Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Виктор Власов: «Хотел бы публично извиниться перед Натальей Яковлевой и ее дочерью. Учитель - новый герой Писатель и журналист виктор власов

Виктор Власов: «Хотел бы публично извиниться перед Натальей Яковлевой и ее дочерью. Учитель - новый герой Писатель и журналист виктор власов

Школьные экзамены: насколько все страшно

Странно, что человек не задействует умственный ресурс организма на полную мощность? То есть лень побеждает желание и возможности человека. В итоге: происходит деградация личности. Как проверить, насколько вы способный ученик или полноценный работник и понять: готовы ли к оценке вашего интеллекта со стороны? Нужно хотя бы попасть на серьёзный экзамен, который пишут по окончании девятого и одиннадцатого классов.

03.06.2019 16:00


Жажда познания

Как проводят курсы повышения квалификации учителей в Омске

Удовольствие от познания истины - это как насыщение организма после голодания, доставляет радость жизни, восполняет энергию и возвращает желание общаться. Однотипная работа не может похвастать полноценностью, пусть вы часто общаетесь и обмениваетесь опытом в коллективе. Как минимум необходимо регулярно менять вид деятельности и обстановку. Если я школьный учитель и мне нужна «разрядка» в виде смены обстановки - куда я должен отправиться? На курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО». Туда меня и отправила администрация БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». За что ей благодарен.

08.01.2019 16:00


Проблема в поиске занятия

Место сплетни - спортзал

Пока не женился, конечно, думал, что найти вторую половинку сложно. Страдал и сердился, обсуждал случайных прохожих и думал о тех, с кем не получилось. Время прошло и поменялось мировоззрение - к тридцати годам примерно. Зато с экрана телевизора «устанавливается» образец поведения западного человека, беспечного, гламурного и богатого по умолчанию. Я подразумеваю не только героев популярного американского сериала «Блудливая Калифорния», где известный актёр Дэвид Духовны играет распущенного писателя Хэнка Муди. Затрагиваются вопросы быта Америки, веры и философии.

23.12.2018 16:00


Мы падаем, чтобы подняться

Кто сейчас ваши школьные товарищи?

Вы помните, кем были ваши знакомые и друзья? Как они выглядели и о чём говорили, будучи несобранными подростками? О чём мечтали и как представляли своё будущее? Я помню. Чем-то моё дружное и прошлое окружение походит на главных персонажей из романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», напоминает мятежных героев повестей Ивана Бунина и его тёзки Шмелёва. Кто мои товарищи были тогда - для себя и для суждения других, и кто они сейчас - после тридцати лет. Кто пришёл в православный храм, а кто лишь помышляет об этом. Кто жив, а кто нет.

11.12.2018 16:00


Чёрно-белый мир

О музыкальной группе из Омска «Цепная реакция 55»

Быть в покое рядом с ними не получается. По телу проходит ток. Они, как Чак и Паланик, Бёрджесс и «Заводной апельсин», Вера и Православие, Япония и аниме, стихия и мысли, связаны между собой неразрывно. Реагируешь с этими исполнителями мгновенно - руками и ногами, под ритм гитары, баса и барабанов. Реакция происходит в регионе 55 и недаром называется цепной - потому что, играя, эти ребята будто с цепи срываются! С ними трудно удержаться - порцию адреналина получаешь бешеную. Мир приобретает краску, «съедая» монохром и получая смысл.

27.11.2018 16:00


В последнее время христианство дискредитируется все чаще, причём я не говорю о его определённой «ветви». Это происходит в рамках культурного прогресса, создаваемого Англией, Америкой и Японией. Будучи россиянином и человеком православным, я не фанат кинокартин, предлагаемых известными студиями перечисленного зарубежья, однако производители там трудятся на славу и эффективно влияют на восприятие современной молодёжи. Тут вопрос к массовому потребителю, мало думающему о продуктах православной и духовно-нравственной направленности.

24.07.2018 16:00


У каждого своя Америка

О жизни студента в США

Не хочется хвалить США и ругать тоже. Поездка в другую страну с определённой целью – это выбор целеустремлённого и рассудительного человека. Вряд ли следует отправляться за границу без всякой на то причины. Конечно, если позволяют финансы и расположение духа – почему бы и нет. Лично я поехал в США после третьего курса института – работать и узнать, на что способен мой английский язык. Знания и навык я получил, теперь их стоит подкрепить практикой. Учился в Омском филиале Московского Института Иностранных Языков. Филиал, кстати, закрыли – возникли проблемы с лицензией.

16.07.2018 19:00


Чужая вера России не нужна

О католицизме и православии

Помогаю школьному завхозу Александру Афанасьевичу выносить накопившуюся макулатуру из мастерской и случайно замечаю примечательную для меня книгу, рассматриваю быстро – работы много, правда. Выпущен увесистый труд в Москве в 1981 году, издательством «Политиздат». «Папство. Век XX». Написал некий И.Р. Григулевич. Смотрю: покоится толстенькая книга на железном обшарпанном столе – в стороне от огромной пожелтевшей массы газет, помятых картонных коробок, груд журналов, разных книг и кучи листов формата А-4, испачканных в краске. Ну как не полюбопытствовать?

18.06.2018 16:00


Господь дал нам талант: присягая – Родину защищать

Книга о жизни, смерти и воинском долге

В БОУ г. Омска «СОШ № 83» несколько лет назад побывал майор запаса Виктор Николаевич Николаев, награждённый орденом Красной Звезды, член Союза писателей России, автор книги «Живый в помощи (записки «афганца») и многих других, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2012 год.

16.06.2018 16:00


Как только оканчиваю свои двухнедельные курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО», сразу пишу об этом – меня переполняют эмоции. Знаете, дорогие читатели-знатоки, учителей необходимо обучать и тратить на это немалое время. Почему? Работая с детьми и постоянно практикуясь в предмете, учителя забывают теорию и думают, что их годами выработанная методика самая эффективная. А тем временем меняется стандарт образования и программа, появляются новые требования и методическая литература, издаются учебники и знания учителя по обыкновению устаревают.

01.05.2018 16:00


Кому мы доверяем своих детей

Как лень идти в храм и тем более готовиться к причастию, кто бы знал. Знают, конечно, люди не понаслышке – они ведь начитанные и образованные. Находишь множество причин, чтобы не подняться с кровати и остаться в горизонтальном положении как можно дольше. Ленивое блаженство и сладкая невежественность – вот что здорово в современном обществе? Если слабоволен я, то моей супруге надо быть крепче и строже к себе и ребёнку.

13.02.2017 16:00


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00


Над страждущей землёй

«Меня благословил Митрополит Омский и Таврический Владимир»

«В каком городе рождается Иисус Христос? Почему люди вдруг заговаривают на нескольких языках и не могут понять друг друга? Что такое смирна и душистый ладан? Выйдите на улицу и спросите, какие дары несли волхвы и кому. Ответит, думаю не каждый. Время такое сейчас, нанотехнологическое и «опутанное» интернетом. Модно знать «интернет-троллей», «пранки», «дудос» и «лайки», а библейские истории – увы».

25.01.2017 18:30


Кто просвещает молодёжь?

Занимательные мысли о воспитании, образовании, компьютерных играх, блогерах и СМИ

Ведь правда: кто занимается просвещением молодых людей и с чего оно начинается? Удивительно, что вопрос волнует меня, когда уж тридцать лет на носу. Учусь в школе, в университете, мало думаю о том, кто или что плодотворно воздействует на «горячий возраст» человека. Не до развития ближнего своего, соседа – смотрю анимэ, голливудские новинки, читаю разнообразную литературу, мечтаю поехать в Америку. Сидит во мне этакий эгоист, который словно «Второе Я», укореняется в душе и так просто не выходит.

21.01.2017 20:00


Соль Земли

Под натиском страстей и трудностей не должен прогнуться ни учитель, ни тем более священнослужитель. Пишу много о работниках образования и православных священниках – они вдохновляют меня одинаково. Сколько стойкости и мужества, терпения и воли. Они как военные, как хранители морали, вечные учёные и врачеватели души. Они – Соль Земли.

12.01.2017 20:16


Культуризм или смерть?

«И новое убежище наполнилось жизнью. Снова воспитывало людей, сближая их»

Несколько лет я просиживал за столом, играл в компьютер да бегал по улице. Стукнуло семнадцать – я по-прежнему ничем полезным не занимался. Время проводил за игровой приставкой или в Интернете, а по ночам спал плохо, снились кошмары. Плоская грудь, узкая спина, слабые руки, тонкие ноги – таков был мой физический облик. Забыли, пожалуй, про ветреную голову, но она не считалась.

12.12.2016 16:00


Школа – высота для многих недосягаемая

«Лучше уж заимствовать сведения из видеоигр, чем выйти на улицу и направится в сторону очередной пивной»

Множество специалистов оканчивает педагогический университет, уходя торговать в бутики и в пивнушки. Куда угодно, только не в школу – не в шумный коллектив с непредсказуемыми детьми и родителями. Учитель всегда находится, словно на лезвии бритвы, любой ребёнок может спросить и сказать прямо в лоб. Видели отечественный фильм «Географ глобус пропил» или «Училку», удостоенную приза зрительских симпатий? Дети измываются над учителями, чувствуя безнаказанность.

03.12.2016 16:00


Работа на Винпроме избавит от интернет-зависимости

«Вся наша продукция производится в Сибири, на единственном заводе – Омсквинпром, что позволяет сохранять высочайший уровень контроля качества, который…» – в интернете можно найти множество информации о том, что это замечательное предприятие и на нём работают профессионалы. Но как этот мощный объект избавляет от столь популярного недуга – от интернет-зависимости? Избавляет от него работа, не тяжёлая, но порой однотонная и многочасовая. Разговаривать во время неё – только связки надрывать. Проще дождаться перерыва на обед и в столовой или на улице пообщаться с интересными и новыми людьми, чем перекрикивать звуки мчащейся электрокары или неустанно движущегося конвейера. Стоит звон бутылок, шум станков или шипение пневматических систем. Заходишь в цех и представляешь себя терминатором, помните, в конце первой части Кайл Рис включает станки, чтобы отвлечь робота…

Поднимая голову, с любопытством наблюдаю за висящими на толстых верёвках людьми в камуфлированной форме. Работая в воздухе, они не боятся упасть с высоты. Увлекаясь трудом, ремонтом стен или крыши, они будто никого не замечают. Тихо покоряют высоту и днями напролёт сидят на маленькой укреплённой канатами дощечке, запенивая, замазывая трещины в огромных бетонных или кирпичных стенах. Как работают эти высотники-ремонтники, спускаясь на верёвках порой с шестнадцатого этажа? Почему не боятся упасть и о чём думают? Кто эти люди? Могучие «йети», которые лазают по крышам домов, словно по снежным горам и чинят их? Быть может, они – матёрые любители паркура и высота для них – что раз плюнуть? Узнаем!

Если читатель уходит в интернет, а литература становится вкусовщиной, то как современному писателю найти своё место под солнцем? Довольно просто – выйти в круг людей, предпочитающих бумажные книги и журналы. Здорово, если поможет грамотный организатор и волонтёр. Хороших людей немало в каждом городе – стоит лишь начать выходить в люди и общаться.

Засиживаясь в интернете, пропадая за чтением новостей и заметок, постоянно комментируя чьи-то события, мы нередко забываем о том, что люди – милые существа во плоти, а общение с ними – живое, его не заменят никакие технологии. Вспоминаются фильмы: «Я – легенда», «Шестиструнный самурай», «Книга Илая» или «День Триффидов» – где люди на Земле постепенно исчезают. Неужели мы слишком много времени проводим в сети?

Когда я поднимаюсь в маленькое помещение Института инженерно-экономического образования, то меня не пугает, что людей на мероприятии немного. Научный сотрудник и волонтёр Анна Викторовна Седанова собирает любителей живого общения и книг в настоящих обложках. В интернет этот замечательный человек заходит, чтобы приобрести у букинистов редкие книги и затем их подарить. Не часто встречаешь учёного и химика разбирающегося в литературе и книгах – Анна Викторовна именно такая.

Проводя мероприятие, Анна готовит раздаточный материал и приносит вкусненькое к чаю. Листы формата А-4, с цитатами или другими интересными фактами, всегда при ней и ждут своего часа – лично мне в диковинку, что могу сразу познакомиться с творчеством автора, ещё не открывая его книгу. Вчера говорили о прозе Эриха Марии Ремарка, а через пару недель – о родных поэтах, родившихся в апреле. Однако – где современный писатель, печатающийся в журналах и газетах, издающийся большим тиражом в столице?

Если не считать писателями Захара Прилепина, Дмитрия Быкова и Виктора Пелевина, кто также может считаться даровитым автором? Да хоть я, писатель и журналист Виктор Власов, поэт Андрей Панфилов или Катерина Карева, оказывается, моя бывшая ученица из БОУ «СОШ №77», она же пишет стихи и короткие рассказы. Кто знакомит нас друг с другом – Анна Седанова!

Чтобы читатель о вас узнал – необходимо ему показаться, как ни странно. Выйти вперёд и смело заявить:

– Я печатаюсь на сайте молодёжного глянцевого журнала «Наша молодёжь» – там у меня публицистика, хотя и проза есть!

– А я издал книгу – 40 экземпляров! – делится интересный поэт Андрей Панфилов, написавший трилогию «Му-му». Собачка там остаётся жива и находится в благополучной семье. Парень не входит ни в один союз писателей, а слушателей увлекает настолько крепко, что они аплодируют и готовы пригласить его и на свои мероприятия тоже.

– Я вам прочитаю стихи, сейчас только загружу, они у меня на мобильном! – предлагает Катерина Карева, девятиклассница, моя бывшая ученица.

Нет в комнате ни председателя Союза российских писателей Александра Лейфера, ни знаменитой поэтессы Татьяны Четвериковой, ни большого русского поэта Юрия Перминова. Нет известного публициста Николая Березовского, нет журналистки Евгении Лифантьевой – фантастки и корреспондентки газеты коммунистов «Красный путь». Нет знакомых мне редакторов газет: Марата Исангазина, Адама Погарского и Андрея Мотовилова.

Литература и сочинительство, быстрое общение и положительный настрой – в маленькой комнате, где на подоконнике упаковка зефира и коробка с печеньем, где давно начатая банка кофе и разбросаны пакетики с чаем. Никакого пафоса – только вид из окна на главную омскую дорогу – на улицу в честь Карла Маркса.

Так ведь вот они писатели – за столом и улыбаются. Вот прекрасные чтецы – в ярких сарафанах, выбравшие стихотворения Беллы Ахмадулиной и Николая Гумилёва. Здорово и чувственно Людмила Рассудова читает «Капитаны» Николая Гумилёва. Наталья Нестерова и Анастасия Скворцова выбирают Беллу Ахмадулину – они читают «Твой дом» и «Мальчик из Перми». Девушки здесь из школы мастерства по ораторскому искусству «Ренессанс Плюс». Дружески оценивает выступления один из руководителей института – Наталья Седанова. На встрече писателей и чтецов она вместе со своим сыном Борисом. Рядом волонтёр-организатор – добрая Аня. Она приходит раньше всех и уходит позже.

Если мирская литература и писатели в том числе, столь труднодоступны, что говорить о литературных творениях православной христианской направленности? Неужели многое можно обрести лишь в узком круге, куда пропускают посвящённых?

У интересующегося человека всегда есть возможность найти своё. Обратиться и получить ответ незамедлительно. Несколько лет назад я слышал, что верующие люди пишут и печатаются, но не думал об этом серьёзно. И немало среди них успешных и талантливых авторов – не все они священнослужители, конечно. Я знаю, что протоиерей Андрей Ткачёв, диакон Андрей Кураев и архимандрит Тихон – очень оригинальные авторы, способные задержать внимание читателя и заставить размышлять, словно отечественный класс или даже крепче. Я читаю книги Митрополита Омского и Таврического Владимира – много этот человек рассказывает и объясняет, опыт жизненный у него огромный, как у пилигрима. Он грамотно сравнит и приведёт, наставит и поможет. Благословит и обнадёжит. По другому и не могут люди, призванные врачевать душу.

Проблема нехватки времени. Возможно, раньше мы читали больше и чаще, проглатывая один роман за другим, принимая полезную информацию? Интернет облегчил поиск необходимой информации и тем же усугубил – теряешься, если отвлекаешься. Благо, что организовываются мероприятия, когда можно увидеть и поговорить с человеком, создавшим ценное произведение – в любой сфере. Работают специалисты и волонтёры. Помогают мудрые и обыкновенно внимательные люди. Их имён могу привести множество, но лучше посетить и поговорить, обмениваясь наболевшим. Милости просим.

Поражаюсь, насколько искреннее удивление берёт вверх над ребёнком, который открывает в учителе новое качество (на фото зав. отдела поэзии "Сибирские огни" С. Михайлов и я). Одно дело, когда родной «предметник» делает стильную причёску или наоборот стрижётся под полубокс, без всякого вкуса, а другое - когда ребята узнают о любимом занятии человека в свободное время, о хобби. Без восторженных расспросов не обходится - у каждого вопросы разные, их количество зависит от силы произведённого впечатления. Иногда, как советуют педагоги-психологи, от урока полезно отступить и рассказать о том, что может быть тоже интересно. Бывает здорово приятно ошеломить ребёнка, пятиклассника или старше. Узнавая об учителе новое, открывая талант, дети и глядят по-другому, подражают. Импонирует факт, восторгает событие, что знакомый много лет учитель открывается с иной стороны. Если сверстники обнаруживают друг в друге новые качества - это первое, а если учитель демонстрирует предметы своего хобби или рассказывает о занятии, о котором не слышали раннее - уже второе.

Неделя иностранного языка или подобный конкурс, растянутый на многодневный период времени, - это время совместной реализации. В любом детском конкурсе учитель обязательно принимает непосредственное участие. Многие конкурсы рассчитаны на контакт заинтересованных сторон. И можно разработать конкурс самим - для этого есть план и положение об участии. Скажу вам, дорогие читатели, не секрет, что многие конкурсы для детей - выдумки-разработки учителей из разных школ, которые своевременно и поощряются департаментом образования. Проект начинает работать после того, как группа биологов, лингвистов или математиков, например, изучает положение о создании конкурса из разнообразных мероприятий и решает придумать свой. Телекоммуникационные работы или нет, неважно, главное привлечь детей и взрослых к сотрудничеству, плодотворному и творческому. Сначала методист выступает в качестве главного организатора, затем подключаются участники рабочего звена целиком. Дайте искру, а пламеня разгорится.

За шесть лет работы в школе я участвую в нескольких крупных проектах, разработанных коллегами, утверждённых департаментом образования. Признаться, здорово, когда дети из разных школ города принимают участие в проекте, созданном не без твоей помощи. Один из наших проектов имеет литературно-краеведческий характер. Для него нужно не только выступить на широкую аудиторию, но и пригласить гостей. А гостями становятся омские писатели - члены из писательской организации СПР.

Каково неподдельное изумление детей, вдруг узнающих, что давно знакомый учитель общается со старыми омскими писателями, даже пишет сам и часто печатается в глянцевом журнале. В журнале, не просто имеющем обыкновенное отношение к СМИ, а в журнале молодёжном, где на обложке красуется президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Юные школьники радуются, что учитель ещё молодой человек, который окружён не только зрелыми людьми, но и молодыми в большинстве своём. Молодёжь, как ни странно, привлекает больше молодёжь.

Ничего себе, Виктор Витальевич! - ошеломлённо проговаривает ученик пятого класса Егор Любин, причём не самый дисциплинированный и ответственный. - Вы когда начали писать? Сколько у вас книг?

В актовом зале после выступлений детских творческих коллективов зрители (дети, их родители, учителя) проходят к большой выставке, где находятся книги омских писателей и не только. Рядом с книгами, например, Льва Трутнева, Юрия Перминова, Станислава Куняева, Евгения Шишкина, Николая Полотнянко и журналом «Наша молодёжь» Алёшкина и Жариковой красуются подвязанные разноцветными ленточками и мои труды: «Белая и чёрная роза», «Красный лотос» и «Последний рассвет». Если честно, то детям из начальной и средней школы почти нет разницы, о чём книги, главное, чтобы сюжет был интересный и динамичный. А вот ребят из старшей школы краеведческий материал привлекает также. После рассказов о детстве и родной русской деревне Николая Трегубова и Льва Трутнева ребята остаются под впечатлением не меньше, чем после моих восторженных «возлияний» по поводу путешествия за границу. Личное общение и выпуск сюжета во многом зависят от полученного эмоционального заряда. Многие ребята понимают, что учитель - не только дающий знания человек, но и в полной мере путешественник, способный синтезировать увиденное и услышанное.

Станислава Куняева, Евгения Шишкина или Петра Алёшкина, к сожалению, не приглашаем в школу, поскольку возможности не имеем, зато слово молвим за них крепкое. Об их работе и самих творческих людях рассказываем вместе со Львом Трутневым. Каждая работа, а тем более издание журнала или книги, - это вложенная часть себя, своей души. Дети это понимают и задают вопросы:

Что нужно для создания книги? Откуда к вам приходят мысли, образы? Сколько дней вы писали книгу? Где были, где путешествовали перед написанием?


Дети понимают, что книгу написать непросто (на фото: я, Н. Трегубов, Л. Трутнев). Сначала необходимо положительно зарядиться, а затем примерно в одно и то же время погружаться с головой в работу. А ещё знакомство с родными писателями расширяет их кругозор. Пишущих людей много, а вот издающихся отдельными книгами или выходящих в журналах и газетах - можно пересчитать по пальцам. Профессиональное творчество подразумевает определённый подход и постоянную работу над собой. Надо понимать, что основная и кормящая работа - это одна, а хобби и призвание - совсем другое. В ходе общения с писателями дети это понимают.

Когда я сажусь писать, то в голове - ни строчки, это слова Бернарда Шоу, кстати, - хитро улыбаясь, рассказывает Николай Трегубов на сцене. Так непривычно глядеть на согбенную фигуру давно не молодого наставника. Но энергии в нём ещё с лихвой и это радует. - Мысли приходят ко мне, когда я их зову. Эй… и - вуаля! Текст или стих готов, можно показывать людям, читать на улице.

Сила творчества порой не принадлежит нам, - комментирует Лев Трутнев с места - через поданный живо микрофон. - Я пишу и чувствую мощь прозы, когда соединяюсь с природой. Особенно сильные произведения писатель выдаёт, переезжая в деревню. Астафьев, Распутин. Можно, конечно, работать и на даче, но это не то. На природе меняется слог письма и настроение. Душа становится шире, образы ярче. В эту пору видишь больше. Коля, скажи молодым, чтобы хоть немного проводили время с бабушками и дедушками - в селе. А то, небось, стесняются и говорит: фу-у…

Раздаются смешки, но быстро затихают.

Действительно, повторюсь, большинству детей не суть важно, о чём книга, главное, чтобы увлекал сюжет или детали. Мало кто спрашивает, как я пишу повесть или роман о средневековой Японии «Красный лотос» и «Последний рассвет», зато буквально засыпают вопросами о поездке в США. Многих интересует реальное путешествие и работа за границей, нежели вымысел, созданный на основе сюжетов анимэ и поиска информации в страноведческих энциклопедиях. Конечно, романтиков в школе хоть отбавляй - в любом учебном звене и в классе. Ниндзя, самураи, мастера восточных единоборств, отношения молодых людей пусть и в малопонятную эпоху не могут не интересовать увлекающиеся натуры, но в большинстве своём ребята средней школы уже материалисты.

Работать надо много везде, - соглашаюсь. - Глядя американские комедии, кассовую фантастику, кажется, что американцы только развлекаются, но это не так. Шоу-бизнес и выступления с микрофоном - это тоже работа, но не для всех, конечно. В моей повести «Белая и чёрная роза», её пишу по возвращению из США, показано, что явь сильно отличается от грёз молодых людей. Нередко и молодёжь ломается, сталкиваясь с равнодушием работодателей и проверяющих лиц. Если родственников за границей нет, то положиться можно только на себя. В Америку студент приезжает в основном работать, а не прохлаждаться. Приехав в Северную Виржинию и работая в сервисе бассейнов «Continental Pools», я понимаю, что сначала многочасовой рабочий день, а потом развлечения и отдых. Приумножив средства, потратишь часть на путешествие, если пожелаешь, и ничего не остановит.

В большой и забитой под завязку аудитории актового зала ребята стесняются задавать глупые вопросы, нежели в классе. Я уверен, что многие читали мои путевые заметки о США «По ту сторону неба», опубликованные на сайте русских эмигрантов «Русский Дом», но по этому поводу говорят ни при всех. Выступившие омские журналисты: Дмитрий Карин и Андрей Коломиец - оба обещают сделать со мной интервью о прошлой поездке и опросить Льва Трутнева и Николая Трегубова, какие чувства они испытывают, редактируя эти небесспорные труды.


В этот день исполнения масштабного литературного проекта, посвящённого родному краю, дети становятся очевидцами творчества и осознают, насколько работа над собой серьёзна и длительно. Причём никто не гарантирует успеха. Только с душой и с чистым сердцем - «по дороге вдаль…» - так завершается выступление в школе словами из песни группы «Мельница», которую поют талантливые и голосистые девчонки из старших классов.

Мои книги лежат в школьной библиотеке. Впрочем, не только мои. Журналы и газеты, где напечатаны родные омские авторы, тоже разложены на столах. Часто ребята из разных классов, читая или просто просматривая глянцевые журналы, спрашивают, когда я успеваю писать и при этом вести видеоблог, отвечаю, что время можно найти под всё, только надо стараться.

А старые писатели покидают школу довольные - их потчуют вишнёвым пирогом, приготовленным в столовой по домашнему рецепту.

Мероприятия, обнаруживающие таланты, помогают взглянуть на себя и на детей с другого ракурса. Ребёнок, видя и слушая творческого человека, ищет похожий потенциал и в себе, соизмеряет возможности и способности. Участвуя в школьных проектах, получаешь опыт, словно на крупных форумах.

02-07-2014

Русский писатель пишет о Японии

Дмитрий Карин.

Русский писатель пишет о Японии

В прошлом интервью с писателем Виктором Власовым, вышедшем на ресурсе общероссийского глянцевого журнала «Наша молодёжь», а так же на «Великороссе», автор трепетно отзывается о Японии, посвящая ей немало своих трудов. В Екатеринбургском издательстве «ЭИ Аэлита» уже вышел роман о средневековой Японии «Последний рассвет» и готовится к печати его продолжение - повесть «Красный лотос», написанная оказывается десятью годами раньше. Она была отмечена омской областной литературной премией имени Ф.М. Достоевского и выдана Власову председателем Союза российских писателей Александром Лейфером. Предложил автору рассказать о ней подробней, а ещё о своей страсти к Стране Восходящего Солнца.

Дмитрий Карин:

Виктор, как получается, что написанная давным-давно повесть «Красный лотос» является продолжением романа «Последний рассвет», изданного только год назад? Для меня, журналиста и преподавателя, сей факт остаётся загадкой. Пожалуйста, из истории нам расскажите.

Виктор Власов:

В лет шестнадцать-семнадцать я написал повесть «Красный лотос» в обычной школьной тетрадке в клеточку. Было примерно так: сначала удивлял своих одноклассников маленькими рассказами об учителях и общих знакомых, а потом захотел действительно их поразить. Месяца за три и сделал. Учительница по русскому языку и литературе сказала, что нужно показать эту вещь более компетентным людям. Понятный язык и сюжет присутствуют, но Япония ей не сильно нравится. Лучше, по её мнению, начал бы творческую практику с более простого, похожего на литературу Виктора Астафьева или Василия Шукшина, например. Признаться, русских классиков тогда я читал немного, переключался в основном на английских, американских и японских авторов. Повесть «Красный лотос» хранилась в консервации до того, как поступил в институт иностранных языков. Там был увереннее в себе - к тому времени написал несколько фентези, тоже в тетрадях. Интернетом пользовался редко, модемный интернет «56 кб» сам знаешь, какой медленный.

Когда вошёл в литературное объединение имени Якова Журавлёва, то повесть «Красный лотос» помог издать член Союза писателей России Николай Михайлович Трегубов. Редактировал он, а затем и Лев Трутнев помогал писать отзывы о ней, когда заметил меня на омском областном литературном семинаре. Борис Иванович Лукин, тогдашний колумнист «Литературной газеты» заявил на итогах, что ничего оригинальней в Омске не читал. Повесть эта к тому времени была опубликована в литературном журнале «Преодоление», в нескольких его номерах, с комментариями Трегубова и рецензией Трутнева. Несколько художников специально иллюстрировали только её в журнале, чтобы их творчество было как-то связано с произведением о Японии. Тогда я первый раз услышал и критические отзывы, мол, делаю литературщину. Если буду говорить о Японии, то русским автором уже не буду. Но меня защищал Юрий Перминов, который просил коллег дать мне шанс. Павел Брычков и Александр Сафронов высказывались против, несмотря на то, что их коллеги повесть похвалили. У нас же как: если хвалят в одном месте, то сразу ругают во втором! Но вскоре председатель СРП Лейфер и его заместитель Александр Дегтярёв выписывают «Красному лотосу» литературную премию.

О повести можно говорить долго. Но роман-предыстория, действительно, вышел лишь год назад.

Д.К.:

Значит, о романе следовало говорить раньше? Ещё поговорим ведь!? Расскажите о героях повести. Что побудило взять Японию именно 16 века?


В.В.:

Япония в эпоху Муромати - время раздора между настоящим императором и самопровозглашёнными. Один, условно назовём «тигр», перетягивал «канат власти» в одну сторону, то есть в первейшую - к Эдо, ныне Токио, второй и третий, сговорившись, двигали в другую сторону. Киото и Нара - были тогда города, где ждали своего часа тоже императоры, но лишённые огромных кусков хлеба, самозванцы. О Союзе Трёх Тигров слышал? Так вот - союз этот распался и каждый влиятельный господин, набирая армию, мечтал стать военным правителем Японии. Здесь начали действовать закулисно и ни кто-то, а ниндзя - опаснейшие бойцы-актёры. Здесь-то и выходит на помощь настоящему императору один из выдуманных мной кланов ниндзя «Красный лотос». Мастера этого додзё (братья Зотайдо) служат императору Эдо, управляя отрядами ниндзя. Отдают свящённый долг, бросаясь в смертельный бой. Один из них погибает, мне его искренно жаль - он столько хорошего успевает сделать в предыстории - романе «Последний рассвет».

Повесть «Красный лотос» о любви воинов тени - бесшумно крадущихся в сумерках, но не забывающих о своих чувствах. Молодой парень-ниндзя любит девушку - из того же додзё. Пересказывать не буду!

Д.К.:

Каким образом в Японии 16 века появляются корсары Великобритании?

В.В.:

Таким вот хорошим простым образом, Дмитрий. Лишённые власти, так скажем крупные феодалы (из истории: бывший император из Киото и его влиятельный военачальник) прибегают к иностранной помощи за вознаграждение. Многие влиятельные торговцы-японцы торговали в 16 веке с Великобританией. Суа-химэ - изгнанная сестра одного из императоров - пользуется старыми пиратскими связями, но уже в свою пользу. Англичане, по сути, строят ей огромную посудину с мощной пушкой, способной разворотить дворцы.

Д.К.:

Почему, Виктор, после романа не переписали и повесть?

В.В.:

Не имело смысла. Повесть задумывалась как небольшая и легко читаемая романтическая история о любви ниндзя. Что хотел показать много лет назад, то оставил и сейчас. Хороших, пожалуй, отличных отзывов - у повести достаточно. «Красный лотос», я бы отметил, в чём-то выигрывает у «Последнего рассвета». Повесть написана, так сказать, для фанатов анимэ, а роман - сложен по конструкции, заполнен японизмами и познавательная очерковая часть занимает в нём много места. Читая роман о другой стране, а тем более действие происходит в 16 веке, нельзя не использовать терминологию и очерковый опыт, скажем, японоведов-современников. Прежде чем написать художественный роман в жанре альтернативной истории нужно ведь изучить историю объекта, знать реалии. С повестью гораздо проще. Романтическая история повести «Красный лотос» вскользь проходит события, уже развившиеся в романе «Последний рассвет», поэтому мне как автору-исследователю-продолжателю оставалось лишь показать читателям немного из жизни обычных людей, владеющих искусством ниндзю-цу. На презентации романа, например, мой первый редактор Николай Трегубов посоветовал зрителям сначала прочитать повесть, не отягощённую терминами «японо-мама», а потом уж браться за познание крупного. А вот Лев Трутнев, ознакомившись с изданной в редакции Бориса Долинго книгой «Последний рассвет», настаивал прочесть её первой, вдумчивому читателю как раз понравится именно познавательное чтение.

Д.К.:

Я читал повесть «Красный лотос» в электронном варианте и роман тоже - взял у коллеги ту самую книгу от издательства «ЭИ Аэлита». Скажу, что роман читается сложнее. Следил за линией бандитов и сына мастера Шуинсая - в ней отголосок повести. Юного Шиничиро, ученика из додзё Зотайдо, на большие разборки не берут и непокорный решает сбежать из дома, воссоединившись с папой на войне. В итоге их судьбы переплетаются. С масштабами захвата «Белым Тигром» главной земли Хондо Ёсисадой Хадзимэ я почти совладал. Широкая слишком география нападения - из одной части Ямато (Японии) в другую. Захват перевалочных крепостей много значит для армии, понимаю, но мне как человеку, заостряющему внимания на мелочах, интересен ход событий с мастерами Зотайдо и шайкой известного одноглазого преступника Кагасиро Тэнгу. У каждой группки - своя цель. Отдельные герои не живут фоновыми событиями войны.

В.В.:

Дима, думал бы ты о войне, если бы твой любимый сын отправился за тобой, чтобы воевать рука об руку? Такая ситуация с додзё клана «Красный лотос» в романе «Последний рассвет». Мастер Шуинсай идёт на войну по приказу вышестоящего, но думает о сыне. Вскоре избирает иное направление миссии, как только меняются некоторые вещи. Впоследствии-то столкнувшиеся армии смывает цунами, ха-ха.

Д.К.:

Злобно, Виктор, подпустить цунами так близко, чтобы обе могущественные армии потерпели поражение и ненадолго успокоились. В этом я вижу альтернативные сюжеты. Фантазийную историю!

В.В.:

Гигантский цунами - не проводник к альтернативной истории. Такие вот катаклизмы легко случались в истории, будь то землетрясение или взрыв природного газа… В исследовательских трудах японоведа я нашёл описание землетрясения и цунами, произошедших в 16 веке. Но это бедствие почти не тронуло тогда векторные исторические силы, а у меня - задело порядком, не без этого, но альтернатива в романе другая. В истории… Роман в жанре исторической фантазии, помнишь, как и повесть? Есть реальные исторические герои, управлявшие армиями в эпоху Муромати, но действуют в романе и выдуманные персонажи. Например, что произошло, если бы могущественный феодал Ода Набунага проиграл бы череду сражений - военным правителем Японии этот «парень» бы не был. Получается, я делаю сюжет, что очевидный исторический герой уходит на третий-четвёртый план. Читатели о нём забывают быстро, увлекаясь негласным победителем Ёсисадой Хадзиме, который на протяжении большей части романа ведёт войско в атаку против наследников престола из Киото, в их число входит упомянутый Ода. Я заочно за противников Набунаги - клановых ниндзя, эти персонажи мне нравятся ещё из истории.

Д.К.:

Что вам плохого сделал Ода Набунага?

В.В.:

Лично мне - ничего. В документальных источниках, на которые ссылается тот же писатель Эйдзи Ёсикава, Ода показан храбрым полководцем, сплотившим влиятельных людей. Но по мне - давай этот злосчастный Набунага громить старый порядок, построенный до него мудрыми людьми. Давай взимать крупную таксу за всё подряд. Изначально в планы Оды входил разгром непокорных земель, в том числе и кланов ниндзя, проживавших большими семьями. Ига и Кога! Помнишь таких из хотя бы множества сюжетов, снятых в художественных фильмах и анимэ? Ода атаковал численностью, отправляя самураев на верную смерть, в леса, в посёлки, где императора-то ни разу не видели. Набунагу не заботили жизни отправляемых отрядов - только новый порядок, расширение подконтрольных земель и оброк… Есть у меня задумка сделать сюжет, как ниндзя Ига и Кога противостояли отрядам Набунаги, а лидер семьи первых вызвал снежную лавину на перевале Нагано-тогэ... На самом деле дзёнин Момоти Тамба не мог её вызвать, поскольку в это время воевал с нашествием Оды в другом месте. Но если такое предположить и армию Набунаги похоронило бы под снегом, то пришлось бы переписать моменты истории.

Д.К.:

Любите играть с историей, Виктор?!

В.В.:

Почему бы не поиграть, Дима? С ней играл Вальтер Скотт, а сейчас балуются: Михаил Веллер, Дмитрий Быков и даже мои знакомые омские фантасты. Писатель - создатель, что хочет, то и делает вопреки разным законам.

Д.К.:

В романе «Последний рассвет» появляется такой персонаж по имени Оннигороши, с японского это имя переводится «Дьявол, смертью заворожённый» - воин в маске и непонятно, мужчина или женщина. Причём оно использует разные технологии, этакая в шутку сказать намазанная фосфором собака Баскервилей, стреляющая из рук стрелами, бросающая взрывчатку, вызывающая туман.

В.В.:

Да, настоящее имя и намерения этого персонажа неизвестны вплоть до конца романа. Я позволяю предположить, что некие мастера, освоившие ниндзю-цу в совершенстве, могли переодеваться в героя без лица, в разноцветной маске, - из легенды о воине, карающем тех, кто нарушает принципы Бусидо или вмешивается в священные устои. Вообще появление «рыцаря правды» Онни создано как театральное представление, чтобы напугать вассала императора Эдо, именно к нему из дружеских побуждений прислушивается Ёсисада Хадзиме. Это очень важно. Оннигороши живёт и пугает нерадивых властолюбцев в легендах, но почему бы его не изобразить по-настоящему?

Д.К.:

Читал ваше письмо японскому послу в России Тикахито Харада, размещённое на нескольких ресурсах в интернете, потом просмотрел видео на вашем «ютюб»-канале. Надеетесь, что в Японии оценят ваши труды и помогут снять фильмы?

В.В.:

Роман «Последний рассвет» и повесть «Красный лотос» - оба произведения о средневековой Японии. Сколько японцы выпускают фильмов и анимэ, снятых по мотивам исторических событий. Того же любимого Оду Набунагу представляют в разных ипостасях, наделяя качествами доброго или злого, хитроумного и фантастически живучего воина. Разве я не имею права думать, что мои труды не смогут выйти на экран, как было экранизировано множество похожих картин? Роман и повесть - готовый продукт для сценария. Думаю, можно снять отличный фильм на подобие «Последнего самурая» с Томом Крузом. В картине по мотивам «Красного лотоса», например, надо показать, что ниндзя не только холодные и зрелищные убийцы, но пылкие любовники, ха-ха, думающие о своём будущем люди. Сколько раз смотрел фильмы про ниндзя, снятые Голливудом. Ниндзя-убийца и другие, новые или старые, сделанные Такеши Китано, - акцент делается на бюджетный размах спецэффектов и количество трупов. Но японские режиссёры, такие как Акира Куросава, ставят ударение на другие вещи, это, я думаю, не из-за нехватки средств. В Японии народ другой, более собранный что ли. Оценит и мои старания по достоинству.

Есть у меня знакомые и перспективные режиссёры в Омске - супруги Дьячуки, познакомился с ними на молодёжном форуме «Ритм 2013». Они снимают сейчас фэнтезийную картину. Надо бы в скоро времени предложить им экранизировать «Красный лотос».

Д.К.:

Кто ещё поддерживает ваше творчество на тему Японии? Трегубов, Трутнев, Перминов, Березовский… - лица, согласен, видные, но ведь они - провинциалы, а реализоваться лучше в столицах.

В.В.:

Конечно, важно быть в почёте у столичных деятелей культуры. Если оценят, то помогут продвинуть творчество на солидную аудиторию. Один из первых писателей, который оценил «Красный лотос», был Александр Никитич Плетнёв. Качество прозы в жанре соцреализма этого автора, по словам Николая Березовского и я с ними согласен, не могут до сих пор переплюнуть многие столичные писатели. Александр Плетнёв после Николая Трегубова взялся читать повесть и сказал, что возможно с этой вещи и начнётся моя творческая карьера. Тогда с ним, правда, вступили в спор члены из параллельной писательской организации, но Плетнёв своё слово сказал. С ним даже Геннадий Попов не спорил, Александр Кердан и подавно - это было на втором омском областном литературном семинаре. Мнение Плетнёва, царствие ему небесное, много значило для коллег, с ним считались.

Первый человек не из Омска, кому я показывал повесть и роман о средневековой Японии - Нина Ягодинцева. Нина Александровна - российская поэтесса, секретарь Союза писателей России, кандидат культурологи. Ответила в социальной сети, что подобное читала, но не в таком масштабе. Перегруз японизмами нисколько не умоляют качество «Последнего рассвета». Она - редактор ежегодного челябинского литературного альманаха, знает видать, о чём говорит. Когда обращаюсь, даёт дельные советы относительно моих литературных вещей. Публицистикой, говорит, не живи - не запомнят потомки!

Поддержал, как говорится по-настоящему, Пётр Фёдорович Алёшкин - редактор общероссийского глянца «Наша молодёжь» и доктор исторических наук. На портале «Наша молодёжь» впервые выходят рецензии на мои произведения о Японии, написанные Евгением Бардановым. Сам же Алёшкин - историк и, по-моему, не очень доволен взятой темой. Говорит, что никто сейчас не знает Японию того времени, потому что не жили в ней, написать поэтому достоверно можно вряд ли. В основном Пётр Фёдорович подсказывает по языку и грамматике - помогает чисто филологически. Он, Дима, один из тех, кто радеет за благозвучие и чистоту родного языка. Замечаешь, сколько американизмов и разных сленгов внедряются в нашу повседневную речь? Этот мусор кочует и в литературу.

Д.К.:

Вы себя считаете русским писателем «мейнстрима», но в рядах коллег вас называют «японцем». Даже на блогах ЖЖ вас комментируют, добавляя «наш японец». Как вы к этому относитесь?

В.В.:

У меня довольно много выходит реалистичной прозы. Рассказы, повести, путевые заметки. Николай Алексеевич Полотнянко - много лет редактировавший «Литературный Ульяновск» и ярый противник альтернативной истории да всяких фэнтези - ругается, когда показываю нереалистичные труды. Многие толстые журналы печатают мою прозу из реального времени, а всякую альтернативу отклоняют сразу. Но эти два труда о средневековой Японии буквально съели упоминания о том, что я пишу реализм. Приду пообщаться с коллегами из СПР, мне: «Привет, японец!», забегу к ребятам из СРП, а мне: «Как дела, воин лотоса?» Обидно, правда. Думаю, что оригинальность в наше время ценится выше, нежели обыкновенная и пусть очень хорошая реальность, хотя есть достойные писатели утверждающие обратно.

Д.К.:

Виктор, не секрет, что многие читатели и поклонники восточной культуры предпочитают анимэ голливудским анимационным шедеврам. Я - не фанат японской культуры, но посмотреть хороший японский мультфильм - всегда не против. Какие вы посоветуете посмотреть анимэ нашим юным зрителям?

В.В.:

Честно говоря, на просмотр анимэ и дорам времени не хватает. Работа учителя занимает « so much time », поэтому стараюсь если отдыхать, то за книгой. Японских классиков обязательно нужно почитать, если до сих пор кто-то не сделал этого. Кобо Абэ, Юкио Мисима, Ясунари Кавабата - этих прежде всего нужно открыть. Я наблюдаю за молодёжью разных возрастов, из японцев читают они в основном Рю и Харуки Мураками, «распиаренных братьев». Ребята обсуждают их творчество, смакуя разные моменты, а юные читатели поумнее берут во внимание Эйдзи Ёсикаву - «Честь Самурая», я считаю, у него отличная и показательная книга. Из анимэ, вот ворошу детский свой опыт, поклонникам наверняка будет занятно посмотреть «Манускрипт ниндзя», «Самурай Чемплу», «Кавбоя Бибопа», «Клеймор», «Хельсинг», «Эльфийская песня», «Берсерк» в старой и новой анимации обязательно.

Д.К.:

Не понял, Виктор, совсем не смотрите анимэ? Слышал от коллег, что смотрите!..

В.В.:

Смотрю, смотрю, Димка, но не хотелось бы это афишировать. В школе и так ребята прохода не дают, говорят, мол, знают, что у меня есть произведения о Японии и что выкладываю рецензии на новые анимэ в группах «Вконтакте». По долгу службы на анимэ-портале обязан делать увлекательные рецензии, собирать мнения других заинтересованных людей. Как посещу омский клуб «Сёдзи» Бориса Штурова, так наберусь советов, что посмотреть. Хоть издавай с ребятами-фанатами сборник рецензий и фанфиков на тему анимэ и Японии. Хочу вот, по секрету тебе говорю, предложить начальству ресурса общероссийского журнала «Наша молодёжь» печатать рецензии на мультфильмы и редкие фильмы, которые не значатся в разных топах. Нет у них, к сожалению, такой рубрики, а молодёжь-то немало увлекается просмотром японских мультфильмов. Посмотрю, что Пётр Фёдорович скажет, и тебе передам, ты ведь сам часто обитаешь в творческих кругах анимешников. Было бы интересно, если бы и твоё мнение мелькало чаще в моих публицистических трудах.

От Дмитрия Карина в завершении беседы:

Да, не перестаю удивляться этому Власову. Где он берёт столько времени на создание своих объёмных работ? У него две ставки учителя, журналиста - не знаю сколько, а долг супружеский - тоже «косит» время немало. Слежу за тобой, Виктор, за твоим многоликим творчеством. Слежу, очевидно, не только я.