Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Виды и типы магнитных лент. Магнитная лента

Виды и типы магнитных лент. Магнитная лента

Магнитофонная лента , магнитная лента, ферромагнитная лента, — звуконоситель магнитной записи, применяемый в магнитофонах и . Относится к группе .

Магнитофонная лента

Магнитофонные ленты подразделялись на однослойные — сплошные, в которых частицы магнитного материала распределены в пленкообразующем материале по всей толщине ленты, и двухслойные, немагнитной основы — эфироцеллюлозной или пластмассовой плёнки, бумаги и т. п. — и нанесённого на неё феррослоя из магнитного порошка, распылённого в пленкообразующем материале.

Промышленностью в 1958 году выпускались двухслойные магнитофонные ленты но ГОСТ 8303—57: тип I, тип IБ и тип II, — предназначавшиеся для бытовых и специальных (профессиональных) магнитофонов.

Магнитофонная лента типа I была предназначена для использования в аппаратах магнитной звукозаписи профессионального типа (в радиовещании, кинематографии и т. д.) при скорости протягивания 76,2 см/сек. Лента состоит из негорючей ацетилцеллюлозной основы и нанесённого на одну из её сторон ферромагнитного слоя. Размеры ленты: ширина 6,35 мм, общая толщина 50—60 µ, толщина магнитного слоя 10—20 µ. Магнитофонная лента типа I выпускалась намотанной на сердечники (бобышки), длина в рулоне 1000+50 м. Каждый рулон упаковывался в картонную коробку, имевшую специальный держатель для сердечника.

Магнитофонная лента типа IБ была предназначена для использования в бытовых аппаратах магнитной звукозаписи (магнитофонах и магнитофонных приставках) при скорости движения 76,2 и 38,1 см/сек. По всем показателям, кроме электроакустических, тип IБ полностью соответствовал магнитофонной ленте типа I. Общая толщина магнитофонной ленты типа IБ составляет 50—60 µ. Выпускалась в рулонах по 1000±50 м, намотанных на сердечник, или на кассетах по 100, 180, 350 и 500+20 м.

Магнитофонная лента типа II предназначалась для использования в профессиональных и бытовых аппаратах звукозаписи (в магнитофонах МЭЗ-15, «Днепр», «Яуза», в приставках МП-2 и др.) при скоростях протягивания 38,1; 19,05 и 9,5 см/сек. Лента имела ацетилцеллюлозную основу и феррокобальтовый магнитный слой (смесь феррита с кобальтом). Толщина основы ленты 40—45 µ, толщина магнитного слоя 15—20 µ. Для улучшения частотной характеристики магнитофонная лента типа II подвергалась шлифованию со стороны магнитного слоя. Этот слой имел блестящую поверхность в отличие от матового магнитного слоя магнитофонной ленты типа I и типа IБ. По сравнению с магнитофонной лентой типа I и типа IБ лента типа II была более чувствительна; величина её отдачи примерно вдвое выше. Магнитофонная лента типа II выпускалась в рулонах по 1000 м на сердечниках и на стандартных кассетах соответствующих ГОСТ 7704—55.

Схематический разрез двухслойной магнитофонной ленты

Замена магнитофонной ленты типа II при малых скоростях протягивания на ленту типа 1 сужала частотный диапазон и сильно уменьшала громкость воспроизведения, например при скорости протягивания ленты 19,05 см/сек такая замена приводила к сужению частотного диапазона до 6000—7000 гц и уменьшению громкости почти вдвое (при тех же нелинейных искажениях), замене ленты типа II на тип IБ частотный диапазон сужаелся до 4000—4500 гц.

Применение магнитофонной ленты типа II на повышенных скоростях, например, 76,2 см/сек, нецелесообразно, т. к. при этом повышался уровень шумов и ухудшалась стираемость старых записей.

Характеристика магнитофонных лент

Магнитофонные ленты типа I и типа IБ выпускались в рулонах по 1000+50 м на стандартных 100-миллиметровых металлических сердечниках и на кассетах.

Стандартный сердечник для магнитофонной ленты

Магнитофонные ленты типа II выпускались в рулонах по 1000+50 м и 500+20 м на сердечниках, а также на стандартных кассетах.

Кассеты изготовлялись из полистирола, дюралюминия или комбинированными (втулка из пластмассы, щёки из дюралюминия). Кассета должна была обеспечивать закрепление внутреннего конца рулона ленты. Номинальная вместимость кассет и примерная длительность их проигрывания при скорости движения ленты 19,05 см/сек приведены в таблице ниже.

Характеристика магнитофонных кассет (по ГОСТ 7704—55)

При обрыве магнитофонная лента могла быть склеена. Для этого концы оборванной ленты обрезались, на один из них со стороны магнитного слоя наносилась капля клея, после чего концы соединялись внахлёст с перекрытием, равным ширине ленты (0,5—1,0 см). При склеивании концы разорванной ленты не должны были иметь поперечного смещения и перекоса. Изготовителями рекомендовался следующий рецепт клея для склеивания магнитофонной ленты : уксусная кислота 23,5 см³, ацетон 63,5 см³, бутилацетат 13,0 см³. Ленту можно было склеивать также ацетоном, уксусной эссенцией или универсальным клеем БФ-2.

Маркировка наносится на гладкой (тыльной) стороне манитофонной ленты (со стороны основы) на всём её протяжении и включала: наименование или товарный знак изготовителя, тип ленты, год изготовления и номер полива.

Стандартная кассета для магнитофонной ленты

Признаками брака и недоброкачественности магнитофонной ленты являлиь треснутые или разбитые кассеты и втулки, погнутости металлических кассет и сердечников, обрывы ленты Конец магнитофонной ленты после намотки её на кассету заклеивался и скреплялся маркой фабрики; рядом обозначался номер полива. Каждый рулон ленты или кассета вместе с инструкцией к пользованию вкладывались в картонную папку; папка вкладывалась в картонную коробку, на которой указывались соответствующие данные.

Хранить магнитофонные ленты следовало в коробках, в сухих проветриваемых помещениях при температуре 10—20° и относительной влажности воздуха 50—60%, оберегая от перегрева, сырости и воздействия солнечных лучей. Магнитофонные ленты с записью следовало хранить вдали от крупных железных масс или сильных электромагнитных полей (электромагнитов, электродвигателей, трансформаторов и т. п.). При хранении записей коробки с магнитофонными лентами нумеровались, на тыльной стороне их обозначались наименования записанных произведений, исполнители, даты записи и т. п. При необходимости сведения о записях, имевшихся в фонотеке, можно было свести в общий каталог.


Привычные твердые магниты используются для решения огромного количества прикладных задач, но в ряде случаев возможности их применения ограничены. В частности, при производстве сувенирной продукции или наружной рекламы возникает необходимость в гибких и плоских материалах. В поиске оптимального варианта для подобных ситуаций пользователи и узнают, что такое магнитная лента . Этот материал представляет собой одну из разновидностей магнитопластов - магнитный винил, порезанный на полосы определенной ширины. Лента характеризуется следующими особенностями:


Одна магнитная сторона. Только одна сторона ленты является магнитной, тогда как противоположная поверхность может использоваться для приклеивания к любой немагнитной поверхности (если магнитная лента на катушках имеет клеевой слой) или для нанесения изображений (картинок или текста).


Простая механическая обработка. Винил можно свободно изгибать, а также резать с помощью обычных ножниц. При этом материал не теряет своих потребительских качеств, и его магнитная сила не слабеет.


Устойчивость к атмосферным факторам. Дождь, солнце и ветер не страшны магнитному винилу. Этот материал не боится коррозии и может использоваться при температурах в диапазоне -30..+70 ⁰ C .

Применение магнитной ленты

Итак, разобрались, что такое магнитная лента. Теперь узнаем, какую пользу она вам может принести. Этот гибкий материал применяется в таких сферах:


1) Презентации. Благодаря сочетанию удобства использования и экономичности магнитная лента стала незаменимым решением для оборудования мобильных стендов на выставках. С ее помощью можно быстро, просто и надежно закрепить любые плакаты на несущей конструкции, а затем с легкостью снять и заменить их.


2) Представление информации. Магнитные ленты оказываются полезны в школах, университетах и офисах. Ширина полосы в 25,4 мм с силой сцепления 70г/см 2 обеспечивает надежное удержание даже достаточно крупных карт, пособий, диаграмм, графиков и выкладок. При этом можно за считанные мгновения выполнить монтаж/демонтаж любых демонстрируемых материалов. Очень удобна магнитная лента для детского сада : с небольшими затратами можно организовать постоянную экспозицию детских рисунков и учебных пособий.


3) Реклама. Магнитная лента на катушках - это неотъемлемый элемент в оборудовании информационных табло, афиш и прочих рекламных носителей. Причем пространство для использования этого материала не ограничивается ровными и подготовленными основаниями. Специальный вспененный слой позволяет с легкостью наносить виниловую ленту на любые неровные поверхности: на стены зданий, рельефные объекты, кузова такси и так далее.


3) Поделки, сувениры, магнитные шторы . Кусочки магнитной ленты используются для изготовления магнитов на холодильник, для игрушек, развивающих игрушек и даже для москитных сеток на окна и двери.

В 1898 году датчанин Вальдемар Поульсен продемонстрировал устройство для магнитной записи звука. На тот момент уже существовали фонографы конструкции Томаса Эдисона, на которых умещались десятки секунд записи речи. Для записи звука на фонографе игла наносит звуковую дорожку на сменном барабане. С этой же звуковой дорожки иглой снимают звук.

Телеграфон Поульсена внешне похож: у него тоже есть вертикальный барабан, но из стальной проволоки. На записывающую головку подаётся электрический сигнал, носитель движется с постоянной скоростью около головки и на нём остаётся намагниченность, соответствующая сигналу. Для проигрывания нужна головка воспроизведения, которая проходит и регистрирует изменения магнитного поля проволоки, а затем преобразует их в электрический сигнал. В 1900 году на проволоке остался голос императора Австрии Франца Иосифа I - на сегодня одна из старейших доживших до наших дней магнитных аудиозаписей. В последующем телеграфоны продавались как устройства записи речи для быта, для развлечения и в качестве диктофона.

Конечно, устройство из позапрошлого века обладало своими особенностями. К примеру, у изобретения Поульсена усилителя сигнала не было, поэтому звук нужно было слушать в наушниках. Качество записи было лишь незначительно выше, чем у механических фонографов. Но принципы функционирования телеграфона остались ровно теми же, что и у устройств куда сложнее его. Эти устройства научились записывать звук высокого качества, данные и даже видео. Для этого инженерам пришлось решить не один десяток проблем.

Первые линейные попытки

В 1928 году Фриц Пфлеймер изобрёл новый тип носителя. На длинную полоску бумаги они нанёс порошок оксида железа Fe 2 O 3 - это вряд ли могло напомнить тёмно-коричневую плёнку аудиокассет. Магнитная лента обрела свои очертания в результате дальнейшей работы немецкой компании электроники AEG и химического гиганта BASF . Хотя всё это происходило до Второй мировой, за пределы Германии новинка вышла лишь в качестве трофейных образцов. До этого были обрывочные сведения, вызванные режимом секретности.

Союзники получали в своё распоряжение немецкие «магнетофоны» и быстро улучшали технологии аудиозаписи, добавляли возможности стереозвука и повышали общее качество технологии. О преимуществах магнитной записи звука они догадывались давно: немецкие радиопередачи, повторно транслируемые в записи, качеством почти никак не отличались от своих оригинальных исполнений.


AEG Magnetophon Tonschreiber B с немецкой радиостанции, собран после 1942.

Студии звукозаписи, которые до этого всё ещё писали на механические мастер-диски, быстро оценили преимущества новинки. Двадцать лет, 1945 по 1965 года, стандартом в студиях была лента. Наступила магнитная эра. Можно было записывать треки длиннее, чем раньше, комбинировать записи нескольких разных людей. Магнитная лента позволяла собрать запись каждого из инструментов в их самом удачном качестве в единую форму. У звуковиков в работе появилась пластичность, которая была доступна разве что в монтаже кино.

На магнитную ленту пытались записывать и видеосигнал. На тот момент киноплёнка была единственным носителем видео. Даже для телевидения сигнал . Аппараты, по сути, были камерой, телевизором и специальной системой синхронизации скачкового механизма. Запись телесигнала была нужна даже не для далёких потомков, а для ретрансляции телесигнала в других часовых поясах. К 1954 году телеиндустрия потребляла плёнки больше, чем все студии Голливуда.

Логично попробовать приспособить новый перезаписываемый носитель под видео - в чём-то оно довольно похоже на аудиосигнал. Одно различие мешало. Полоса частот у аналогового телесигнала куда шире, чем у звука - 5-6 мегагерц и выше против различаемых человеческим звуком 20 килогерц.

Если пустить ленту на обычной скорости аудиозаписи и попытаться записать телесигнал, то ничего хорошего не получится. Записывающая головка создаёт меняющееся магнитное поле, и частицы пыли намагничиваются соответствующим образом. Лента протягивается на постоянной скорости, затем намагничивается следующая крошечная полоска частиц. Но если магнитное поле меняется слишком быстро, то частицы будут намагничены в случайном направлении.

Пропускная способность магнитной ленты связана со скоростью: чем выше частота сигнала, тем выше должна быть скорость ленты. То есть «в лоб» проблему можно решить, пропуская ленту быстрее. В этом направлении работали первые попытки записать телевизионный сигнал на магнитную ленту.

Одной из таких попыток была машина Vision Electronic Recording Apparatus (VERA), разрабатываемая «Би-Би-Си» с 1952 года. Опасная стальная лента наматывалась на 21-дюймовые (53,5 см) барабаны. Она проходила более 5 метров в секунду (200 дюймов). Для безопасности вся машина была заключена в специальный корпус на случай, если что-то разлетится при работе. Как и многие специализированные установки того времени, машина выглядела как большой стенд с множеством оборудования. При этом VERA могла записывать всего 15 минут 405-строчного телесигнала.

Чем-то похожим занималась американская RCA. К 1953 году была достигнута запись цветного и чёрно-белого телевидения на, соответственно, полудюймовую (12,7 мм) и четвертьдюймовую (≈6 мм) плёнку. Для цветного сигнала на плёнку писали пять параллельных дорожек: красная, голубая, зелёная составляющая, синхронизация и звук. Для чёрно-белой нужно было лишь две дорожки: одноцветная картинка и звук. Скорость ленты составляла более 9 метров (360 дюймов) в секунду.


В 1958 году после лет доработки аппарат VERA демонстрируют на телевидении. На тот момент установка уже устарела: американская Ampex в 1956 году показала коммерчески доступный видеомагнитофон, который тратил куда меньше магнитной ленты. Для этого нашли другой способ записи.

Поперечно-строчная запись

Понятно, что для записи видео на магнитную плёнку нужно движение, но без неосуществимо быстрой промотки. Для этого головки записи разместили на барабане, быстро вращающемся перпендикулярно направлению движения ленты.

Таким образом головки оставляют на ленте последовательность поперечных параллельных строчек с сигналом в частотной модуляции. Так можно использовать почти всю ширину, оставляя на боках немного места для вспомогательной информации. В результате магнитную ленту можно пропускать с адекватной скоростью, а головки движутся достаточно быстро для записи информации.

Для воспроизведения с плёнки нужна синхронизация, метки которой пишутся на этой же ленте обычными, невращающимися головками. Обычные головки пишут аудиодорожку. На практике запись осуществлялась на двухдюймовую (50,8 мм) ленту формата Quadruplex (Квадраплекс). Как следует из названия, на вращающемся барабане размещались четыре головки. Барабан вращался со скоростью 14 440 (NTSC) или 15 000 (PAL) оборотов в минуту. На одной бобине умещалось 90 минут видеозаписи.

Подобную технологию записи изобрели в относительно небольшой на тот момент американской компании Ampex, основанной эмигрантом российского происхождения Александром Матвеевичем Понятовым. VRX-1000 стал первым коммерчески успешным видеомагнитофоном. Его разработка началась ещё в октябре 1951, а готовый вариант был представлен лишь в 1956 году.


Одна из первых демонстрацией выглядела как запись всех присутствующих на плёнку в течение примерно двух минут, перемотка и демонстрация на экране телевизора картинки. Во время проигрывания повисла абсолютная тишина, затем начались бурные овации.

VRX-1000 Mark IV стоил 50 000 долларов (порядка 450 тысяч $ сегодня), каждая бобина разработанного Ampex формата Quadruplex обходилась в 300 долларов (≈2700 $ в 2016). При этом плёнка стиралась уже через 30 использований. Очевидно, что первыми покупателями были крупные телестудии.

Наклонно-строчная запись

Поперечно-строчная видеозапись имела серьёзные недостатки. К примеру, воспроизводить видео замедленно или сделать стоп-кадр было невозможно. Каждая из видеодорожек представляла из себя лишь часть картинки. Для NSTC каждый кадр требовал 16 дорожек, для PAL - 20. Лишь при воспроизведении с нормальной скоростью получалась различимая картинка. Кстати, если у четырёх головок на барабане были малейшие различия, они проявлялись на картинке. Монтаж стандарта Q вызывал трудности: была нужна точная синхронизация. Ленту монтировали так же, как и обычную киноплёнку: её разрезали и склеивали. Лишь позже появились специальные аппараты для монтажа.


Учёбный фильм «Би-Би-Си» о видеомонтаже на магнитофоне с двухдюймовой лентой.

Системы с наклонно-строчной записью были лишены этих проблем. Как и следует из названия, в них вращающийся барабан с головками формирует строчки на ленте под наклоном. Если обернуть вращающийся барабан лентой почти полностью, длинная строчка будет вмещать целый кадр. При остановке движения ленты он будет продолжать считываться, давая эффект стоп-кадра. Если проматывать вперёд или назад, то на экране тоже будет картинка.


Сравнение систем с поперечно-строчной и наклонно-строчной записью.

Тот же эффект можно достичь, если обернуть лентой лишь половину барабана, но использовать две головки - всё так же один оборот барабана будет означать считывание или запись одного кадра. В дальнейшем число головок только увеличивалось для добавления высококачественного звука или для уменьшения размера барабана.


Портативный видеомагнитофон Sony BVH-500 для магнитной ленты формата C шириной 1 дюйм и его нормальный шум работы с открытой крышкой. В левом нижнем углу заметен крупный барабан со считывающими головками.

И у этого метода записи были свои проблемы. Магнитная лента иногда незначительно растягивается, скорость вращения отдельных элементов варьируется, меняется угол работы барабана относительно дорожек ленты, а иногда магнитофон и вовсе начинает жевать ленту. Магнитофоны требовали высокой точности исполнения и, в ответственных ситуациях, дублирования.

Бытовая доступность

Для контакта видеоголовок с двухдюймовой лентой в устройствах поперечно-строчной записи нужен вакуумный прижим, а газовые подшипники требуют компрессор. Представить себе огромную шумящую установку в быту обычного человека сложно. Поэтому для бытовых видеомагнитофонов использовали только наклонно-строчную запись.


Ampex VR-2000. Поддержка цвета и перемотки путём записи видео на специальный жёсткий диск HS-100 массой 2,3 кг частотой вращения 60 (NTSC) или 50 (PAL) оборотов в минуту. На диск можно было записать 30 (установка для NTSC) или 36 (для PAL) секунд видео. Затем видео можно было ещё раз воспроизвести в обычной скорости, в замедленном виде или вообще остановить.

Кроме этих проблем обывателю вряд ли захочется возиться с магнитной лентой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что популярность получили кассетные системы, где в режиме нормального функционирования пользователь никогда не касается ленты. Магнитофоны сами оборачивают ленту около головок.


Sony CV-2000 на полудюймовую ленту, один из первых видеомагнитофонов для домашнего использования. Заметна та сложность, которую вызывает обращение с лентой.

В семидесятых обычный человек впервые мог выбрать, что хочет смотреть он , а не довольствоваться доступным только в кино и по телевидению. Впервые появились возможности для нелицензионного копирования и записи показываемого по ТВ. Появились первые форматы видеокассет: квадратная коробочка VCR, вставляемая в N1500 фирмы Philips и быстро почивший Cartrivision.

К середине семидесятых на передний план вышли разработанный Sony формат Betamax и VHS от JVC. За этим последовала обширная война форматов, конкурентное противостояние двух проприетарных способов записи видео за звание общепризнанного. Каждая из кассет обладала своими преимуществами и недостатками. Betamax давал незначительно лучший формат картинки, но на обычном телевизоре разница с VHS практически не ощущалась. На VHS можно было записывать куда больше видео: 120, 240 минут или даже больше против часа и более у Betamax.

При всех достоинствах Betamax покупателей чаще всего интересовала доступность. В итоге большую долю рынка получил тот формат, который уже на момент релиза позволял записать почти любой фильм, поддерживался многими производителям по лицензии и был дешевле для своего покупателя. Betamax до конца существования так и оставался нишевым продуктом. До начала двухтысячных в гостиной будут править видеокассеты VHS.

Часть из них попадала за «железный занавес». Порядок Советского Союза накладывал множество интересных ограничений на жизнь обычных граждан. К примеру, доступ к копировальным аппаратам документов был

Была широко распространена. Это была одна из форм сохранения акустической информации. И сегодня, несмотря на то, что были разработаны более совершенные формы записи информации, такие носители информации по-прежнему востребованы. Однако применяют их уже несколько в ином качестве, и аудиосигналы содержат достаточно редко. Кроме того, следует учитывать, что такой принцип записи стал основой для огромного числа разработок. Видеокассеты, стримеры, жёсткие диски компьютеров - все они появились в результате развития данной технологии, основы которой были заложены ещё в начале прошлого столетия.

Особенности конструкции

Длительное время аудиоинформацию записывали путём изменения намагниченного состояния определённых устройств. В процессе записи мощность создаваемого поля распределялась в соответствии с записываемым сигналом. Назвали подобное устройство магнитной лентой . Состоят такие носители информации из двух основных слоёв:
  • . гибкая рабочая основа. Изготавливают её из самых разных материалов. Изначально использовалась даже бумага и полиэтилен, однако в силу недолговечности они не получили широкого распространения. По мере повышения требований к качеству и сроку службы носителя, стали использоваться и другие типы материалов, преимущественно синтетического происхождения: полиамид, лавсан и пр;
  • . рабочий слой с продольной ориентацией частиц.



Что касается рабочего слоя, то он представляет собой одностороннее напыление ферритовых частиц в специальном лаке. Используются как чистые металлы, так и различные окислы. Именно от параметров этого слоя, от его разновидностей и напыленного вещества зависят эксплуатационные характеристики носителя.

Слоёв порошка может наноситься несколько. Несмотря на это, толщина носителя не превышает нескольких микрометров, а ширина магнитной ленты колеблется в зависимости от назначения изделия и может составлять от нескольких миллиметров до 10 см и более. Для лучшего сцепления основных слоёв, снижения трения и улучшения скольжения некоторые производителя добавляли промежуточные слои.




Основные разновидности

Несмотря на одинаковое назначение, такие носители информации могут несколько отличаться друг от друга, в том числе и по типу устройства. Помимо изложенного выше варианта конструкции с напылением металлического порошка на рабочую основу, существуют и другие типы лент:
  • . однослойные. Ферритовый порошок равномерно распределён в слое основы;
  • . цельнометаллические. Представляют собой полосу углеродистой стали.





Различаются такие изделия и назначением. Они могут быть катушечными и кассетными. В первом случае они поставляются намотанными на катушки различных типоразмеров. Однако зарядка такого носителя в устройство воспроизведения может представлять некоторую сложность. Именно поэтому были разработаны компакт-кассеты. В них корпус и сам носитель представляют собой единый функциональный элемент. Такая конструкция упростила эксплуатацию.





Наибольшее распространение получили именно компакт-кассеты с многослойным носителем. В зависимости от состава рабочего слоя, различают несколько их разновидностей:
  • . с ферроксидным напылением (обычный или «нормальный» носитель);
  • . слой на основе хрома;
  • . двухкомпонентый рабочий слой. Внутренний - ферроксидное напыление, внешнее - хромоксидное;
  • . рабочий слой из тончайшего металлического порошка железа.



В наше время бобинные магнитофоны ценятся энтузиастами за "теплый ламповый" звук

Показатели качества магнитных лент

Долговечность записи и определяется достаточно большим числом параметров. Среди основных электроакустических факторов можно назвать:
  • . чувствительность к воздействию;
  • . наличие нелинейных искажений;
  • . уровень эха, шумов, записи и стирания.
Кроме того, необходимо учитывать и физико-механические свойства носителя. Среди них выделяют толщину самого носителя, его адгезионную устойчивость, стойкость к разным видам деформации, уровень предполагаемой нагрузки и пр. Все эти параметры имеют нормативные значения. И отклонения от них негативно сказываются на качестве записи.

Магнитная лента

Катушка магнитной ленты

Магни́тная ле́нта - носитель информации в виде гибкой ленты, покрытой тонким магнитным слоем. Информация на магнитной ленте фиксируется посредством магнитной записи. Устройства для записи звука и видео на магнитную ленту называются соответственно магнитофон и видеомагнитофон . Устройства для хранения компьютерных данных на магнитной ленте называется стример .

Магнитная лента произвела революцию в вещании и записи. Вместо прямых эфиров в телевизионном и радиовещании стало возможным производить предварительную запись программ для последующего воспроизведения. Первые многодорожечные магнитофоны позволяли производить запись на несколько раздельных дорожек от различных источников, а затем впоследствии сводить их в конечную запись с наложением необходимых эффектов. Также развитию компьютерной техники послужила возможность сохранения данных на длительный период с возможностью быстрого доступа к ним.

Звукозапись

Магнитная лента была разработана в 1930-е годы в Германии при сотрудничестве двух крупных корпораций: химического концерна BASF и электронной компании AEG при содействии немецкой телерадиовещательной компании RRG.

Видеозапись

Видеокассета VHS

Первый в мире видеомагнитофон был представлен фирмой Ampex 14 апреля 1956 года. Небольшая компания, основанная русским эмигрантом Александром Матвеевичем Понятовым в Калифорнии, смогла сделать настоящий прорыв в технологии видеозаписи изобретя поперечно-строчную видеозапись и применив систему с вращающимися головками. Они использовали ленту шириной 2 дюйма (50,8 мм), которая наматывалась на бобины - так называемый формат Q (Quadruplex). 30 ноября 1956 года – Си-Би-Эс впервые использовала "Ампэкс" для отсроченного выпуска в эфир программы новостей. Видеомагнитофоны произвели настоящую технологическую революцию на телецентрах.

В 1982 году Sony выпустила систему Betacam . Частью этой системы была видеокамера , которая впервые в одном устройстве объединяла и телевизионную камеру и записывающее устройство. Между камерой и видеомагнитофоном не было кабелей, таким образом, видеокамера давала значительную свободу оператору. В Betacam используется 1/2" кассеты. Он быстро стал стандартом для производства теленовостей и для студийного видеомонтажа .

В 1986 году Sony представила первый цифровой формат видеозаписи , стандартизованный SMPTE , это положило началу эры цифровой видеозаписи. Наиболее распространенным бытовым форматом цифровой видеозаписи стал формат , представленный в 1995 году .

Хранение данных

Кассета QIC-80

Магнитная лента была впервые использована для записи компьютерных данных в 1951 году в компании Eckert-Mauchly Computer Corporation на ЭВМ UNIVAC I. В качестве носителя использовалась тонкая полоска металла шириной 12,65 мм, состоящая из никелированной бронзы (называемая Vicalloy). Плотность записи была 128 символов на дюйм (198 микрометров / символ) на восемь дорожек.

В 1964 году семейства IBM System/360 , в фирме IBM был принят стандарт 9-дорожечной ленты с линейной записью, который впоследствии распространился также в системах других производителей и широко использовался до 1980-х годов.

В домашних персональных компьютерах 1970-х и начала 1980-х годов (вплоть до середины 1990-х) в качестве основного внешнего запоминающего устройства во многих случаях использовался обычный бытовой магнитофон и компакт-кассета.

В 1989 году компаниями Hewlett-Packard и Sony на базе аудиоформата DAT был разработан формат хранения данных DDS (англ. Digital Data Storage ).

В 1990-е годы для систем резервного копирования персональных компьютеров были популярны стандарты QIC-40 и QIC-80, использовавшие небольшие кассеты физической ёмкостью 40 и 80 Мбайт соответственно.

Примечания

Ссылки

  • Владимир Островский Истоки и триумф магнитной звукозаписи // «625» : журнал. - 1998. - № 3.
  • Валерий Самохин, Наталия Терехова Формату VHS - 30! // "625" : журнал. - 2006. - № 8.

Wikimedia Foundation . 2010 .