети стают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя.

Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

  • назвать имя и фамилию;
  • назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);
  • сказать свое имя и имена родителей и т.д.

Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру «Мы идем в поход» , в которой используется . Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой…». При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение «Граница» . Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание:

  • у кого есть брат;
  • кому 7 лет;
  • кто недавно ходил в кино;
  • кто любит рисовать;
  • у кого есть дома кошка и т.д.

Школьники, к которым относится указанный признак, должны перейти через эту линии и собраться на другой стороне. Информация, которую дети узнают после этой игры, может послужить поводом для дальнейшего более тесного общения.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг» . В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого . Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:


После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение» . Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы» . Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки» . Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов» . Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Игры на сплочение для 3 класса

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет» . Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка» . Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград» . Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки» . Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок» . Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы» . Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы» . Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Игры на сплочение детей 4 класса

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры» . Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура» . Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг» . В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка» . Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением , взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.