Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Иван Айвазовский — картины, полная биография. Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание

Иван Айвазовский — картины, полная биография. Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание

Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Степной , несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». - это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта - сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» - эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории и . Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 июля 1817 года, Феодосия - 19 апреля 1900 года, там же) - русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку - Ашхен. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию.

Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и, будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.), был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом).
После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако уже про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского; однако никаких доказательств правдивости этой легенды не существует.

Отец художника - Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва . В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение - выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого - в командировку за границу на шесть лет.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Иван Константинович Айвазовский, настоящее имя которого звучит как «Ованес Айвазян», являлся коллекционером и меценатом, но в первой степени он все же художник, причем, наиболее талантливый и выдающийся в своем жанре.

На самом деле, так как семья художника, спасшись от геноцида, переехала в Польшу, фамилия их произносилась на польский манер «Гайвазян», а Иван впоследствии стал Гайвазовским. Позднее он назвался, какая вариация и дошла до наших дней, Айвазовским, но всему миру этот человек запомнился как выдающийся художник-маринист и баталист. О его картинах положительно отзывались многие критики, и сегодня будет представлен топ пять шедевров Ивана Константиновича, составленных из тех картин художника, которые обрели мировую известность. Итак, пять наиболее знаменитых картин И. К. Айвазовского.

Первое место. Всемирно известный «Девятый вал»


Об этой картине слагали легенды. Она является лучшим и поистине ошеломляющим творением Айвазовского, в котором он смог передать всю прелесть моря во время шторма. Огромные размеры картины заставляют поднять брови от немого удивления, ведь такая работа, детальная и мастерски написанная в подобных масштабах, под силу вовсе не каждому.

Иван Константинович же написал полотно всего за одиннадцать дней, продолжая традицию скорого письма и ничуть не изменяя ей. Идеальное построение, незаурядный сюжет и само настроение картины поражают даже далеких от искусства обывателей. В центре картины и самой композиции - несчастные, но все же выжившие моряки, зацепившиеся за мачту, которых вот-вот поглотит стихия, поставив крест на их судьбе. А где-то на горизонте легкими, почти беспечными мазками прочерчены первые лучи восходящего солнца. Шторм подходит к концу. Холодный ад отступает. Поистине гармония после разрушения.

Второе место. Победный «Чесменский бой»


История России позолочена славой множества и множества побед, но эта запомнилась особыми заслугами. Чесменский бой - эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг., прогремевший в далеком 1770-м. Именно после этого боя граф А. Орлов, один из фаворитов правительницы, который командовал флотом, рапортовал императрице Екатерине Великой о захвате контроля над Дарданеллами.
Художник по-настоящему академической кистью пишет затухающее зарево кровопролитного сражения, оглушительно-безжалостного. Вражеские корабли потоплены, кое-где на них еще догорают мачты, красным заревом роняя отблески в воду; на небе драконьим глазом блестит луна, блеклая и безжизненная. Черное, будто посыпанное золой небо. Цветовые контрасты.

Полотно, как ни странно, отличается своим удивительным спокойствием: все завершилось, моряки складывают оружие и врачуют раненых, празднуют победу. Жизнь восторжествовала, ее только предстоит возвратить в привычный цикл, хотя впереди еще целых четыре года войны. Атмосферный и эксклюзивный шедевр.

Третье место. Тревожная «Радуга»


Как ни крути, а любимая тема живописца - беспокойная вода . Шторм, покрывающий шрамами морскую гладь и выбрасывающий на берег морских жителей, громовые раскаты, проблески молний в кромешной тьме. Океаническая романтика, прекрасная, но от этого не менее непредсказуемая, чуждая тем, кто не любит море. А уж море Айвазовский любил как никто другой.
На картине изображено его любимое состояние моря. Корабль, опасно накрененный влево, вот-вот поглотит в цитадель обезумевшей горькой воды, пару шлюпок, словно деревяшки, бросает волнами, заставляя сидящих в них людей потерять последнюю надежду на спасение. Но на небе проглядывается радуга. По Библии, радугу Бог создал в клятве больше не насылать потоп на своих чад. Может, это таинственный знак морякам..? Прекрасное полотно с глубоким смыслом.

Четвертое место. Тихая гладь картины «Черное море»


Черное море всегда было известно как оплот спокойствия. Чайки, рассекающие бескрайние горизонты темной воды (из-за которой море и получило свое название), теплый, влажный воздух, палящее солнце. Здешние приморские города известны как здравницы, там же и обучают защитников Родины, которым это море становится своеобразной alma mater. И внимание Ивана Константиновича также не обошло этот живописный уголок России.

Безмятежной колыбелью жизни представлено Черное море на картине художника. Мастерскими мазками он доводит до совершенства игру волн на легком ветерке. Такое море ласкает берег и качает медуз, просвечивающих в прозрачной воде, кажущейся черно-синей лишь издалека. Такое море манит к себе, обещая пригреть в соленых объятьях, но впечатление обманчиво: собираются тучи, и вскоре этому спокойствию может прийти конец.

Одинокий корабль на светлеющем горизонте плывет, не ведая о надвигающейся опасности. Но избежит ли он участи стать похороненным в этой пока что спокойной воде?

Пятое место. «Среди волн», впечатляющая и удивительная


Эта картина помещена в конец рейтинга вовсе не потому, что она чем-то хуже других: у Айвазовского не бывает плохих картин. Но именно эта по хронологической последовательности была позже всех предыдущих, и именно ее можно считать определенным, даже знаковым и символичным эдаким «творческим завещанием» мариниста, нашедшего свой неповторимый стиль и вложившего в творение всю свою душу.

Данное полотно можно назвать логическим или, скорее, поэтическим продолжением «Черного моря». Как продолжением, так и завершением. Там буря лишь подает первые признаки, намекает на то, что скоро разразится, здесь же она показывает себя как неумолимую стихию, готовую пожрать сами небеса, темно-зеленой бирюзой прописанные в верхней части картины.

Видно бледные всполохи волн, почти слышен опасный, призывный шум воды. Это ночь, это эпицентр стихийного взрыва. На тот момент восьмидесятидвухлетний Константин Иванович смог показать, насколько трагичной и беспокойной может быть шторм. «В его буре есть упоение, есть вечная красота…» - писал Достоевский еще намного раньше, чем появилась эта картина, картина-кульминация гениального творчества Айвазовского. Шедевр.

Иван Константинович Айвазовский - один из самых известных художников-маринистов мира. Его полотна пропитаны любовью к жизни и благоговением перед силами природы. Пейзажи живописца представляют собой мощь необузданной стихии, мрачные мысли о настоящем и тонкие намеки на светлое будущее. Ярким примером психологической марины является картина "Черное море": Айвазовский позволяет зрителю проникнуться атмосферой надвигающейся бури и предлагает всерьез задуматься о смысле жизни.

Творческий путь

И. Айвазовский родился в первой четверти девятнадцатого века в Феодосии - городе на берегу Черного моря. Любовь к искусству сделала свое дело, и в возрасте тридцати лет живописец становится профессором Санкт-Петербургской академии художеств.

В течение всей жизни Иван Айвазовский писал работы, посвященные морю, среди них "Девятый вал", "Чесменский бой" и "Ночь. Голубая волна". Не менее известной становится картина "Черное море": Айвазовский изобразил на ней штормовые волны и еле видный корабль вдали.Увидеть подлинный шедевр можно в Третьяковской галерее.

Описание картины Айвазовского "Черное море"

Сюжет картины предельно прост. Поделив полотно на две равные части, художник изобразил хмурое небо и штормящее море. Понять авторский замысел легче, если знать первое название марины: "На Черном море начинает разыгрываться буря". Теперь становятся видны детали, в которых и скрывается психологизм сюжета: пенящиеся волны на переднем плане и маленькое, практически незаметное судно на горизонте.

Описывая характерные особенности творчества Ивана Константиновича, многие искусствоведы используют термин "волна Айвазовского", под которым понимают виртуозное изображение пенящихся гребней. Именно они добавляют картине реализм, создают атмосферу тревожности, которая всегда преследует людей, столкнувшихся с необузданной стихией. Темные, набирающие силу волны на переднем плане вызывают чувство тревоги: кажется, что весь мир замер в ожидании чего-то неотвратимого. Тусклый луч света здесь пробивается сквозь густые облака, приковывая внимание к бушующим водам.

Небо, как и вода, динамично: зритель буквально может увидеть, как сгущаются тучи. Светлый горизонт намекает на то, что некогда поверхность моря была озарена приветливым солнцем. Погода меняется на глазах - этим художник говорит об изменчивости жизни.

В большинстве полотен Айвазовского присутствуют суда. Они оживляют сюжет, приближают его к жизни реальных людей. Это подтверждает и картина "Черное море": Айвазовский одним движением кисти сумел показать зрителю судьбу нескольких десятков людей. Далекий корабль, который можно увидеть на горизонте, вышел в море совсем недавно. Шторм застал моряков врасплох, но поворачивать назад слишком поздно: им придется мужественно сражаться со стихией, чтобы сохранить жизнь себе и своим товарищам.

Психологизм картины "Черное море"

Истинный смысл пейзажа сложно понять без долгих размышлений, однако это не относится к произведению, которое написал Айвазовский, "Черное море". Анализ картины не требует особых навыков: мастер сумел донести замысел до каждого. Атмосфера тревожности и предвкушения опасности олицетворяет человеческую жизнь. Далекий корабль - символ самого человека: он отправился в путь, не догадываясь о том, что его ждет впереди. Трудности, без которых не обходится ни одна жизненная история, - это волны. Ситуация, вызвавшая шторм, для каждого человека будет своя.

Зритель не знает, что ждет корабль в будущем. Художник молчит об этом. Однако светлое небо на горизонте вселяет надежду на счастливый исход. "Жизнь трудна и опасна, но все получится" - вот о чем говорит зрителю картина "Черное море". Айвазовский написал ее в возрасте 64 лет, когда стал всерьез задумываться о смысле человеческого существования.

Морской пейзаж как смысл жизни

Несмотря на то что художник творил и городские пейзажи, основным и наиболее известным жанром живописи в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского является марина. Наполненные размышлениями о долгом человеческом пути, картины мастера художественного слова пользуются заслуженной популярностью среди любителей искусства со всего мира. Истинных ценителей морского пейзажа обрадует репродукция картины Айвазовского "Черное море", ведь размышлять о жизни, наслаждаясь видом на штормящие волны, никогда не надоест!