Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин". Художественные особенности былин

Презентация на тему "Былины. Художественные особенности былин". Художественные особенности былин

«Задания для устного счёта» - Математика. Вычислительные умения. В.П. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». Устный счет. Межпредметная линия. Нахождение значений математических выражений. Решение уравнений. Зачем нужны навыки устного счета. Устные вычисления. Запись чисел в стандартном виде. Богданов-Бельский. Сравнение математических выражений.

«Быстрый счёт» - Приёмы быстрого счета. Познакомить с приемами быстрого счета одноклассников. Основа порядка в голове. Внимание. Умножение на 11. Приёмы быстрого счета развивают память. Примеры. Умножение двухзначного числа на 111. Сбор материала. Знания.

«Приёмы устного умножения и деления» - -Переместительного, сочетательного и распределительного свойств умножения; -свойства деления суммы на число. По какому правилу составлены пары выражений? На какие группы можно разбить все выражения: I ребенок рассуждает так: 37*2=37+37=74, тогда 38*2=76 и 39*2=78. Верно ли утверждение, что значения выражений в каждой паре одинаковы?

«Методы счёта» - Пальцы рук. Древнерусский способ умножения на пальцах. Актуальность. Цель. Проблема. Счёт восьмёрками. Гипотеза. Счёт парами вёлся во всех торговых сделках. Североевропейский пальцевый счёт. К счету по пальцам восходят многие системы счисления. Счет на пальцах. Счёт десятками. Счёт девятками. Гигантская фигура двуликого бога Януса.

«Устный счет по математике» - 1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2раза больше. 3. Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Ни костяшек. Нахождение значений математических выражений. Ну-ка в сторону карандаши! Комбинированный. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. Найдите неизвестные компоненты.

«Устный счёт на уроках математики» - Решите уравнения. Вычислите устно. Умножение чисел. Устный счёт. Что это за формула. Вычисли устно и выбери ответ. Реши задачу. Вычисли устно. На сколько число 3456 > числа 466. Гусыня пролетела 300км. Нахождение значений математических выражений. Сравните. Какое направление движения соответствует решению.

Всего в теме 24 презентации

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Употребление постоянных эпитетов также характерно для былин: тёмные леса, синие реки, красное солнце. Многие из них хорошо нам знакомы – мы часто встречаем их в русских народных сказках. Но некоторые эпитеты требуют дополнительных разъяснений.

Встречая в былине выражение девица красная , мы понимаем, что подразумевается вовсе не красный цвет, а красота девушки. А вот чистое поле – это чужбина. Так ещё называлось пространство за городом, селением или лесом. В старину полем люди называли южные степи, где русские воины сражались с кочевниками. До наших дней дошли связанные с этим пословицы: "Один в поле не воин"; "Чьё поле, того и воля"; "Одним конём всего поля не изъездишь"; "Не хвались в поле едучи, а хвались из поля возвращаясь".

Использование гиперболы (преувеличения) – тоже особенность былин. Русские богатыри – необыкновенные персонажи. Они обладают огромной физической силой и невероятными, удивительными способностями и возможностями. Неимоверным могуществом наделены и враги, с которыми богатыри сражаются: Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Калин-царь.

Реальность и вымысел в былинах тесно переплетаются. Например, в былине "Садко в подводном царстве" даётся описание Великого Новгорода и жизни новгородцев – это реальность. А вот когда Садко попадает во владения морского царя – это вымысел.

Богатырские былины повествуют о воинских подвигах славных русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Они рассказывают о борьбе с врагами земли Русской. Историко-бытовые былины повествуют о героях народных сказаний: Святогоре, Садко, Василии Буслаеве, Микуле Селяниновиче. В них передана любовь русских людей к земле и земледельческому труду.

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин  –  постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых "серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь".

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Былинные   богатыри

Главные действующие лица всех былин – русские богатыри. Каждый богатырь – это яркий и запоминающийся образ. У каждого из них есть своё имя и своя биография.

В былинном повествовании богатырь обычно предстаёт сначала как самый обыкновенный человек. На княжеском пиру, среди князей, бояр и купцов он не выделяется ни знатностью, ни богатством, ни особой силой. Но обязательно наступает момент, когда обнаруживается, что русский богатырь обладает фантастической силой, которая позволяет ему побеждать врагов.

Например, в одной из былин про Илью Муромца рассказывается, как Илья переоделся в платье нищего странника. Не узнал богатыря в таком обличье Идолище Поганое, раскричался, разгневался, выхватил острый меч, метнул в нищего. Тут Илья Муромец и показал свою силу – отрубил голову Идолищу Поганому.

Несоответствие между обычными человеческими размерами и способностью владеть многопудовой палицей в былинах никогда не объясняется. И богатырская мощь, пока нет в ней необходимости, тоже никак не проявляется. И огромная физическая сила богатырей, и чудесное оружие, которое всегда оказывается у них под рукой в нужный момент, – всё это направлено к одной главной цели – исполнению своего великого долга защиты Отечества.

Все ратные дела русских богатырей связаны с Киевом. Но родились и выросли они в разных концах Русской земли. Илья Муромец – под городом Муромом, в селе Карачарове, Добрыня Никитич – в Рязани, Алёша Попович – в Ростове.

У русских богатырей есть свой моральный кодекс. Они выступают в защиту слабых, несправедливо обиженных людей. Но иногда былинные богатыри предстают не только могучими, но и милосердными, даже к своим врагам. Они бывают доверчивыми и простодушными.

Вспомним былину о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче. Побеждённый в первом сражении, Змей Горыныч просит у богатыря пощады и обещает не летать на святую Русь, а сам тут же нарушает своё обещание и похищает Забаву Путятичну.

Почему же Добрыня ему поверил? Потому что на Руси нарушение договора считалось большим позором и строго каралось. До наших дней дошла всем известная пословица, которая напоминает: "Уговор дороже денег". Добрыне и в голову не могло прийти, что Змей может не выполнить своего обещания. И даже когда богатырь уличил в этом врага, он предлагает Змею отдать девушку добровольно, чтобы избежать кровопролития. Но Змей отказывается. Тяжёлый бой длился три дня и три ночи, и тогда уже Добрыня окончательно расправился со злым Змеем.

В былинах Илья Муромец олицетворяет мудрость и жизненный опыт – он старший на богатырской заставе. Главные свойства Добрыни Никитича  –  образованность, воспитанность. Алёша Попович – самый молодой из богатырей. Его самые главные и яркие черты – сметливость, лукавство, ум.

Цель: рассмотреть понятие «былина», композицию былины.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции картин В.М.Васнецова, И.Билибина, зарисовки К.С.Аксакова, ария из оперы «Садко».

Ход урока.

I часть. Лекция.

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устногонародного творчества…
М.Горький

1,2 слайды – тема, план урока. Назвать цель.

3,4 слайды. Рассказ учителя

Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Для Киевского цикла былин характерны образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и образы героев социально-бытовых былин – Вольга, Микула, Дюк и другие.

К Новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами. Былины рассказывали об обеих частях города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне – Т.Рябинин, В.Щеголёнок и др. (5 слайд) Это искусство передавалось из поколения в поколение. Так Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял его пасынок, а от него его сын – Пётр. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях (запись арии из оперы ). Пение придавало рассказу торжественность.

6 слайд. Действие былин происходит в Киеве:

  1. В гридницах – просторных каменных палатах
  2. На киевских улицах
  3. У днепровских причалов
  4. В соборной церкви
  5. На княжеском дворе
  6. На торговых площадях Новгорода
  7. На мосту через Волхов
  8. В разных концах новгородской и киевской земли
  9. На поле битвы
  10. В городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче

Сказители ведают о нарядной одежде былинных героев: У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата. Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи.

Слайд 7 . Хороший конь был в большом почёте на Руси и считался былинным героем. Конь Микулы Селяниновича обошёл даже княжеского коня. Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову» , бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

8 слайд . Самые известные былинные герои – это конечно три богатыря. Первый – Илья Муромец . «Могучий, спокойный, важный и тихий. Являет собой полное и великое сочетание силы духовной и телесной. Илья Муромец – это образ самого русского народа», - К.С.Аксаков, первый собиратель былин.

9 слайд. Добрыня Никитич. Отличается добротой и прямодушием. Он пример воинского долга. В схватках с огненным змеем Добрыня дважды одерживает победу. Он смело защищает родную землю от «поганой нечисти».

10 слайд. Алёша Попович - «хитрый плут, берёт обманом и скоро готов на худое дело, однако чрезвычайно полон молодецкой удали и силы», - К.С.Аксаков

11 слайд. Микула Селянинович - землепашец, работяга-крестьянин. Его пашня неоглядна, тяжела его соха, но он легко ею управляется, когда целая дружина не может её даже сдвинуть с места.

12 слайд. Вольга Всеславьевич. Князь, бесстрашно защищающий русскую землю, не стесняющийся просить помощи у крестьянина-землепашца. Готов сложить голову во имя русской земли.

13 слайд. Князь Владимир. Великий князь «Владимир ясно солнышко». Его двор всегда открыт для русских богатырей. На дворе его княженецком врыты дубовые столбы, в столбы ввёрнуты булатные кольца, за которые богатыри привязывают своих ретивых коней, молятся Спасову образу, кланяются князю со княгинею и на все четыре стороны.

Наряду с былинными героями обязательно присутствовали и отрицательные персонажи, без них не интересен был сюжет. Главное в былинах – показать мощь русского богатыря, а её он проявлял в борьбе с «нечистью поганой», нападавшей на Русь.

14 слайд. Чудище поганое. В каждой былине обязательно присутствует отрицательный персонаж. Либо это чудище поганое, либо соловей-разбойник, вражеские полчища, змей. Отрицательные герои обязательно наделены отвратительными качествами: жестокостью, наглостью, умением извергать огонь, свистеть:

Как есть у нас погано Идолище
В долину две сажени печатных
А в ширину сажень была печатная,
А головище что водь люто лохалище,
А глазища что пивные чашища,
А нос-то на роже он с локоть был…

Из чего же состоит былина?

15 слайд . Композиция былины .

II. Основная часть:

  1. Завязка действия
  2. Развитие действия
  3. Кульмицация (самая напряжённая часть действия)
  4. Развязка действия

III. Концовка.

16 слайд. ЗАЧИН.

Обычно это описание выезда богатыря: «Как из города из…выезжал, выходил…».

Рассказ о детстве и юности, как он рос: «В славном городе во…», «Как стал тут…растеть, матереть…».

Живёт в определённом месте: «Поживал, добрые дела творил, возрастал, набирался сил…».

17 слайд. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЗАВЯЗКА

Часто события происходят на княжеском пиру, где главный герой ведёт себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Либо какие-то другие обстоятельства, при которых богатыря должны заметить, сообщить ему о враге всего народа.

Тут же должен появиться отрицательный герой (Соловей-разбойник, змей поганый, вражеские полчища), наделённый отрицательными качествами для завязывания сюжетного конфликта. Описание богатыря и злодея по ходу былины утраивается.

18 слайд . РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Описание хода событий, включающее в себя встречу богатыря с врагом или его войском, сражения, разговоры с другими героями

КУЛЬМИНАЦИЯ
Описание битвы богатыря со злым героем(врагом) или его войском, при которой происходит победа над врагом.

РАЗВЯЗКА
В этой части враг повержен, наказывается или заклинается больше зло не творить, или же сам злодей обещает не делать подлости.

КОНЦОВКА
Богатырю поют славу!

19 слайд. Описание героя.

При описании героя обязательно использовались эпитеты, гиперболы. Неотъемлемая часть былин – повторы, созвучное однородное окончание слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися

ЭПИТЕТЫ - это художественные определения : чистый, добрый, сырой, сильный, могучий,поганый, неверный, булатный, калёная, вострая, святая, стольный, белокаменные, почестен, солнышко, разбойник, собака, богатырская и т.д.

Очень характерны постоянные эпитеты: чисто поле, тёмныи леса, добрые кони, синии моря, красно золото, ракитов куст...

20 слайд. Одно изосновных изобразительно- выразительное средство в былине – гипербола .

ГИПЕРБОЛА – это преувеличени е. Сказители, воспевая своих героев, преувеличивали их силу, ум, ловкость, чтобы передать слушателю своё восхищение добрым молодцем. У каждого сказителя своя манера повествования, у каждого свой герой. Поэтому один описывает одежду богатыря – нарядную:

«А кольчуге цена сорок тысячей, а шелому цена да три тысячи, а стрелы в колчане по пяти рублёв, а коню-то – сметы нет»,

другой – его коня:

«По целой версты конь поскакивал, по колен он в землюшку угрязывал, он с землюшки ножи выхватывал, по сенной копне он земелики вывёртывал, за три выстрелы камешки откидывал»,

третий – его силу:

«Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул, бросил сошку за ракитов куст…»

Слайд 21 . Неотъемлемой частью былин являются повторы.

Для былин характерны частые повторы предлогов, союзов, глаголов, начала строк(анафора), строфы целиком. Они позволяют сохранить речитатив:

Как из славного из города из Киева
Из того ль села из Игнатова…

Повторы нужны были сказителю для того, чтобы легче запомнить былину и исполнять:

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир…

Русские былины создавались на различные темы. Все они поднимают важные вопросы, связанные с любовью к Родине, защитой ее от врагов. Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к киевскому циклу. Основными действующими лицами повествования является князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович.

Художественный прием данной былины

Былины передают мнение народа о тех или иных событиях, о правителях. Данные мнения меняются, дополняются подробностями. По сути, былины представляют собой рассказы о вещах, которые были очень важны для простых людей. Ведь именно народная память хранила и передавала из поколения в поколения основные мысли былин. В былине «Вольга и Микула Селянинович» имеется немало оборотов, которые подчеркивают образы действующих лиц. Их следует указать более подробно:

  • Микула Селянинович один легко справляется с огромными пнями деревьев, которые он выворачивает из земли. Более того, он кидает в борозду большие камни;
  • вся дружина князя Вольги Святославовича не смогла поднять плуг, которым пользовался Микула. Это подчеркивает силу богатыря, его способности, недоступные для княжеских дружинников;
  • подробно описывается сам плуг Микулы. Былина указывает на булатный насошник и другие металлические элементы этого орудия труда;
  • былина полна фразами, описывающими силу богатыря. Все они являются очевидным преувеличением. Однако они необходимы для подчеркивания мощи Микулы. Нужно показать, что труд земледельца важнее военного дела дружинников. Поэтому, земледелец Микула представлен гораздо более сильным, чем воины князя.

Все перечисленные преувеличения называются гиперболами. Это литературный прием, на котором построена данная былина.

Для чего нужен этот литературный прием

Гипербола является преувеличением. Реальные возможности людей приобретают сказочные объемы. Но именно за счет гиперболы былина хорошо запоминается. Более того, слушатели правильно понимают заложенный в ней смысл. Гипербола передают важность силы Микулы Селяниновича. Именно этот литературный прием служит для указания превосходства простого пахаря над княжеской дружиной.