Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Соколов скаля братья. Соколов-Скаля Павел Петрович. Награды и премии

Соколов скаля братья. Соколов-Скаля Павел Петрович. Награды и премии

    Советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Учился в студии И. И. Машкова в Москве (1914‒18) и в… … Большая советская энциклопедия

    - (1899 1961), советский живописец. Народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Учился в Москве в студии И. И. Машкова (1914 18) и Вхутемасе (1920 22). Преподавал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1933 … Художественная энциклопедия

    - (1899 1961) российский живописец и график, народный художник России (1956), действительный член АХ СССР (1949). Исторические картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам. Государственная премия СССР (1942,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины («Таманский поход», 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и диорам.… … Энциклопедический словарь

    Род. 1899, ум. 1961. Живописец, график, книжный иллюстратор. Создатель полотен на исторические темы ("Таманский поход", 1928), панорам, диорам. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1949). Действительный член Академии… … Большая биографическая энциклопедия

    Соколов Скаля, Павел Петрович Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899(1899 07 03) Место рождения: Стрельна … Википедия

    Павел Соколов Скаля Имя при рождении: Павел Петрович Соколов Скаля Дата рождения: 3 июля 1899 Место рождения: Стрельна, Российская империя Дата смерти: 3 августа 1961 … Википедия

    Соколов Павел Петрович (1764 1835) русский скульптор, выдающийся мастер декоративной скульптуры классицизма. Соколов Павел Петрович (1863 ??) русский писатель, психолог и философ богослов. Соколов Павел Петрович (1823 ?) средний сын Соколова… … Википедия

    Павел Петрович (1899 1961), живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Наполненные романтическим пафосом историко батальные картины (Таманский поход, 1928), иллюстрации, плакаты. Мастер панорам и… … Русская история

    Соколов-Скаля П. П. - СОКОЛÓВ СКАЛЯ́ Павел Петрович (1899–1961), живописец и график, нар. худ. РСФСР (1956), действит. чл. АХ СССР (1949). Чл. КПСС с 1952. Окончил моск. Вхутемас (1922). В годы войны – художеств. рук. Окон ТАСС (Гос. пр. СССравни 1942), рук … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия


Художник за работой

Источник: www.maslovka.org
Дата: 1940-е годы

Соколов-Скаля Павел Петрович – советский живописец и график, Народный художник.

Биография
Павел Петрович родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии. В 1906 году переехал с семьёй в Саратов, где провёл детские годы. Учился в 1-й мужской гимназии, посещал художественные курсы в Радищевском музее. В 1914 году переехал в Москву, где четыре года учился в студии И. И. Машкова. Гражданскую войну Соколов-Скаля провёл у дяди в Хвалынске. С наступлением мирного времени начался творческий путь художника, быстро добившегося признания как реалист и баталист. Соколов-Скаля стал художественным летописцем советской истории, среди наиболее известных его работ триптих "Щорс", картины "Взятие Зимнего дворца", "Таманский поход", "Освобождение Калуги". С 1926 года Павел Петрович являлся членом Ассоциации художников революционной России, с 1949 года – действительным членом Академии художеств СССР, в 1952 году вступил в КПСС. Как график Соколов-Скаля создал целый ряд известных плакатов, в первую очередь в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы участвовал в восстановлении панорамы "Оборона Севастополя", преподавал в столичных училищах. Скончался 3 августа 1961 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сегодня картины Соколова-Скаля хранятся в ряде заграничных музеев, в Третьяковской галерее, в Музее Красной армии.

Краснодонцы. 1948

Соколов-Скаля П.П.
Холст, масло
200 х 298

Русский музей

Аннотация

Картину "Краснодонцы" называли "гимном комсомолу, молодежи". Она завершала цикл полотен, посвященных Великой Отечественной войне. На ней изображены герои войны подпольщики-молодогвардейцы, слушающие по радио исторический доклад главы Советского государства И. В. Сталина в день XXV годовщины Октябрьской революции. История борьбы и гибели подпольной комсомольской организации в шахтерском городке Краснодоне была описана А. А. Фадеевым в знаменитой книге "Молодая гвардия". Соколов-Скаля воссоздает героев своего полотна по этой книге и руководствуясь собственной художнической интуицией. В центре молодежной группы он помещает фигуру старого большевика Проценко, на первом плане у рации сидит Любовь Шевцова, правее, во весь рост изображен Иван Туркенич в военной форме, за столом слева записывающий передачу Олег Кошевой, за ним стоят Иван Земнухов и Сергей Тюленин, а правее сидит Ульяна Громова. Художнику удается передать экспрессивные психологические оттенки каждого из своих персонажей, но в целом все они подчинены единой идее. Картина была удостоена Сталинской премии вскоре после демонстрации ее на выставке "30 лет Вооруженных Сил СССР".

Биография автора

Соколов-Скаля П.П.

Соколов-Скаля Павел Петрович (1899, Стрельня Санкт-Петербургской губ. - 1961, Москва)
Советский живописец и график. Учился в студии И.И.Машкова в Москве (1914-1918), с 1922 - в его же мастерской по классу станковой живописи во ВХУТЕМАСе и у Мангари по классу монументальной живописи. Один из организаторов и участник группы "Бытие" (1921), член АХРРа (1924-1931), РАПХа (1931-1932). Автор картин на историко-революционные и патриотические сюжеты, книжный график, театральный художник. Возглавлял Центральную московскую мастерскую военно-политического плаката "Окна ТАСС" (1941-1946). В 1954 руководил работами по воссозданию панорамы Ф.А. Рубо "Оборона Севастополя". Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1949), действительный член и профессор Академии Художеств СССР (1949), народный художник РСФСР (1956).

Соколов-Скаля родился в Стрельне близ Санкт-Петербурга. Учился в студии И. И. Машкова в Москве в 1914-1918 годах. В 1918-1920 годах жил в городе Троицк Саратовской области. Работал там декоратором-постановщиком в городских театрах и занимался оформлением революционных празднеств. В 1920-1922 годах учился во Вхутемасе в Москве у И. И. Машкова.

Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен

С 1921 года художник стал членом общества художников «Бытие», потом был выбран председателем этого общества. 1923-1925 Работает в журнальной графике для журнала «Урожай», газеты «Батрак» и других. Соколов-Скаля работал и в книжной графике. Он рисовал иллюстрации и обложки для журналов «Красная нива», «Путь Мопра». Основная тема станкового наследия художника это картины на историко-революционную тему, портреты.

Путь из Горок

В 1926 году Соколов-Скаля стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Художник много работал в области советского агитационного плаката.
С 1929-1930 Соколов-Скаля был руководителем Центральных курсов АХР.

Даешь Варшаву!

В 1935-1939 с бригадой художников работал над созданием панорамы «Штурм Перекопа».
В 1939-1953 в составе бригад художников работал над живописными панно для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке, главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Музея революции СССР.

Зимний пейзаж с фигурой

Художник был одним из организаторов и художественным руководителем «Окон ТАСС» в Москве. В 1954 году занимался реставраторской работой, восстановив с группой других художников, в том числе В. Н. Яковлевым, панораму Ф. Рубо "Оборона Севастополя", которая сильно пострадала во время фашисткой бомбёжки 25 июня 1942.

Взятие Зимнего дворца

В 1942 году Соколов-Скаля был удостоин Сталинской премии. С 1942-1947 художник руководил художественной студией художников-пограничников. Параллельно работает в живописи. Художник работал над художественным оформлением спектаклей в Большом и Малом театрах, Театре драмы и комедии.

На хлопок

С 1948-1951 Соколов-Скаля преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
В 1949 году ему вновь была присуждена Сталинская премия. Он был избран действительным членом Академии художеств СССР, утвержден в звании профессора.

Обнаженная

В 1952-1953 художник преподавал в Московском государстверственном педагогическом институте, с 1953 по 1961 - в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Портрет Васина

В 1956 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
Скончался Соколов-Скаля в Москве.

(1961-08-03 ) (62 года)

Павел Петрович Соколо́в-Скаля́ ( -) - советский живописец и график, педагог, профессор.

Биография

П. П. Соколов-Скаля родился 21 июня (3 июля) 1899 года в Стрельне Санкт-Петербургской губернии (ныне в черте Санкт-Петербурга). В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

Известные ученики

  • Васнецов, Андрей Владимирович (1924-2009) - советский и российский художник-монументалист, живописец, народный художник СССР (1991), действительный член АХ СССР (1991), председатель правления СХ СССР (1988-92)
  • Лошаков, Олег Николаевич (р. в 1936 году) - советский и российский живописец, профессор, Заслуженный художник РСФСР, член-корр. РАХ (2002)
  • Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930) - советский и российский живописец, график, народный художник РФ (1994), действительный член РАХ (2000)

Награды и премии

Главные работы. Живопись

  • «Путь из Горок» (1926), Москва, Третьяковская галерея
  • «Таманский поход» (1928), Москва, Третьяковская галерея
  • «Железный поток» (1928)
  • «Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году» (1937)
  • «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937, диорама)
  • «Щорс» (1938, триптих)
  • «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939), Москва, Музей революции
  • «Взятие Зимнего дворца» (1939), Москва, ВДНХ .
  • «Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году» (1939)
  • «Иван Грозный в Ливонии», (1937-1943), Санкт-Петербург Русский музей
  • «Освобождение Калуги» (1947)
  • «И. В. Сталин на оборонительных рубежах» (1947), Москва, Третьяковская галерея
  • «Штурм Зимнего дворца» (1947), Москва, Центральный музей В. И. Ленина .
  • «Краснодонцы» (1948), Москва, Третьяковская галерея
  • «И. В. Сталин в Туруханской ссылке в 1916 году» (1949)
  • «Пугачев» (1952)
  • «2-й съезд Советов» (1953)

Труды

  • П. П. Соколов-Скаля Годы и люди (альбом) «Издательство искусство», 84стр. 1959
  • П. П. Соколов-Скаля Долг художника Издательство Академии художеств СССР, 99стр. 1963

Напишите отзыв о статье "Соколов-Скаля, Павел Петрович"

Примечания

Ссылки

  • И. И. Ястребов П. П. Соколов-Скаля М., 1959
  • Галерея Леонида Шишкина
  • И. Козловский Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2013.

Отрывок, характеризующий Соколов-Скаля, Павел Петрович

– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.