Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Рациональное мышление. Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления

Рациональное мышление. Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления

Подготовлено по материалам блога Brainhack.me

Избавление от плохих привычек

Избавиться от них нельзя, но можно заменить новыми, и это сработает. Чтобы привычка запустилась на выполнение, нам нужен некий сигнал, «триггер», на который мы, собственно, и реагируем привычным набором действий, после чего получаем награду в той или иной форме. Это так называемая петля привычки: триггер - привычные действия - награда. Подробнее это все описано в книжке Чарлза Дахигга «Сила привычки» . Трюк в том, что нужно научиться обращать внимание на триггеры и на награды. Эффективнее всего оставить их прежними, заменив при этом лишь набор привычных действий. Для этого нужно немного препарировать свою дурную привычку: вспомните, в какие моменты она у вас срабатывает, и найдите триггер. Потом обратите внимание на то, какую награду, какие приятные ощущения вы получаете. Затем постепенно старайтесь заменить эти старые привычные действия новыми, полезными. Это, кстати, может оказаться на удивление сложной задачкой, но так получится лучше разобраться в себе.

Келли Макгонигал, профессор Стэнфордского университета, собрала в своей книге результаты исследований о том, как прокачивать свою силу воли, постепенно воспитывать новые привычки, быть более внимательным и так далее. В конце каждой главы удобно выделены основные мысли и набор практик, которые вы можете попробовать.

Поиск логики и рациональности

«Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина», - такими словами начинается классический учебник Челпанова по логике . Таким образом, если нам все-таки хочется что-то понять, то хорошо бы ближе познакомиться с логикой. Какой в этом практический смысл? Допустим, вы спорите с товарищем о чем-то и чувствуете, что ходите по кругу или даже уже зашли в тупик. Логика поможет прояснить, о чем именно идет спор и верно ли выстроены доказательства, лучше понять точку зрения оппонента и свою тоже. Если кажется, что звучит это скучновато, то используйте в «Гугле» запрос «рациональное мышление» вместо запроса «логика». Это словосочетание - ключ к различным статьям, которые стараются вкрутить логику в повседневную жизнь, сделать это знание более практичным.

Что почитать: Элиезер Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Да, это фанфик по вселенной Гарри Поттера, но написанный американским специалистом по искусственному интеллекту и сингулярности. В каждой главе на примерах ситуаций, происходящих с героями, раскрывается одна из тем, связанная с рациональным мышлением.

Путь к пониманию окружающих

«Что они все творят?» Бывает, что какой-то похожий вопрос возникает в голове, да? Обычно в моменты, когда мир вокруг не соответствует нашим сформулированным или даже несформулированным ожиданиям. Особенно когда это касается поведения других людей. Вроде бы ты все ясно сказал, а тебя неправильно поняли. Вроде бы всем понятно, что поступать надо так, а коллега взял и поступил совсем по-другому.

Мысль о том, что все люди разные, в той или иной формулировке мы слышали тысячи раз, но когда сталкиваемся с этим на практике, всегда удивляемся. Обращали внимание, как по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию разные люди? Психологи, разумеется, тоже обратили на это внимание. Генри Мюррей, например, разработал тематический апперцептивный тест, который широко распространился после Второй мировой войны и тогда применялся прежде всего для работы с нарушениями в эмоциональной сфере. Испытуемым просто показывают изображения людей в различных бытовых ситуациях и предлагают рассказать историю о том, что происходит на картинке, описать, что чувствуют персонажи. Стоит ли говорить, что про одно и то же изображение разные люди рассказывают совершенно разные истории? Или хотя бы обращают внимание на разные детали. Можете это проверить сами на себе и своих товарищах.

Более того, когда мы воспринимаем других людей и думаем, что понимаем их, то нередко это тоже оказывается иллюзией. В психологии есть термин «атрибуция». Это механизм объяснения причин поведения других людей. И с латыни это переводится как «приписывание». Есть, например, фундаментальная ошибка атрибуции - человеческая склонность объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а свое поведение - внешними обстоятельствами. Некий абстрактный Вася, допустим, кому-то нагрубил прямо посреди рабочего дня и объясняет себе это так: «Я рассердился, потому что все идет не так, как задумано». А его коллега Алиса, проходя мимо, подумала: «Такой он злюка».

Когда мы говорим о себе, мы обычно описываем свои действия, реакции, эмоции: «Меня расстраивает, что...» Говоря о других, мы чаще всего характеризуем самого человека: «Вечно он ноет...» Поэтому в следующий раз, когда будете удивляться поведению других людей, попробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом.

Эталонно интересный, легко написанный и одновременно строго подкрепленный научными данными учебник по социальной психологии профессора психологии Дэвида Майерса поможет на огромном количестве примеров чуть лучше разобраться в поведении людей. И, очевидно, в своем поведении в том числе.

Самоанализ

С тем, что мы ошибаемся по поводу поведения других людей, более-менее понятно. Но и по поводу себя мы тоже можем ошибаться, не обращать внимания на что-то или вообще нестись по инерции, не замечая, как пролетают рабочие дни, как быстро проходит отпуск. Письменные практики - надежный и проверенный способ разобраться в себе. Точнее, даже множество способов. Самый простой, который сразу приходит на ум - дневник. Не блог, а именно личный дневник, в котором вы можете быть честными с собой и который ведете регулярно. Можете попробовать просто записывать, что с вами происходило за день, что вы при этом чувствовали, что думаете теперь. Или, наоборот, - сосредоточьтесь на планах на будущее.

Если вести дневник никогда не получалось, стоит обратиться к другой простой практике: «утренние страницы». Каждое утро первым делом садитесь и удобным вам способом записывайте все, что приходит в голову. За компьютером или на бумаге - как вам удобнее. Главное, делать это регулярно и равномерными порциями - например, обязательно 15 минут или обязательно 3 страницы. И эти страницы не должен читать никто, кроме вас. Это личное. Не знаете, с чего начать? Начните с «Не знаю, с чего начать...». Если будет казаться, что сказать нечего, - так и пишите: «Ну вот, нечего сказать, нечего сказать, нечего сказать». Здесь же, например, можете делиться своими переживаниями про выработку привычки, или определяться с планами на день, или мечтать о будущем, что угодно. Написанное можете перечитывать, а можете не перечитывать - решать вам.

Про утренние страницы много пишет Армен Петросян в своем блоге и на страницах проекта «Жить интересно», где об этом же и другие авторы, в частности психолог Дарья Кутузова, которая ведет сайт «Письменные практики ». А еще есть «Мастерские текста» Лены Трусковой , которые помогут не только разбираться с собой, но и вообще писать тексты (вот можно попробовать задания).

Отказ от многозадачности

Если компьютеры хорошо справляются с несколькими одновременно запущенными процессами, то мы - нет. Можно тешить себя историями про Цезаря, который делал много дел одновременно, но на самом деле человек не может быть в полной мере многозадачным. Когда нам кажется, что мы справляемся с несколькими задачами одновременно, на деле мы просто быстро между ними переключаемся. И даже если в процессе этого не заметно, дело это сравнительно энергозатратное для мозга. Не удивительно, что в особенно загруженные дни мы чувствуем себя опустошенными. При этом профессий, которым на деле нужен мультитаскинг, не так много, как кажется. Например, наличие этой способности подразумевает должность авиадиспетчера. Но у них в регламенте прописаны сроки непрерывной работы и регулярные перерывы. А многие из тех, кто любит представить себя многозадачными, предпочитают начать работать утром, а закончить ночью. Знаю, сам так делал.

Но как успеть сделать гору работы без переключения между задачами? Прежде всего, нужно понять, что мнимая многозадачность не делает вас эффективнее. Нередко эффективность, наоборот, существенно снижается, и это подтверждалось исследованиями. Лучше стараться делать одно дело в один промежуток времени внимательно, не переключаясь. Вспомните, как вы делали что-нибудь, что вам действительно нравится, не отвлекаясь и теряя счет времени. Вот примерно такого состояния нужно стараться достигать при выполнении дел.

Планируйте регулярные перерывы. Тут стоит вспомнить о технике помодоро: заводите таймер, например, на 25 минут, сфокусированно работаете, потом делаете перерыв 5 минут - и снова за работу. Несколько раз в день стоит брать перерывы подольше. Также бывает полезно вздремнуть, если вам это подходит, или прогуляться пешком. И главное, в следующий раз, когда вам будет казаться, что вы делаете несколько дел одновременно, вспомните, что толком не делаете в этот момент ни одного.

Книга не о том, как успевать больше, а о том, что стоит делать меньше, но зато только действительно важные для вас дела. Хорошо поможет настроиться на побег из ловушки псевдомногозадачности и сконцентрироваться на том, что имеет значение.

Управление концентрацией

На смену термину «тайм-менеджмент» приходит термин «селф-менеджмент». Дело в том, что временем управлять нельзя, вы можете его только спланировать. Управлять можно только собой. И в первую очередь - своим вниманием и концентрацией. What you focus on expands. Полезно учиться уделять внимание важным для себя вещам и отсекать незначительные. Помните, что, если вы не выполняете свои планы и мечты, вы выполняете чужие. Внимание определенным образом связано со стимулами, и понимание этой связи помогает лучше себя контролировать. Научно это подкрепляется законом Йеркса - Додсона , определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Результат улучшается при повышении мотивации (или степени возбужденности) до определенного предела. После этого предела, когда уровень мотивации/возбужденности становится слишком высоким, результат ухудшается. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы с вниманием спортсменов.

Чем это знание может быть полезно? Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для себя уровень возбужденности. Вспомните: когда настроение «никакое», работа, бывает, валится из рук. И напротив, когда настроение слишком хорошее, про работу забываешь, и хочется наслаждаться моментом, подпевать всем любимым песням разом, ну, вы лучше знаете, что вам хочется делать в таком настроении. Так вот, эффективный уровень возбуждения, который можно назвать вашей «зоной концентрации» где-то между этими двумя состояниями. Для разных видов деятельности подходит разный уровень возбуждения, но нужно стараться управлять своим состоянием - успокаиваться, когда в руках все горит, или, наоборот, раззадоривать себя, когда ничего не хочется делать. Главная задача - осознавать, когда вы вышли из зоны концентрации, а потом понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.

Психолог Люси Палладино - специалист по теме внимания. В этой книге она описывает систему, которую она выработала для тех, кто хочет развить умение концентрироваться.

Самообразование

С таким количеством онлайн-курсов и других образовательных инициатив, которые у нас есть сегодня, проблема, казалось бы, не в том, как учиться, а в том, как все успеть и с чего начать.

Но если спросить себя «как научиться учиться?», то может оказаться, что вопросов больше, чем ответов. Недавно среди сотни британских и голландских учителей провели опрос, и выяснилось, что они продолжают верить во множество мифов о мозге. Например, в миф про правополушарных и левополушарных студентов. Еще одним мифом является то, что стоит сразу определиться, аудиал ты, визуал или кинестетик, и потом усваивать информацию только подходящим вам образом. В одном из исследований людям предлагали выбрать, к какому типу они относят себя, а потом предлагали материалы в подходящем или неподходящем формате. Оказалось, что аудиалы вполне хорошо разбирались с текстовыми материалами, а кинестетики нормально воспринимали информацию на слух. Кстати, многие education-хакеры, когда делятся опытом, замечают, что лучше всего они усваивают материал, когда изучают его во всех вариантах: слушают аудиолекции и пересказывают их сами себе, рисуют и записывают на бумаге, читают учебники и так далее.

Онлайн-курс: «Научитесь учиться» на Coursera

Онлайн-курс о том, как научиться учиться, от профессора Барбары Окли при поддержке профессора Терренса Сейновски. Они расскажут о чанкинге, прокрастинации, памяти и простых полезных методиках, помогающих сделать обучение более осознанным и эффективным. Все это дополняется интервью с людьми, которые серьезно занимаются образованием или самообразованием, например, с полиглотом Бэнни, писательским коучем Дафной Грей-Грант. Еще там есть интервью со Скоттом Янгом , который прошел 4-летнюю программу MIT за год.

Медитация

Медитацию многие до сих пор считают неотделимой от религии или эзотерики. Но стоило этой практике попасть в Европу и Штаты, как начались процессы секуляризации и научных исследований. Это привело к тому, что медитация зарекомендовала себя как проверенная методика повышения концентрации, внимательности и осознанности. Есть исследовательские центры, где изучают пользу медитации для снижения уровня стресса и хронических болей. Начать практиковать медитацию вы можете самостоятельно. Для этого хватит 5–10 минут в день: просто спокойно сидите с закрытыми глазами, с прямой спиной и сосредоточившись на своем дыхании. Главное, постарайтесь делать это регулярно.

Чтобы понять, что именно делать, взгляните на ролик , где телеведущий Дэн Харрис в образе лабораторной мыши рассказывает об основах медитации за пару минут. Чтобы выработать привычку и не путаться в том, на что следует обращать внимание, полезно будет подобрать подходящие аудиоинструкции. Один из проверенных вариантов - сервис Headspace . У него хорошо реализовано постепенное увеличение количества времени: сначала медитируете по 5 минут в день, потом по 10, 15, 20. И все это время диктор будет обращать внимание на то, на что следует обратить внимание вам. Курс англоязычный, если знания языка не хватит, то в сети вы сможете найти похожие аудиофайлы на русском.

Доктор Кабат-Зинн - основатель исследовательского центра Center for Mindfulness при Массачусетском медицинском университете (UMass). Первый раз книга была издана в 1985 году, спустя 6 лет после создания центра. Автор постепенно объясняет, в чем суть практики, разбавляя текст рекомендациями о том, как попробовать применить описанное в повседневной жизни и в практике медитации.

Сон

Бывает, мы жертвуем сном в пользу сериала, интересной книжки, классной беседы или срочных дел на работе. Даже учитывая это, сну мы посвящаем примерно треть жизни, но большая часть того, что с нами происходит во сне, с точки зрения науки пока что остается за гранью понимания. Известно, что во время сна мозг перерабатывает информацию и переносит ее в долгосрочную память. Особенно стоит обратить внимание на этот факт студентам и школьникам: если вы что-то учите, особенно перед самим экзаменом - постарайтесь выспаться. Иначе вы столкнетесь с эффектом, когда знания в голове как будто рассыпаются и даже текст в шпарагалках окажется непонятным. Чем более насыщенным был день, тем больше нам нужно хорошенько поспать. Хотя, честно говоря, что такое «хорошенько поспать», до сих пор тоже вопрос открытый.

Журналист Дэвид Рэндалл заинтересовался темой сна, когда обнаружил, что ходил во сне. И не просто ходил во сне, а умудрился получить травму. Во время своего исследования он выяснил, что сон до сих пор является довольно малоизученной темой, и, кажется, оставил в своей книге больше вопросов, чем дал ответов.

Настало время женщинам задуматься о рациональном мышлении, так как интуиция и эмоции – вещь хорошая, но не всегда помогает в принятии правильного решения. Давайте для начала рассмотрим на чем основано эмоциональное мышление и почему от него стоит отказаться в пользу рационального.

Итак, эмоции возникают на подсознательном уровне и формируются с помощью ассоциаций, заложенных с рождения. Например, если у ребенка сложилась связь «яркий цвет-хорошее настроение», то при выборе очередной кофточки выбор падет на более красочную. Хотя в гардеробе она будет двадцать пятой «розовой маечкой».

С точки рационального мышления такой выбор крайне нелогичен. Так как хочется чего-то нового, а мы купили практически такую же вещь. Практичнее было бы купить серую или синюю, а еще логичнее – продумать цветовые сочетания с другой одеждой, имеющейся у нас в шкафу.

Другой пример, девушка сидит на диете, но увидев ларек с мороженным – сразу бежит покупать, убеждая себя, что это самый некалорийный десерт в мире. Часто такое видели?! – Мы, да. В такой момент с нами играет злую шутку наше эмоциональное восприятие, которое нередко мешает нам добиваться поставленных целей.

Надеюсь мы Вас убедили, что обдуманное разумное взвешивание поможет уберечь по крайне мере от бестолковых покупок. А если применить методы рационального мышления в принятии более серьёзных решений – головокружительный успех не заставит себя долго ждать.

Методы рационального мышления:

  • Метод №1 – взвешивание всех плюсов и минусов. Берем листик бумаги и делим на две половинки. В первой записываем все положительные последствия от принятого решения, а во второй – возможные негативные. Только хорошенько подумайте и проанализируйте. Очень трудно сразу в голове наладить последовательные логические цепочки, поэтому вариант со списком крайне полезен. На его основании будет гораздо легче принять правильное рациональное решение.
  • Метод №2 – учитывать или не учитывать все факторы. Порой на наш выбор влияет тысячи, а то и более факторов. Учесть каждый – нереально, мы же с Вами – не вычислительная техника. Поэтому еще Г. Саймон предложил основывать принятие решения только на наиболее важных показателях, так как именно от них в основном будет зависеть ход дальнейших событий.
  • Метод №3 – неоднозначный выбор. Иногда есть несколько вариантов решения и метод анализа несколько усложняется. Допустим у нас есть три плана выхода из ситуации. Берем такое же количество листков и для каждого считаем плюсы и минусы. Победит тот, у кого будет больше плюсов. В том случае, если везде будет равное количество плюсов, то считаем минусы. Чем меньше – тем лучше, соответственно. Если вдруг и тут будет совпадение, то интуиция придет на помощь, но такое очень редко случается.

Мы озвучили три базовых метода рационального мышления, которые помогут в любой ситуации принять правильное решение и не оплошать.

Конечно сложно себя заставить анализировать каждый свой шаг, особенно девушкам, у которых природой заложено больше эмоциональное восприятие мира. Но если попробовать, то со временем это выработается в хорошую привычку, что в свою очередь:

  • точно сэкономит Ваш бюджет ;
  • научит и не выглядеть дурочкой в глазах мужчины;
  • поможет достичь нового уровня в карьере, если таковая имеется;
  • сможете правильно расставлять приоритеты и добиваться поставленных целей.

Конечно это довольно-таки неполный список преимуществ, но и этих уже вполне достаточно. Современная женщина не сможет выжить только на своих «эмоциях», поэтому учимся покорять этот мир наравне с мужчинами.

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Главные отличительные черты рационального мышления - это логическая основа и практическая направленность. Человек, которому свойственен рационализм, старается поступать разумно, правильно, ищет лучшее решение, а не бросается действовать при отсутствии конкретного плана.

Принципы, на которых основывается рациональное мышления, могут быть различными. Ведь разные люди способны иметь собственные представления о том, что является благом, какое решение будет верным. Все зависит от мировоззрения конкретной личности. Поэтому важно не само решение, полученное при рассуждении рационального типа, а намерение поступить разумно, все обдумать, добиться конкретной цели, все рассчитать, предусмотреть различные варианты исхода событий.

Рациональное мышление имеет целью найти наименее затратный в плане внешних и внутренних ресурсов способ решения той или иной проблемы. Человек должен отбросить домыслы и чувства и ориентироваться на выгоду от действий. В зависимости от жизненных принципов и установок той или иной личности, эта выгода будет заключаться в различных вещах. Применять данный способ мышления можно и в работе, и в личной жизни.

Методы рационального мышления

К методам рационального мышления относится анализ, в результате которого из потока информации можно выявить наиболее ценные данные, найти причинно-следственные связи. Также поиску рационального зерна способствует использование статистических данных, маркетинговых исследований. Опираясь на чужой опыт, человек может найти лучшее для себя решение.

К числу методов рационального способа мышления можно отнести умозаключение. Рассуждая, выстраивая цепочку из мыслей и развивая свои идеи, человек приходит к желаемому выводу. Также важна способность аргументировать собственную точку зрения и выстраивать главные тезисы в нужном порядке. В противном случае мысли будут путаться и сбиваться.

Рационалист использует такие инструменты как сравнение и суждение. Чтобы получить наиболее полное представление о тех или иных вещах, порой требуется какое-то мерило. Прогнозирование помогает рассмотреть возможные варианты развития событий, оценить их риски и выбрать наилучший способ действий. Предусмотреть, каким может стать положение в будущем, поможет планирование. Используя данные методы, человек может рационально, логично мыслить и делать здравые выводы.

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014