Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Сын парфенова и чекаловой женился во второй раз. Леонид Парфенов: личная жизнь, биография, дети Дневник невесты: Мария Бройтман о свадьбе с Иваном Парфеновым и их «медовой кругосветке»

Сын парфенова и чекаловой женился во второй раз. Леонид Парфенов: личная жизнь, биография, дети Дневник невесты: Мария Бройтман о свадьбе с Иваном Парфеновым и их «медовой кругосветке»

Елена Чекалова заражает своим интересом, жаждой жизни. Елена не просто готовит — она изучает, откуда появилось блюдо, как его адаптировать к нашим продуктам — и рассказывает об этом с азартом и удовольствием. А еще Елена — жена известного тележурналиста Леонида Парфенова и мама 25-летнего Ивана и 21-летней Маши. Поэтому мы говорим и о стейках, и о школах, и о политике.

— Кулинария — это только одна часть жизни, у меня много других интересов. Например, путешествия — это то, без чего в жизни вообще нельзя обойтись. Еще меня очень волнует общественная жизнь: грустно смотреть на то, что сейчас у нас происходит. Ну литература, история, дети мои — много всего в жизни есть, помимо готовки.

"Попробуйте сырный пирожок, еще творожную запеканку", — хлопочет Елена, доставая из холодильника все новые блюда. С благодарностью соглашаюсь: "Как у вас все вкусно!"

— В нашем доме вас всегда накормят и даже напоят. Наверное, поэтому у нас много друзей. Приходят и друзья детей, все очень любят семейные сборища вокруг большого стола.

— Молодые люди сейчас чаще предпочитают посидеть в кафе.

— Да, они ходят в какие-то кафешки, куда могут себе позволить, но наши посиделки никогда не пропускают.

— "Могут себе позволить"? То есть вы их не балуете?

— Нет. Конечно, если у тебя нормальный достаток, то создавать искусственные условия, какой-то дефицит в жизни детей странно. Я считаю, что должна быть мера во всем. Правда, мы с мужем никогда не жалели денег на обучение детей. Хорошая школа, курсы — это пожалуйста. Какие-то тряпки, шмотки — это нет. Но они и не тряпичники, им скорее нравится путешествовать. Сын сначала учился в Англии, закончил школу в Германии, а потом поступил на экономический факультет известного университета Луиджи Боккони в Милане.

Маша училась здесь в частной школе, потому что у нее дислексия в очень тяжелой степени — и она не могла учиться в обычной школе. Ведь что такое дислексия? Это когда человек не усваивает письменную речь, когда на одной странице может 26 ошибок сделать. Мне говорили педагоги: "Ваша девочка умственно отсталая, ей надо учиться в вспомогательной школе". А девочка замечательная. Между прочим, Леонардо да Винчи, принцесса Диана были дислексиками. На Западе, где это давно диагностировано, в любой школе и университете есть специальные программы для дислексиков. На экзаменах их не ограничивают во времени, и не считают орфорграфические ошибки за ошибки — после получения заключения медицинской комиссии таким ученикам дают специальные стикеры, которые они наклеивают на свои работы, чтобы проверяющие видели, что ребенок с disability.

Мы с Машей занимались очень много — с психологами, логопедами — и постепенно вытянули. Она экстерном закончила здесь 11 класс, и в 16 лет она поехала учиться в Италию. Мы посчитали, что boarding school (школа с проживанием) для нас слишком дорога, поэтому отправили ее в дневную школу, а жила она в одной квартире с Ваней. Сын оказал большую помощь: он ходил на родительские собрания в школу, помогал сестре с уроками, а ведь у них всего 4 года разницы!

Позже Маша поступила без экзаменов в City University в Лондоне. В мае защитила диплом, сейчас пошла работать — пока на очень маленькую зарплату Я ей не помогаю материально, но у нее есть молодой человек, они живут вместе. Ваня тоже в Москве.


С мужем и детьми

— А вы не хотели, чтобы дети остались работать — и жить — там, где учились?

— Мои дети — страшные патриоты. Они хотят жить здесь, приносить пользу, они просто обожают свою страну. И считают, что нечестно ее бросать в трудную минуту. Они меня радуют: они не живут исключительно материальными интересами, не готовы идти на моральные компромиссы ради комфорта. Ни для нас, ни для наших детей критерий "круга", "полезных знакомств" никогда не имел большого значения. Как вы знаете, мой муж Леонид вообще сам из деревни Улома Вологодской области. Его мама до сих пор там живет, дети много времени там всегда проводили. И один из близких друзей моего Вани — оттуда. Для меня эти "круги" вообще ничего в жизни не значили абсолютно. И те, кто обращают на это внимание, мне не интересны.

Вот наш близкий друг, музыкант Вася Обломов — необыкновенно талантливый человек, он пишет потрясающие стихи, у него до сих пор ни квартиры в Москве, ничего. Он из Ростова-на-Дону, из совершенно обычной семьи — а ведь какой начитанный, какие замечательные пишет стихи. К сожалению, наша система, в том числе и образовательная, устроена таким образом, что людям без связей все труднее и труднее пробиться.


С дочерью Машей и Борисом Акуниным на митинге в защиту Алексея Навального

— Как раз при появлении ЕГЭ декларировалось, что это уравняет шансы, позволит детям из провинции поступать в лучшие московские вузы.

— То, что происходит с ЕГЭ — это катастрофа. Эти махинации, эти ответы в Интернете, эта подтасовка. Моя Маша сдала экзамен и получила свои оценки — это больной (тогда) ребенок, с дислексией! Но находились дети, которые брали открепительные талоны и вместе со своим репетиторами ехали в деревню сдавать ЕГЭ — там же легче со всеми "договориться". И мальчик-троечник из одной известной семьи получил очень высокий балл. С тех пор прошло 5 лет — и коррупция стала еще страшнее. А что вы хотите? В системе образования, как в капле воды, отражается ситуация в стране. Если ложь пронизывает все, если главные люди — те, с которыми считаются — это чиновники, а все остальные — быдло — то есть мы с вами.

И моим детям не просто. Мы их учили, как говорил Александр Исаевич Солженицын, жить не по лжи. Я все время думаю о том, как сегодня воспитывать? Это очень сложно, ведь родители не имеют права учить дурному.

Родительские ошибки и детские таланты

— А что родители должны в первую очередь, по вашему мнению?

— Задача матери — найти, что в ребенке есть особенного. Знаете, какая самая частая ошибка? Когда ты начинаешь сравнивать своего ребенка с другими — вот это самая ужасная материнская черта. Вот Петя, он... А ты, да какой ты ленивый, да почему же ты не можешь, нужно же учиться". В этот момент ты гробишь все таланты, которые есть в ребенке! А то, что в каждом ребенке есть что-то особенное, я сейчас убеждена на 1000%. И, в основном, бескрылыми детей делают матери и отцы — потому что говорят ребенку: "Вот ты такой — а должен быть другим!" Начинают его подгонять под выдуманный, вымечтанный образ — вместо того, чтобы следовать за его способностями и особенностями. Не бывает бесталанных людей, просто у одного талант — это математика, а другого — парикмахерское искусство. В каждой профессии есть звезды, просто важно дать ребенку найти себя, проявиться как личности.

В романе Бориса Акунина "Аристономия", который я очень люблю, как раз история о том, что человек должен понять себя. А задача родителей — помочь это сделать. Мне мой сын, например, говорит: "Я так хотел заниматься спортом, а тебе это всегда казалось неважным". Да, мне казалось, что это ерунда, такая трата времени, я делала упор на науки. А он признается: "Ты меня заставляла математику учить, которую я ненавижу".

И ведь только потом, по прошествии времени, понимаешь, сколько дров наломала. Да, почти все родители очень жестоки по отношению к детям. Нельзя в крайности впадать. Теперь я понимаю, что детей надо не заставлять учиться, а раскрывать преимущества образования: что это интересно, что ты сможешь стать более содержательным человеком, что жизнь у тебя будет более разносторонняя. Надо им предлагать заниматься разными вещами, ведь у нас же очень скучно в школах преподают.

Кухня и наука

— Чем, по-вашему, отличается современная кухня от того, что готовили наши бабушки и мамы?

— Сейчас кухня должна быть более легкой, простой. Если предлагать современной женщине старые рецепты, где по 12 шагов — их никто делать не станет. И я никого не осуждаю — просто времени не хватает!


С знаменитым поваром Гордоном Рамзи

— А почему раньше хватало? Ритм жизни другой?

— Да, и времени было больше: люди могли устраивать огромные обеды, сидеть за столом часами. Читая воспоминания о XIX-начале XX века, я вообще поражаюсь, насколько мы теперь живем быстрее. Я не знаю, хорошо это или плохо: люди очень много успевают всего делать — но не всегда понятно, зачем.

Сейчас много всяких технических приспособлений, новинок, мне нравится с ними экспериментировать. Я регулярно готовлю в мультиварках, и сейчас делаю для них серию рецептов. Мне очень нравится низкотемпературный режим — это так полезно и вкусно. Например, я купила толстый край для стейка, сделала маринад... Кстати, раньше думали, что лучший маринад — это кислая среда. Но теперь гастрономическая химия доказала, что кислота (уксус, вино, лимон) разрушает и действительно немного размягчает верхние слои тканей мышц, но в то же время она вытягивает из мяса жидкость и делает его суше.

Совсем другое дело, если использовать засолку. Изначально "маринад" происходит от слова marina — морская, то есть морская соль. Как действует соль? Как тепло: она проникает в самые толщи мяса — вместе с ней проникает и жидкость. Если мы взвесим кусок мяса до маринования в соляном растворе и после, то увидим, что он потяжелел. При готовке меньше теряется влага, а если мы знаем температуру, при которой уже начинается коагуляция белка, но еще не сжимаются мышцы — получается более нежная готовка.

Так вот, я беру стейк, погружаю его в рассол — главное, чтобы количество соли и время были правильно рассчитаны — а потом готовлю в мультиварке при температуре 60ºС. Если нужна красивая корочка, то потом быстро обжариваю, каждые 15 секунд переворачивая мясо другой стороной, чтобы не пересушить верхние слои.

— У вас такой научный, такой осознанный подход! Но кулинаров, готовых на такое, наверное, не очень много найдется...

— Нет, сейчас все больше и больше становится людей, готовых изучать и погружаться в эту всю науку. Они прекрасно понимают, что сегодня это не объяснение — "потому что так делала моя бабушка". И бабушка могла ошибаться, в конце концов!

— А с чем вообще связан нынешний кулинарный бум?

— Меня часто спрашивают об этом. Я отвечаю строками Евгения Боратынского:

Бывал обманут сердцем я,
Бывал обманут я рассудком,
Но никогда еще, друзья,
Обманут не был я желудком
Признаться каждый должен в том,
Любовник, иль поэт, иль воин, —
Лишь беззаботный гастроном
Названья мудрого достоен.

Я думаю, это происходит и потому, что у очень небольшого количества людей творческая работа. А человеку по своей природе это нужно, оказывается, и важно — делать что-то свое, творить, выдумывать, пробовать. Особенно с появлением Интернета. Я считаю, что кулинарный бум и Интернет взаимосвязаны, потому что каждый человек хочет аплодисментов. Если раньше все стремились в актрисы, то сейчас девочки знают, что можно приготовить вкусное блюдо, красиво сфотографировать — и тебе поаплодируют, скажут, что ты — молодец. Человек так устроен, он хочет одобрения, признания, хочет почувствовать себя значимым — и здорово, что люди все это находят, ведя блог. Иногда, правда, в кулинарной среде это приобретает очень агрессивные формы. Я поражаюсь, когда люди начинают оскорблять друг друга, если кто-то жарит или печет что-то не так. Хотя сейчас мне кажется, это стало утихать. Вообще мне интересно присутствовать и в Интернете, я готова там общаться, только технически недостаточно продвинута — но хотела бы научиться.


С мамой Анжеликой Яковлевной на праздновании ее 90-летия

Диеты и похудение

— В книге Массимо Монтанари "Голод и изобилие в Европе" написано, что раньше всегда считалось, что дородная фигура человека — это признак его достатка, а после промышленной революции XIX века стало модным наоборот быть поджарым и деятельным. Как вы относитесь к этому "требованию эпохи"?

— Конечно, следить за собой надо, но диеты, по моему мнению, это ерунда. Я и мои подруги пробовали очень разные диеты — не работала ни одна. А вот диета для меня вообще, как красная тряпка для быка. Одну из моих очень близких подруг еле спасли после того, как она увлеклась этим . Ведь что происходит, когда человек ест столько белка? Чудовищная зашлакованность организма. Я всем рассказываю, что в средние века, когда хотели уморить человека медленной, мучительной смертью, его сажали на вареное мясо.

Диета Дюкана действительно работает для очень молодых людей, пока все органы в порядке.

Я считаю, что просто должно быть здоровое, правильное, сбалансированное питание. Если вечером очень хочется есть, то можно съесть небольшой кусочек нежирного мяса. Я вечером подаю мясо с овощами. А на завтрак мой муж очень любит каши, смузи с добавлением злаков.

Очень важно понимать, что когда можно есть. Я ем почти все, но понемногу. Только сахар в чистом виде не ем. И в десерты стараюсь добавлять не сахар или сахарозаменители, а готовить десерты с большим количеством фруктов и сухофруктов, иногда, если ягоды уж очень кислые, добавляю сироп агавы. Если вы кладете в ягодные пироги сахар в начинку, то всегда добавляйте понемногу и пробуйте — мы же отвыкли от натурального вкуса фруктов, надо стараться его не забивать, останавливаться тогда, когда еще чувствуется это богатство вкуса, аромата, а не просто сладость. В классическом торте, где бисквит, крем — там же ничего, кроме сладкого. Мне кажется, что так не интересно — и что мы лишаем себя такого разнообразия вкусов!

Чекалова Елена Валерьевна – филолог, тележурналист, ведущая программы о приготовлении вкусной и здоровой пищи «Счастье есть!», писатель, ресторатор, супруга российского тележурналиста . Елена родилась 8 января 1967 года в Москве в семье Валерия Чекалова, журналиста «Советской России» и супруги, литературного редактора и лексикографа. В семье помимо Елены воспитывалась еще одна дочь, которая впоследствии получила диплом инженера.

Елена с детства мечтала о профессии учителя и после школы поступила на филологический факультет Московского университета. Окончив вуз, девушка устроилась преподавателем русского языка и литературы для иностранцев в Геолоразведочный институт, а также в историко-литературную школу города Москвы, где проработала год.


В молодости появилось еще одно увлечение Елены – кулинария. Для многочисленных гостей, которые собирались в родительском доме, девушка всегда готовила необычные и вкусные блюда. Побывав в Тбилиси, где жили друзья Елены по университету, девушка заинтересовалась грузинской кухней, после чего освоила итальянскую и французскую традиции приготовления пищи. В 90-е годы Елена стала проявлять интерес к индийской, японской, испанской кухням, рецепты которых привозила домой из зарубежных поездок.

Журналистика

В журналистику Елена Чекалова пришла внештатным корреспондентом издания «Советская культура», где через год девушку пригласили вести телевизионную рубрику. Позднее Елена устроилась в газету «Московские новости», параллельно вела колонку посвященную необычным рецептам «Еда с Еленой Чекаловой» в газете «Коммерсантъ» и рубрику о кинематографе в «Независимой газете».


В 1990 году Чекалова стала соавтором Леонида Парфенова в написании книги о тележурналистике «Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении», которая затем вошла в учебную программу курса журналистики. Позднее вышли еще два издания – «До и после „Взгляда“», «Ночной эфир 1».

«Счастье есть!»

В 2009 году Елена Чекалова появилась на экране в программе «Доброе утро», где вела четырехминутную рубрику о питании «Счастье есть!». За короткое время журналистка успевала приготовить простое, но оригинальное блюдо, и рассказать историю его возникновения. Оценив находчивость Елены, предложил ей расширить формат и начать выпускать полноценную передачу. В 2010 году состоялась премьера одноименной программы в эфире «Первого канала».


Каждый выпуск содержал пошаговое приготовление изысканных блюд по уникальным рецептам от шеф-поваров из разных стран. Для того, чтобы естественно выглядеть в кадре, Елена брала уроки актерского мастерства у . Каждый урок проходил при большом скоплении публики, которую представляли артисты «Современника». На глазах у всех Елене необходимо было приготовить блюдо и интересно преподать процесс. После окончания занятия режиссер указывала журналистке на ошибки.


В 2012 году Елена Чекалова закрепила успех кулинарного шоу выпуском книги «Мировая кухня», которую написала вместе с Гелией Делеринс. Сборник рецептов содержал интересные справки о кулинарных традициях различных уголков планеты, биографии известных поваров. В это же время из-под пера журналистки появилось еще одно кулинарное издание под названием «Ешьте!» с собранием рецептов первых блюд, салатов, пирогов и тортов.


В передаче и книгах Елена Чекалова всегда провозглашала собственное кредо – не есть, но пробовать. По словам журналистки, такой подход к кулинарии помогает сохранить фигуру без применения диет. В 2014 году Елена официально завершила сотрудничество с «Первым каналом». В этом же году вместе с супругом Леонидом Парфеновым Елена открыла в Москве ресторан «Поехали», меню которого регулярно появлялось на сайте заведения.

Личная жизнь

Будучи сотрудницей газеты «Московские новости», Елена заочно познакомилась с журналистскими трудами выпускника Ленинградского университета, корреспондента Леонида Парфенова. Родом журналист был из Череповца, отец молодого человека работал инженером на заводе. После переезда в Москву Леонид довольно быстро сблизился с Еленой, в 1987 году молодые сыграли свадьбу. В это время Парфенов только начинал карьеру в молодежной редакции Эдуарда Сагалаева.


Первые годы Леонид и Елена жили в квартире дедушки невесты. В 1988 году родился сын Иван, в 1993 году жена подарила Леониду дочь Марию. Роды у Елены каждый раз проходили тяжело, с применением кесарева сечения. Когда Маша стала подрастать, оказалось, что девочка отстает в развитии. У нее обнаружилось редкое заболевание – дислексия, невосприятие письменной информации. Елене пришлось оставить работу и углубиться в воспитание дочери. Дети получили разностороннее образование: оба занимались живописью, иностранными языками, спортом, математикой.


Елена Чекалова с мужем

В результате после окончания школы Британского совета Мария сдала экзамены на «отлично» и поступила в итальянский Университет ресторанно-гостиничного бизнеса. Иван также учился за границей: вначале в Англии, затем в Германии, позже окончил экономический университет в Милане. Молодой человек работает в РИА «Новости», продвигает интернет-проекты. В 2015 году Иван женился на Марией Бройтман, окончившейся архитектурный институт. Мария Парфенова вышла замуж только в конце 2016 года за предпринимателя Андрея Муравьева.


Елена Чекалова и Леонид Парфенов с детьми

В 2012 году семья переехала в загородный трехэтажный дом, который супруги выстроили по собственному вкусу. На первом этаже расположилась кухня в традиционном стиле с мангалом и дровяной печью, а также гостиная с мебелью, собранной и отреставрированной из предметов старины. На втором этаже Елена и Леонид обустроили спальни и рабочий кабинет журналиста, а на мансарде соорудили спортивный зал. С каждым годом отношения супругов становятся все крепче. Как утверждает Елена, Леонид постоянно устраивает жене праздники, любит дарить дизайнерские букеты.

Елена Чекалова сейчас

В 2016 году Елена Чекалова закрыла ресторан «Поехали». Сейчас супруга Парфенова занимается развитием официального сайта , где регулярно выкладывает новые рецепты.


Фото блюд можно также увидеть и на персональном аккаунте гастрономического эксперта в сети «Инстаграм» , на который подписано 4 тысячи пользователей. Елена продолжает вести собственную колонку в газете «Коммерсантъ».

Проекты

  • Книга «Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении»
  • Книга «До и после „Взгляда“»
  • Книга «Ночной эфир 1»
  • Передача «Счастье есть!»
  • Книга «Мировая кухня»
  • Книга «Ешьте!»
  • Ресторан «Поехали»
  • Кулинарная колонка в издании «Коммерсантъ»

«Когда я впервые попал к тебе в гости, меня настолько поразили необыкновенные ароматы, доносящиеся из кухни, что мне сразу захотелось остаться в твоем доме навсегда», - признавался впоследствии Леонид Парфенов своей жене Елене Чекаловой - ведущей программы Первого канала «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!».

- Елена, как вы - журналистка, ведущая кулинарную рубрику в газете, не актриса, не теледива, не медийное лицо, не светская персона - вдруг стали вести программу на Первом канале?

С юности я обожаю готовить, экспериментировать на кухне. И мне всегда было кого угощать, поскольку гости у нас дома собираются часто. И как-то во время одного из застолий Константин Львович Эрнст, с которым мы очень давно знакомы, сказал мне: «Лен, каждый раз я ем у вас с огромным удовольствием, да при этом ты еще так интересно рассказываешь про еду. А почему бы тебе не представить все это в эфире? Давай попробуем». И предложил делать авторскую программу о кулинарии, в которой в качестве приложения к рецепту непременно будет и история возникновения того или иного блюда. Я сказала: «Костя, не могу я взять на себя такую ответственность, у меня же нет опыта работы на телевидении».


Фото: Елена Сухова

Но идея была заманчивая, и я вызвалась попробовать себя на передаче «Доброе утро», чтобы всем стало понятно, стоит ли вообще со мной связываться. Попробовали и… решили связаться. Когда уже было точно решено делать программу «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!», я первым делом позвонила Галине Борисовне Волчек, с которой мы давно дружим, и попросила: «Может, вы сможете порепетировать со мной?» Она говорит: «Ну давай, приходи в театр, там все нам и покажешь. А мы скажем свое мнение - верим тебе или нет». «Мы» - это ее помощники и администраторы. Я пришла, принеся с собой кастрюлю, и сказала: «Помогите мне, пожалуйста, придумать образ этой экранной женщины. Какая она должна быть?» На что Волчек ответила: «Ленка, плюнь на это. Ты же не актриса. И если мы придумаем тебе образ, ты не сможешь его сыграть.

Фото: Елена Сухова

Так что просто будь такой, как в жизни, и не нужно ничего бояться. Представляй, что перед тобой не камера, а, например, я сижу, вот как сейчас. И рассказывай все мне». И я стала рассказывать историю и рецепт картофельного французского супа парментье. А когда увидела, что все, слушая меня, улыбаются, смеются, немного успокоилась… Знаете, раньше, при советской власти, считалось, что профессия повара какая-то не престижная. Когда я как журналист стала заниматься гастрономией, моя мама скептически сказала: «Слушай, ты получила такое прекрасное образование - окончила филологический факультет МГУ, работала учителем литературы в историко-литературной школе, публиковалась в престижных изданиях, а теперь кем стала? Поварихой…» А на мой взгляд, повар - одна из самых творческих профессий.

Это ведь не только приготовление еды, а история цивилизации. Я к еде и подхожу как филолог, историк.

- А каким образом у вас проснулся интерес к кулинарии? Семейные традиции?

Наоборот. Папа мой был журналистом. Сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. Работал в газете «Советская Россия», потом в разных отраслевых изданиях. А мама - редактор и составитель словарей, по профессии - лексикограф. Мои родители всегда были очень заняты. Мной и моей старшей сестрой - она по образованию инженер - не слишком занимались. Их интересовали книги, музеи, театры и все, что связано с профессией. А быт, домашние дела никогда не волновали. Они считали занятия домашним хозяйством, обустройство дома, готовку мещанством.

Ресторан «Поехали» Елены Чекаловой, журналиста, известной телеведущей и супруги известного телеведущего, недавно отличился от всех гастрономических мест в центре столицы тем, что в пасхальную ночь предложил москвичам разговляться. За куличами Чекаловой, которые она пекла самостоятельно несколько дней, стояла очередь с заворотом на Петровку. Мы встретились, пока ещё постное меню было актуальным, чтобы разобраться, в чём ли феномен такого домашнего семейного ресторана.

«Нет-нет, никакая я не Джулия Чайлд и книги наши не похожи» , – смеётся Елена Чекалова , держа в руке спринг-ролл. Снимается первая проба. Ресторан «Поехали » обновляет меню с завидной скоростью, чтобы не застаиваться на месте, и только Чекалова решает, куда на этот раз завернуть – в Мексику, Японию или опять в Вологодскую область – и что завернуть в ролл. Подходит к концу уже второй час, а мы всё сидим в заведении, из которого поначалу, думалось, лучше поскорее уезжать: слишком активный пиар, слишком «выпендрёжные» названия блюд, сочетания продуктов, слишком высоколобые официанты (поначалу сплошь уверенные в своей уникальности), слишком невзлюбил Комм, слишком много здесь самой Чекаловой. Субъективный бардачок стереотипов. Поехали! «Ешьте-ешьте, Сережа, попробуйте вот ещё творог фермерский – это мне местные производители сами привозят на пробу» , – уговаривает Елена, и в тарелку постоянно что-то подкладывается. Бывает ли слишком много гостеприимства? «Я всех тут завсегдатаев знаю в лицо – они живут рядом и ходят ко мне каждый день. Я их встречаю. А некоторые девушки, подруги Маши (Маша Парфёнова здесь арт-директор – прим. ред. ) меня давно уже мамочкой называют открыто» , – рассказывает Чекалова.

Намедни «Поехали» удостоился Пальмовой ветви. Получать приз зрительских симпатий фестиваля ресторанных концепций вышел и Леонид Парфенов . Концепция совсем молодого и почти семейного ресторана «Поехали» (в партнёрстве с Александром Орловым ) получила дополнительную бронзу. По всем канонам можно забронзоветь. «Я думаю, что вы не найдете второго ресторана в Москве, где меню меняется так часто, – делится Елена. – У нас был спор с Александром Раппопортом: он сторонник того, что хорошее меню часто менять не стоит. У меня другая идея, мне интересно работать в живом коллективе. Если люди не вздёрнуты чем-то, нет нового «фана», нового вызова, кухня застаивается».

Елена Чекалова: - Сколько мы не пытаемся рекомендовать людям коктейли, они всё равно выбирают вино.

Дочь Маша тем временем щёлкает еду в Инстаграм – развивает SMM (пока её мама из всех соцсетей успела освоить фейсбук).

Мария Парфенова: - Это мама меня приучила пить вино, потому что она не понимала, как я могу есть и запивать каким-то смешным напитком вроде коктейля. А потом мы даже хотели сделать дегустационные сеты с винным пэрингом, но нам партнёры не дают.

Сергей Яковлев: - Почему же?

Мария Парфёнова: - Потому что это пока не совсем про Россию

«Если люди не вздёрнуты, ресторан застаивается»

Е. Ч.: - Мы хотим брать вина, которые не избиты на нашем рынке. Например, новые грузинские вина. После того как Россия на какое-то время прекратила поставки грузинских вин, в тамошнем виноделии произошел огромный скачок качества. Им нужно было выходить на европейский рынок. Вот, например, одна из наших позиций – вино хозяйства Шато Мухрани (Горули Мцване, – прим. ред. ) . Это хозяйство в XIX веке принадлежало князю Багратиони. Он один из первых начал производство в Грузии вина во французских барриках. Беда в том, что в годы советской власти вся эта лоза была вырублена. И само виноделие в стиле Бордо тоже было ликвидировано – начали производиться, в основном, полусухие вина, которые любят тётеньки. Все эти Киндзмараули – вся эта крепленая сладкая бодяга. Но в последние несколько лет традиция грузинского виноделия, законченная с революцией, стала возрождаться. Знаете, что меня поражает в Москве? Очень часто ты приходишь в хороший ресторан, и там может быть отличная еда, а при этом ужасная винная карта. Правда, мои друзья-рестораторы разрешают приходить со своей бутылкой.

С. Я.: - Раппопорт, например?

У него, кстати, хорошее вино.

- В «Докторе Живаго» винная карта немного странная.

Там я особо не смотрела. Но вот недавно мы были всей семьей в одном заведении в Тульской области. Это ресторан фермерской кухни: в меню два вида вина производства Воронежа!

- Я даже подумать о таком не мог.

И я не могла. Когда я попробовала, это была такая мерзейшая бодяга. А из крепких у них был только Полугар. Я спрашиваю: «Ребят, а почему у вас такая история с винами?». Они отвечают: «Ну, как же, мы – фермерский ресторан, всё должно быть своё». Ага, наверное, по известному тому принципу, что Россия – родина слонов. Вероятно, это разлив какого-то воронежского винного завода, куда свозят неизвестно какой винный материал.

- Коробки за 200.

Это испортило весь обед.

Чекалова предупреждает сразу: «Буду вас кормить», и сама заказывает несколько блюд. Достаточно скоро приносят севиче из гребешка.

Я вам хотела рассказать про это блюдо, почему я вам его заказала: оно очень характеризует наш стиль – брать какие-то мировые технологии и готовить их с российскими продуктами.

- Ну да, севиче – это ведь перуанская кухня. По ней в Европе с ума сходят.

Гребешок подается на карпаччо из хурмы, потому что эти два продукта очень похожи друг на друга: гребешок по своей студенистой структуре очень совпадает с хурмой, а хурма – самый морской фрукт: его даже называют йодистой ягодой. Чтобы усилить минеральность, я добавила букет из водорослей, а чтобы оттенить пресноватость – гуакамоле из авокадо, и создала хрустящую текстуру специальными рисовыми чипсами.

- Мне всегда интересно, как это с русскими продуктами в итоге удаётся?

Как видите, приживается. Мы берем дальневосточный гребешок. Вы же понимаете, что даже после того, как были введены санкции, российские морепродукты очень сильно подорожали. Себестоимость огромная, нам пришлось отказаться от нескольких блюд. Понимаете, мы не хотим уменьшать порции или вдруг увеличивать стоимость. Лучше сделать новое блюдо из тех продуктов, которые более бюджетны. Раньше у нас, к примеру, было картофельное ризотто с морскими гребешками. После того, как даже отечественные гребешки сильно подорожали, мы сделали более дешёвое по себестоимости, но не менее вкусное перлотто с рапаной, которое осталось в той же ценовой категории. Я вам его тоже заказала. Рапаны там черноморские.

- Если говорить сейчас про ресторан как про бизнес, вам ведь всё равно пришлось поднять цены?

Пока максимум на 10 процентов. Для того чтобы не выйти за рамки нашей концепции, нам вот и приходится часто менять меню, быть более гибкими. Нельзя продавать блюдо за 200 рублей, а потом то же самое ставить за 500. Но у нас до сих пор есть салаты по 250-300 рублей. Но если себестоимость отличного отечественного рибая 2000 рублей за килограмм, мы не можем продавать готовое блюдо из него меньше, чем за 1900. Чистого мяса в нашем стейке 350 граммов, плюс салат, плюс картофель, плюс два вида соусов – всего полкилограмма еды.

«Купленному коню смотрят не только в зубы»

К слову о мясе: на столе оказывается тартар из оленины. Помнится, при первом визите в «Поехали» маринованный тартар из говядины своим полусырым-полувяленным видом сильно оттолкнул. Оленина теперь подана с обжаренной полентой и пряным томатным соусом на испанский манер.

- Полента отличная!

А оленина вам не нравится?

- Я вообще не большой любитель сырого привкуса в мясе.

Я бы вам тогда не заказывала! (расстроенно, – прим. ред.)

- Ну, вы же заигрываете с ингредиентами, с содержанием – надо посмотреть.

Ну, да, игра в еде – это всегда интересно. К тартару обычно подают картофель фри, а это уже надоело, хочется чего-то другого. Я же вот чего хочу: чтобы еда была чуть-чуть больше, чем еда, чтобы это было какое-то увлекательное путешествие. Поэтому, мы в «Поехали», мы не будем бояться чего-то нового. Мне бы хотелось, чтобы еда была ещё процессом открытия новых горизонтов, новых вкусов, новых сочетаний. Это совсем не российская традиция – делать, например, такую обжаренную поленту. Но тем не менее, это легкое вкусное блюдо. И вы знаете, пускай в нашем ресторане будут люди, которым очень нравится или очень не нравится, я не хочу чего-то усредненного, равнодушия, потому что тогда моя работа бессмысленна. Мы в этом плане здесь очень мобильны: если я вижу, что какое-то блюдо – пусть оно мне даже очень нравится – люди не понимают, мы его быстро убираем из меню, как бы мне жалко ни было. Я не буду настаивать – типа, это вы такой дурак, что невзлюбили. У меня такой принцип: вы пришли, вам не понравился тартар, я скажу: «Давайте я принесу вам что-то другое, а это мы убираем из счёта». Только так это может работать. Я недавно была в одном ресторане, мне принесли стейк, это был кусок соли, я его вернула назад, ко мне подошел официант, сказал, что все попробовали, и я неправа. Я подумала, что я такого официанта скорее всего уволила бы. Для меня всегда гость прав, всегда. Мне гораздо дороже, что он уйдет в хорошем настроении и у него не будет осадка.

- Официанты «первой волны» у вас, кстати, ходили с таким видом, будто продавали драгоценности «Тиффани». Они были чересчур довольны собой – может быть оттого, что попали в популярный ресторан. А потом я одну из девушек видел в LesArtistes.

Вообще, официанты – народ кочующий. Ты можешь только создать основную команду: шефа, кухню, которые будут с тобой. Для меня, например, очень важен Слава Капитонов, наш директор, потому что мы с ним друг друга понимаем. Он очень важный здесь человек, у него хороший вкус, в том числе к вину – он раньше барменом работал, поэтому он разбирается в таких вещах.

- Что вам далось сложнее остального при открытии ресторана? Какие-то бизнес-задачи или творческие решения?

На самом деле, очень сложно было перейти от домашней кухни к профессиональной, потому что раньше я была гастрономическим критиком, блогером, домашним поваром, я никогда не готовила в профессиональных ресторанах. Очень многим моим друзьям, таким же блогерам, как я, кажется, что нет никакой разницы, где готовишь, дома или в заведении, а если еда в ресторане не понравилась, значит сделано нечестно. Мол, все воруют, все халтурят, все экономят».

- Советская ментальность, ага.

На самом деле, реже всего сталкиваешься как раз с тем, что воруют. Этого нет, это несовременно. Я не замечала, чтобы кто-то делал недовложения, домой бы кусок унёс. Есть другая вещь: очень сложно держать несколько десятков блюд в стабильном качестве. И потом, одно дело, когда ты готовишь блюдо для своих друзей, родных и даешь им это бесплатно, но совсем другое – когда ты готовишь много, и должен уметь разработать удобную технологию так, чтобы была возможность подать на 60 человек сразу в надлежащем качестве. Чтобы люди готовы были платить деньги и не были разочарованы. Понимаете, когда вы угощаете своих друзей, всё что вы подадите, будет вкусно. Дарёному коню в зубы не смотрят. Купленному коню смотрят не только в зубы, но и в зад, простите.

«Константин Эрнст приходит к нам довольно часто»

- Люди известные сегодня снова стали открывать свои рестораны. Так достаточно часто происходило в конце 90-х, когда и «Ваниль» была на взлёте… Сейчас есть «Хлеб и Вино» Минаева, на днях Светлаков открыл свое заведение.

Очень много раз и мне, и моему мужу Леониду Парфенову предлагали открыть ресторан нашего имени. Но сейчас у нас получился принципиально иной проект. Скажем, есть рестораны Юлии Высоцкой, они носят её имя, но не она там является шефом, не она готовит, составляет рецептуру. Здесь это полноценно мой ресторан, я это подчеркиваю. Не моих блюд здесь нет. Если вам что-то не нравится, то я виновата. Если нравится, это благодаря мне и моей команде во главе с моей правой рукой – шеф-поваром Евгением Кузнецовым. Моя должность называется бренд-шеф, и я ответственна за все плюсы и минусы.

- Ваша знаменитая кухня дома теперь простаивает?

По выходным я готовлю, разрабатываю новые рецепты, почти каждый день я приношу новые идеи в ресторан. У нас в первой половине дня, когда меньше народа, – творческая лаборатория, мы постоянно готовим новое. Вот сейчас, у нас на подходе брускетта с налимьей печенью, она будет очень необычной. Мы попробовали несколько технологий ее приготовления. Мы принципиально не пользуемся консервированными, замороженными продуктами. Так со всем: у нас свой хлеб, масло своё.

- То, что вы мне рассказываете, – вполне важно. Потому что, может быть, вы мне как-то парируете: мне изначально казалось, что первую скрипку в вашем ресторане играла именно большая роль паблисити, учитывая Леонида, учитывая друзей, журналистов…

Вот смотрите, в ресторанах существует бюджет на пиар. Мы же не потратили ни копейки.

- Всё в семью. Точнее, всё – семьёй.

Я сама рассказывала, моя дочь Маша помогала с «Инстаграмом», выкладывала мои блюда. Может быть, Лёня, да, он является для кого-то культовым человеком, но такими же культовыми для кого-то, возможно, являются и Ваня Ургант, Сергей Светлаков и другие. Человек может один раз прийти наивно на «звезду», но если ему не понравится, он не вернётся. Можете об этом написать даже: Константин Эрнст ходит к нам довольно часто, он наш постоянный гость, он хорошо разбирается в еде. Очень хвалил постное меню. Оно вообще имело успех. Поститься модно. Но знаете, к нам иногда приходят люди: «Ой-ой, мы сейчас едим только постное». А потом столько водярки выпивают, что я думаю: «Как же эти люди постятся?». Это как в анекдоте. Девушка лежит между двумя мужиками, курит: «Ой моя бедная мама, если бы она знала, что я курю».

На стол подают и перлотто с рапаной. Елена первым делом опускает ложку в принесенную тарелку.

Я ежедневно снимаю пробу, чтобы проконтролировать, выдержаны ли блюда в утвержденной рецептуре.

- Психологи считают, что, если человек готов попробовать из тарелки другого, это говорит об экстравертности.

Разумеется, я заказываю для пробы отдельные блюда, но иногда даже подхожу к гостям, особенно хорошо знакомым: «Дайте мне кусочек попробовать», – чтобы посмотреть насколько всё соответствует.

- Скажите честно, вы как реагировали на первую волну критики в адрес «Поехали»? И вообще, как в принципе вы реагируете на это?

Честно говоря, кроме Комма, я ничего существенного не слышала. Я всё время обращаю внимание на то, что нам пишут на фейсбуке, есть положительные отзывы – их большинство, – есть критические, мы очень часто отвечаем. Какие-то вещи объясняются периодом становления ресторана.

- У меня есть теория, что во вновь открывшийся ресторан не нужно приходить сразу. Лучше подождать два-три месяца, и уже потом идти.

А у меня другая теория: я хожу сразу. Особенно, если это рестораны моих друзей. Мне очень важно понять концепцию, я всегда говорю, что нравится, а что не нравится, хочу помочь. И всегда к себе прошу приходить. Когда мы открылись, тут были все мои друзья: и Шишкин, и Адриан Кетглас, тот же Александр Раппопорт, Дима Зотов. Я всех спрашивала, слушала советы – они более опытные люди. И я ни в ком из них не заметила негатива, кроме Комма, он оказался очень недоброжелательным. Мол, такие заведения, как моё, – просто нонсенс, тут вообще не о чем говорить. Я готова поспорить, потому что само слово «ресторан» появилось после Великой Французской революции, когда домашние повара, которые работали в аристократических домах, отделились от своих хозяев и решили открывать заведения. В дословном переводе ресторан означает «там, где отдыхаешь». Вы знаете, с каких блюд начинались те рестораны? Домашние бульоны. Потому что прежде всего это блюдо домашней кухни, которое для людей было лекарством. Поесть, как у мамы, отдохнуть. Если мы с вами сейчас посмотрим на итальянскую кухню, то 95% – семейные ресторанчики. В Венеции есть одно из моих любимых мест, называется Da Fiore: они сейчас получили звезду Мишлен. Это настоящая домашняя еда, это то, что для Комма – нонсенс. Во Франции 60% такого, в Лионе – кухня мамаш. Это всё очень спорные вопросы, что такое ресторан. Просто рестораны бывают очень разные. Я, например, с удовольствием допускаю такие рестораны, как у Анатолия Комма и писала о нём хорошо. Ну а он отозвался обо мне пренебрежительно.

- Нет, он говорит, что он это делает специально, нарочито, чтобы помочь. Идёт от противного.

Он считает, что может учить всех? Я в его ресторанах пробовала и вкусные вещи, и те, что мне, к сожалению, не понравились. Например холодец был очень изысканно подан, но оказался невкусным, просто резина. У Зимина вот был отличный холодец! Говорят, что Raff House (Anatoly Komm for Raff House, – прим. ред.) у Комма лучше, чем было в «Русских сезонах». И я желаю этому ресторану успеха. Чем больше в Москве разных хороших заведений, тем в результате лучше для всех.

- Это понятно, почему вы упомянули холодец Зимина, вы – за домашнюю кухню.

Да, я изначально хотела сделать ресторан в стиле полу домашней итальянской харчевни. Очень правильно в своё время написал один автор – я ему очень благодарна за это, – что у меня ресторан московских мамочек. И это правда. Я для многих такая мамаша.

- У вашей мамы наверняка ведь не было времени на готовку, откуда это пришло? Вы вот готовите вологодские щи, но по рецепту бабушки Парфёнова.

Да, моя мама никогда не готовила. А дедушка и бабушка, её родители, были пламенными революционерами. Они считали, что готовить, стоять у плиты – мещанство. Уюта вообще не должно быть. Вроде как люди рождены, чтобы бороться за светлое будущее.

- Это прям как у Марины Абрамович.

Ну, я из такой семьи. Меня спрашивают: «Откуда пошла ваша кухня?». Я всегда отвечаю: «Я отталкивалась от детских впечатлений – в том смысле, что хотела жить иначе».

Чекаловой приходит сообщение в Facebook. Женщина-фермер из Подмосковья доставила ей продукты в ресторан на пробу и теперь спрашивает, всё ли понравилось. «А почему мне не сказали, что привезли?», – начинает волноваться Чекалова и теребит персонал. – «Сейчас срочно всё будем пробовать, а иначе что мне ответить?».

58-летний Леонид Парфенов отмечает пополнение в семье. Вечером пятого февраля сын тележурналиста Иван впервые стал отцом. Его супруга Мария родила очаровательного мальчика, которого назвали Михаилом. Счастливое событие для Парфенова и его близких произошло в одном из столичных перинатальных центров.

Радостную новость сообщила жена Парфенова Елена Чекалова. Ресторатор и тележурналист опубликовала совместную фотографию с мужем в Инстаграме. В подписи к снимку Елена поделилась, что стала бабушкой. Чекалова и Парфенов не могут нарадоваться появлению внука.

«Бабушка рядышком с дедушкой. Да, сегодня в нашей семье счастье: родился Михаил Иванович Парфенов-Бройтман. Вес 3940 гр, рост – 54 см. Я – бабуля! Многие мои подруги этого звания не то, чтобы стесняются, но предпочитают, чтобы внуки их называли их «Маша» или «Лена». А вот мы с Леней просто бабушка и дедушка», – рассказала жена известного телеведущего.

На своей странице в Фейсбуке Елена Чекалова поделилась подробностями появления малыша на свет и поздравила сына и невестку с радостным событием.

«Здорово, что теперь мужу разрешают в течение родов быть рядом с женой – в наше время это было запрещено. Маша все время могла держаться за Ваньку, и он сам перерезал пуповину. По-моему, это так важно, чтобы муж тоже рожал, а рядом с роженицей был любимый, а не только чужие тетки и дядьки. Особенно вспоминая, как рожала я сама и как на меня орали матом медсестры. Конечно, все можно вынести ради счастья стать мамочкой… Но лучше иначе», – написала супруга Леонида Парфенова.

Пользователи социальных сетей поздравили телеведущего с пополнением в семье и оставили ему большое количество теплых пожеланий. «Новый этап в жизни!», «Растите здоровыми и счастливыми», «Всех благ ребенку», «Ура», «Это большая радость», «Вы замечательные», «У вас героическая невестка – родить такого богатыря», «Теперь осталось дождаться правнуков», «Какая вы прекрасная пара», «Нет ничего прекраснее, чем слово «бабушка», произнесенное малышом», «Ждем в ленте полезное и вкусное детское меню», – комментировали подписчики Елены.

О том, что супруга Ивана Парфенова ожидает ребенка, стало известно в ноябре прошлого года. «Да, совсем недавно это было: свадьба Вани и Маши и выход книжки «Первый год замужем». А теперь ждем пополнения семьи – вот что значит, хорошо питаться», – писала тогда Елена Чекалова в социальных сетях.

Сын известного телеведущего узаконил отношения с Марией Бройтман, дочерью инвестиционного банкира, в 2015 году. Свадьба прошла в Москве по еврейским обычаям. Молодожены получили множество приятных подарков от родных и близких. Известно, что Мария и Иван заключили брачный договор – ктубу.