Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  И.М. Тронский. История античной литературы: Греческое общество и культура VII—VI вв. Ким по предмету "россия в мире"

И.М. Тронский. История античной литературы: Греческое общество и культура VII—VI вв. Ким по предмету "россия в мире"

Введение


Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н.э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально-экономических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н.э. расцвету афинского общества - его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.

Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н.э., не ослабевает на протяжении многих веков.

Проблема положения женщины является одним из главных аспектов в изучении структуры древнегреческого социума. Так как в Древней Греции существовала патриархальная система устройства общества, в котором женщина принадлежала к категории зависимого населения, не обладающей всей полнотой прав. Однако, гречанки обладали, в зависимости от их социального статуса, определенными правами. Одним из основных прав женщины в Древней Греции было семейное, освещенное в данной статье.

Проблема определения юридического статуса женщины в Древней Греции сложна и нет единого мнения современных историков по этому вопросу. Большинство исследователей говорят о бесправном положении женщины в древнегреческом обществе. Часть из них, таких как П. Брюле, Е. Вардиман видят отрицательную черту греческого общества в такой ситуации. В тоже время немецкий исследователь Г. Лихт считает, что такое положение вещей было природным явлением, свойственным сути древнегреческой женщины. Однако эти точки зрения представляют собой обобщенный взгляд на положение женщины в Древней Греции кон. VI - третей четверти IV вв. до н.э., поскольку античные источники четко отражают зависимость социального статуса женщины от тех функций, которые она выполняла в семье. Положение женщины в обществе напрямую зависит от ее семейного статуса.

Целью работы является анализ положения женщин в Греции.

·Анализ социального статуса женщин в Греции;

·Рассмотреть брачные отношения женщин в Греции;

·Проанализировать женскую эмансипацию в Греции.


1. Положение гречанки в семье и обществе


1.1 Социальный статус


Уже сами древние авторы отмечали большие различия в положении женщин в разных полисах. Эти различия сказывались даже на внешнем облике женщин. Считалось, об этом писал псевдо - Дикеарх во II-I вв. до н.э., что фиванские женщины выделяются среди других гречанок высоким ростом и особенно привлекательной походкой и манерой держаться. Женщины Беотии, как и жительницы островов Эгейского моря, славились своей утонченностью, образованностью, склонностью к поэзии. В Спарте заботились, прежде всего, о здоровье и физической закалке девушек и молодых женщин, дабы их дети были здоровые, сильные, крепкие; в Спарте этому уделяли гораздо больше внимания, чем в Афинах. Афинская демократия - это общество мужское, строго и ревниво охраняемое. Как в отношении рабов, так и в отношении женщин, эта демократия страдала болезнью «дискриминации», оказывающей пагубное влияние на устои общества. Суть афинской демократии состояла в том, что каждый гражданин имел право участвовать в деятельности публичных учреждений. По закону Перикла 451 - 450 гг. до н.э. гражданином признавался лишь тот, чьи и отец, и мать - полноправные граждане. Следовательно, всё же принадлежность к полноправным лицам определялась и у женщин. Борьба за ограничение круга лиц, имевших право считаться гражданами - это характерное явление в истории греческой демократии. В Афинах женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах женщины никогда не имели гражданских прав, подобных тем, которыми обладали мужчины. Они не обладали властью распоряжаться имуществом, (исключение составляла Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подвергалась существенным ограничениям. То, что даже свободнорожденная женщина не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако в частной жизни женщина зависела от мужчины. Она должна была во всем повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Родители сами искали жениха для своей дочери, лучшими претендентами считались молодые люди, уже знакомые отцу невесты. Отец обладал полной властью над судьбой своей дочери, тем более что роль женщины в семье, ее свобода были существенно ограничены. В девочках, женщинах, хоть они не имели полновесных гражданских прав, воспитывалось чувство патриотизма, гордости за собственный полис. В некоторых из них, как, например, в Эфесе, женщины участвовали в общественной жизни полиса. Они обладали финансовой самостоятельностью, жертвовали собственные деньги на обустройство различных зданий. Г.М. Роджерс в статье «Строительная деятельность женщин в Эфесе», представил женщин, участвовавших в переустройстве города. Автор анализирует строительные надписи, в которых полис чествует женщин, принявших участие в строительстве монументальных сооружений. Жрицы, в частности, жертвовали и собственные деньги на обустройство различных зданий. Полисные же традиции регламентировали права женщин на образование. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей. Круг этих прав весьма ограничен. В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремеслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно, учили девочек читать и писать, в этом смысле ценен совет Платона: «Услышанные от матерей «первые мифы» должны быть направлены к добродетели. В Афинах школ для девочек не было, но, скажем, на острове Теос засвидетельствовано существование школ, которые посещали дети обоего пола. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и танцевать было необходимо в религиозных торжествах. Но Платон утверждает, даже требует, чтобы в доме афинского гражданина был учитель танцев - особый для девочек и для мальчиков. Кто хотел усовершенствоваться в танцах, тот обращался к учителям-специалистам. На вазах V-IV вв. до н.э. нередко встречаются изображения уроков танца. Девочек обучают учительницы. Педагогам обыкновенно придается строгий вид, в руках их постоянным атрибутом является трость, символ воздействия на учащегося. О том, что в классическую эпоху женщины устремились к наукам и что появились уже смелые «эмансипатки», стремившиеся получать доступ к занятиям, «закрепленным» за мужчинами, может свидетельствовать такой факт: у знаменитого врача Герофила, жившего в Александрии во времена первых Птолемеев, училась девушка из Афин, некая Агноида. Именно благодаря Агноиде, если верить римскому автору Гигину, женщинам было разрешено изучать медицину. От женщины из зажиточных кругов населения требовались простейшие познания в терапии и уходе за больными, в сельской местности акушерки-лекари, обладавшие значительным опытом, могли оказывать помощь при простейших заболеваниях.


1.2 Женщины в семейно-брачных отношениях


Девушек в Афинах выдавали замуж рано. В пятнадцать или даже двенадцать лет. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка. А ее отец от ее имени; если она сирота, то от имени выступал ее брат или другой близкий родственник; если же таковых не имелось, то все ее дела вел назначенный по закону опекун. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Браки заключались иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал вступать в брак только тем, у кого была общая мать. Позднее, когда браки были запрещены даже между двоюродными сестрами и братьями, появляются другие проблемы социального характера: негативное отношение женщины к браку. Уже неоднократно отмечалось, что античное общество представляло собой «культуру стыда»; боязнь потерять лицо являлась важнейшей силой, заставлявшей индивида поступать определенным образом или, напротив, избегать бесславного поведения. Ключ к решению этой проблемы дает один из поэтов «Палатинской антологии». Он рассказывает грустную историю о невесте, растерзанной сторожевыми псами, когда она бежала из дома в брачную ночь, «убоявшись первого любовного соития». Вероятно, переход к супружеской жизни пугал многих девушек. В весьма юном возрасте девушка внезапно сталкивалась с раскрывающимися тайнами сексуальной жизни. В то же время «избежать судьбы» замужества означало сделать нежизненный выбор: только как замужняя женщина (gyne) девушка могла выполнить свое предназначение в жизни. И если из-за малого приданого или из-за дурной славы ее родичей девушка не находила мужа, ее ожидало печальное будущее. Все обстоятельства такого рода должны были порождать много кризисов в жизни молодых девушек. Античная медицина показывает определенное понимание того, что юные девицы составляли некую группу риска. В любопытном сочинении «О девственницах», дошедшем до нас среди трудов школы Гиппократа, некий врач отмечает как факт, что женщины чувствительней мужчин переносят разочарования и потому чаще вешаются. Особую склонность использовать веревочную петлю или бросаться с высоты проявляют девственницы. В отличие от нынешних врачей античный врач-практик не искал объяснений в социальном устройстве, которое оказывало столь мощное давление на рассудок девиц. Для него все это - чистая физиология. Так как они девственницы, менструальная кровь не находит свободного выхода; она скапливается около сердца и у диафрагмы и заставляет девушек предаваться мрачным мыслям. Сам диагноз подсказывает терапевтический совет: «Всякий раз, когда девушки занемогут от этих причин, я рекомендую (keleuo) им как можно скорее начать жить с мужчинами». И тогда она испрашивает разрешения не выходить замуж. Великий трагик Эсхил в сохранившейся пьесе «Просительницы» («Молящие»), в основе которой лежит миф о 50 дочерях Даная («Данаидах»), обращается к традиционным для своего времени трагическим мотивировкам - к так называемой «туранской» системе родства, запрещавшей браки между двоюродными братьями и сестрами, а также отвращению девственниц к браку вообще. Главную роль в пьесе играет хор Данаид, Эсхил описывает женский страх, мольбы, отчаяние, угрозы, какие-то надежды на изменение своей судьбы. Долгое время знакомства молодых людей до брака было необязательным, и он заключался по воле родителей. Взгляд древних греков на брак был лишен всякого романтизма. Прежде всего, учитывалось равенство общественного и имущественного положения жениха и невесты. В Аттике, например, считался законным только брак между гражданином и гражданкой. Брак иностранца или иностранки с аттической гражданкой или гражданином не одобрялся законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными. Формальный акт заключения брака имел первоначально частный характер семейного торжества и лишь со временем превратился в акт религиозный и публично-правовой. Правители должны устанавливать и возраст, при достижении которого возможны брачные отношения. Аристотель в «Политике» одобряет вступление брак в «цветущем возрасте», т.е. до 50 лет, так как «потомство незрелых родителей», так же как и потомство слишком молодых и в физическом, и в интеллектуальном отношении, - несовершенно. Но, если мужчина и женщина вступят в брак без разрешения правителя, а, стало быть, это пройдет незамеченным для государства, «…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным». Незаконным признается и ребенок, рожденный от родителей, которые вышли из указанного возраста, хотя мужчина и женщина могут соединяться в любом возрасте, но с условием, чтобы у них не было детей. Таким образом, жизнь афинских граждан (даже интимная) подлежала полисной регламентации. Интересный пример приводит Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях»: «Когда старая мать Дионисия просила Солона выдать ее замуж за одного молодого гражданина, он ответил, что законы государства он ниспровергнул как тиран, но законы природы насиловать не может, устанавливая браки, не соответствующие возрасту. А в свободных государствах такое безобразие нетерпимо: нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака. Старику, который женится на молодой, разумный правитель сказал бы: «Как раз время тебе жениться, несчастный!» Точно также, найдя юношу в спальне богатой старухи, который от любовных отношений с нею жиреет, как куропатка, он заставит его перейти к девушке, нуждающейся в муже».

Уже древние обычаи предусматривали свадебное пиршество в доме отца невесты и ее торжественные проводы из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы дом невесты убирали цветами. Рано утром она совершала торжественное омовение. После купания невесту одевали и украшали, и в свадебном уборе она ждала начала празднества. Собирались приглашенные, приносили жертвы богам покровителям семьи и брака: Зевсу, Гере, Гестии, Артемиде и Мойрам, причем сама новобрачная приносила им в жертву свои детские игрушки и прядь волос. После религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Становясь замужней, женщина и вовсе теряла всякую самостоятельность. «В однообразие жизни афинянки»: подчеркивает Н.А. Кривошта, только жертвоприношения да иные религиозные обряды вносили содержание и перемену. Ее единственная забота - рожать детей своему мужу и воспитывать своих сыновей до семилетнего возраста, когда их от нее отнимают. Дочерей она оставляла при себе, приучая их к унылой жизни в гинекее в роли хозяйки и производительницы. Жена афинского гражданина всего лишь «ойкурема», «предмет» (по-гречески это слово среднего рода), созданный для «домашнего хозяйства». Для афинянина его жена лишь первая среди его служанок». Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьем, а также воспитанием детей. На улицу афинская женщина выходила всегда в сопровождении рабыни, причем она должна была прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного. Она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-либо внимание. Выходить на улицу без сопровождения ей разрешалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена. По мнению Г. Гусейнова, сама семья ценностью у греков не считалась, было принято прохладное отношение к семейным узам; детей с определенного возраста воспитывали в общественных учреждениях, любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств. В греческой античности на продажную любовь смотрели без предрассудков. Дело не только в том, что женщины, которых можно было нанять за деньги, звались гетерами, что можно было бы перевести как «подательницы радости» или «подруги»; дело еще и в том, что об этих жрицах Венеры говорили и писали совершенное открыто и без тени смущения, а весомейшая роль, которую они играли в частной жизни, нашла свое отражение также и в греческой литературе. Если мы затронули тему куртизанок и гетер, то стоит упомянуть о такой знаменитой женщины, как Аспазия - величайшая гетера Афин.

По утрам ее лицо выглядело странно, напоминая старую потрескавшуюся театральную маску, ведь знаменитая гетера перед сном накладывала на лицо специальную маску, приготовленную по собственному рецепту красоты. Аспазия в совершенстве владела не только риторикой и философией, но и искусством красоты. Ее «Трактат о сохранении красоты» раскрывает богатый опыт женщины, знающей все о том, что полезно для омолаживания.

Аспазия спала допоздна. А затем рабыни вели ее к огромному сосуду в форме чаши. Они мыли гетеру, тщательно вытирали и губкой наносили на кожу благовонные масла. Аспазия, сидя на мраморном стуле, внимательно рассматривала свое отражение в зеркале. На нее смотрела 40-летняя женщина, все еще красивая, несмотря на двойной подбородок и слегка выступающие жилы на шее. Бурная жизнь и ночные бдения не могли не оставить следов на лице. Затем специально обученная рабыня накручивала еще влажные волосы, придавая им форму локонов с помощью золотых игл. Косметичка тончайшей иголкой наносила на морщины рыбий клейстер, покрывала лицо слоем свинцовых белил, а на щеки накладывала румяна. Губы и грудь раскрашивались кармином…

Куртизанки обязаны были красить волосы в желтый цвет. Но Аспазия не любила использовать сок шафрана. Она предпочитала носить парик. Рабыни внимательно закрепляли на ее голове парик соломенного цвета. Аспазия величественно поднималась со стула и облачалась в тунику, украшенную по азиатской моде. Не забывала она и о свежих цветах. В такой момент она была женщиной без возраста или, точнее, в возрасте любви.

Но запомнилась она не только как красивая и умная куртизанка, сумевшая завоевать сердца и ума многих мужчин, а своей связью с Перклом - афинским политическим деятелем, вождем демократической партии, знаменитым оратором и полководцем. Связь Перикла с Аспазией была предметом насмешек и оскорблений со стороны его политических врагов. В частности, они утверждали, что дом Перикла превратился в дом терпимости, наполненный куртизанками и даже замужними афинянками, которые своим развратом помогали мужьям в их политической карьере. Аспазию считали «злым гением Перикла», вдохновительницей его неосторожной политики и самовластных поступков.

А вообще, Аспазия - фигура наинтереснейшая. Перикл открыто называл «прелестную милезианку» своей супругой, публично, при встречах и прощаниях, целовал ее, и вряд ли бы он рискнул это делать, зная суровые афинские законы…

Но если даже Аспазия была только любовницей Олимпийца, большинство афинян уважало ее, как жену своего покровителя, обладавшую вместе со свободой гетеры положением законной супруги. Для Сократа, Фидия и Анаксагора она была преданной, умной подругой, для Перикла - любовницей и женой, радостью его жизни, очарованием его домашнего очага и поверенной в его делах. Она знала тайну речей, разглаживающих морщины, любви, утешающей всякое горе, и ласки, опьяняющей ум.

Тем не менее, не стоит полагать, что афинская женщина была бессловесным, забитым существом. В зависимости от характера и воспитания, жена могла стать достойной спутницей жизни, матерью, либо же домашним тираном, воплощающим в себе самые нелицеприятные черты. Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: «…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных». Интересный случай приведен Г.В. Блаватской: «Муж убил соблазнителя своей жены, ссылаясь на закон, дозволяющий убить такого соблазнителя. По-видимому, этот закон, хотя и не был отменен, но не применялся: обыкновенно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям». По законам Солона, женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, «чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом». Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но «не до смерти, не до увечья». Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением. В трагедии «Медея» Еврипида мы находим пример мести женщины, вызванной изменой мужа. Еврипид делает женщину носительницей нового отношения к браку. Это трагедия страстно любившей, но обманутой и преданной мужем женщины.

Медея изображена как женщина, желающая иного отношения к браку, чем это принято было в греческом обществе. Еврипиду было важно изобразить душевную драму оскорбленной женщины, и своей цели он, несомненно, достиг. Материнская любовь, звучащая в каждом слове Медеи в ее центральной сцене, показывает, что в глазах Еврипида она не была одержимой жаждой крови фурией. Медея - страдающая женщина, более способная на крайнее проявления мести, чем рядовая афинянка.

Иногда супруги расставались мирно, по взаимному согласию. Если инициатива развода принадлежала мужу, события развивались быстрее и проще. Муж отсылал свою жену вместе с приданым к ее отцу или опекуну, не приводя даже никаких мотивов. Этот акт расторжения брака так и назывался: «отсылание». Афинский закон о прелюбодеянии гласил следующее: «Если мужчина заставал жену свою прелюбодействующей, то он не мог дольше жить с ней под страхом бесчестия. Женщина, застигнутая на месте преступления, лишалась права входа в храм; если же она входила, то к ней можно было безнаказанно применять дурное всяческое обращение, кроме смерти». Законы в отношении женщин в настоящий момент кажутся чрезвычайно нелепыми. Тому, кто застанет любовника своей жены на месте преступления, Солон дал право его убить; а тот, кто похитит свободную женщину и изнасилует ее, карается штрафом в сто драхм. Наказание за сводничество - штраф в двадцать драхм; исключение он сделал только для женщин, которые «ходят открыто», - Солон подразумевает гетер, - потому что они ходят к тем, кто платит деньги. Далее он запрещает продавать и дочерей, и сестер, если только девушку не уличат в преступной связи с мужчиной. Афинское право осуждало сожительство. Заключение законного брака считалось обязательным. А вот сожительство с наложницей признавалось афинскими законами и не преследовалось. Это является очередной иллюстрацией того, как непоследовательны законы Древней Греции по отношению к женщине в семье.


2. Женская эмансипация в Греции


В целом, положение женщин в Древней Греции тесно связано с различными этапами греческой истории. Греческую историю можно сравнить с пятиактной драмой. Первый акт - эгейская культура, которая охватывает III-II тысячелетия до н.э. Второй акт знаменуется общим подъемом греческих городов-государств Афин и Спарты и длился по 480 г. до н.э. Третий акт - золотой (Периклов) век. Четвертый характеризуется утратой свободы и началом упадка (399 - 322 гг. до н.э.). Последний, пятый акт - период эллинизма после смерти Александра Великого. Это - эпоха величайшего «внешнего» расцвета, влияние которой распространилось по всему миру. Истинным результатом победоносных походов Александра Великого и начавшейся с них «эллинистической весны» была всемирно-историческая буря, которая смела все старое и отжившее и связала культуры и народы, живущие на разных континентах. Благодаря ей во всех областях мысли и в религии проложили себе дорогу новые взгляды; это сказалось и на общественном положении женщины.

Значительная ассимиляция народов сопровождалась множеством смешанных браков. Это хорошо показал Ульрих Вилькен в своей «Хрестоматии папирологии». Один из изученных им папирусов повествует о македонянине Махатасе и его жене Азии; они жили около 250 г. до н.э. в Фаюме, к югу от современного Каира. В то время как муж оставался верен греческим богам, своей жене он позволил и дальше поклоняться сирийской богине Кибеле. Дети их оказались склонны к компромиссу: они молились как Зевсу, так и Кибеле. Из другого папируса выясняется, что македоняне не только разрешали своим негреческим женам молиться негреческим богам, но порой и сами молились вместе с ними.

Эллинизм расширил географические горизонты, одновременно шире стала и человеческая мысль.

Возникло новое гуманистическое представление о жизни. Греческий драматург Менандр (ок. 342 - около 291 гг. до н.э.), современник Александра Македонского, сформулировал принцип эллинистического гуманизма в духе этического монотеизма: «Бог один для всех - и для свободного, и для раба». И в другом месте: «Ни один человек мне не чужд, ибо от природы все люди равны». Менандру принадлежит и другая знаменитая фраза: «Что за славное существо человек, когда он человек». Человеческая природа, цивилизованная сущность человека лежит в основе идеала «homo humanus» (в переводе с лат. «человечный человек»). Менандр на равных правах включает в это понятие и женщин, и рабов. Будучи острым наблюдателем человеческого поведения, страстей и бедствий, драматург снисходительно критикует людские слабости, проявляет глубокое понимание в отношении женщин.

Современником Менандра был Зенон из Китиона (ок. 336 - 264 гг. до н.э.), основатель философской школы стоиков, которому драматург был обязан многими своими идеями. Согласно просвещенным взглядам стоиков, этическая жизнь человека подчинена общим для всех законам природы и разума; это позволяет говорить о моральном равенстве всех людей, будь то мужчина или женщина, свободный или раб, грек или варвар. Истина, утверждали стоики, есть свойство суждения, она означает соответствие человеческого знания действительности. Эта действительность подтверждает равноценность всех людей.

Изменившееся положение женщины повлекло за собой новое отношение к браку. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), воспитатель Александра Македонского, формулируя нормы этики, призывал пересмотреть взгляды на женщину и на брак. Брак должен служить не просто получению потомства, а быть сообществом двух людей, объединившихся ради выполнения общих задач. Задачи эти разделены, работа у каждого разная; оба «помогают друг другу, при этом каждый вносит свой вклад в целое, находя в таком содружестве пользу и удовольствие». Брак имеет нравственную основу. Если нравственны оба супруга; как ни различны их сущности, у каждого свое достоинство. Аристотель считал, что для нравственной чистоты человеку необходимо почитать богов, уважать родителей, хранить верность в дружбе и браке.

Плутарх, философ и писатель более позднего времени (46 - 120 гг. н.э.), осуждает мужчин, которые, женившись, отказываются от брака ради увлечений на стороне или, даже сохранив брак, «не заботятся всерьез о том, чтобы любить и быть любимыми». В брачной связи существенную роль играет взаимная склонность. Плутарх приходит к выводу: «Любить в браке - большее благо, чем быть любимым».

Софист Пикострат так охарактеризовал новое представление о браке: ни с кем не говорит мужчина о своих тайнах, «кроме своей жены, и говорит с ней, как с самим собой», ибо душа у них едина.

Общее духовное обновление способствовало постепенному освобождению женщины. В эпоху эллинизма, то есть за 300 лет до начала нашей эры, эмансипация женщины достигла уровня, какого не знала древность и какого долго еще не могло достичь общество христианской эпохи. Высвободившись из строго отгороженного домашнего мирка, женщина получила возможность приобщиться к открытому для нее теперь образованию. Философией, делом до той поры чисто мужским, стали заниматься и женщины.

Образованные ученицы часто стали открыто появляться теперь рядом со своими учителями как в «университетах», так и во время их выступлений на улицах и рынках.

Древняя Академия связала платоновские идеи с пифагорейскими элементами. Школа пифагорейцев, представлявшая собой довольно замкнутое религиозно-этическое сообщество, отличалась от других академий строгостью нравов и обычаев; она привлекла немало женщин. Пифагореец Финтий учил: «И мужчине, и женщине присущи храбрость, разум и справедливость, только в одних добродетелях больше приходится упражняться мужчине, в других - женщине». Он призывал женщин быть скромными и благоразумными, одеваться просто, без украшений.

Новое, свободное умонастроение выразила пифагорейка Феано. Вслед за Платоном она утверждала единую нравственную меру для обоих полов: ведь, согласно Платону, «у плохого человека нечистая душа, у хорошего - чистая. Ни хорошему человеку, ни богу не пристало брать что-либо у нечистого».

Последней пифагорейкой была Гипатия (370 - 415 гг. н.э.). Она была дочерью математика Феона Александрийского и руководила школой. Она учила математике, философии и писала книги, которые, к сожалению, до нас не дошли. Она была убита христианами-фанатиками, а школа была сожжена.

Благодаря доступу к образованию изменилась самооценка женщин эллинистической эпохи. Они вырастали в новом обществе; иногда они втягивались в политическую борьбу за власть. Однако излишняя поспешность в эмансипации, чрезмерное честолюбие и стремление к успеху открыли путь разрушительным силам. Иные из коронованных женщин той эпохи действовали разумно, в интересах страны, другие, наоборот, жертвовали ее благополучием ради своих страстей.

Из замечательных женщин эллинистической эпохи можно назвать двух наиболее ярких. Среди первых птолемеевских цариц выделяется Арсиноя II (316 - 270 гг. до н.э.). Она в возрасте 38 лет вышла замуж за своего брата Птолемея II, который был младше ее на восемь лет. Именно Арсиноя побудила к браку младшего брата, проявив полное пренебрежение к обязательному в обществе запрету на инцест.

Придворный поэт Феокрит в своей хвалебной песне сравнил эту связь с браком Зевса и Геры, которые тоже были братом и сестрой; он назвал это таким же исключением, какое дозволено богам. Арсиноя одно время царствовала над фракийцами, македонянами и египтянами.

Птолемей II Филадельф был не столько крупным полководцем, сколько государственным деятелем.

Обеспечив экономический подъем своей стране, он привел ее к благосостоянию, какого она прежде не знала; он покровительствовал наукам, искусствам и культуре, превратив свою столицу Александрию в один из важнейших центров античного мира. Арсиноя II фактически правила вместе с ним, взяв на себя значительную часть государственных дел. Благодаря ей или вместе с ней он осуществил замечательные культурные начинания. Так, в Александрии на государственные средства был основан Мусейон - своего рода исследовательский институт, в котором на самом современном для того времени уровне занимались поэзией, философией, астрономией, математикой, ботаникой и зоологией. Именно Арсиноя привлекла в Мусейон лучшие умы своего времени и вела там дискуссии с учеными и поэтами. Для обширной библиотеки были сделаны списки со всех произведений греческой классики и переведены на греческий язык иноязычные книги, в том числе Библия.

Птолемей II пытался также провести религиозные преобразования, создав из элементов западных и восточных верований нечто вроде универсальной религии. После смерти Арсинои он причислил ее к сонму богов. Он назвал ее «Thea Philadelphos», что означает «братолюбивая богиня». Позднее он ввел также понятие «Theoi Adelphoi» (боги - брат и сестра). Таким образом, умершая царица и ее живой брат-супруг соединились в одном культе. Немецкий историк Шубарт заметил по этому поводу: «Как для эллина полис, город-государство связан был с его религиозными представлениями, так теперь для новой государственной формы, царства, потребовалось новое религиозное обоснование; это могло быть лишь представление о божественности царя».

Идея Птолемея II о теократической форме власти сформировалась под влиянием его жены и сестры.

Главное святилище Арсинои располагалось в столице провинции Фаюм, для осушения которой потребовались грандиозные мелиоративные работы. Когда-то болота и тростниковые заросли в этих местах кишели крокодилами, поэтому греки назвали столицу Фаюма Крокодилополисом, городом крокодилов.

Птолемей II превратил его в город-сад и переименовал в Арсиною.

Некоторые историки называют Арсиною «самой выдающейся женщиной эпохи». Другие же изображают ее, особенно в первый период жизни, женщиной, одержимой честолюбием, не чуждавшейся никаких интриг, чтобы удовлетворить свою жажду власти.

Эллинизм как всемирно-историческое явление достиг вершин в области политической, социально - экономической и культурной сферах во времена Арсинои. Затем начался упадок эллинистических государств в результате соперничества между ними и внутреннего разложения; конец эллинизму положили римские завоевания.

женщина гречанка эмансипация освобождение


Заключение


В сравнении с гомеровской эпохой в период развития демократии положение греческой женщины на первых порах ухудшилось. Некоторое влияние мог на это оказать Восток, а главное - просвещение и развитие городской, более широкой политической жизни сначала должно было вырыть пропасть между мужем и женой. Муж проводит время большей частью вне дома, на площади; он занят философскими спорами, государственными и общественными делами; он живет более широкими политическими и умственными интересами. А жена сидит обыкновенно дома, разодетая и нарумяненная или погруженная в хозяйственные заботы. Дом - это ее мир, и добродетельная жена не должна была переступать его границ. «Что умного и славного мы можем совершить, - спрашивает одна из героинь Аристофановой комедии «Лисистрата», - мы, женщины, которые сидим дома, украшенные цветами, в желтошафранной одежде, нарумяненные, в роскошных прозрачных платьях, в модных сандалях»? Сидят они под строгим присмотром, нередко взаперти, охраняемые, если верить тому же Аристофану, молосскими собаками, крепкими замками и запорами, хотя, как говорится в одном из его отрывков, глуп тот муж, который полагается на подобные меры.

В Афинах женщина неправоспособна. Она не могла выступать свидетельницей, не могла сама вести судебные дела и начинать процесс, заключать договор выше известной нормы. Над ней постоянная опека: девушкой, в родительском доме, она находится под опекой отца, в замужестве - под опекой мужа. Замуж вы ходит она молодой, лет пятнадцати, воспитывается под строгим присмотром, по правилу «как можно меньше видеть, слышать и говорить». Обыкновенно она умеет лишь приготовлять платье из шерсти, наблюдать, как делится пряжа между служанками; зато она хорошо обучена кулинарному искусству, «ибо это - важнейшая для нее и для мужа наука».

Говоря вкратце, такова молодая женщина по греческому Домострою. Вообще обычный тогдашний идеал жены - молчаливая, скромная, трудолюбивая, «как пчела». Даже в век Перикла считалось величайшею славою для женщины, когда о ней меньше всего говорилось в среде мужчин как в дурную, так и в хорошую сторону. От жены требовалась верность, но мужу дозволялось все.

Но, то же просвещение, которое на первых порах так разъединяло мужчину и женщину, мало-помалу, разными путями, проникало и в гинекей, на женскую половину. Оно пробуждало в женщине сознание приниженности, недовольство положением, потребность иной жизни, желание выйти из этой замкнутой, узкой сферы. Одна из господствующих черт эпохи «Просвещения» в Греции, наступившей вскоре после Греко-Персидских войн, - стремление к эмансипации, к освобождению от всякого принуждения, в какой бы форме оно ни проявлялось. То была пора развивавшегося индивидуализма. Уже и в рабе начинали видеть человека; уже и за ним готовы были признать человеческие права; со сцены раздавались слова, что раба позорит одно только название, что он нисколько не ниже свободного человека; софисты провозглашали рабство безнравственным учреждением. Естественно, что должен был измениться взгляд и на женщину.


Список литературы


1.Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 2005. - с. 44 - 62.

2.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.: Литература, 2008. - 718 с.

.Арский Ф. Перикл. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 224 с.

.Блаватская Г.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. - М.: Наука, 2003. - 323 с.

.Боннар А. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая шк., 2008. - 495 с.

.Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII-V вв. до. н.э. // Женщины в античном мире. - М.: Наука, 2005. - с. 63 - 74.

.Селиванова Л.Л. Обида - незваная гостья/ Закон и обычай гостеприимства в античном мире. - М., 2009.

.Фестьюжер А.-Ж. Личная религия греков. - СПб., 2000.

.Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 2008.

Периодические издания:

.Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2000. - 378 с.

12.Еврипид. Медея. // Античная драма. / Сост. С. Апт. - М.: Худ. лит-ра, 2010. - с. 231-287.

.Женские самоубийства в Античном мире: между вымыслом и фантазией «Вестник древней истории», 2001. №2. Стр. 18-43.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Древнегреческая цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Древняя Греция дает нам уникальный образец демократического устройства. Древнегреческие города представляли собой - полисы. Полис-это город государство, который имел самостоятельное политическое и экономическое развитие. У каждого была собственная армия, законодательная система.

Спарта – это город-государство, который возник в середине 2 тыс. до н.э. на Пелопоннесе. Спартанских воинов готовили с раннего детства. Если дети рождались слабыми, немощными, то их сбрасывали со скалы. Сначала ребенок воспитывался в семье, а затем попадал на попечение государства. В школах дети обучались риторике, навыкам общения с публикой, аудиторией, борьбе и владению оружием.

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты достаточно зависимой от политических процессов.

Примером наивысшего демократического развития в Древней Греции являются Афины. Афинская демократия давала огромный простор для развития афинского общества и для развития культуры. Афинская демократия позволила создать суды, на которых можно было надеяться на честное решение вопроса. Афинская демократия способствовала тому, что граждане были заинтересованы во многих культурных процессах.

Именно в Афинах широко применялся принцип калогатии – это воспитание, которое предполагало, что в человеке нужно сформировать и физическую культуру, развить интеллект и привить эстетический вкус. Если сравнить афинскую и спартанскую культуры, мы увидим существенные различия. Афинская культура была более светской. Здесь не уделялось большого внимания культам и обрядам, религиозным и мифологическим как это было в Спарте. Спартанская культура не уделяла внимания искусству, в то время как афинская, в художественном отношении, была очень развита. Афинская культура была более рациональна, чем спартанская. В культуре Афин огромное внимание уделяется отдельной личности. Здесь и процесс образования, культура в целом были ориентированы на отдельного человека. В то время как в Спарте человек рассматривался как часть государства, он должен был служить государству, он рассматривался как часть армии, как представитель общества, но его личные качества не очень высоко ценились. Демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура.

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма б) даосизма
в) ведизма г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

А) иерархическая система

Б) необходимость организации коллективного труда

В) разветвленная административная система

Г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

А) в Китае б) в Индии

В) в Вавилоне г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

А) социальное неравенство б) кастовый строй

В) имущественное расслоение г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

А) колонизация б) традиционность

В) иерархичность г) кастовость

12. В древнегреческом обществе ценились:

А) культ личности

Б) умение подчинять свои интересы государственным

В) принцип соревновательности

Г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

А) демократической б) аристократической

В) олигархической г) имперской

14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

А) Зевс и Гера б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон г) Марс и Венера

Часть 2

Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

  1. появление человека умелого

Б) появление австралопитека

  1. появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) матриархат

Б) полис

В) военная деспотия

Г) социогенез

Д) археология

  1. процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
  2. специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
  3. самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
  4. государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
  5. строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Контрольная работа №1

«Цивилизации древности».

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины б) Спарта
в) Иония г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

А) иерархичность б) кастовость

В) религиозность г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

А) патриархальная семья б) сельская община

В) корпорация торговцев г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

А) родовая и военная аристократия

Б) ремесленники и купцы

В) цари и жрецы

Г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

А) деспотия б) монархия

В) тирания г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

А) Форум б) Консульство

В) Сенат г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

А) гражданской общиной б) сельской общиной

В) патриархальной общиной г) городской общиной

А) патриции

Б) демос

В) аристократы

Г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

А) Зевс и Гера

Б) Юпитер и Юнона

В) Афина и Аполлон

Г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

Цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2 . Отметьте знаком «+» верные высказывания.

1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев

2. Возраст древнейших костных останков предков человека превышает 3 млн. лет

3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию

4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне

5. Первым металлом, который освоил человек, была медь

6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства являются Южная Африка и Австралия

7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита

8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине

3. Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) патриархат

Б) неолитическая революция

В) антропогенез

Г) племя

Д) рабство

  1. переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности
  2. наука о происхождении и эволюции человека
  3. общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.
  4. социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.
  5. строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)

4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.

Напишите, что составляет пять столпов ислама?

В чем отличие ислама от других мировых религий?

Ответы.

Вариант 1. Вариант 2.

  1. а 1. а,б,д
  2. г 2. а
  3. а 3. 3
  4. б 4. г
  5. в 5. в
  6. а,д 6. а
  7. а 7. а
  8. а,б 8. б
  9. б 9. в
  10. б 10. а
  11. а 11. в
  12. б 12. а
  13. б 13. а,г
  14. б,г 14. а,в

Эллада.

Греция находится на Балканской полуострове, в восточной части Средиземного моря. Берега полуострова гористые, сильно изрезан­ные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря. Здесь издавна больше занимались скотоводством, чем земле­делием. Греки разводили овец и коз, сеяли немного ячменя и пшеницы, зато выращивали много винограда, фруктов и овощей. Особенно ценилось оливковое дерево, из плодов которого выжимали масло. Греки разводили также быков и лошадей. Но ездить верхом на лошади они долго не умели, а когда впервые услышали о людях, ездящих верхом, то не поверили этому. Так возникла легенда о кентаврах - особых существах, у которых выше пояса человеческое тело, а ниже пояса - тело коня. Греки издавна были хорошими мореходами. Они охотно от­правлялись в дальние морские путешествия на юг (в Египет), на восток (в Финикию), на запад (в Италию) и на север (на Черное море). Там греческие купцы продавали оливковое масло, вино и ремесленные изделия, а покупали зерно, металлические руды и рабов. Часто греки уезжали из своих родных перенаселенных городов за море. Там они основали много новых городов, или т. н. колоний. Так, на Черном море появились Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Ольвия. И теперь в этих местах живет много греков. В Италии греки основали более 30 городов; на побережье Галлии - Массалию (Марсель).

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей: верховный бог - Зевс, богиня мудрости - Афина, богиня охоты - Артемида, богиня земледе­лия _ Деметра, богиня любви - Афродита, бог - покровитель кузнецов - Гефест. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Образы греческих богов показывают важнейшее открытие эллинов: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!» Эти слова сказал древнегреческий поэт и драматург Еврипид в 5 веке до н. э.

Греки себя называли эллинами, а свою страну - Элладой. Жи­телей других стран эллины называли варварами (в переводе с гре­ческого «бормочущие»). В Элладе каждый полис (город) был независимой республикой с народным собранием, которое выбирало правителей и требовало у них отчета за каждый год работы. Отношения между жителями полиса были сложными, часто острыми - например, когда решался вопрос о том, кому иметь избирательное право. Ведение городских дел считалось важной и сложной наукой - политикой. В полисе быстро развивались и другие науки, искусства и ремесла. Поэтому многие науки сейчас называются по-гречески: астрономия (законы звезд), ботаника («ботанэ» - растение), геометрия (землемерие), хирургия (ручное ремесло), архитектура, музыка. Слова: театр, хор, оркестр, гимн - тоже греческие.



Большая часть достижений Египта и Двуречья также дошла до нас благодаря эллинам, которые сначала многому научились у самых древних народов, а потом расширилиэти знания и передали их новым народам - варварам. Греческий язык родствен латыни, на которой гово­рили древние римляне, а также языку древних индийцев-ариев - санскриту и многим современным языкам - персидскому, русскому, английскому. Все они входят в большую семью индоевропейских языков, на которых сейчас говорит половина населения Земли. В глубокой древности индоевропейцев было сравнительно немно­го. Первые из них - арии, хетты и греки - появились на историче­ской арене около 1500 года до н. э. Позднее индоевропейские народы внесли огромный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Важнейший из них - новый алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы; эллины добавили к ним гласные. В результате речь древних греков дошла до нас без искажений.

Мы хорошо знаем поэзию, мифологию, литературу и науку Древ­ней Греции. Они стали основой единой культуры современного че­ловечества. Именно поэтому из всех древних народов именно греки кажутся нам самыми близкими единомышленниками, почти нашими современниками.