Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Социологизм эмиля дюркгейма. Эмиль дюркгейм вклад в социологию

Социологизм эмиля дюркгейма. Эмиль дюркгейм вклад в социологию

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858-1917) - выдающийся французский философ, социолог-позитивист и антрополог; основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа.

Продолжая традиции О.Конта, он испытал влияние Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Спенсера. Родился в Эпинале в семье небогатого потомственного раввина и готовился к религиозной карьере, но после смерти отца отказался от замыслов.

Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру социальных наук. Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, в 1902 г. стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

Э. Дюркгейм углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта. Предметом социологии является совокупность социальных фактов. Социальным фактом является, например, плотность населения, частота контактов между людьми или форма жилища. В трактовке предмета социологии видна определенная противоречивость, на что неоднократно указывали историки.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Дюркгейм подходил к социальным фактам как к элементам культуры. Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая и психотерапевтический эффект ритуала.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Его методологической позиции присущи две особенности:

  1. натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и
  2. социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами.

Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности . Для социологии нет более гуманной задачи - и в теоретическом, и в практическом плане, - чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями. Но не только понять, а предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей (не замкнутых в классовые, профессиональные или кастовые интересы), “солидарное бытие” является у Дюркгейма высшей целью.

В соответствии с таким гуманистическим замыслом он строит всю программу своей деятельности, которую можно подразделить на четыре части:

  1. построение “правильной” методологии должно вооружить социолога надежным инструментом познания;
  2. анализ исторической эволюции разделения труда призван показать “правильный” путь движения человечества от механической (примитивно-принудительной) к органической (сознательно-добровольной) солидарности;
  3. конкретное (статистическое) исследование сущности самоубийства ставит своей целью выявить аномальные состояния, отклонения от “правильного” пути (т. е. солидарности) и предупредить человечество о возможных последствиях разрушения общественного порядка;
  4. учение о религии и воспитании вооружает нас “правильной” технологией преодоления кризисных состояний и укрепления солидарности.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену . Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства . Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим - форма социального взаимодействия . Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:

  1. механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество);
  2. органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Для ранней стадии характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности , личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности , оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Дюркгейма меньше привлекал анализ непрерывной линии эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории. Ему нравился историко-сравнительный метод, который ныне называется компаративистикой . Его вклад заключался в том, что в поле научного поиска он вовлек не только современную Европу, но также архаические цивилизации и племенные общества. Он полагал, что если появляется какой-то социальный институт, например, семья, то это кому-то нужно. Конкретно это нужно прежде всего обществу. Институты возникают потому, что они выполняют полезную функцию. Функция - это и есть вклад социального института в стабильное функционирование общества. Поэтому его социологию именуют функционализмом .

Разделение труда Дюркгейм считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Патология общества получила у Дюркгейма название аномии - ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные. Общество, по Дюркгейму, это особая реальность, несводимая к сумме составляющих его элементов. В книге “О разделении обществ, труда” (1893) Дюркгейм развивал учение о механической и органической солидарности.

Дюркгейм - родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии (1887), основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913).

Соч.: Sociologie et philosophie. P., 1924; Journal sociologique. P., 1969; La science sociale et l"action. P., 1970; Uber soziale Arbeitsteilung. Fr./M., 1992; О разделении обществ, труда; Метод социологии. М., 1991; Самоубийство. М., 1994; Тотемическая система в Австралии: Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Социология образования. М., 1996; Элементарные формы религ. жизни. [Введение; Гл. I] // Социология религии: Хрестоматия. М., 1994. О разделении общественного труда. Метод социологии /Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. — М.: Наука, 1990; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /Пер. с фр., составл. А.Б.Гофмана. — М., 1995; Ценностные и реальные суждения // Социол. исслед., 1991. № 2.С. 106-114.

Лит.: Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. Stanf. Harmondsworth. etc., 1975; Durkheimian Sociology: Cultural Studies. Ed. by Alexander J.C. Camb., 1988. Alpert H. Emile Durkheim and his Sociology. N.Y.: Columbia Universety Press, 1939; Giddens A. Durkheim. L.: Fontana Modern Masters, 1978; Nisbet R. Emile Durkheim. Englewood Cliffs, New Jersy, Prentice-Hall, 1965; Thompson Kenneth. Emile Durkheim.L., V.Y.: Routledge, 1988

Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917) - один из выдающихся социологов. Он родился во Франции, в городе Эпинале. Отцом Эмиля был раввин.

Период обучения

Будущий социолог окончил колледж в г. Эпинале, а затем отправился в Париж для продолжения обучения. Во французской столице он прожил основную часть своей жизни. Здесь он создал многие труды, основал кафедру социологии Сорбонны. Дюркгейм готовился к экзамену в Высшую нормальную школу в Лицее Людовика Великого. Он сдал экзамен в 1879 году. В это время он познакомился в пансионе Жоффре с Ж. Жоресом. Этот человек впоследствии стал руководителем социалистической партии, борцом против войны, милитаризма и колониализма. Высшая нормальная школа считалась одним из лучших учебных заведений Франции того времени. Здесь Дюркгейм слушал лекции известных профессоров - философа Э. Бугру и историка Ф. де Куланжа. В 1882 году Эмиль сдал экзамен и получил звание После чего он уехал на три года преподавать этот предмет в Сане и Сен-Кантене.

Появление первых научных статей, чтение лекций

Дюркгейм в 1885-1886 гг. решил взять годовой отпуск и посвятить это время изучению общественных наук. Сначала он "повышал квалификацию" (как говорят сегодня) в Париже, а потом и в Германии, у В. Вундта, известного социального психолога. Это позволило Дюркгейму написать и опубликовать в следующем году сразу 3 статьи.

Затем, в 1887 году, он был назначен решением министра профессором социологии и педагогики в университете города Бордо. Следует сказать, что курс, который здесь читал Эмиль Дюркгейм, стал первым курсом социологии в Нужно отметить и еще одно обстоятельство: педагогика и социология именно с данного периода стали тесно переплетены в практической и теоретической деятельности этого ученого. Дюркгейм в конце 1880-х - начале 1890-х годов продолжил преподавать, а также создал статьи на различные темы: о дефиниции социализма, об убийстве и рождаемости и др.

Труды, относящиеся к последнему десятилетию 19 века

Эмиль Дюркгейм книги писал в разное время, однако самым плодотворным этапом в его творчестве является с этой точки зрения последнее десятилетие 19 века. В 1893 году Эмиль защитил докторскую диссертацию, выступив с работой "О Кроме того, он написал на латинском языке еще одну диссертацию - "Вклад Монтескье в становление общественной науки". В этом же году первая из них была опубликована в виде книги. В 1895 году была напечатана монография, которую создал Эмиль Дюркгейм, - "Метод социологии".

А спустя 2 года, в 1897-м, появляется его работа "Самоубийство". Кроме трех фундаментальных трудов Дюркгейм напечатал и ряд крупных статей в журнале "Философское обозрение", а также в "Социологическом ежегоднике", основанном им в 1896 году. Таким образом, это десятилетие стало весьма продуктивным в творческом отношении для такого ученого, как Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам получила новый толчок к развитию.

Работа в Сорбонне, интерес к исследованию религии

С 1902 года начинается новый этап в деятельности Дюркгейма. В это время его приглашают работать в Сорбонну внештатным сотрудником кафедры педагогики. Помимо вопросов воспитания и образования, которые очень привлекают Эмиля как теоретика и практика-педагога, Дюркгейм начинает все больше интересоваться религиозной проблематикой. В конце концов его многолетний интерес к этой теме отражается в еще одной фундаментальной работе, написанной в 1912 году ("Элементарные формы религиозной жизни"). Это произведение многие специалисты, занимающиеся изучением творчества Эмиля Дюркгейма, считают наиболее значительной его работой. С 1906 года Эмиль становится уже штатным профессором Сорбонны, а также руководителем кафедры педагогики, которая в 1913 году стала называться кафедрой социологии.

Изучение проблем воспитания, образования, морального сознания

Все это время ученый проводит много времени, изучая вопросы воспитания, образования, морального сознания. Следует назвать в этой связи знаменитую лекцию Дюркгейма "Педагогика и социология", которая была издана отдельной работой. Сюда же относится сообщение "Детерминация морального факта", которое сделал во Французском философском обществе Эмиль Дюркгейм. Вклад в социологию этих работ был также значительным.

Смерть сына

Мировая война, начавшаяся в 1914 году, приносит страдание и горе Дюркгейму. На Салоникском фронте погибает в 1915 году его сын. Это был молодой социолог, подающий большие надежды, в котором Эмиль видел своего преемника и продолжателя дела. Смерть единственного сына усугубила болезнь Дюркгейма и ускорила его кончину. Эмиль ушел из жизни в ноябре 1917 года.

Планы общественного переустройства

Эмиль остро ощущал кризис буржуазного общества. Всеми своими силами он пытался противопоставить ему планы общественного переустройства, социологически обоснованные. Для достижения своей цели Дюркгейм активно использовал лозунг общественной солидарности, популярный в конце 19 - начале 20 века. Ученый уделил много времени его теоретическому обоснованию. Дюркгейм, будучи настроенным реформаторски и антиреволюционно, приветствовал создание профессиональных корпораций. По мнению ученого, они могли значительно улучшить мораль в обществе. Работая долгое время в области практической и теоретической педагогики, Дюркгейм считал, что вся система воспитания и образования должна подлежать существенной перестройке. В этом процессе большую положительную роль должна была сыграть, по его мнению, именно социология. Эмиля Дюркгейма, кратко взгляд на общество которого мы только что описали, не просто интересовали вопросы морали. Он предпринимал конкретные действия по реализации своих идей. Благодаря им даже был принят закон, о котором мы сейчас расскажем.

Закон, изданный благодаря исследованиям Дюркгейма

Проведенные Эмилем исследования в области религии, которые он осуществлял параллельно с изучением обучения и воспитания, привели Дюркгейма к пониманию того, что следует исключить влияние церкви на университетское и школьное образование. Ученый считал, что необходимо бороться против засилья клерикалов. Дюркгейм внес большой вклад в обоснование политики и школы. Эта борьба увенчалась успехом: в 1905 году во Франции был издан соответствующий закон.

Ученики Дюркгейма, отношение к социализму

Эмиль оставил после себя целую школу социологов, просуществовавшую до начала 1930-х годов. Среди его учеников было много известных исследователей: М. Хальбвакс, М. Мосс, Э. Леви-Брюль, Ф. Симиан, А. Герц, А. Юбер и другие. Дюркгейм был не чужд политике. Известно о связях мыслителя с французскими социалистами, а также о его дружбе с их вождем. Об этом много писалось и говорилось в свое время. Однако отношение Дюркгейма к социализму было неоднозначным. В частности, Эмиль рассматривал его как ошибочное экономическое учение, которое, кроме того, не уделяет моральным проблемам должного внимания. По вопросу конфликта между классами, который социалисты считали чуть ли ни основной проблемой в обществе, французский социолог также имел другое мнение. Он полагал, что только в результате реформ устройства общества наступит улучшение жизни рабочих. При этом данные реформы должны быть приняты после осознания всеми классами необходимости их проведения. Только тогда улучшение жизни рабочих не приведет к социальным конфликтам.

Предлагаем вам поближе познакомиться с двумя проблемами, самоубийства и религии, изучению которых посвятил много времени Эмиль Дюркгейм.

Кратко о проблеме самоубийства

Эмиль осуществил сбор и анализ данных статистики, отражающих динамику самоубийств в странах Европы. Он сделал это для того, чтобы опровергнуть теории, по которым данный акт объяснялся биологическими, географическими, сезонными, психопатологическими или психологическими факторами. Дюркгейм полагал, что лишь социология может объяснить различия в числе самоубийств, которые наблюдаются в разных периодах в различных странах. Ученый выдвинул альтернативное мнение. Он предположил, что самоубийство представляет собой (Эмиля Дюркгейма считают создателем данного термина), то есть это продукт соглашений, ожиданий и значений, возникающих в результате взаимодействия людей между собой. Ученый выделил типы самоубийств. Они обусловлены разной силой влияния на индивида существующих в обществе норм.

Типы самоубийств

Первый тип наблюдается тогда, когда человек намеренно разрывает социальные связи. Это эгоистическое самоубийство.

Второй тип возникает в результате того, что человек абсолютно интегрирован в социальную среду. Это самоубийство альтруистическое. Пример его - капитан, который во время кораблекрушения должен, согласно кодексу чести, утонуть вместе со своим кораблем.

Еще один тип - аномическое самоубийство. Оно связано с тем, что в обществе наблюдается потеря ценностной системы. В нем уже не работают старые нормы, а новые еще не успели сформироваться. Эмиль Дюркгейм, теория которого отмечена созданием целого ряда новых понятий, назвал это состояние "социальной аномией". С его точки зрения, она характерна для обществ, переживающих трансформацию (к примеру, быструю урбанизацию).

Последний тип самоубийства - фаталистическое. Это следствие того, что общество чрезмерно контролирует индивида. Данный тип незначительно распространен.

Частота самоубийств

Эмиль заметил, что самоубийства чаще случаются среди протестантов, чем среди католиков. Кроме того, незамужние и неженатые чаще идут на этот шаг, чем состоящие в браке. Самоубийств больше среди военных, чем среди гражданского населения. Их также больше в мирное время, чем в периоды революций и войн. Самоубийства чаще происходят во время экономического спада, нежели в годы экономической стабильности. Кроме того, в сельской местности их меньше, чем в городах.

Анализ религии

Эмиль Дюркгейм полагал, что религия является общественным явлением. Он считал, что она могла появиться только в обществе. Сам Дюркгейм не был верующим. В 1912 году, как мы уже отмечали, появилось исследование Эмиля "Элементарные формы религиозной жизни". Оно было создано во многом под воздействием идей У. Робертсона-Смита. В этой работе ученый отказывался признавать религию исключительно самообманом или продуктом заблуждения ума. По его мнению, она является сферой деятельности, в которой под богами подразумевается не что иное, как социальная действительность.

Значение достижений Дюркгейма

Теперь вы имеете общее представление о том, чем прославился Эмиль Дюркгейм. Основные идеи кратко были нами изложены. Отметим, что хотя Дюркгейм при жизни уступал в популярности Спенсеру или Конту, современные социологи оценивают его научные заслуги даже выше, чем достижения этих ученых. Дело в том, что предшественники французского мыслителя являлись представителями философского подхода к пониманию задач и предмета социологии. А завершил ее становление как самостоятельной гуманитарной науки, имеющей свой понятийный аппарат, именно Эмиль Дюркгейм. Социология благодаря его работам стала интересовать многих. Он показал, какие большие возможности открывает глубокий анализ различных явлений, проведенный с точки зрения этой науки.

Основы социологии Дюркгейма

Замечание 1

Эмиль Дюркгейм – знаменитый французский социолог. Он является основателем французской социологической школы. Дюркгейм первым сделал попытку теоретически обосновать и выделить предмет изучения социологии - социальную сферу. Им были разработаны методы и методология социологических исследований.

Он частично разделял положения позитивизма, но при этом выступал против биологизации социологии. Главным произведением Дюркгейма является труд «Метод социологии», выпущенный в $1898$ году. Его теория, в отличие от марксистской, большее значение придает субъективности социальной деятельности.

По мнению Дюркгейма структура социологии включает:

  • социальную морфологию,
  • социальную физиологию,
  • общую социологию.

Социальная морфология изучает строение общества, его социальные органы, включая различные социальные институты, состав и структуру населения.

Социальная физиология занимается изучением социальной жизнедеятельности. В результате чего возникает целый ряд отраслевых социологий: социология семьи, социология религии и т.д.

Общая социология формулирует общие законы социального характера общественного функционирования.

Согласно социологии Дюркгейма общество представляет собой совокупность различных социальных фактов и взаимоотношений между ними. Предметом социологии являются непосредственно социальные факты, которые представляют объективные явления, доступные для наблюдения : семья, брак, общественные группы и т.д. Социальные факты являются единством сознательного или субъективного и материального или объективного. Главным в социальных фактах Дюркгейм считал субъективное.

Субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм определил группу социальных норм, организующих в принудительном порядке поведение людей. В результате чего возникают определенные социальные взаимосвязи. Массовое сознание, которое образует сущность социальной деятельности, одновременно является предметом социологического анализа и содержанием общественного развития.

Понятие солидарности

Дюркгейм определял ведущую роль разделения и интеграции труда в обществе. Он считал, что это приводит к обособлению индивидов, для преодоления которого требуется установление социальных связей между людьми. Дюркгейм делал акцент на том, что разделение труда совершенствуется на протяжении человеческой истории. Он делил общество на два уровня в зависимости от типа социальной связи в нем.

Дюркгейм выделял два вида социальной связи-солидарности:

  • механическая,
  • органическая.

Механическая солидарность существует в первобытнообщинных и синкретических сообществах, где отсутствует или недостаточно развито разделение труда и функционирование между людьми посредством языка, верований, обычаев. Данная солидарность определяет параллельно и чужих данному обществу.

Органическая солидарность появляется в постпервобытных обществах, которые более развиты, где разделение труда и функционального взаимодействия ведет к обмену деятельностью, знаниями, продуктами труда. Данный вид солидарности выражается в обычаях, нормах, ритуалах принятых в коллективе, а также в появлении координационных органах – церкви, государства.

Замечание 2

Дюркгейм считал, что общество не может эффективно функционировать, основываясь только на принципах личного интереса, при отсутствии коллективных норм регуляции.

Между человеком и государством он поместил профессиональные группы, которые и являются носителями принципов органической солидарности, а также смягчают социальные конфликты.

Самоубийство в теории Дюркгейма

Дюркгейм рассматривал также самоубийство, как социальный факт в ракурсе социальных связей и солидарности. Он выделял три типа самоубийства, обусловленные разными социальными ситуациями:

  • альтруистическое самоубийство, которое вызвано сильной механистической солидарностью;
  • эгоистическое самоубийство, обусловленное развитием индивидуализма крайней степени;
  • аномическое самоубийство являющееся результатом изменения экономических, политических или духовных условий жизни человека.

Роль Дюркгейма в развитии социологии

Дюркгейм считал, что революции в политике не способны что-либо изменить в социальных системах. Для того, чтобы за политическими изменениями последовали изменения социальные, они должны повлиять на глубинные нравственные ценности общества. Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих социологических теорий современности, в частности структурно-функционального анализа.

Формирование общества, его взглядов в системе верований, политических убеждений, а также социальной интеграции в период развития науки и быстрого темпа развития жизни привели к необходимости анализировать закономерности в процессе адаптации человека в обществе.

Человек и общество

До середины девятнадцатого века общие вопросы психологической взаимосвязи личности и общества относились к разряду философии и не имели под собой чёткого механизма логического анализа. Однако во второй половине девятнадцатого века возникло понимание о необходимости создания общей модели психоанализа на основе поведенческих характеристик и интеграции индивидуума в обществе.

Основоположниками социологии как отдельной науки считаются Карл Маркс, Макс Вебер, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм. Социология, на сегодня, самостоятельная наука, которая изучает общество как целостную систему. В свою очередь, общество включает в себя процессы, общности и человека, взаимодействующего с обществом.

Биография французского социолога Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм родился 15 апреля в 1857 году в городе Эпиналь, расположенном в северо-восточной части Франции.

Его отец, дед и прадед посвятили себя религии - служили раввинами. Естественно, Давида также отправили получать образование раввина. Однако после смерти отца он отказался от пути религии и поступил в колледж в родном городе.

В 1879 году неоднократно пытался поступить в Высшую Нормандскую школу Парижа, однако сдать вступительные экзамены удалось только с третьего раза.
После окончания преподавал философию в рядовых учебных заведениях на околицах столицы.

В 1885 году Эмиль решил выехать в Германию для общения с ведущими философами того времени. Он понимал, что имеющаяся социальная философия текуча и неопределённа - не отвечает на большинство существующих вопросов, обходясь лишь нелогичными пространственными объяснениями. Желание понять больше, подтолкнуло Эмиля искать ответы в Германии, где он надеялся получить новые знания и методы философских осмыслений социальной жизни общества.

Вернувшись на родину, Давид Дюркгейм стал преподавать социальную науку и этику на филологическом факультете в университете города Бордо. Несколько позже, в 1893 году, защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда».

Социология приобретает статус отдельной науки

Спустя три года ему было предложено возглавить кафедру социальной науки при университете. Это была первая кафедра по социологии среди вузов Франции и Европы в целом.

В течение последующих трёх лет, продолжая работать в университете Бордо, учёный публикует две работы, ставшие всемирно известными: «Правило социального метода» в 1895 году и «Самоубийство» 1897 года публикации.

С 1897 по 1913 года Дюркгейм руководил первым специализированным журналом по социологии под названием «социологический ежегодник». В дальнейшем все, кто работал над изданием, организовали научное сообщество под названием «Французская социологическая школа». Позже сообщество сыграло ключевую роль в понимании социологии во Франции при жизни Эмиля Дюркгейма и после.

После получения звания профессора Дюркгейм перешёл работать в Сорбонну и возглавил кафедру «науки о воспитании». Позднее в 1913 году кафедру переименовали, приобщив социологию, - «наука о воспитании и социологии». Примерно в этот период французский социолог публикует последнюю ключевую работу «Элементарные формы религиозной жизни», ставшую опорой современной социологии.

Эмиль Дюркгейм кратко об основных принципах социологии

Французский социолог опубликовал более двухсот работ, в том числе статей, рецензий и профильных лекций. Эмилю Дюркгейму принадлежит проработка и систематизация концепции предмета социологии. Исследования учёного легли в основу большинства социологических теорий, а прежде всего в структурно-психологический анализ.

Согласно теории Эмиля Дюркгейма предметом социологии является понимание того, что на общество в целом влияют политические, моральные, правовые, религиозные аспекты. А вырабатываемые обществом ценности, нормы и идеи оказывают на каждого индивидуума принудительное влияние. Заставляют каждого поступать и принимать решения в рамках принятых норм в обществе.

Теория Эмиля Дюркгейма описывает, в отличие от утверждений предшественника социологии Конта, наличие различных путей формирования обществ во всем мире.

Имея совершенно разные мотивы и идеи в своей основе, они не могут быть рассмотрены с помощью идентичного механизма анализа. Применение одинакового инструмента к различным моделям общества приведёт к заведомо ошибочным результатам.

Новая парадигма Эмиля Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер.

В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение?

Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества.
Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе.

Некоторые ключевые определения французского социолога

На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком.

Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас.
Подвиды обществ:

  1. Архаическое общество - группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании.
  2. Индустриальное общество - определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии.
  3. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности - вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей - бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения.

По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью.

Роль социальной солидарности в обществе

Вопрос социальной солидарности в обществе рассматривался многими социологами, именно более серьёзно взглянул на эту проблемы Эмиль Дюркгейм. Работы французского социолога конца девятнадцатого - начала двадцатого века вскрывали ключевую роль солидарности среди людей в процессе формирования цельного общества.

Он считал, что это основная цементирующая и объединяющая сила в обществе. Уровень солидарности определяет слаженность и чёткость взаимодействия людей, при наличии разделения труда в обществе.

Разделение труда в обществе вносит больше разнообразия, и чем этот показатель выше, тем больше стремление человека к обмену и сплочённости. Обмен, по мнению Эмиля Дюркгейма, предполагает наличие договора, в котором обе стороны берут на себя взаимные обязательства. Отсюда и происходит кооперация и сотрудничество. Основы договора регламентируются нормами и правилами социального взаимодействия. Они в свою очередь опираются на социальные институты общества.

Типы солидарности в обществе

Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе:
механическую и органическую.

Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества.

Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела.

Коллективное сознание

Первым, кто ввёл понятие коллективного сознания - явления, определяющего «характер» общества, был Эмиль Дюркгейм.

Социология как отдельная наука рассматривает совокупность общих интересов, убеждений, верований, чувств и ценностей как некое коллективное сознание - общий знаменатель определённой группы или общества.


В отличие от Эмиля Дюркгейма современная социология не считает, что коллективное сознание намного выше личного, и не причисляет к его позиции Бога.
Современное понимание психологии личности определяет, что общество оказывает прямое влияние на развитие индивидуальности. Однако делает акцент на необходимости ценить и решать вопросы каждого в отдельности. К примеру, серьёзную проблему индивидуума - самоубийство, первым исследовал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Книги и труды учёного раскрыли прямую взаимосвязь и причины суицида человека и роль общества в этом.

Впоследствии, более чем на сто лет труды Дюркгейма стали учебным пособием в работе современных психологов и социологов.

Самоубийство, влияние общества и внешних факторов

До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу.

По существующей тогда теории считали, что самоубийство - это следствие географического, климатического, биологического, сезонного, психологического или патологического факторов.

Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности.

Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера.


На основании различного уровня влияния социальных норм на личность Эмиль Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств:

Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил:


На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека.

Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм.

Заключение

Современная классическая социология появилась на основе теорий Эмиля Дюркгейма, поясняющих закономерности и взаимозависимости индивидуума и общества. Позже некоторые его работы были доработаны Робертом Мертоном и Эрихом Фроммом.

На сегодня социология считается вполне логичной и понятной наукой, однако так кажется только на первый взгляд. В области психологии личности и механизмов взаимодействия с обществом существует множество «тёмных» пятен. Возможно, со временем будет раскрыта новая социология, основанная на полном понимании не только форм взаимодействия, но и выяснения механизма организации мышления человека в связке с обществом.


Дюркгейм, Эмиль

Место рождения:Эпиналь

Место смерти: Париж

Известен как: один из создателей социологии как самостоятельной науки

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь - 15 ноября 1917, Париж) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898-1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Биография

Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы - «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898-1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа - «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Проблема самоубийства

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство - социальный факт - продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые - ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).

Фаталистическое самоубийство - возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия - это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:

Общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) - основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология - строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей - индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей - предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество - это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты - образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности - вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

От механической к органической солидарности

Проблема социальной солидарности - одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор - есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Теория строения и эволюции общества:

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия - вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество - не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Коллективное сознание

Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. - «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества - нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии - аномия (патология общества) - ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы - реформы.