Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Состояние вячеслава зайцева. Вячеслав Зайцев: нормальный человек на моём месте давно бы умер. – На то она и мода, чтобы порой смешивать несовместимое

Состояние вячеслава зайцева. Вячеслав Зайцев: нормальный человек на моём месте давно бы умер. – На то она и мода, чтобы порой смешивать несовместимое

Легенде российской моды, известному модельеру Вячеславу Зайцеву 2 марта исполнилось 78 лет. Несмотря на почтенный возраст мэтра, он полон творческих планов, осуществлять которые ему, правда, удается с большим трудом из-за серьезных проблем со здоровьем.

«Я недавно вернулся из санатория в Карловых Варах, куда ездил в первый раз в своей жизни. Но вот возникла необходимость подлечить ноги и болезнь Паркинсона», - с горечью признался Вячеслав Зайцев в интервью журналистам программы «Ты не поверишь!» телеканала НТВ. Болезнь Паркинсона – это серьезное повреждение нервной системы, когда человек теряет контроль над своими движениями, что постепенно приводит к дрожанию рук и ног, нарушению мимики и инвалидности. «Единственное, что я пожелал бы себе в день рождения – это выздороветь, - говорит знаменитый модельер. – Болезнь - это то, что меня угнетает».

К слову на фуршете, который состоялся после модного показа, проведенного по случаю 78-летия Вячеслава Зайцева, он практически ничего не ел. Только пил воду и старался побыстрее присесть. У мэтра не в порядке суставы. Зайцев не так давно перенес операцию – ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе.

В это непростое время Вячеслава Зайцева поддерживают сын Егор, внучка Маруся и бывшая жена Марина, с которой они познакомились еще во время учебы в текстильном институте. Супруги разошлись, когда их сыну было девять лет, но все эти годы поддерживают теплые дружеские отношения. Марина едва ли не больше всех переживает за бывшего супруга и регулярно навещает Вячеслава Зайцева, принося ему его любимое угощение – малиновый пирог. «Когда-то его пекла теща Вячеслава Михайловича, моя мама, - рассказала бывшая супруга мэтра. – Это пирог из слоеного теста с толстым слоем малинового варенья и с густо уложенными грецкими орехами. Слава очень любит этот пирожок».

Несмотря на борьбу с тяжелым недугом, Вячеслав Зайцев не намерен сдаваться. Он готовит к выпуску новую коллекцию одежды «осень-зима» и надеется на то, что специалисты смогут поставить его на ноги. «Врачи настроены очень оптимистично, - заключил Зайцев. – Они говорят, что я человек жизнерадостный, сильный и поэтому у меня все будет классно».

Знаменитый модельер рассказал о главной женщине в своей жизни

При слове «мода» у многих из нас возникает четкая ассоциация: Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Кажется, он был всегда. Энергичный, слегка эпатажный и неизменно яркий. В нашей стране одеваться у Зайцева было так же круто, как у КАРДЕНА. Девушки, желающие попасть в манекенщицы, выстраивались в длинные очереди у знаменитого Дома моды в Москве. История этой кузницы красивой жизни началась 19 июня 1982 года - ровно 35 лет назад. В юбилей принято вспоминать былое и строить планы. Об этом мы и говорим с дизайнером в легендарном здании на проспекте Мира.

Готовилась увидеть манекенов по стенам - ну как еще должен выглядеть кабинет знаменитого кутюрье, а наткнулась на водруженный посреди комнаты велотренажер. Маэстро бросает крутить педали, легко спрыгивает с сиденья, устремляется к нам с фотографом и, довольный произведенным эффектом, хохочет.

Чувствую себя отлично! - докладывает Вячеслав Михайлович. - Не хожу, а бегаю, радуюсь жизни как ребенок. Организм в 79 лет, конечно, усталый и изношенный. Нормальный человек на моем месте не выжил бы. Сколько талантливых людей вокруг меня сломалось, многие скурились, спились, исчезли. Но я благодарю Бога за щедрость и терпение.

Чтобы не упасть, надо постоянно крутить педали, уверен маэстро

- На пенсию, значит, не собираетесь?

Отдых - непозволительная роскошь. Я живу в 70 километрах от Москвы. Каждый день поднимаюсь в 4.20. В 5.20 надо выезжать, иначе можно простоять два часа в пробке. Но потратить столько времени впустую для меня непозволительно.

- Силы-то откуда берете?

Нахожу время для легких физических нагрузок. Гуляю в своей усадьбе, копаюсь с цветами, в огороде. Питаюсь скромно, без изысков. Люблю щи, борщ, лапшу грибную, куриные супы, каши, котлеты мясные или овощные, соки. Обожаю рыбу. Готовлю сам или друзья, которые приезжают меня проведать. Это помогает выдерживать бешеный ритм - творческий процесс не прекращается никогда.

Утро знаменитого кутюрье начинается с зарядки

Коллекция телогреек

- Сегодня вы гуру моды, но так ведь не всегда было. Давайте вспомним, как все начиналось.

Очень многое пришлось пережить. Меня обвиняли, что не создаю правильный образ советской женщины, потому что рисовал девочек-моделек не с открытыми лицами, устремленными в будущее, а с печально склоненными головками. В Московском текстильном институте всегда были проблемы с педагогами - на экзаменах мне ставили либо пятерку, либо двойку. Тем не менее в течение трех лет я получал Ленинскую стипендию. Но перед защитой диплома поссорился с деканом, отказавшись от его консультаций. За что был наказан - мне сменили тему работы, и, вместо того чтобы создавать наряды к балету на льду, я должен был рисовать деловой костюм.

После учебы меня распределили на Экспериментальную техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин - теперь это район столицы. Там мне поручили создавать спецодежду для сельских тружеников. Я пытался привнести разнообразие в рабочие будни, изучал традиции русского костюма. Тогда ведь вообще ничего интересного не было: в магазинах висели серые пальто с куском меха на плече и унылые костюмы. C этими «саркофагами» я пытался бороться личным примером: сшил себе пальто в стиле образов Гольбейна - немецкого художника эпохи Возрождения. Это была укороченная модель из шинельной ткани черного цвета - широкие аркообразные плечи, горловина без воротника. Очень креативная вещь.

Дом в 70 км от Москвы Вячеслав Михайлович построил по собственному проекту

На фабрике между тем мне доверили разработать коллекцию телогреек. Увидев мои цветные полушубки и стеганые телогрейки из яркого полотна, юбки из павловопосадских платков, да еще раскрашенные гуашью желтые и красные валенки, члены худсовета пришли в ужас.

- Трудовой коллектив вас поддержал?

Куда там! Меня освободили от должности художественного руководителя экспериментальной группы, устроили товарищеский суд. Из-за нервного потрясения я даже на время потерял зрение. Но именно тогда сделать интервью со мной предложили французские журналисты. «Paris Match» опубликовала статью, в которой высоко оценила мои предложения по ассортименту рабочей одежды. После этого за границей в моду вошли валенки. Шел апрель 1963 года. Впервые в мире заговорили о русском дизайнере одежды. Я к тому времени перешел на работу в Дом моделей на Кузнецком мосту. Но вскоре стал невыездным и попал под надзор КГБ. Бывало, жду иностранную делегацию, но вдруг застреваю в лифте, и гостям объявляют, что я болен. Такие козни строили.

В теплице на участке подрастают экологически чистые помидоры

Три дырки - два шва

- Говорят, вы не очень-то жаловали «правительственных» жен и дочек. Почему?

Это не мой круг. Большинство из них отличались невероятным снобизмом. Но я не могу быть рабом - клиентов выбираю сам. Не сложилось общение с Викторий Петровной Брежневой , дочкой Косыгина , супругой Шеварднадзе , не заладились отношения с Раисой Максимовной Горбачевой . Вот Екатерина Фурцева всегда говорила: «Славочка, вы же лучше меня знаете. Зачем я буду вам советовать?» Человек должен мне доверять.

- А в партию не пытались вступить?

Трижды пытался! В первый раз пришел в райком в сером полосатом костюме с сиреневым бантом-шарфом вместо галстука и услышал: «Молодой человек, здесь вам не цирк и не танцы». Во второй раз явился в черной тройке. «Тут не театр!» - заявили мне и снова отшили, пока я не попал на прием к секретарю парткома. Я был настойчив. Хотел влиять на ситуацию и не дать серости принимать решения за меня.

- Вам было за сорок, когда вы решили все поменять.

За 16 лет работы в легкой промышленности я ни разу не видел, чтобы разработанные мною модели кто-то носил. Все они, поступив в производство, кастрировались под стандарт «три дырки - два шва». И тогда пришла мысль уйти в простое ателье. Превратить его в Дом моды помог Евгений Михайлович Тяжельников . Он возглавлял отдел идеологии в ЦК КПСС и познакомил меня с тогдашним министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым . Тот сказал: «Слава, достроишь - здание будет твоим». Три года доводил помещение на проспекте Мира до ума. Открыв, стал художественным руководителем. Когда понял, что Дом моды безбожно разворовывают, организовал перевыборы директора. Со вторым та же история. Потом сам занял эту должность. Эта изнурительная работа отнимала много полезного времени. Зато я сам за все отвечал.

Брат отсидел десять лет

- Творческих людей принято спрашивать о музе. Кто вас вдохновляет?

Мама. Доброта, порядочность, душевная теплота, щедрость, жертвенность, любовь к природе, людям - я искал эти качества у женщин, которых встречал на своем пути. И не находил. Мама так и осталась главной в моей жизни. В детстве я мало ее видел. Она работала с шести утра до часу ночи, была уборщицей, прачкой. В семь лет я сам все делал по хозяйству. Мы жили в крохотной комнате, где стояли кровать да чемодан вместо стула, к тому же нас обворовали. Когда мама попала в больницу, я чуть не умер с голоду. Стал петь продавщицам в магазинах. За это они давали мне осколки печенья и конфет, которые я продавал на рынке. На вырученные деньги покупал хлеб и нес маме.


Живопись - давнее увлечение знаменитого модельера

- А отца вы помните?

Мне было три года, когда он ушел на фронт. Мама отца не любила, она собиралась выйти замуж за другого человека, но так сложилось. На войне отец попал в плен, бежал, дошел до Берлина. Но всех, кто побывал в плену, сажали как изменников Родины. Когда перед отправкой на Север эшелон с военнопленными прибыл в Харьков, мы тоже туда приехали. Отец сидел на земле за колючей проволокой среди тысяч изможденных людей. Мама крикнула ему что-то, он ответил, после чего охранники нас прогнали. Потом заключенных повезли по этапу, а мы вернулись в Иваново. Я познакомился с отцом лишь в 20 лет. Мы ведь были Кокуриными , мамину фамилию носили. Родители оформили отношения, когда отец вернулся из лагерей. Я так и не сблизился с ним. После смерти мамы он быстро нашел другую женщину, но просил меня его не оставлять. Я до конца заботился о нем.

У меня был старший брат Володя - веселый, заводной парень. После войны в компании других ребят он стащил велосипед, за что угодил в колонию. Вышел и снова попался. Потом брат заступился за друга и избил милиционера. В общей сложности отсидел десять лет. А когда освободился, не смог найти себя. Устроился на завод. Я пытался ему помогать, но он все пропивал.

Отказался от наркотиков

- Расскажите про свою жену - маму Егора.

Маришка училась со мной в Текстильном институте, но годом старше. Красивая, тонкая, с огромными карими глазами и шикарными вьющимися волосами. К тому же умная, эрудированная, с хорошим вкусом. В 1959 году мы поженились, через год родился Егор.

С Маришей мы прожили девять лет. Но ее мама - моя теща - почему-то решила, что я женился на Марине из-за квартиры. Я был для нее бедный прачкин сын - себя они считали птицами более высокого полета. Семейные отношения были натянутыми все время, пока нас не развели и не выгнали меня из дома.

- Как это выгнали?

Я приехал из Венгрии, где делал костюмы для фильма, и узнал, что мне нашли замену. Егору было тогда девять лет. К нему меня не подпускали. Сын думал, что я его бросил, и долго не мог этого простить. А потом у него появился другой папа - цирковой режиссер. Правда, и он был изгнан довольно быстро.

- Долго вы не общались с Егором?

Пока ему не исполнилось 14. Первая наша конспиративная встреча прошла в каком-то переулке. Потихонечку общение возобновилось. К счастью, все в прошлом. С Маришкой контакт восстановлен, я бываю на ее праздниках, она - на моих показах.


Именитые кутюрье Пьер КАРДЕН (слева) и Марк БОАН (справа) оценили работы молодого Славы ЗАЙЦЕВА и приняли в свой круг (Москва, ресторан «София», 1965 г.)

- У вас ведь был еще один брак?

Вторая жена Инна - художница по трикотажу. Мы вместе работали, оказалось, она ждала меня много лет и не сомневалась, что после развода я женюсь на ней. Как цунами, обрушилась на меня со своей любовью. Два года мы прожили в гражданском браке, но потом расстались.

- Но Инна была рядом, когда вы попали в автоаварию.

Когда это случилось, мне только-только стукнуло 33. Девять дней лежал в реанимации, потом шесть месяцев ходил на костылях. Инна ухаживала за мной. Но вскоре я понял, что это совершенно не мой человек.

До аварии я считал себя крайне инфантильным. А тут сумел отказаться от обезболивающих, по сути - наркотиков. Потому что видел: человек, который лежал со мной в палате, под их действием выбросился из окна. Я сознательно проверял себя тогда. И оказалось, что могу быть мужественным. Хотя поначалу, когда мне сказали, что отрежут правую ногу, я даже смирился, придумал себе новый образ. Представил, как в черной шляпе, белой рубахе, черных очках и с палкой буду ходить по Кузнецкому мосту. Но я тренировался до чертиков в голове, потому что знал: нужно жить. Последствия аварии сказываются до сих пор. Перенес операцию на коленных суставах - теперь бегаю еще быстрее!

- Можно говорить о династии Зайцевых в мире моде?

Сын Егор - мой первый помощник, теперь он заместитель генерального директора Дома моды. Тоже одержим работой. Внучке Марусе - 23 лет. С детства прекрасно рисует, читает серьезную литературу. Училась в школе мультипликации, занималась каратэ, знает французский. Окончила Лабораторию моды в Доме моды, ходила по подиуму как модель. Несколько раз участвовала со своими коллекциями в Российской неделе моды. А сейчас увлеклась кинорежиссурой. Но я надеюсь, она вернется в профессию. Возможно, в каком-то новом качестве. Подрастает и вторая внучка, Настя. Рисует, лепит - тоже талант. Это мои самые любимые люди. Так что, надеюсь, «Дом моды Вячеслава Зайцева» отметит еще не один юбилей.

Записки на манжетах

«Человек не должен засорять внешним видом окружающую среду, хотя часто мы это абсолютно не учитываем и надеваем то, в чем нам удобно».

«Классический костюм составляет основу модного гардероба. На нее можно нанизать любое настроение, играя фактурой ткани, кроем, аксессуарами».

«В гардеробе женщины обязательно должна быть юбка, прямая и узкая, ведь джинсы обесценивают и обесцвечивают женщину».

«Впрочем, джинсы сами по себе - это гениальная идея. Черные и синие. Но с кружевами, тряпками и дырками - этого я принять не могу».

Фото из личного архива Вячеслава ЗАЙЦЕВА

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Из-за финансовых трудностей модельер Вячеслав Зайцев уже на три месяца задержал зарплату своим сотрудникам.

Непростые времена начались в жизни именитого кутюрье Вячеслава Зайцева. Из-за кризиса он может лишиться своего производства. И если сам Вячеслав Михайлович финансовые трудности пока еще терпит, то его сотрудники этого делать не желают. Почти каждый месяц от Зайцева уходят его работники.

Разговоры о сложном положении Вячеслава Зайцева пошли несколько месяцев назад. Но Вячеслав Михайлович старался об этом не говорить. Он до последнего надеялся, что ему удастся справиться с навалившимися трудностями. Сейчас же модельер признался: он не видит выхода.

– Из-за кризиса стало меньше людей, которые покупают одежду, – признается кутюрье. – У нас возникают проблемы с заработной платой для сотрудников. Все очень серьезно. Я, как директор, не знаю, как разрешить ситуацию. Очень сложно стало жить и работать.

По словам Зайцева, задержка заработной платы в его доме моды составляет три месяца. Когда он сможет рассчитаться с работниками, Вячеслав Михайлович сказать точно не может, потому как свободных денег у него уже давно нет.

– Не знаю, что делать, – сетует Зайцев. – Выхода никакого не вижу. Люди подходят ко мне и спрашивают: «Вячеслав Михайлович, где деньги?» Я отвечаю всем одно и то же: «Как только продадут наряды или же заплатят аренду, бухгалтер всё перечислит». К сожалению, выплату стабильной заработной платы я сейчас обеспечить не могу. Некоторые предлагают, чтобы я обратился за помощью к спонсорам. Но я этого не делаю. Считаю, что бесполезно.

Зайцев за последние несколько недель лишился четырех человек, которые не стали терпеть задержку заработной платы. А ведь их он считал одними из лучших на своем производстве.

– Уволились технолог, очень хорошие мастера из экспериментального цеха, – продолжает известный модельер. – Я, конечно, переживаю. Это люди, которых я воспитал. Они знают мой стиль в совершенстве. Замену им пока не ищу, потому что есть опасность, что уйдут и другие. Их приглашают работать в престижные места. Туда, где стабильная зарплата. Поэтому я их понимаю. А у нас очень большие налоги, например за землю! Пять миллионов нужно платить, представляете? Это огромные деньги, мы столько не зарабатываем!

Брать кредиты Зайцев не хочет, так как в этом случае может оказаться в долговой яме. Кутюрье надеется на помощь правительства, а пока старается хоть как-то обеспечить своему предприятию доход. Например, если раньше он презентовал в основном вещи для женщин модельной внешности, то теперь планирует сделать несколько коллекцией для молодежи и полных дам. Зайцев обещает: новая одежда будет не слишком дорогой. Модельер надеется, что с помощью таких мер сможет рассчитаться с долгами. Также в самое ближайшее время Вячеслав Михайлович хочет устроить грандиозную распродажу уже имеющейся одежды.

– В июне нашему дому моды исполнится тридцать пять лет, – говорит зайцев. – И мы планируем к юбилею устроить большой показ и распродажу. Недорогие и очень красивые вещи можно будет купить по низким ценам. Надеюсь, что такие меры нам помогут справиться с кризисом.

Из-за проблем на производстве Вячеслав Зайцев останется без летнего отдыха. Впрочем, по этому поводу кутюрье совсем не переживает. Он уверяет: валяться без дела на пляже не привык.

– Я поеду совсем скоро на три дня в Париж, – говорит Зайцев. – Каждый месяц туда летаю. Много лет назад купил себе в столице Франции небольшую квартиру. Теперь приходится туда ездить и платить за «коммуналку». Выходит около четырехсот евро в месяц – на мой взгляд, немного. А отдыхаю я здесь, в России. В Подмосковье у меня есть дом в деревне. Он стоит прямо в лесу. Семь соток земли, прекрасный сад, великолепный воздух, рядом река! Мне этого достаточно. Иногда я выбираюсь за границу, чтобы созерцать красоту окружающего мира. Потом я ее переношу на холсты. Интересно получается!

Ему то и дело приписывают тяжелую болезнь или скорую эмиграцию в Париж. Маэстро, чтобы развеять все слухи, сам пригласил «Антенну» в Дом моды и заверил: жив, здоров, во Францию летает лишь за тканями к новой коллекции, которую он сейчас рисует и шьет к своему 80-летию. А еще рассекретил внука, о котором прежде никогда не рассказывал.

– Впервые, собираясь на интервью, я больше думала не о вопросах, а о том, как одеться.

– Черно-белая классика, которую вы выбрали, – лучше всего. Женщины знают, как я ее люблю, поэтому обычно приходят в классическом пиджаке, юбочке прямой или расклешенной. Все хорошо. В форме я консерватор, а в цветах – наоборот. Изначально Дом мод был выложен таким серо-белым пористым камнем. Я, как только его увидел, сказал, что они сдурели. И когда заработал деньги, оформил все ярко, по-русски: зелено-синий, желтое солнце, красная радость. Создал атмосферу праздника для людей, которые придут сюда заказать вещь, – ощущение детства.

Вячеслав Зайцев

– Сами заказы принимаете?

– Мерки снимает мой конструктор, а я делаю примерки, рисую эскизы. Только что вернулся из Парижа, где покупал ткани для юбилейной коллекции. В первую очередь это будет русская тема...

Вячеслав Зайцев в Париже, декабрь 2015 года

– Тема русская, а ткани во Франции закупаете? А как же ваше родное Иваново и его ситец?

– Ситца в Иваново давно нет. Там тоже кругом торговые центры, в которых торгуют товарами отовсюду. Исключение – пальтовые ткани, которые делают на брянской фабрике. Приличный шелк в России уже никто не выпускает. Вот раз в месяц летаю за ним в Париж на два-три дня, потому там у меня есть маленькая студия.

– Наверное, из-за этой студии и пошли разговоры, что вы переезжаете во Францию насовсем.

– Уже не знают, какую гадость сказать. Если бы я хотел, давно уже уехал. Тем более что с 1996 года я имею там квартиру, в самом центре, на улице Клебер, из которой видны Эйфелева башня и Триумфальная арка. Когда я приезжаю во Францию по делам, ночую в этой квартире, а так она пустует.

– Хранится там что-нибудь ценное?

– Нет, все ценное хранится в усадьбе в деревне Каблуково в 70 км от Дома моды. Каждый день туда езжу и ужасно страдаю от жутких пробок.

– Почему, когда работа кипит, прямо здесь не ночуете?

– Для отдыха мне нужны визуальные образы. Там чудный лес, настоящие сосны, прекрасный воздух, полная тишина. Как-то ночевал здесь, и это было ужасно: постоянный жуткий гул, очень душно летом, очень холодно зимой. Поэтому встаю в 4 утра. В 6 утра выезжаю. С 8 утра приступаю к работе. Сейчас подбираю ткани для белья, зонтов, платков, шарфов и прочего.

О чем говорить с моделью

Съемка коллекции одежды в ателье Дома моды, 2016 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вы работали с манекенщицами в разные эпохи. Отличаются чем-то девчонки 1960-х, когда вы только начинали, от нынешних?

– В 1960-е и 1970-е у нас были одни и те же девочки. В них было что-то совершенно другое, чем сейчас в манекенщицах. Они были интеллектуальны, с ними можно было беседовать на любые темы. Например, мы много говорили о литературе.

– Потом модели стали глупеть?

– Они стали иными. В прежних было больше жизни, полноты – и духовной, и телесной. Сейчас эпоха худых девчонок: я как-то пытался привлекать полных моделей, но пока не получается, мы к этому еще не готовы. Что странно, ведь у нас большинство женщин полные, и их нужно одевать в первую очередь.

– С нынешними моделями, которые представляют вашу коллекцию, могли бы поговорить о литературе?

– Нет, не приходится. Вообще ни о чем не разговариваем.

– Кто был вашей самой безбашенной манекещицей за всю карьеру?

– Помню, с Милой Романовской был один инцидент. На съемках в Ташкенте она перелезла через балкон в отеле в другой номер и ушла гулять. За это ее должны были уволить. Накануне увольнения я повез ее на съемки, а она открыла дверцу машины и говорит, что не может без меня, и чуть не выпала – я ее подхватил. Такой был грустный случай.

– Что самое главное в модели?

– Очень важна осанка. Средний рост модели сегодня – 180 см, и пропорции должны быть соответствующими.

– Что делать девушкам немодельной внешности?

– Из-за этого не стоит себя разрушать, ведь проблем с одеждой нет совершенно. У моей бывшей жены Марины рост 156 см – и всю жизнь ходила элегантной. Мама у меня была полная, в конце у нее был 56-й размер, но она считала, что покупает 48-й, и я ее не разубеждал.

Вячеслав Зайцев с женой Мариной, 1965 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Может, вы и женились на Марине, потому что устали от похожих друг на друга высоких женщин?

– Конечно. Мне нравился ее интеллект, она была заводная девчонка. Эрудированная и талантливая. Такой она и осталась. В июне ей исполнилось 80 лет, я ходил к ней на день рождения. Мы дружим.

– Обратно сойтись не хотелось?

– Нет, мы слишком разные. Она талантливый человек, я по-своему талантлив и не хочу забивать ее. Когда два человека талантливы, им трудно сосуществовать. Сын Егор тоже женился на манекенщице, которая стала замечательной его помощницей. Катя Ромашкина сейчас делает свое шоу, замечательная девушка и прекрасный режиссер.

– А вы? Неужели после брака с Мариной не встретили ни одну женщину, которую бы полюбили?

– Да, она была единственной любовью всей моей жизни.

Юный Слава Зайцев

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– И сколько вы так живете один?

– С 1969 года. Это Божья благодать. Он подарил мне одиночество, чтобы я сконцентрировался на своем предназначении. Творец должен быть одинок. Семья заедает очень, хотя сын у меня есть и есть внучки. Егору уже 57 лет, он заместитель генерального директора Дома моды. Но он приезжает на работу в полвторого, правда, и работает в сетевых ресурсах до 3–4 часов утра (смеется). Внучке Марусе 23 года, она успешно работала в моде, создавала коллекции, но потом решила уйти и сейчас учится на режиссерском факультете, потому что кто-то написал ей в сети после ее показа, что из нее получится отличный режиссер. Внучке Насте скоро девять. Окончила второй класс, хорошо чувствует себя в моде. Ее в детстве таскали сюда, лелеяли, ухаживали за ней, так что Настя – ребенок моды. Маруся более закрытая, а Настя очень общительная, она и моделью уже работала. Надеюсь дожить до статуса прадеда. И еще открою вам одну семейную тайну: у меня от Егора есть еще один внук…

– Как?

– Да, раньше я о нем никому не рассказывал, да и он сам не хотел этого: скромный. Его зовут Антон. Ему 27 лет. Он тоже трудится на Дом моды: снимает нам видео с показов, сам всегда за кадром. Еще он большой любитель путешествовать, а также собиратель всяких целебных травок. Вот недавно чаи нам разные ароматные привез.

Родители модельера: папа Михаил Яковлевич и мама Мария Ивановна

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вячеслав Михайлович, всякое сейчас пишут про ваше здоровье...

– На здоровье не жалуюсь – чего на него жаловаться (улыбается). Ноги недавно починили, и сейчас уже нормально стою, коленки как новые. Сделал серьезные операции. В 33 года я попал в аварию: меня вырезали автогеном из машины и задели коленку. Там все было разбито, я долго мучился, а после еще и упал со второго этажа своей студии и добил коленку окончательно. Поэтому пришлось делать операции, вторая прошла в январе этого года.

– Утешает только то, что вы не модель и по подиуму вам не надо вышагивать.

– В том-то все и дело. Раньше-то я вышагивал, учил девчонок ходить, а сейчас не могу.

Идеальный гардероб начинается с трех платьев

– Чем удивите в юбилейной коллекции?

– Она целиком из того, что было прежде. Покажу весь ассортимент от платья обыкновенного до вечерне-коктейльного, короткого и длинного, а также пальто. Наш костюм всегда отличался от западного тем, что он многослойный. Это радость для глаз, очень декоративно. Когда я был в Америке три года назад, где мне вручали награду за вклад в мировую моду, надел черный пиджак с красными цветами и жилет такой же – и так гулял по Нью-Йорку. И окружающим это было безумно интересно – видеть такие вещи.

– Вещи у вас и правда шикарные, но разве в таких по нашим улицам погуляешь? Их не только на подиуме носить можно? У нас принято носить теплое и немаркое.

– Надо быть смелым человеком. У меня тоже теплое и немаркое. Наши люди отвыкли от красоты – мы очень зажаты. Мы приспосабливаемся к хмурой погоде, боимся ярких красок, боимся, что это выглядит смешно, боимся осуждения окружающих. В период социализма общество было безликим. Все должны были быть одинаковыми. Было трудно выглядеть оригинально. Сейчас одной обуви сколько вариантов предлагают: сапоги без каблуков... Недавно заказал себе угги по интернету из Китая.

– Вы?!

– А что такого?! У них и спортивная обувь классная – белая, черная и золотая.

– То есть у вас и кроссовки из китайского интернет-магазина?

– Да. Стоят они примерно 1800–2000 рублей. Там и дешевле есть. Сегодня все поменялось: красивая одежда необязательно должна быть дорогой. Иногда платье за 50 тысяч рублей из бутика не отличишь от купленного на рынке за тысячу. А оценивать вещь по ее стоимости и вовсе неприлично. Долгое время у нас продавался китч, который не все могли себе позволить и который поэтому был очень популярен. Сегодня женщина может позволить себе купить не только авторские работы, но и прет-а-порте.

Показ коллекции Вячеслава Зайцева

– Что обязательно качественное должно быть в гардеробе любой женщины? Юбка или Брюки?

– Я, конечно, предпочитаю платья. Желательно иметь три платья. Обязательно маленькое черное. Еще должно быть красное чуть ниже колена. Третье платье может быть темно-синим, зеленым, изумрудным. Чудесно, если оно дополнено восточными орнаментами. Сам много занимаюсь принтами.

– Какое платье лучше выбрать – с декольте, вырезом на спине, разрезом до бедра?

– Лучше вместо классического выреза приобретите с воротником и планочкой с пуговицами, которые расстегиваются и немного открывают декольте. Такое платье типа рубахи этим летом будет очень популярно. Если его сделать из роскошной ткани, то в нем можно выйти в свет, как в вечернем, тем более если добавить вышивку и аппликации. А к платьям, как у Анджелины Джоли на премии «Оскар», в которых несимметрично выставлена одна нога, отношусь ужасно. Да и в нем видно все вплоть до трусов. Бывает еще, что одна рука голая, а другая – в рукаве. Это люди уже не знают, что еще придумать.

– Какие еще базовые вещи должны быть в гардеробе настоящей модницы?

– Три варианта белых блуз: одна непременно в мужском стиле с воротником стоячим – не заморачивайтесь, просто купите мужскую рубашку маленького размера. Вторая – классическая романтическая блуза в русском стиле. И еще цветные трикотажные жилеты – зеленый, розовый, красный… Юбки приготовьте все – и карандаш, и солнышко, но самая замечательная – прямая черная.

– Что посоветуете нашим женщинам навсегда выкинуть из гардероба?

– Совершенно бесформенные трикотажные платья цвета цикламен, кофты противного бруснично-розового и желтого, как цыпленок, цвета. Чтобы носить трикотаж, у женщины должна быть очень хорошая фигура. Если фигура плохая, то лучше не рисковать, потому что получается такая некрасивая рыхлая форма. Кроссовки женщинам нельзя носить с платьем.

Показ коллекции Вячеслава Зайцева

– Как? Это же уже разрешено несколько лет.

– Это американская мода, я против.

– На то она и мода, чтобы порой смешивать несовместимое.

– Да, и в некоторых случаях получается хорошо, но в Америке я видел женщин в платьях и кроссовках, и это было ужасно

– Чего не должен надевать настоящий мужчина?

– Спортивные синие штаны-рейтузы. Возмутительно, когда мужчина идет в костюме и сандалиях на босу ногу – обязательно надо с носком.

За платье для дочки Косыгина получил всего 10 рублей

– Кто из наших знаменитостей для вас самая стильная?

– В моде у нас номер один – Рената Литвинова. У нее всегда потрясающий образ – очень тонкий, изысканный. Ее лучшая подруга Земфира тоже молодец: она меняется, и ей все равно, что о ней думают и говорят. После них двоих идет Ирина Понаровская. В свое время она была эталоном.

Вячеслав Зайцев с Ренатой Литвиновой и Никитой Михалковым

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вы почетный житель Иванова и Парижа. Где девушки одеваются лучше – в Иванове или в Париже?

– Русская женщина обладает редкой и удивительной способностью приспосабливаться к обстоятельствам. В Советском Союзе не было возможности выразить свою личность, а сейчас такая возможность есть. Наши девушки стали очень красиво одеваться. А в Париже в основном все приезжие. В Европе и не поймешь, в каком ты городе. Даже в традиционной Японии редко увидишь кимоно – вместо него джинсы, майки, кроссовки – американский стиль, который здорово повлиял и на Восток, и на Запад.

– Художнику нужно быть абсолютно свободным или лучше, чтобы власть его поддерживала? Одно время вы ведь разрабатывали так называемую государственную моду?

– Ерунда и сплетни. Это был не я. Я делал только платья для дочки Косыгина. Это был очень неприятный случай: я получил всего 10 рублей и после этого перестал подходить к таким женщинам с особенным отношением. Но за Меланию Трамп готов заступиться: это неправильно, что некоторые модельеры отказались одевать ее из-за политических взглядов ее мужа. Мода должна быть вне политики. Зря ее обидели. Она интересная девушка, одета сейчас неплохо.

Вячеслав Зайцев с Аллой Пугачевой, 2015 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева