Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь Возвращение в театральный мир

Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь Возвращение в театральный мир

Художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог, Дмитрий Анатольевич Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой.

В 1976 Дмитрий Крымовон окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 он начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене МХТ.



С 1985 Крымов — художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « Школа драматического искусства».



Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, «Торги» пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, «Корова» по рассказу Платонова, «Opus № 7» (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), «Тарарабумбия» — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.



«Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с т акими людьми меньше работать» .



«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

Дмитрий Крымов


«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.


Родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ.

С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам А.В.Эфроса "Отелло" У.Шекспира (дипломная работа), "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Лето и дым" Т.Уильямса, "Воспоминание" А.Арбузова, "Наполеон Первый" Ф.Брукнера, "Директор театра" И.Дворецкого. Оформил также спектакли А.В.Эфроса "Тартюф" Мольера и "Живой труп" Л.Толстого на сцене МХАТ.

С 1985 Крымов – художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли "У войны не женское лицо" С.Алексиевич, "Полтора квадратных метра" по повести Б.Можаева и "Мизантроп" Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства».

Театральные постановки

2002 - «Недосказки» по сказкам А.Н.Афанасьева

2002 - «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» В.Шекспира

2005 - «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса

2006 - «Торги» пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений А.П. Чехова

2006 - «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова

2007 - «Корова» по рассказу А.Платонова

2008 - «Opus №7» идея, композиция и постановка – Дмитрий Крымов

Крымов Дмитрий Анатольевич (род. 1954) - известный российский театральный режиссер, художник, сценограф. Его спектакли пользуются невероятной популярностью как в России, так и за рубежом. Как сценограф Крымов успешно работал со многими столичными и провинциальными театрами, приняв участие в оформлении более сотни спектаклей.

Он один из революционеров современного русского театра, принесший в него невиданную ранее эстетику. Его своеобразный жанровый микс, работа на стыке стилей и направлений не могут никого оставить равнодушным. Не случайно его постановки с очень точной подачи историка театра В. Березкина принято называть «театр художника».

Ранняя биография

Дмитрий Крымов родился 10 октября 1954 года в Москве в творческой семье известнейшего режиссера Анатолия Эфроса и театрального критика, литератора Натальи Крымовой. С раннего детства мальчик по совету дедушки был записан под фамилией матери, так как отец имел еврейские корни, что могло создать в будущем определенные проблемы. Есть мнение, что появление на свет будущего режиссера связано с известным «делом врачей», а точнее с реабилитацией всех тех, кто по нему проходил. Наталья и Анатолий очень хотели ребенка, но боялись его завести из-за репрессий, а теперь судьба предоставила им шанс.

Про него до сих пор говорят, что он родом из детства, и, вспоминая старую кинопленку, на которой Анатолий Эфрос рассказывает о своем четырехлетнем сыне, с этим трудно не согласиться. Перед нами предстает детская непосредственность, облаченная в фигуру талантливого мальчишки, чьи картины висели дома рядом с работами А. Матисса.

Крымов воспитывался и рос в необычайно талантливом окружении матери и отца, которые много ему давали и в то же время бросали определенную тень на его индивидуальность. Нередко Анатолий Эфрос критиковал сына за чрезмерно долгое включение в решение творческой задачи, и матери приходилось долго объяснять, что не все же такие, как он. Впрочем, это нисколько не помешало Крымову стать самодостаточной личностью.

Талантливый сценограф

Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова - «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза - Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.

В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому - с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.

Но жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.

Преподавательская стезя

Дмитрий Анатольевич оказался замечательным педагогом, воспитавшим плеяду талантливых молодых актеров. Некоторые из них и после окончания вуза остаются с ним в одной команде. С 2002 года Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет свой курс. В 2008 году он вместе с режиссером Е. Каменьковичем набрал экспериментальную группу, в которой совместно обучались будущие актеры, сценографы и режиссеры. «Уметь сговариваться - грандиозное умение» , - считает Дмитрий Анатольевич. Для отечественного театрального образования это был действительно уникальный опыт обучения в таком сотворчестве. Он не всегда позитивно отзывался о своем эксперименте, иногда хотел бросить это неблагодарное дело, но каждый раз заново набирал новый курс. Преподавательская деятельность, предполагавшая общение со студентами, серьезно мотивировала Крымова к возвращению в театр. И этим театром стала его знаменитая лаборатория.

Лаборатория Крымова

Ее история началась в октябре 2004 года, когда режиссер вместе со студентами художественного факультета РАТИ поставил спектакль «Недосказки». В основе постановки - сюжеты русских народных сказок, выпущенных под редакцией Афанасьева. Главная особенность спектакля - общение со зрителем исключительно на языке визуальных образов, объединенных общей смысловой канвой. Эта постановка очень понравилась режиссеру Анатолию Васильеву, который предложил включить его в репертуар своего «Театра Европы» и создать лабораторию. С тех пор она является своеобразным подразделением театра, обладая уникальной художественной эстетикой. Переломным моментом для площадки Крымова стал уход из театра Васильева, который произошел в 2006 году. Первым желанием режиссера было последовать примеру коллеги, но он твердо сказал: «Не уходи». В итоге Крымов остался, благодаря чему лаборатория сохранила свое существование.

В разное время в проекте принимали участие В. Гаркалин, М.Смольникова, Е. Старцев, В. Мартынова, А. Михалев и многие другие. Театральные критики, не оставляющие без внимания Крымова, награждали его творения различными эпитетами - пронзительная искренность, яркая зрительная выразительность, неожиданные ассоциативные ряды вместе с актерской игрой в реалиях необычной художественной структуры. Они недалеки от истины - все это и многое другое присутствует в спектаклях лаборатории, позволяя ее считать своеобразной экспериментальной площадкой. Все спектакли на ней создаются в два этапа. Сначала проходит мозговой штурм, во время которого происходит активное обсуждение материала и каждый может высказать свое мнение, а также внести предложение. Затем актеры предстают перед режиссером в гриме и начинается отработка образа.

Особенную роль в постановках Крымова играет музыка. Он называет ее полноправным участником представления, поэтому редко берет готовые произведения для спектаклей. Чаще всего к постановке пишется своя, оригинальная мелодия. С недавних пор Дмитрий Анатольевич плодотворно сотрудничает с композитором К. Бодровым, написавшим в свое время несколько произведений для мессы папы Римского. Он создал музыкальное сопровождение для спектаклей «Ой, последняя любовь», «Как вам это понравится», «Горки-10» и некоторых других.

Авангардный режиссер

Сам Крымов утверждает, что для него не существует первоосновы, заданной в пьесе. Он считает себя вправе кроить произведение, отнимая лишнее и добавляя нужное. «Используя любую пьесу я создаю свою основу, и в этом смысле мой театр авторский» , - утверждает режиссер. За время существования лаборатории были поставлено свыше десятка спектаклей. Среди них: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Тарарабумбия», посвященный 150-летнему юбилею А.П. Чехова, «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве», «Ой, поздняя любовь», «Сон в летнюю ночь», ставший лауреатом Эдинбургского фестиваля искусств и многие другие.

Каждая постановка в исполнении Крымова - настоящий шедевр, преподнесенный языком метафор. Они заставляют глубоко вникнуть в насущные проблемы, изменяя ракурс восприятия действительности. К примеру, в диптихе «Opus №7» органично сочетаются казало бы два совершенно разных сюжета - тяжелая судьба народа Израилева и перипетии жизненного пути выдающегося композитора Д. Шостаковича. Но мастер сумел показать: судьбы гонимого народа и музыканта слиты воедино, частные и исторические проблемы имеют много точек соприкосновения и порой очень тесно переплетены.

Имеет Крымов и опыт работы в оперном жанре. В свое время в помещении «Геликона» он ставил две одноактовые оперы, а в 2011 году в соавторстве с композитором К. Бодровым на сцене Музыкального театра им. Станиславского поставил спектакль «Х.М. Смешанная техника». Именно так называет свое действо режиссер, хотя в нем есть место хору и оркестру. Кроме того, в 2010 году у Крымова состоялся совместный проект с М. Барышниковым «В Париже» - спектакль, поставленный на русском языке для европейских зрителей.

Новые планы

Как всегда, Дмитрий Анатольевич полон творческих планов. Летом 2016 года Крымов публично заявил о желании снять художественный фильм. И хотя его сюжетная линия еще неизвестна, режиссер поделился своим видением картины. В съемочном процессе примут участие в основном его ученики и студенты, а образная канва фильма будет идентична одному из первых фильмов отца «Високосный год», снятому в 1961 году.

Личная жизнь

Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.

Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.

Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик, Автор

Всего фильмов 23

Жанры антреприза, драма, опера

Жанры антреприза драма опера

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.

Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».

Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.

Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».

«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».

Получив в 1976 году диплом художника-постановщика в Школе-студии МХАТ, Дмитрий Крымов поступил на работу в Театр на Малой Бронной, где в то время работал великий режиссер Анатолий Эфрос, отец Крымова. Фамилия художнику досталась от матери - знаменитого театрального критика Натальи Крымовой. В 1990-е Крымов перестал оформлять спектакли, переключившись на станковую живопись и графику. А с началом нового века Крымов становится педагогом ГИТИСа и одним из самых популярных театральных режиссеров. В его бесконечно обаятельных сюрреалистических иллюзионах, играющихся, как правило, в «Школе драматического искусства», участвуют в основном его воспитанники - молодые театральные художники; иногда и вовсе без слов, как, например, главный хит «Творческой лаборатории Дмитрия Крымова» - «Демон. Вид сверху». Больше всех спектакли «Лаборатории» любят гуманитарии и иностранцы. Первые, потому что в абсурдные красочно-картонные представления Крымова упакованы сотни цитат из мировой классики - от Ван Гога и Сервантеса до Пушкина и Чехова. Вторые, потому что, как правило, не нужен перевод и весело.