Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Современная акварельная техника. Акварельные техники. Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Современная акварельная техника. Акварельные техники. Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Акварель на сегодняшний день очень популярная и актуальная техника рисования. Порой кажется, что абсолютно все работают с акварелью и, стоит отметить, что все работают по-разному! Существует масса известных техник работы с акварелью, и постоянно появляются новые эффекты и приемы. Часто, начинающие авторы пробуют работать всеми возможными техниками сразу, применяют различные эффекты, экспериментируют в просторах акварельной живописи и, как правило, рано или поздно находят свою комбинацию, которая впоследствии часто перерастает в их неповторимый авторский стиль. Я думаю главное преимущество акварели - это ее многоликость... Мне нравится работать в новых для себя жанрах и оттачивать навыки в старых. Я всегда хочу иметь возможность выбрать технику рисования к определенной задаче, так как считаю скучным и неправильным подходить к портрету или пейзажу одинаково и писать их в одной технике акварели. Сегодня я расскажу о пяти различных способах работы с акварелью на примере ботанической иллюстрации гриба мухомора. Я попробую нарисовать пять одинаковых мотивов, пятью различными способами акварельной живописи: 1. Техника акварели «Лессировка» 2. Техника акварели «А ля прима» 3. Техника акварели - использование маскирующей жидкости 4. Комбинация нескольких техник акварели 5. Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

Техника акварели «Лессировка»

Первый нарисованный мною мухомор выполнен в технике акварели «Лессировка» (от нем. Lasierung - глазурь). Эта техника очень подходит новичкам. Ей часто работают в художественных школах. Заключается она в послойном нанесение краски на рисунок. От самых светлых оттенков к самым темным. Каждый слой должен успевать просыхать. Работая в этой технике акварели, мы набираем тональность предмета постепенно, и всегда имеем возможность корректировать цвет на каждом этапе.


Техника акварели «А ля прима»

Второй гриб нарисован техникой «А ля прима» (или "Алла прима", от итал. a la prima - «в один присест»). Это более экспрессивная техника, и очень подходит тем, кто умеет замешивать красивые цвета с первого раза. Рисунок в этой технике делается быстро в один слой, за один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Мы сразу получаем готовый рисунок. Здесь необходимо быть осторожными, чтобы при смешивании большого количества акварельных цветов не получилась грязь, а цвета были яркими и чистыми. Акварели, выполненные в такой технике, как правило, очень цветные, красочные! Эта техника акварели достаточно быстра в исполнение и любима теми, кто не любит вести работу долго.


Техника акварели - использование маскирующей жидкости

Третий гриб я нарисовал с помощью резервирующей (маскирующей) жидкости. Чтобы не обходить белые пятнышки на шляпке гриба, я «спрятал их резервом», то есть нанес предварительнона места пятнышек (на сухой лист, до начала работы с красками) резервирующую жидкость. Безусловно, это нельзя назвать техникой акварели, это скорее эффект. Сегодня всевозможные резервы (маскирующие жидкости) получили очень широкое распространение. Если вы не хотите обходить краской каждое пятнышко или боитесь, что в эмоциональном порыве закрасите какие-то блики, то можно применить резерв.


Работа с резервом идет значительно быстрей. Но стоит отметить, что у этого приема есть и минусы. Главный минус - это очень резкий край. На вашей работе всегда останется резкая граница в том месте, где белый лист, на котором была резервирующая жидкость, переходит в закрашенное краской место. Это будет вас «выдавать». Многих художников это не смущает, а иногда даже помогает сделать дополнительные эффекты! Также резерв иногда проблематично снимается с бумаги, а иногда не снимается вовсе. Поэтому, прежде чем применять резерв в своей работе, опробуйте его на небольшом листе из аналогичной бумаги.

Комбинация нескольких техник акварели

Четвертый гриб нарисован с комбинацией эффектов (техник акварели). Перед началом работы в цвете, я «спрятал» весь гриб резервирующей жидкостью. Это позволило мне создать краской плотный многослойный фон. Краску я нанес послойно в 4 слоя. Только послойной лессировкой получается достигнуть достаточно плотного, глухого, но в тоже время не черного фона. Дождавшись высыхания фона, я снял резерв и нарисовал гриб все той же техникой акварели «Лессировка».


Техника «Мокрой акварели» или «Акварель по-сырому»

С пятым грибом я работал самой «акварельной» техникой из всех. Глядя на нее сразу понятно, что мы смотрим на акварель. Это техника «Мокрой акварели» (часто ее называют «Акварель по-сырому», «Акварель по-мокрому»), и она, безусловно, впечатляет. На мой взгляд, это самая сложная сторона акварельной живописи. Тут очень важны навыки художника, исключительно личный опыт. Техника «Мокрой акварели» заключается в том, что перед тем, как начать рисовать, лист бумаги целиком смачивают водой, а затем уже быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, акварельная краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой. Если требуется нарисовать мелкие детали, то необходимо дождаться полного высыхания, и уже тогда внести дополнения.


Мокрая акварель особенно чувствительна к качеству используемых материалов. Бумага, краски, кисти - тут важно все. В этой технике акварели приходится работать быстро и уверенно. Художник должен быть максимально сконцентрирован, и готов ко всему. Мы должны предоставить акварели некую свободу, но в тоже время создать условия, в которых она растечется именно так, как нам нужно. И высохнуть акварель должна тогда, когда это нужно нам. В данной технике акварели наиболее распространенные ошибки - это плохо намоченный лист и непонимание изображаемой формы. И главное, мокрая акварель красива своей легкостью и непринужденностью. Но мы часто боимся «отпустить» краску, излишне пытаемся ей управлять, слишком стараемся, тем самым теряя ту самую легкость и непринужденность. Эта техника требует постоянной практики, и если вы хотите работать в технике мокрой акварели, то советую ее практиковать чаще.

Заключение

В этой статье я описал основные эффекты и техники акварели, с которыми работаю. Безусловно, этот список можно продолжать еще долго, и я уверен, что всегда будет что-то, что я еще не попробовал, что будет вдохновлять меня к новым работам и экспериментам. Желаю вам творческих успехов и вдохновения!

К официальному расцвету, пришедшему туманным лондонским утром лишь в начале XIX столетия. Пугающая пропасть веков постепенно меняла материалы и техники рисования акварелью: краска «оживала» на папирусе и рисовой бумаге. Позже - в рабочих эскизах художников или призрачной «дымкой», почти иллюзией, тонко спрятанной на листах под уверенный рисунок грифеля и пера.

Основные техники рисования акварелью

Истинная работа в технике акварели сродни с зарождающимся светлым утром: она пахнет свежей травой, цветами, опрокидывая на нас из своей мягкой глубины тончайшие образы и мысли. Но и у роз есть шипы! Несмотря на свою бархатность, акварель бывает дерзка и капризна. Ей вполне приемлема нервная графичность линий, жёсткость мазков и плотность тона. Всё зависит от задач, поставленных художником.


Удивительная акварель японского художника Абе Тошиюки.

Техника «A la prima». Итальянский энергичный подход решить всё «за один присест» отозвался прежде всего во французской живописи импрессионистов. По сути это техника «одного касания», письмо картин по влажной бумаге сразу, без переделок и дополнительных наложений красочных слоёв. Завораживающий эффект работы - в непредсказуемости конечного результата. Этот приём живописи замечательно существует в пейзажах, предполагая мастерство и сноровку художника. Хотя эта техника рисования акварелью для начинающих живописцев также хороший урок, чтобы «набить руку» и «отточить глаз».


Акварельные городские пейзажи американского художника Томаса Шаллера.

Техника живописи «по-сырому». Сюжет пишется по обильно смоченной бумаге. Чаще всего мастер прикасается краской к листу, уже хорошо впитавшему в себя воду. Контролируется и степень наполненности водой пучка кисти. В зависимости от задач, автор пишет либо сухой кистью по влажной поверхности фона, либо «мокрой-по-мокрому». Существенное отличие этой техники в том, что художник может вести отдельную прорисовку деталей уже по высохшей бумаге, дополняя и уточняя сюжет. Такая «тонущая» на влажной глади листа акварельность позволяет добиться массу впечатляющих моментов: живописной мягкости, тончайших цветовых переходов, лёгкости и прозрачности.



Дождь в акварельных картинах тайваньского художника Лин Чинг Че (Lin Ching-Che).

Многослойная техника живописи . Приём выполняется за счёт прозрачных цветных лессировок - заливок и мазков краски, которые накладываются друг на друга послойно. Каждый слой необходимо просушить, избегая смешения. В итоге, правильно залитые краски образуют просвет, наполняя глубину живописи прозрачностью. Многослойная акварель создаёт насыщенные рефлексы и глубокие тени, поражая реалистичностью и особенной цветовой звонкостью. Техника прекрасна для изображения многоплановых сложных пейзажей, натюрмортных постановок и портретов.



Акварельный натюрморт художницы Елены Базановой.

Техника живописи по сухой бумаге . В акварели иногда сложно понять, где заканчивается живопись и начинается графика. Метод работы «по-сухому» как раз тот случай для тех, кто хочет контролировать растекание краски на бумаге, с прорисовкой тонких линейных и чётких контуров. Но есть и другие варианты исполнения. Один из популярных - однослойная живопись хорошо увлажнённой кистью. Каждая заливка образует водный натёк, который смешивается со следующими мазками. Таким образом, соединение красочных островков даёт приятную мягкость и красивые замесы.


Реалистичная акварель Стива Хенкса.

Смешанная техника живописи . Если есть желание уйти от классической акварели и научиться писать нестандартно - комбинированный подход в живописи незаменимый помощник. В картине сочетают как разнообразные художественные материалы, так и приёмы, иногда даже взаимоисключающие. К примеру, в одной работе автор способен объединить способ письма по влажной и сухой бумаге. Смешивают акварель с тушью, воском, пастелью, акварельными карандашами, гуашью, добиваясь удивительных эффектов, но подчас - в ущерб «чистоты» акварельного звучания.



Городской пейзаж в акварельных работах Хайнца Швайцера (Heinz Schweizer).

Известные школы и акварелисты

До появления бумаги акварель почти неслышимым шёпотом заявляла о себе на тонких полотнах китайского шелка. Разливаясь в лаконичной графике иероглифов и потрясающих азиатских пейзажах, краска надолго закрепилась в этом поэтичном жанре. Бумага, созданная в Китае, способствовала дальнейшему развитию восточной акварельной школы с особенной индивидуальностью и национальным колоритом.


Нежная цветочная акварель французской художницы Сильви Фортин (Sylvie Fortin).

Классическая же многослойная живопись - гениальное создание английской школы акварели. Отличаясь наполненной глубиной и густой тональностью, она не уступала «масляным» картинам, и даже превосходила их своей воздушностью. Вторая половина XVIII века - время больших перемен и расцвета английской акварели. Глубокий след в её истории оставили смелые художники-новаторы: Т. Гёртин, Д. У. Тёрнер, Д. Констебл и многие другие.

В Россию акварель пришла поздно. Плотное, многослойное письмо по сухой бумаге применяли братья Карл и Александр Брюлловы, создавая «живые» образы своих современников. Легендарный А. А. Иванов обращался к этой технике для быстрого, эскизного письма, создавая маленькие шедевры живописи. П. Ф. Соколов - художник дивных миниатюрных портретных акварелей - символов ускользающей эпохи.


Акварельные натюрморты с цветами корейского художника Yi Seong-bu (Ли Сок Бо).

В конце XIX - начале XX веков полупрозрачная краска обрела большую популярность среди русских художников. М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. И. Суриков часто работали в этой технике. Петербургские художники (А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др.) особенно горячо любили акварель.

Позже техника акварельных лессировок надолго была забыта, существуя только в Англии. В наши дни многослойная живопись возрождается вновь. Открываются акварельные школы, в Москве проходят выставки, конкурсы и обучающие курсы для поклонников этого вдумчивого художественного приёма.

Приемов рисования акварелью достаточно много. Для того, чтобы создать необычные эффекты, художники используют уникальные свойства краски, а порой применяют дополнительные трюки и приемы. Техники акварели, как правило, просты в исполнении, их могут выполнить даже новички, но полученный эффект будет чрезвычайно интересным.

Акварель по сухому: лессировка акварелью

Лессировкой называется прием живописи, который заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски. Каждый последующий слой делает изображение ярче, четче и насыщенней. Это поэтапное добавление цвета позволяет сделать тона глубже и интересней за счет наслоения красок. Очень важно следить за тем, чтобы слои не смешивались на еще влажной поверхности.
Поскольку грамотное исполнение подобной техники подразумевает полное высыхание краски на предыдущем слое, лессировка прекрасно подходит для того, чтобы прописать мелкие детали и проработать контуры. Только рисуя акварелью по сухому, штрихи не расплывутся и останутся четкими.
Зачастую лессировка применяется для создания простых работ небольшого формата, которые не перегружены деталями и нюансами, а также для рисунков с элементами графики.

Нередко многие книжные иллюстрации выполнены при помощи лессировки акварелью. Особенно выигрышно смотрятся пейзажи, выполненные в технике наслоения. Именно поэтому лессировка является универсальным приемом на пленэрах. За несколько легких прописок с ее помощью можно нарисовать весьма реалистичное небо, горы, лес или землю. Отдельные объекты тоже выглядят интересно и правдоподобно. Для их изображения также применяется послойная прописка с последующей проработкой мелких деталей и фона. За счет того, что первые слои весьма прозрачны и скорее считаются тонировкой, чем полноценным красочным слоем, достаточно просто скрыть ошибки, если те возникнут.

Акварель по сырому

Неповторимо выглядят картины, выполненные акварелью по сырому. С помощью этого приема можно добиться потрясающих эффектов. Работая акварелью по мокрой бумаге, можно как создать самостоятельную картину, так и подготовить фон для дальнейших лессировок. Часто можно встретить сочетание этих двух техник.

К примеру, техника работы акварелью по мокрой бумаге часто применяется для изображения неба. Краска, разведенная водой, хорошо расплывается по влажной зернистой бумаге и образует абстрактные фигуры, напоминающие своими очертаниями облака. Имея определенные навыки, также можно воссоздать аккуратный и равномерный градиент для передачи закатного или рассветного неба. Можно встретить и такой прием — на еще мокрый слой краски добавляется несколько капель чистой воды, которая размывает акварель, обнажая светлую поверхность листа. Для более выраженного эффекта можно воспользоваться феном. Мощный поток воздуха сильнее разгонит краску и поможет создать иллюзию перистых облаков. Важно следить за тем, чтобы фен не высушил бумагу, иначе не удастся добиться нужного эффекта при дальнейшем рисовании.

Для поддержания нужного уровня влажности бумаги некоторые художники подкладывают под лист мокрое пушистое полотенце или периодически сбрызгивают рабочую поверхность из мелкодисперсного пульверизатора.

A la prima (аля прима)

Техника a la prima (аля прима) подразумевает рисование акварелью по сырому. Такие работы пишутся быстро, за один прием. Краска, которая лишь отчасти подчинена руке художника, свободно растекается на влажной поверхности листа, образуя причудливые, непредсказуемые узоры, смешиваясь с другими тонами рождая новые оттенки.

Работа, выполненная в технике аля прима, выглядит очень живо, экспрессивно и выразительно. И именно под этой красотой скрывается вся сложность исполнения. Художнику придется хорошо потренироваться, прежде чем понять ту грань, когда нужно остановиться в добавлении новых цветов и воды. С опытом придет и скорость в работе, без которой невозможно написание картин акварелью по сырому.

Акварель и соль

Интересный результат дает комбинация живописи акварелью по мокрой бумаге с применением крупной соли. Данная техника пришла из батика, то есть росписи по ткани. Для создания хаотичных узоров и звездочек на шелк, хлопок или шерсть рассыпаются крупные кристаллы соли или наносят мочевину. При контакте с влажным листом и акварелью соль также способна создать иллюзию звездного неба, искр, снега или абстрактных вкраплений.

В зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться, акварель и соль используются несколько различными способами. Например, соль наносится на непросохшую акварель по всей площади листа или на отдельные участки. Нужно внимательно следить за тем, насколько лист мокрый, так как на блестящей от воды бумаге эффект будет слабо выраженным или не проявится вовсе.

Кристаллы необходимо оставить на бумаге до полного высыхания работы, поскольку их преждевременное удаление повредит рисунок и нарушит полученные узоры. Только после тщательной просушки акварели соль можно будет стряхнуть. Крупинки, которые присохли к бумаге, удаляются большой мягкой кистью.

Похожий эффект можно получить при помощи спирта. Принцип работы схож с “соляной” техникой — на влажную бумагу, покрытую густым слоем акварели, при помощи ватной палочки или кисти наносятся капли спирта, который будто растворяет краску, создавая необычные узоры и текстуры.

Воск и акварель

Воск, как и соль, также применяется в батике. За счет своей плотной текстуры он предохраняет поверхность от попадания на нее красителя. В акварельной живописи с помощью воска можно получить уникальные эффекты. Интересно то, что восковые штрихи по-разному выглядят на бумаге с разной фактурой. Выше зернистость - интересней полученный узор.

Часто восковая техника применяется для изображения бликов на водной глади, морской пены и ряби на поверхности воды.
Технология работы воском с акварелью чрезвычайно проста:
Потребуется взять небольшой кусок белой свечи и лист зернистой бумаги.
Нужные участки картины натираются воском. Можно предварительно поэкспериментировать с силой нажатия и толщиной линий, для того, чтобы понять, какой эффект в итоге получится.
На бумагу, обработанную воском, можно наносить акварель. Для получения более эффектной работы можно добавлять различные цвета и оттенки.
С высохшей картины излишки воска необходимо удалить при помощи металлической линейки или затупившегося ножа. Так с помощью воска и акварели можно добиться интересных эффектов.

Маскирующая жидкость для акварели и тушь

Еще один любопытный прием, его также называют «резерваж». С его помощью можно создавать удивительные картины, которые будут выглядеть словно витражные узоры. Для создания такого эффекта понадобятся дополнительные материалы, одной акварелью не обойтись.

Ход работы незамысловат. Для начала необходимо создать контур рисунка. Для его прорисовки нужно приобрести маскирующую жидкость. Флакон, в котором содержится маскирующий состав, как правило, имеет специальную конструкцию с тонким наконечником. Либо можно приобрести флакон маскирующей жидкости для акварели с широким горлышком, что предполагает использование тонкой кисти. С помощью маскиратуры можно проработать мельчайшие детали. После прописки контура нужно дать работе просохнуть, и только потом наносить акварель.
Маскирующая жидкость легко снимается с просушенной акварельной картины, оставляя непрокрашенные белые участки, которые могут служить бликами или контурами. Такова техника «резерваж».

Кроме того, акварель можно сочетать с тушью. После того, как акварель просохнет, можно приступать к работе с тушью, которая также наносится только на сухую бумагу, иначе она смешается с акварелью и испортит иллюстрацию. Важно подобрать подходящий рабочий инструмент. Это может быть перо или синтетическая кисть. Выбор будет зависеть от того, насколько тонкие линии нужны для прорисовки контура. С помощью туши можно создавать интересные, графичные иллюстрации.

Рисование на смятом листе

Вышеописанные техники требуют умения работать с краской и водой. Для создания картин с эффектом трещин, состаренности необходимо будет подготовить еще и бумагу. Акварель ярко окрашивает хаотичные заломы и складки, что выглядит весьма необычно с декоративной точки зрения.

Как сделать мятую бумагу для рисования?

Для работы в этой технике необходимо заблаговременно подготовить рабочую поверхность. Разумеется, бумагу несложно смять, однако, необходимо соблюсти технологию и учесть все детали. Прежде всего необходимо подобрать подходящую бумагу. Лучше всего подойдут листы с плотностью около 100 грамм\метр. Также для работы потребуются клей ПВА и лист плотного картона.

Для начала необходимо смять лист бумаги. Не нужно размягчать его трением, - достаточно один раз плотно сжать в ладонях;
Полученный ком необходимо расправить и попытаться разгладить. Не стоит слишком усердно тереть лист ладонями, так как это нарушает текстуру бумаги и на такую поверхность краска будет ложиться хуже. Достаточно просто убедиться в том, что складки и трещины равномерно проступили по всему периметру листа. В том случае, когда остались ровные участки, необходимо смять бумагу еще раз;
Лист готов к тонировке. Для придания бумаге нужного оттенка достаточно прокрасить поверхность широкой плоской кистью. К примеру, создать эффект старины можно при помощи коричневых, желтых и бежевых тонов. Акварель выделит все заломы и трещины;
Тонированную бумагу необходимо просушить. Лист может покоробиться и согнуться, но на это не стоит обращать внимания;
Из плотного картона нужно вырезать лист, который будет меньше тонированного. Разница в масштабах должна быть достаточной для того, чтобы можно было загнуть края смятого листа;
Картон необходимо равномерно покрыть тонким слоем клея ПВА;
Смятый лист приклеивается чистой стороной к картону. Нужно хорошо прижать бумагу к картонному основанию. Когда клей хорошо пропитает и увлажнит смятую бумагу, можно осторожно расправить ее на картонной рамке. Действовать нужно аккуратно, так как и без того поврежденный лист можно легко порвать. После того, как тонированная бумага расправлена, нужно еще раз плотно прижать ее к импровизированному подрамнику;
Выступающие края бумаги и заднюю сторону картонки также необходимо смазать ПВА и склеить между собой. Особое внимание нужно уделить углам, дополнительно промазав их перед склеиванием. Готовую конструкцию нужно поместить под пресс до полного высыхания, после которого можно приступать к работе.

Царапины

Бумагу можно не только мять, а еще и царапать. Эта техника тоже позволяет достичь необычного декоративного эффекта. При помощи тонких царапин можно максимально реалистично прописать траву, волоски или шерсть. Даже самой тонкой кистью сложно проработать иллюстрацию настолько правдоподобного и изящно. Акварель затекает в поврежденные участки бумаги, выделяя и делая их ярче по сравнению с однотонным фоном.

Как сделать рисунок царапинами?
Для создания иллюстрации с царапинами необходимо подготовить лист плотной бумаги и макетный или канцелярский нож. Также можно использовать острое шило;
На бумагу можно нанести наброски карандашом, но в некоторых случаях лучше сразу работать острым инструментом, создавая царапины;
После обработки ножом необходимо залить поверхность бумаги разведенной акварелью. Краска мгновенно затечет в царапины и выделит их. После высыхания царапины могут стать еще ярче;
После тонировки необходимо дождаться высыхания работы, после чего можно приступать к проработке деталей кистью.

Вот мы и обсудили основные техники акварели. Надеемся, что материал оказался для вас полезным. Напоминаем, что если вы хотите научиться рисовать, то . Будем рады вас видеть и до скорых встреч 😉

В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.


Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».


Достоинства техники по-мокрому.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Сложности техники по-мокрому.
Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.
Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.

Техника A la Prima.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.


Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.
Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.
При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.

Сложности техники A la Prima.
Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.


Работа «по-сухому».

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.


Однослойная акварель «по-сухому».

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской.


Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.
В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

Другой способ исполнения однослойной акварели - мокрым-по-сухому , заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.


Многослойная акварель (лессировка).

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.


Достоинства техники многослойной акварели.
Пожалуй, главным достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.

Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.
При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.
Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Сложности многослойной акварели.
Главная критика, направленная в адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают изображения маслом или гуашью. Однако, если лессировки накладывать тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до бумаги и отразиться от нее.


Стоит так же отметить, что многослойность письма зачастую скрывает фактуру бумаги и красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистому листу.
Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу - мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без последствий. Если позволяет бумага и фрагмент изображения, можно размыть жестким колонком, предварительно смоченным в чистой воде, неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.

Комбинированная (смешанная) акварельная техника.
В одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и лессировки.


Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу , когда последний смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.


По используемой художником цветовой палитре мы условно выделим монохромную акварель - гризайль , и многоцветную - классическую. В последней нет ограничения на количество используемых красок и их оттенков, в гризайле же используются различные тона одного цвета, не считая цвета бумаги. Чаще всего используется сепия и, реже, черный цвет, охра.


Иногда в отношении акварельных работ можно встретить и такой термин как «дихром». Как правило, он употребляется крайне редко и относится к тем изображениям, в создании которых использовались не один, а два цвета.

По степени влажности можно разделить не только рабочую поверхность, но и волосяной пучок кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление более чем условно, так как, в зависимости от желаний художника, одна и та же кисть может менять степень влажности с каждым мазком. Вместе с тем выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как мазки в этих случаях различаются между собой.
Мазок отжатой кистью при письме «по-мокрому» обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет лучше сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому» такой мазок может покрывать бумагу лишь частично, «проскальзывая» (особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что представляет особый интерес для конкретных творческих решений.


Письмо полусухой кистью универсально и хорошо подходит для письма на бумаге разной степени влажности. Конечно, в каждом случае будут свои особенности. Мокрой кистью пишут, как правило «по-сухому», так как по влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в кисти по возможности максимальное количество воды.

Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами , например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».

В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.

Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.


Тушь , как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.


Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.).
При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника.

В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.
Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
Заливка - прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой.
Отмывка - прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска - ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают цвет теней и вводят детали. По сути, отмывка представляет собой многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации. Чаще всего этот прием применяется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете постройки. Кроме того, работая цветом, архитектор находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.


Градиентная растяжка - серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.
Часто в акварели применятся такой метод, как «вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при письме «по-мокрому», так как поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод менее действенен.

Резерваж - это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Настоящий акварелист соблюдает правила чистоты данной техники, отказываясь от белил. Поэтому уровень мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением качественно выполнить прием резерважа. Существует несколько основных способов.
«Обходка» - самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. При таком письме художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью. Метод выполняется как «по-сухому», так и «по-мокрому». В последнем случае нужно иметь в виду, что краска, нанесенная на сырую бумагу, растекается, поэтому резерваж следует выполнять с некоторым «запасом».
Часто употребляется такой способ, как механическое воздействие на высохший слой краски. В нужных местах та процарапывается острым предметом (например, бритвой) до белой поверхности листа. Однако такой прием требует определенного навыка и нарушает фактуру бумаги, что может в итоге привести к негативным последствиям.
Возможно так же применение различных так называемых «маскирующих средств», которые могут использоваться практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые ими участки.
С помощью этих растворов можно сохранить белыми яркие световые акценты, блики, брызги, добиться разнообразных эффектов при методе наложения, когда маскировка применяется после того, как нанесена первая отмывка цвета, а поверх наносится второй, более темный оттенок.
Однако, при таком резерваже получаются резкие и контрастные границы между красочным слоем и защищенным участком. Смягчить подобные переходы не всегда успешно удается, поэтому лучше не злоупотреблять использованием маскривовочных средств, применяя их лишь для создания интересных и красивых эффектов.


Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками по еще непросохшему листу. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.

Еще один способ - это вымывание краски влажной или отжатой кистью. Лучше всего выполняется по непросохшему слою. Однако первоначальной белизны бумаги при этом достичь уже не удается, так как часть пигмента все равно остается в фактуре листа. Вместо кисти можно использовать сухую салфетку, аккуратно прикладывая ее к заданным местам картины (например, «создавая» таким образом облака на небе), и т.п.
Иногда встречается такой прием, как снятие части полупросохшей краски мастихином. Однако он требует определенного мастерства и употребляется лишь в некоторых частных решениях (например, им можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, морских волн, можно изображать деревья, траву и т.д).


Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты .
Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.


Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.


Тонировка листа черным чаем может способствовать визуальному «старению» бумаги.

В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.


Интересный эффект дает обычная пищевая пленка , плотно приложенная к еще влажной краске и затем аккуратно снятая с листа.


В завершении хотелось бы отметить, что, помимо основных изложенных, существует еще множество иных частных приемов и способов работы акварелью.

Живопись акварелью имеет свою историю и традиции. Впервые появилась она в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил.

Интересно, ведь одной из характерных особенностей акварельных красок является их прозрачность, а в наборах никогда не бывает белил. В средневековой Европе, как и на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы или орнаменты.

Водные краски

Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода - aqua. Отсюда и название aquarelle, или акварель. Этот термин применим и собственно к краскам, и к виду живописи, ими выполненной. Основными особенностями чистой акварели является упомянутая выше прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году.

От единичных увлечений к общепризнанности

Замечательные единичные примеры встречались и позже, но это было исключение из правил. Акварелью баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен. В Англии же она получила особое развитие благодаря Джозефу Тёрнеру. Хотя и до него живопись акварелью пропагандировали достаточно маститые английские художники. При Тёрнере акварель становится ведущей в живописи этой страны, а в 1804 году в Англии создается Общество акварелистов.

Прекрасные зарубежные акварелисты

Вошла акварель в моду и во Франции, других странах Европы и Америки. Можно добавить, что с подачи аргентинского художника Рохо был объявлен Международный день акварели. Впервые он был отмечен 23 ноября 2001 года.

В широком доступе можно увидеть изумительные работы акварелью японского художника Абе Тошиюки, который в своих необыкновенных картинах достигает фотографической точности.

Великие российские мастера

А как же развивалась живопись акварелью в России? Первым крупным мастером в этом виде искусства стал П. Ф. Соколов (1791-1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А. А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII-XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 году.

Красота акварельных пейзажей

Водяным краскам под силу все живописные жанры, но особенно хороши пейзажи. Акварелью можно передать тонкие цветовые переходы, насыщенность пространства воздухом, богатство каждого тона. Поэтому так неповторимо красивы и многоцветны цветущие сады на пейзажах, выполненных aquarelle.

Особенно хороши работы английской художницы Беатрис Е. Парсонс (1870-1955). Пейзажи акварелью, в частности зимние, выполненные русскими мастерами, уникальны и неповторимы. В широком доступе имеется подборка пейзажей русской зимы, созданных разными акварелистами.

Характерные приемы

Каким же образом достигаются эффекты, присущие только акварели? Для нее характерны особенные приемы, у нее существуют свои правила и, конечно, свои, особым способом приготовленные краски. Размывка и затёки - специфические приемы этого жанра. Надо сразу оговориться, что рисование акварелью - дело довольно сложное, требующее особенного мастерства.

В наше время при наличии в Сети огромного количества мастер-классов и советов, как заменить виртуозное владение кистью различными ухищрениями, можно встретить утверждение, что рисовать могут все. Не все. А такой прием, как лессировка, доступен только крепким профессионалам. А еще есть такие приемы, как "отмывка", "алла прима", "сухая кисть", "капли" и "по мокрому". В совершенстве ими владеют только виртуозы.

Живопись на бумаге

Во второй половине XIX века развилась станковая акварель, произведения которой не уступают масляной живописи. Их существенное отличие не только в красках, но и в материале, на котором произведения создаются. В акварели это бумага, реже шелк. И это роднит рисование акварелью с графикой.

При создании картин водяными красками бумагу иногда предварительно смачивают (прием «по мокрому»), мазок при этом приобретает особую растекшуюся форму, а нанесенный рядом образует, сливаясь с предыдущим, новый оттенок, который иногда даже предсказать трудно.

Специальные приспособления

Бумага быстро сохнет и коробится. Поэтому лист необходимо натягивать. Это достигается несколькими приемами. Можно влажный лист положить на стекло и потом в процессе работы наклонять его под нужным углом с целью большего сбережения влаги на нужном участке. Понятно, что этот способ недоступен начинающему. Существуют специальные рамки для натяжения листа. Называются они стираторы. Для сохранения влаги под бумагу кладут влажную фланель. Все зависит от соотношения краски и воды, и при этом достигаются абсолютно разные оттенки. Для различных приемов созданы различные вспомогательные средства, такие как планшет и акварельные блоки.

Орудия труда

У каждого акварелиста своя техника. Акварелью, всеми ее виртуозными приемами овладеть не так легко, нужно извести очень много бумаги, которая делится по качеству на несколько видов - бристольский картон, ватман, торшон и многие другие типы, приспособленные для частого намокания. Акварелисты пользуются кистями из нежных беличьих волос. Такие кисти применяются даже в криминалистике. Подходят волосы куницы, хорька и барсука.

При работе водными красками есть многое, что входит в понятие "техника". Акварелью можно работать, как было сказано выше, и по сухой бумаге и по мокрой. В первом случае существуют свои приемы, во втором - свои. При выполнении рисунка непосредственно красками бумагу, даже изначально влажную, все равно подсушивают. Нанесение нескольких слоев для получения глубины и переливчатости цвета (лессировка) подразумевает только сухой картон.

Самый распространенный прием

Рисование акварелью «по мокрому», или «по сырому», или «мокрым по мокрому», уникально и присуще только этому живописному жанру. Правда, фрески наносятся на сырой грунт, и некоторые специалисты считают их предтечей акварели, выполненной техникой «по сырому». Мягкий мазок и единственная в своем роде фактура красочного слоя - специфика работы акварелью «по мокрому». Кроме того, в этих работах возникает эффект трепетности и подвижности изображения. Потом в подсохшую акварель можно ввести рисунок пером или карандашом, тем более что не так давно появились акварельные карандаши. Сущность акварели состоит в том, что белый или светлый тон получается за счет проступающего через прозрачный слой краски картона.

Собственно краски

А что же краски? Их качество достигается особой растиркой пегмента и его количеством в исходном продукте. Для того чтобы пигмент не скатывался в шарики, в краску добавляют бычью желчь, которая является поверхностно-активным веществом, снижающим натяжение. Легко растворимые в воде клеи гуммиарабик и декстрин (обработанный кукурузный и картофельный крахмал) вводятся в краски как связующие вещества.

Для придания им эластичности и пластичности в них добавляются такие пластификаторы, как глицерин, а инвертированный сахар хорошо удерживает влагу. Самой главной претензией к водяной краске является однородность красящего пигмента. Плохие краски остаются на бумаге в виде песчинок. Это показатель негодности краски.

Акварельные марины

Выше отмечалось, что водяные краски необычайно хороши для изображения пейзажей. Особенно выигрывает море. Акварелью со всеми доступными только ей приемами и способами можно изобразить всю волнующую красоту водного пространства. И потом, может быть, есть что-то в том, чтобы нарисовать воду водными красками? Может быть, поэтому так много уроков для начинающих рисовать акварелью по написанию именно моря? И как созвучны с водным простором такие акварельные приемы, как "капли" или "раздувание". Кроме них в марине можно использовать восковые мелки для закрытия картона с целью сохранения белых участков.

Всякие разные способы

Такие способы, как выбеливание, продавливание, разбрызгивание, применение малярного скотча и множество других, которыми пользуются акварелисты, особенно начинающие, помогут не только изобразить море акварелью, но и превратить работу в веселое занятие, особенно если рисовать с ребенком. Но в серьезных взрослых произведениях тоже применяются различные приемы. Иногда для достижения желанного эффекта можно отложить кисть и попробовать что-нибудь другое. К чему только не прибегают мастера: и к пищевой пленке, и к пене, и к соли, и к штамповке и многому другому - фантазия человека, особенно художественно одаренного, безгранична.

В наше время, когда информационное поле так широко, когда в любом жанре изобразительного или прикладного искусства, о которых раньше и не слыхивали, можно не только себя попробовать, но еще и выставить свою работу, великое множество людей обнаружили в себе таланты и определились с направлением развития собственных умений. Тем более что по любому вопросу есть масса доступных советов, мастер-классов, рекомендаций и возможностей приобрести необходимые для данного вида творчества предметы и средства труда. Живопись акварелью для начинающих не стоит в стороне. Десятки уроков, пошаговых описаний абсолютно всего, что связано с водяными красками, находятся в широком доступе.