Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Дидюля возраст. Дидюля: биография, семья музыканта. Чем занимается Валерий сейчас

Дидюля возраст. Дидюля: биография, семья музыканта. Чем занимается Валерий сейчас

Валерий Михайлович Дидюля известен виртуозной игрой на гитаре. Валерий создал группу «ДиДюЛя», гастролирует по миру. Музыкант Валерий Михайлович Дидюля родился 24 января 1969 года в белорусской семье, проживающей в Гродно. Этот славный город располагается на границе с Литвой и Польшей, поэтому большое влияние на становление гитариста оказала и их культура.

В 5 лет Дидюля получает оригинальный подарок от мамы – свою первую гитару. Это помогло раскрыть ему любовь к музыке. В городе, где жил музыкант, подростки вечерами собирались большими шумными компаниями во дворах и пели песни под гитару. Большое влияние на развитие творчества Дидюли оказали музыкальные пластинки.


Бренчать на гитаре ему было скучно, поэтому будущая звезда начал ставить эксперименты. Гитарист использовал специальные датчики, усилители, которые создавал сам, другие примочки для получения нового звучания. Дидюля в школьные годы занимался с преподавателем на гитарных курсах. Музыкант изучал аккорды, приемы игры на гитаре. Обучение стало первым сознательным шагом на пути к музыке.

Музыка

Музыка захватила Дидюлю с первых аккордов. С друзьями юный гитарист часто ходил на концерты, придумывал оригинальные мелодии. Валерий вступает в вокально-инструментальный ансамбль «Алые Зори». С концертами группа выступала перед жителями города, колхозов. Выступления в кооперативном ресторане приносят первые заработки Дидюле.


Ансамбль распадается, поэтому Валерию пришлось искать новое место работы. Его пригласили в коллектив «Белые Росы» на должность звукорежиссера. Дидюля признается, что это оказало впоследствии на его творчество большое влияние. У гитариста появилось понимание психологии и желания зрителей. С ансамблем артист путешествует по миру. На гастролях в Испании Дидюля знакомится со стилем фламенко.

До этого момента вникать в звучание испанской музыки гитарист не спешил. В Испании коллектив провел немало времени. Валерий даже успел поучаствовать в нескольких импровизированных уличных концертах. Работа в ансамбле подтолкнула Дидюлю к творческим экспериментам. У него была необходимая техническая база, позволявшая гитаристу записывать композиции. Вместе с танцором и хореографом Дмитрием Куракуловым едет покорять телевидение.

Отборочный тур пройден с успехом. Мастерство Валерия позволило перейти на следующий этап и принять участие в гала-концерте. Работа звукорежиссера больше не доставляет удовольствия Дидюле. В этот момент приходит приглашение о переезде в Минск от пианиста Игоря Брускина. Сначала Валерий трудится в музыкальном салоне продавцом, регулярно посещает Москву, знакомится с владельцами звукозаписывающих студий, концертных залов, музыкальными организациями.


Дидюля принял участие в фестивале «Славянский базар». Мероприятие сделало его узнаваемым в странах СНГ, Болгарии, Прибалтике и Польше. Для Валерия начинается новый этап жизни. Музыкант пытается совмещать электронную и фольклорную музыку. Переезд в Москву дался Дидюле тяжело: необходимо было быстро привыкать к местным традициям и принципам жизни. У него возникли серьезные трудности. Валерию пришлось бы возвращаться домой, если бы не помощь Сергея Кулишенко. Он помог сделать гитаристу профессиональную запись на студии. Музыкант записал 8 композиций. Вскоре вместе с Сергеем Дидюля создает домашнюю звукозаписывающую студию.

Валерий знакомится с саунд-продюсером Сергеем Мигачевым. Благодаря его влиянию и помощи Валерий создает дебютный альбом, снимает клип «Айседора». Несмотря на этот успех, крупные звукозаписывающие компании не хотели сотрудничать с музыкантом. Снова и снова Дидюля работал над идеальным звучанием гитары. Вскоре он подписывает контракт с «Глобал Мьюзик», но это не помогло в продвижении карьеры гитариста.


В жизни Валерия появляется Тимур Салихов. Он и по сей день работает директором музыканта. С «Глобал Мьюзик» контракт разорвали и начали сотрудничество с «Нокс Мьюзик». После подписания договора Дидюля приступает к съемкам нового видео при участии балета «Тодес». Постепенно узнаваемость гитариста начинает расти, гастролей становится все больше, появляются новые идеи, воплощенные в альбоме «Дорога в Багдад». Дидюля сотрудничает с именитыми музыкантами, в том числе . Они создают композицию «Сатиновые берега».

В 2014 году Дидюля и Макс Лоренс в дуэте подали заявку на участие в музыкальном конкурсе «Евровидение» от Белоруссии. Они подготовили масштабный номер, который удивил жюри и зрителей. Текст к песне сочинил солист группы «Deep Purple». Помимо музыкантов на сцене находились танцоры. В хореографию включили элементы сурдоперевода.

Несмотря на то, что зрители выбрали их, на конкурс отправился сольный исполнитель Тео. Музыканты попытались отменить решение жюри, направив письмо , но все попытки были тщетны. Некоторые произведения Дидюли становятся хитами - это «Путь домой», «Полет на Меркурий». Он активно снимает видеоклипы на такие песни, как «Пещерный город Инкерман» и «Арабика», «Ветер в степи».

Личная жизнь

В биографии гитариста Валерия Дидюли присутствуют не только творчество, но и семейные скандалы. Мужчина был женат на девушке Лейле. У них родился сын, также музыкант удочерил дочь супруги от первого брака. Несколькими годами позднее Лейла и Валерий развелись. С детьми Дидюля практически не общается.

Девушка пришла на передачу «Говорим и показываем», чтобы рассказать о том, что из себя представляет в реальной жизни гитарист. Оказывается, мужчина не выплачивает алименты на детей в течение продолжительного времени. Из-за этого Лейла и двое детей вынуждены жить на съемной квартире в нищете. Сумма задолженности превышает 2 миллиона рублей. Бывшая семья Дидюли находится в таком отчаянном положении, что сын вышел с плакатом «Папа, заплати алименты» на улицу города.


Дидюля с этим категорически не согласен. Его юрист заявил, что музыкант регулярно переводит деньги на детей. Задолженность по алиментам у Валерия отсутствует. Друзья артиста встали на его защиту, сообщив, что гитарист с радостью будет принимать участие в воспитании старших детей, даже отправит их учиться за границу. Правда, произойдет это в том случае, если ему позволят с ними общаться. В настоящее время Валерий женат во второй раз. Жена работает в музыкальном коллективе «ДиДюЛя». У супругов родилась дочка.

Дидюля сейчас

В 2016 году выходит альбом «Музыка неснятого кино», а в 2017 – «Аквамарин». Эксперименты с гитарой прекращены не были.


Сейчас гастрольная деятельность группы «ДиДюЛя» идет своим чередом. Команда ездит по городам России, странам СНГ и США. Артист активно сотрудничает с российскими и зарубежными звездами, спортсменами и творческими коллективами.

Дискография

  • Фламенко (2000)
  • Дорога в Багдад (2002)
  • Легенда (2004)
  • Пещерный город Инкерман (2006)
  • Цветные сны (2006)
  • Музыка неснятого кино (2007)
  • Аромат (2010)
  • Орнаментальный (2012)
  • Однажды сегодня (2013)
  • Аквамарин (2017)

Валерий Дидюля – первоклассный гитарист, композитор, аранжировщик, потрясающий шоумен, умеющий зарядить публику своими эмоциями. Сейчас он знаменит на весь мир. Обязан он этим таланту или многолетнему титаническому труду? Какие интересные сведения содержит биография Дидюли? Семья, фото артиста - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Дидюля – Путь Домой

Тег audio не поддерживается вашим браузером. .

Дидюля – Детство

Тег audio не поддерживается вашим браузером. .

Детство

Родился знаменитый артист 24 января 1969 года (48 лет) в городе Гродно Белорусской республики (тогда еще входившей в СССР). Родители Михаил Антонович и Галина Петровна к музыкальной деятельности никакого отношения не имели. Мама была бухгалтером в сфере общественного питания, папа – высококлассным слесарем. Чем бы ни увлекался маленький Валера, он всегда находил поддержку в семье. Наверное, поэтому, видя интерес сына к музыке, мама подарила ему на пятый день рождения игрушечную гитару, очень походившую на настоящую. Помимо гитары Валерий увлекался шахматами, радиоделом, плаванием. Но больше всего его тянуло к музыке. Именно поддержка родителей, по мнению Дидюли, стала толчком к его музыкальным достижениям.

Первые шаги к успеху

Будучи подростком, Валерий получил в подарок от родителей настоящую гитару. К этому времени увлечение его стало серьезным. Он обучался игре на гитаре, дома экспериментировал со звучанием. Затем начал пробовать различные приспособления: датчики, накладки, усилители звука. Он был очень усердным в своем увлечении, постоянно оттачивая мастерство игры на гитаре. Этому удивлялись даже его преподаватели. Друзья будущего музыканта также увлекались этим инструментом, поэтому у них всегда было негласное соревнование: кто лучше, кто интереснее сыграет. Так продолжалось несколько лет.


Начало карьеры

В БССР существовал довольно популярный в советское время ВИА «Алые зори». Работа гитаристом в ансамбле стала первым местом реализации Дидюли в качестве музыканта. С концертами они объездили всю республику. Эта работа научила Валерия достойно держаться перед публикой. Многочасовые выступления отточили мастерство и развили выносливость. Но с распадом СССР распался и творческий коллектив. Ребята в поисках более перспективной работы разъехались, и только Валерий продолжал играть на гитаре.

Следующим музыкальным опытом Дидюли стал танцевальный ансамбль «Белые росы». Этот коллектив был известным и успешным. Ребята в основном танцевали народные польские, белорусские, украинские, цыганские танцы. Здесь Валерий работал и гитаристом, и звукорежиссером. Народная музыка ему нравилась, и позже мотивы ее можно будет услышать в собственных произведениях музыканта. Звукорежиссерская работа была очень ответственной. Нужно было разобраться, как звучит не только гитара, но и весь арсенал музыкальных инструментов, использующийся на концертах. Также необходимо было скорректировать звучание так, чтобы оно выгодно преподносилось зрителю, гармонично сливалось с танцем. Дидюля на выступлениях наблюдал за реакцией зрителей: что проходит на ура, а что нужно дорабатывать. Так он видел предпочтения публики, подстраиваясь под нее. Этот опыт также очень пригодится музыканту в его творческом становлении.

С ансамблем Валерий ездил на многочисленные гастроли. Он побывал в европейских странах: Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии. И от каждой осталось сильное неизгладимое впечатление. Но особенно ему полюбилась Испания с ее стилем фламенко.

Работая в ансамбле и общаясь с профессиональными музыкантами, Дидюля впервые открывает в себе талант композитора и даже подумывает о сольных выступлениях. Сама атмосфера ансамбля - множество талантливых, молодых, ярких людей, любовь публики, гастроли – вдохновляли молодого Валеру Дидюлю на развитие и успех.


Через тернии – к звездам

Работая в ансамбле «Белые росы», Валерий наткнулся на рекламу конкурса, проводимого для молодых исполнителей. Реклама обещала большие перспективы для участников, прошедших в финал. Он рискнул, уехав попытать удачу в другой город, где проходили съемки. И к своему удивлению, не только прошел отборочный тур, но и попал на гала-концерт. Мечты о сольной карьере начали исполняться. Конкурс дал ему множество полезных знакомств. Профессиональные режиссеры, редакторы, продюсеры делились опытом, давали дельные советы.

Минский бизнесмен и музыкант Игорь Брускин после знакомства с творчеством Дидюли предоставляет ему работу в своем салоне, где продаются музыкальные инструменты. Частые командировки в Москву с целью продажи инструментов в различные звукозаписывающие компании дают новый бесценный опыт гитаристу Дидюле. Кроме того, он дает небольшие концерты в Минске. Его музыка – это сочетание народных мотивов, испанского стиля фламенко с добавлением электронной обработки. Стиль исполнения композиций Дидюли уже стал окончательным. Он медленно, но верно идет к своей мечте записать альбом.

Неожиданно судьба дарит Валерию очень удачный и судьбоносный шанс. Участники телеконкурса, в котором участвовал Дидюля, приглашались вновь для участия в крупномасштабном фестивале «Славянский базар». Это был отличный повод заявить о себе и своем творчестве. После выступления его пригласили работать в Москву, и он согласился. Жизнь в Москве стала нелегким испытанием для гитариста. Продюсеры отвергали его, ссылаясь на то, что игра на гитаре не востребована публикой, и успеха не принесет. Дидюле пришлось зарабатывать на жизнь уличными выступлениями. Только знакомство с влиятельным на тот момент москвичом Сергеем Кулишенко помогло Валерию Дидюле остаться в Москве. Сергей попросил музыканта давать ему уроки мастерства игры на гитаре за деньги. Он же спонсировал выпуск первого альбома гитариста на звукозаписывающей студии "Мэй Лиана". Этот известный гитарист вскоре помог Валерию организовать свою домашнюю студию. Так началась настоящая работа композитора и гитариста-виртуоза Валерия Дидюли.

Успех

Первый альбом Дидюли не вызвал воодушевления у крупных звукозаписывающих компаний, а денег на сольный концерт не было. Но музыканта это не остановило. Выступая в клубах, Дидюля корректировал свою музыку, учитывая пристрастия публики. В работе Валерию помогал талантливый музыкант Сергей Мигачёв. На одном из выступлений к Дидюле обратились представители компании "Глобал Мьюзик" и пригласили на собеседование. Так появился первый контракт.

Но сотрудничество творческих плодов не принесло, и вскоре контракт был расторгнут. Зато появились новые полезные знакомства. Череда событий свела музыканта с Пригожиным, который предложил Дидюле работу в своей компании «Нокс мьюзик». После подписания контракта началась масштабная работа по продвижению молодого гитариста: выпуск дебютного альбома, съемки клипа с участием балета Аллы Духовой, реклама, участие в программах на телевидении. Все это способствовало росту популярности Валерия Дидюли. Альбомы начинают быстро исчезать с прилавков магазинов. Работа в команде с Мигачёвым и Пригожиным была очень продуктивной.

После успешного выхода первого альбома круг знакомств музыканта еще расширяется. Сотрудничать с ним начинают звезды российской эстрады. Кристина Орбакайте, Авраам Руссо, Дмитрий Маликов – вот неполный список артистов, обратившихся к Дидюле как к композитору.

Следующие альбомы «Дорога на Багдад», «Сатиновые берега» уже не оставляют сомнений в профессионализме и таланте гитариста и приносят ему славу.


Творчество Дидюли сейчас

Пройдя сложный путь и отточив свое мастерство игры на гитаре до совершенства, Валерий ищет новые пути выражения своего таланта. Создание композиций «звук в звуке», когда к основному звучанию добавляется фоновое, послужило началом написания музыки, благоприятно влияющей на психологическое здоровье человека. Этот факт подтвержден экспертами-психологами.

На сегодняшний день Валерий Дидюля дает более 120 концертов в год, выпускает новые альбомы, продюсирует других исполнителей. Его творчество востребовано.
Помимо музыки Дидюля пробовал себя в качестве актера кино. Он исполнил роль гитариста в фильме А. Кончаловского «Дом дураков».


Характер гитариста

Сам о себе талантливый музыкант говорит, что он человек спокойный, уравновешенный. Он не любит скандалов и авантюр. А выплеск энергии у него происходит на выступлениях. На своих концертах Дидюля дает волю чувствам и эмоциям, создавая яркое шоу в сочетании с качественной, непревзойденной музыкой.

Внешность

Валерий Дидюля – невысокий (170 см) стройный блондин с глазами голубого цвета. Обаяние и уравновешенность дополняют образ.

Биография Дидюли: семья, жена, дети

Как сложилась личная жизнь этого замечательного артиста? Биография Дидюли, жена, дети - это все интересно поклонникам до мельчайших подробностей. О своей личной жизни исполнитель говорить не любит. Но артист всегда на виду, и некоторая информация все же просачивается. Хотя в ней, скорее всего, много домыслов.

Есть информация о том, что у Дидюли был брак с таджичкой Лейлой Хамрабаевой. В браке родились сын и дочь. Музыкант расстался с Лейлой, но обида не дает бывшей жене покоя. Она находится в постоянной борьбе за алименты, распространяя слухи о том, что бывший муж и отец ее детей не платит им ни копейки. Адвокат Дидюли опровергает эти слухи, утверждая, что алименты бывшая жена исправно получает, и никакого долга не существует.


Новая любовь

Как свидетельствует биография Дидюли, семья, жена (фото в статье) на сегодняшний день у артиста имеется. Его супруга – молодая талантливая певица по имени Евгения, работающая в его группе. Дидюля очень тепло отзывается о ней, называя Евгению своей музой, вдохновляющей его на новые работы. В этом счастливом браке появилась дочь. Вот и все скудные данные о личной жизни музыканта.

Валерий Дидюля является не только композитором, исполнителем, аранжировщиком, звукорежиссером, но и продюсером своей группы под названием «ДиДюЛя». Это дает творчеству артиста целостность и гармонию. Проект «ДиДюЛя» - это сочетание таланта, опыта, огромного труда, решимости и, конечно, веры в свои силы.

Дидюля: биография, интересные факты

Это легендарный белорусский гитарист, творчество которого не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Исполняемые им композиции тонким образом совмещают в себе шарм инструментальной музыки с современными обработками и необычным звучанием. Подобный симбиоз придает трекам этого гитариста какой-то особенный колорит, а потому не восхищаться его творчеством очень и очень сложно.

Свою первую гитару Валерий получил, когда ему было пять лет, в подарок от матери. С этого момента он планомерно развивал свои врожденные таланты, методично перебирая струны и переставляя аккорды один за другим. Его учителя восхищались его работоспособностью, а он, не обращая внимания ни на что, просто совершенствовал свою игру, глядя на великих гитаристов своего времени.


В подростковом возрасте Валерий впервые узнал о существовании различных вспомогательных приспособлений, позволяющих работать над гитарным звуком. С этого момента эксперименты с примочками, датчиками, звукоснимателями и прочими подобными элементами стали настоящим наваждением для молодого музыканта. Он развивал свое мастерство, а параллельно с этим работал над созданием оригинального гитарного звука.

Очень скоро подобные усилия принесли свои плоды. Композиции Дидюли начали впервые приобретать свое необычное звучание. Однако пока до настоящих вершин было еще далеко. Некоторое время спустя в качестве третьего гитариста наш сегодняшний герой устроился в вокально-инструментальный коллектив «Алые Зори», который в тот период был весьма популярен в БССР. Концерты группы проходили практически повсеместно - в городах, местечках, деревнях, колхозах и т.д. Ансамблю способствовал успех, но в какой-то момент «Алые Зори» все-таки начали распадаться. Причиной тому послужил распад СССР, а также огромное множество открывшихся возможностей. Кто-то из музыкантов уехал на запад, кто-то открыл свой собственный бизнес и только лишь наш сегодняшний герой продолжал планомерно работать над своим творчеством.


В начале девяностых годов он присоединился к гродненскому коллективу «Белые Росы», в рамках которого долгое время работал не только в качестве гитариста, но и звукорежиссера. В тот период названный коллектив преимущественно занимался исполнением белорусских, польских и украинских народных песен. Стиль «фольк» настолько понравился Валерию Дидюле, что впоследствии нотки народной музыки постоянно звучали во всех его более поздних композициях. Помимо этого стоит также отметить, что именно в составе ансамбля «Белые росы» наш сегодняшний герой впервые отправился на гастроли по странам западной Европы - Польше, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании и некоторым другим странам. Особенно большое впечатление на молодого музыканта оказала Испания, а точнее - свойственная для нее гитарная музыка в стиле фламенко. После окончания гастролей Валерий Дидюля еще на несколько лет задержался в этом пиренейском государстве, изучая в течение этого времени гитарные пассажи и ритмы. Таким образом, уже к концу 2000-х годов стиль белорусского музыканта был окончательно сформирован. Музыка фламенко тонким образом переплеталась в нем с белорусско-польскими народными мотивами, а дополняли все это современные аранжировки в стиле хаус.

В конце девяностых годов Валерий Дидюля собрал вокруг себя неплохой коллектив единомышленников, вместе с которым начал гастролировать по Беларуси, Польше, Украине, Испании. Активную помощь в продвижении молодого музыканта оказали в этот период минский бизнесмен Игорь Брускин и композитор Олег Елисеенко. По их совету музыкант переехал в Минск и принял участие в нескольких крупных концертах и конкурсах. Музыка Дидюли всюду производила фурор, а потому очень скоро наш сегодняшний герой получил предложение выступить на международном фестивале «Славянский базар».

Появление на столь крупном музыкальном форуме открыло перед Валерием Дидюлей многие двери. Его пригласили работать в Москву, и уже там наш сегодняшний герой начал работу над своим первым студийным альбомом. Пластинка «Фламенко» увидела свет в 2000-м году. Следом за этим вышел дебютный клип исполнителя.

В скором времени за помощью к талантливому уроженцу Гродно начали обращаться многие известные российские музыканты. Так в разные годы Дидюля работал с Авраамом Руссо, Кристиной Орбакайте, Дмитрием Маликовым и многими другими популярными исполнителями. В 2002-м году славу гитариста упрочил новый студийный альбом - «Дорога на Багдад», следом за которым последовал альбом «Сатиновые берега». К настоящему моменту в дискографии музыканта есть уже девять студийных альбомов. В составе группы «Дидюля» белорус гастролирует по странам СНГ, давая около 120 концертов ежегодно.


Заработав себе имя в мире шоу-бизнеса, Валерий Дидюля начал работать также и в качестве продюсера. При его поддержке выпущен альбом белорусского музыканта Игоря Дедусенко. А также пластинка другого земляка - гитариста Дениса Асимовича, еще в раннем детстве потерявшего зрение.

— это совершенно оригинальный белорусский гитарист чье искреннее творчество неповторимо на всей территории бывшего СССР. Живая инструментальная музыка естественно переплетается с электронными эффектами, создавая собственный эмоциональный мир. Звук, словно живая волна мягко укрепляется в сознании, вызывая у слушателя восхищение и искреннее наслаждение, забыть которое уже вряд ли получится.

Интерес к внутреннему миру создателя музыкальных миров, а также к творческой дороге, которую прошел автор, прежде чем оказался на сцене, побуждает нас рассказать биографию струнного гения.

Подарок мамы

Родился Валерий на западе Белоруссии в городе Гродно. Здесь начинается его биография — получил школьное образование и здесь же впервые он прикоснулся к гитаре, которую ему подарила мама. Начало было положено и пальцы талантливого мальчика с этого времени стали искать способы оживления гитарных аккордов. Учителя Валерия Дидюли не могли сдержать восторга и удивления такой безудержной тяге к гитарному искусству.

Проводя за игрой по 8 часов, мальчик также живо интересовался струнными кумирами современности, стараясь узнать о гитарном мастерстве как можно больше. В подростковом возрасте для Дидюли, настоящим откровением стало открытие гитарных эффектов позволяющих трансформировать звук в совершенно новые музыкальные рисунки. Можно сказать, что с началом экспериментов стал зарождаться оригинальный стиль будущего легендарного гитариста, который своим творчеством тронул сердца миллионов слушателей. Как одержимый он скрещивал гитарный звук с электронным. И вскоре, стали пробиваться первые ростки его фанатичной работы. А всевозможные примочки, звукосниматели, датчики и прочее оборудование стали постоянными спутниками гитарного виртуоза.

Валерий Дидюля никогда не отступал от своего предназначения и первое его профессиональное выступление произошло в составе, популярного в Советской Белоруссии, вокально-инструментального коллектива «Алые Зори». Ансамбль давал концерты, где только было можно! Города, села, колхозы и прочие населенные пункты впервые услышали игру третьего гитариста, правда в составе группы, но при этом полноценного ее участника. Простонародный стиль игры пользовался популярностью среди деревенских слушателей, но пришло время, когда группа стала разваливаться. Причиной стал распад СССР, вместе с которым открылись новые горизонты для любой деятельности. Некоторые музыканты открыли свой бизнес, другие уехали из страны, но Дидюля и здесь не оставил свою любовь к музыке и продолжил работу со своим гитарным творчеством.

В трудные девяностые годы музыканту удалось не только попасть в группу «Белые Росы», которая по профессионализму была на порядок выше чем «Алые Зори», но и получить навыки звукорежиссера, должность которого в группе доверили Дидюле. Исполнение народных песен Польши, Украины и Белоруссии звучало в стиле «фольк» и это добавило к творчеству гитариста свой особый колорит. Позднее в его сольных выступлениях народная музыка неоднократно пронизывает его композиции, которая переплетаясь с гитарным и электронным звуком. Она выносит слушателя в совершенно новый вид музыкального путешествия.

«Белые Росы» на тот момент оказались востребованы не только на территории бывшего союза, но и в Западной Европе. Объездив Польшу, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Испанию и прочие страны, гитарист уловил еще одно звучание, которое гармонично легло в основу его творчества. Это было фламенко! Испанская энергия, заложенная в гитарных ритмах и пассажах, заставила музыканта оставить группу по окончании гастролей и заняться изучением нового для гитарного гения музыкального течения.

Рождение звезды

В 2000 году музыкант обрел наконец полностью сформированный стиль, который резко выделял его из привычных, похожих один на другого гитарных мастеров. Белорусско – польские народные мотивы, переплетаясь с хаус — аранжировкой и горячим испанским фламенко стал наполнять залы людьми и появились первые профессиональные записи. Собрав группу музыкальных единомышленников Валерий Дидюля, стал давать концерты в Украине, Белоруссии, Польше и Испании, вызывая восторг зрителя необычной и заряженной игрой своей гитары.

Конечно, многое в продвижении гитариста сделали его музыкальные опекуны. Минский бизнесмен Игорь Брускин и композитор Олег Елисеенко уговорили Дидюлю переехать в более перспективный Минск, где на голову гитариста посыпались всевозможные конкурсы и концерты. Талант музыканта не вызывал сомнения и он получил приглашение для выступления на крупном международном фестивале «Славянский базар», который дал мощный толчок в карьере гитарного гения.

После фестиваля для Валерия открылись новые горизонты и вскоре Москва, открыла свои двери для творчества Дидюли. Первый студийный альбом был записан в 2000 году, под названием «Фламенко», а затем появился и первый клип исполнителя гитарных композиций. Успех неминуемо навалился на Валерия Дидюлю и от звезд российской эстрады к нему посыпались предложения о сотрудничестве. Среди заказчиков были – Авраам Руссо, Кристина Орбакайте, Дмитрий Маликов и многие другие известные артисты.

В 2002 году вышел новый альбом гитариста «Дорога на Багдад», а за ним родился на свет альбом «Сатиновые берега». На сегодняшний день за спиной у Дидюли уже девять альбомов, каждый из которых неповторим и самобытен. Созданная группа, названная фамилией белорусского гитариста, дает порядка 120 концертов в год по странам СНГ, неизменно вызывая восторг слушателя своими энергичными и сверкающими музыкальными красками, композициями.

Закрепившись на музыкальном Олимпе, гитарист стал также заниматься продюсерской деятельностью, помогая среди прочих и своим соотечественникам. Среди белорусских протеже Дидюли, музыкант Игорь Дедусенко, который выпустил с помощью Валерия свой альбом, а также с детства слепого гитариста, Дениса Асимовича.

Музыка как наука

В конце двухтысячного года Дидюля продолжает экспериментировать над звуком, называя свой поиск «звук в звуке». Описывая этот эксперимент, Валерий Дидюля сравнивает такое звучание с «музыкальным 25 кадром». По его словам звучание от этого эффекта становится объёмным и насыщенным, создавая новый фон композиции.

Сам музыкант уверен, что такая музыка вызывает у слушателя всплеск энергии, которая очень своеобразно воздействует на сознание и отгоняет плохие и тревожные мысли. Некоторые врачи и психологи подтвердили это в своих наблюдениях, называя такую музыку лечебной.

Вскоре ожидается появление автобиографии музыканта и его группы, выраженной в документально — музыкальном фильме «Дорогой шести струн». Фильм снят в волшебных местах горной Абхазии и рассказывает о творчестве и повседневной жизни музыкантов, сопровождаемой философскими и жизненными наблюдениями.

Концерт, вышедший 23 июня 2009 года в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» приводит к выпуску альбома «LIVE in Saint-Petersburg». Коллекционное издание на CD и DVD дисках запечатлел неповторимый и яркий своей зажигательной энергией, концерт, который по достоинству оценили питерские поклонники Дидюли.

Февраль 2010 года рождает свежий и яркий альбом с названием «Аромат». В записи альбома участвуют особенные духовые инструменты, среди которых и подаренный на гастрольных выступлениях, дудосакс. Краски этого альбома нежны и воздушны, как абрикосовый цвет и погружает слушателя в расслабленную атмосферу.

За границей популярность музыканта также возрастает. В 2010 году вместе с канадским партнером, Дидюля создает «DiDuLa Entertainment Inc», которая призвана популяризовать музыку гитариста в Канаде и США. Концертная компания занимается подготовкой и реализацией всех живых и записанных выступлений струнного виртуоза, а также организацией концертных туров и связями со средствами массовой информации. В сентябре 2010 года для запада специально переиздан один из самых успешных проектов Валерия Дидюли в Российской Федерации — это альбом «CAVE TOWN OF INKERMAN» («Пещерный город Инкерман»).

В ходе взаимодействия с известным режиссером Алексеем Балабановым, Дидюля получает премию в номинации «Лучшая музыка к фильму». На конкурсе «Белый слон-2010» был выставлен фильм Балабанова «Кочегар» в который вошли ранние композиции шестиструнного гения.

Белорусский гитарист не перестает поддерживать гитарную школу своей родины. Так 30 августа 2012 года в мир выходит продюсерская работа Дидюли – альбом Игоря Дидусенко «Молитва»(2012 год), а в ноябре этого же года запущен официальный сайт Дениса Асимовича.

Для самого Дидюли 2012 год также выдался очень плодотворным. В этом году 6 декабря компания «Квадросистем» выпускает серийный альбом, под названием «Орнаментальный», а в самом начале 2013 года выходит еще одна работа гитариста под названием «LIVE in Kremlin» (2013). В 2013 году закончен видеомонтаж концерта «Музыка Солнца», который проходил вживую на Государственном Кремлёвском Дворце 08 декабря 2011 года.

Группа «Дидюля» является одной из самых активных групп инструментальной музыки в России, которые ежегодно дают порядка 120 концертов на территории России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Творчество Дидюли является не только развлекательным действом шоу-бизнеса, но и несет в своей основе восстанавливающую, гармоничную энергию! Она помогает отстраниться от жизненных неурядиц и благодаря этому восстанавливает эмоциональное равновесие. Новое концертное мероприятие Дидюли под названием «Музыка лечит» — это музыкальный душевный лекарь, который ненавязчиво льет лечебный инструментальный бальзам в подсознание слушателя, излечивая болезни, которые, по сути, только отражение негативных мыслей.

Сегодня творческий мир Валерия Дидюли расширяется в совместном творчестве с экс-вокалистом «Rainbow» и «Deep Purple» Джо Линн Тёрнером. Также в планах гитариста взаимодействие с российскими музыкантами и исполнителями, а симфоническая музыка становиться новым этапом экспериментов на пути этого энергичного и талантливого музыканта.


      Дата публикации: 12 октября 2009 г.

Если на улице попросить первого встречного назвать самого известного российского гитариста, то наверняка ответ «ДиДюЛя» будет доминировать над другими ответами. Многочисленные концерты, телеэфиры, альбомы и DVD сделали ДиДюЛю одним из самых популярных исполнителей России. При этом самое удивительное заключается в том, что ДиДюЛя играет исключительно инструментальную музыку – жанр, не особо популярный по сравнению с песенной формой. Возможно, не последнюю роль сыграла стилистика исполняемых произведений: фламенко, латиноамериканская и просто акустическая гитарная музыка в современных, модных аранжировках.

В эксклюзивном и крайне интересном интервью для сайт гитарист ДиДюЛя делится своими мыслями по поводу исполнительского мастерства, студийной работы, инструментальной музыки и ее продвижения.

Почему вы начали учиться играть именно на гитаре? Родители заставили?

Нет, меня родители не заставляли, к гитаре я пришел сам. Мне нравилась музыка, нравился звон струн, нравился сам инструмент, имеющий достаточно большую популярность. Его было легко с собой возить, можно было выйти во двор с гитарой… Все это оказывало на меня влияние и впечатляло. Поэтому я попросил родителей, чтобы они приобрели для меня гитару. Они купили мне достаточно простую гитару, и с тех пор началось мое увлечение этим инструментом. Я занимался самообразованием, и потихоньку, по миллиметру, сам продвигался в изучении гитары.

Я и по сей день считаю себя учеником, по сей день изучаю инструмент. Это Большой Космос, большая глубина. В этих шести струнах заключено столько нюансов, столько красок – целый мир. Гитара – это потрясающая, замечательная, уникальная дорога, по которой я иду всю жизнь.

Уже в достаточно маленьком возрасте, в 6-7 лет, у меня были детские гитары. Когда я подрос, у меня стали появляться инструменты посерьезней. Была классическая Cremona.

А с 12-14 лет я уже совершенно осознанно играл на инструменте, изучал его, учил произведения, аккомпанировал в песнях.

Когда вы начинали учиться играть на гитаре, кто из музыкантов был вашим кумиром?

Как это всегда бывает в начале пути, первыми учителями были друзья во дворе, которые играли какие-то песни Высоцкого, Машины Времени, Воскресенья, Битлз – для меня они и были первыми кумирами. А потом уже стали появляться записи и другая информация. Я общался, много читал. И начал узнавать про других известных музыкантов – классических, роковых, и музыкантов фламенко, и джазовых исполнителей. И разные гитаристы в разное время на меня влияли тоже по-разному.

В свое время меня поразил звуком Андрес Сеговия, своим композиторским мышлением и исполнением музыки фламенко поразил Маноло Санлукар, потом появились записи, по которым я изучал творчество Пако де Лусии. В рок-музыке очень нравился Ричи Блэкмор, Ангус Янг. В джазовой музыке произвели впечатление Джанго Рейнхардт и Луис Салинас. В классической музыке – Джулиан Брим. В интересной авторской музыке – Томми Эммануэль. И так далее, и тому подобное. Имен очень много, и среди них есть не только гитаристы, а вообще музыканты, играющие в любых стилях и направлениях. Все они влияли на меня не только как на гитариста, но и как на человека, который пишет музыку.

Кроме того, на меня как на композитора весьма сильно влияет все, что меня окружает: природа, общение, люди, фильмы, интересная прочитанная книга, забавные ситуации, которые я где-нибудь подмечаю. И моя сверхчувствительность, наблюдательность и, если это можно так назвать, прозорливость играет большую роль. Я подмечаю вокруг множество интересных и разных ситуаций, будь они в обычной жизни, в природе или в фантазиях. А потом превращаю все это в музыку.

Так что на меня влияют не только гитаристы, не только люди – вся жизнь, которая меня окружает, впечатляет и влияет на меня.

Многие гитаристы часами практикуются в игре на гитаре. Вы относитесь к их числу? Есть ли на это время?

В юности, когда я только осваивал гитару, юношеский максимализм позволял мне по много часов заниматься на гитаре, отрабатывать какие-то технические приемы, искать, как их соединить со своей физиологией, найти свои границы, свои рамки. Хотелось достигнуть не только музыкальных, но и «спортивных» высот.

Со временем у меня появился собственный технический багаж, определенные «фишки», присущие только мне. Но также обозначились и те приемы, которые мне были недоступны в силу тех или иных обстоятельств. Я перестал ориентироваться на серьезную игру часами и стал посвящать больше времени сочинению и игре музыкальных произведений. То есть упражнения, гаммы и какие-то приемы игры ушли для меня на второй план, а на первый план вышла игра самой музыки. Я беру какое-либо произведение и потихонечку его играю, стараясь убрать из него все лишнее. Мне, композитору, как ни странно это звучит, интересно достигнуть какой-то простоты в музыке.

Я не очень люблю, когда музыканту, чтобы рассказать какую-либо историю, донести интересную музыкальную мысль, приходится много напрягаться и играть скоростные пассажи, арпеджио. Мне хочется, чтобы музыка была предельно проста, понятна, душевна и ясна. Чтобы ее мог сыграть любой начинающий музыкант, лишь недавно познакомившийся с инструментом. Это для меня – сверхзадача, гораздо более сложная, чем долго и технично философствовать на инструменте с большим количеством извлекаемых нот. Я стараюсь в своей музыке достигнуть простоты.

Конечно, это не всегда удается. В концерте есть много произведений, которые достаточно сложны технически, в которых очень много экспериментальных моментов. Но это все – в рамках концерта. Когда я записываю студийный альбом, я стараюсь убрать все лишние ноты, все ненужные усложнения.

Как показала практика, этот путь интересный и сложный, так как добиться простоты очень и очень тяжело.

Собственно, именно поэтому я стараюсь не практиковаться часами, а посвятить это время сочинению. Найти уникальное созвучие, уникальную фразу оказалось сложной задачей. Вот этому я и посвящаю большую часть своего времени, как репетиционного, так и студийного.

Скажите, сильно ли отличается ДиДюЛя десятилетней давности от нынешнего ДиДюЛи?

Конечно сильно, десять лет даром не прошли. Появился определенный опыт, причем и в продюсерской, и в менеджерской сфере. Появились новые знания в студийной области, в композиторской работе… Выпущено восемь инструментальных гитарных альбомов, проведено множество концертов.

Но, вместе с тем, еще очень многое не сделано. Осталось много вершин, на которые еще хочется забраться.

Путь, по которому мы идем с моей замечательной командой, интересный и яркий. Мы дарим музыку слушателю. Это сложное и интересное дело, и я с радостью об этом говорю.

Кто из мировых звезд наиболее близок к вам по духу?

Я не думаю о мировых звездах, известных артистах… Мне нравится большое количество совершенно разных музыкантов и стилей. Если можно так сказать, у меня большой диапазон приемлемости – это и академическая музыка, и классическая, и фольклорная, и современная клубная электронная, и гитарно-экспериментальная, и авангардная.

Если я какой-то стиль или направление не понимаю, то пытаюсь в нем разобраться. Если, скажем, появляется какая-то перкуссионная музыка Полинезийских островов, я начинаю вникать, что же это за музыка и почему она такая, что я не получаю от нее удовольствия. Я стараюсь в ней разобраться, понять, как она построена, в чем ее изюминка. Понимаю, что она вся построена на ритмах, на перкуссионных звуках, что там полиритмия – несколько ритмических рисунков, которые пересекаются, дополняя друг друга. И через какое-то время я начинаю получать удовольствие от такой музыки.

Если появляются какие-то новые направления в транс-музыке, в клубной культуре, я начинаю вникать и в нее. Это не так сложно, и мне достаточно нескольких часов, чтобы послушать, понять, изучить и получить потом удовольствие от самых интересных, ярких экспериментов в этой области.

Это касается любого стиля, любого направления. Я не отгораживаюсь от музыки, которая мне не нравится, я стараюсь в ней разобраться и понять ее. И в моей композиторской работе, продюсерской и профессиональной деятельности это очень помогает.

Так что вот такой у меня подход к музыкальной и мировой культуре. Я делю для себя всю музыку на две категории – на хорошую музыку и на плохую музыку. На ту, которая меня «цепляет», и ту, которая не «цепляет».

Легко ли у вас происходит процесс сочинения музыки? Или мучаетесь над каждой нотой?

Ну вы знаете, бывает по-разному. Некоторые произведения пишутся сразу, мгновенно. Я вот сейчас скажу уникальную вещь. У меня бывают ситуации, когда от сочинения музыки до мастеринга уже готового трека проходит часов пять-шесть. Поразительно, но это так. То есть, я беру инструмент, у меня сразу появляется в голове идея, я тут же звоню звукоинженеру, он приезжает ко мне в домашнюю студию, мы сразу ставим микрофоны, записываем, я наигрываю вторую партию, третью, затем все сводится и к вечеру готов мастер-трек. Все, произведение готово!

Иногда бывают произведения, которые делаются годами. Видите – иногда пару часов, иногда несколько лет. Потому что меняются мои внутренние ощущения.

У меня есть много каких-то наработок, фрагментов, музыкальных фраз. Что-то наиграно, что-то отложено в ящик. Этот процесс непредсказуемый и не имеет каких-то четко очерченных рамок.

Все очень индивидуально. Иногда процесс сочинения мучителен, а иногда произведение легко выходит из-под пера.

Можете ли вы сочинить музыку просто потому, что это надо сделать к понедельнику?

Вы знаете, если это делать из-за спортивного интереса, то, конечно, можно. Проблем здесь никаких нет, потому что когда ты всю жизнь сочиняешь, записываешь, владеешь студийными технологиями, знаешь все методы и приемы, то можно сделать все что угодно. Но получившееся произведение внутренне не будет со мной связано. И будет ли эта музыка иметь резонанс в сердцах слушателей, неизвестно.

Но технически такая задача осуществима. Скажем, если мне скажут к понедельнику сделать красивую лирическую балладу, я тут же сяду, за пару минут ее сочиню, за пару часов ее запишу и сведу. Проблем никаких нет. Но нужно ли это вообще делать?

Я на заказ не пишу и никогда так не работаю. Когда ко мне как к композитору обращаются режиссеры, кинопродюсеры с вопросом, возможно ли написать такую-то тему или нет, я говорю – нет, на заказ я писать не буду. В этой музыке не будет того градуса искренности, к которому я привык в своей жизни и в творчестве. И поэтому, ребята, если вы хотите взять мою музыку, берите, послушайте мои альбомы – и с симфоническим оркестром, и с группой, и с сольной гитарой. А потом выбирайте. Если вы что-нибудь подберете к своему фильму, я буду только рад. Обычно так и происходит – музыка в кино, в театрах, в постановках, в спорте попадает уже с альбомов, записанная. А на заказ я не писал, и писать не собираюсь.

Хорошо ли вы разбираетесь в современных технологиях записи?

В своей музыке я нашел свой стиль, свои приемы игры, свои инструменты, и, конечно, выработал свою технологию звукозаписи. У меня свой, ни на кого не похожий принцип записи музыки. Определенные микрофоны, гитары, методика работы. Это в какой-то степени является секретом – моим профессиональным, техническим, музыкальным секретом, назовите это как хотите. Так как я работаю в студийной записи уже много лет, то, конечно, я разбираюсь в современных технологиях записи, но повторюсь: моя технология немножко отличается от общепринятой. Мой алгоритм работы очень комфортен и результативен для меня самого, позволяет воплощать любые мои фантазии.

Используете ли компьютер при сочинении и аранжировке? Какими программами пользуетесь?

Конечно же, современные компьютерные технологии, секвенсоры, звуковые библиотеки и модули – все блага, которые нам принесла цивилизация, я использую по полной программе. Активно используется все: и аналоговая, и цифровая техника, и ламповые приборы, и всевозможные способы записи звука. Золотая эра звукозаписи, которая выпала на 1960-1970 годы, принесла массу открытий в этой области, и я довольно плотно их изучал. Как располагать микрофоны при записи, какие используются приемы при компрессии и эквализации сигнала – все это мной изучалось в юности, и потом уже стал применяться на практике, в работе. Так что, конечно, современные технологии используются плотно.

Что касается используемых программ, то их несколько. Как правило, это Cubase и Nuendo для PC. А вообще, то или иное произведение требует и разного «программного» подхода. Мне очень нравится специфическая синхронизация сэмплов в программе ACID. Это уникальный алгоритм, с ним можно добиться интересного результата. Есть еще несколько программ с различными «фишками», которые используются в различных ситуациях. Замечательная команда звукоинженеров мне в этом помогает, но, повторюсь, я сам в это глубоко вникаю. Мне нужно знать всю природу звука – от того момента, когда я его извлекаю, до его оцифровки с заданной разрядностью и попадания на аналоговую ленту. Каждая запись, каждое произведение и каждая сыгранная нота проходит мой личный тщательный контроль. Если можно так выразиться – госприемку. Послушайте, друзья, мои композиции, и вы это почувствуете в каждой ноте. Вы услышите не только композиторские решения, но и аранжировочные моменты, приемы записи.

В одном из последних альбомов, который был сделан с симфоническим оркестром, вообще была проведена титаническая работа. Но и результат получился замечательный. Я рад, что этот альбом увидел свет.

Как вы записываете гитару на студии?

По-разному. Если это соло-гитара с ярким, конкретным звуком, то используется определенный набор микрофонов. Если у гитары глуховатый, низкий и глубокий звук, и используется она в аккомпанирующих партиях, то применяются другие микрофоны. Иногда используется стереофонический съем звука гитары. Иногда можно поэкспериментировать с пьезоэлектрическим звукоснимателем. Можно попробовать записаться с комбиком, а можно и в линию. Применяется и дабл-трек. То есть, все определяется конкретной задачей. Приемов записи настолько много! Благо мне, как аранжировщику, композитору и человеку, разбирающемуся в студийных технологиях, уже заранее известно финальное звучание того или иного произведения. То есть, когда я сочиняю, я уже знаю, какой должен быть звук, каким приемом будет записана та или иная гитара и какие струны на ней должны быть установлены. Знаю тональность, знаю темп. Темп очень важен! Важно знать, будет ли прописываться карта темпа или все будет записываться ad libitum. Все это известно заранее, и в результате записи получается хороший, качественный музыкальный трек. Конечно же, бывают и неудачи, но в любом случае четкое представление того, каким образом будет производиться запись и правильный выбор микрофонов гарантирует успех.

Не планируете ли вы выпускать учебные пособия, в том числе и видеошколы, по гитаре?

Дело в том, что я плохой педагог. И есть еще одна особенность. Я нашел свой, ни на кого не похожий стиль, свои приемы игры, не слишком принятые в классической гитарной школе. Поэтому я не очень рискую об этом говорить, а тем более учить. Так что видеошкол не планируется.

Но что я планирую точно – это рассказать и показать то, как я играю то или иное произведение, по крайне мере из тех, которые играются в живой концертной программе. Многие из них вызывают при исполнении сложность у музыкантов. Они иногда говорят: «знаешь, там так сыграно, что не всегда можно разобрать, какая нота звучит или какой прием звукоизвлечения используется». Поэтому какие-то произведения мне хочется разложить по полочкам, показать, как это сыграно. Плюс к этому я хочу подготовить альбом «минусовок» – фонограмм без гитары и прочих сольных партий.

А выпускать учебные пособия особого желания у меня нет. Я думаю, что это и не нужно. Есть концерты, есть DVD… Приходите на концерт, там можно учиться и смотреть, кто такой есть ДиДюЛя, сравнить студийные и концертные работы.

80 процентов моей музыки – это достаточно простые произведения, которые может сыграть любой более или менее подготовленный музыкант. Другой вопрос – сможет ли он сыграть их метроритмически так же, сможет ли он так же чувствовать сустейн, динамику звука, акцент? В микроритмике очень много нюансов. То есть, сыгранно, вроде просто, но какая-то нота звучит на сотую долю секунды раньше, какая-то – позже. Вроде сыгранно всего три ноты, но они сыгранны так, как их может сыграть только ДиДюЛя. Я это говорю потому, что мне присылают записи другие музыканты, играющие мою музыку. И я вижу, что они ее играют совершенно по-другому. Они играют те же ноты, играют, вроде, все правильно, но… не так. Потому что у меня существует какое-то свое стилистическое видение звука. В этом и заключается таинство мелодии, таинство самой музыки, которая со стороны кажется очень простой. А за каждой нотой стоят переживания, чувства.

Как вы считаете, в музыке фламенко техника игры играет главную или второстепенную роль?

Да, действительно в последние годы музыка фламенко стало почему-то ассоциироваться с техникой, со скоростью игры. И если послушать записи 1950-х, 1960-х годов, когда какой-нибудь обычный дедушка сидит и музицирует, то можно заметить, что у него нет таких скоростей, какие есть, скажем, у Пако де Лусии или у Жерарда Нунеза. Но в музыке фламенко, как и в любой другой музыке, главным являются все-таки эмоции, энергия, искренность. И вся техника уходит куда-то на десятый план. Замечательно, когда у музыканта есть техника, но главное, чтобы был грамотный баланс этой техники со всем остальным музыкальным багажом. Конечно, музыканту всегда хочется блеснуть техникой, И он ее везде показывает, в каждом произведении, теряя при этом саму музыку. Поэтому про музыку лучше не забывать.

Естественно, во фламенко техника нужна, как и в любой другой области. Но она не является главной. Если у вас нет физиологических возможностей быстро играть, вы не можете выучить быстрый пассаж – не расстраивайтесь, используйте то, что можете, и углубитесь в эмоции, в душу, переживания. Это гораздо важнее и действует на слушателя гораздо сильнее, чем все самые распрекрасные техники вместе взятые. Быструю технику можно слушать ровно пять минут, а потом у слушателя возникает вопрос – а где же, собственно, музыка? Где мелодия?

А вот для того, чтобы выразить в музыке свои эмоции, нужно иметь многое – определенную жизненную позицию, широкий кругозор, понимать, что именно ты хочешь выразить в произведении, И это уже внутренняя, духовная работа. У любого педагога главной задачей является научить ученика духовной, сопереживательной игре. А потом уже техника.

И есть еще такой момент. Не у каждого человека есть физическая возможность играть быстро, технично, четко. У всех по-разному устроены руки, есть определенные недостатки в мышцах, в реакции. Если мы все будем равняться на Пако де Лусию и смотреть, как он быстро играет, мы будем думать, что у нас так никогда не получится… И будут руки опускаться. Это будет большая ошибка. Пако де Лусия, прежде всего, глубокий музыкант, хотя в свое время очень много времени уделил своей технике игры. И, к сожалению, он стал заложником этой своей техники. В большей степени музыканты на него смотрят и ждут, когда же он сыграет какой-нибудь технический пассаж. И когда он его быстро сыграл, они облегченно вздыхают: «О, Пако сыграл быстро, значит он еще в форме, все здорово!» А его форма-то как раз не в скорости, не в беглости, а именно в глубине музыки. А техника для него не имеет никакого значения, он к ней совершенно не относится серьезно, для него это просто второстепенный элемент творчества.

Так что с техникой нужно быть очень осторожным, это коварная и опасная вещь.

Играете ли вы когда-нибудь медиатором?

Я могу играть медиатором. Но у меня есть собственный прием игры – играть указательным пальцем как медиатором. Этот медиатор у меня всегда под рукой в буквальном смысле. Мое звукоизвлечение, постановка и положение правой руки позволяет мне гибко играть или пятью пальцами, или одним пальцем как медиатором. В каждом произведении, в каждом конкретном случае я использую разные приемы игры. Но медиатор на концерте я не использую.

Насколько хорошо вы играете на фортепиано?

Очень поверхностно, очень плохо. Какие-то аккордовые построения я, конечно, сделаю, но сыграть что-то более или менее сложное я не смогу. Так что, к сожалению, на фортепиано я не играю.

Сколько инструментов приходится возить с собой на гастроли? Есть ли среди ваших гитар основная?

Группа у меня состоит из шести музыкантов, и у всех большой набор различных инструментов. Возим большую кучу барабанов. Как правило, это два малых барабана, бочка… Ставятся триггеры, которые добавляют к акустическому звучанию барабанов электронные звуки с MIDI-модуля. Приходится возить большой перкуссионный сет – это конги, бонги, кахоны, цимбалы, рототомы, крэши…

Конечно же, берем клавишные инструменты, много всяких. Используем playback, когда включаются определенные фразы, сэмплы, иногда запускается какой-нибудь бит, добавочные треки. То есть, используются абсолютно все современные технологии, применяемые в живых концертах.

Возим духовые инструменты, MIDI-духовые, дудки всякие: наи, рожки, дудуки, сопелки, гуделки. Возим бас-гитары, ладовые и безладовые, четырех-, пяти- и шестиструнные. Всевозможные процессоры эффектов, бас-гитарную обработку.

У меня, как у бэнд-лидера, пять основных инструментов. Это электроакустическая гитара Godin Grand Concert с нейлоновыми струнами, отличная гитара Taylor с металлическими струнами, две акустические гитары мастера Александра Козырева плюс греческая бузука. Вот это мой набор инструментов, который сопровождает меня на всех концертах.

Назвать какой-либо инструмент основным я не могу – они все основные. Все пять тембров, все пять звуков – уникальны.

Я также использую радиосистему. Обработка сигнала проводится уже звукорежиссером. Саундчек занимает очень много времени. В инструментальном концерте все построено на звучании, на аранжировочных решениях. И на концерте, который длится 2,5-3 часа, к качеству звучания гитар и всей команды в целом подходят очень серьезно. Наш технический райдер – один из самых сложных в России, но, как правило, нашими промоутерами и тур-менеджерами его удается выполнять. Так что особых проблем со звуком мы не испытываем. Наши концерты очень яркие, интересные, эффектные. Мне приятно об этом говорить, так как они выполнены на мировом уровне, что подтверждают наши коллеги из Америки, из Германии, бывшие на наших концертах. Собственно, все это отражается на наших DVD, которые мы периодически выпускаем.

А где приобретаете свои гитары?

По-разному бывает. Иногда я могу их купить в гастрольных поездках, случайно. Иногда их делает мастер, уже упоминавшийся ранее Александр Козырев. Бывает, я покупаю гитары на eBay, вслепую. Если вижу у коллег уникальный инструмент, могу купить у них.

На сегодняшний день моя коллекция гитар насчитывает 25 инструментов. Это и акустические, и электроакустические инструменты, как с нейлоновыми, так и с металлическими струнами. Есть греческие бузуки и дутар, есть безладовые гитары. Коллекция большая, но это не музейная коллекция, не экспонаты. Это реально действующие студийные и концертные инструменты, которые активно используются.

А есть ли у вас в коллекции электрогитары?

У меня нет электрогитар. Так уж сложилось, что у меня завелась дружба с несколькими очень хорошими музыкантами, которые играют на электрогитарах. Поэтому, когда в студийной работе возникает вопрос о записи электрогитары – а такое нечасто, но бывает – я их просто приглашаю. Они приносят свои комбики, примочки, инструменты, и играют то, что требуется.

У меня есть желание купить хорошую электрогитару, типа Gibson SG, на которой играет Ангус Янг. Мне она нравится, она из моей молодости, из моего детства, поэтому мне и хочется такую гитару. Но я хочу купить реально раритетный инструмент того времени с хорошим, разыгранным корпусом, с хорошим сустейном и отличным звуком. Поэтому, если мне попадется такая гитара, я ее с удовольствием приобрету, вспомню молодость, поиграю на ней, поэкспериментирую. Вряд ли я эту гитару буду использовать в концертах, но в каких-то студийных набросках это вполне возможно. Именно эта модель Gibson мне очень нравится и подходит мне, она удобна для меня по грифу и по форме.

Не тяжело ли на сцене «делать шоу» и одновременно играть техничные вещи?

Я не «делаю шоу», я просто играю музыку, а внутренняя энергия, драйв как-то подбрасывает меня, и в каких-то произведениях меня начинает носить, бросать, подкидывать на сцене. Специально я ничего не делаю, это просто музыка… Музыка во мне. И я ее просто дарю зрителям.

А об игре технических пассажей я просто не думаю. Для меня все это органично и естественно – во время концерта двигаться, подпрыгивать, подходить к другим музыкантам. Но где-то я могу камерно сидеть на стульчике и не двигаться. Потому что определенная музыка меня так умиротворяет, что я растворяюсь в этом музыкальном пространстве.

Так что трехчасовой живой концерт абсолютно разный по музыке, по динамике, по эмоциям. В нем есть все – взрывы, подъемы, радость, разочарование, смех и слезы. И поэтому в течение концерта я тоже разный.

Не хотите ли написать пару вещей с вокалом?

Вообще-то вокал активно присутствует на моих студийных работах, а на концертах он звучит в виде сэмплов. Но тут, знаете, как звезды совпадут. Если я найду интересный тембр, и мне вокалист понравится, то я могу использовать его вокал как инструмент, привнося определенную тембровую окраску в то или иное произведение. Практически в каждом альбоме есть такое произведение.

Так что я всегда воспринимаю голос как музыкальный инструмент с интересным тембром. Но не всегда хочется, чтобы были слова, чтоб у песен была смысловая нагрузка. Потому что далеко не всегда это нужно. Я делаю инструментальную музыку, я ее люблю, обожаю, это то, в чем я растворяюсь и получаю безумное удовольствие и счастье.

И насколько востребована такая инструментальная музыка?

Очень востребована! Это постоянно развивающийся жанр. Причем не только гитарный, но и скрипичный, фортепианный, электронный, этнический. Может быть, у нас в стране это развитие идет с отставанием, а скорее даже с гигантским отставанием, но тут проблема заключается в том, что у нас нет института продюсирования. Есть хорошие музыканты, но нет специализированного лейбла, который занимался бы только инструментальной музыкой. В частности – гитарной инструментальной музыкой. В любой развитой западной стране есть лейбл, который занимается только инструментальной, только гитарной, и только акустической музыкой, вы понимаете! А на всю нашу огромную страну нет такого лейбла! Нет продюсеров, нет продюсерских центров в этой области музыки. То есть, проблема чисто экономическая, выходящая за рамки творчества. Именно поэтому я стал сам заниматься продюсированием. Когдя я в 1998 году приехал в Москву, я понял, что здесь все достаточно сложно. И стал сам заниматься изучением продюсерских принципов – как общаться с людьми, как общаться со звукозаписывающими компаниями, как убеждать, как выискивать возможность для съемок клипа, для записи. Как правильно подавать музыку, позиционировать ее, найти свою целевую аудиторию, работать с продвижением, с PR. Был выполнен огромный объем работы, и я до сих пор учусь, чтобы досконально понять механизм работы – не музыкальной, а именно организаторской. Это безумно сложная, но и интересная работа, и мне ее приходится выполнять. Сейчас может быть в чуть меньшей степени, чем раньше. Но в то время мне приходилось достаточно много работать. Мне было очень тяжело. Я приехал из маленького белорусского городка в Москву, этот огромный, динамичный, непростой город, где надо было начинать все с нуля. Были идеи, красивые мелодии, музыка. Был вектор – куда двигаться. И люди мне верили, шли за мной, организовалась команда, снимались первые клипы, записывались первые альбомы, делались первые шаги в области рекламы. И таким образом постепенно раскачивалась вот эта лодка под названием «ДиДюЛя».

Что надо делать для своей раскрутки конкретно? Не полениться пораньше встать, поехать познакомится с нужными людьми, отослать свое предложение, встретиться, поговорить, опять встретиться… Быть в постоянном движении, и не только музыкальном движении. Тут никаких секретов нет, все просто. А активная жизненная позиция поможет вам.

Но еще раз говорю – у нас в стране это сложно. И мне хочется помогать молодым, начинающим музыкантам. Мне присылают много демозаписей, есть интересные имена, и я в этом направлении уже предпринял кое-какие шаги. Мной спродюсирован и выпущен альбом Дениса Асимовича, потрясающего классического гитариста. Альбом феноменален по звуку, по качеству, по исполнению и по внешнему виду. Это музыка с настроением, которая нашла отклик на Западе и переиздается в Европе. Но это академическая музыка.

Есть мысль поработать в современном жанре, в современной стилистике, есть интересные имена, поэтому определенные шаги предпринимаются и в этом направлении.

Так что я с удовольствием принимаю все демозаписи, фото- и видеоматериалы, которые мне приходят, захожу на сайты музыкантов, знакомлюсь с их творчеством. То есть, активная работа в этом направлении ведется.

Считаете ли вы себя успешным гитаристом?

Ну, я не считаю себя успешным гитаристом, я считаю себя просто музыкантом, композитором, который делает музыку, а главным инструментом для передачи этой музыки является гитара. У нас почему-то очень четко делят – гитарист и музыкант. Такого не должно быть. Есть просто одно понятие – музыкант. Он может играть на гитаре, а может играть на каком-либо другом инструменте… Мне это разделение не нравится.

Успешный или не успешный – это тоже абстрактное понятие. Все познается в сравнении. Я себя позиционирую как человека, который много работает, получает удовольствие от выступлений, от сочинения музыки, от самого процесса музицирования. А понятие успешности для меня абсолютно расплывчато и ничего не значит. И не влияет на меня как на композитора и на личность. И даже как-то напрягает. Вот вы мне сейчас этот вопрос задаете, а меня даже несколько коробит. Я просто музыкант, который играет и сочиняет.