Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Цветовые пространства sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB. Какое выбрать. Какое цветовое пространство выбрать

Цветовые пространства sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB. Какое выбрать. Какое цветовое пространство выбрать

Я и так снимаю в RAW. От Jpeg отказался после поездки на последний настоящий Дакар, для которой выбрал Jpeg из экономии, в результате и кату не забил и потерял возможность вытянуть некоторые снимки.

Но дело не в этом... Получив фотографию в RAW ее приходится скармливать различным программам - начиная со стандартного конвертера до программ создания HDR (иногда получается интересно). Я могу из адоба сделать в конвертере sRGB - не проблема.

Но что даст мне использование sRGB или AdobeRGB в RAWe в программах для обработки HDR (типа Photomatix, Dinamic Photo HDR)? Они хавают RAW. Но когда они его хавают - для них имеет значение то цветовое пространство, которое в этом RAW установлено? Я не снимал в том и другом одно и то же, но может кто-то пробовал?

Различные RAW конвертеры и разные редакторы, которые принимают RAW или TIFF после конвертации... Мы их используем в качестве промежуточного звена между самим файлом и отображением-печатью. Они проглотят любой Color Space, конечно... Но фотографию хочется довести до лучшего. В том числе и до лучшего на печать.

Для того же NetPrint есть в наличии профили их оборудования. К сожалению я настолько туп, что не до конца понимаю, как с этими данными нужно манипулировать для получения наилучших рузельтатов на выходе (отпечаток).

Как в принципе это сделать (что бы получить наилучший результат) и что для наилучшего результата (для печати) предпочтительно - будет у нас в заголовке AdobeRGB или sRGB?

Вопрос возник прежде всего из за того, что последняя партия фотографий на стену... почти вся получилась так, как ожидал... Но некоторые снимки вышли с перебором в красное. А как раз красного в общей массе меньше по сравнению с sRGB в AdobeRGB если мы имеем дело с равномерным распределением цветов. Т.е. AdobeRGB дает больше в области синего и зеленого и если мы нормализуем площади охвата пространств к одному, то получим, что для красного остается меньше площади. Очевидно это сыграло какую-то роль на том оборудовании, на котором выполнялась печать. Оно и очевидно и вероятно - профили влияют сильно на все здесь.

Так как правильно делать? Как воевать с этими профилями (имея их, у меня есть даже профили для монитора(ов) моих, полученных при разных освещениях). Как мне довести цвета от нажатия на спуск затвора до отпечатка в наилучшем виде?

В нете то, что находил - достаточно туманно. Много воды но вот конкретики - "как сделать" что-то не попадается мне. Создается впечатление, что большая часть людей, которая пишет об этом обладают теми же знаниями, что и я - да, мы знаем что это и как в теории, что такое цевтовые пространства то же в принципе представляем, но преобразованиями и связанной с этим цветокоррекцией занимайтесь как-нибудь сами.

А мне бы хотелось побольше конкретики. Тем более, что есть у меня некоторые проблемы с цветовосприятием (знаете такие тесты, где в шариках циферки и фигурки зашифрованы). Мое восприятие цвета жить никак не мешает - просто отношение каналов (RGB) чуть другое, чем других мужчин (а тем более у женщин, мы с ними различаемся в этом вопросе). И оно мешает разве что в программной калибровке монитора (для этого лучше привлекать жену или женщину - совет мужчинам). И обработанные кадры мы все воспринимаем одинаково (с точки зрения нашего IMHO, если они естественны). Вот бы только довести с минимумом потерь информации (возможным минимумом) до печати, до Jpeg из HDR и прочего. От сюда и все вопросы.

Как показала практика работы с учениками, вопрос правильного выбора цветового пространства при обработке изображений в фотошопе очень актуален.

Большинство, наслушавшись рекомендаций многочисленных гуру о том, что настоящие джедаи работают только в Adobe RGB или ProPhoto RGB, настраивают фотошоп для работы в широких цветовых пространствах, не понимая толком как достоинств оных, так и недостатков. О пространстве sRGB они и слышать не хотят.

На вопрос о причинах выбора именно этого цветового пространства мало кто может дать достаточно вразумительный ответ. Обычно самые распространенные ответы о широких цветовых пространствах сводятся как раз к широте цветового охвата, то есть, возможность получать более яркие и насыщенные цвета, а также к большей точности управления цветом.

На самом деле, в случае использования широких цветовых пространств точность работы с цветом, точнее, точность его математического описания, как раз страдает. Дело в том, что фотошоп, как и любая компьютерная программа, оперирует дискретными данными. То есть, к примеру, 256 градаций яркости на один канал изображения будут более точно описывать именно узкое цветовое пространство, нежели широкое.

Иначе говоря, в более широком цветовом пространстве повышается риск возникновения видимой постеризации изображения. Особенно это актуально для пространства ProPhoto RGB, как наиболее широкого по цветовому охвату.

Для того, чтобы осознанно выбирать цветовое пространство для работы, нужно учитывать как снимаемую сцену, так и возможности оборудования для просмотра и вывода изображения на печать и цели самой обработки.

Давайте разберем это на практических примерах.

Начнем собственно со снимаемой сцены или сюжета. Если вы снимаете, например, преимущественно портреты, то нет никакой необходимости в широком цветовом пространстве, так как изображение заведомо не будет содержать цветов, выходящих за пределы охвата цветового пространства sRGB.

С другой стороны, при пейзажной съемке иногда может возникать ситуация, когда снимаемая сцена будет содержать цвета, выходящие за пределы охвата sRGB.

На примерах, приведенных ниже, показан фрагмент фотографии заката, участки выхода за пределы sRGB показаны красным цветом. На фотографии, сконвертированной из RAW-файла к цветовому пространству Adobe RGB, выхода за пределы цветового охвата не наблюдается.

Здесь уже нужно подумать о возможности оборудования отобразить цвета Adobe RGB. Как правило, адекватно отображать их могут достаточно дорогие мониторы с расширенным цветовым охватом. Если ваш монитор к таковым не относится, использовать Adobe RGB нет смысла, так как вы попросту будете работать вслепую, не видя реальной картины. В результате при печати вы можете увидеть совсем не те цвета, что наблюдали на своем мониторе.

Если же вы собираетесь печатать фотографии на высококачественных профессиональных машинах, способных напечатать столь широкий диапазон цветов, то тут уже точно без соответствующего монитора не обойтись.

В случае, если вы не печатаете изображения в дорогих лабораториях, а в основном в бюджетных минилабах, либо не печатаете вовсе, а обрабатываете для демонстрации фотографий в интернете, также не имеет смысла работать в широком цветовом пространстве, нужно сразу обрабатывать в sRGB.

Здесь я не рассматриваю работу в Adobe RGB по подготовке изображений для полиграфии. Люди, которые этим занимаются, и так прекрасно все знают.

  1. Снимаемая сцена содержит цвета, выходящие за охват sRGB
  2. Монитор способен отображать цвета Adobe RGB
  3. Печатающее устройство также способно воспроизвести цвета Adobe RGB

Как правило, для фотографов-любителей с бюджетным оборудованием не выполняются два последних пункта. Следовательно, работа в Adobe RGB не даст никаких преимуществ, а наоборот, обернется лишними проблемами.

Если вы все же по каким-то причинам работаете в Adobe RGB, толком не понимая, для чего это нужно, то, чтобы избежать проблем с цветом при просмотре изображений другими пользователями, а также при публикации в интернете, перед сохранением в формате JPEG изображение следует конвертировать к цветовому пространству sRGB.

Также многие задают вопрос: какое цветовое пространство выбрать в настройках фотоаппарата?

Если вы снимаете в формате RAW - это не имеет значения, так как цветовое пространство или профиль задается при конвертации. Поэтому выбирайте sRGB.

Если вы снимаете в формате JPEG, то в большинстве случаев лучше также выбирать профиль sRGB. Это связано с тем, что я писал выше - с точностью цифрового представления цветового пространства. Для sRGB она несколько выше, следовательно, при последующей обработке снижается риск возникновения постеризации.

О том, как настроить фотошоп для работы с фотографиями, рассказывается в статье

По умолчанию, цветовое пространство Photoshop - это пространство sRGB (некоторые профи расшифровывают это как "stupid RGB" ("stupid" - глупый), правильно "standard RGB"), которое прекрасно подходит для фотографий, идущих в сеть, однако принтер может напечатать более широкую шкалу цветов, чем sRGB (особенно в голубых и зеленых тонах). Таким образом, если Вы работаете в sRGB, Вы, по существу, игнорируете те богатые, яркие цвета, которые можете видеть. Именно поэтому мы изменяем цветовое пространство или на Adobe RGB (1998), если фотографируем в формате JPEG или TIFF; или на RGB ProPhoto, если фотографируем в формате RAW или работаем с Photoshop Lightroom. Ниже рассказывается, как установить оба варианта цветового пространства.

Прежде чем мы начнем, я хочу повторить, что эти изменения имеет смысл делать, только если отпечаток будет выводиться на Ваш собственный цветной струйный принтер. Если Вы отсылаете изображения для получения отпечатков в стороннюю лабораторию. Вы должны, наверное, остаться в цветовом пространстве sRGB - и в фотокамере, и в Photoshop, так как большинство лабораторий работает с sRGB файлами. А еще лучше, узнайте в лаборатории, какое цветовое пространство они предпочитают. Ну а теперь вернемся в Photoshop: зайдите в меню Edit (Редактирование) и выберите опцию Color Settings (Настройка цветов).

Это открывает диалоговое окно Color Settings (Настройка цветов). По умолчанию, оно использует группу настроек, называемую "North America General Purpose 2" (Универсальные настройки для Северной Америки 2). Не содержится ли в словах "General Purpose" (общецелевое назначение) намек на хорошее цветовое пространство для фотографа-профи? Не думаю. В секции Working Spaces (Рабочие пространства), параметр RGB установлен в значение sRGB IEC61966-2.1 (это просто техническое наименование того, что мы в обиходе называем sRGB). Короче говоря. Вы не будете использовать эту группу настроек. Она для людей попроще, - не для Вас.

Чтобы получить набор настроек, который в большей мере устраивает фотографов, выберите в выпадающем меню Settings (Настройки) опцию North America Prepress 2 (Допечатная подготовка в Северной Америке 2). Не считайте при этом, что здесь используются допечатные настройки - они замечательно работают при цветной струйной печати благодаря использованию цветового пространства Adobe RGB (1998). Кроме того, устанавливаются соответствующие диалоговые окна предупреждений, чтобы помогать управлять цветом, когда фотографии открываются из внешних источников или других фотокамер.

Если Вы фотографируете исключительно в формате RAW или используете Lightroom (потрясающее приложение Adobe для фотографов), то лучше всего изменить цветовое пространство Photoshop на RGB ProPhoto. Оно обеспечивает лучшую печать RAW изображений (а кроме того, при работе в Lightroom, Вы будете время от времени передавать изображения из Lightroom в Photoshop и обратно, а так как собственное цветное пространство в Lightroom - RGB ProPhoto, следует избегать противоречий. Хотя и можно использовать Lightroom для печати изображений JPEG или TIFF, никакого преимущества выбора RGB ProPhoto для них на самом деле нет). Изменение цветового пространства Photoshop к RGB PhotoPro производится в диалоговом окне Color Settings (Настройка цветов) (просто выберите эту опцию из меню RGB. Когда Вы открываете RAW фотографию в Photoshop (или импортируете файл из Lightroom), все остается в одном и том же непротиворечивом цветовом пространстве. А если Вы перенесете изображение из Lightroom в Photoshop и закончите печатью его в Photoshop (вместо того, чтобы вернуться назад в Lightroom и отпечатать его там), то получите лучшие результаты.

О предупреждениях, которые помогают эффективно управлять цветом. Скажем, Вы открываете фотографию JPEG, причем в фотокамере и в Photoshop было установлено одно и то же цветовое пространство Adobe RGB (1998). Оба цветовых пространства непротиворечивы, и поэтому никакие предупреждения не появляются. Но, если Вы открываете фотографию JPEG, которую сняли шесть месяцев назад, она, вполне вероятно, еще будет иметь цветовой профиль sRGB, не соответствующий рабочему профилю RGB Photoshop. Налицо несоответствие, в результате которого открылось бы диалоговое окно предупреждения. К счастью, оно предоставляет выбор опций для исправления ситуации. Я рекомендую преобразовать цвета этого документа к текущему рабочему цветовому пространству RGB.

Можно настроить Photoshop делать это преобразование автоматически всегда, когда обнаруживается такое несоответствие. Для этого вновь откройте диалоговое окно Color Settings (Настройка цветов) и в секции Color Management Policies (Стратегии управления цветом), в выпадающем меню RGB, измените настройку по умолчанию на опцию Convert to Working RGB (Конвертировать в рабочее пространство RGB). Для опции Profile Mismatches (Несовпадение профилей) отключите флажок Ask When Opening (Спрашивать при открытии). Теперь при открытии sRGB фотографий они автоматически обновятся, чтобы соответствовать текущему рабочему цветовому профилю. Вот так!

А что, если знакомый присылает Вам по электронной почте фотографию, Вы открываете ее в Photoshop, и у фотографии вообще отсутствует какой-либо цветовой профиль? Не страшно: как только эта фотография откроется в Photoshop, Вы можете преобразовать это "непомеченное" изображение к профилю Adobe RGB (1998), зайдя в меню Edit (Редактирование) и выбрав опцию Assign Profile (Назначить профиль). Когда появится диалоговое окно Assign Profile (Назначить профиль), щелкните по радиокнопке Profile (Профиль), убедитесь, что в выпадающем меню выбрана опция Adobe RGB (1998), а затем щелкните по ОК.

Adobe RGB — это цветовое пространство, созданное для того, чтобы лучше отображать цвета в процессе печати. В этой статье вы можете узнать несколько интересных вещей о цвете и цветовых пространствах, а для ленивых в конце статьи имеется краткое резюме.

Что такое цветовое пространство?

Цветовое пространство, вообще, это диапазон цветов, который может быть отображен на мониторе компьютера, при печати или ином процесс отображения. Пространства цветов часто отличаются своим масштабом (спектром) — иными словами, количеством указанных в них цветов.

Это можно проиллюстрировать на примере перехода между зеленым и голубым цветом, то есть там, где чаще всего возникают различия между отдельными цветовыми пространствами.

Меньшее цветовое пространство пытается воспроизвести все цвета в своей области — это зеленый и синий цвет, но зеленый является менее четким и интенсивным, чем в более широком цветовом пространстве. Существует целая гамма оттенков зеленого и синего, которых вообще нет в малом цветовом пространстве.

Что такое RGB, SRGB и Adobe RGB?

Основой является обычный RGB, то есть все возможные цвета, которые способен отобразить ваш монитор или телевизор. Пространство RGB является наиболее простым из этих трех. В его состав входят все комбинации цветов, которые можно отобразить на профессиональных мониторах. Одно и то же изображение в формате RGB на разных устройствах будет несколько отличаться друг от друга, но большинство людей не замечают этого.

Пространство SRGB описывает общий диапазон цветов между компьютерными мониторами и принтерами, работает также как цветовое пространство RGB, которое является одинаковым для всех мониторов, поэтому является лучшим выбором для фотографий и графических изображений, опубликованных в интернете. Формат SRGB был создан при совместном сотрудничестве Microsoft с Hewlett-Packard за два года до релиза Adobe. Формат SRGB описывает меньший цветовой диапазон, чем Adobe RGB.

Adobe RGB — это одно из трех цветовых пространств, которые на слуху у каждого фотографа. Цветовое пространство Adobe RGB было разработано создателями Photoshop, для того чтобы иметь возможность воспроизвести на мониторе компьютера цветовую гамму близкую к той, которая выводится при печати изображения на принтер. Результат печати создается в цветовом пространстве CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный). Adobe RGB описывает более широкий диапазон цветов, чем SRGB и RGB.

Диаграмма выше описывает восприятие цвета человеческим глазом. Закрашенная область – это те цвета, которые мы можем видеть, а отмеченные треугольники — это диапазон цветов, который можно воспроизвести с помощью цветовых форматов SRGB и Adobe RGB. В закрашенной области пропорции основных цветов не равны, потому что человеческий глаз имеет минимум рецепторов чувствительных к синему цвету, и максимум рецепторов реагирующих на зеленый цвет. График представляет собой цветовую модель CIE 1931 при яркости 50%.

Пространство Adobe RGB дает наибольшее преимущество в светлых тонах, где (чего не видно на двухмерной графике), кроме зеленого и циано (сине-зеленый) есть дополнения оттенками желтого и красного, например, давая больший диапазон цветов на фотографиях с рассветом. При более темных тонах преобладают практически уже только оттенки зеленого. Синий цвет остается без изменений по отношению к SRGB при любой яркости. В среднем пространство SRGB отражает около 35% цветов, которые видит человеческий глаз, у Adobe RGB этот показатель составляет около 50%.

Отличия SRGB и Adobe RGB

Применение Adobe RGB

Однако, для того, чтобы получить какое-либо реальное преимущество из Adobe RGB необходимо иметь принтер, совместимый с этим цветовым пространством. Большинство недорогих принтеров, даже те которые специально разработаны для печати фотографий, не подходит для покрытия всего цветового диапазона SRGB и только очень маленькая часть покрывает пространство Adobe RGB. Принтеры в более высоком ценовом диапазоне в какой-то мере могут использовать возможности Adobe RGB, но нужно помнить об использовании оригинальных чернил, подходящей бумаги и использования профиля ICC (профиль Adobe RGB)

Конечно, если вы хотите использовать Adobe RGB для лучшей цветопередачи, то вы должны правильно откалибровать монитора компьютера, что в свою очередь может изменить цвета Adobe RGB.

Стоит ли использовать Adobe RGB?

Ответ будет коротким – нет. Конечно же, Adobe RGB может при соответствующей калибровки монитора и печати дать лучшие результаты, чем SRGB, но это практически всегда сводится лишь к теории. Очень мало фотографов, которые использует Adobe RGB, и различия между эффектами на любом цветовом пространстве несравненно менее важны, чем правильная калибровка монитора или зеркального фотоаппарата для печати. Различия в результатах при использовании таких инструментов, как ColorChecker Passport, Spyder 3 Pro или ColorMunki будут гораздо важнее, чем выбор одного или другого цветового пространства.

Не так давно обзавелся новыми книгами по обработке фотографии. Их обзор вы увидите в ближайшее время в рубрике . Так вот, разные авторы очень рекомендуют использовать при подготовке и обработке фотографий цветовое пространство AdobeRGB или даже ProPhotoRGB, как более широкие по сравнению с обычным sRGB, которое стоит по умолчанию у большинства. Возможно, на Западе это и входит в стандарт, у нас же такой подход я считаю не совсем правильным. Судя по тому, что написано в книгах, такой вариант дает более широкие возможности в обработке, на печати и т.п. Однако авторы умалчивают о некоторых потенциальных проблемах, которые усложняют работу в этих цветовых пространствах. Постараюсь на конкретных примерах рассказать, что к чему.

Для начала остановимся на вот каком вопросе — что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство — это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача — сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.

Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается. Вообще говоря, я не считаю правильным снимать в джпеге, но если вдруг вы так делаете, то лучше выбрать формат sRGB. Далее я расскажу почему.

Черный контур AdobeRGB, белый sRGB

Как я уже писал выше, в большинстве книг упоминаются три цветовых модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает бо льшим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти «дополнительные» цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт «навырост», визуально его «пощупать» нельзя.

Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными. Справедливости ради стоит сказать, что в современных браузерах ситуация улучшается, за исключением, пожалуй, Internet Explorer, хотя разработчики и обещают поддержку профилей для изображений в 9 версии.

В качестве наглядного примера различия форматов предлагаю рассмотреть картинку сверху. Левая часть — это отображение картинки, сохраненной в цветовом пространстве AdobeRGB, в браузере без поддержки цветовых профелей. Заметно, что красные и желтые цвета ушли в синеву, а это значит, что люди на фотографии в аналогичной ситуации будут больше похожи на зомби. Правая часть — это картинка сохраненная в sRGB, она вполне нормально выглядит в любом браузере, программе для просмотра картинок и т.п.

Конечно можно этого избежать, добавив в финальную часть обработки сохранение с профилем sRGB для клиента или публикации в веб. Не будем говорить о возможной путанице при таком подходе, лучше посмотрим на пример.

Опять же левая часть в AdobeRGB, правая — в sRGB, и все изображение целиком переведено в пространство Adobe. По логике справа должно недоставать некоторых цветов. Могу сказать, что на моем полупрофессиональном мониторе с S-IPS матрицей разницу заметить практически нереально. Возникает вполне закономерный вопрос, если разницу не заметно, зачем делать лишний шаг в обработке?

Конечно, можно возразить, что на примере мало цветов, которые показывают превосходство AdobeRGB. Но давайте подумаем, часто ли мы видим сине-зеленые насыщенные тени и оранжево-розовые света? Первое — это листва в тени, второе — закаты, в остальных случаях это превосходство довольно условно.

Не хочу навязывать свое мнение, и тем более противопоставлять его таким мастерам, как Мартин Ивнинг или Кэтрин Айсман, но пока я не заметил какой-либо реальной выгоды от использования более широких цветовых пространств, скорее даже наоборот.