Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Почему ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать? Что делать, если ребенок не выговаривает звук л

Почему ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать? Что делать, если ребенок не выговаривает звук л

Инструкция

Педагоги в детском саду и младших классах не удовольствия ради заставляли малышей каждый день повторять скороговорки. Эти короткие фразы созданы специально для отрабатывания звуков. Для того чтобы научиться правильно выговаривать «р» воспользуйтесь следующими скороговорками: «На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!», «На горе Арарат рвала Варвара виноград », «Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром». Если вы будете ежедневно проговаривать эти фразы, вы заметите, как ваше произношение улучшается.

Чаще произносите слова, содержащие в себе букву «р»: река, море, дверь, метро, ручей . Если на слух вам тяжело определить правильность постановки языка, записывайте свою речь на диктофон, а затем прослушивайте ее. Делать это следует до тех пор, пока вы не заметите, что ваш «р» стал четким.

Для того чтобы научиться правильно выговаривать звук «р», поможет следующее упражнение. В течение некоторого времени произносите звуки «тэ», «дэ», «лэ». Вскоре вы обнаружите, что при произношении звука «лэ» язык попадает на небольшие холмики между зубами, в результате чего у вас получается «р». Варьируйте скорость произношения и мягкость звуков, пока вы не начнете слышать отчетливое «р».

Проблема произношения звука «р» может возникнуть и по физиологическим причинам. Анкилоглоссия – это врожденный дефект, наблюдаемый у многих людей. Он характеризуется слишком короткой уздечкой языка, из-за чего человек не может выговаривать некоторые звуки. Если такова причина вашей картавости , у вас два выхода. Вы можете обратиться к врачу , который подрежет вам уздечку. Операция проходит быстро, а на заживление ранки потребуется лишь несколько дней. Либо вы можете растянуть уздечку самостоятельно. Если вы решили выбрать второй способ, каждый день делайте следующее упражнение: старайтесь дотянуться языком до подбородка или кончика носа.

Робкий голос часто является помехой. Более громкий голос при разговоре звучит более понятно. Если говорить громче, артикуляция некоторых слов становится четче. Постановка голоса необходима преподавателям и консультантам, которые работают с большой аудиторией.


2. Глубоко вдохните и говорите, медленно выдыхая. Используйте для произнесения каждого слова больше дыхания, чем при обычном разговоре . Выдыхайте при каждом слове больше воздуха, чтобы говорить громче. Если получается слишком громко, значит , используйте меньше воздуха на выдохе.


3. Произнося речь, работайте диафрагмой, а не легкими. Представьте, что ваши слова появляются из живота. Таким способом тембр голоса становится ниже, облегчая восприятие.

Видео по теме

К таким упражнениям относятся «Часы» (язык работает как маятник, двигаясь из стороны в сторону), «Зубы» (повторять движения зубной щетки языком, оглаживая зубной ряд по часовой стрелке, затем каждый зуб по отдельности), «Конфета» (ребенок втягивает щеки, как если бы сосал вкусную конфету), «Помада» (облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу, как если бы красил помадой, как мама), «Лошадка» (показать ребенку «цоканье», звук, который издают копыта лошади по земле – приставить спинку языка к верхнему небу и с шумом оторвать его обратно), «Змея» (узкий язычок высунуть вперед как можно дальше, удерживать 15 секунд), «Чашка» (широкий язык высунуть наружу, удерживать 15 секунд в виде чашки).

Самое главное – чтобы во время ваших занятий ребенку ни на минуту не было скучно . Прививайте ему, что учиться – это всегда весело . Хотя иногда стоит и как следует потрудится. Хвалите его как можно чаще, закрепляя малейшие успехи.
У вас обязательно все получится!

Видео по теме

Полезный совет

Обязательно используйте в ваших занятиях наглядный материал и магнитофон со звуками животных и природы.

Некоторым родителям бывает очень трудно научить своих детей правильно выговаривать некоторые звуки. Одним из таких сложных звуков является «Ш». Одни малыши заменяют его «С» или «З», другие и вовсе исключают его из слов. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», необходимо ежедневно выполнять особую артикуляционную гимнастику.



Инструкция

Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для нижней челюсти, упражнения для губ и упражнения для языка . Выполнять их необходимо каждый день по несколько минут перед зеркалом. Артикуляционную гимнастику можно проводить под ритмичную музыку или под счет, а также дополнять занятия хлопками.

Невозможность произнести букву «Р» - это проблема, приносящая довольно большое количество неудобств как в детском возрасте, так и во взрослом. Помимо формирования комплексов на фоне дефекта речи, таким людям впоследствии невозможно освоить некоторые профессии.

Детям эту проблему поможет решить логопед, но взрослому исправить дефект намного сложнее. Из-за того, что речевой аппарат взрослого человека уже приучен к определенным действиям, переучиваться будет намного сложнее. Потребуется немало усилий и времени.

Чтобы научиться выговаривать букву «Р» надо:


  • Найти несколько скороговорок, тренирующих букву «Р». Прекрасными примерами являются Карл, крадущий кораллы у подруги Клары или Грека, который, не задумываясь, опустил за раком руку в реку. Такие скороговорки помогут натренировать артикуляционный аппарат. Не зря же их часто учат вместе с маленькими детьми. Для практики будет хватать 5 скороговорок.

  • Не надо избегать слов, в составе которых есть буква «Р». Необходимо побороть свои комплексы. В противном случае проблема будет хоть и замаскирована, но в результате только усугубится.

  • Необходимо делать ежедневно упражнения перед зеркалом. Во время произношения таких сочетаний, как «ла» и «та», важно смотреть, в каких положениях находятся губы и язык. Нельзя допускать глотания звуков.

Упражнения для буквы «Р»


  1. Чтобы воздух выпускался наружу, а не оставался в горловине, необходимо улыбнуться, поднять язык к небу и выпустить воздух, открыв рот.

  2. Чтобы улучшить подвижность кончика языка, который при произношении буквы «Р» должен вибрировать, нужно улыбнуться, максимально натянув рот и выпустив язык, начать его осторожно прикусывать.

  3. Чтобы растянуть уздечку, нужно открыть рот и постараться дотянуться языком поочередно то до кончика носа, то до подбородка.

  4. Чтобы растянуть связки, нужно произносить языком цокающие звуки.

  5. Высунув язык за пределы зубов до середины, нужно попробовать длительно произносить звук «З». Потом повторить этот же звук, но уже прижавши язык к небу.


Видео по теме

Часто к логопеду родители приходят с вопросом: «Почему мой ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?»

Хочется сразу пояснить, что выговаривает или не выговаривает ребенок не буквы, а звуки. Многие взрослые совершают ошибку, путая эти понятия.

Еще внутриутробно малыш сталкивается со звуками, которые окружают его маму. После рождения, с каждым месяцем, восприятие звуков становится более четким и постепенно кроха научается говорить сам. И только когда ребенок учится читать и писать, происходит знакомство с буквами. Буквы – это специальные знаки, которые служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.

Но вернемся к вопросу родителей: «Почему мой ребенок не произносит некоторые буквы?» Давайте разберемся в том, что именно является специфической особенностью развития речи того или иного возраста. Ведь для того, что бы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с речью, необходимо сравнить развитие речи в норме с тем как протекает речевая деятельность вашего ребенка в данный момент.

Возрастные нормы развития речи детей

Итак, нормы развития речи следующие:

Этап развития речи Возраст ребенка Характеристика
Крик C рождения С помощью крика ребенок общается с окружающими его людьми. Внимательные мамочки очень быстро начинают различать крик боли, крик голода, крик удовольствия и т.д. К концу первого месяца малыш уже способен не только кричать, но и сосредотачиваться на разговорах взрослых, прислушивается к ним.
Комплекс оживления 3 месяца При появлении мамы, малыш начинает улыбаться, махать ручками, сучить ножками и издавать звуки. Если «комплекс оживления» не появляется до десятой недели – это тревожный знак, который может говорить о задержке психического развития. В этом случае стоит незамедлительно обращаться к врачу.
Гуление 4 месяца Воспроизведение малышом различных звуков (используются заднеязычные согласные «г», «к», «х» и знакомые гласные) и их сочетания в произвольном порядке: «гы», «кх», «агу» и т.д. Постепенно оно становится «певучим», появляются новые звуки, например «б», «п».
Лепет 6 месяцев Многократное повторение слогов: «та-та-та», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма». В шесть-девять месяцев у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Если спросить: «Где мама? Где мячик (или зайчик)?» то ребенок начинает искать глазками данные предметы и поворачивать голову в их направлении. Так же в этом возрасте малыш реагирует на свое имя. Хорошо отличает своих людей от чужих. Ребенок активно в общении использует жесты, например, кивает или мотает головой, машет ручкой на прощание.
Лепетные слова 9-12месяцев При продолжающемся лепете происходит переход к словам. Появляются так называемые лепетные слова (мама, баба, ам, дай). И даже если ваш малыш постоянно игрушечного мишку называет «ми-ми»-считайте это словом.
“Взрослые слова” 1,7-1,9 месяцев Обычно дети слышат как говорят взрослые и как могут повторяют за ними слова, при этом упрощая их (пайс-спать, пйси-пошли, моко-молоко). Это допустимо для данного возраста.
Предложения 2 года К двум годам ребенок научается использовать словосочетания из двух слов (ляля бах, мама ам). С двух лет происходит появление предложений и их развитие. 2/3 того, что ребенок говорит, понятно окружающим. Начинают появляться понятия «я», «мой».
Грамматически правильно оформленная речь 3-4 года К трем годам появляются сложные предложения, используются почти все части речи, союзы, предлоги, единственное и множественное число. Знают свой пол, имя, возраст, имена родителей. К четырем годам речь ребенка оформляется грамматически правильно, в словах используются суффиксы, фразы становятся более сложными.

Последующее развитие речи специалисты оценивают опираясь на способность отвечать на заданные вопросы, на умение выстраивать последовательные цепочки и составлять рассказы по картинкам, рассказывать о событии, пересказывать рассказ или сказку, на наличие инициативы в разговоре.

Данные нормы, как и любые другие, – это усредненный показатель, на который опираются специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи) при постановке диагноза. К ним нужно стремиться и на них нужно ориентироваться. Но это совершенно не означает, что все показатели должны быть именно такими. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу, двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.

Речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным!

Уважаемые мамы и папы, помните: гораздо сложнее исправляются «застарелые» дефекты речи!!!

Почему же ребенок не выговаривает некоторые звуки? Почему возникают нарушения речи?



Конечно истинную причину, должен определять врач. Скорее всего, будет необходимо проконсультироваться не только у логопеда, но и у других специалистов, таких например как невропатолог, психиатр, отоларинголог. Но и вы сами способны предположить, что могло повлиять на задержку в речи.

Возможные причины:

  • Отрицательные факторы во время беременности и родов.
  • Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
  • Снижение физиологического слуха.
  • Недоразвитие фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
  • Подражание неправильной речи. Часто взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми. Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
  • Двуязычие в семье.
  • Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
  • Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.

Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:

  1. Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна) .
  2. Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами
  3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.

Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, мутизм, аутизм, .

Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.

Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма.

Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей! Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время. Хотелось бы отметить, что коррекцию нарушений речевой деятельности важно осуществлять комплексно, при участии, логопеда, невролога, педиатра, психиатра, дефектолога, психолога. Возможно, понадобятся услуги сурдолога, эндокринолога, окулиста.

Но коррекция и восстановление речи ребенка зависит не только от докторов и современных методик. Важную роль играют родители, семья малыша. Родным людям необходимо объединиться со специалистами, слушать и выполнять все назначения, домашние задания, приложить максимум усилий для достижения намеченной цели и это обязательно даст положительный эффект!

Для развития речи ребенка и формирование правильного звукопроизношения необходимо использовать каждую минуту общения!

Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям


  • Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
  • Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: ”Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
  • Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
  • Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”. Поймав его, повтори этот звук” . Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка). Объективно . Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком , например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др.
  • Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами, мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о .
  • Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.

И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!


Посмотрело: 33970

Практически для каждой мамы и папы актуален вопрос - почему мой ребенок не выговаривает букву Р. Хотим вас успокоить - это совершенно нормально. Обычно, в возрасте от 4 до 5-6 лет эта проблема разрешается сама собой. Если же после 5 лет такая дикция ребенка сохраняется, лучше сходить на прием к логопеду. А пока родители могут самостоятельно заниматься с ребенком, используя простые упражнения. Лучше всего, когда занятия проходя в форме игры. Наиболее часто ребенок либо «глотает» букву Р, из-за чего она слабо звучит, либо заменяет ее согласной буквой Л.

Если вы заметили, что после 5 лет ребенок не выговаривает букву Р или заменяет ее на букву Л, начните сами развивать дикцию ребенка.

Желательно сидеть с ребенком перед зеркалом, чтобы он видел, как работают при произношении буквы Р губы, каково положение языка и губ при этом:

Зубы разомкнуты, расстояние между зубами 0.5-1 см.

Губы также разомкнуты.

Язык изогнут в форме лодочки, боковые края языка касаются коренных зубов. Кончик языка изогнут вверх в сторону верхнего неба и чуть соприкасается с ней. Выдыхаемый воздух заставляет вибрировать кончик языка: рождается раскатистая буква Р.

Начните свои занятия с подготавливающих упражнений, при этом будет происходить укрепление мышц языка и обучение правильному положению языка в ротовой полости:

Часто, много раз повторяйте с ребенком букву Д. Делайте это несколько раз подряд: д-д-д-д-д.

Еще будучи совсем маленькими, многие дети любят издавать звук «Тпру», просовывая язык между губами и как бы плюясь. Так вот, это упражнение тоже важно для развития дикции. Поиграйте с ребенком, объясняя, к примеру - давай сделаем, как говорит «тпру» лошадка.

Во время занятий сидите на удобном стуле, спина должна быть прямая. Желательно смотреть с ребенком в зеркало напротив вас, чтобы он видел в зеркале и вас и себя.

Затем переходите к следующим упражнениям.

1. Смотрясь в зеркало, откройте рот. Покажите ребенку требуемое положение - язык кончиком касается верхнего неба. В этом положении язык остается десять секунд. Потом расслабляемся, язык опускается. Повторяем это упражнение 5 раз.

2. Прикусите кончик языка зубами. При этом губы раскрыты. Немного задержитесь в этом положении. Повторите упражнение 10-12 раз.

3. Ударяйте вместе с ребенком языком по верхнему небу рядом с передними зубами и при этом произносите букву Д.

4. Издавай в игровой форме звук, с которым скачет и цокает копытами лошадка. Меняйте темп - лошадь скачет быстрее, лошадь скачет медленнее.

5. Издавайте звук щелчка, резко проводя языком по верхнему небу и возвращая его обратно - издавая так называемые щелчки языком. Упражнение выполняется 10-12 раз.

6. Касайтесь языком верхних передних зубов, затем нижних. Смотрите при этом в зеркало через раскрытые губы. Упражнение выполняется 10-12 раз.

Выполняйте это упражнение часто. Ведь они не займут много времени. Здесь важно завлечь малыша, облечь занятия в игровую форму.

Прочтите ребенку несколько скороговорок, в которых повторяется буква Р. После этого повторяйте их вместе. Как только ребенок почувствует, что ему удается выговаривать букву Р, он с удовольствием будет их повторять, показывая, чему он уже научился.

Вот пример скорогворок, в которых используется буква Р.

«Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром».

«Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота».

«Вышел Лев из-за горы

И, подумав, молвил:

РРРЫ!

Подлетели какаду:

Что имели вы в виду?

Рразорву и ррастерзаю?

Рразнесу и рраскидаю?

Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:

Я просто РРРРРАД!»

Помимо вышеупомянутых занятий, в течение дня можно играть с ребенком в большого и маленького льва и рычать с ребенком вдвоем - какой лев громче, большой или маленький?

Помните, что главное для ребенка в этих занятиях - игровой элемент. Важно, чтобы ему было интересно, тогда ему самому захочется заниматься. Если ваш ребенок еще не выговаривает букву Р, не переживайте, это поправимо. Проявите терпение и любовь и все у вас получится!

последнее время меня часто спрашивают, как научить ребенка произносить звук [л]? Думаю, настала пора поговорить об этом. Звук [л] - следующий по сложности произношения после звуков [р] и [р">

В последнее время меня часто спрашивают, как научить ребенка произносить звук [л]? Думаю, настала пора поговорить об этом. Звук [л] - следующий по сложности произношения после звуков [р] и [р"], и чтобы научиться говорить его правильно, потребуется немало усилий. Многие считают, что исковерканное [л] - это наследственное и уже не подлежит корректировке. В этом есть доля правды.

Часто вижу, что многие в семье вместо [л] так и норовят сказать [в]. Признаюсь, что этот ламбдацизм, а именно так по-научному называется искажение или отсутствие звука [л], есть и в моей семье. Мой папа и его братья коверкали [л], потом я, и моя дочь, и двоюродный племянник по этой линии тоже «вэкали». Искажение одного или нескольких звуков членами одной семьи, говорит лишь о том, что ребенок неправильно этот звук слышал и видел своими глазками неверную артикуляцию. Вот и научился по подражанию. Когда стала работать логопедом, я исправила свое [в] на внятный [л] и также позанималась со своей доченькой. Теперь мы чисто говорим. Да, это сложно и не быстро, но возможно! При правильном подходе и систематических занятиях с логопедом и дома можно научиться четко и красиво говорить этот прекрасный [л], а если необходимо, то и его мягкий вариант.

Читайте также:

Пропедевтика

Перед тем, как начать коррекцию звукопроизношения, нужно собрать необходимую информацию об интересующем звуке. Итак, что мы знаем о производстве звука [л]? [Л] - это сонорный звук, он произносится только при участии голоса, шум отсутствует.

Правильная артикуляция при звучании [л] - губы растянуты в улыбку и меняют свое положение в зависимости от последующего гласного. Если это [у] или [о] - значит губы немного вытягиваются вперед, если [ы] - еще больше растягиваются в улыбку. Кончик языка заостряется и поднимается за верхние зубы, средняя его часть при этом опущена, а задняя - поднята. Боковые края языка также опущены. Таким образом, мы этого не видим, но язык у нас во рту приобретает форму седла. Голосовые складки так же незаметно для нас сомкнуты и слегка вибрируют. Воздушная струя проходит по бокам, как раз в том месте, где боковые края язычка опущены, и через раздвинутые в улыбку губы воздух вместе со звуком прорывается наружу.

Произношение звука [л"] отличается тем, что губы еще больше растягиваются в стороны, кончик языка дотрагивается до передних зубов, а его средняя часть слегка приподнята, впрочем, как при произнесении любых мягких согласных. Недаром все мягкие согласные еще называют палатализованными (от латинского palatum — среднее нёбо), так как при их производстве средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу. Я иногда еще смеюсь, объясняя детям и родителям, что язык в этом случае сбоку напоминает палатку.


Читайте также:

Артикуляционная гимнастика

Следовательно, чтобы правильно воспроизвести звук [л], необходимо разрабатывать язычок и губы. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. [Л] - звук верхнего подъема языка, поэтому язычок я советую «разминать» с самого раннего детства, такими потешными упражнениями, как «лошадка». Простое поцокивание в игровой форме очень хорошо тренирует мышцы языка. К сожалению, многие дети, приходя ко мне в первом классе, не умеют делать «лошадку» вовсе. Поэтому у них нет большинства звуков верхнего подъема. Язык мертвым грузом лежит на дне ротовой полости и не может сам без помощи нижней челюсти дотронуться до нёба, издавая характерное поцокивание. Постепенно мы с ребятишками начинаем двигать язычком, как получится. Уже через месяц после таких ежедневных «подергиваний» - выходит полноценное цоканье и правильная «лошадка», то есть движения языка должны быть автономными, нижняя челюсть при этом неподвижна. Также я советую уже с года практиковать такое упражнение верхнего подъема как «вкусное варенье», облизывание кончиком языка верхней, а затем и нижней губы, параллельно разрабатывая круговую мышцу губ.

Итак, какие упражнения нам нужны для постановки звука [л]:

    «Улыбка»;

    «Улыбка-трубочка»;

    «Лопата»;

    «Вкусное варенье»;

  • «Качели»;

    «Часики»;

    «Почистим зубки языком»;

  • «Лошадка»;

    «Грибок»;

  • «Пароход».

Особо хочу остановиться на последних двух упражнениях, они как раз направлены на правильное произношение [л].

«Парус» - это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.

«Пароход» - постановочное упражнение для звука [л]. Распластанный язык высунуть изо рта, прикусив зубами кончик, губы раздвинуть в улыбку, произносить долго: «ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы», который плавно перейдет в «ыыылллллллллллллллллл».


Читайте также:

Виды ламбдацизма

Перед тем, как перейти к постановке звука, надо выяснить, каков вид нарушения данного звукопроизношения.

Губно-губное [л]

В этом случае при воспроизводстве звука участвуют губы и вместо [л] мы слышим [у]: «уампа», уапата, уошка» и т.п.

Губно-зубное [л]

В производстве звука участвуют губы, которые соприкасаются с зубами и мы слышим [в], язык при этом не поднимается за верхние зубы, а остается лежать посередине ротовой полости. Мы слышим «вапа» - вместо «лапа», «вотка» - вместо «лодка», «шва», вместо «шла и т.д.

Редуцированный [л]

Случай, когда [л] заменяется на короткий [й]. Кончик языка не достает до верхних зубов, а остается посередине ротовой полости, средняя его спинка поднимается кверху. В результате: «япша», «йижи», «юк».

Межзубное произношение

Кончик языка вываливается между зубов, этот вид больше всего соответствует правильной артикуляции, [л] при этом немного смягчается.

Смягченное произношение

Это когда вместо твердого [л], мы слышим мягкий [л]. В этом случае спинка языка поднимается к нёбу, это часто возникает в связи с тем, что язык находится в гипертонусе. Звук [л"] чаще всего заменяется на [й].

Коррекция при ламбдацизме

Первым этапом коррекции обязательно будет артикуляционная гимнастика. Если делать вышеуказанные упражнения каждый день, то уже через неделю будет хороший результат.

Второй этап постановочный. Зависит от вида нарушения, если произношение межзубное, редуцированное или смягченное, то необходим зондовый массаж языка. При межзубном [л] необходим стягивающий массаж, который поможет мышцам держать язычок за зубами. При смягченном и редуцированном произношении важно делать расслабляющий массаж, чтобы устранить гипертонус языка или, как я говорю деткам, «разбить комок в языке», который мешает язычку принимать форму седла при произнесении [л], напрягается и не зависимо от воли ребенка поднимается кверху.

После тщательного массажа и тренировочных упражнений устанавливаем уклад: губы растянуты в улыбку, кончик языка находится между зубками, (именно так мы начинаем, потом язычок сам «уйдет» в ротовую полость), давим зубами на высунутый язык так, чтобы передняя его часть задралась к верхним альвеолам, а средняя часть при этом автоматически провисла и произносим: «лллллллы, ллллллы». Если при этом слышим «уууууы», то помогаем пальцами, опуская нижнюю губу вниз. Если слышим «вввввы», то пальцами раздвигаем губы в сторону. Если слышится все-таки мягкий звук, то просим ребенка, чтобы он высунул язык еще больше вперед, прикусывая уже передне-среднюю его часть. При межзубном произношении просим ребенка высунуть кончик языка между зубами, дунуть на него и погудеть. Получается сигнал близкий к звуку [л]. Продолжаем эти произносительные упражнения до тех пор, пока не услышим чистый [л]. Осуществляем постоянный контроль за положением губ, они могут автоматически вытягиваться вперед или нижняя губа западает за верхние зубы; а также за языком: широкий язык выдвинут между зубов, прикусываем: «лллыыы», «ллллыы», «лллыы».

Часто постановка звука [л] идет от гласных звуков [а], [у] или [ы]. Предлагается потянуть гласный, ищем тот, от которого пойдет именно у вашего ребенка, при этом просим протолкнуть кончик языка между зубами и закусить посередине, губы раздвинуты в улыбку. Далее переводим язычок в зазубное положение и просим ребенка поднять узкий кончик языка к верхним альвеолам. Контроль - за губами!


Третий этап - автоматизация звука, если мы услышали чистое звучание изолированного [л], то начинаем его отрабатывать сначала в закрытых слогах: «ал», «ол», «ыл», «ил», «ул» и т.п. Когда произносим [л] - прикусываем кончик языка и раздвигаем губы в улыбку, делаем медленно, методично. Затем переходим к автоматизации открытых слогов: «ла», «лы», «лэ». Слоги «ло» и «лу» немного сложноваты для автоматизации, поскольку следующие за [л] гласные [о] и [у] потребуют движения губ вперед, поэтому отрабатываем позвуково, сначала [л] - прикусывая язык, раздвигая губы, а затем [о] или [у].

Далее следует отработка звука в словах , начинающихся на [л], затем со звуком [л] на конце слова, завершаем с [л] в середине слова. Затем переходим к фразам, предложениям и связной речи. Именно в такой последовательности. Если у ребенка идет стойкая замена звука [л] на какой-либо другой - [в], [я], [д], [з] или [р], то еще необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков на специально подобранном речевом материале, а также развитие фонематического слуха.

Звук [л"] ставится по подражанию, то есть ребенку достаточно показать, где находится язычок - стучит за верхними зубками и поет песенку «ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» (губы раздвинуты в улыбку, обязательно)! Зрительно малыш может запомнить уклад, никакой механической помощи не требуется.

Этап коррекции звукопроизношения [л] при систематических занятиях дома и с логопедом может занять от одного до трех месяцев, это зависит от анатомических особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка, его усидчивости, мотивации, желания научиться правильно говорить и, конечно, от родителей, которые будут умело мотивировать, поощрять малыша в случае успеха, терпеливо следить за правильной артикуляцией и чистым произношением. На автоматизацию звука [л"] обычно уходит меньше времени. При правильной методичной работе успех будет гарантирован. Желаю удачи!

Юлия Савельева