Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Современные психотехнологии в практике психолога-консультанта

Современные психотехнологии в практике психолога-консультанта

Под психотехнологиями мы понимаем практический инструментарий, который ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения. Использование в учебном процессе психотехнологий позволяет проявляться творческому базису личности студентов магистратуры, так как активизирует внутренние ее механизмы, ориентирует на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе. К психотехнологиям мы относим тренинг.

В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Так, в педагогической литературе довольно широко используется термин «педагогическая технология». Существует разнообразие определений этого понятия. Б.Т. Лихачев дает определение педагогической технологии как совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Ряд авторов (В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Т.П. Сальникова) под термином «педагогическая технология» понимает продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия, можно сделать вывод, что содержательная сторона термина сводится к следующему: технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, состава, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.

Обратимся еще раз к пониманию технологии в других сферах человеческой деятельности. Здесь выделяются два уровня технологии: как науки или совокупности сведений, необходимых практику для реализации того или иного производственного процесса; как самого реального процесса.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

Когнитивная область включает цели от запоминания и воспроизведения материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового.

Аффективная (эмоционально - личностная) область включает цели формирования эмоционально - личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности.

По ориентации на личностные структуры технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристичские, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности. Эвристические - на развитие творческих способностей субъекта. Прикладные призваны обеспечить формирование действенно - практической сферы личности.

По подходу к субъекту технологии подразделяют на авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно - ориентированные, гуманно - личностные. В авторитарных технологиях применяется подавление инициативы и самостоятельности, принуждение. Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством в субъект - субъектных отношениях. Технологии свободного воспитания предоставляют субъекту свободу выбора и самостоятельность в разных сферах его жизнедеятельности. Личностно - ориентированные ставят в центр личность субъекта, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализаций природных потенциалов.

Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

Задача технологии как науки заключается в выявлении закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» мы подразумеваем совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов

  • 1. Психологические технологии - это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно - практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
  • 2. Психологические технологии профессиональной ориентации - это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и проектирования профессионального пути с учетом личностных качеств субъекта.
  • 3. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза направлены на формирование целостной личности человека, имеющей потребность в труде и в выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы.
  • 4. Психологические технологии профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза включают методы и приёмы, направленные на формирование положительной мотивации по отношению к объекту труда, формирование личностного смысла труда, на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей, которые реализуются через игровую, учебную деятельность, новизну, идентификацию с родителями.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А."

УТВЕРЖДАЮ
Ректор СГТУ имени Гагарина Ю.А., профессор
_____________________________ И.Р.Плеве
"___" ______________ 2016 г.

Утверждено Ученым советом ГТУ имени Гагарина Ю.А.
Протокол № ____
от "___" ____________ 2016 г.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки
"Современные психотехнологии в психологическом консультировании"

Направления подготовки
37.03.01. «Психология»
Профиль «Психология труда»

С присвоением квалификации "Психолог консультант"

Саратов - 2016
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы
Целью программы является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования, в соответствии с профессиональным стандартом психолога в социальной сфере, а именно профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 37.03.01. «Психология», профиль подготовки «Психология труда», квалификация (степень) - бакалавр. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения дисциплины Б.3.1.19 "Основы консультативной психологии". Программа курса формирует компетенции в сфере оказания психологической помощи с применением широкого круга методического инструментария современных направлений психологии и психотерапии.

1.2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
а) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности "Современные психотехнологии в психологическом консультировании", включает в себя оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
б) Объектами профессиональной деятельности являются:
- психические процессы, свойства и состояния, наблюдающиеся у клиентов, имеющих социально-психологические проблемы;
- современные психотехнологии, оптимальный подбор и использование которых в ходе профессиональной деятельности оказания психологической помощи клиенту ведет к изменениям его состояния, поведения, стратегий мышления и принятию решений в проблемной ситуации.
в) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные
задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационная деятельность, а именно организация психологической помощи лицам разных возрастов и социальных групп (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию:
- разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;
- разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;
- использование современных технологий работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов;
практическая деятельность, а именно предоставление консультативных психологических услуг клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию:
- групповое и индивидуальное консультирование клиентов;
- обоснование применения конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
- практическое применение технологий, методов и форм оказания психологической помощи при нарушениях социализации, проблемах семейных отношений, эмоциональных зависимостей, кризисных состояний и посттравматических стрессовых расстройств.

1.3. Планируемые результаты обучения
а) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями
в области практической деятельности:
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии:
- умения взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
- оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
- знания психологии кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты;
- психологии семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений;
- психологии зависимости, аддикций, девиантология;
- психологических проблем социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи);
- типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);
- технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;
- виды, формы и методы психологического консультирования, основные психотехнологии краткосрочной и долгосрочной психотерапии и психокоррекции.

1.5. Срок обучения
Трудоемкость обучения по данной программе - 260 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Общий срок обучения – 12 месяцев.

1.6. Форма обучения
Форма обучения - очно-заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий.

1.7. Режим занятий
4 часа в день, 1 раз в неделю, 65 часов в семестр, занятия проходят в течение четырех семестров.

1.8. Структурное подразделение, реализующее программу
МТЦ «Медита-сервис» СГТУ имени Гагарина Ю.А.

2.1. Учебный план
№ п/п

Наименование дисциплины

Общая
трудо-
емкость
час.

Всего
ауди-
торных
занятий
час.

В том числе СРС Ком-петен-ции Теку-щий конт-роль Промежуточаттес-тация
Лекции, час. Практ. занят., час. Лабор. занят., час. РК, РГР, Реферат КР КП зачет экзамен
1. Модуль 1. Современные психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи
1.1. Методы установления и поддержания контакта с клиентом 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-14 1 - - - -
1.2. Психотехнологии прояснения запроса и постановки цели 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-14 1 - - - -
1.3. Психотехнологии отслеживания состояния и управления эмоциями клиента 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
1.4. Психотехнологии короткой психотерапии в рамках первой психологической помощи 17 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1 -
2. Модуль 2. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений
2.1. Методы арттерапии в рефлексии жизненного опыта, самовосприятия и системы отношений 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.2 Методы когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции при нарушениях социализации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.3 Методы нейролингвистического программирования в улучшении взаимопонимания и коммуникации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - - -
2.4. Методы процессуальной психотерапии в анализе и планировании жизненных стратегий 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1 -
Итого в модуле 64 40 8 32 24
3. Модуль 3. Современные психотехнологии для преодоления эмоциональных зависимостей и для целей личностного роста
3.1. Методы эриксоновского гипноза в преодолении зависимостей, усилении Я и работе с личной историей 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.2. Методы нейролингвистического программирования в переформировании зависимого поведения и развитии творческого потенциала личности 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.3. Методы ассоциативных метафорических карт в самоисследовании, решении конфликтов и гармонизации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
3.4. Методы символдрамы в формировании и трансформации я-идентичности и личностном росте 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1
Итого в модуле 64 40 8 32 24
4. Модуль 4. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами
4.1. Методы символдрамы, психодрамы и драматерапии в кризисной психотерапии и работе с ПТСР 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.2. Методы телесноориентирован-ной психотерапии в преодолении страхов и травм потерь 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.3. Методы трансперсональной психологии в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - -
4.4. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и индивидуации 16 10 2 8 - 6 ПК-3, ПК-4, ПК-14 1 - - 1
Итого в модуле 64 40 8 32 - 24
Итоговая аттестация 4 4 Итоговый экзамен
Всего: 260 160 32 128 - 100

2.2. Учебная программа
Наименование модулей, разделов (дисциплин) и тем Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы
Модуль 1. Современные психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи
Раздел 1.1. Методы установления и поддержания контакта с клиентом
Тема 1.1.1. Методы клиент-центрированной психотерапии в установлении поддержании контакта Основные этапы установления контакта и активного слушания клиента. Структура техник активного слушания: умение услышать и понять, формулирование вопросов, цитирование, позитивные констатации, информирование, интересный рассказ, техники регулирования напряжения и вербализации чувств.
Тема 1.1.2. Методы нейролингвистического программирования в установлении поддержании контакта Психотехнологии достижения доверительного контакта или раппорта. Синхронизация с клиентом на различных логических уровнях (поведение, способности, ценности, идентичность). Метапрограммные методы экспресс-диагностики.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах: моделирование первой встречи с клиентом, установление и поддержание контакта с помощью техник активного слушания.
2. Практическая демонстрация психотехнологий установления раппорта, отработка навыков формирования доверия в малых группах (в парах). Установление взаимопонимания с помощью безтестовой экспресс-диагностики метапрограмм личности.
Самостоятельная работа 1. Источники повышения и понижения напряжения в контакте и психотехники регуляции напряжения.
2. Самоанализ содержания логических уровней своей личности, определение оптимальных уровней установления контакта в своем общении.
Раздел 1.2. Психотехнологии прояснения запроса и постановки цели
Тема 1.2.1. Психотехнологии прояснения запроса в психологическом консультировании Основы метамоделирующей беседы в прояснении запроса клиента. Приемы снятия смысловых нарушений для улучшения самопонимания и взаимопонимания. Уточнение запроса на поверхностном и глубинном уровне. Психологический контракт.
Тема 1.2.2. Психотехнологии формирования цели и критериев желаемого результата психологической помощи Выявление нежелательных реакций клиента, формирование образа желаемого результата, критериев и основных шагов его достижения. Методы проверки и усиления мотивации к достижению цели клиентом.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Дискуссия по актуальным запросам на психологическую помощь, практическая демонстрация методов прояснения запроса, отработка навыков взаимодействия с клиентом на стадии определения запроса в малых группах.
2. Определение цели обучения группы по данному курсу в качестве практической демонстрации методов, работа в парах на формирование индивидуальных желаемых результатов.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ проблемных ситуаций и состояний как потенциальных запросов на психологическое консультирование и дальнейшее самосовершенствование.
2. Самоанализ критериев своих желаемых результатов и видов мотивации к их достижению.
Раздел. 1.3. Психотехнологии отслеживания состояния и управления эмоциями клиента
Тема 1.3.1. Методы отслеживания состояния клиента и формирования отношений сотрудничества. Методы калибровки в отслеживании реакций клиента (комфорт-дискомфорт, согласие-несогласие, искренность-ложь, стратегий принятия решения). Милтон-модель в формировании сотрудничающего общения с клиентом, снижающего возможность сопротивления.
Тема 1.3.2. Методы управления эмоциональными реакциями клиента Психотехнологии осознавания эмоций и управления своим состоянием. Методы углубления раппорта и обучения клиента состояниям релаксации и активизации. Методы регулирования интенсивности эмоций.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с кругом эмоций, определение и анализ значимых эмоциональных состояний.
2. Работа в малых группах по саморегуляции и взаимной регуляции эмоциональных состояний.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ актуальных эмоциональных состояний, составление списка критериев раннего распознавания эмоций.
2. Индивидуальная апробация и оценка эффективности методов саморегуляции когнитивно-поведенческого и эриксоновского направлений.
Раздел 1.4. Психотехнологии короткой психотерапии в рамках первой психологической помощи
Тема 1.4.1. Психотехнологии быстрого изменения состояния и поведения клиента Методы короткой психотерапии для закрепления положительного опыта, перезапечатления негативного опыта, смены негативных реакций на нейтральные или позитивные. Быстрое изменение нежелательного поведения на желательное для клиента, при отсутствии побочных выгод от прежнего поведения.
Тема 1.4.2. Психотехнологии эмоционального отреагирования и гармонизации отношений Психотехнологии изменения позиций восприятия, методы символдрамы и арттерапии для целей эмоционального отреагирования, взаимопонимания и гармонизации отношений.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах, направленная на изучение и изменение субъективного опыта и нежелательного поведения.
2. Работа малых групп в моделируемых ситуациях взаимодействия с клиентами, имеющими эмоциональные проблемы и проблемы в отношениях, с использованием методов краткосрочной психотерапии.
Самостоятельная работа 1. Поиск и систематизация нежелательных поступков, чувств, трудностей в отношениях как потенциальных запросов на краткосрочную психологическую помощь.
2. Самоанализ и интеграция позитивного опыта и эффективных поведенческих стратегий.




2. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.
5. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2007. – 221 с.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: НФ «Класс», 1994.
7. Роджерс К.Р. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Эксмо, 2002. – 288 с.
8. Экзистенциальная психология / Под ред. Р.Мэя. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
9. Эриксон М. Стратегия психотерапии. – СПБ, 2000. – 512 с.
10. Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
11. http://psyfactor.org/
12. http://www.b17.ru/
Модуль 2. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений
Раздел 2.1. Методы арттерапии в рефлексии жизненного опыта, самовосприятия и системы отношений
Тема 2.1.1. Арттерапия проблем самовосприятия и самоотношения Аттерапевтические психотехники, направленные на стимулирование спонтанности и повышение адаптивности, рефлексию восприятия себя и коррекцию самоотношения.
Тема 2.1.2. Арттерапия в психокоррекции сферы отношений и коммуникации Арттерапия в парной и групповой работе в целях рефлексии системы отношений, развития коммуникативных навыков, коррекции отношений, поведения и выражения чувств в конфликте, синхронизации процессов в группе.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Введение в практику арттерапии в групповом формате. Освоение арттерапевтических техник и особенностей группового процесса в тематически ориентированной группе.
2. Арттерапевтическая работа в малых группах, направленная на развитие коммуникативных навыков, коррекцию социальных ролей и форм поведения, рефлексию жизненного опыта и самовосприятия.
Самостоятельная работа 1. Сравнительный анализ методов индивидуальной и групповой арттерапии.
2. Самостоятельное тестирование дополнительных материалов арттерапии (библиотерапии, музыкотерапии) для решения актуальных проблем.
3. Роль арттерапевтических методов в развитии креативности.
Раздел 2.2. Методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в психокоррекции при нарушениях социализации
Тема 2.2.1. Анализ нарушений социализации и выявление их психологических механизмов в КПТ Психотехнологии анализа механизмов психических нарушений в русле когнитивно-поведенческой терапии. Выявление автоматических мыслей и иррациональных установок.
Тема 2.2.2. Психокоррекция мыслительно-поведенческой сферы при нарушения социализации Алгоритм работы со стратегиями обработки информации клиентом АВС (ситуация - дисфункциональная оценка - реакция). Специфика использования вопросов в диспуте на различных уровнях в КПТ. Способы и приемы коррекции различных стратегий обработки информации в КПТ.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Демонстрация процедур КПТ в анализе нарушений социализации и выявлении их психологических механизмов, отработка данных процедур в малых группах с целью помощи в осознавании и рациональном решении проблем.
2. Практическая апробация алгоритма АВС с участниками обучения, работа в парах с данным алгоритмом, групповая работа с использованием вопросов в диспуте на различных уровнях в КПТ.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ персональных стратегий обработки информации.
2. Систематизация типов вопросов в диспуте, подбор оптимальных методов ведения диспута для утилизации иррациональных мыслей и установок.
Раздел 2.3. Методы нейролингвистического программирования в улучшении взаимопонимания и коммуникации
Тема 2.3.1. Нейролингвистические методы снятия смысловых нарушений в коммуникации Типология и диагностика смысловых нарушений. Метамодель и рефрейминг в работе с ограничивающими убеждениями собеседника.
Тема 2.3.2. Психотехнологии регуляции межличностных отношений Стратегии поведения в конфликтах по В.Сэйтир. Психокоррекция межличностных отношений с помощью изменения позиций восприятия. Работа с родительскими сценариями и отношением к старшим поколениям в модели линии времени.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах по формированию ключевых ПВК для мастерства коммуникации: результативности, сенсорности, гибкости стратегий.
2. Работа в малых группах со стратегиями поведения в проблемных ситуациях общения, развитие навыков смены позиций восприятия, освоение психотехнологий коррекции родительских сценариев и межличностных отношений.
Самостоятельная работа 1. Регистрация примеров своей коммуникации с применением метамодели и рефрейминга.
2. Моделирование своих случаев проблемного общения, анализ источников проблем и эффективности применяемых психотехнологий.
Раздел 2.4. Методы процессуальной психотерапии в анализе и планировании жизненных стратегий
Тема 2.4.1. Изучение жизненных стратегий и ограничивающих представлений методами процессуальной психотерапии Принципы и методы работы в процессуальной терапии с тревогой, страхом, беспокойством, ограничивающими представлениями о себе и мире.

Тема 2.4.2. Психотехнологии преодоления ограничений самовосприятия и развития спонтанности на пути самореализации Исследование краев своего самовосприятия, поиск скрытых ресурсов. Работа с телесными симптомами и снами, феномен сновидящего тела.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа парах по выявлению ограничивающих представлений, упражнение на обнаружение краев в шести каналах восприятия.
2. Работа в малых группах, направленная на преодоление ограничений самовосприятия, практика спонтанного движения.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ персональных результатов выполнения упражнений, выявление смыслообразующих звеньев своей жизненной стратегии.
2. Систематизация телесных симптомов и снов, феноменов сновидящего тела: персональных, своего окружения, взятых из открытых источников.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Понять без слов. Развитие интуиции психологов онлайн-консультантов: учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2016. - 280 с.
2. Гриндергер Д., Падески К. Управление настроением: методы и упражнения. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
3. Касьянник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - 120 с.
4. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии. Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и Техника, 2014. - 288 с.
5. Минделл А. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике / Арнольд и Эми Минделл; Пер. с англ. Л. Масловой и В. Самойлова; Под ред. В. Майкова и В. Цапкина. - М.: Класс, 1999. - 224 с.
6. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2000. - 448 с.
7. Холл М. Полный курс НЛП \ М. Холл, Б. Боденхаймер. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 635 с.
Модуль 3. Современные психотехнологии для преодоления эмоциональных зависимостей и для целей личностного роста
Раздел 3.1. Методы эриксоновского гипноза (ЭГ) в преодолении зависимостей, усилении Я и работе с личной историей
Тема 3.1.1. Эриксоновский подход в гипнотерапии, недирективные методы наведения транса Введение в прикладные аспекты эриксоновского гипноза. Базовые навыки наведения измененных состояний сознания (транса). Ассоциативные и диссоциативные методы наведения транса, виды внушений. Приемы сбора и использования информации для управления глубиной погружения в транс.
Тема 3.1.2. Гипнотические методы преодоления зависимостей, изменения личностной истории, развития аутентичности Методы ЭГ для преодоления зависимостей. Гипнотическая интеграция. Гипнотический регресс и прогресс в работе с личностной историей клиента. Трансовые техники для личностного роста: усиления Я, преодоления кризисных состояний, самосовершенствования. Методы самогипноза для создания оптимального настроя, достижения целей, развития самодостаточности.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Демонстрация методов наведения и использования трансовых состояний по М.Эриксону. Отработка техник гипнотизации в малых группах.
2. Изучение природы эмоциональных зависимостей в смоделированных ситуациях работы с клиентом. Работа в малых группах с различными дизайнами трансовых индукций, направленных на преодоление зависимостей и личностный рост.
Самостоятельная работа 1. Систематизация приемов гипнотизации в эриксоновском и постэриксоновском направлениях гипнотерапии.
2. Персональная практика в методах самогипноза, составление самоотчетов.
Раздел 3.2. Методы нейролингвистического программирования (НЛП) в переформировании зависимого поведения и развитии творческого потенциала личности
Тема 3.2.1. Психотехнологии НЛП в переформировании зависимого поведения Структура зависимой личности в НЛП-подходе. Психотехнологии выявления и переформирования зависимостей: шестишаговый рефрейминг, "разрыв склейки", перегрузка субмодальностей восприятия, генератор нового поведения, психотехнологии личностного редактирования.
Тема 3.2.2. НЛП подход к задачам переосмысления жизни, адаптации к новым стратегиям поведения и мышления, развития творческого потенциала личности Пошаговые психотехнологии ревизии жизненного опыта и переосмысления жизни, работа с убеждениями и ценностями. Технологии встраивания новых стратегий, изменение метапрограмм личности. Психотехника развития творческого Я.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Интерактивная лекция и дискуссия о признаках зависимого поведения и структуре зависимой личности. Демонстрация методов переформирования зависимостей.
2. Работа в парах в моделируемой ситуации выявления и переформирования зависимостей, формирования нового поведения и творческого Я.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ и выявление ограничивающих убеждений. Постановка задач формирования новых стратегий поведения.
2. Систематизация видов зависимого поведения и методов работы с ним.
Раздел 3.3. Методы метафорических ассоциативных карт (МАК) в самоисследовании, решении конфликтов и гармонизации
Тема 3.3.1. Метафорические ассоциативные карты: их основные виды и назначение в практике психолога-консультанта Обзор существующих направлений МАК, показания для использования МАК с клиентами. Результаты применения МАК в индивидуальной и групповой работе.
Тема 3.3.2. Принципы и методы работы с проективными сказочными картами и метафорическими ассоциативными картами Диксит Практика работы с проективными сказочными картами и метафорическими ассоциативными картами Диксит: постановка задач, самоисследование, поиск решений, выявление внутренних ограничений и необходимых ресурсов.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая и индивидуальная работа с проективными сказочными картами. Выявление основных субличностей, содержания противоречий и путей гармонизации личности.
2. Работа в малых группах с картами Диксит, сценарии формирования и разрешения проблем на образно-символическом уровне.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ субъективного времени, пространства и системы отношений с применением методов МАК.
2. Выявление стереотипов и ресурсных аспектов своей личности, создание новых жизненных сценариев с опорой на технологии МАК.
Раздел 3.4. Методы символдрамы в формировании и трансформации я-идентичности и личностном росте
Тема 3.4.1. Символдраматический подход в психотерапии и психокоррекции. Основные методы работы с образами клиента. Введение в кататимно-имагинативную психотерапию. Методы символдрамы в работе аддикциями. Коррекция личностных нарушений и личностный рост по методу символдрамы.
Тема 3.4.2. Методы символдрамы в поддержании процессов формирования и трансформации я-идентичности и личностного роста. Специфика символдраматической работы с задачами сепарации, формирования идентичности, целеполагания, уверенности в построении и поддержании отношений. Сочетание метода символдрамы с другими методами, основанными на использовании образов и измененных состояний сознания.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с образами базового уровня освоения методов символдрамы.
2. Работа в малых группах по освоению символдраматической работы в сопровождении процессов формирования идентичности и личностного роста.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ методами символдрамы и выявление актуальных психологических проблем и запросов.
2. Самостоятельная проработка основных мотивов метода символдрамы базового уровня в процессе решения своих психологических проблем.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Истории, меняющие жизнь. Практикум создания и использования гипнотических метафор: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2014. - 320 с.
2. Гагин Т., Уколов С. Новый код НЛП или Великий канцлер желает познакомиться. - М.: Ин-т Психотерапии, 2011. - 248 с.
3. Кинг М.Е., Цитренбаум Ч.М. Экзистенциальная гипнотерапия. - М.: НФ "Класс", 1998. - 208 с.
4. Ковалев С.В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М.: МОДЭК, 2001. - 192 с.
5. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., Эйдос, 1996.
6. Обухов Я.Л. Белоцерковский Г.М. Кататимно-имагинативная психотерапия: введение в основную ступень. - Ида-Вирумаа, 2002.
7. Обухов Я.Л., Овсянников М.В., Окунь Е.Н., Родина Е.Н. Символдрама в лечении алкоголизма и наркомании. Симводрама как современный метод лечения в комплексной терапии зависимостей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2010. С. 17-22.
8. Попова Г.В., Милорадова Н.Е. Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании. - Серия Психология 2015. Выпуск 50. С. 167-177.
9. Цитренбаум Ч., Кинг М., Коэн У. Гипнотерапия вредных привычек \ Пер. с англ. Л.В. Ерашовой. - М.: НФ "Класс", 1998. - 192 с.
10. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. – М.: НФ «Класс», 1999. – 352 с.
Модуль 4. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами
Раздел 4.1. Методы символдрамы, психодрамы и драматерапии в кризисной психотерапии и работе с ПТСР
Тема 4.1.1. Методы символдрамы и психодрамы для работы с кризисными состояниями и ПТСР Особенности кризисных состояний и посттравматических стрессовых расстройств: причины, симптомы, динамика, методы психологической помощи. Символдрама в работе с кризисами развития и ПТСР. Техники психодрамы и их использование в кризисной психотерапии.
Тема 4.1.2. Методы драматерапии в работе с кризисными состояниями и ПТСР Тренинг драматерапиии в раскрытии личностного потенциала, психологической реабилитации после кризисов и ПТСР.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах с мотивами символдрамы и техниками психодрамы (монолог, самопрезентация, самореализация, двойники, зеркала, обмен ролями, сновидения, вспомогательный мир, импровизация и т.п.)
2. Групповая работа в тренинге драматерапии: развитие наблюдательности, воображения, раскрепощение, самопознание, самопринятие. Метод маскотерапии: выявление граней своего Я и самораскрытие, развитие и углубление значимых отношений.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ кризисных этапов персонального развития.
2. Написание самоотчета по результатам тренинга драматерапии.
Раздел 4.2. Методы телесноориентированной психотерапии (ТОП) в преодолении страхов и травм потерь
Тема 4.2.1. Базовые понятия и психотехники ТОП. Методы ТОП в работе с травмой и экзистенциальными страхами Введение в телесноориентированную психотерапию. Примеры групповых и индивидуальных вариантов телесной психотерапии. базовые понятия и психотехники, базовые проблемы и их расположение в теле. Считывание телесной информации, первичная диагностика и работа с симптомом в телесноориентированном подходе. Специальные психотехники ТОП в преодолении страхов и травм потерь.
Тема 4.2.2. Интегративные методы ТОП. Основы танатотерапии и ее практические применение в психокоррекции Введение и интегративные методы телеснориентированной психотеарпии. Танатотерапия как вид ТОП, методы танатотерапии в работе с экзистенциальными страхами, проблемами самоприянтия и отношений.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Групповая работа с базовыми понятиями и психотехниками ТОП: социальное и животное тело, энергия, контакт, образ и структура тела, телесная метафора, блок и зажим, топография тела. Первичная диагностика в ТОП.
2. Тренинг танатотерапии: преодоление страхов, аддикций, потерь, личностный и духовный рост.
Самостоятельная работа 1. Самоанализ и рисуночная диагностика телесных зажимов.
2. Самоисследование и взаимоисследование топографии тела.
Раздел 4.3. Методы трансперсональной психологии (ТПП) в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами
Тема 4.3.1. Обзор дыхательных психотехник в русле трансперсонального подхода Дыхательные психотехники в психотерапии и психокоррекции: холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн. Индивидуальные и парные процессы в ТПП, построение индивидуальных образных пространств.
Тема 4.3.2. Интегративные процессы и практики ТПП в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами Тренинг голотропного дыхания в русле ТПП. Структура дыхательных сессий, картография переживаний, интегративные процессы и практики в ТПП. Специфика работы в голотропной терапии с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами клиентов.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Работа в малых группах и индивидуально с практиками ТПП. Медитации в движении и тематические медитации.
2. Групповая работа в тренинге голотропного дыхания. Выполнение задач ситтера и голонавта, знакомство с задачами инструктора, ведущего группу голотропной терапии в ТПП.
Самостоятельная работа 1. Систематизация опыта трансперсональных переживаний и психодуховных смыслов по литературным источникам.
2. Самоанализ психодуховных проблем.
Раздел 4.4. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и индивидуации
Тема 4.3.1. Введение в юнгианский психоанализ. Строение психики и ее формирование, основные психические инстанции с позиций юнгианского анализа Строение психики в юнгианском анализе. Основные структуры бессознательного: комплекс и архетип. Психоаналитическая модель симптомообразования. формирование Эго, зрелые и незрелые способы функционирования Эго. Архетип и архетипический образ, проявления архетипа в сновидениях. Персона, Тень и индивидуация. Психотерапевтические способы работы с Тенью.
Тема 4.3.2. Специфика работы в русле юнгианского анализа с травмой, кризисами и процессами индивидуации Методы юнгианского психоанализа в работе с травмой, кризисами и процессами индивидуации. Сочетание юнгианского психоанализа с различными направлениями арттерапии в практике индивидуальной и групповой работы с клиентами.
Практические занятия (семинары-тренинги) 1. Практика групповой работы в юнгианском анализе с содержанием комплексов. Упражнение "Встреча со своим Эго", направленное на самоисследование и личностный рост. Процесс индивидуации с позиций юнгианского анализа.
2. Практика работы со снами в русле юнгианского анализа. Методы юнгианского анализа в работе с теневыми аспектами Я, травматическими переживаниями, кризисными состояниями.
Самостоятельная работа 1. Изучение содержания комплексов на личном примере и по литературным источникам.
2. Самоисследование проявлений архетипов в своей субъективной реальности.
Используемые образовательные технологии Работа в малых группах предполагает совместную учебно-познавательную, коммуникативную и творческую активность в освоении психотехнологий.
Кейс-методы представляют собой моделирование и разрешение трудных ситуаций в общении с клиентом.
Профессиональные задачи освоения технологий психологического онлайн-консультирования решаются с использованием компьютерной техники, инернет-ресурсов и виртуальных комнат для проведения вебинаров и видеоконференций.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Абросимова Ю.А. Принципы и методы интеграции личности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - Саратов.: Изд-во "КУБиК", 2013. - 240 с.
2. Гроф С. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. – М.: НФ «Класс», 2000. – 288 с.
3. Гроф С. Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания. – М.: АСТ, 2002. – 240 с.
4. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. – М.: АСТ, 2001. – 464 с.
5. Поро М. Замещающий ребенок / Пер. с фр. - М.: Когито-Центр, 201. - 211 с.
6. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Бакскаков. – М, 1992. – 105 с.
7. Шутценбергер А.А. Психодрама. - М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.
8. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 272 с.
9. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – Киев, 1996. – 384 с.
10. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
Форма договора об обучении с юридическим лицом

Документы, необходимые для поступления

Чтобы начать обучение Вам необходимо предоставить следующие документы:

  • физического лица с согласием на обработку персональных данных или от юридического лица о зачислении на обучение по программе
  • Копию паспорта (1-2 страница и страница с регистрацией по месту жительства)
  • Копию документа об образовании - диплома о среднем профессиональном и (или) высшем образовании (за исключением лиц, получающих профессиональное образование в СГТУ имени Гагарина Ю.А.)
  • Справку из деканата об обучении (для студентов)
  • Копию документа, подтверждающего изменение персональных данных личности в случае их расхождения с документом об образовании (свидетельство о заключении брака, свидетельство об изменении имени и т.д.)
  • Две цветные фотографии размером 3х4 см (только при приеме на программы профессиональной переподготовки)
Получите в результате

В результате успешного обучения по программе Вы получите диплом о профессиональной переподготовке

Психологическая технология (известная также как психотехнология или психотехника) – это метод «правильного» обращения с психикой человека, то есть метод создания определенных переживаний – ощущений, эмоций, воспоминаний, действий, нужных для достижения какой-то цели. Другими словами, если мы хотим добиться чего-то от себя или от других людей, мы должны проделать определенные действия в определенном порядке. В некотором смысле, психотехнология - это карта нашего мышления, описание того, как мы мыслим, когда что-то делаем.

Психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Что же касается психотехники воздействия, то ее основу составляют частные теории, связанные с разработкой рекламы, применения СМИ, психотерапии и т.п. Однако об общей теории техники социально-психологического воздействия говорить не приходится. Особенно далеко продвинулись разработки в области "модификации поведения", направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного, с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. В последние годы получили распространение для нужд воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

Сознательное восприятие - это получение информации через сфокусированное внимание. Сопротивление чему-либо, как ответная реакция на информацию, во многом обязано мышлению (функции сознания). Та (и большая) часть информации, которая не осознаётся - воспринимается подсознанием и утилизируется системой врождённых и приобретённых автоматизмов. Если рекламная информация конфигурирована так, что, в "обход" сознания, она направлена на использование автоматических стереотипов, то речь идёт о манипулировании. Инструменты психотехнологий дают возможность экологично управлять поведением человека.

Далее рассмотрим психотехнологии, которые лежат в основе широко известных приёмов изготовления рекламы. Применяя на практике эти знания, рекламисты получают доступ к манипулированию механизмами мышления, внимания, памяти, эмоционально-чувственной сферой, и собственно поведением человека.



1. Целевое моделирование. Некоторые рекламные агентства в своих рекламных кампаниях с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах нейро – лингвистического направления (НЛП), метода, на который опираются в своей работе специалисты по рекламе, эти привычные стратегии зовутся "метапрограммами". Привычки мышления, как и любую другую привычку, человек осознает нечетко, и потому метапрограммы действуют автономно. В сущности, метапрограммы - это ни что иное, как привычные фильтры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти фильтры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует метапрограмме, не осознается, не охватывается его вниманием. Следовательно, из-за этих фильтров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве. Всего существует около 25 метапрограмм. Остановимся на некоторых из них.

Метапрограмма «Стремление к... - стремление от...». Одной из метапрограмм является программа стремления к чему-то и от чего-то. Есть люди, которые делают что-то, скажем, совершают покупку, стремясь к какой-то цели, а есть люди, которые стремятся чего-то избежать. Стремление к чему-то - это мотивация достижения успеха, стремление от чего-то - мотивация избегания неудачи. "Стремящиеся к" лучше всего воспринимают те преимущества, которые они приобретают, купив тот или иной товар или услугу. А "стремящиеся от" мотивируются избеганием неприятных последствий. Они прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать, чего с ними не случится, когда они станут владельцами этого товара.



Метапргорамма «Человек возможностей - человек процедуры». На вопрос "Почему Вы выбрали этот товар/эту работу (если необходимо набирать сотрудников в фирму)?" человек возможностей ответит, преимущественно рассказывая о возможностях, которые перед ним откроются в творчестве, зарабатывании денег, общении, освоении новых областей.

Антипод человека возможностей - человек процедуры. На обозначенный выше вопрос будет отвечать, что ему необходимо это сделать "потому, что..." - например, он должен зарабатывать деньги, должен содержать семью. Он мотивирован, главным образом, необходимостью, правильным образом действий. Человек, ориентированный на:

Сходство;

Сходство с различием;

Различие.

Так, например, человек, ориентированный на сходство, чувствует себя комфортно, когда мир остается тем же самым. Любит видеть одинаковость вещей еще с чем-нибудь. Человек, ориентированный на сходство с различием, принимает некоторые изменения, если они не происходят слишком часто. Любит видеть, как вещи улучшаются в результате эволюции. Его язык: в описаниях он подчеркивает то же самое, а потом начинает замечать различия. Например: "Я хотел, чтобы сохранились первые три характеристики, а следующие две улучшились". Человек, ориентированный на различие, в вещах любит видеть новое, различное, изменившееся.

2. Следующий пример использования конкретных приемов - применение визуальных субмодальностей. Повышению привлекательности предмета способствует задействование визуальных субмодальностей, например: приближение; увеличение размера; освещенности, насыщенности цветом; добавление бликов и блеска, ореола, контрастности. Если при этом один образ должен быть привлекательнее другого, то второй образ лучше сделать черно-белым, в серых тонах, размытым, с затемнением фона.

3. Еще один параметр, влияющий на восприятие и использующийся психологами - ассоциированность. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное - уменьшает.

4. "Рамка в рамке". Дизайнеры-аниматоры и художественные операторы называют этот визуальный эффект приёмом "коробочки", "матрёшки наоборот" или "зеркальной регрессии". Сюжет или эпизод сюжета с использованием этого приёма строится на том, что из одного объекта появляется подобный или другой объект и т.д. Сам по себе приём не нов, и его применение - просто визуальный эффект, привлекающий внимание. Когда приём "рамка в рамке" применяется с целью присоединения к потребителю, он начинает работать на потенциал действия.

5. Выход за рамки" и разрушение визуального поля. Смысл этой, нередко используемой в стендовой и TV-рекламе, технологии заключается в следующих психологических эффектах:

а) товар, "вырываясь" за рамки визуального поля (стенд, рамка, формат журнального листа или "эффект выпрыгивания" из телевизионного экрана и т.д.), "входит" в нашу реальность - реальность потребителя;

б) товар, разрушающий границы визуального поля, косвенно "показывает" потребителю на свой количественный потенциал. Ему просто тесно в границах стенда или телевизионного экрана;

в) рамка или граница на уровне визуального восприятия - это не только знаменатель смысла чего-либо, она работает так же, как оператор необходимости. Разрушение рамок (особенно образом человека) формирует у потребителя потенциал действия.

Существует достаточно много психотехнологий, используемых специалистами по рекламе, поэтому часть работы я предлагаю для самостоятельного исследования.

Глава 2

Деконцентрация в общем массиве психотехник 2.1. Классификации психотехник Весь массив психотехнических приемов можно упорядочить, вводя классификацию, по меньшей мере, по трем критериям. Первый из них - это функциональное предназначение психо- техники. Можно выделить превентивные, оперативные и реабили- тационные психотехники. Превентивные психотехники используются для упреждающей подготовки к действию факторов, подлежащих смягчению или ней-трализации. Чаще всего в превентивных целях используются г ле-дующие техники: Аутогенная тренировка, разработанная И.Шульцем, и ее по-следующие модификации. Аутогенная тренировка применяется для опережающего формирования образа предстоящего действия, кото-рое предстоит совершить, или состояния, которое надлежит сфор-мировать в будущем. В АТ-погружении могут быть также созданы суггестивные или аутосуггестивные установки на преодоление не-желательных функциональных состояний. Суггестивное программирование будущих ситуаций и вариан-тов поведения в них. Биообратные связи (biofeedback), основанные на принципе съема различных физиологических параметров {кожный потенциал, ритмы ЭЭГ, частота сердечных сокращений и т.д.), их компьютерной обработки, представления в виде динамичного визуального или звукового образа. Сознательное управление динамикой этого об-раза означает сознательное управление соответствующим парамет-ром, а значит, и целенаправленное формирование заданного со-стояния. Методика биообратных связей, помимо терапевтического применения (компенсации параличей, парезов, лечения фобий и т.д.), использовалась и для превентивной подготовки операторов. Предполагалось, что методика облегчает овладение навыками само-регуляции. Набор психотехник для оперативных нужд до появления дКВ и основанных на ней приемов был ограничен и в основном сводился к использованию различных психофармакологических средств {на-пример, амфетаминов для работы в режиме непрерывной деятель-ности, при усталости и монотониях), функциональной музыки, пода-чи суггестивной информации а скрытом виде («двадцать пятый кадр», суггестивные приказы по периферии зрения или в подпороговом звуковом диапазоне), стимуляции биологически активных точек и т.д. Реабилитационные психотехники предназначены для снятия последствий перегрузок, стрессов, травматических переживаний. В основном они представляют собой модификации AT (не столько в ауто-, сколько в гетеросуггестивном режиме), голотропного и сво-бодного дыхания, различных видов медитации или псевдомедита-ции. Второй критерий - действующее начало приема, запускающее процесс. Эти начала разделяются на аутогенные, гетеросуггестив ные, информационные, техногенные, физико-химические. Аутогенные психотехники опираются на сознательные усилия оператора. Главным действующим началом здесь является воля. Волевые усилия могут быть приложены и к ощущениям (усиление сенсорного шума в техниках повышения чувствительности к подпороговым стимулам и в отдельных видах алертного гипноза), и к об-разам {основной массив техник AT), и к управлению внешними об-разами, отражающими различные физиологические параметры {техники биообратных связей), и к движениям и позам тела {голотропное и свободное дыхание, йогические асаны), и непосредст-венно к наличному состоянию (прямое волевое управление). Гетеросуггестианые техники предполагают наличие человека-суггестора. Его воля, речь, поведение, телодвижения, позы и дру-гие компоненты воздействия в совокупности и образуют действую-щее начало гетеросуггестивного воздействия. Но главными здесь являются механизмы эмпатии и трансферта. К этим техникам отно-сятся классический гипноз, использующий для формирования кана-ла управления (раппорта) метафоры сна, алертный гипноз, опи-рающийся на противоположные метафоры повышенной бдительно-сти и включенности в окружающую среду, эриксоновский гипноз, основанный на использовании лично значимых для пациента мета-фор состояния, и т.д. Информационные психотехники могут быть выделены в от-дельную группу по признаку перехода управления к информации, хранящейся на различных информационных носителях. Информа-ционное воздействие отличается от суггестивного тем, что оно не опосредуется человеком (янтры, архетипические изображения, аб-страктные статичные или динамичные картины, тексты, построен-ные по правилам НЛП, и т.д.) Техногенные психотехники используют в качестве основного действующего начала различные технические системы и соответст-вующие им способы кодирования информации, В основном это раз-личные виды биообратных связей, системы, формирующие органи-зованные цветовые и звуковые стимулы, идр. Физико-химические методы управления состоянием, строго го-воря, не могут быть отнесены к собственно психотехникам, но они зачастую являются элементом более обширных психотехник и пси-хотехнологий. Самодостаточными физико-химическими средствами управления состоянием являются, например, препараты амфетаминового ряда, обеспечивающие высокую работоспособность в тече-ние длительного времени, или же модулированные электромагнит-ные излучения, способные оказать стимулирующее или угнетающее воздействие на психику. Примером химических агентов, включаю-щихся в более обширные техники, являются психотомиметики, фор-мирующие измененные состояния сознания (мескалин, псилоцибин, ЛСД, диссоциативные наркотики и т.д.). Третий критерий - состояние, которое должно стать резуль- татом использования данной психотехники. Динамику психическо-го состояния в результате психотехнического воздействия можно разделить на две группы - изменения в рамках нормального со- стояния сознания (ИСС) и изменения, ведущие к формированию измененных состояний сознания. Надо сказать, что изменения в рамках НСС вызывают практиче-ски все психотехники, осуществляя сдвиг в сторону мобилизации, релаксации, обострения чувствительности и т.д. По направленности сдвигов в рамках НСС можно выделить ре-лаксационные, мобилизационные, сенсибилизирующие {к каким-либо воздействиям), катарсические и прочие виды психотехник. Результатом сдвигов могут быть состояние повышенной ясности сознания, снятие напряженности, изменения функционального со-стояния в желательную сторону и т.д. ИСС образуют огромную область, классификация в которой весьма затруднительна. Как правило, классификации носят генети-ческий характер и определяются через прием, спровоцировавший данный вид ИСС. В психотехническом пространстве деконцентрация занимает свое место. Она может функционально использоваться и для пре-вентивных, и для оперативных, и для реабилитационных нужд. В качестве превентивной подготовки плоскостная дКВ включается в технологии развития навыков восприятия подпороговых стимулов, объемная дКВ может применяться для подготовки к работе в усло-виях, требующих повышенной бдительности и включенности в ок-ружающую среду, что роднит ее с алертным гипнозом. Но наиболее эффективна дКВ для оперативных задач, посколь-ку, в отличие от AT или медитативных техник, она не предполагает для своего осуществления выхода из деятельности, что характерно для AT и медитации. ДКВ позволяет снимать напряжения, нежела-тельные эмоциональные состояния (страх, раздражение и т.д.), рез-ко расширять возможности восприятия и переработки информации. Этим определяется и особый эффект оперативного использования дКВ. Помимо того, что дКВ можно применять непосредственно «на поле боя», эта форма психотехники допускает и обучение деконцентративным приемам непосредственно в производственных условиях или же в процессе тактико-технической подготовки. Реабилитационные возможности дКВ определяются близостью ее плоскостного варианта к AT. Плоскостная дКВ преодолевает ог-раничения, существующие для AT. На дКВ не влияют колебания ар-териального давления и иные соматические расстройства, относя-щиеся к противопоказаниям для AT. Однако надо отметить, что при отсутствии противопоказаний реабилитационный эффект различ-ных модификаций AT более выражен, чем дКВ. Деконцентрация принципиально аутогенна по своей природе, поскольку она осуществляется вопреки основному организмическому процессу и требует постоянного волевого усилия. Деконцен-трация не может быть вызвана односторонними техно- и фармакогенными воздействиями, хотя для особо внушаемых людей возмо-жен и суггестивный вариант формирования этого состояния. Состояния, формируемые на основе дКВ-приемов, колеблются в широком диапазоне от состояний релаксации и мобилизации до ИСС различного типа. Можно выделить и область, в которой приемы дКВ становятся неадекватными. Это область концентративных состоя-ний, состояний суженного сознания и суггестивных управляемых состояний. Таким образом, среди прочих психотехник дКВ занимает до-вольно обширную область как по признаку его использования, так и по результатам воздействия. Это место дКВ определяется начальной фазой развития техники. Очевидно, что по мере созревания область дКВ будет подвергаться дальнейшей фрагментации и родственные связи между различными формами станут столь же сомнительными, как и связь между классическим гипнозом и AT, хотя в начале 20-х годов их родственность не вызывала сомнений. Однако режде всего следует рассмотреть, как формируются состояния, близкие к дКВ в естественных условиях. 2.2. Деконцентрация в естественных условиях ДКВ формируется как целенаправленная техника, однако суще-ствуют ее аналоги и в естественных условиях. Ее проявления доста-точно разнообразны. Вкратце рассмотрим два примера - дКВ в па-тологии и дКВ как реакция на хронические экстремальные условия. ДКВ при шизофрении Расстройства внимания при шизофрении часто сопровождают-ся явлениями, близкими к дКВ. Пациенты описывают свои состоя-ния следующим образом: «Кажется, что мое внимание захватывает все, хотя я и не интересуюсь чем-либо особенно... Разговаривая с вами, я могу слышать скрип ближайшей двери и шумы, доносящиеся из коридора».«Мне в голову одновременно приходит слишком много мыслей. Я не могу рассортировать их». Здесь мы видим, как в сфере внимания отражается одна из главных характеристик состояний сознания при шизофрении - де-иерархизация смыслов. ДКВ как адекватная реакция на хронически действующие экстремальные факторы При работе с контингентами добровольцев, принимавших уча-стие в локальных вооруженных конфликтах, сопровождавших рас-пад СССР, автором было обращено внимание на вполне определен-ные сдвиги в состоянии сознания у бойцов, не имевших предвари-тельной специальной военной подготовки. Эти сдвиги, характерные именно для добровольцев, но не для кадровых офицеров, происхо-дили непосредственно в ходе боевых действий, продолжались в промежутках между боевыми столкновениями и довольно быстро заканчивались после завершения военной фазы конфликта или выхода добровольца из состава действующих формирований. Состояние этих бойцов характеризуется следующими особен-ностями. Внимание теряет сфокусированный характер, становится диффузным, не выделяющим отдельные детали, но выявляющим значимые характеристики окружающего фона. Решения принимают, опираясь именно на это иррациональное восприятие, и непосредст-венно отражают экстремальную среду, минуя рациональный анализ. Лица с таким типом реагирования представляют для непосредст-венного командования определенные трудности, поскольку жесткое управление их поведением становится невозможным. Их действия оказываются более эффективными, если они принимают решения самостоятельно, хотя при этом часто нарушаются стандартные инст-рукции для штатных и нештатных ситуаций. Этот контингент представляет определенные трудности для на-чинающего психолога, поскольку обычный тестовый инструмента-рий (психометрические тесты, опросники) оказывается малозначи-мым для реальной оценки состояния и возможностей. Такие пара-метры внимания, как концентрация и избирательность резко сни-жаются по отношению к норме. Зато возрастает валидность проек-тивных тестов, результаты которых не искажаются рациональными мотивами. Изменения сферы внимания носят адаптивный характер. Стрессовая напряженность в этих случаях снижается за счет вытес-нения из сознания реально наблюдаемых угроз и их актуального или потенциального воздействия. Безусловно, мы имеем дело с деконцентративными состояния-ми, затрагивающими не только сферу внимания, но глубинные ме-ханизмы оценки окружающей среды, самооценки и формирования стратегии адаптации к экстремальным условиям. Стратегия адапта-ции тесно связана с феноменом коллективного сознания, нередко наблюдаемого в хронических экстремальных условиях, для которого характерно отождествление себя с другими членами коллектива и коллективом в целом. События, происшедшие с кем-либо из това-рищей, воспринимаются как случившиеся лично с этим человеком. Это также является одним из факторов снижения стрессовой на-пряженности и повышения эффективности реальной деятельности. При этом субъективная значимость как опасных, так и благоприят-ных для выполнения боевой задачи условий деятельности стано-вится одинаковой. Снижение уровня напряженности, однако, не приводит к возврату в исходное состояние, но переводит в особое состояние, при котором нескоцентрированность внимания не вле-чет за собой обычных негативных последствий. Окружающая среда и собственные действия в ней начинают восприниматься как единое целое, при этом поступающая информация не членится на отдель-ные элементы, что затрудняет рациональное объяснение и обста-новки, и собственных решений. Снижение чувства опасности позво-ляет совершать действия, находящиеся за гранью допустимого рис-ка, но, в силу «вписанности» бойца в окружающую среду, адекват-ные боевой обстановке. Близость описанной феноменологии к состояниям дКВ, форми-руемым в лабораторных условиях при использовании соответ-ствующих психотехник, достаточно очевидна для разработчика. 2.3. Деконце трация и релаксация Техника аутогенного погружения, разработанная И.Шульцем, использует в качестве базового приема мышечную релаксацию и расширение сосудов (также за счет релаксации сосудистой муску-латуры), субъективным коррелятом которых является ощущение тяжести и тепла. Есть, правда, и другие разновидности AT, использующие метафоры алертного гипноза и направленные на быструю мобилизацию. Для них базовым приемом становится повышение мышечного тонуса, провоцируемого формированием образов легко-сти и прохлады в теле. ДКВ не предполагает для начала процесса изменения состоя-ния мышечной релаксации. Однако релаксация может рассматри-ваться как один из приемов, провоцирующих дКВ. По крайней мере, переживание исчезновения или растворения тела может рассмат-риваться как редуцированная форма соматической дКВ, поскольку есе дифференцированные соматические ощущения уравниваются в переживании «исчезновения» - достаточно специфическом и от-нюдь не сводящемся к иллюзии исчезновения тела или его фраг-ментов. Детальный анализ самоотчетов обычно показывает наличие фонового переживания, лишенного четких границ, размеров и т.д. Вместе с тем, в АТ-погружении сохраняется возможность воспри-ятия и целенаправленного формирования различных зрительных и слуховых образов, дифференцирующихся во времени (отсюда и развернутые сценарии прохождения различных ситуаций в АТ-2, использующие естественный процесс дифференциации образов от начальной неопределенности «растворения тела» до сложно орга-низованных сцен). Второй точкой соприкосновения AT и дКВ является облегчен-ный переход от визуальной и соматической дКВ к мышечной релак-сации и просоночному состоянию. Лица, ранее практиковавшие AT, конечно, более предрасположены к такому переходу, чем те, кто не располагает таким опытом. По нашим наблюдениям, лица с опытом AT, как правило, путают технику и последствия дКВ с AT. ДКВ, рассматриваемая как начальная фаза вхождения в релак-сацию, обладает определенными терапевтическими преимущества-ми для пациентов с плохо развитым воображением или пугающихся новых необычных ощущений. Превентивная дКВ помогает преодо-леть этот барьер страха или неразвитого воображения. Страх по-давляется перегрузкой сферы внимания, не оставляющей резервов для сознательного выделения эмоциональных состояний. Возмож-ность же распределить внимание по полю восприятий делает из-лишним формирование специальных визуальных или соматических образов. И наоборот, для тех, у кого возникают трудности с дКВ, но об-легчен вход в состояние АТ-погружения, AT может помочь ускорить обучение технике дКВ. В этом случае обучаемые входят в АТ-погружение, формируют воображаемое поле зрения и распределя-ют внимание по этой воображаемой картинке. Навык, сформиро-ванный в такой искусственной ситуации, переносится на условия нормального бодрствования. Эти феномены взаимного усиления последствий применения AT и дКВ выдают их глубокую родствен-ность. Мы можем постулировать наличие некоего базового приема, дифференциацией которого является и дКВ, и AT. Он сводится к уравниванию стимулов - целенаправленно производимому в дКВ или возникающему как косвенный результат в AT. В основе этих приемов лежит фундаментальная метафора русской физиологии - учение о фазах парабиоза. Уравнительная и парадоксальная фазы являются фундаментом описания и динамики AT, и динамики дКВ. ДКВ более абстрактна, чем AT, С самого начала в дКВ речь идет не о фиксации определенных соматических или визуальных образов, а о работе со вниманием. AT представляется более специализирован-ной техникой. Она содержит в себе значительно меньше потенций для порождения столь большого множества различных психотехни-ческих линий, чем дКВ. Можно даже сказать, что это одна из многих техник, к которым можно подойти, начав движение от дКВ. 2.4. «Плоские» и «объемные» состояния и их соответствия процедурам традиционного и алертного гипноза При плоскостной дКВ в поле восприятия разрушаются все це-лостные объекты, исчезает их смысловая, семантическая сторона. Семантическая энергия покидает сферу дифференцированного вос-приятия и может быть направлена в сознание в чистом виде с его специфическим «углублением» (в этом случае мы можем говорить о формировании медитативного состояния сознания) либо равномер-но распределена по всему полю восприятия. При этом «уплощен-ное» поле восприятия доминирует и возникает особое переживание «плоского сознания», которое с трудом поддается описанию, но легко опознается как состояние десемантизации поля восприятия, специфической семантической отстраненности от внешнего мира, превращенного в однородный фон. Внутренний мир при этом актуализируется, и его смыслы обретают новую глубину. Этот опыт глубокой интроверсии особенно интересен для выраженных экст-равертов, которые зачастую не могут представить себе, что такое интроверсия. Объемная дКВ отличается от плоскостной и по процедуре ини-циации, и по характеру инициируемого состояния. Десемантизируется внутренний мир, а внешний, наоборот, становится насыщенным смыслами, которые усиливаются повышенной интенсивностью вос-приятий. Фон, обретая видимый смысл, становится не средством отстранения от окружающей среды, а средством втягивания в нее. Объемная дКВ таким образом экстравертирует психику оператора. Эти эффекты позволяют построить процедуры расширения личного опыта для специализированных индивидуумов: экстравер-ту плоскостная дКВ позволяет понять внутренний мир интроверта, а интроверту объемная дКВ помогает осознать, как ориентируется в мире и в себе экстраверт. Интересны соответствия плоскостной и объемной дКВ проце-дурам классического и алертного гипноза. При традиционном гипнозе, использующем метафоры сна, клю-чевым моментом установления раппорта является уравнительная фаза, когда разрушаются организованные структуры психики, нахо-дящиеся под контролем внешнего мира или воли пациента. Именно этот момент, предшествующий погружению в сон, является наибо-лее благоприятным для создания новых структур психики, находя-щихся под контролем суггестора. Таким образом, дКВ является не-явной, но необходимой составляющей традиционного гипноза. В данном случае речь идет о плоскостной дКВ Иначе обстоит дело с эриксоновским гипнозом и суггестивны-ми техниками на основе НЛП, когда суггестор «подстраивается» под индивидуальный поведенческий язык гипнотизируемого и исполь-зует его для формулирования суггестивных сообщений. Здесь ста-дия дКВ не наблюдается. Процедура алертного гипноза прямо противоположна тради-ционному формированию суггестивного состояния. Пациентам да-ются команды на фоне интенсивной физической работы усиливать свое включение в окружающую среду, формировать состояние по-вышенной активности и бдительности. По нашему мнению, ключе-вым моментом установления суггестивного контроля здесь стано-вится формирование объемной дКВ, при которой введение новых элементов, в частности суггестивных команд, становится частью общей перцептивной картины и не выделяется в качестве отдельно-го фиксируемого фрагмента. 2.5. Де концентрация на поле зрения при закрытых глазах Визуальную деконцентрацию можно производить не только при открытых глазах, но и при закрытых. В этом случае поле визу-ального восприятия представляет собой динамический набор цве-товых пятен. ДКВ при этом имеет неизбежно плоскостной характер, но плоскостность ее определяется не специальным целенаправлен-ным приемом, а природой самого объекта дКВ. Поле зрения при закрытых глазах в бодрствующем состоянии лишено объемных ха-рактеристик. Но, подчеркнем, только в бодрствующем состоянии. Переход к просоночному состоянию сопровождается появлением дополнительных пространственных измерений. Строго говоря, мо-мент появления сновидных образов и есть появление третьего из-мерения в поле зрения. Третье измерение добавляется включением в зрительное поле пространства спонтанного воображения, именно по этой оси глубины и возникают проекции внутреннего простран-ства - образы сновидений. Наблюдение этих образов при дКВ по-зволяет осуществить осознанный переход в сновидение и сохране-ние в сновидении бодрствующего осознания. Обычно попытка «рассмотреть» возникающие образы приводит к разрушению самого процесса перехода, поскольку внимание «схлопывается» либо на возникшем образе, либо на самом факте его появления. Фиксация появления сновидных образов восстанав-ливает положения «я» в психическом пространстве. Если же со-стояние дКВ сформировано до начала погружения в сон и оно то-тально, т.е. включает в себя и все наличные, и все имевшие место с начала дКВ, и все вновь возникающие психические содержания, то такого «схлопывания» удается избежать. В этом случае переход в сновидение происходит без специальной фиксации в сознании фак-та перехода. Наблюдение перехода и знание того, что такой переход происходит, однако, сохраняются, поскольку это знание само явля-ется элементом поля восприятия, по которому произведена дКВ. Тем самым формируется парадоксальное состояние, несомненно, отно-симое к классу измененных, когда сновидная динамика сочетается со знанием о реальном нахождении во времени и пространстве, а пластичность чувственной ткани сновидения - с активной позици-ей, позволяющей сохранять или изменять основные характеристики сновидной картинки.

Прошлое столетие стало периодом интенсивного развития гуманитарных наук; становление антропологического подхода привело к росту научного интереса ко всем аспектам личностной жизнедеятельности, формирования различных направлений психологических исследований. Результатом расширения сферы психологических исследований стало появление новых психологических технологий.

Современные психологические технологии: подходы к дефиниции

Психотехнология в современной научной литературе зачастую употребляется как синоним прикладной психологии. По сегодняшний день в литературе не существует единого подхода к интерпретации, толкованию термина, в работах различных авторов содержание термина зависит от личностного понимания автора.

Термин может быть использован для номинации тренинговых форм обучения, для обозначения нейролингвистического программирования, транзанктного анализа, методов контроля сознания и т. д.

Определение 1

Одно из наиболее полных толкований представлено в работах В. В. Козлова, который под современными психологическими технологиями понимает систему категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы.

Психотехнологии: сферы применения

В последние десятилетия все большее распространение получают психотехнологии, которые разрабатываются на стыке психологии и иных направлений науки и практики (массовые коммуникации, нейрокибернетика, лингвистика, информационные системы, психотроника и пр.).

Прикладные аспекты подобных исследований находят свое отражение в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая политику, бизнес, менеджмент и организационный консалтинг. Новые психотехнологии успешно применяются в избирательных и рекламных компаниях, берутся на заметку оборонными ведомствами и спецслужбами, при их помощи совершаются серьезные преступления, формируются многочисленные деструктивные культы.

Другими словами, современные психотехнологии обладают огромным воздействием на психику личности, на массовое сознание.

Основные характеристики современных психологических технологий

Огромная сила воздействия современных психологических технологий обусловлена их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения.

Указанные характеристики позволяют современным психологическим технологиям оказывать влияние на других, проникать в их сознание и сферу подсознательного.

Подходы к классификации современных психологических технологий

Определение 2

По своей сущности современные психологические технологии представляют собой подвид социальных технологий, совокупность методов, приемов, средств, которые применяются для достижения поставленных целей; последовательную совокупность психических процессов, действий личности; науку о закономерностях, выявлении и практической имплементации наиболее эффективных процессов личностной психики.

На основании критерия интенсивности и силы воздействия на сознание личности и социальных групп выделяют следующие типы современных психологических технологий:

  • интегративные психотехнологии, оказывающие интегральное, комплексное воздействие;
  • целевые технологии, реализующие определенные задачи и формирующие определенные, заданные качества;
  • метапсихотехнологии – технологии обучения использованию интегративных и целевых психологических практик.

Замечание 1

Таким образом, на современном этапе развития психологии в рамках научного направления постоянно разрабатываются новые инструменты изучения, интерпретации эмпирических данных о различных аспектах жизнедеятельности личности и социума, технологии воздействия на психику, которые могут использоваться в различных сферах социально-политической жизни.