Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Рабочая сила и экономика

Рабочая сила и экономика

Рабочая сила - совокупность физических, умственных, и организаторских свойств человека, приобретенных знаний и опыта, которые она применяет в процессе производства потребительских стоимостей.

Рабочая сила - главный элемент производительных сил в любом обществе. Товаром она становится лишь при определенных общественных условиях, а именно при капитализме.

Как и любой другой товар , рабочая сила имеет два свойства :

    потребительскую стоимость;

    стоимость.

Потребительская стоимость любого товара состоит в его полезности, в способности удовлетворять ту или другую потребность покупателя. Рабочую силу покупает предприниматель (капиталист). Его основной целью (потребностью) есть получение прибавочной стоимости. Итак, рабочая сила должна удовлетворить эту потребность.

Таким образом, потребительская стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего своей работой, в процессе ее производственного использования, создавать новую стоимость, причем большую, чем стоимость рабочей силы. Ни один товар такого свойства не имеет. В результате возникает разность между новой стоимостью, какую рабочий создает в процессе производства (процессе потребление рабочей силы), и стоимостью рабочей силы, которая выплачивается ему в форме заработной платы (цены рабочей силы). Эта разность и есть прибавочная стоимость , к которой так стремится капиталист и которую он присваивает безвозмездно. То есть можно констатировать: источником прибавочной стоимости есть рабочая сила.

Стоимость рабочей силы равняется стоимости средств существования, необходимых для удовлетворения обычных в данной стране и в данный период времени физических и культурных потребностей рабочего, для содержания его семьи и для обучения. Величина стоимости рабочей силы измеряется количеством времени необходимого для создания перечисленных жизненных благ.

Денежным выражением стоимости товара "рабочая сила" вступает заработная плата.

Заработная плата.

Заработная плата - это превращенная форма стоимости и цены товара рабочая сила. Превращенная форма (мнимость) здесь состоит в том, что заработная плата выступает в форме оплаты труда, хотя на самом деле есть формой оплаты рабочей силы. Если бы заработная плата равнялась стоимости полного продукта труда, то собственник средств производства не смог бы реализовать свою цель - получить прибыль. Как организатор производства он имеет право на присвоение прибавочной стоимости.

Различают виды заработной платы:

    Номинальная заработная плата - это сумма денег, какую работник получает за свою работу.

    Реальная заработная плата - это количество жизненных благ и услуг, какую рабочий может приобрести за полученные средства.

Заработная плата существует в двух формах :

    Повременная заработная плата - определяется продолжительностью работы.

    Сдельная заработная плата - определяется количеством произведенного продукта.

4. Безработица и ее формы.

Под занятостью населения понимают деятельность людей, направленную на удовлетворение их личных и общественных потребностей, и служащую, как правило, источником дохода.

Важной характеристикой использования рабочей силы служит полная занятость . В экономике под нею понимают наиболее полное использование всех экономических ресурсов, что обеспечивает потенциальный валовой национальный продукт. Полная занятость не означает 100 - процентной занятости рабочей силы. Это состояние равновесия между спросом и предложением труда .

Полной занятости соответствует естественный уровень безработицы (категория введена в экономическую науку главой монетаристов М.Фридменом). Этот уровень предполагает сумму фрикционной и структурной безработицы.

Неотъемлемой чертой рынка труда является безработица. Среднемесячный уровень (норма) безработицы исчисляется по формуле:

Уровень безработицы (%) = среднемесячная численность безработных / численность гражданской рабочей силы * 100 %

Различают следующие формы безработицы :

    Фрикционную - связанна с поиском более доходной и престижной работы, а также с переездом на новое место работы к жительства. Как правило, эта форма безработицы носит добровольный характер и вполне естественна.

    Структурную - обусловлена сдвигами в структуре общественного производства на основе научно-технического прогресса, исчезновением старых и появлением новых отраслей, профессий и специальностей. Специальности и квали­фикация рабочих не соответствуют рабочим местам в новых отраслях и производствах. Поэтому необходимо определенное время для профессиональной переподготовки и повышения квалификаций имеющихся рабочих и специалистов, а также для поиска новых рабочих мест, трудоустройства. Это время и со­ставляет структурную безработицу, которая, в отличие от фрикционной, носит вынужденный характер, но вполне естественна и неизбежна.

    Циклическую - связана с фазами экономического цикла: возрастает на стадиях кризиса и депрессии, сводится к минимуму в период бума.

    Институциональную - является результатом развития таких институтов в экономике, как социальные выплаты, гарантии. Когда пособие по безработице увеличивают, и оно становится достаточным для относительно безбедной жизни, определенная часть людей предпочитает не трудиться.

Подсчитано, что в США увеличение этого минимума на 10 % сопровождается ростом безработицы среди подростков на 1- 3 %. Правда, здесь влияет и уменьшение спроса на рабочую силу в связи с ее удорожанием.

    Технологическую - порождает внедрение новых техники и технологий, что сопровождается уменьшением потребности в рабочей силе.

    Сезонную .

Различные формы безработицы не существуют в чистом виде. В реальной экономической жизни они существуют в смешанном виде.

Безработица бывает:

    полной и частичной;

    кратковременной и длительной (в США более 15 недель);

    вынужденной и добровольной.

Относительное перенаселение в Украине нельзя отнести к классическим формам безработицы: ни к структурной, ни к циклической или технологической. Ибо в стране не происходит по-настоящему структурной перестройки, а кризис - не циклический, а системный, связанный с переходом от старой системы хозяйствования к новой, рыночной. Хотя определенные элементы фрикционной безработицы определенно присутствуют, например, в переезде водителей городского транспорта, рабочих-ремонтников, инженеров-электронщиков в ближнее и дальнее зарубежье, в переходе научных работников в сферу банковского и страхового дела.

Безработица в Украине имеет существенные особенности:

    крупномасштабная скрытая безработица в новых формах (вынужденные неоплачиваемые отпуска для многих работников, неполная рабочая неделя для трудового коллектива);

    преобладание пока в составе безработных специалистов с высшим и средним специальным образованием;

    низкая профессионально-квалификационная мобильность рабочей силы и т. д.

Классическое определение понятия «рабочая сила» сводится к совокупности способностей человека к труду (умственных и физических). В статистике под рабочей силой подразумевается количество людей, работающих по найму или готовых к такой работе. В различных странах данный показатель рассчитывается немного по-разному, обычно берется количество работающих и официально зарегистрированных безработных.

На языке литературы и публицистики рабочая сила - это работники физического труда, занятые на низкоквалифицированных работах, т. е. рабочий класс. Сюда относятся и добровольно работающие по найму, и привлеченные принудительно (например, рабы или пленные).

В условиях капиталистического рабочая сила - товар (со всеми присущими ему признаками), но при этом товар специфический. Отличие его от других товаров заключается в следующем:

1. Он создает стоимость, большую, чем стоит сам (точнее, чем его оценивают). Дополнительно созданная стоимость называется прибавочной и является основой прибыли.

2. В данном виде товара нуждается абсолютно любое производство, без него оно невозможно.

3. От грамотного использования данного товара (рабочей силы) зависит уровень эффективности использования средств производства и вся экономическая структура в целом.

Стоимость рабочей силы складывается из таких факторов, как соотношение количества занятых и безработных, отраслевой сферы предприятия, степени экономического развития региона и т. д. Носители рабочей силы - ее собственники, юридически они могут свободно ею распоряжаться. Но, не имея средств производства, владельцы рабочей силы продают ее как товар. В этом случае стоимость ее определяется суммой затрат на поддержание необходимого уровня жизни и работоспособности работника, а также на его обучение и воспроизводство.

Данные затраты значительно различаются в странах с различными экономическими и природно-климатическими условиями, зависят от сложности и и множества других факторов. Цена рабочей силы служит количественным отражением ее стоимости и выражается в заработной плате.

В совокупности рабочая сила любого предприятия (т. е. списочный состав его работников) включает в себя фактически работающих, а также отсутствующих по разным причинам (болезнь, служебная командировка, очередной или учебный отпуск и т. п.), но состоящих в трудовых отношениях с предприятием.

Может включать персонал непромышленных подразделений и производственный персонал (занятый непосредственно производственной деятельностью и обслуживанием нужд производства). Последний, в свою очередь, состоит из рабочих (занятых собственно производством продукции, ремонтом оборудования, погрузочно-разгрузочными работами), специалистов (занятых учетом и контролем продукции, оформлением документов и пр.) и руководителей разного уровня (директор, управляющий, начальник цеха, менеджер).

Численность работников любого предприятия постоянно меняется, т. е. происходит движение рабочей силы и ее перераспределение между предприятиями, а также отраслями и целыми регионами. Анализ движения рабочей силы производится по абсолютным и относительным показателям ее оборота.

Абсолютные показатели - обороты по приему и выбытию, равные соответственно общему количеству принятых и уволенных за определенный период. Относительными показателями являются и выбытию. Также учитывается степень текучести рабочей силы (вследствие увольнений по собственному желанию или по другим причинам), измеряемой с помощью коэффициента текучести.

Используется, кроме того, коэффициент замещения. При его значении больше единицы не только восполняются потерянные при увольнении кадры, но и создаются новые рабочие места. При значении данного коэффициента меньше единицы сокращаются что свидетельствует о росте безработицы.

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.

РАБОЧАЯ СИЛА

РАБОЧАЯ СИЛА

(labour force) Количество людей, пригодных для работы. На него влияют множество факторов. Работоспособный возраст населения зависит от получения среднего и высшего образования, что влечет за собой сокращение численности молодых неквалифицированных рабочих, а также от пенсионного возраста и пенсионной системы, снижающих число пожилых рабочих. Среди населения работоспособного возраста на долю рабочей силы в его общей численности (participation rate) оказывает воздействие система социального обеспечения, которая определяет, какой доход можно получить не работая и насколько легко соответствовать требованиям для его получения. Медицинские нормы влияют на долю нетрудоспособного населения, а структура семей оказывает воздействие на то, сколько людей остаются вне рынка труда в связи с уходом за детьми и пожилыми. Доступность дошкольных заведений влияет на численность родителей, которые способны работать в течение неполного рабочего дня, а доступность рабочих мест с неполным рабочим днем оказывает воздействие на численность людей, которые вообще могут работать. Безработица (unemployment) влияет на численность людей, переставших искать работу (discouraged workers), которые в действительности перестали входить в состав рабочей силы. Величина рабочей силы зависит также от иммиграционной политики страны и от усилий по реальному ее регулированию.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

РАБОЧАЯ СИЛА

1) термин марксистской политической экономии, означающий способность человека к труду, его трудовые возможности. В современной экономической науке чаще применяется иной термин - "экономически активное, трудоспособное население";

2) общее число лиц в работоспособном возрасте от 16 лет и до принятого возраста выхода на пенсию, работающих или безработных, исключая недееспособных. Различают общую рабочую силу, включающую лиц, находящихся на военной службе, и гражданскую, за вычетом лиц, находящихся на действительной военной службе.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РАБОЧАЯ СИЛА" в других словарях:

    См. Сила рабочая Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Сущ., кол во синонимов: 6 душа (59) рабочая единица (3) рабочие (5) … Словарь синонимов

    1) в статистике большинства стран экономически активное население, включает занятых и безработных;..2) способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и умственных способностей, требуемой квалификации, навыков, опыта, используемы … Большой Энциклопедический словарь

    РАБОЧИЙ 2, ая, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    рабочая сила - — EN labour force Тематики охрана окружающей среды EN labour force DE Arbeitskräfte FR main d oeuvre … Справочник технического переводчика

    рабочая сила - Часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. Syn.: трудовые ресурсы … Словарь по географии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сила (значения). Рабочая сила (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в экономической теории способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые… … Википедия

    1) в современной экономической науке экономически активное население, включает занятых и безработных; 2) в марксистской теории способность человека к труду, то есть совокупность его физических и умственных способностей, требуемой квалификации,… … Энциклопедический словарь

    РАБОЧАЯ СИЛА - (labour power) 1. Общий термин для наемных работников в организации. 2. (Марксизм) способность к труду, которая покупается и используется капиталистами и из которой капиталист извлекает прибавочную стоимость (см. также Трудовая теория стоимости) … Большой толковый социологический словарь

    Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им в производстве жизненных благ. Рабочая сила реально существует в личности рабочего и является главной… … Словарь по экономической теории

Книги

  • Ты можешь быть исцелен! Курс по самоисцелению физических и психологических проблем. Метод WHEE доктора Бенора. Исцеляющая сила без медицины. Руководство к преодолению жизненных препятствий и возвращению радости (комплект из 3 книг) , Кэрол А. Уилсон, Дэниел Бенор, Владимир Муранов. Более подробную информацию о книгах, вошедших в комплект, вы сможете узнать, пройдя по ссылкам: "Ты можешь быть исцелен! Авторский курс целителя", "Курс по самоисцелению физических и…

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определённых производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил.

Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объём трудовых функций оказывает уровень развития средств труда.

Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. В рыночных условиях рабочая сила выступает как товар. Как и любой другой товар, рабочая сила в условиях рынка обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности работников, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня политического и экономического развития страны, природно-климатических условий, национальных традиций и организованности работников наемного труда.

Противоречивое воздействие на динамику стоимости рабочей силы оказывает научно-технический прогресс. С одной стороны, гигантское развитие производительных сил, рост общественной производительности труда ведут к удешевлению стоимости жизненных средств, потребляемых рабочими, и, следовательно, способствуют снижению стоимости специфического товара рабочая сила. С дрогой стороны, действуют факторы, способствующие повышению стоимости рабочей силы. Так, интенсификация производственных процессов требует дополнительных затрат, связанных с возмещением более усиленного расходования физической и нервной энергии. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качественные изменения в материально-технической базе (автоматизация производства, внедрение кибернетических и счётно-решающих устройств, химизация производства и т.п.) обусловили сдвиги в профессиональном и квалификационном составе рабочей силы в направлении расширения числа профессий, в которых преобладает умственный труд, а также предопределили повышение удельного веса работников высокой и средней квалификации. Это также требует дополнительных затрат на повышение образовательного уровня работников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, что повышает стоимость рабочей силы как для предпринимателя, так и для самого работника.

Потребительная стоимость рабочей силы состоит в способности рабочего создавать в процессе производства прибавочную стоимость для общества. Экономический интерес общества как покупателя рабочей силы реализуется в том, что в процессе трудовой деятельности стоимость, создаваемая рабочей силы, оказывается большей, чем стоимость самой рабочей силы.

Формирование рабочей силы , то есть формирования способности к труду у человека – это есть подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально-трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Система образования как институт духовного производства и интеллектуального развития личности, развития ее творческого потенциала формирует такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые обеспечивают возможность их целесообразной деятельности в системе общественного разделения труда. Такова роль системы образования как института производства личности, которая используется в постоянном повышении ее качеств как субъекта социально-трудовых отношений. Поэтому образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы.

Как видно из сказанного процесса формирования рабочей силы в большей степени зависит от состояния сферы образования и возможности индивида включаться в образовательную деятельность практически на протяжении всей своей жизни, тем самым осуществлять капитализацию своих знаний, навыков, умений – рабочей силы.