Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Как звали отца штольца из романа обломов. Предыдущее

Как звали отца штольца из романа обломов. Предыдущее

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее "увертюрой всего романа". Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких... Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об "истинном подобии смерти", заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?".

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня".

Штольц и Обломов - две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

В романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее "увертюрой всего романа". Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких... Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об "истинном подобии смерти", заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?".

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня".

Штольц и Обломов - две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

Проблема воспитания в романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.

Меню статьи:

Роман Гончарова Обломов в первую очередь запоминается своим героем Ильей Ильичем Обломовым, который ведет апатичный, бездейственный способ жизни. В противовес ленивому Обломову изображен его друг – Андрей Иванович Штольц – человек незнатного происхождения, который, благодаря своему трудолюбию, удостаивается личного дворянского титула.

Семья и происхождение Андрея Штольца

В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.

Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.

Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.


Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.

Образование и воспитание Андрея Штольца

Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с – трилогией длиною в жизнь.

Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.


Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.

Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.

Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.

Внешность Андрея Штольца

Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.

Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.

Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.

Характеристика личности

В образе Штольца в первую очередь бросается в глаза его трудолюбие и страсть к обучению. Еще будучи ребенком, он активно познает мир, старается перенять все знания отца.

Андрей Иванович много времени проводит в путешествиях – таким образом он не просто развлекается и отдыхает, Штольц в своих поездках видит возможность обменятся знаниями и перенять опыт ведения дел у иностранных знакомых. Штольц постоянно что-то изучает, читает различные книги.

Андрей Иванович не пренебрегает светским обществом, его часто можно видеть в свете.

Андрей Иванович – честный и искренний человек, но он напрочь лишенный романтизма. Штольц даже не умеет мечтать, он приземленный, практичный человек. Он сохранил детскую живость и активность –

Андрей Иванович постоянно чем-то занят. Штольц умеет ценить свое время и проводить его с пользой. Андрей Иванович умеет рационально распределить свое время, благодаря этому он успевает сделать много дел и везде успеть. Несмотря на такую внешнюю жесткость и прагматичность, Андрей Иванович не лишен способности к сопереживанию и состраданию, однако он не привык демонстрировать свои чувства при людях. Андрей Иванович – очень сдержанный человек, он умеет управлять своими чувствами и никогда не бывает их заложником.

Жизнь Штольца не такая беззаботная, как это может показаться на первый взгляд, но он не привык никому жаловаться или винить кого-то другого в своих неудачах – все неудачи он связывает в первую очередь с личными недоработками. Андрей Иванович – сильная личность, он не привык отступать перед трудностями и прикладывает все усилия, чтобы их преодолеть.

Он никогда не терялся в сложных ситуациях – Штольц в жизни руководствуется здравым смыслом – его сложно выбить из колеи.

Штольц любит порядок во всем – у него отведено свое место для всех его письменных принадлежностей, бумаг и книг. Андрей Иванович всегда раскладывает свои вещи «на место» и никак иначе.

Андрей Иванович, бесспорно, обладает целеустремленностью и настойчивостью, он способен упорно работать для достижения поставленной цели.

Штольц умеет оценить свои достоинства. Он мало беспокоится о том, что про него говорят люди. Андрей Иванович – человек открытый. Он охотно знакомится с новыми людьми, готов поддерживать со своими знакомыми дружеские отношения.

Илья Обломов и Андрей Штольц

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц были друзьями с самого детства. Они росли в соседних деревнях, поэтому были знакомы с детских лет. После того, как отец Андрея Ивановича открыл пансион, общение Андрея Ивановича и Ильи Ильича перешло на новый уровень – за время совместной учебы они крепко сдружились, несмотря на разницу в характерах и происхождении. Андрей Иванович часто выполнял задания Обломова из жалости к своему другу – ленивый Илья часто пренебрегал выполнением заданий, не мог себя заставить что-либо выучить – большинство заданий выполнял Штольц. Делал он это не из-за корыстных целей – им руководствовали исключительно дружеские чувства и желание помочь своему товарищу.

Время от времени Андрей Иванович приезжает к своему другу на съемную квартиру и пытается его расшевелить. В один из таких визитов Штольц решает кардинально изменить жизнь своего друга – он насильно вовлекает его в круговорот светской жизни. Жалобы на усталость Обломова умиляют Штольца, но он все же целенаправленно идет к цели. Андрей Иванович совершает немыслимое – успешно агитирует Обломова поехать вместе с ним за границу и даже помогает ему организовать сборы, но планируемая поездка не совершается – влюбленный Обломов решает остаться с предметом своего обожания, а не присоединиться к другу. Обиженный апатией Обломова Штольц некоторое время не общается с ним, а занимается своими делами. В следующую встречу Штольц без тени обиды приходит в гости к своему другу и обнаруживает, что его опять накрыло волной Обломовщины, но, на этот раз, он уже не настолько активно пытается вытащить Обломова из его болота лени.

Несмотря на такие существенные разногласия в характере, темпераменте и способе жизни, Штольц и Обломов сохраняют свою дружбу. Этому парадоксу находится два объяснения. Первое заключается в том, что их дружба зародилась его в их детские годы, а второе в том, что они оба в первую очередь в человеке видят положительные качества характера. Исходя из этого, Штольц замечает не лень Обломова и его апатию, а добрый нрав Ильи Ильича.

Время от времени Андрей Иванович занимается делами своего друга – так как он не может перебороть свою лень и наладить дела в своем поместье самостоятельно, а лишь нанимает людей на роль управляющего, которые не пренебрегают воспользоваться доверчивостью и необразованностью Обломова в делах ведения хозяйства в свою пользу.

Несмотря на все старания Штольца, ему так и не удалось вытащить своего друга из болота обломовщины. Илья Ильич начал сожительствовать с владелицей снимаемого жилья и вскоре у них родился сын, которого назвали в честь Штольца – Андреем. После смерти Ильи Ильича Штольц берет на воспитание его сына и занимается делами Обломовки до совершеннолетия маленького Андрея.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Ольга Ильинская и Андрей Штольц были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте не позволила изначально построить им какие-либо отношения, кроме дружеских. Андрей Иванович воспринимал Ольгу, несмотря на то, что девушке было 20 лет, как ребенка (на тот момент Штольцу было 30). Сама же девушка питает симпатию к Штольцу, но сделать первый шаг не решается.

Андрей Иванович непреднамеренно становится причиной самой большой трагедии в жизни девушки – в один из вечеров он знакомит Ольгу со своим другом – Ильей Обломовым. Игнорирование Ольги как женщины со стороны Штольца стало причиной романа между Обломовым и Ильинской. Несмотря на искренность чувств влюбленных и серьезность их намерений дальше тайной помолвки дело не пошло – Обломов и Ильинская расстаются.

Ольга Сергеевна уезжает за границу, где встречает ничего не подозревающего об ее неудачном романе Штольца. Андрей Иванович часто посещает Ильинских – он приносит Ольге цветы и книги, а затем поспешно удаляется работать. Незаметно для себя Штольц влюбляется и впервые в своей жизни становится заложником чувств. Штольц решает, что его жизнь уже будет немыслима без этой милой девушки и делает Ольге предложение. Ильинская оказывается в затруднительном положении – отношения с Обломовым напрочь отбили у нее желание связывать себя узами брака с кем-либо, девушка не решается дать какой-либо ответ Штольцу и поэтому решается все рассказать ему об их взаимоотношениях с Обломовым. После этого разговора многое в сознании Штольца становится на свои места, ему теперь понятны причины нежелания ехать Обломова заграницу, Андрей Иванович также ясно осознает, почему помолвка Ильинской и Обломова не закончилась свадьбой – ленивая обломовщина все-таки затянула окончательно его друга в свое болото.

Несмотря на такой пессимизм Ольги, Андрей Иванович не отказывается от своего намерения и вскоре времени он становится мужем Ольги Ильинской. Неизвестно как происходила их свадьба, но точно известно, что в браке и Ольга и Андрей смогли себя реализовать и достичь гармонии. Нельзя сказать, что брак с Штольцем стер неприятные воспоминания об отношениях с Обломовым, но, со временем Ольга стала гораздо спокойнее относиться к этому периоду в своей жизни.

Ольга оказалась хорошей мамой – у них в браке рождаются дети. Гармония в отношениях Ольги и Андрея была достигнута в первую очередь схожестью их характера и отношению к жизни – и Ольга, и Андрей привыкли быть активными деятелями, они готовы к переменам и преодолению жизненных сложностей, поэтому такой брак их не тяготит. Ольга становится мамой не только своим детям, но и сыну Ильи Обломова – ее бескорыстие и ее мужа, доброжелательное отношение и позитивный настрой позволили создать не только гармоничную платформу для развития собственных детей, но и для маленького Андрюши, к которому они относились как к своему ребенку.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц сумел не поддаться характерной лени большинства дворян и добиться значительных результатов в нескольких видах деятельности – он зарекомендовал себя и как хороший хозяин владений, и как хороший друг, и как замечательный муж и отец. Его активная жизненная позиция позволила ему стать гармоничной личностью и принести счастье в жизнь других людей.

Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

5 (100%) 4 votes
  1. Илья Обломов и Андрей Штольц - главные герои романа Гончарова «Обломов»
  2. Детство Обломова
  3. Детство Штольца
  4. Выводы

Особенности мышления, исканий жизненного смысла, образа жизни - все это зак-ладывается в ранние годы. Ребенок наблюдает за окружающими его людьми, самыми близкими обычно, и старается, в зависимости от гармоничности взаимоотношений или отсутствия оной, подражать окружающим. Или же, напротив, действовать всем и всему вопреки. Но то, что в детские годы закладывается «ядро и смысл» будущей жизни, бесспорно и вполне закономерно. Хотелось бы рассмотреть это на примере романа «Обломов» И. А. Гончарова.

Роман «Обломов» предлагает нам как минимум два доказательства зависимости взрослой жизни от детских впечатлений; Это, судьба Обломова и судьба Штольца.

Илья Ильич Обломов все свое детство провел в атмосфере неги и ленивого быта. Никто никуда не торопился, все были озабочены, по большому счету, только отдыхом. И Илюша, бывший, как все дети, живым и подвижным, постепенно подпадал под влияние окружения. В мире его детства и сложился идеал деревенской тихой жизни, мирного размеренного существования. И только в последующие годы, под влиянием образования, общения с Андреем Штольцем, этот идеал несколько изменился мечтаниями Обломова о всевозможных преобразованиях. Но, опять же благодаря сложившемуся в детстве мироощущению, все смелые идеи не достигали своего воплощения, оставаясь лишь планами и мечтами.

Родители Ильи Обломова были дворянами-помещиками. Жизнь их в селе Об-ломовке протекала по своим незамысловатым законам. Не будет преувеличением сказать, что едва ли основным смыслом существования в доме Обломовых являлись трапезы. Приему пищи уделялось почти все время: Обломовы всей семьей решали, «какие блюда будут в обед или ужин». Обед плавно перетекал в послеобеденный продолжительный сон. И так, однообразно и мирно, протекали дни, недели, годы. Илья поначалу был обычным мальчуганом, достаточно живым и озорным. Но эти проявления его натуры старательно пресекались: ребенок может заболеть, «упасть и убиться» и прочее. Илью не пытались приобщить к знаниям, в гимназию его отдали по одной причине: чтобы получить справку, что «Илюша прошел все науки и искусства». Соответственно, Обломов не получил ни образования, ни физического воспитания, обычного для детей. В итоге дальнейшая жизнь Обломова, в отрыве от родителей, свелась к лежанию на диване. Он был барин, труд для него - бремя. Он ничего не делал, ничем не интересовался. И Гончаров, мастер детали, показывает характер Обломова через описание быта. Это и большие, безразмерные и удобные тапочки, которые не нужно искать на полу, ноги в них скользят сами. И засаленный старый халат. И начатая книга «Путешествие в Африке» с пожелтевшими от времени страницами разворота. Даже встать с дивана и выйти, чтобы прислуга убралась в комнате, Обломову не хотелось. Он провел всю жизнь в бездеятельных мечтаниях.

Теперь обратимся к Штольцу. Мальчик воспитывался в небогатой семье. Отец - немец по происхождению, мать - русская дворянка. Вся жизнь семьи Штольцев проходила в работе. Андрей ездил с отцом в поле, на базар, не гнушался никакого труда. Отец обучал его наукам, отправлял в город с поручениями, которые Андрей аккуратно исполнял. Мать сумела дать сыну прекрасное духовное воспитание. Штольц сформировался умным и физически сильным юношей, склонным к труду. Труд был неотъемлемой частью его жизни, удовольствием, можно даже сказать, смыслом существования. Уйдя из дома, начав самостоятельную жизнь, Андрей Штольц не позволял себе бездеятельности. Идеал Штольца в труде, в работе, в достижении поставленных целей. Он не способен лежать на диване и мечтательно смотреть в потолок, не понимает этой черты в друге.

Итак, идеальной жизнью для Обломова было бездействие. Самые важные аспекты существования - спокойствие и хорошая еда. То есть именно сложившиеся в детстве представления о нормальной жизни. Обломов - неплохой человек, он обладает честностью, порядочностью, добротой. Но внутренняя аморфность отложила неизгладимый отпечаток па жизнь этого человека. Штольц же - деятельный, привыкший к работе с детства, добился многого. Он известен широкому кругу людей. Андрей Штольц пытался воздействовать на друга, но глубоко укоренившиеся в душе с самого детства жизненные установки оказались необоримы. Даже столь сильное обычно чувство, как любовь, не смогло справиться с ними. Любовь к Ольге вызвала в Обломове чисто внешние изменения - он стал читать, ездить по музеям, уделять время прогулкам. Но внутренне он по-прежнему оставался ленивым и бездеятельным барином, что и выявилось в последствии.

На примере двух героев романа Гончарова «Обломов» четко просматривается зависимость детских впечатлений, сложившихся в раннем детстве убеждений на всю последующую жизнь человека. Необоримая безграничная леность Обломова и энергичность, трудолюбие Штольца - прямое следствие раннего воспитания, в некоторой степени откорректированного дальнейшей жизнью. Вот почему Штольц - одна из тех по-настоящему деятельных, целеустремленных личностей, которым, по сути, принадлежит мир, в то время как Обломов не оставил после себя никакого следа. Не случайно в финале единственный сын Ильи Ильича попадает на воспитание к Штольцам. Мне кажется, в этом выражается убежденность Гончарова в том, что становление гармоничной человеческой личности возможно только при соот-ветствующем воспитании.