Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая. Разработка сценария "день птиц"

Сценарий праздника в школе: русских птиц волшебная стая. Разработка сценария "день птиц"

Сценарий мероприятия «День птиц»

Цель и задачи мероприятия "День птиц": познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи конкурса:

Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.

Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.

Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Форма: праздник-конкурс

Ведущий: 1 Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Вот почему заботам о птицах является важным и полезным делом. Закон об охране и использованию животных запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся многие хищные птицы. Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода!. Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развешать их весной. А зимой вешать кормушки.

Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес. (Звучат голоса птиц). Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. Сегодня мы проведем конкурсную программу о птицах.

И так первый конкурс «Загадочный»

Команды по очереди отгадывают загадки.

1. Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

2. Кто дважды родиться, один раз умирает? (птица)

3. И в лесу заметьте дети Есть ночные сторожа Сторожей бояться этих Мыши прячутся дрожа Очень уж суровы…(филины и совы)

4. Бела как снег, Черна как жук, Вертится как бес, Повернулась и в лес. (сорока)

5. Подскажите, что за птички: Хвостик, тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

6. Он серенький на вид но пением знаменит. Соловей)

7. И петь не поет. И летать не летает… За что же тогда Его птицей считают?(пингвин, страус)

8. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля,

Кто же это?, (Цапля)

Отлично, с первым конкурсом справились.

Следующий конкурс «Поменяй букву»

Ведущий раздает командам одинаковые карточки со словами. Задание – заменить в словах по одной букве так, чтобы получились названия птиц.

Задание:

Палка – галка

Корона – ворона

Капля – цапля

Врач - грач

Конкурс “Шифровка”

Задание - расшифровать ребусы.

Конкурс «Поговорки»

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно досказать пословицу или поговорку.

1) ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

2) ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ

3) СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… СЧИТАЮТ.

4) ВСЯКИЙ КУЛИК ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ

Ведущий. Птицы получили свое название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? (Ответы детей.) Конечно, кукушка своим криком “ку-ку” сама подсказала людям свое имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское: у чехов - “кукачка”, у болгар - “кукувица”, у немцев - “ку-кук”, у испанцев - “куко”. Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак - крик птицы.

А как вы думаете, почему птицу назвали пищухой? (Ответы детей.) Птичка эта издает тонкий писк, поэтому ее и прозвали пищухой.

С раннего детства мамы играют со своими малышами в “сороку-белобоку”. А почему птица получила такое название? (Ответы детей.) Голова, крылья и хвост птицы - черные, а вот по бокам перышки белые. Поэтому и назвали люди ее сорокой-белобокой. Очень нарядна сорока, но славится своим неуживчивым характером - кричит, ссорится.

А вот самая распространенная птица наших мест - воробей - очень любит семечки, зерно, ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в местах, где идет переработка зерна, не подозревая, что это вовсе не для них припасено. Вот и кричали люди с давних пор, прогоняя непрошеных гостей: “Вора бей! Вора бей!” Отсюда и название. А какая птица имеет похожее название? (Ответы детей.) Да, не очень-то повезло вороне и воробью с именами, но можно ли их считать ворами? Почему? (Ответы детей.) За горсточку зерна, похищенную у людей, эти птицы отблагодарят летом, спасая урожай от вредных насекомых.

Конкурс “Задачи на смекалку”

Задача первой команде: “Две вороны”.

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна - на юг, другая - на север.

    У тебя, - говорит одна, - лапки в грязи.

    А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разные стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга.)

Задача второй команде: “Сколько голубей?”

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные - улетели.)

Угадай сказку.

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки ("Гуси – лебеди")

3. Птица с золотым украшением на голове, состоявшая на службе у царя (А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке")

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом ("Курочка – ряба")

Подводят итоги конкурса, вручая победившей команде деталь скворечника. Подведение итогов всего занятия.

Награждение

Творческая работа - аппликация “Скворечник”. Команды наклеивают детали скворечника на картон.

Ведущий. Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таких скворечниках? Конечно, нет. Сейчас вы научились строить скворечники из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящий.

Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С.Степановой “Не пугайте резвых птичек!”

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работу очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

Ведущий 1:. И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

Спасибо за работу! До новых встреч!!!

Конспект внеклассного мероприятия

«ДЕНЬ ПТИЦ»

(сценарий экологического праздника)

Цели и задачи:

Расширять знания учащихся о птицах, кругозор.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Место и время проведения мероприятия : читальный зал, 1 апреля 2015 года.

Участники мероприятия: учащиеся 5-10 классов

Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин. Покормите птиц.

Оборудование: чёрный ящик, диск «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +», музыкальный центр, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

Ведущий 1:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни полью

День-деньской от зари до зари. (И. С. Никитин)

Ведущий 2:

Занимается заря

Тише... Слышишь глухаря?!

Пробудились спозаранок

Стайки маленьких зарянок,

Птичка чечетка,

Сорока - трещетка.

Лес запел, защебетал!

Солнце встало, день настал. (Д. Смирнов)

Учитель.

Ведущий 1:

Дорогие друзья ! Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь динозаврами мир, огласился птичьим пением. А через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь!

Ведущий 2: Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

2. Знакомство с многообразием названий птиц. (Презентация)

Ведущий 2 : (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Синь-синь!- посвистывает синица.

Чи - чи! Чи - чи!- вторит ей чиж.

Гра - гра!- представляется грач.

Сквор - сквор! - поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

Ведущий 1: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое o п epe ни e оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик читает стихотворение:

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился

Мой домик среди ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их. (З. Александрова)

Ведущий 1:

А сейчас мы приступаем к игре «Наши пернатые друзья». Правила ее таковы: каждый из пяти участников команды будет иметь возможность поучаствовать в конкурсах. Командам дается время для определения участников на каждый конкурс. В итоге игры команды, набравшие наибольшее количество баллов, станут победителями. Оценивать ваши ответы будет жюри. (Представление жюри)

Ведущий 1:

Сегодня у нас собрались знатоки птиц, а мы проводим конкурсы среди самых быстрых, хорошо знающих особенности птиц, с развитыми эрудицией и кругозором. Капитаны команд должны определить участника для каждого конкурса.

А конкурсы такие:

Конкурс: «Разминка»

Конкурс: «Птичьи разговоры»

Конкурс: «Почтовый ящик»

Конкурс капитанов: «Угадай, чей клюв и чья лапа?».

Конкурс: «Да» или «нет». О значении птиц в природе и жизни человека.

«Приветствие».

Команды по очереди выходят на сцену, объявляют свои название, девиз, демонстрируют эмблему, приветствуют соперников и жюри, показывают свое творческое выступление.

1-й конкурс: « Разминка».

Ведущий задает вопросы.

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)

Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову. Охотится ночью)

Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

2-й конкурс: «Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс для болельщиков: «ЗАГАДОЧНЫЙ»

О каких птицах идет речь в загадках? К каким отрядам они относятся?

1. Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится как бес,

Повернулась – и в лес.

( Сорока, отряд Воробьинообразные.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

(Снегирь, отряд Воробьинообразные.)

3. Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло.

(Сова, отряд Совообразные.)

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она?

(Ворона, отряд Воробьинообразные)

5. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица, отряд Воробьинообразные)

Ведущий 2: 3-й конкурс: «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

С кем путешествовал Нильс? дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

4-й конкурс:

1-й помощник. Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правильный!

Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.

Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

Клюв чистит;

Кому-то что-то сообщает;

Музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

Дятел имеет крохотный мозг;

Голова на амортизаторах;

Череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3. Зачем страус голову в песок прячет?

От страха;

Разыскивает пищу.

4. Сколько перьев у птиц?

Более тысячи;

Более десяти тысяч.

(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

Соколы и ястребы;

Ласточки и стрижи;

Утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

Журавль откладывает всего одно яйцо;

Сильный птенец убивает слабого;

Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а ро-дители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

Утка;

Гагара;

Пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батиска-фа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

Павлин;

Гусь;

Журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Подведение итогов конкурса.

5-й конкурс: Музыкальный конкурс

Конкурс пословиц и поговорок о птицах

Задание – закончить фразы. Ведущий читает пословицы, по одной для каждой команды.

1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).

2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

4. Гусь свинье… (не товарищ).

5. Всякая птица своё… (гнездо любит).

6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).

Викторина – 2

1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

4. Какая птица самая большая в мире? (Страус).

5. Какая птица может летать вперёд хвостом? (Колибри).

6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).

7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки).

Конкурс «Живые синонимы»

2-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задание 1-й команде:

1. Могучий, как… (орёл).

2. Вольный, как… (птица).

3. Мудрый, как… (ворон).

4. Вороватый, как… (сорока).

5. Важный или спокойный, как… (гусь).

6. Важный или надутый, как… (индюк).

7. Верность… (лебединая).

8. Любовь и нежность… (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).

10. Длинноногий, как… (журавль).

11. Большеглазый, как… (филин).

12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).

3. Нос с горбинкой, или… (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или… (утиный).

5. Шея красивая, или… (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).

7. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).

8. Болтать или трещать, как… (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).

10. Ворковать, как… (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Веришь – не веришь»

1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица – королёк? (Нет).

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).

За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение итогов конкурса.

Жюри оценивают конкурс.

6-й конкурс: «УГАДАЙ, ЧЕЙ КЛЮВ И ЧЬЯ ЛАПА?»

Ведущий 2:

А сейчас эстафету принимают капитаны команд. Для них состоится конкурс «Угадай, чей клюв и чья лапа?»

Птицы заселяют разнообразные районы земного шара, приспособились к различным условиям существования, к потреблению специфических видов кормов, используя при этом различные способы их добывания. Это сказалось на внешнем облике птиц, которые отличаются строением клюва, длиной шеи, ног и хвоста, формой и длиной крыла т. д.

Мы предлагаем вам рассмотреть рисунки и определить, какой из предложенных птиц принадлежит клюв или лапа. К каждому рисунку три варианта ответа. Вы должны найти правильный и поднять соответствующий номер. (Ассистенты демонстрируют стенд с рисунками клювов и лап птиц).

Рисунок первый (демонстрация рисунка - клюв утки).

Это клюв водоплавающей птицы. Он уплощенный, верхние и нижние края внутренней поверхности клюва имеют особые пластинки. Края пластинок и бахрома языка образует единый фильтрованный аппарат, свободно пропускающий воду, но удерживающий добычу во рту. Эта птица относится к отряду гусеобразные.

Варианты ответов: 1. Гоголь

2. Серая утка

3. Чомга

Правильный ответ: серая утка. Это редкий пролетный и гнездящийся вид включен в список охраняемых животных.

Рисунок второй (демонстрация рисунка - клюв клеста).

Это клюв лесной птицы. Он своеобразно устроен: надклювье и подклювье перекрещиваются верхней частью. Это позволяет отгибать чешуй шишек и липким языком извлекать семена. Птица относится к отряду Воробьинообразные.

Варианты ответов: 1. Клест - сосновик

2. Белокрылый клест

3. Клест - еловик.

Правильный ответ клест: еловик.

Рисунок третий (демонстрация рисунка - клюв тетеревятника).

Это клюв хищной птицы. Он крепкий, крючковатый. Основание клюва покрыто голой кожицей - восковицей. Питается животной пищей. Эта птица относится к отряду соколообразные.

Варианты ответов: 1. Беркут

2. Тетеревятник

3. Гриф

Правильный ответ: тетеревятник.

Рисунок первый (демонстрация рисунка - лапа дятла).

У этой птицы ноги короткие, с длинными сильными пальцами, два из которых направлены вперед, а два назад.

Варианты ответов: 1. Дрозд - рябинник

2. Пестрый дятел

3. Скопа

Правильный ответ: пестрый дятел

Рисунок второй (демонстрация рисунка - лапы совы).

Лапы этой птицы оперены, короткие, сильные, пальцы вооружены острыми крючковатыми когтями. Питается животной пищей.

Варианты ответов: 1. Хохлатый орел

2. Куропатка

3. Белая сова

Правильный ответ: белая сова.

Рисунок третий (демонстрация рисунка - лапа орла).

Лапы этой птицы оперены до пальцев, когти острее. Питается животной пищей.

Варианты ответов: 1. Могильник

2. Дрофа

3. Глухарь

Правильный ответ: могильник.

Конкурс для болельщиков: « ЛЕГЕНДЫ О ПТИЦАХ».

О птицах в народе слагали не только пословицы, песни, стихи, но и легенды, которые всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите два повествования о пернатых, постарайтесь угадать о какой птице идет речь?

Легенда 1. В Греции знали имя славного мастера Дедала - изобретателя столярного искусства. У него был ученик, который превзошел мастерством и сообразительностью своего учителя. Дедал стал завидовать талантливому ученику и однажды когда они вдвоем стояли на скале, мастер столкнул его вниз, но не разбился ученик, а превратился в птицу, крик которой напоминает шум пилы, изобретенной учеником Дедала.

Варианты ответов: 1. Куропатка

2. Чайка

3. Стриж

Правильный ответ: Куропатка

Легенда 2. Неприятную новость принесла эта птица богу Аполлону, оперение которой в то время было белым, как молоко. Светоносный бог наказал птицу, и ее перья стали черного цвета.

Варианты ответов: 1. Грач

2. Ворон

3. Скворец

Правильный ответ: Ворон.

5-й конкурс: «ДА» ИЛИ «НЕТ» - о значении птиц в природе и жизни человека.

Ведущий 1:

Переходим к следующему, четвертому конкурсу «да» или «нет» - о значении птиц в природе и жизни человека. На международном орнитологическом конгрессе участников попросили ответить на вопрос: что дали птицы человечеству? Вот некоторые из ответов: «Сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено». «Краски, пение, движение, вдохновение», «Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать», «Глубокое ощущение свободы и радости». «Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!».

Итак, на вопросы конкурса вы должны ответить «ДА» или «НЕТ».

1. Птицы - лучшие помощники в борьбе с вредителями лесного и сельского хозяйства. (Да).

2. Чем больше птиц, тем больше вредителей и выше урожай. (Нет).

3. Птицы предупреждают массовое размножение вредителей. (Да).

4. Больше синиц в садах - меньше червивых яблок. (Да).

5. Птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов. (Да).

6. Хищные птицы уничтожают грызунов, наносят вред лесному и сельскому хозяйству. (Нет).

7. Птицы полезны в развитии различных ландшафтов. (Да, например, способствуют распространению растений на вырубках, гарях, открытых участках).

8. Следует ли истреблять грачей, которые могут наносить вред в овощеводстве и в садоводстве. (Нет, птицы приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают личинок вредных насекомых, сами являются пищевым объектом для многих хищников).

9. Можно ли собирать для употребления в пищу яйца таких диких птиц, как гусей и уток. (Нет, это приведет к резкому сокращению численности видов).

10. Существует ли проблема охраны птиц в связи с развитием авиации? (Да, много птиц погибает в районе аэропортов и при столкновении с самолетами).

Ведущий. Вот и подошли к концу конкурсы. Жюри подведут итоги и определят лучшие команды. НАГРАЖДЕНИЕ.

Ведущий 1: Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю.

Лететь в одном полете.

Ведущий 2: Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте

Ведущий 1: О! Как, природа - мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла

Давайте coxpa ним

На стержнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях тигра.

Ведущий 2: Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним.

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!!! (С. Старшинов)

(Последние строки ведущие говорят вместе).

Вот и закончилась наша игра. Успехов вам и до новых встреч!!!

Фотографии внеклассного мероприятия «День птиц»

Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(
Жан Дорст)

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Ведущий (1):

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

Примерные игры:

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

Примерные приветствия:

Для команды «Ласточки»:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.

Приветствие команды «Иволга»:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

Мини-викторина:

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:

8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.

Ведущий: Мы начинаем игру.

1 тур

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.

Вот так в школе отмечается День Птиц.

Список литературы

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

3. Журнал «Читаем, учимся, играем».

Сценарий мероприятия "День птиц"

Цель и задачи мероприятия: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи конкурса:

    Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.

    Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.

    Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Форма: праздник-конкурс

Вед: 1 Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют,

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы,

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки,

На деревья нападут.

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник - День птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового. Сегодня мы проведем конкурсную программу о птицах. Нам нужно две команды по 5 человек. Оценивать выступления команд будет жюри (представление членов жюри)

Команда «Скворцы» - представление команды и команда «Пингвины»

В начале, как положено, проведем разминку команд:

«скворцы»

    Куда деваются из скворечников, скорлупки разбитых яиц? (выносят в клюве их птицы)

    Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве?(Грачи)

    Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)

«пингвины»

    Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)

    Какая птица резко меняет по сезонам года цвет своего оперения (белая куропатка)

    Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)

И так первый конкурс «Загадочный»

Команды по очереди отгадывают загадки.

    Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

    Кто дважды родиться, один раз умирает? (птица)

    И в лесу заметьте дети

Есть ночные сторожа

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы…(филины и совы)

    Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Повернулась и в лес. (сорока)

    Подскажите, что за птички:

Хвостик тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

    В болоте плачет

А из болота не идет (кулик)

    Он серенький на вид, но пением знаменит. Соловей)

    И петь не поет.

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (пингвин, страус)

Конкурс “Птичий ребус”

Командам даются ребусы и они должны их разгадать

Конкурс “Брачный союз”.

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например, лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц. (команды отвечают по очереди)

Ответ:

    Петух- курица

    Гусь- гусыня

    Утка- селезень

    Голубь- голубка

    Перепел- перепелка

    Индюк- индейка

    Орёл- орлица

    Тетерев- тетёрка

    Глухарь- глухарка

    Фазан- фазанка

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:1 Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

  1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

    Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

    Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

    Воробьи прячутся под крышу (к буре)

    Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

    Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

    Воробьи купаются в песке (будет дождь).

    Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

    Вороны садятся на снег (к оттепели).

    Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

Конкурс: «Птичьи разговоры»

У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Вспомните некоторые из них:

    Гуси Гогочут

    Соловьи свистят

    Вороны каркают

    Ласточки щебечут

    Голуби воркуют

    Синицы пищат

    Совы хохочут

    Журавли курлычат

    Утки крякают

    Лебеди трубят

    Филины ухают

    Аисты трещат

Конкурс «Птичий кроссворд»

Командам дается кроссворд, который они отгадывают

Конкурс «Узнай ее»

Зачитывается небольшой рассказ, вы должны узнать о какой птице идет речь.

    На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее. (Голубь.)

    В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в XVI веке. Благодарные люди поставили памятник птице. (Петух.)

    В 1850 году в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в Бостоне сильно расплодились вредные насекомые. Их гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица - она уничтожала насекомых вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города. Назовите птицу. (Воробей.)

    Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица. (Чайка.)

Блиц-опрос для команд: Кто больше ответит на вопросы за одну минуту

    Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

    Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)

    Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

    Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

    Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)

    Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

    Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

    Кто два раза родился? (Птица.)

    Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)

    Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)

    Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)

    Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

    Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

    Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

    О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

    Так называют влюбленных. (Голубки).

    Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

    Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

    Так называют плохую мать. (Кукушка).

    У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)

    Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)

    Самая крупная птица в Европе? (Орлан белохвост.)

    Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)

    Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два.)

    Самая тяжелая птица нашей страны? (Дрофа.)

    Какой отряд птиц самый многочисленный? (Отряд Воробьиные.)

    Могут ли птицы спать на лету? (Да.)

    Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)

    Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)

    Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)

    Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)

    Дышит ли птенец в яйце? (Дышит.)

    Часть нижней конечности, характерная только для птиц? (Цевка.)

    Какие птицы помогают пасти скот? (Страус.)

    Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)

    Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)

    Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)

    Птица – санитар леса(дятел)

    Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)

    Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).

    От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).

    Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

    Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

Конкурс «Угадай сказку»

    Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

    Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки ("Гуси – лебеди")

    Птица с золотым украшением на голове, состоявшая на службе у царя (А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке")

    Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом ("Курочка – ряба")

Конкурс капитанов

Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:

    пение кукушки (для одной команды);

    крик петуха (для другой команды);

Жюри подводит итоги. Награждение

МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.

День птиц.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.

Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.

Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.

Полюбуйся, весна наступает!

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает.

И ручьи по оврагам шумят.

Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.

Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.

Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.

Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.

В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.

Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.

1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

2. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где растут растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворение.(жаворонок)

3. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт, поёт, поёт. (соловей)

4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица.. (грач)

5. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

А зовут меня …. скворец.

Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?

Песня1. Звонко капают капели….

1. Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать.

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

2. Быть может, на чужбине снился

Мой домик средь ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

3. Нам в хозяйстве помогает и

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый скворец.

4. Мы вставали ночью даже

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же,

Наши гости прилетят!

5. А сегодня поглядели,

На ольхе сидит скворец.

Все: Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел

Скворец к синичке:

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы,

Где вы побывали.

Расскажите, птицы,

Что вы повидали?

Скворец

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Голубь: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед: Мы очень рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

6. Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране.

Встречать любовью птичьи стаи

Всем сердцем радуясь весне!

Песня

Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)

Слайд 14.

Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.

Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.

Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Слайд 15.

Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.

Слайд 16.

А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?

Слайд 17.

Посмотрите внимательно на знаки.

Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?

Слайд 18.

А сейчас викторина о птицах.

Слайд 19.

А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.

Вместе мы одна семья:

Цветы и деревья, птицы и я.

Будем мы природу беречь!

До свидания, до новых встреч!