Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Как развить воображение. Как развивать фантазию и образное мышление

Как развить воображение. Как развивать фантазию и образное мышление

Вне зависимости от возраста человека, очень важно, чтобы у него хорошо были развиты речь, воображение, фантазия и творчество. Ведь эти способности помогают людям в жизни. Для некоторых они являются неотъемлемой частью профессии. Существует несколько эффективных методик, разработанных специалистами. Эти способы дают возможность взрослым и детям совершенствоваться, развивая фантазию.

Развиваем речь

Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.

Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.

Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант - это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.

Способы развития речи

Словесный способ развития речи чаще встречается в школах. Он подразумевает устный пересказ каких-либо историй или заучивание текстов наизусть. Проговаривая текст, человек улучшает не только память, но и дикцию, которая способствует улучшению речевых навыков. Также к словесному способу можно отнести описание различных игрушек или картин без визуального контакта с описываемым предметом. То есть человек должен как можно красочнее рассказать об увиденной ранее картине или игрушке.

Практический способ заключается в интеллектуальных играх, в которых присутствует элемент речевого развития. К примеру, это могут быть всевозможные викторины, инсценировки или

Приемы

Помимо этого, можно выделить несколько Например, словесные, которые, в свою очередь, имеют подвиды:

  • Речевые образцы. Когда педагог сам выстраивает доступную по форме и содержанию речь. Для более старших детей применяется способ корректировки, когда педагог начинает поправлять, сказанную ребенком фразу.
  • Повторение. В этом случае слова или фразы намеренно повторяются по нескольку раз в целях запоминания. Главное, подобрать удобную для ребёнка форму усвоения. К примеру, хоровую или совместное проговаривание.
  • Объяснение. Применяется этот способ в случаях объяснения ребёнку понятия того или другого предмета. Также объяснение подразумевает раскрытие надобности и свойств.

Также существуют наглядные приёмы, обучающие правильному звукопроизношению и артикуляции. И игровые, привлекающие детей в обучающую игру.

Как развить воображение?

Развивать фантазию, воображение ребенка очень важно. Но формировать или закреплять эти способности во взрослом возрасте тоже нужно. С раннего детства человек должен накапливать визуальное представление о предметах. При развитии этой способности важно рассматривать как можно больше иллюстраций и предметов, сосредотачиваясь на мельчайших подробностях. Тщательно запомнив элемент, необходимо мысленно представлять его, вспоминая все нюансы по памяти.

Также развитие воображения требует приложения усилий. К примеру, человек занимающийся творчеством, зачастую не может закончить своё произведение, поскольку просто сидит и ждёт, когда воображение заработает в правильном направлении. Таким образом не получится добиться желаемого результата.

Специалисты в этой области рекомендуют заставлять своё воображение работать с помощью усилий. Например, пишущему пейзажи человеку, рекомендуется чаще бывать в живописных местах, а людям, занимающимся музыкой, черпать воображение в других композициях.

Только способность мысленного сосредоточения может спровоцировать развитие воображения, которое в дальнейшем начинает действовать в нужном русле.

Так, выделяют два основных направления развития воображения:

  • воссоздающий, когда человек восстанавливает в памяти, увиденные ранее облики героев книг, рассказов и прочей литературы;
  • творческий, когда человек самостоятельно придумывает внешний облик героям повестей, романов и прочего.

Как развить фантазию?

Развитие фантазии зачастую приходит с развитием воображения. Поэтому эти две способности очень часто улучшаются одновременно.

Как развить фантазию и воображение? Для этого рекомендуется читать ребёнку с раннего детства литературу, способствующую улучшению этих способностей. К примеру, в самом раннем возрасте детям полезно будет послушать короткие рассказы, а в более взрослом - романы и научно-фантастическую литературу.

Главное, обучая ребёнка, объяснить ему, что эта способность крайне необходима. Ведь именно от нее появляется возможность воображения.

Совместное обучение

Как развивать творческую фантазию? Ещё одним неплохим методом является совместное придумывание. К примеру, родители должны провоцировать ребёнка на составление мысленного образа нереальной ситуации. Так, взрослым специалисты советуют, к примеру, узнать у своего малыша, что бы он делал, если бы у него появились крылья, в какую волшебную страну ребенок хотел отправиться, каким он представляет замок рыцарей или принцесс. Развитие фантазии заключается в увлечении ребёнка той или иной мыслью и дальнейшим её развитием.

Можно попросить ребенка придумать небольшой рассказ. Или пусть это будет целая сказка об увиденной на улице ситуации. Например, попросите малыша рассказать, куда побежала кошка, которую вы встретили по дороге, чем она занималась или будет заниматься, есть ли у неё котята и так далее. Вот примерные советы, как развить фантазию. Такие упражнения будут эффективны, если вы будете делать их регулярно.

Как развить творчество?

Каждый человек ещё при рождении наделён каким-то набором творческих способностей. У некоторых людей они развиты от природы больше, у других - меньше. Во втором случае, когда сформированы плохо, можно попробовать их выработать с помощью нескольких методов. Однако родителям следует понимать, что делать это рекомендуется ещё в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период дети наиболее раскрепощены.

Итак, мы развиваем фантазию, творчество. Что нужно делать? В первую очередь такие способности хорошо развиваются во время игр. Даже обычное построение башни может поспособствовать этому. Ведь дети учатся совершенствоваться, а значит, начнут видоизменять построенную конструкцию, прибавляя или, наоборот, удаляя какие-то детали.

Также развивать творческие способности можно с помощью занятий лепкой, рисованием, пением и прочими занятиями подобного рода. Помимо этого, очень полезно посещение музыкальной школы. Поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства отдавать детей в такие заведения.

Заключение

Теперь понятно, как развить фантазию, творчество, а также речь. Итак, культивировать в себе или своих достаточно просто. Тем более что почти все они связаны между собой, и одно дополняет другое. Главное, не ругать ребёнка за то, что у него не получается с первого раза какое-то задание, а, наоборот, хвалить его, мотивируя желание к самостоятельному развитию.

Ты знаешь, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Но когда тебе говорят: «Вообрази это!», у тебя не получается. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. Трудно это представить? А ты попробуй. С нашей помощью.

Обязанности левого полушария

Оно в ответе за логическое мышление, образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции, а также чтение и письмо плюс запоминает факты, имена, даты и их написание(и способно связать их, произведя анализ).

Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации, то оно выполняет эту задачу последовательно, по этапам. Числа и символы также распознаются им, оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

Обязанности правого полушария

Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во‑вторых, за обработку невербальной информации(выражаемой не в словах, а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария(которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассмотреть проблему в целом. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос« а что если?» — задает именно оно.

Отдельно отметим творческие способности(музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, и религиозность, и веру во что-то.

А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

Если сравнить все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Ну что, приступим к упражнениям на развитие воображения? В этом нам поможет авторская методика психолога Андрея Родионова(www.rodionov.by). Не пугайся, все задания просты в исполнении. Кстати, можешь подключить к «тренировкам» подругу или любимого — и повеселитесь, и время проведете с пользой.

Запечатление

Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустила какие-то детали?

Повторяй эти действия несколько раз, пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

Кино без звука

Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно.

Нереальные вещи

Попробуй вообразить вещи, которых нет(и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером с самолет, книгу, в которой 50 тысяч страниц, жителя далекой планеты, говорящего муравья…

Знакомые мелодии

Подбери(вернее, напой!) несколько известных тебе разных мелодий:

Фрукты-овощи

Используя все органы чувств, нарисуй в воображении апельсин, банан, виноград, грушу, дыню, ежевику, капусту, лимон, морковь, перец, помидор, редис, сливу, финик, яблоко. Старайся представить их себе четко и реалистично, чтобы можно было рассмотреть(и разнюхать!) все нюансы.

МАСТЕР ИГРЫ

Эти упражнения потребуют от тебя больше времени и усилий, чем предыдущие. Но результат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти и, конечно же, стимулируют воображение!

Думаю и вижу

Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга, ручка, папка. Закрой глаза и представь белое, пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем, смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет, поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

Упражнение нужно проделать 5 раз, выполняй его спокойно, без усилий.

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат, зафиксируй его в воображении. Теперь представь, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство, созерцай его.

На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

Эх, яблочко!

Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно« вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы, посмотри на него. Осторожно мысленно войди в него, почувствуй себя внутри фрукта(не забудь про его форму и размеры!).

Затем представь, что часть тебя остается в яблоке, подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты, мебель, близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали, что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару, то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям, работам по психоанализу и психологии, тренингам по развитию креативности уже можно говорить, что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы. Зато нередко связан с возможностями правого полушария мозга. Не пора ли перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения и узнать, на что оно способно?!

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ!

Наверняка скоро у кого-то из твоих близких будет праздник. Не ограничивайся на этот раз стандартной поздравительной открыткой, с пропечатанным шаблонным стихотворением внутри, а сама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) и напиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей, укрась) поздравительную открытку. Получатель, поверь, оценит твои старания!

ЧИТАЕМ САМИ

  • Мэрили Зденек« Развитие правого полушария»
  • Андрей Родионов« Развитие интеллекта»
  • Анна Вайз« Вдохновение по заказу»
  • И.А.Бескова« Как возможно творческое мышление?»
  • Клег Брайан« Интенсивный курс по развитию творческого мышления»
  • И.Ю.Матюгин« Методы развития памяти, образного мышления, воображения»
  • Алексей Турчин« Учебник по активному воображению»

Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете.

Анна Серикова
Фото: CORBIS/FOTOSA.RU

Благодарим Андрея Родионова, эксперта по интеллектуальным и коммуникативным технологиям, за помощь в подготовке статьи.

При визуализации своей мечты , когда Вам необходимо очень ярко представить момент исполнения этого желания, важную роль играет хорошо развитое творческое . Умение представлять свое желание в конечной точке – важная составляющая исполнения Вашего желания. Вот о том, как развить свое воображение , и пойдет разговор в данной статье.

К сожалению, не у всех получается . А некоторые даже считают, что им это не дано, потому что попробовал один раз и ничего не увидев, разочаровываются и никогда больше не возвращаются к такому хорошему помощнику по достижении желаемого. Между тем, совершенно точно доказано, что воображением наделены абсолютно все. Просто, у тех, кто не пользуется воображение, эта функция нашего организма атрофируется, но может быть снова «возвращена к жизни».

Развивая свое умение визуализировать , Вы развиваете и свое . Требуется понять, что нет идеального способа научиться представлять что-то в своем воображении. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому и способ надо подбирать такой, который более подойдет Вам и Вашим ощущениям. Попробуйте применить несложные способы, описанные ниже. Вполне возможно, что они окажутся подходящими именно для Вас.

Упражнения на развитие воображения:

1. Расслабьтесь, закройте глаза, и представьте перед собой цифру 1 – красного цвета , постепенно она сменяется на цифру 2 оранжевого цвета , после этого появляется цифра 3 желтого цвета . Цифра 4 будет зеленой , а цифра 5 –голубой , затем следует цифра 6, которая будет синей , и последняя цифра 7 фиолетового цвета .

Такое расположение цвета в цифрах соответствует порядку расположения цвета в чакрах. Для того, чтобы легко было запомнить эти цвета, воспользуйтесь подсказкой, знакомой всем с детства: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан. Это расположение цветов в радуге.

2. Возьмите в руки какой-нибудь простой предмет. Это может быть , блокнот, блюдце, носовой платок, спица, пластиковая бутылка, мобильный телефон и т.д. Внимательно рассмотрите его и запомните, как он ощущается в руках, то есть запомнить надо именно Ваши ощущения от прикосновения к этому предмету. Теперь положите его и, закрыв глаза, постарайтесь представить его в своем воображении как сможете. Откройте глаза и рассмотрите те детали предмета, которые не удалось представить с первого раза.

Очень часто бывает так, что мы смотрим на предмет, но потом не можем его описать, потому что мы воспринимаем предмет целиком, не останавливаясь на мелочах. Снова закройте глаза и попробуйте представить предмет с теми нюансами, которые Вы не заметили сначала. Я думаю, смысл упражнения Вам понятен. Это упражнение проделывайте несколько раз в течении дня с разными предметами. Выделяйте для этого по 3-4 минуты между делами.

3. Теперь немного усложним задачу. Упражнение не только для развития воображения, но и памяти. Надо взять 2-3 простых предмета, положить их перед собой и запомнить расположение. Закрыв глаза, представить эти предметы. Когда будет хорошо получаться представлять эти предметы, можно брать предметы, у которых много мелких деталей, расцветок или узора.

4. Это упражнение также относится к более сложным. Надо представить любую геометрическую фигуру: круг, квадрат, пятиугольник, просто линия. Когда у Вас получилось представить эту фигуру, попробуйте ее раскрутить. Потом остановите и раскручивайте в другую сторону. Тут важно не создание предмета в своем воображении, а раскручивание и остановка уже существующей в Вашем воображении фигуры.
Попробуйте рассмотреть эту фигуру со всех сторон в тот момент, когда она крутится. Если Вы делаете это без особого труда, то окрасьте каждую из сторон в определенный цвет и покрутите фигуру.

5. Это способ, когда упражнения Вы придумываете себе сами. Предположим, Вы едете в общественном транспорте. Займите свой ум развитием воображения . Здесь представлять можно что угодно.

Можно представить, как будет выглядеть Ваша гостиная, если диван переставить на середину комнаты, а телевизор с тумбочки поднять на стену. Вот комнату с такой перестановкой Вы и должны увидеть. Или представьте свою гостиную в другой цветовой гамме.

Если Вы собираетесь куда-нибудь пойти, то сначала представьте себя в той одежде, в которой Вы уже решили идти. А потом представьте, как Вы будете выглядеть, если оденете другую блузку. После того, как Вы научитесь выполнять первые четыре упражнения, делать это упражнение будет просто. Тем более, что выбор одежды для выхода, происходит исходя из предположений о том, как Вы в ней будете выглядеть, то есть воображение уже работает.

  • Что такое воображение?
  • Как развить воображение
  • Визуализация
  • Считайте в уме
  • Немое кино
  • Читайте книги
  • Выдуманные истории
  • А что, если?..
  • Найдите творческое хобби
  • Сиквел, приквел, фанфик…
  • Новые слова

Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

Но, кажется, я забегаю вперед. Чтобы осознать всю важность фантазии, нужно для начала разобраться в том, что это такое.

Что такое воображение?

Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.


Существует много разновидностей воображения.


Активное воображение
позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

Поэтому его называют также продуктивным воображением , поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний . Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

Как развить воображение

Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Считайте в уме

Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

Немое кино

Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

Читайте книги

Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

Выдуманные истории

Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.

А что, если?..

С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

Найдите творческое хобби

У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

Новые слова

Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Традиционно мышление считается самым главным психическим познавательным процессом, а воображение – неразрывно связанная с ним, но скорее вспомогательная, необходимая для творчества и проектирования способность. Только лишь около десяти лет назад в общественном сознании появились идеи о том, что именно волшебный мир воображения, а не какой-либо другой психический процесс, способен в значительной степени изменить жизнь любого человека к лучшему.

В последнее время стал широко применяться (в том числе практикующими психологами) метод визуализации , основанный на создании в воображение зрительных образов и управлении ими. Правильно воображая желаемое событие, его можно «привлечь» в свою жизнь, то есть увеличить вероятность того, что оно станет реальностью.

Вопрос о том, материальна ли мысль, давнишний, философский и риторический. Но все чаще ученые находят доказательно того, что мысли (а точнее, мыслительные образы) могут реализоваться во внешнем мире. Научно обосновано, что мечты, фантазии и грезы – не пустое и не просто приятное, а полезное и продуктивное времяпрепровождение.

Можно долго спорить, насколько воображение продуктивно, а можно проверить теорию на практике и поэкспериментировать с собственным воображением.

На сегодняшний день нет единого понимания и определения понятия «воображение», это связано с тем, что его трудно как-либо оценить или измерить, оно слишком абстрактно, эфемерно, субъективно, многогранно и имеет множество характеристик.

Воображение – это:

  • психический познавательный процесс, преобразовывающий, предвосхищающий, выстраивающий варианты действий и поведения;
  • универсальная способность к построению новых образов действительности;
  • форма представления и отображения существующей действительности;
  • способ овладения человеком желанного будущего, помогающий ставить цели и строить планы;
  • психологическая основа творчества ;
  • всеобщее свойство сознания .

В детстве человек еще не научен мыслить логически и стереотипно, поэтому много воображает. Благодаря физической активности и задействованию мышления в поиске путей решения практических задач, дети мыслят творчески. Лучше и быстрее всего воображение развивается в игре. И детская ложь часто лишь форма воображения. Дети много придумывают потому, что так интереснее жить.

Воображение строится на имеющейся в сознании картине мира и на личном эмоциональном, интеллектуальном, чувственном, практическом опыте. Процесс воображения невозможен без участия восприятия, внимания, памяти, творческого или дивергентного мышления.

И мышление, и воображение включается в момент неопределенности, проблемности ситуации или мыслительной задачи. Но воображению, в отличие от мышления, не нужна вся полнота знаний, что бы познать нечто.

Воображение не анализирует, а преобразовывает поступающую извне информацию. Кроме того, воображению всегда сопутствуют эмоции: то ли воображаемый образ провоцирует их, то ли эмоция «включает» воображение.

Воображение позволяет получить опыт переживания события, которого не было, нет и, возможно, не будет.

Разновидности воображения

Воображение задействуется во всех видах человеческой деятельности, но чаще всего – в творчестве. Развитое воображение, креативность и образное мышление просто необходимы людям творческих профессий. Но и людям, специфика деятельности которых далека от свободного фантазирования, ежедневно приходится сталкиваться с немалым количеством его видов и форм, не замечая того.

Виды воображения:

  1. По результатам процесса:
  • продуктивное или творческое, когда продукт воображения – относительное или абсолютное новшество;
  • репродуктивное, когда воссоздается уже имеющийся в мире объект.
  1. По степени активности:
  • активное, предполагающее некие усилия воли;
  • пассивное или непроизвольное, когда творческий продукт получается непреднамеренно и непредсказуемо.
  1. В зависимости от механизма воображения:
  • схематизация – выявление сходств и сглаживание различий;
  • агглютинация – соединение в сознании несовместимых на первый взгляд объектов;
  • гиперболизация – уменьшение или увеличение объекта или его частей;
  • типизация – выявление главного и повторяющегося элемента в однородных явлениях.

Формы воображения:

  1. Мечта – видение будущего, время наступления которого точно не определено.
  2. Фантазия – в значительной мере видоизмененное отражение действительности.
  3. Грезы – представление недосягаемого и несбыточного.
  4. Галлюцинации – образы, возникающие в сознании без внешнего раздражителя.
  5. Сны – это форма бессознательной визуализации.

Интересный факт! Ученые смогли экспериментально доказать, что в процессе воображения некоего события, в человеческом мозге задействуются все те же зоны, что задействованы, когда действие реально совершается, а не воображается. Получается, что для мозга нет разницы между воображаемым и действительным.

Как развивать воображение

Развивать воображение необходимо для того, чтобы стать более успешным и счастливым человеком, и ждать вдохновения для этого совсем не обязательно. Развитие воображения – намного менее трудоемкое занятие, нежели развитие иного психического процесса, способности, качества личности.

Все начинается с мечты! Чтобы развить воображение, нужно учиться мечтать . Какой-нибудь взрослый и серьезный человек наверняка скажет: «Зачем мне тратить время на мечты и фантазии, когда нужно заниматься делами насущными?!». И человек, решивший поработать над своим характером и личностью, скорее начнет заниматься развитием мышления, памяти, речи, но вряд ли посчитает необходимым развивать способность мечтать.

Однако, мечтание – не пустое занятие, оно развивает логические мышление, память, концентрацию внимания и формирует увлеченность, то есть повышает мотивацию достижений. Во время свободного полета фантазии в голову могут неожиданным образом прийти гениальные идеи, ответы на давно волнующие вопросы, варианты решения проблем.

Такие вспышки озарения называются в психологии «инсайт». Инсайт – это внезапное и не выводимое логическим путем из прошлого опыта осознание сути и правильного решения мыслительной задачи; это непосредственное, интуитивное постижение истины.

Еще один способ развития воображения, способствующий самореализации – визуализация – представление определенного, желанного, конкретного, предельно точного до мелочей образа прославленной цели.

Визуализируется цель (желанное событие или объект), а не просто приятные ситуации. Задача: многократно (до нескольких раз в день) представлять, что желанная цель уже достигнута, причем успешно и именно таким образом и в такой срок, которые были определены во время целеполагания.

Визуализируемые события должны ощущаться как происходящие в настоящем времени. Например, если в мечтах свой собственный дом, нужно визуализировать свое присутствие в этом доме в настоящее время: принимать душ, готовить на кухне, поливать цветы на подоконнике в этом доме и ощущать радость достижения цели.

Чтение также прекрасно развивает воображение. Воображая героев и события с ними происходящие, читатель «погружается» в книгу и включает фантазию, создает в своем сознании целый виртуальный мир.

Конечно, развить воображение помогает любое творчество. Не обязательно быть выдающимся художником, чтобы рисовать «каляки-маляки» в свободное время. Особенно хорошо порисовать не реалистичные картинки, а абстрактные, фантастические, сюрреалистичные. Рисовать «от души» – просто взять в руки карандаш, расслабиться, отпустить все мысли и тревоги и рисовать как угодно и что угодно.

Также развивают воображение такие занятия так:

  • интересное общение,
  • приобретение новых впечатлений,
  • наблюдение за природой и людьми,
  • фотографирование,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры, развивающие воображения.

Чтобы развить воображение достаточно начать его «включать» в сознательную деятельность и наблюдать, как меняется от этого восприятие мира. А воображаемая желанная жизнь непременно начнет проявляться в реальности посредством силы воображения.

Часто ли Вы мечтаете и/или визуализируете свои цели?