Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Роды и жанры литературы чем они отличаются друг от друга. Драматические жанры литературы

Роды и жанры литературы чем они отличаются друг от друга. Драматические жанры литературы

Род литературы представляет собой большую группу художественных произведений, объединенных исторически повторяющимися, общими, типологическими свойствами. К этим свойствам относятся общность объекта изображения (то есть внешний мир или же сознание человека), характер отношения автора к действительности, принципы изображения в литературе человека, а также доступные писателю художественные средства.

Существуют три рода литературы. Они были намечены еще в Древней Греции: упоминания о них можно найти в трактате Аристотеля под названием "Поэтика". Датируется это произведение 335 годом до нашей эры. К родам литературы относятся эпос, драма и лирика. Опишем каждый из них. Роды и жанры литературы составляют предмет этой статьи.

Эпос как литературный род

Термин "эпос" происходит от древнегреческого слова, означающего "речь", "слово". Эпос как род литературы имеет следующую особенность: объектом изображения могут выступать любые явления действительности (предметы, события, люди) в сложных взаимосвязях и отношениях, а также внутренний мир различных людей. Повествование составляет его основу. Оно не имеет в принципе ограничений в пространстве и времени. Практически безграничны возможности изображения психологии людей, предметного мира, настроений самих авторов. Основные жанры, которые относят к лирике, - это поэма, новелла, рассказ, повесть, роман.

Драма

К родам литературы относится, как мы уже упоминали, драма. Остановимся более подробно на этом литературном роде. Название его происходит от древнегреческого слова, обозначающего "действие". В данном литературном роде потенциальный объект, который способен выступать как предмет изображения, так же разнообразен, как и в эпосе. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений, а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.

Близость драмы к зрелищным разновидностям искусства

Такой литературный род, как драматургия, является наиболее близким к различным зрелищным разновидностям искусства. Это "форпост" литературы среди остальных ее видов, поскольку в пьесе искусство слова открывает возможность вмешательства кино или театра. Авторы драматических произведений принимают во внимание необходимость, желательность или возможность их воплощения на сцене (декорации, режиссуру, игру актеров, иногда свет и музыку; кроме того, любая пьеса содержит для публики подобие афиши - список действующих лиц). Полностью художественные качества произведений, принадлежащих к этому роду, раскрываются в спектакле. Они присутствуют в свернутом виде в тексте.

Многие особенности драмы по сравнению с различными эпическими произведениями обусловлены связью с театром (а также с радио, телевидением и кино в двадцатом веке). Драма как род литературы имеет следующую особенность - отсутствие повествования, то есть невозможность авторских описаний, характерных для эпоса, а также прямых психологических характеристик и авторских оценок героев. Каждое лицо, принимающее участие в действии, является здесь субъектом некоторого высказывания: реплики, или монолога. Из них складывается обмен репликами, или диалог.

Жанры драматургии - это комедия, трагедия и драма.

Лирика как литературный род

Термин "лирика" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "название музыкального инструмента". Данный род литературы выражает во всем многообразии внутренний мир человека. Могут быть воплощены в лирическом произведении переживания, чувства, мысли, эмоции, настроения, а также любые психические состояния. Можно сказать по приблизительной аналогии с драматургией и эпосом, что именно в лирике главным объектом является внутренний мир людей.

Субъективное в лирике

Предметное, объективное в произведении, относящемся к этому роду, чаще всего является как бы растворенным в субъективном. Отношения между людьми, события, предметный мир, а также все формы жизни меняют резко свой смысл и очертания, когда оказываются в непростом синтезе с различными проявлениями человеческих чувств. Характерная для драматургии и эпоса внешняя изобразительность отходит в лирике на второй план. Для писателя, произведения которого относятся к данному литературному роду, самой значительной становится совсем другая задача - выразить невыразимое в художественном слове, раскрыть душу человека.

Субъективность - это главная характерная черта лирики. Этот род литературы персонален и конкретен. Он является как бы слепком внутреннего мира одного человека, даже если отражаются в нем общечеловеческие или коллективные идеи, эмоции или настроения.

В лирике при этом предстает внутренний мир людей как нечто неповторимо индивидуальное, глубоко личное.

Лирика и стихотворения

Род литературы определяется не только по формальным признакам. Поэтому следует различать два термина: "лирика" и "стихи". Экспрессивные и изобразительные возможности различных слов в большинстве произведений, относящихся к данному роду, дополняются выразительностью ритмической, мерной речи. Лирика чаще всего - это стихотворные произведения. Однако не стоит смешивать понятия "стихи" и "лирика", поскольку это ошибочно. Драматургические и эпические произведения также могут быть написаны стихами, а лирикой - прозаические. В этом случае их называют часто лирическими фрагментами, лирическими миниатюрами, песнями. Например, Иван Сергеевич Тургенев свои лирические произведения называл стихотворениями в прозе.

Лирический субъект

Лирический субъект - это человек, духовный мир которого раскрывается в произведении. Он рассказывает о себе сам, а также о природе, о других людях. Однако о чем бы в произведении ни говорилось, главной целью высказывания остается именно "я" данного человека. Все впечатления о внешнем мире, отраженные в лирике, ведут читателя к единственной цели - в индивидуальный мир эмоций, переживаний, мыслей отдельной личности. Свойственное всем, общее является как бы растворенном в конкретном, частном и начинает благодаря этому жить другой жизнью.

Лирический субъект и автор произведения

Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.

Жанры, входящие в этот род литературы, - мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.

Понятие "жанр"

Данный термин происходит от французского слова, обозначающего "вид", "род". Это вид художественных произведений, исторически повторяющийся, сложившийся в процессе развития литературного творчества. Роды и жанры литературы следует различать. Последние выделяются по ряду формальных и содержательных признаков, которые имеют обязательно устойчивый характер. Из них к важнейшим относятся следующие:

Принадлежность того или иного произведения к некоторому литературному роду (драматургии, лирике, эпосу);

Повторяющиеся в ряде других, не зависящие от индивидуальности автора особенности содержания (тип конфликта, принципы изображения персонажей, проблематика, а также характер осмысления действительности автором). В отличие от понятия "содержание", которое характеризует лишь одну сторону произведения, общие для творений одного жанра стороны принято называть "жанровым содержанием";

Различия в объеме литературных произведений;

- вид речи, который используется в них (стихотворная или прозаическая).

Особенности жанрового определения

Вышеперечисленные признаки составляют основу классификации по жанрам произведений внутри отдельного рода. Как вы помните, существуют три рода литературы. Однако не для каждого жанра важен учет всей совокупности указанных признаков. Так, например, разновидности лирики и драматургии могут быть достаточно ясно определены на основе всего лишь некоторых из данных признаков (формальных или содержательных). Большую роль играет традиция, многое зависит также от взаимодействия в литературном процессе, а также внутри родов различных жанров.

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Тема 3
^ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
I вариант
1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года -

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение . Интересно, что в основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари », снега горят, «как алмаз » облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.
^ 3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лавой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я - и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленно дышать,

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..
Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).
^ 4. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Я жда́л. И во́т в тени́ ночно́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8

Врага́ почу́ял о́н, и во́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8
Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.
^ 5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.
II вариант
^ 1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
2. Поэма М. Ю. Лермонтова - романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...
Главная страсть героя - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
^ 3. Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат! / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...); сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей! / И полз и прятался, как змей); эпитеты (Но юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!).
4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.
И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли; (...)

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог:

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул...
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле . С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны неба и земли Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.
^ 5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей, // Люблю я Кавказ».

Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.

Сказка «Ашик-Кериб», поэмы «Беглец» и «Демон», стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека», «Тамара», «Кавказ», «Утес», «Поэт», «Памяти А. И. Одоевского», «Сон», роман «Герой нашего времени».

Тема 4
^ КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

Комедия - один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

^ Диалог - разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).

Монолог - развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).

Реплика - фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).
^ 3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно.... Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону ). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это Правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
Начинает диалог городничий. Его слова сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен, т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.
^ 4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т. п. Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.
II вариант
^ 1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.

Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
^ 2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция - сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

^ Развитие действия - все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.

Развязка - сообщение о приезде настоящего ревизора.
3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяп-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! - говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина - следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.
4. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам , кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

в) «Знаю, знаю... Этому не учите я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь атак посмотреть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
а) Хлестаков . Интересы самые приземленные, но любит высказаться «красиво» и говорит пошлости.

б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.

в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

г) ^ Лука Лукич Хлопов - человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.

д) ^ Петр Иванович Бобчинский - городской помещик (бездельник), главная черта характера - любопытство.

е) Унтер-офицерская вдова , высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья», получить штраф.
^ 5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литературные роды и жанры (теория литературоведения)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.

4 слайд

Описание слайда:

Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер.

5 слайд

Описание слайда:

Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпосу, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени. Специфическая черта эпоса в том, что сам автор (или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателем (читателем).

6 слайд

Описание слайда:

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене. Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

7 слайд

Описание слайда:

Ли́роэ́пика - один из четырех родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений: Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева). Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. "Степь"). Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина). Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

10 слайд

Описание слайда:

Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

11 слайд

Описание слайда:

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Леге́нда (от ср.-лат. «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») - одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. О́черк - одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность». 2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например « Погасло дневное светило…». 3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например « К Чаадаеву». 4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «на Воронцова». 5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян». 6. Романс – например « Я здесь, Инезилья…». 7. Сонет – например « Суровый Дант не презирал совета…».