Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  «Персимфанс» и Дюссельдорфский симфонический оркестр выступят с концертной программой в Концертном зале им. П.И. Чайковского. "Нечеловеческая музыка" - концерт-праздник оркестра Персимфанс с участием Düsseldorfer Symphoniker Из истории симфонии

«Персимфанс» и Дюссельдорфский симфонический оркестр выступят с концертной программой в Концертном зале им. П.И. Чайковского. "Нечеловеческая музыка" - концерт-праздник оркестра Персимфанс с участием Düsseldorfer Symphoniker Из истории симфонии

Итак, сегодня мы расскажем вам про рождение джаза в СССР.

Интерес к джазу, как к музыкальному направлению, возник в послереволюционные годы. Одним из первых, кто обратил внимание на этот стиль музыки, стал поэт Валентин Парнах. Именно он написал первые очерки на джазовую тематику и привлек к нему внимание советской публики. В 1922 году в столице появился первый джазовый ансамбль или, как было заведено говорить в то время, «джаз-банд». Дебют ансамбля прошел в одном из известных залов театрального искусства. Концерт прошел в октябре 1922 года и имел большой успех.

Огромную роль в становлении джаза сыграли два человека: москвич Леонид Варпаховский и харьковчанин Юлий Мейтус. Эти люди сформировали первые джазовые коллективы. Для республики Советов такой жанр музыки был в диковинку и не имел сложившихся традиций и правил. Репертуар джазовых коллективов того времени не носил какого-то определенного характера, поскольку главным ориентиром для музыкантов являлась музыка американских ансамблей Фрэнка Уитерса и Сэма Вудинга, гастролировавших в европейской части в 20-е годы. Новое направление вызвало бурные споры и жтвой интерес советской публики.

Следующим этапом в развитии джаза стало создание оркестра, который возглавил Александр Цфасман в 1927 году в Москве. Ответом столице стал ленинградский оркестр под управлением Леопольда Теплицкого, появившийся в эту же пору. Мастерство отечественных исполнителей джаза неуклонно росло. Костяк репертуара ансамблей составили зарубежные пьесы и транскрипции классических джазовых произведений, а также блюзов и госпелов. Наркомпрос принял решение отправить Теплицкого в штат Филадельфию, чтобы перенять опыт создания музыки для, популярных на то время, немых фильмов. Побывав в Нью-Йорке, руководитель советского коллектива был просто очарован творчеством Пола Уайтмэна и его оркестра, в дальнейшем получившее название «симфоджаз».

Немалый вклад в становление отечественного джаза внесла «Ленинградская джаз-капелла»- оркестр созданный Георгием Ландсбергом и Борисом Крупышевым в Ленинграде в 1929 году. Большим прорывом стало появление в репертуаре коллектива пьес начинающих советских авторов: Алексея Животова, Николая Минха, а так же Генриха Терпиловского и других, наряду с известными зарубежными пьесами. Их стилю была присуща академическая направленность. За шесть лет своего существования «Джаз-капелла» оказала огромное влияние на укрепление позиций джаза в стране Советов.

Афиша концерта

Оркестр сыграл Прокофьева без дирижера.

На вечере в Большом зале консерватории симфонический оркестр без дирижера с блеском сыграл самые разные произведения 1910-1930-х годов, от знаменитого концерта Прокофьева для скрипки с оркестром до “кантаты” Даниила Хармса.

Звучное название “Персимфанс” расшифровывается как “Первый симфонический ансамбль”. Отличие ансамбля от оркестра в том, что он, вопреки правилам, принципиально играет без дирижера.

Такой ансамбль был создан в Москве в 1922 году молодыми музыкантами, мечтавшими перенести коммунистические идеалы в такое буржуазное дело, как симфоническая музыка. Самое удивительное, что им это удалось: по отзывам современников, Персимфанс на диво слаженно и мощно исполнял сложнейшие произведения классического репертуара.

Но к 1933 году демонстрация возможности решения большим коллективом сложных задач без чуткого единоличного руководства стала несколько несвоевременной – и Персимфанс был распущен.

Чтобы возродиться в 2009, усилиями таких же молодых авангардистов-архаистов с консерваторской выучкой, в первую очередь – пианиста Петра Айду и контрабасиста Григория Кротенко.

Впрочем, контекст в XXI веке уже другой. Не столько политический, сколько музыкальный. Ведь джаз-банды “пост-бопа” и особенно группы прог-рока, такие как King Crimson, приучили нас к тому, что “навороченную” музыку можно играть без нот на пюпитрах и дирижера за пультом – зато с изрядной дозой театрализации.

Именно это и было явлено на концерте нового Персимфанса 9 апреля 2017 года в такой цитадели академизма, как Большой зал Московской консерватории. Впрочем, программа была авангардной в меру. В ней были заявлены восточная симфоническая поэма Сергея Ляпунова “Гашиш” (1913) по одноименной поэме Арсения Голенищева-Кутузова, 1-й концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева (1917), симфоническая сюита “На Днепрострое” Юлия Мейтуса (1932) и кантата Даниила Хармса (!) “Спасение” (1934).

Начал Персимфанс с “Днепростроя”. Автор сюиты известен как правоверный соцреалист, автор позабытых нынче опер “Братья Ульяновы”, “Рихард Зорге”, “Ярослав Мудрый”. Но в 1920-е именно он создал первый на Украине джаз-бэнд и единственным из “серьезных” композиторов интересовался такой авангардной штуковиной, как “пролетарские шумовые оркестры” – намного опередившие “нойз” и “индастриал” электронной эпохи!

В сюите 32-го года, звучащей редко, эти его интересы нашли прямое выражение. И – да, это действительно звучало порой как прог-рок. Только не на гитарах и синтезаторах, а на инструментах большого симфонического оркестра, от арфы до ударных. Еще больше этот странный эффект проявился во “внеплановом” произведении Мейтуса, не заявленном ранее в программе – небольшой оратории для чтеца с оркестром “Смерть Ильича”.

А вот поставив в программу скрипичный концерт Прокофьева, Персисфанс, конечно, сильно “подставлялся”. Этот концерт записывали лучшие скрипачи с лучшими дирижерами. Но скрипачка Ася Соршнева, являющаяся, несмотря на молодость, худруком фестиваля Lege Artis в австрийском городе Лех-ам-Альберге, и Персимфанс “конкуренцию” вполне выдержали. Их интерпретация одного из шедевров модернизма была порой неожиданной, но всегда убедительной.

То же можно cказать про образчик предреволюционного ориентализма – “восточную симфоническую поэму” Ляпунова, написанную на сюжет небольшой одноименной поэмы А. А. Голенищева-Кутузова, поэта и офицера. Перед началом музыки ее в сокращении исполнил актер Андрей Емельянов-Цицернаки, взявший на себя роль и чтеца-декламатора, и конферансье.

В поэме описываются дурманные грезы бедного курильщика, в которых он то возносится в рай, то низвергается в ад. Сейчас, конечно, это пряное произведение воспринимается не столько как “ориентальное”, сколько как “психоделическое” – перенося слушателей не в Среднюю Азию XIX века, а в Калифорнию 1960-х…

Последнее произведение концерта – почти что “бис”. Хармс, конечно, не оставил кантату с нотами; он разметил таблицу с текстами для четырех солистов и множеством “технических” указаний, на основании которых современный композитор Андрей Семенов “гармонизировал” текст. Персимфанс исполнил этот опус, речь в котором – о двух девушках, тонущих в море и двух отважных спасателях (“вода течет, клю-клю-клю-клю, а я люблю-люблю-люблю!”), как хоровое произведение, разбившись на 4 группы.

И тут-то, когда музыканты отложили инструменты и встали лицом к зрителям, демонстрируя молодые лица и ярко-красные, ничуть не академические одеяния, стало окончательно ясно: хотя концерт в БЗК считается “выездным актом” фестиваля Lege Artis, в действительности он является прыжком в легендарную эпоху 1920-х. Перефразируя поэта того времени: авангард – это молодость мира и его исполнять молодым!

Кто хочет стать миллионером? 21.10.17. Вопросы/ответы.

Программа «Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы.

Дмитрий Ульянов и Александр Раппопорт

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

1. 500 рублей

Как называют ничем не занимающегося человека?

A. праздничный

B. праздный

C. юбилейный

D. торжественный

2. 1000 рублей

Что говорят о человеке с недобрыми намерениями: «Держит …?»

A. рот на замке

B. камень за пазухой

C. порох сухим

D. нос в табаке

3. 2000 рублей

Что говорят о поломке какого-либо устройства?

A. побежало

B. поползло

C. понесло

D. полетело

4. 3000 рублей

Как заканчивается название песни бит-квартета «Секрет»- «Блюз бродячих …»?

D. собак

В какой бывшей республике СССР валютой является не евро?

5. 5000 рублей

C. Казахстан

D. Эстония

6. 10 000 рублей

Какую пьесу написал Лопе де Вега?

A. «Репетитор риторики»

B. «Учитель танцев»

C. «Педагог по вокалу»

D. «Преподаватель физкультуры»

7. 15 000 рублей

Как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» студенты называли профессора?

A. Лопух

B. Борщевик

D. Чертополох

8. 25 000 рублей

Кому установлен памятник напротив Театра Российской армии в Москве?

A. Кутузову

C. Суворову

9. 50 000 рублей

Как называлась канонерская лодка, сражавшаяся вместе с крейсером «Варяг» против японской эскадры?

A. «Японец»

B. «Кореец»

C. «Китаец»

D. «Россиянин»

10. 100 000 рублей

Чего не советовал делать в одном из стихотворений Иосиф Бродский?

A. открывать окно

B. ставить чайник

C. выходить из комнаты

11. 200 000 рублей

Что постоянно носил центурион как символ своей власти?

A. браслет из панциря черепахи

B. широкий чёрный пояс

C. палку из виноградной лозы

D. копьё с флажком

12. 400 000 рублей

В каком городе в 1960 году сборная СССР стала чемпионом Европы по футболу?

A. в Париже

B. в Мадриде

D. в Лондоне

Выигрыш - 200 000 рублей.

Виталий Елисеев и Сергей Пускепалис

Несгораемая сумма: 200 000 рублей

1. 500 рублей

Как закончить пословицу: «Мал золотник...»?

A. да удал

B. да силён

C. да дорог

D. да вонюч

2. 1000 рублей

Что посадил возле Кремля Матиас Руст?

B. пятно на фуражку

C. самолёт

D. картошку

3. 2000 рублей

Как называется фильм Георгия Данелии?

A. «Зимний биатлон»

B. «Осенний марафон»

C. «Весенний триатлон»

D. «Летняя регата»

4. 3000 рублей

Что из этого не кондитерское изделие?

A. меренги

B. манты

C. чак-чак

D. козинаки

5. 5000 рублей

Какое непочтительное прозвище давали раньше полицейским?

B. патриции

C. фараоны

6. 10 000 рублей

У кого нет рогов?

A. у оцелота

B. у марала

C. у жирафа

D. у джейрана

7. 15 000 рублей

Какое московское сооружение выше ста метров?

A. колокольня Ивана Великого

B. памятник Петру I

C. Троицкая башня Кремля

D. храм Христа Спасителя

8. 25 000 рублей

Сборная какой страны никогда не носила звание чемпиона Европы по футболу?

B. Бельгия

D. Португалия

9. 50 000 рублей

Какое название придумал для парусника Вениамин Каверин, а не Жюль Верн?

A. «Форвард»

B. «Дункан»

C. «Святая Мария»

D. «Пилигрим»

10. 100 000 рублей

Что такое ферт, упомянутый в старинном выражении «ходить фертом»?

A. армейский чин

B. старинное название ферзя

C. буква алфавита

D. фамилия градоначальника

11. 200 000 рублей

Какую фамилию носил русский генерал в фильме бондианы «Вид на убийство»

B. Гоголь

C. Достоевский

Выигрыш - 0 рублей.

Сати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов

Несгораемая сумма: 400 000 рублей.

1. 500 рублей

Что, если верить известному фразеологизму, может стать причиной бешенства?

A. жир

2. 1000 рублей

Как называется железнодорожная линия, отходящая в сторону от главного пути?

C. ветка

3, сообщает сайт. 2000 рублей

Без чего чаще всего обходятся приглашенные на фуршет?

A. без закусок

B. без стульев

C. без вилок

D. без обуви

4. 3000 рублей

Что не предназначено для полётов?

A. вертолёт

B. квадрокоптер

C. дельтаплан

D. омнибус

5. 5000 рублей

Кем были подружки из стихотворения «Мы с Тамарой» Агнии Барто?

A. цветочницами

B. поварихами

C. санитарками

D. пловчихами

6. 10 000 рублей

Кто соревнуется в турнире «Белая ладья»?

A. кораблестроители

B. юные шахматисты

C. яхтсмены

D. мастера ледяной скульптуры

7. 15 000 рублей

Как на сленге программистов называют непонятные символы, возникающие из-за сбоя кодировки?

A. горилламы

B. павлиндюки

C. тараканарейки

D. кракозябры

8. 25 000 рублей

Как называется основной узел пылесоса?

A. компрессор

B. карбюратор

C. раздаточная коробка

D. камера сгорания

9. 50 000 рублей

Кто из перечисленных морских обитателей рыба?

A. лангуст

B. кальмар

C. каракатица

D. морской конёк

10. 100 000 рублей

Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому?

A. фонтан

B. памятник генералу Скобелеву

C. цветочная клумба

D. церковь

11. 200 000 рублей

Чем отличался Первый симфонический ансамбль, созданный в Москве в 1922 году

A. музыканты играли стоя

B. играли без нот

C. не было дирижёра

D. музыканты были самоучками

Выигрыш - 0 рублей.

Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль , также Первый симфонический ансамбль Моссовета ) - оркестр , существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Отличительной чертой этого оркестра было отсутствие в нём дирижёра (отчасти восполнявшееся позицией концертмейстера, располагавшегося на возвышении лицом к оркестру). Первое выступление коллектива состоялось 13 февраля 1922 года.

Созданный по инициативе скрипача Льва Цейтлина под влиянием большевистской идеи «коллективного труда», Персимфанс стал первым высококлассным коллективом, которому удалось воплотить в жизнь симфоническое исполнение, основываясь лишь на творческой инициативе каждого из музыкантов. На репетициях Персимфанса использовались методы, применяемые на репетициях камерных ансамблей, решения по вопросам интерпретации принимались коллективно. Среди членов Персимфанса были крупнейшие музыканты того времени - солисты оркестра Большого театра, профессора и студенты Московской консерватории. Исполнение оркестра отличалось большой виртуозностью, яркостью и экспрессивностью звучания. По примеру Персимфанса оркестры без дирижёров появились также в Ленинграде, Киеве, Воронеже и даже за границей - в Лейпциге и Нью-Йорке. Об этом оркестре восторженно отзывался Сергей Прокофьев , исполнивший с ним в 1927 году свой Третий фортепианный концерт. В том же году оркестру было присвоено почётное звание «Заслуженный коллектив СССР». В конце 1920-х годов в коллективе наметились разногласия, и в 1932 году он был распущен.

Персимфанс сыграл важнейшую роль в культурной жизни Москвы 1920-х годов, повлиял на развитие исполнительской школы и на формирование симфонических коллективов более позднего времени (Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио в 1930 году и Госоркестра СССР в 1936). Еженедельные концерты Персимфанса в Большом зале Московской консерватории пользовались огромным успехом, кроме того, оркестр часто выступал на фабриках, заводах и других заведениях. Репертуар коллектива подбирался очень тщательно и был весьма обширен.

The First Symphony Orchestra without a conductor PERSIMFANS-- a landmark of early Soviet musical life, which transformed the way symphonic music is played, p...

В 2009 году проект Персимфанс получил второе рождение под руководством российского композитора и мультиинструменталиста Петра Айду.

Библиография

  • Понятовский С. П. Персимфанс - оркестр без дирижера. - М.: Музыка, 2003. ISBN 5-7140-0113-3

Первый симфонический ансамбль Моссовета

симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л.М. Цейтлина. В состав Персимфанса вошли оркестранты Большого театра, профессора и студенты консерватории. Работу Персимфанса возглавлял художественный совет из состава его участников. С 1925 Персимфанс давал еженедельные абонементные концерты. С Персимфансом сотрудничали пианисты К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Софроницкий, вокалисты А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, а также зарубежные исполнители. Персимфанс выступал в крупнейших московских концертных залах, в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках. Правление в 1926-29 издавало журнал «Персимфанс» тиражом 1,7 тыс. экземпляров. Прекратил существование в 1932.

Литература: Цуккер А., Пять лет Персимфанса, М., 1927.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Первый симфонический ансамбль Моссовета" в других словарях:

    Первый симфонический ансамбль Моссовета, симф. оркестр без дирижёра. Засл. коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Моск. консерватории Л. М. Цейтлина. П. первый в истории муз. иск ва симф. оркестр без… … Музыкальная энциклопедия

    Первый симфонический ансамбль Моссовета, симферопольский оркестр без дирижёра. Основан в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л. М. Цейтлина; существовал до 1932. Заслуженный коллектив республики (1927). В составе П.… … Большая советская энциклопедия

    - (Первый симфонический ансамбль Моссовета), симфонический оркестр без дирижёра. Работал в 1922 32 (организатор Л. М. Цейтлин). Заслуженный коллектив Республики (1927). * * * ПЕРСИМФАНС ПЕРСИМФАНС (Первый симфонический ансамбль Моссовета),… … Энциклопедический словарь

    - (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета) оркестр, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Отличительной чертой этого оркестра было отсутствие в нём дирижёра. Первое выступление… … Википедия

    - (Первый симфонический ансамбль Моссовета) симфонический оркестр без дирижера. Работал в 1922 32 (организатор Л. М. Цейтлин). Заслуженный коллектив Республики (1927) … Большой Энциклопедический словарь

    Концерт Персимфанса в Большом зале консерватории. Москва. Персимфанс Первый симфонический ансамбль, симфонический оркестр без дирижёра. Заслуженный коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Л.М. Цейтлина. В состав… … Москва (энциклопедия)