Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Материальная и духовная культура. Культура материальная и духовная

Материальная и духовная культура. Культура материальная и духовная

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещьначальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб-вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни. Разнообразие человеч. потребностей отражается в сложной структуре К.м. от осн. орудий труда и средств существования, орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства, муз. инструментов, предметов религ. культа, жилищ, одежды и т.д. Каждый объект в составе К.м. представляет собой реализацию идеи или системы идей.

Лит.: Harris M. Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N.Y., 1979.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ

материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности; то, в чем овеществляется духовная культура. Еще Демокрит, называя мир результатов человеческого творчества “второй натурой^, подсказал нам понимание К. м. как такой же предзаданной и объективной для каждого отдельного человека, как и природа. Вместе с тем К. м. есть результат выхода человека за границы природы, инстинкта, результат сотворения того, что не создано самой природой. К. м. существует в виде артефактов - предметов, явлений и процессов искусственного происхождения. К кругу артефактов принадлежат: материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бытового обихода, одежда, жилища, орудия труда, оружие, средства транспорта и связи и пр.); искусственно преобразованные территории (города, окультуренные земли); материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электронные записи); одомашненные животные и отселекти-рованные растения. К К. м. относятся и практические действия людей, несущие на себе отпечаток духовной культуры, т. е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной культуры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность и т. д. В широком смысле К. м. - это материальная сторона любого культурного процесса или деятельности. В узком смысле К. м. - это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура. Л. А. Штемпель

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура - неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры - без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения явл

яются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф - объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура - «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология.Если духовная культура - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура - это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.

Глава 19. Современная география культуры

Начало новейшего времени история отсчитывает с Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла эру социализма «Победа Октября - главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества», - говорится в Постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 года («О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». М., 1977, стр. 3). Под влиянием этой революции шло зарождение и развитие всемирного революционного процесса и углубление кризиса капитализма. В результате в мире сложились две системы - социалистическая и капиталистическая. Внутри последней образовалась большая группа развивающихся стран, часть которых вступила на путь некапиталистического развития; многие другие стремятся к ограничению капиталистических черт и элементов в своей экономике, общественно-политической и культурной жизни.

География культурных черт современного человечества в первую очередь связана именно с этим делением.

Среди множества элементов культуры, с одной стороны отражающих различия стран и народов, с другой - несущих многие межнациональные черты, нетрудно выделить главные: прежде всего это такие элементы материальной культуры, как орудия труда, жилище, одежда, пища Однако орудия труда по мере сдвигов в способах производства изменяются особенно быстро; традиционные для былых ХКТ их виды почти всюду уходят в прошлое. Что же касается жилища, одежды и пищи, то они в наибольшей степени отражают этническую специфику, да и по существу после орудий труда имеют первостепенное значение. Ф Энгельс писал, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилища и одеваться», без этого они не были бы «в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 19, стр 350). Рассмотрение отдельных элементов культуры начнем с тех ее материальных сторон, на которые указывал Ф. Энгельс.

Жилище. Постройка помещений для жилья - один из самых древних и всеобщих для человечества трудовых процессов. Первыми жилищами человеку служили пещеры или просто скальные навесы, к которым пристраивали каменные стенки. Вплоть до середины XX в. этнографам еще удавалось обнаруживать в залесенных горах Юго-Восточной Азии и в некоторых других районах Земли немногочисленные племена, продолжавшие жить в пещерах. Искусственные же пещерные жилища и по сей день используются кое-где земледельческим сельским населением. В Турции их пробивают в мягких туфовых скалах, в Китае- в обрывах лессовых плато.

В районах, где природные условия иные, столь же древнюю историю, как пещерное жилище, имеют шалаши, ветровые заслоны, а в лесных районах - настилы в развилках деревьев. Для некоторых наиболее отсталых племен в Австралии, Центральной и Южной Африке, а кое-где и в других местах такие примитивные сооружения служат жилищем и по сей день.

От этих простейших прототипов долгая эволюция привела к созданию великого многообразия форм народного традиционного жилища, в высшей степени целесообразно приспособленного к нуждам хозяйства и условиям среды. Лишь с распространением сперва в городах, а затем и на селе индустриальных методов строительства начался отход от этих сложившихся на протяжении веков традиционных народно-архитектурных форм.

В настоящее время только в сельской местности сохранились резко различающиеся типы жилья. В городах же индустриальное зодчество, хотя и приспосабливается к климату и стремится кое-где сохранить национальный стиль архитектуры, в целом стирает местные особенности в этом элементе культуры между различными историко-культурными областями.

У народов Европы при всем разнообразии традиционного крестьянского жилища, бытующего до наших дней, можно выделить два основных его типа. Это каркасно-столбовые постройки с косыми балками-консолями, пространство между которыми заполняется не несущим вертикальной нагрузки материалом, - так называемые фахверк. Они распространены от Англии, Франции и Скандинавии до Австрии и Балкан. Второй тип - срубный дом из горизонтальных бревенчатых венцов, характерный для большинства народов Восточной Европы (поляков, белорусов, русских, финских и тюркских народов Поволжья и Приуралья), но известный также в Альпах и Пиренеях.

В то же время имеется множество вариантов этих двух типов у отдельных этнографических групп (например, русская изба архангельских поморов имеет совсем иные размеры, пропорции, планировку, нежели изба крестьян Курской или Саратовской областей).

Понятно, что в капиталистических странах и по сей день сохраняются огромные различия в размерах, планировке, качестве материала между домом зажиточного и домом бедного крестьянина. Иногда жилища различных социальных слоев даже принадлежат к разным типам (кирпичный дом и землянка), но чаще они представляют собой качественно различные варианты одного и того же типа.

Для оседлого сельского населения почти всей Северной Африки, отдельных засушливых и безлесных районов Южной Европы, большей части Юго-Западной, Средней и Центральной Азии вплоть до северной Индии характерно (в самых различных конструкциях и планировочных вариантах) глинобитное, а иногда каменное или каркасно-столбовое, но обмазанное глиной (нередко побеленное) жилище, с плоской или купольной крышей.

Здесь древесина при ее нехватке и дороговизне используется очень экономно, прежде всего для перекрытий потолка, для дверей, дверных и оконных рам, иногда также для внутренних и угловых опорных столбов. Стены возводятся или из камня (там, где он в достатке), чаще же из кирпича, обычно из сырцового или саманного (тес примесью рубленой соломы), а у зажиточных хозяев во многих районах и из обожженного.

Но наиболее широко распространена глинобитная техника: глина утрамбовывается между дощатой опалубкой, которая потом переносится для сооружения следующего участка стены.

Почти для всех народов, ведущих кочевой образ жизни или хотя бы сохраняющих элементы отгонного животноводства, типичны передвижные жилища. У тюркоязычных и монголоязычных народов это по преимуществу каркасно-войлочная юрта, а у арабов-бедуинов, берберов, курдов, некоторых других кочевых групп Юго-Западной Азии и у тибетцев - прямоугольный или удлиненно-овальный шатер на многих шестах, обычно покрытый шерстяной черной тканью. У некоторых других кочевых народов, например у туарегов Сахары, бытуют еще более архаичные палатки с кожаным покрытием.

Ныне в Северной, Центральной и Средней Азии летнее переносное жилище часто сочетается с зимним стационарным

У большинства народов Сибири переносным жилищем издавна служил конический чум, а на крайнем северо-востоке - яранга с теплым меховым внутренним пологом. Так же как юрта у народов Средней Азии, чум и яранга сейчас сохраняются лишь как сезонное жилье для пастушеских и промысловых бригад, тогда как постоянным жилищем служат стационарные многокомнатные дома.

Для береговых оседлых групп чукчей и коряков были в прошлом характерны стационарные жилища, внешне похожие на ярангу, и различные землянки, а для полярных эскимосов Новою Света - уникальные «иглу» - куполообразные помещения, сооруженные по образцу землянки, но из брикетов плотного снега.

У народов таежной Сибири, живущих между зонами тундрового оленеводства и степного кочевого скотоводства, были широко распространены различные формы постоянных жилищ, которые строились из вертикально или наклонно поставленных бревен, но сохранили некоторые планировочные черты своих переносных прототипов - чумов и каркасных юрт. У якутов такие «юрты» с земляной крышей с некоторыми чертами русской бревенчатой избы кое-где дожили до наших дней. Эти формы жилища отражают постепенный переход от кочевого или полукочевого образа жизни к оседлому.

Полуостров Индостан, представляющий собой, как уже говорилось, довольно четко очерченный Южноазиатский историко-культурный регион, отличается крайним разнообразием типов жилищ. Здесь имеются круглые и прямоугольные, деревянные, плетеные, каменные и глинобитные, наземные и свайные постройки. В этом многообразии нашли отражение и пестрота этнического состава полуострова, и разнообразие его природных условий, и сложность социального состава населения. Такую же пестроту традиционных типов жилищ являет и относительно небольшая по размерам Кавказская историко-культурная область.

Для Восточной и Юго-Восточной Азии характерны каркасностолбовые жилища из дерева или бамбука - наземные и свайные. Первые типичны для китайцев, вьетнамцев, яванцев. На севере Китая и в Корее они имеют калориферно-отапливаемую лежанку («кан») или подогреваемый пол («ондоль»).

Для большинства народов Юго-Восточной Азии и японцев типичны постройки на сваях. На востоке Индонезии, на Филиппинах, острове Хайнань, некоторых островах Океании помимо свайных домов распространены наземные хижины без стен, с ангарообразными, низко свисающими овальными крышами.

Эти преобладающие типы построек дополняются и другими. Так, в лесистых горных районах Гималаев и юго-западного Китая встречаются и срубные дома, внешне похожие на восточноевропейские, но отличающиеся от них тем, что крыша покоится не на срубе, а на стоящих вне его вертикальных столбах.

Наряду с каркасно-столбовыми (свайными и срубными) постройками в различных, преимущественно горных, районах Европы и Азии (Пиренеи, Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи и др.) сооружаются казенные жилища. Здесь в некоторых местах, особенно у наиболее зажиточных хозяев, распространены двухэтажные дома с нижним каменным и верхним деревянным ярусами. Такие дома характерны, например, для тирольцев, многих групп швейцарцев и басков.

В Африке к югу от Сахары преобладают легкие плетеные или каркасные постройки с глиняной обмазкой, а часто и без нее. Хижины на сваях встречаются в прибрежных районах Западной Африки. В лесной зоне преобладают прямоугольные в плане жилища, а в зоне саванны - круглые.

Традиционные жилища индейских народов Америки ранее отличались большим разнообразием и определенным сходством с типами, характерными для близких по природе ландшафтных зон Старого Света, - с коническими сибирскими чумами, глинобитными, бревенчатыми и плетеными жилищами народов Северной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии и Африки.

Одежда. Очень любопытно также проследить географическое распространение такого существенного элемента материальной культуры, как костюм. Сейчас почти повсеместно (особенно у мужчин) его традиционные формы вытесняются европеизированной городской одеждой собственного, домашнего, или, что чаще, фабричного производства. Степень этого вытеснения связана с социальным положением тех или иных слоев общества (правда, связь эта не всегда однозначна). Однако еще в конце XIX в. традиционная одежда преобладала почти повсюду в мире (кроме городского населения), да и поныне она сохраняется, особенно как праздничная или церемониальная.

Почти каждому народу и даже отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями покроя или орнамента. Есть специфические костюмы, которые носит

только один народ (кимоно - только японцы, меховой комбинезон-керкер - чукчи и т. п.). Но, как правило, основные типы костюма имеют широкий ареал распространения, встречаясь в тех или иных формах у многих народов.

Современный европейский костюм - жакет и юбка, пиджак, рубашка и брюки - в своей основе восходит, очевидно, еще к верхнему палеолиту, когда охотники северной полосы Европы и Азии одевались в меховые или кожаные штаны и куртки. В средневековую Европу этот тип костюма вошел как культурное наследие кельтских, германских, славянских и прочих племен. В разных вариантах он лег в основу как традиционной, так и лишенной этнических черт «городской» одежды различных европейских народов.

Однако, как мы знаем, античные цивилизации Европы не признавали курток и штанов, считая их варварской одеждой: в древней Греции и Риме преобладали туники, хитоны, химатионы и тоги. В Европе тип этот не сохранился, но широко распространился на юг, породив, очевидно, разные формы несшитой одежды у многих современных народов Тропической Африки. В самой Европе туникообразный покрой рубахи без швов на плечах бытовал у финских народов, а несшитые формы женской поясной одежды в виде поневы - у южных русских, в виде плахты и запаски - у украинцев. Аналогичные формы поясной одежды были характерны и для многих народов Дунайского бассейна и Балканского полуострова (румын, болгар, албанцев и др.). Сочетание юбки с плечевой безрукавкой привело к возникновению русского сарафана.

Что касается «охотничьего комплекса» из куртки и штанов, то он сохранился в меховой или замшевой одежде многих индейских племен умеренной и холодной полосы Северной Америки. Приспосабливаясь к более суровым арктическим условиям, он породил различные варианты костюмов коренных народов американской Арктики и Сибири. При этом у населения прибрежной и тундровой зоны, которое передвигалось преимущественно на нартах или на лодке (у ненцев, чукчей, эскимосов), стала преобладать глухая длинная куртка с капюшоном - малица, кухлянка, анорак. У пеших же охотников тайги развивались более удобные для ходьбы распашные формы костюма.

По всей Средней, Центральной и Восточной Азии издавна и по сей день бытуют в качестве преобладающей верхней одежды различные варианты распашного халата без пуговиц, повязываемого по талии кушаком, а также мужские и женские штаны. В эпоху монгольской и маньчжурской экспансии эта форма халата у многих народов Восточной Азии была вытеснена специфическим маньчжуро-монгольским «дели» с левой полой, имеющей сверху полукруглый вырез и запахивающейся до правой подмышки, со стоячим воротником на мелких пуговицах. Она легла в основу различных современных форм халатообразной одежды у китайцев, вьетнамцев и некоторых других народов, кроме корейцев и японцев От северных степных соседей китайцы и вьетнамцы заимствовали также штаны

Разумеется, и халат, и штаны в процессе распространения на юг существенно изменились: материал их стал более легким, а покрой - более открытым, приспособленным к более теплому климату Первоначальные формы халатообразной одежды, бытующие по сей день у тибетцев, монголов и других народов Центральной Азии, наилучшим образом служат человеку в условиях континентального, ветреного климата этого района

Распространение ислама привело к появлению на Востоке таких унизительных и крайне негигиеничных элементов женской одежды, как чадра и паранджа В настоящее время они почти повсеместно изживаются

В тропических районах Южной и Юго-Восточной Азии развивались преимущественно несшитые формы поясной одежды Простейший ее вид - набедренная повязка - встречается почт у всех народов тропической зоны Африки, Азии, Океании и Америки. От нее происходят разные формы несшитых или сшитых цилиндрических женских и мужских юбок различной длины. В сочетании с кофтой или курткой они представляют обычный тип одежды у большинства народов Юго-Восточной Азии - бирманские лонджьи, индонезийские каин и саронг-кебайя и другие варианты этого костюма. Своеобразные несшитые штаны разной длины - до колен, как сиамско-кхмерский панунг, или до пят, как некоторые формы индийских дхоти, - тоже представляют собой несшитую юбку, свободный конец которой пропущен между ног.

Специфической формой южноазиатской женской одежды служит сари (ее носят обычно с шарфом и короткой кофточкой-лифом); в основе своей это несшитая юбка, свободный конец которой перекидывается через плечо наподобие шали.

Еще одна простейшая форма одежды, в тех или иных формах встречающаяся почти во всем мире, - это пончо, прямоугольный или ромбовидный кусок ткани с отверстием для головы посередине, обычно обшитый бахромой или каймой по краям. Пончо распространено в Юго-Восточной Азии, а еще шире - у индейцев Южной Америки; встречается оно и в некоторых других районах мира.

Пища.

Способы приготовления и ассортимент употребляемых продуктов питания - весьма стойкие отличительные элементы той или иной материально-бытовой культуры. К тому же они часто находятся в тесной связи и с духовной надстройкой - моральными нормами, религиозными запретами и пр. Поэтому знакомство с тем, что можно назвать пищевыми навыками человечества, представляет большой интерес.

Почти всюду на Земле в продовольственном балансе преобладает растительная пища. Лишь у народов Арктики мясо и животный жир составляют больше половины рациона (оленина - у оленеводов, рыба и тюленина - у прибрежных рыболовов и зверобоев). Но и у них широко употребляются в качестве приправы ягоды, стебли и листья съедобных дикорастущих растений. В наше время в этих районах потребляют гакже много привозных растительных продуктов, в частности мучных.

У народов пустынно-степных областей Африки и Азии, в том числе и тех, что ведут чисто скотоводческое хозяйство, питание большую часть года состоит не столько из мясных, сколько из молочных и покупных мучных и крупяных продуктов. Даже у весьма редких и малочисленных теперь племен охотников тропической и субтропической зон, например у бушменов, мясо дичи в среднем составляет не более Уз потребляемой пищи, остальное добывается собирательством.

Таким образом, у подавляющего большинства населения Земли в основе питания лежат углеводные продукты земледелия - крахмал и сахар. Но выступают они в рационах разных народов в различной форме.

Европа, Юго-Западная, Южная и Средняя Азия - это области дрожжевого хлеба из пшеничной муки, а на севере Европы - из ржаной.

Хлебу исторически повсюду предшествовала пресная лепешка. И сейчас этот вид пищи распространен на окраинах указанного евроазиатского ареала (скандинавский кнатброт- «хрустящий хлеб», шотландская овсяная лепешка, кавказский чурек, индийские чапати).

Для этого большого ареала характерны также и отварные крахмалистые блюда: каши (в Западной Европе - прежде всего овсяная, реже ячневая, в Восточной - гречневая и пшенная) и вареное тесто, в особенности разные виды клецок, галушек, лапши, макарон (в Южной Европе). В Юго-Западной и в Средней Азии в древности каши делались из разных сортов проса. Это были прототипы нынешних пловов. В средние века рис вытеснил просо. У монголов, тибетцев и у народов гималайских стран популярна густая ячменная каша (цзамба). На Балканах и Кавказе из кукурузной муки, заменившей более древнее мелкое просо, варят мамалыгу, а в Италии - поленту. А вот в Африке, к югу от Сахары, в зоне саванны, несмотря на распространение кукурузы, а кое-где и риса, различные виды проса остаются по-прежнему главной пищей. Обычно из них готовят различные густые похлебки и каши.

В Америке, кроме Крайнего Севера и Юга, издревле основным злаком является кукуруза (маис). Ее и сегодня много потребляют в Канаде и США наряду с пшеничным и ржаным хлебом, обычно в виде вареных початков, кукурузных хлопьев и других изделий. Во всех латиноамериканских странах также распространены всевозможные кукурузные блюда. Но в потреблении зерновых в каждой из этих стран много специфики. Так, у народов, живущих на берегах Карибского моря, большое место в пище занимает рис, а у индейцев Андских нагорий - зерно местной культуры киноа и т. д.

В большинстве стран Южной и Восточной Азии различные виды древних просяных культур почти вытеснены: в северных районах - пшеницей, а в южных - рисом. Этот злак впервые был введен в культуру в Южной Азии, а теперь служит основной пищей, пожалуй, более чем для половины человечества. В Юго-Западной и Средней Азии, Закавказье рис готовят в виде плова, а в странах Дальнего Востока его варят в несоленой воде или на пару (в некоторых случаях в полости ствола зеленого бамбука или в обертке из листьев банана). Из риса в Восточной и Юго-Восточной Азии делают также блинчики, клецки. Область потребления риса за последние годы сильно расширилась, захватив и традиционные «пшеничные» районы и районы, где раньше потребляли крахмал только корнеплодов и клубнеплодов (например, на островах Океании). В Японии, Корее, Китае, Вьетнаме едят)много различных лапшевых блюд. Восточная Азия - родина гречихи, но гречневой каши здесь не знают, зато едят лепешки и лапшу из гречневой муки.

В северной части Восточной Азии, на стыке земледельческой древнекитайской и скотоводческой тюрко-монгольской культур, находится, очевидно, центр зарождения многих блюд из теста, варенного в воде, на пару или в жире. Отсюда они распространились как на восток (в Корею, Японию), так и далеко на запад, куда доходили кочевники. Это такие блюда, как тюрко-монгольские борцог и боз, уйгуро-узбекские манты и лагман, кавказский хинкал, татарские беляши и чебуреки, сибирские и восточноевропейские пельмени и вареники

Корнеплодные и клубнеплодные крахмалистые блюда распространены почти повсюду (жареные, печеные и в виде пюре). В странах умеренного климата они приготовляются преимущественно из картофеля Завезенный из Южной Америки, он сильно потеснил в Европе более старинные репу и брюкву. В тропиках га-кие крахмалистые блюда делаются из распространившихся ныне по всему этому климатическому поясу батата (сладкий картофель) и маниоки (американского происхождения), ямса и таро (из Юго-Восточной Азии). Но все же везде, где есть рис, корнеплоды и клубнеплоды считаются дополнительной, второсортной пищей. Бобовые продукты - важный источник растительного белка - повсюду выступают в комбинации с крахмалистой пищей: в Мексике, на Балканах, на Кавказе - это вареная фасоль (лобио) и кукурузная лепешка, в Бразилии - фасоль и маниоковая мука (тапиока или «фаринья де пау»), в Индии - множество блюд из разных видов фасоли и гороха с рисом и чапати. В Африке арахис потребляют в сочетании с просом, на Дальнем Востоке рис едят с соевыми продуктами - соусами, пастами, соевым творогом. Богатые крахмалом плоды хлебного дерева (распространившегося из Африки и Юго-Восточной Азии по всей тропической зоне) и сердцевина саговой пальмы идут в пищу в виде лепешек или каш более всего на востоке Индонезии и местами в Океании.

Во многих странах значительное место в рационе занимают сахаристые продукты. Это тростниковая меласса в некоторых областях Бразилии; финики в оазисах Сахары и Аравии и особенно в Ираке; сок и мякоть кокосовых орехов и бананы в Океании и Юго-Восточной Азии.

Крахмалистая пища пресна. Чтобы сделать ее более аппетитной, повсюду употребляются соусы, подливки, закуски с более интенсивной вкусовой гаммой: соевый соус на Дальнем Востоке, соус и паштет из квашеной рыбы в Юго-Восточной Азии, перечный соус «чили» в Латинской Америке, индийское «карри» - подливка со множеством ароматических ингредиентов, острая паста «аджика» в западном Закавказье и т. д. Аналогичную роль во многих странах играют горчица, чеснок, отчасти лук, укроп, петрушка, сельдерей.

У многих народов Европы пряности типа тминного, макового, льняного семени добавляют в хлебные изделия.

Почти в каждой кухне мира используются растительные масла: в Европе, Юго-Западной и Южной Азии - оливковое, льняное, конопляное, подсолнечное; во многих районах Азии - рапсовое и кунжутное, а в последнее время подсолнечное и отчасти хлопковое; в Восточной Азии - соевое; в Южной Азии и Океании - кокосовое; в Африке - арахисовое и пальмовое.

Значительно уже районы потребления животных жиров: коровье масло- в Европе и Индии; баранье сало - в Средней и Юго-Западной Азии; тюлений жир, как уже упоминалось, - в Арктике.

Огромное множество овощных, рыбных, мясных, молочных блюд, изобретенных разными народами мира, первоначально служило в меню трудовых масс лишь весьма незначительным дополнением к основной крахмалистой пище или использовалось только в качестве праздничных или обрядовых блюд. Лишь в XX в. в экономически развитых странах произошел сдвиг в балансе пищи: основное место в нем заняли сложные, многокомпонентные, богатые белком (в частности, животным) и витаминами блюда, а хлеб, картофель, макароны отошли на положение гарнира. Но и сейчас в развитых странах капитализма существует большой разрыв в качестве питания между теми слоями общества, которые стоят на нижних ступенях социальной лестницы, и теми, кто занимает ее вершину.

В целом же национальная специфика питания, сильно варьируя, связана как с природной средой - климатом и ассортиментом доступных продуктов, так и с конкретно-историческими судьбами того или иного народа. При этом ни в одной национальной кухне по разным причинам не используются все потенциальные возможности, которые дают природные ресурсы соответствующих стран.

Почти всюду в Восточной Азии- на севере восточнее МНР, на юге восточнее Индии - до последнего времени не потребляли молока и молочных продуктов (или их потребление рассматривалось с неодобрением). Китайцы, не привыкшие к европейской кухне, не едят также почти ничего не подвергнутого термической обработке, даже, скажем, сырую соленую сельдь или малосольную семгу.


Похожая информация.