Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Русские народные струнные инструменты список. Русские народные инструменты

Русские народные струнные инструменты список. Русские народные инструменты

Бушкова Дарья, ученица 6 класса СОШ № 32 г. Рыбинск

Цель проекта : познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Задачи проекта :

  1. Описать виды русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов.
  3. Выяснить какие русские народные музыкальные инструменты нашли отражение в изобразительном искусстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные музыкальные инструменты Руси Проект выполнила ученица 6 «г» класса Б ушкова Дарья Научный руководитель Щербак Эллина Юрьевна © МОУ СОШ № 32 г. Рыбинск, 2013 г.

Цель проекта: Познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов. Задачи проекта: Описать виды русских народных музыкальных инструментов. Познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов. Выяснить какие русские народные музыкальные инструменты нашли отражение в изобразительном искусстве.

По источнику звука принято разделять народные инструменты на следующие группы: Духовые Ударные Пневматические язычковые Струнные

Струнные инструменты Смычковые Щипковые гудок балалайка гусли домра

В. Васнецов « Гусляры» Н. Богданов-Бельский «Дети. Игра на балалайке»

Духовые инструменты пастушеский рожок жалейка свирель кувиклы варган

К. Коровин «Северная идиллия» Г. Семирадский «Пастушок, играющий на свирели»

Ударные инструменты ложки трещотки бубен рубель

Пневматический язычковый инструмент баян Федот Сычков. «У околицы»

Выводы: Появление разнохарактерных музыкальных инструментов объясняется связью творчества русского человека с различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление о миропонимании народа. Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.

Источники: Коненко Ю. Русские инструменты [Электронный ресурс] // http://folkinst.narod.ru/vargan.html Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе. – М.; Музыка, 1999. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.; Педагогика, 1985. Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах [Электронный ресурс] // http://esoserver.narod.ru/Pagan/Muz_ins

Предварительный просмотр:

Проект «Народные музыкальные инструменты Руси»

выполнила

ученица 6«г» класса

СОШ № 32 г. Рыбинск

Бушкова Дарья

Научный руководитель

Щербак Эллина Юрьевна

В летописях и преданиях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в «Истории Российского государства» пишет: «Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные».

Есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех их роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.

Цель проекта : Познакомиться с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Задачи проекта :

  1. Описать виды русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов.
  3. Выяснить какие русские народные музыкальные инструменты нашли отражение в изобразительном искусстве.
  1. Струнные народные музыкальные инструменты

«Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит от старославянского «гудеть». Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн. В старину под именем гуслей подразумевали струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. На струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»). Звучали гусли и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры – сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры и пения под гусли.

Домра – древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что предком нашей русской домры явился египетский инструмент «пандура», бывший в употреблении за несколько тысячелетий до нашего времени. Главными исполнителями на домрах были скоморохи. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому при царствовании Алексея Михайловича начались гонения на певцов и скоморохов. В Москве собрали все инструменты, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. Сейчас домры в оркестре составляют основную мелодическую группу.

Базвание «балалайка» – народное. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову татарское происхождение. Слово «бала» означает «дитя». Быть может оно и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить», заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. Cначала балалайка аккомпанировала народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века на ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. К середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку. Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». Он усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров. Итогом этой работы стало создание Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось в 1897 году. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необычайной быстротой по всей России. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и произведений русской и западной классики.

  1. Духовые народные музыкальные инструменты

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Рожок имеет разные названия – «пастушеский», «русский», «песенный». Во второй половине XIX – начале ХХ в. ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение. В наше время рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «жалениями» – поминальным обрядом, который включает в себя игру на жалейке. Тембр жалейки печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Сейчас её можно увидеть только в оркестрах русских народных инструментов.

Свирель на Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. На раскопках Древнего Новгорода обнаружены две свирели. Одна из них сделана в конце XI в., вторая относится к началу XV в. Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Кувиклы – русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Кувиклы представляют собой набор 3-5 пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Трубки инструмента не скрепляются между собой. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги камыша или тростника. В наше время используются пластмассовые и даже металлические кувиклы.

Варган – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Родоначальником варгана был лук, появившийся приблизительно IX-XII тысяч лет назад. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.

  1. Ударные народные музыкальные инструменты

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. В наше время ложки узаконили свое место не только в оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Трещотки – ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Рубель, так же как и ложки, – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. Пустотелый, естественно, звучит более громко, гулко.

  1. Пневматические язычковые музыкальные инструменты

Толчком в распространении гармони явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник и гармошек в год. К середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. Саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову. В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов.

Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен, а также произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов – серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Таким образом, появление разнохарактерных музыкальных инструментов объясняется связью творчества русского человека с различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление о миропонимании народа.

Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков.

Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

Давайте подробнее рассмотрим музыкальные инструменты. Хотя бы общее представление о них должно быть у каждого жителя нашей страны.

Гусли

Это инструмент со струнами. Впервые он появился на Руси.

Гусли - самый старинный из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них - 5, а максимальное - 14. на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.

Клавирообразные гусли

Рассмотрим и их. Они были распространены не только в древности, но и в ХХ веке, зачастую на них играли представители духовенства.

Эти гусли были похожи на псалтыревидные, но на порядок лучше. Основой этого инструмента служил прямоугольный ящик, оснащенный крышкой. На одной его стороне вырезалось несколько голосников (специальных овальных отверстий), затем к ней присоединялась пара деревянных щепок. В одну из них были ввернуты металлические колки, на них были намотаны струны из этого же материала. Другая щепка служила приструнником. Здесь не требуется особых объяснений, название говорит само за себя. На ней фиксировались струны. Этому инструменту присущ был фортепианный строй. Интересно то, что струны, аналогичные темным клавишам, располагались ниже соответствовавших белым. Чтобы играть на клавирообразных гуслях, нужно было знать ноты. Иначе бы не получилось нормальной мелодии. Народные инструменты, картинки которых вы видите перед собой, очаровывают каждого, кто их услышит.

Родственник кантеле

Невозможно не упомянуть гусли, по виду напоминавшие кантеле - инструмент родом из Финляндии. Скорее всего, на их создание русских вдохновили традиции этой страны. К сожалению, в ХХ столетии такие гусли были совершенно забыты.

Теперь вы знаете самые известные старинные народные струнные инструменты.

Балалайка

На ней многие фолк-музыканты играют и сегодня. Балалайка - это щипковый инструмент, оснащенный тремя струнами.

Ее размеры очень разнятся: бывают модели, размер которых достигает 600 мм, но также встречаются виды длиной 1,7 метров. В первом случае речь идет о так называемой приме, а во втором - о балалайке-контрабасе. Этот инструмент имеет немного выгнутый корпус из дерева, но в XVIII—XIX столетиях встречались также овальные. Если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него Россия, то ему непременно придет в голову балалайка. Гармонь и жалейка - тоже символы нашей страны, однако менее популярные.

Особенности звучания

Звучание у балалайки громкое, но нежное. Самые распространенные приемы игры - одинарное и двойное пиццикато. Не последнее место занимают также бряцание, дроби, вибрато, тремоло. Народные инструменты, в том числе и балалайка, звучат довольно мягко, хотя и звонко. Мелодии получаются очень душевными и зачастую печальными.

Балалайка-контрабас

Раньше у этого инструмента не было устоявшегося, повсеместно используемого строя.

Каждый музыкант настраивал его в соответствии со своими предпочтениями, настроением играемых мелодий и местными обычаями. Однако в XIX столетии кардинально изменил эту ситуацию, после чего балалайка стала непременным атрибутом многих концертов. Народные инструменты, фото которых вы видите, и сегодня многие музыканты используют в своих выступлениях.

Академический и народный строй

Строй, созданный Андреевым, завоевал огромную популярность среди исполнителей, разъезжающих по стране. Он стал именоваться академическим. Помимо него, есть и так называемый народный строй. В данном случае легче брать трезвучия, а сложность заключается в том, что достаточно трудно использовать открытые струны. Помимо всего перечисленного, существуют и местные способы настройки балалайки. Их насчитывается двадцать.

Можно сказать, что балалайка - довольно популярный народный инструмент. Многие учатся играть на ней в музыкальных школах нашей страны, а также Казахстана, Украины и Белоруссии. Народные инструменты сегодня привлекают немало молодых людей, и это радует.

Древняя балалайка

На вопрос о том, когда появилась балалайка, нет однозначного ответа - существует много версий. А популярность она обрела в XVII столетии. Не исключено, что ее прародительницей является казахская домбра. Древняя балалайка была достаточно длинным инструментом, длина корпуса которого составляла приблизительно 27 см. А ширина его достигала 18 см. Также инструмент был примечателен весьма продолговатым грифом.

Видоизменение инструмента

Балалайки, на которых играют сегодня, внешне отличаются от древних. Видоизменил инструмент музыкант В. Андреев совместно с С. Налимовым, Ф. Пасербским, а также В. Ивановым. Эти люди решили, что дека должна производиться из ели, а задняя сторона - из бука. Кроме того, Андреев предложил сделать инструмент немного короче, до 700 мм. Замечательный человек Ф. Пасербский изобрел целую группу балалаек: приму, тенор, контрабас, пикколо, альт, бас. Сегодня без них невозможно представить традиционный русский оркестр. Спустя некоторое время этот человек, изготовивший многие русские народные инструменты, получил патент на них.

Балалайку можно использовать не только в оркестрах, также часто на ней играют сольно.

Гармонь

Это язычковый инструмент, относящийся к семейству клавишно-пневматических.

Гармонь не следует путать с аккордеоном и баяном.

Данный инструмент состоит из двух полукорпусов, на которых расположены панели с клавишами и кнопками. Левая сторона необходима для аккомпанемента: если зажать одну клавишу, будет слышен бас либо целый аккорд, а правая предназначена для игры. В середине расположено меховое отделение для накачивания кислорода к звуковым планкам гармони.

Чем этот инструмент отличается от аккордеона или баяна:

На стандартной гармони музыкант обычно извлекает исключительно диатонические звуки, в некоторых случаях прибавляются также хроматические;

Меньшее количество октав;

Компактность.

Кто изобрел этот инструмент?

Нет точных сведений о том, где была изготовлена первая гармонь. По одной из версий она была создана в Германии, в XIX столетии. Ее изобретателем считается Ф. К. Бушман. Но существуют и другие версии. В Германии бытует мнение, что гармонь была создана в России, и если верить ученому Миреку, то первый такой инструмент был изготовлен в северной столице в 1783 году, его создал Франтишек Киршник - органный мастер родом из Чехии. Этот человек придумал оригинальный способ получения звука - посредством железного язычка, приходящего в движение от воздействия кислорода. С конца XIX столетия гармонь считается татарским народным инструментом. Есть и другие, не менее интересные версии.

Классификация гармоней

Эти народные инструменты, распространенные в России, подразделяются на два типа по способу получения звука. К первой категории относятся гармони, у которых во время движения мехов все клавиши при нажатии издают звуки одинаковой высоты. Такие инструменты довольно популярны. А ко второй категории относятся гармони, у которых высота звучания зависит от того, в какую сторону двигаются меха. Первый вид включает в себя инструменты «хромка» (наиболее популярная сегодня), «русская венка», а также «ливенка». А «тальянка», «тульская», «черепанка» и «вятская» относятся ко второй категории. Можно классифицировать гармони по виду правой клавиатуры, а конкретнее, по количеству клавиш. На сегодняшний день широкую известность получила «хромка», у которой два ряда кнопок, однако существуют инструменты и с тремя, а у некоторых вообще бывает всего один ряд. Теперь вы понимаете, что гармоней много и все они разные.

  • Инструменты с одним рядом кнопок: "тульская", "вятская", "ливенская", "тальянка". Последнее название образовано от «итальянка», справа расположено 12/15 клавиш, а слева - 3.
  • Инструменты с двумя рядами кнопок: "хромка", "русская венка".
  • Гармонь автоматическая.

Ложки

Наши предки играли и на них. Минимальное количество ложек, приходящихся на одного музыканта - три, максимальное - пять.

Эти русские народные инструменты могут быть разного размера. При ударе ложек друг о друга выпуклой частью получается характерный звук. Высота его может колебаться в зависимости от способа его получения.

Техника игры

Музыкант, как правило, играет на трех ложках: одну он держит в правой руке, а оставшиеся две располагает между фалангами левой. Это несложно себе представить. Большинство исполнителей совершает удары по ноге или руке. Объясняется это тем, что так намного удобнее. Удары совершаются одной ложкой по двум, зажатым в левой руке. В некоторых случаях черпаки дополняются небольшими колокольчиками.

Белорусские музыканты предпочитают играть всего двумя ложками.

Следует отметить, что черпаки широко распространены среди фолк-исполнителей из США и Британии. Джефф Ричардсон, участник английского арт-рок-коллектива Caravan, во время концертов играет на электрических ложках.

Украинские народные инструменты

Несколько слов следует сказать и о них.

В давние времена на Украине были распространены цимбалы, волынки, торбаны, скрипки, гусли и другие духовые, ударные, а также струнные инструменты. В большинстве случаев их изготавливали из различных подручных материалов (кости зверей, кожа, древесина).

Наибольшую популярность получила кобза-бандура, без которой невозможно представить украинский эпос.

Широкую известность завоевали также гусли. Это со струнами, их могло быть много, вплоть до тридцати или сорока. Помимо украинцев и русских, на них играли чехи, белорусы и многие другие народности. Это говорит о том, что гусли действительно великолепны, они и сегодня не должны быть забыты.

Обязательно послушайте народные инструменты, названия которых теперь вам известны. Прекрасные мелодии точно не оставят вас равнодушными.

Это уже шестой урок из цикла о гениальных изобретениях русских. В этот раз речь пойдет об инструменте, без которого не обходится ни одна русская сказка. Я попытаюсь показать вам как рисовать балалайку поэтапно: Балалайка – символ русского народа и доказательство того, что для творчества достаточно всего три струны и пол литра. Не смотря на кажущуюся простоту девайса, учится играть на нем довольно не просто. Обучение занимает около пяти лет. И то не факт, что после этого вы сможете с легкостью забацать на ней фристайло.

Но не расстраивайтесь. На ДейФан’е вам понадобится всего пару часиков, чтобы изобразить этот инструмент, даже если вы впервые в жизни держите в руках карандаш:

Как нарисовать балалайку карандашом поэтапно

Шаг первый. Сперва набросаем эскиз. Это можно сделать с помощью геометрических фигур: Шаг второй. Добавим головку, гриф и корпус. Шаг третий. Теперь добавим лады и рисунок на балалайке. Шаг четвертый. Аккуратно заштрихуем, чтобы придать ей реалистичности. Вот результат: Очень надеюсь, что урок был полезен для вас. Пишите мне, какие еще музыкальные инструменты хотите изобразить? У нас есть еще такие уроки.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на