Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Роль искусства в жизни общества, его функции. Роль искусства в формировании личности

Роль искусства в жизни общества, его функции. Роль искусства в формировании личности

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция - помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой - от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму - личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму - понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.


Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит - обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология . Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. "золотого сечения". Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях - от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки - типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки - неважно, жилое или промышленное, - его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. "спальных" городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения "коммуналок", находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой - архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором - выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

Во все времена человеческой цивилизации искусство всегда влияло на духовное развитие человека: или благотворно воздействовало на его моральный облик или, наоборот, вело к деградации личности. В зависимости от того, какие руки его созидали,- добрые или злые, в каком мышлении оно рождалось,- позитивном или негативном...
Всем понятно, что действие (поступки) происходят на основе мышления личности. А мышление развивается на основе той информации, которую впитывает наш мозг. И мы сами делаем выбор, какие мысли наши принимать и действовать соответственно им, или, наоборот, оказывать противодействие. Все зависит от нашего выбора.
Чтобы использовать силу мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности - учеными давно доказано, что мысли материализуются.
«Использование огромных резервов, скрытых в подсознании, позволяет решать самые сложные проблемы повседневной жизни.ю когда логика оказывается бессильной» (Джон Кехо, поэт, филантроп, активный общественный деятель, предприниматель).
С этой точкой зрения согласен и доктор Дэвид Пит, ученый-физик Канадского королевского университета и автор книги «Мост между материей и мозгом», утверждающий, что наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают".
" В 1979 году Роберт Дж. Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности».Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать, что мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность"(из книги Джона Кехо «Подсознание может все!»
«Хорошо,- скажите Вы,-а причем тут роль искусства в спасении человеческой цивилизации?»
Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Мысли совместно с действиями - это движущая сила для реализации либо достойной мечты, либо недостойной. Этот выбор совершается в мозгу мечтателя...» (из книги «Сила мысли» Гленн Бленда, автора бестселлеров и предпринимателя.)
«А причем тут искусство?»- опять спросите Вы. Да потому что искусство - это прямой результат нашего мышления.
Но как изменить наше мышление, как направить наши мысли к позитивной реализации?
Тут нужно вспомнить о духовности.Вернуться к изначальному сотворению человека, когда Бог вложил в него дух. Но человек отошел от планов Бога. начал творить зло изначально, избрав непослушание. Избрав неправильную, но собственную точку зрения. Ева сЪела запретный плод, Каин убил Авеля…
«В своем порабощении виноваты мы сами,
Ни звезды виноваты, милый Брут»
(Уильям Шекспир, перевод М.Столяровой)

И статьи Веры Воровьевой "Актуальное искусство: зритель в поисках смысла" :

В. Кандинский, «О духовном в искусстве».

Всякое искусство отражает эпоху, в которой оно рождено, предвосхищает пути развития культуры, обогащая ее новыми ценностями и идеалами, а также предостерегает общество от возможных ошибок развития. Последняя из названных функций имеет особенно глубокую связь со сферой актуального искусства. Искусство противоречивой эпохи не может не иметь противоречивых направлений. Именно таким направлением является актуальное искусство. Появление и развитие актуального искусства – закономерный процесс. Он затрагивает как отражение болезни и разобщенности, порой абсурдности современного мира, так и осмысление путей исцеления, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Этот творческий процесс, включающий великое множество разнородных явлений, способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Попытаемся понять, почему.

Каков возможный смысл и созидательный потенциал актуального искусства?

Современное общество, имея огромный потенциал к развитию, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями,оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур...

...Рождение актуального искусства связано с разочарованием во всесилии разума и потому связано с аппеляцией к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппеляция к миру чувственного, к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, таит в себе новые, еще не исследованные возможности духовного воздействия на зрителя.

Рождение актуального искусства в его самых пронзительных проявлениях можно рассматривать как реанимацию человеческой души, умирающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений в безразличии и бездуховности будней нашей эпохи.

Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жизни. Такое осознание ведет к тому, что человек уже не может механически воспроизводить ограниченный набор реакций и не страдать.

Созидательным потенциалом обладает область актуального искусства, связанная с поисками новой выразительности абстрактного образа. В творческом поиске художник совершает движение от отображения формы объектов и явлений к передаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной творимой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.

Данная область творческого поиска способна обогатить искусство современности новой глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.

Однако актуальное искусство имеет и противоречивые, порой деструктивные черты. Свобода во имя творческого поиска и предельной откровенности автора зачастую оборачивается бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные ничем либо наполненные непереработынными и непереосмысленными автором разрушительными эмоциями, не переплавленными в мудрость, способны войти в резонанс с самым темным и деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходинмостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации."

"Духовная жизнь, частью которого является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов. есть движение вперед и ввысь"

Таким образом, мы видим, что любой вид искусства, исполняемый автором, может нести в себе созидательный и разрушительный характер.

Созидательный, если он основан на духовном развитии и разрушительный - если основан на стереотипе современной идеологии...

Роль искусства в мире в целом, безусловно, огромна - как по созидательной, так и по разрушительной силе. Современное искусство играет, к сожалению, преимущественно роль разрушительную.

Действительно, если самые шумные архиноваторы современного искусства исчезают бесследно за малейшим поворотом истории, то Фидий, Микеланджело и Рафаэль, Бах, Бетховен и Моцарт вообще не поддаются времени...Все они создали в своих произведениях созидательную силу.

Сегодня. в современном искусстве мы видим превосходство материального мира над духовным, чувства над разумом, тела над душой...

" Без откровения свыше народ необуздан."- из Книги Притчей Соломоновых (29:17).

То есть, если человек действует не по воле Божией, по воле "свыше", а по своей воле, которая основана на греховной природе, -то он создает то или иное произведение искусства, несущее в себе негативные стержни. и, уверяю Вас, его произведение может нести в себе силы, разрушающие психику и духовность зрителя, читателя, слушателя...А отсюда и произрастающие негативные плоды деятельности, исходящие от изменения ценностей вследствии деградации восприятия мира. За самим человеком выбор- скажете Вы. Это так. Но выбор зачастую проявляется от того жизненного опыта, которое пережил человек, его духовного развития и воспитания...А если учитывать тот факт. что современное искусство более несет в себе разрушительный характер. чем созидательный, то и результат восприятия действительности, обязательно будет нести в себе негативный отпечаток. А отсюда и неправильный выбор...

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была чрезвычайно высока. История запечатлела немало случаев, когда восприятие прекрасного становилось непосредственным импульсом для тех или иных свершений, для изменения образа жизни. И роль современного искусства также чрезвычайно высока. Это обусловлено возрастанием в наши дни значения культуры в качестве важнейшего механизма для обеспечения самопознания и саморазвития человека во взаимодействии с окружающим миром, для опредмечивания накапливаемых духовных ценностей в художественных образах. Современное искусство не приемлет состояния застоя. Ветер перемен способен превратить его в кладовую сокровищ творческого таланта. Люди культуры всегда относились и относятся по сей день к категории граждан с оригинальными, нестандартными и креативными мыслями и идеями. Поэтому творческий бомонд создает дополнительный потенциал в процессе общественного развития.

Современное искусство обладает возможностями, позволяющими открывать таланты нового времени. Опираясь на силы общества, оно непрерывно стремится к покорению горизонтов, неся в себе мощный эмоциональный заряд. Все проблемы современного мира - страхи, эмоции, стрессовые состояния - преломляются в современном искусстве и окрашивают его в контрастные тона. Общество с его стремительностью и напряженностью с его помощью предлагает человеку задуматься о своей роли в нем и о смысле бытия в столь противоречивых и изменчивых условиях современности.

Современные художники и скульпторы поднимают и выставляют на всеобщее обозрение и обсуждение наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня. Должны ли мы думать только о себе, или нам следует сплотиться и сделать все, что в наших силах, для оказания помощи ближним. Какое будущее ожидает нас и общество, в котором мы живем? Посмотрев на работы современных мастеров, многие задаются этими вопросами. Стремительное развитие технологий обеспечивает возможность непрерывного контакта человека с искусством. И одним из его источников в наши дни становится Интернет. Многочисленные порталы и сайты об искусстве, среди которых и ресурс популярного общественно-культурного журнала Арт-флюгер , знакомят своих посетителей со всеми новостями, тенденциями и веяниями в области культуры. Темы, поднимаемые в этом и подобных ему журналах, являются животрепещущими вопросами сегодняшнего дня. Человеческое общество должно жить в гармонии с природой. А для этого ему следует стремиться, прежде всего, к гармонии с самим собой. И помочь в этом современному обществу призвано искусство.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
__________________________________________________________________
Заведующий ПЦК
Социогуманитарных дисциплин
С.В. Щербакова
_______________
(подпись)
«___»__________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема проекта: «Роль искусства в современном обществе»
Дисциплина Обществознание
Выполнил:

_____________
(Подпись) (ИО Фамилия)
Д. Д. Мудрук
специальности: 43.02.02
Парикмахерское искусство

группы: Пр­1711
Руководитель проекта: _____________ Е. О. Легкая

(Подпись) (ИО Фамилия)
Работа защищена: «___» ___________ 20___ __________________

(Оценка)

Барнаул 2017

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой
современного образования,
является формирование культуры личности.
Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и
художественно­эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего
поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных
обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна
необходимость изучения основ истории искусств.
Тема искусства, его предназначения и значимости является одной из самых
актуальных тем для человеческого общества. В наше время, мало кто задумывается
над его глубоким смыслом. В наш век бурного развития искусства, казалось бы,
трудно удивить чем­то новым. А новое каждый день неумолимо и шумно вторгается
в нашу жизнь. Но тем не менее многие люди неправильно понимают роль искусства в
нашей жизни и общества в целом, так что же такое искусство? И почему оно так
важно для нас?
Цель исследования заключается в том, что бы разобрать что же такое
искусство, что оно значит для нас, в чем его смысл, как оно себя проявляет, и есть
ли от него польза. Достижение поставленной цели обеспечивается решением
следующих задач:
­Изучить, проанализировать и систематизировать информационные источники
по теме искусства и всё что его касается;
­Рассмотреть его разновидность (проявление);
­Провести социологический опрос по теме.
Объектом исследования является искусство и все что связанно с ним
Предметом исследования является значимость, применение, использование
искусства и эстетики в современном обществе.
Методы исследования: теоретические – изучение литературы, интернет­
ресурсов, соответствующих теме; практические – изучение общественного мнения,
анализ статистических данных.

Теоретическая часть

Человек со средним образованием и даже художник, не занимавшийся
специально эстетикой, ответит на этот вопрос так; «Искусство - это деятельность,
которая проявляет красоту»1
Для среднестатистического человека кажется ясным и понятным то, что
искусство, это проявление красоты, и красотою объясняются для него все вопросы
искусства. Тогда что же такое красота, которая составляет, по его мнению, термин
искусство? Под словом «красота» мы разумеем только то, что нравится нашему
зрению. Что по эстетике нам приятно. Для того, чтобы точнее понять стереотип о
красоте, приведу ряд цитат европейских философов:
 По Мендельсону (1729–1786):
Доведение прекрасного, познаваемого смутным чувством, до истинного и
доброго. Целью искусства является совершенство.
 По Винкельману (1717–1767):
Красота же бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи и 3) красота
выражения, которая возможна только при присутствии первых двух условий; эта
красота выражения есть высшая цель искусства, которая и осуществлена в античном
искусстве, вследствие чего искусство современное должно стремиться к
подражанию древнего.
 По Гому (1696–1782)
Красота есть то, что приятно. И потому красота определяется только вкусом.
 По Бате (1713–1780):
Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение.
 По Гемстергюису (1720–1790):
Красота есть то, что доставляет наибольшее наслаждение, а доставляет
наибольшее наслаждение то, что дает нам наибольшее число идей в наикратчайшее
время.
1
Источник: Л.Н. Толстой Собрание сочинений в 22 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 15.
Л.Н. Толстой «Об искусстве». Дата создания: 1889, опубл.: «Толстой о Толстом», № 3. М., 1927, с. 24-34.

 По Бергману:
Красоту определить объективно невозможно: красота познается субъективно, и
потому задача эстетики состоит в том, чтобы определить, что кому нравится.2
Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек
сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им
чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их «Искусство
начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им
чувство, вызывает его известными внешними знаками».
Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает
эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает
себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и
потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и тому подобное.
Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство,
заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил он сам - есть
искусство.
Вызвать в себе знакомое чувство посредством движений, линий, красок, звуков,
образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то
же самое, заразились тем же чувством, в этом и заключается задача искусства.
Сегодня же мало кто задумывается над предназначением искусства.
Кто­то, услышав слово «искусство», представляет себе картины, кто­то
кулинарию, спорт, музыку, танец, скульптуру. Я думаю, что искусством также
является понимание произведений, неважно каких: кулинарных или литературных,
музыкальных или изобразительных, театральных или кинематографических.
Оказаться как бы ""внутри произведения"" – это для меня настоящее волшебство.
Например, читая книгу, невольно оказываешься героем произведения и пытаешься
понять характеры героев. Думаю, слушая музыку, человеку необходимо отойти от
своих проблем и обязанностей. Его душа должна отдыхать. А смотря на картины,
каждый человек думает о своём. Например, когда мы видим натюрморт, мы можем
увидеть сочность и спелость фруктов, ощутить привкус молока налитого в стакан из
глиняного кувшина и ощутить прекрасный запах сирени изображённой на картине.
Кто­то вспоминает деревню, в которой он провёл все свое детство. Думаю, это
2
http://www.petrick.ru/chto­takoe­iskusstvo, свободный 18.12.2017.
Л.Н. Толстой «Что такое искусство?». – [Электронный ресурс]: Режим доступа:

действительно возможно, если картина по­настоящему хорошая, если автор вложил в
нее частичку своей души и передал максимум эмоции.
Воспитательная функция искусства протекает из его гуманистической природы.
Главный предмет исследования искусства - человек. Искусство создаётся
человеком и для человека. Воспринимая искусство, он ориентируется на
определённые ценностные, нравственные и мировоззренческие идеалы. Искусство не
может не затрагивать человеческий мир и быть нейтральным по отношению к нему.
отсюда протекает его воспитательная функция. Искусство оказывает воздействие на
наш образ жизни, идеалы, ценности, строй чувств и мыслей. Существуют три
особенности воспитательного воздействия искусства на человека:
1.В отличие от других форм сознания и общественной жизни искусство
воздействует на человека комплексно. Оно способно вызывать волну чувств, создать
особую логику мыслей, затронуть своим влиянием все наше существо.
2.Искусство способно воспитывать не воспитывая. Произведения искусства
воспринимаются всегда субъективно, личностно. Воздействует искусство и
ориентирует в жизни человека как бы исподволь, незаметно. Ведь никто с экрана
кинозала или со страниц книги не говорит: делай так, не делай то, иди туда, дружи с
тем, люби того. К собственным воспитательным установкам человек приходит сам
без морализаторства и дидактизма. Так же, как человек учится ходить, говорить, он
учит и воспитывает в себе любовь, добро, правду, усваивая опыт искусства.
3.Искусство имеет эмоционально­катарсическую природу. Аристотель ввел в
эстетику понятие катарсиса, понимая под ним очищение посредством «подобных
аффектов» или чувств. Сопереживая искусству посредством катарсиса, люди
достигают эстетической реакции, амбивалентной произведению искусства, и как бы
очищают «путем сострадания и страха» собственный мир. Путем катарсического
воздействия могут переживаться трагедия и пошлость. Самыми сильными формами
катарсического аффекта выступают экстаз и шок. Чаще всего они связаны с
восприятием постмодернистского искусства. Не только личностно­индивидуальное,
но и общественное значение и воздействие искусства раскрываются в его
катарсической природе.
Так звуки маленькой мелодии способны расцветить мир прекрасными
красками и не дать человеку погибнуть. Красота с далеких высот, когда человек
способен уловить ее и ответить на нее, преображает смысл жизни. Так рассуждает и

поэтически и эстетически писатель. И он прав, поскольку, исповедуя причастность
к красоте, он исповедует причастность человека к гуманизму и культуре, которые
глубоко эстетичны по своей антропологической сути.
«Жизнь коротка, искусство долговечно» - писал Гиппократ. Главное
предназначение искусства - позволить человеку познать самого себя. Каждый
человек должен понимать и любить искусство, найти свою собственную эстетику. Он
станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир
прекрасного.3
Можно выделить несколько функций искусства:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам
красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное
воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная функция позволяет восстановить душевное равновесие,
решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности,
компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая функция отражает способность искусства приносить
удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и
анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы
и предугадывать будущее;
воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства
формировать личность человека.
Что такое “Искусство”? Наверное, большинство ответит: Искусство - это
архитектура, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, - предполагая, что дело, о
котором они говорят, одинаково воспринимается всеми людьми. Но в архитектуре
бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и
постройки, имеющие претензии на предмет искусства, но им не являющиеся ввиду
3
i­p­tsybulko­sbornik/variant­10­problema­priobshheniya­k­iskusstvu, свободный 18.12.2017.
Проблема приобщения к искусству. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sochinenienatemu.com/ege­

своего уродства. Так в чем же признак предмета искусства? Искусство это не навык,
это нечто всеохватывающее, то что есть во всем, но его нужно уметь увидеть, нельзя
говорить, что искусство это только красота, искусство одновременно может быть
прекрасным, восхитительным и замораживающим, ужасным, отвратительным и
оцепеняющим, дарить счастье и погружать в смятение, вдохновлять и останавливать,
это целый мир, в котором мы живем.
Для того чтобы точно определить искусство, надо перестать смотреть на него
как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий
человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы увидим, что искусство есть
одно из средств общения людей между собой. Как слово, передающее мысли и опыты
людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство.
Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством
слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли,
искусством же люди передают друг другу свои чувства.
Виды искусства:
Виды искусства ­ это исторически сложившиеся, формы творческой
деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного
содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в
литературе, звук в музыке, пластические и колористические
материалы в
изобразительном искусстве и тому подобное).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема
и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они
относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три
группы
В первую ­ входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой
группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии
художественного образа ­ Изобразительное искусство, Декоративно­прикладное
искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй ­ группе относятся временные или динамические виды искусств. В
них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция ­
Музыка,
Литература.
Третью – представляют пространственно­временные виды, которые называются

также синтетическими или зрелищными искусствами ­ Хореография, Литература,
Театральное искусство, Киноискусство. 4
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них
своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую
картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура
человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
1.
2.
Архитектура (зодчество) - монументальный вид искусства, целью
которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и
деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Скульптура (лепка) ­- придание формы пластическому материалу
(пластилину, глине, пластике, пластмассам и др.) с помощью рук и вспомогательных
инструментов - стеков и тому подобных. Один из базовых приёмов широкого
жанрового диапазона станковой и декоративно­прикладной скульптуры. Существует
две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
­ горельеф ­ высокий рельеф,
­ барельеф ­ низкий рельеф,
­ контр рельеф ­ врезной рельеф5
3.
Живопись
-плоскостное изобразительное искусство, специфика
которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на
поверхность изображение реального мира,
преобразованных творческим
воображением художника. Существует несколько видов живописи: 1) Станковая –
рисованная на мольберте. 2) Монументальная ­ живопись выполняется
непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом
преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).
3)Декоративная ­ ее основное предназначение – украшать здания или предметы, то
есть она напрямую связана с архитектурой или произведениями прикладного
искусства.6 4) Для театрально­декоративной живописи характерны эскизы
художников, помогающие зрителю понять содержание спектакля, характеры
4
https://www.vigivanie.com/nauka/1935-vidi-iskusstva.html свободный 18.12.2017.
5
http://открытыйурок.рф/статьи/517176/ свободный 18.12.2017.
6
18.12.2017.
Виды искусства – [Электронный ресурс]: Режим доступа:
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://artseven.ru/Styles/decorative/ свободный

действующих лиц и тому подобное. 5) Миниатюрная живопись ­ в изобразительном
искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а
также искусство их создания. 6) Портрет ­ основная задача передать представление
о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его
индивидуальность, психолого­эмоциональный образ. 7) Пейзаж ­ воспроизводит
окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа
определяется термином маринизм. 8)- Натюрморт ­ изображение предметов быта,
орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад
определенной эпохи. 9)Исторический жанр ­ рассказывает об исторически важных
моментах жизни общества. 10)Бытовой жанр ­ отражает повседневную жизнь людей,
нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. 11)Иконопись (в переводе с
греческого "молитвенный образ") ­ основная цель направить человека на путь
преображения. 12)Анимализм ­ изображение животного, как главного героя
художественного произведения.
4.
Мультимедийное искусство - В XX в. характер живописи меняется
под влиянием средств технического прогресса (появление фото­ и видео
аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства 7
5.
Декоративно­прикладное искусство (ДПИ, поделки) - широкий
раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с
утилитарными и художественными функциями. Основными народными промыслами
России являются:
­Резьба по дереву ­ Богородская, Абрамцево­кудринская;
­Роспись по дереву ­ Хохломская, Городецкая, Полхов­Майданская,
Мезенская;
­ Декорирование изделий из бересты ­ тиснение по бересте, роспись;
­ Художественная обработка камня ­ обработка камня твердой и мягкой
породы;
­ Резьба по кости ­ Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
­ Миниатюрная живопись на папье­маше ­ Федоскинская миниатюра, Палехская
миниатюра, Мастерская миниатюра, Холуйская миниатюра
7
свободный 18.12.2017.

­ Художественная обработка металла ­ Велико устюжское черневое серебро,
Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
­ Народная керамика ­ Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская
игрушка, Каргопольская игрушка;
­ Кружевоплетение ­ Вологодское кружево, Михайловское кружево,
­ Роспись по ткани ­ Павловские платки и шали
­ Вышивка ­ Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.8
6.
Литература - Совокупность написанных художественных
произведений.Основными жанрами литературы являются:
­ Лирика­ один из трех основных родов художественной литературы, отражает
жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность
лирики стихотворная форма.
­ Драма­ один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное
произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.
­ Эпос­ повествовательная литература, один из трех основных родов
художественной литературы, включает в себя:
­ Эпопея­ крупное произведение эпического жанра.
­ Новелла­ повествовательный прозаический (гораздо реже ­ стихотворный) жанр
литературы, представляющий малую повествовательную форму.
­ Повесть(рассказ) ­ литературный жанр, который отличается менее
значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и
широтой
­ Рассказ­ Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от
новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.
­ Роман­ большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.
8
свободный 18.12.2017.
– [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/517176/

­ Баллада­ лирико­эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное
строфами.9
­ Поэма­ сюжетное литературное произведение лирико­эпического характера в
стихах.
7.
М узыка - Искусство, в котором переживания, чувства и идеи
выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами
произведения этого искусства.
8.
Театр - зрелищный вид искусства представляющий собой синтез
различных искусств ­ литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного
искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение
действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка,
утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического
действия, главным носителем которого является актёр.
Основа театра ­
драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный
характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера,
художника, композитора, хореографа, актера
9.
Цирк - зрелищное предприятие для устройства представлений с
участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных.
10.
Балет - театральное представление, состоящее из танцев и
мимических движений, сопровождаемых музыкой.
11.
Кино - Кино ­ искусство воспроизведения на экране запечатленных на
пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в
области оптики, электротехники и фототехники, химии, и так далее.
Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством
выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней
логике. Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства,
театра и музыки. Кино можно условно подразделить на научно­документальное и
художественное.
Определены также жанры кино:
­ драма,
9
свободный 18.12.2017.
– [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/517176/

­ трагедия,
­ фантастика,
­ комедия,
­ историческое и так далее.
12.
Фотоискусство - основанное на технологиях фотографии искусство
создания художественной фотографии - то есть фотографии, отражающей
творческое видение фотографа как художника. Специфика фотоискусства состоит
в том, что оно дает изобра­зительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью
запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об­работки переносятся
из сферы действительности в сферу художественную.
13.
Эстрада - Музыкально­драматическое искусство, связанное с
исполнением небольших произведений на открытой, концертной сцене.
14.
Графика – Графика (в переводе с греческого ­ "пишу, рисую") ­ это,
прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра,
литография).
Она основана на возможностях создания выразительной
художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и
пятен, наносимых на поверхность листа.
15.
Хореография - вид искусства, материалом которого являются
движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во
времени и пространстве, составляющие художественную систему. Танец
взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально­хореографический
образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу
собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны
танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки ­ в сопровождении
хлопков, выстукивание каблуками и тому подобное. Танец всегда, во все времена,
был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духувыставки (77 %), то есть мало посвящают себя искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Может быть, в этом и заключается проблема того, что искусство стало менее
востребовано обществом? Сейчас очень много информации, которая доступна почти
всем людям без исключения. Эта доступность объясняется просто – интернет. С его
помощью, люди могут знакомиться и с творчеством мастеров искусств. Это не так
хорошо, как может показаться на первый взгляд. Доступность - это прекрасно, но
ведь раньше, для того чтобы увидеть хороший спектакль или же картинную вставку
нужно было выйти из дома, купить билеты, потратить время на ожидание и
специально идти на представление предвкушая событие. То же самое можно сказать
и про книги. Сейчас в интернете можно скачать любую литературу за несколько
минут. Люди, в наши дни, не затрачивают много усилий на поиск впечатлений и
работу мысли при встрече с прекрасным.
Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании
её индивидуальной картины мира.

Список вспомогательной литературы:
1.
Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».
Дата создания: 1889, опубл.: «Толстой и о Толстом», № 3. М., 1927, с. 24-34.